Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Главного управления
государственного строительного надзора
Московской области
от 17.01.2020 N 02
Обобщение
практики осуществления государственного надзора за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории московской области и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований в 2019 году
I. Цели проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований
1. Целью проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований Главного управления государственного строительного надзора Московской области (далее - Главное управление) при осуществлении государственного надзора за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области (далее - обобщение правоприменительной практики) является:
1) обеспечение единства практики применения Главным управлением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (далее - обязательные требования);
2) обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Главным управлением путем опубликования;
3) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности заинтересованных лиц о практике применения обязательных требований;
4) совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.
II. Основные задачи обобщения правоприменительной практики
1. Задачами обобщения правоприменительной практики являются:
1) выявление проблемных вопросов применения Главным управлением обязательных требований;
2) выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики и их реализация;
3) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;
4) выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка и внесение предложений по их устранению;
5) подготовка предложений по совершенствованию законодательства;
6) выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по реализации профилактических мероприятий для их предупреждения.
III. Правоприменительная практика организации и проведения государственного надзора за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области
Согласно Закону Московской области от 13.04.2006 N 54/2006-ОЗ "О порядке эксплуатации нежилых зданий, строений, сооружений на территории Московской области" (далее - Закон Московской области) государственный надзор предусмотрен при эксплуатации нежилых зданий, строений, сооружений, отнесенных распоряжением Правительства Московской области к объектам повышенного уровня ответственности.
Общее количество поднадзорных объектов по состоянию на 31.12.2019 составило 259 объектов.
При осуществлении регионального государственного надзора, при проведении проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), а также Административного регламента исполнения государственного надзора за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области, утвержденного приказом начальника Главного управления от 24.09.2019 N 37.
Организация и проведение проверок юридических лиц включает в себя такие процедуры, как: использование оснований для проведения внеплановых проверок; разработка и издание распоряжений Главного управления о проведении проверки; выбор формы проведения проверки; исчисление и соблюдение сроков проведения проверки; соблюдение прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц при организации и проведении проверки; оформление результатов проверки; работа с обращениями физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, содержащими сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда общественным отношениям, жизни и здоровью граждан.
Ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц
В соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) плановые проверки проводятся на основании разработанного и утвержденного Главным управлением в соответствии с полномочиями ежегодного плана плановых проверок юридических лиц.
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, Главное управление направляет проект ежегодного плана проведения плановых проверок в Прокуратуру Московской области (далее - Прокуратура).
Прокуратурой рассматривается проект ежегодного плана проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителю Главного управления об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных юридических лиц совместных плановых проверок.
Главное управление рассматривает предложения Прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляет в Прокуратуру в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок.
Прокуратура в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщает план проведения плановых проверок и направляет его в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для включения Генеральной прокуратурой Российской Федерации в ежегодный сводный план проведения плановых проверок.
Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Утвержденный руководителем Главного управления ежегодный план проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Главного управления в сети Интернет либо иным доступным способом.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Формы проведения проверок (документарная и (или) выездная проверка)
При выборе формы проверки принимаются во внимание результаты ранее проводившихся проверок (при наличии), а также иная информация и документы, необходимые для определения выбора вида проверки.
В соответствии с требованиями ст. 9 и ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ проверки могут проводиться в форме плановой и внеплановой проверки.
Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном требованиями ст. 11 и ст. 12 Федерального закона N 294-ФЗ.
Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления эксплуатации поднадзорного объекта совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, обязательным требованиям.
Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя Главного управления.
Плановая проверка проводится с использованием проверочного листа (список контрольных вопросов), ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом обязательных требований, норм по технической эксплуатации и требований утвержденного положения по технической эксплуатации поднадзорного объекта, составляющих предмет проверки.
Форма проверочного листа размещена на официальном сайте Главного управления в сети Интернет, в разделе "Контрольно-надзорная деятельность".
При проведении проверки с использованием проверочного листа (списка контрольных вопросов) заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист (список контрольных вопросов) прикладывается к акту проверки.
О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом Главного управления не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Главного управления о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля или иным доступным способом.
Основания для проведения внеплановых проверок и количество проведенных проверок в 2019 году
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления эксплуатации поднадзорного объекта обязательных требований, норм по технической эксплуатации и требований утвержденного положения по технической эксплуатации здания, строения и сооружения, выполнение предписаний Главного управления, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном статьями 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ.
В случае если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, норм по технической эксплуатации и (или) требований утвержденного положения по технической эксплуатации, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного предписания.
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, норм по технической эксплуатации и требований утвержденного положения по технической эксплуатации поднадзорного объекта.
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона N 294-ФЗ, и проводится по месту нахождения Главного управления.
Исчисление и соблюдение сроков проведения проверок
Пунктом 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что срок проведения документарной или выездной проверки не превышает двадцати рабочих дней.
Средний срок проведения Главным управлением документарной проверки в 2019 году составил 1 день, выездной проверки - от 2 до 4 дней.
Соблюдение прав подконтрольных субъектов при организации и проведении проверок
Руководствуясь статьей 18 Закона N 294-ФЗ должностные лица Главного управления, осуществляющие контрольно-надзорные мероприятия, соблюдают законодательство Российской Федерации, права и законные интересы подконтрольного субъекта, в отношении которого проводится проверка.
При проведении инспекторами Главного управления соблюдались права руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя подконтрольного субъекта, установленные статьей 21 Закона N 294-ФЗ, а именно:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Законом N 294-ФЗ;
2.1) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;
2.2) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
Оформление результатов проверки
В соответствии с требованиями ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами Главного управления, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
В случае если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом Прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган Прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели вправе вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
В журнале учета проверок должностными лицами Главного управления осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), наименовании органа муниципального контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.
При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
В соответствии с указанной нормой и статьей 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления нарушения обязательных требований Главным управлением осуществляются административные процедуры (выдача предписания, проведение внеплановой проверки по исполнению предписания, повторная выдача предписания).
Юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в Главное управление в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Главное управление. Указанные документы могут быть направлены в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица.
Согласно статье 18 Закона N 294-ФЗ в ходе контрольных надзорных мероприятий при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, оценивается соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Работа с обращениями, содержащими сведения о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований
В случае поступления указанных обращений они рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" всесторонне, объективно и своевременно.
По результатам рассмотрения обращений Главным управлением представляются письменные ответы по существу поставленных в обращении вопросов, уведомления граждан о направлении их обращений на рассмотрение в другие государственные органы, органы местного самоуправления или иным должностным лицам в соответствии с их компетенцией, направляются письма руководителям организаций об исполнении требований Главного управления по устранению нарушений градостроительного законодательства и руководителям организаций о принятии комплекса мер, направленных на устранение нарушений обязательных требований и предупреждение подобных нарушений.
Меры, принимаемые по результатам проверок в отношении подконтрольных субъектов (судебная практика)
В судебные органы на рассмотрение направлены 28 протоколов, составленных уполномоченными лицами Главного управления, осуществляющими государственный надзор за эксплуатацией объектов недвижимости повышенного уровня ответственности, об административных правонарушениях по ч. 6 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) - неисполнение предписания органа надзора.
В рамках государственного надзора в 2019 году к наиболее часто встречающимся нарушениям обязательных требований относились следующие:
N |
Вид нарушения |
Количество нарушений, выявленных в ходе КНМ |
1 |
Отсутствие или несвоевременное оформление необходимой эксплуатационной документации (технический паспорт, технический журнал, акты текущих и общих осмотров, приказы) |
230 |
2 |
Несвоевременное проведение планово-предупредительных и текущих ремонтов строительных конструкций и инженерных сетей и систем |
102 |
3 |
Невыполнение требований положения по технической эксплуатации, нормативных документов по поддержанию в работоспособном состоянии строительных конструкций, инженерных сетей и систем (техническое обследование конструкций здания, геодезический мониторинг несущих конструкций здания, наблюдение за трещинами и повреждениями несущих конструкций) |
87 |
4 |
Отсутствие архивной исполнительной документации выполненной в ходе строительства и реконструкции объекта |
14 |
5 |
Невыполнение рекомендаций по итогам проведенных технических обследований несущих и ограждающих конструкций здания, выполненных специализированными организациями |
11 |
6 |
Отсутствие разработанного и утвержденного положения по технической эксплуатации |
2 |
Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований
1. В целях предупреждения нарушений юридическими лицами обязательных требований, норм по технической эксплуатации и требований утвержденного положения по технической эксплуатации, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, Главным управлением осуществляются мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, норм по технической эксплуатации и требований утвержденного положения по технической эксплуатации в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.
2. Профилактические мероприятия проводятся в соответствии с утвержденной приказом руководителя Главгосстройнадзора Московской области от 21.12.2018 N 172 ведомственной программой профилактики на 2019 - 2021 годы в форме:
1) размещения информации на официальном сайте Главного управления в части:
- актуализации и размещения на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю;
- подготовки и размещения разъяснительных материалов, информационных писем, руководств по вопросам соблюдения обязательных требований и в средствах массовой информации и на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в разделе "Контрольно-надзорная деятельность";
- информирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей путем подготовки и размещения на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" комментариев об изменениях, вносимых в действующие нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, сроках и порядке вступления их в действие;
- формирования и размещения на официальном сайте Главгосстройнадзора Московской области Перечня типичных нарушений обязательных требований, установленных правовыми актами в области государственного надзора за объектами повышенного уровня ответственности, выявленных в результате анализа и обобщения правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности;
- актуализации информации о порядке и сроках осуществления государственного надзора за объектами повышенного уровня ответственности и размещения на официальном сайте в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" результатов контрольно-надзорных мероприятий;
2) разработки и применения при проведении плановых проверок проверочных листов с перечнем контрольных вопросов, ответы на которые необходимы для достижения цели проверки;
3) совершенствования порядка и механизмов досудебного обжалования, обеспечения информационной открытости порядка и механизмов административного обжалования;
4) проведения разъяснительной работы по вопросам соблюдения обязательных требований;
5) направления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований в области соблюдения установленного порядка.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица могут привести или приводят к нарушению этих требований. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований не может содержать требования предоставления юридическим лицом сведений и документов, за исключением сведений о принятых юридическим лицом мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ, нарушений обязательных требований, должностные лица Главного управления принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя Главного управления мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.
Ответственность юридических лиц за нарушение обязательных требований
При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
VI. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований
Ежегодный план проведения плановых проверок выполнен на 100%.
Доля проверок, результаты которых признаны недействительными, - 0%.
За 2019 год проведена 131 проверка юридических лиц, в том числе 31 выездная плановая проверка, 100 внеплановых проверок, из них 67 документарные проверки и 33 выездные проверки.
В результате проведения плановых выездных проверок 97% проведенных проверок имели нарушения обязательных требований.
Внеплановые проверки проводились по основаниям:
- по контролю исполнения предписаний, выданных по результатам ранее проведенных проверок, - 100 проверок.
По результатам проведенных проверок выдано предписаний об устранении обязательных требований законодательства и утвержденного положения по технической эксплуатации - 83.
Составлено протоколов об административном правонарушении с передачей дела в суд по ч. 6 ст. 19.5 КоАП 1РФ-26, по ст. 14.1 КоАП Московской области - 2 протокола.
Проведено 19 мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами на основании ст. 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ в целях выявления и пресечения нарушений требований градостроительного законодательства и утвержденного положения по технической эксплуатации, а также заблаговременного получения сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований.
По итогам мероприятий выдано 8 предостережений о недопустимости обязательных требований собственникам (пользователям) поднадзорных объектов.
Целями проведения профилактических мероприятий, проводимых Главным управлением в сфере государственного надзора за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области, являются:
- предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в сфере регионального государственного надзора за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области;
- создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- повышение прозрачности при осуществлении регионального государственного надзора за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области;
- снижение административных и финансовых издержек при проведении контрольно-надзорных мероприятий;
- предупреждение нарушений подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- мотивация к добросовестному исполнению обязательных требований в сфере регионального государственного надзора за соблюдением собственниками (пользователями) нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации на территории Московской области;
- разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований;
- установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенного им уровня риска (класса опасности), проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
- формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольно-надзорной деятельности.
Результатом проведения профилактической работы является:
- предупреждение нарушений юридическими лицами обязательных требований, устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований;
- снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- увеличение доли законопослушных подконтрольных субъектов;
- повышение прозрачности деятельности контрольно-надзорного органа;
- уменьшение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;
- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов;
- обеспечение единообразия понимания предмета контроля подконтрольными субъектами;
- мотивация подконтрольных субъектов к добросовестному поведению;
- повышение прозрачности системы контрольно-надзорной деятельности;
- формирование моделей социально ответственного, добросовестного правового поведения поднадзорных субъектов.
В ходе обзора правоприменительной практики осуществления государственного надзора за эксплуатацией объектов повышенного уровня ответственности на территории Московской области были проанализированы типовые нарушения обязательных требований законодательства, допущенные собственниками (пользователями) поднадзорных нежилых зданий, строений, сооружений в 2019 году.
По результатам анализа установлено, что типовые нарушения, обозначенные в предыдущих обзорах за 2018 год, продолжают оставаться без изменения, а именно:
1. В нарушении требований главы 6.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации и требований ст. 10, ст. 11 Закона Московской области от 13.04.2006 N 54-ОЗ:
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного Закона Московской области от 13 апреля 2006 г. вместо "54-ОЗ" следует читать "54/2006-ОЗ"
Отсутствие и несвоевременное оформление необходимой эксплуатационной технической документации поднадзорного объекта, в том числе:
- технический паспорт поднадзорного объекта;
- технический журнал по эксплуатации;
- составление актов текущих и общих осмотров здания;
- составление графиков текущих и общих осмотров конструкций здания и инженерного оборудования;
- составление актов выполненных работ при проведении текущего и капитального ремонта здания;
- приказов о назначении ответственного лица за эксплуатацию здания, приказа руководителя о назначении комиссии по проведению общих и внеочередных осмотров здания.
2. Невыполнение требований утвержденного Положения по технической эксплуатации поднадзорного объекта, нормативных документов по поддержанию в работоспособном состоянии строительных конструкций здания, инженерных сетей, систем и оборудования, в том числе:
- техническое обследование несущих и ограждающих конструкций здания в соответствии с требованиями ч. 4.3 ГОСТ 31937-2011;
- геодезический мониторинг несущих конструкций здания в нарушение требований;
- отсутствие инструкций и актов по проверке инженерных систем в нарушение требований п. 2 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ;
- отсутствие ежегодного акта проверки качества огнезащитной обработки конструкций здания в соответствии с требованиями п. 21 постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме".
3. Несвоевременное проведение планово-предупредительных и текущих ремонтов строительных конструкций и инженерных сетей и систем в нарушение требований главы 6.2 Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ.
4. Отсутствие на объекте технической и исполнительной документации, выполненной в ходе строительства и реконструкции объекта, в нарушение требований п. 4.38 СП 68.13330.2017.
5. Отсутствие на объекте документов, подтверждающих соответствие поднадзорного объекта требованиям энергетической эффективности в соответствии с требованиями п. 1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
6. Отсутствие документов по проведению проверки сопротивления изоляции проводов, кабелей и обмоток электрических машин и заземляющих устройств здания в соответствии с требованиями п. 2.12.17 ПТЭЭП (Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей) от 13.01.2003.
Причинами данных нарушений являются:
1. Недостаточная подготовка и пробелы в техническом образовании инженерно-технического состава службы эксплуатации поднадзорных объектов.
2. Низкая требовательность должностных лиц субъектов надзора к подчиненным по поддержанию в работоспособном состоянии строительных конструкций, инженерных сетей и систем здания.
3. Недостаточное финансирование работ по текущему и капитальному ремонту объекта со стороны собственников (пользователей) здания.
VII. Ответственность за нарушение обязательных требований в сфере технической эксплуатации нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности на территории Московской области
9.1. В соответствии с требованиями Закона Московской области "Кодекс об административных правонарушениях Московской области" от 04.05.2016 N 37/2016-ОЗ, ст. 14.1:
- осуществление эксплуатации поднадзорных объектов без оформленного и утвержденного в установленном порядке положения о технической эксплуатации здания (строения, сооружения) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
9.2. В остальных случаях при выявлении нарушений обязательных требований в сфере эксплуатации нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности норм по технической эксплуатации и утвержденного положения по технической эксплуатации строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
9.3. Неисполнение законного предписания в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Главного управления государственного строительного надзора Московской области от 17 января 2020 г. N 02 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.