Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 января 2020 г. N 55-АПА19-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Касаткиной В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Абаканэнергосбыт" о признании не действующим в части приказа Министерства экономического развития Республики Хакасия от 28 декабря 2018 г. N 10-э "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Республики Хакасия на 2019 год" по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Абаканэнергосбыт" и Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 29 июля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено в части.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Абаканэнергосбыт" (далее - ООО "Абаканэнергосбыт") обратилось в Верховный Суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о признании не действующим со дня вступления решения суда в законную силу приказа Министерства экономического развития Республики Хакасия от 28 декабря 2018 г. N 10-э "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на территории Республики Хакасия на 2019 год" (далее - приказ от 28 декабря 20148 г. N 10-э) в части установления сбытовых надбавок указанных в приложении к названному приказу относительно ООО "Абаканэнергосбыт" для тарифной группы "население" и приравненные к нему потребители (пункт 1 - на 2-е полугодие) и для тарифной группы "прочие потребители" (пункт 1 - менее 670кВт на 2-е полугодие, а также для групп от 670 кВт до 10 МВт и не менее 10 МВт на 2-е полугодие), а также об обязании Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия в месячный срок со дня вступления в силу решения суда принять нормативный правовой акт (приказ) заменяющий приказ от 28 декабря 2018 г. N 10-э в части, признанной не действующей.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 29 июля 2019 г. административное исковое заявление частично удовлетворено. Приказ от 28 декабря 20148 г. N 10-э признан не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения суда в законную силу. В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
ООО "Абаканэнергосбыт" также обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просил изменить решение суда первой инстанции и удовлетворить требования об обязании Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия в месячный срок со дня вступления в силу решения суда принять нормативный правовой акт (приказ) заменяющий приказ от 28 декабря 2018 г. N 10-э.
Относительно апелляционных жалоб ООО "Абаканэнергосбыт" и прокуратурой Республики Хакасия представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, возражениях на них, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Государственное регулирование цен (тарифов) надбавок в области электроэнергетики осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
Согласно части 3 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на розничных рынках подлежат в том числе сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 названного Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В 2018 год государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику в Республики Хакасия согласно пунктам 1 и 4.15.1 Положения о Министерстве экономического развития Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 12 мая 2009 г. N 153 (в редакции постановления от 05 декабря 2017 г. N 631), осуществляло Министерство экономического развития Республики Хакасия (далее - Министерство).
В настоящее время указанные полномочия осуществляет Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия в соответствии с пунктами 1.1., 2.1.5 Положения о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 апреля 2019 г. N 175.
Приказом Министерства от 28 декабря 2018 г. N 10-э установлены сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии, поставляющих электрическую энергию (мощность) на розничном рынке Республики Хакасия на 2019 год.
Согласно пункту 1 таблицы приложения к названному приказу для тарифной группы потребителей "население и приравненные к нему категории потребителей" на второе полугодие 2019 года сбытовая надбавка установлена в размере 0,20757 руб./кВт.ч., для тарифной группы "прочие потребители" для потребителей с мощностью энергопринимающих устройств менее 670 кВт - 0,68487 руб./кВт.ч.; от 670 кВт до 10 МВт - 0,37775 руб./кВт.ч.; не менее 10 МВт - 022829 руб./кВт.ч.
По мнению административного истца, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в сфере установления тарифов в электроэнергетике. При определении необходимой валовой выручки для расчета сбытовых надбавок для тарифных групп "население и приравненные к нему категории потребителей" и "прочие потребители" органом регулирования необоснованно учтены суммы излишне полученных в предыдущих периодах регулирования доходов в размере 50 000 тыс. руб.
Проверяя соответствие оспариваемого приказа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу пункта 7 Основ ценообразования регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования, с учетом средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленных таким организациям при осуществлении ими регулируемой деятельности.
Особенности учета выявленных за предшествующий период регулирования экономически необоснованных расходов или экономически необоснованных доходов гарантирующих поставщиков, а также экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков, и доходов, недополученных при осуществлении гарантирующими поставщиками регулируемого вида деятельности, определяются пунктом 65 настоящего документа.
Согласно пункту 65 Основ ценообразования величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в рублях за киловатт-час электрической энергии (мощности) в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
При определении необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика для расчета сбытовых надбавок учитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, в том числе недополученные (излишне полученные) доходы, обусловленные отклонением величины фактического полезного отпуска от величины, учтенной при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика, за исключением дохода, полученного от увеличения полезного отпуска, связанного с принятием на обслуживание покупателей (потребителей) электрической энергии в течение периода, предшествующего базовому периоду регулирования.
В соответствии с пунктом 65(1) Основ ценообразования сбытовые надбавки рассчитываются в соответствии с методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, и дифференцируются по группам потребителей, в том числе: население и приравненные к нему категории потребителей; прочие потребители дифференцированно по подгруппам, предусмотренным методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, в зависимости от величины максимальной мощности принадлежащих им энергопринимающих устройств (менее 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10 МВт).
Пунктом 4 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2017 г. N 1554/17 (далее - Методические указания N 1554/17), предусмотрен раздельный учет доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации, порядок ведения которого устанавливается в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете в учетной политике гарантирующего поставщика.
В соответствии с подпунктами "г" и "д" пункта 11 названных Методических указаний при определении необходимой валовой выручки гарантирующего поставщика (далее - ГП) для расчета сбытовых надбавок учитываются, в том числе выпадающие, недополученные (излишне полученные) доходы от осуществления деятельности в качестве ГП за период, предшествующий базовому периоду регулирования, обусловленные: разницей между сбытовой надбавкой, установленной для организации, которой был присвоен статус ГП и сбытовой надбавкой организации, ранее осуществлявшей функции ГП в течение периода с момента присвоения статуса ГП до момента установления сбытовой надбавки для организации, которой был присвоен статус ГП; недополученные (излишне полученные) доходы, обусловленные отклонением величины фактического полезного отпуска от величины, учтенной при установлении сбытовых надбавок ГП, за исключением дохода, полученного от увеличения полезного отпуска, связанного с принятием на обслуживание покупателей (потребителей) электрической энергии в течение периода, предшествующего базовому периоду регулирования.
Величина недополученных или излишне полученных доходов от осуществления деятельности в качестве ГП в отношении населения за период, предшествующий базовому периоду регулирования, рассчитывается по формуле, указанной в пункте 28 Методических указаний N 1554/17, для остальных потребителей по формуле, приведенной в пункте 46 вышеуказанных Методических указаний.
Из Методических указаний N1554/17 следует, что для определения величины сбытовых набавок для населения (пункты 20, 21) и для прочих потребителей с мощностью энергопринимающих устройств до 670 кВт, от 670 кВт до 10 МВт и не менее 10 МВт (пункт 38) существенным условием является необходимая валовая выручка ГП для целей расчета сбытовой надбавки для населения.
В пунктах 22, 39 Методических указаний установлен порядок определения необходимой валовой выручки ГП для целей расчета сбытовых надбавок как для населения на расчетный период регулирования в случаях, предусмотренных пунктами 7 и 8 настоящих Методических указаний, так и для прочих потребителей (формулы 4, 56, 59).
Величина недополученных или излишне полученных доходов от осуществления деятельности в качестве ГП в отношении населения за период, предшествующий базовому периоду регулирования (i-2) (Рез^нас_i-2), рассчитывается по формуле, содержащейся в пункте 28 Методических указаний N 1554/17, согласно которой: i - расчетный период - 2019 год, i-1- базовый период - 2018 год, i-2 - период, предшествующий базовому - 2017 год.
Величина недополученных или излишне полученных доходов от осуществления деятельности в качестве ГП в отношении прочих потребителей, у которых максимальная мощность принадлежащих им энергопринимающих устройств относится к диапазону z (менее 670 кВт. от 670 кВт до 10 МВт, не менее 10 МВт), за период, предшествующий базовому периоду регулирования (i-2) (Pез^пп_z,i-2), рассчитывается по формуле, содержащейся в пункте 46 названных Методических указаний.
Согласно пояснениям органа регулирования к расчету сбытовых надбавок, в соответствии с пунктами 28 и 46 Методических указаний N 1554/17 излишне полученные доходы ООО "Абаканэнергосбыт" от осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика за 2017 год составили 407,13 тыс. руб. по тарифной группе "население и приравненные к нему категории потребителей" и 779,39 тыс. руб. по тарифной группе - "прочие потребители, у которых максимальная мощность принадлежащих им энергопринимающих устройств относится к диапазону не менее 670 кВт.ч."
Учитывая значения формул, содержащихся в пунктах 28, 46 названных Методических указаний, дополнительный учет при определении необходимой валовой выручки для расчета сбытовых надбавок для "населения и приравненные к нему категории потребителей" сумм излишне полученных доходов за 2014, 2015, 2016 годы в размере 10 000 тыс. руб. и для "прочих потребителей" в размере 40 000 тыс. руб. противоречит требованиям пунктов 7, 65, 65.1 Основ ценообразования, пунктов 21, 22, 28, 39, 46 Методических указаний N 1554/17.
Выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования ООО "Абаканэнергосбыт об обязании органа регулирования тарифов принять новый нормативный правовой акт, замещающий оспариваемый, является обоснованными, поскольку в силу части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда по административному делу являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, об установлении (изменении) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, во исполнение вступившего в законную силу решения суда в месячный срок со дня вступления в силу решения суда.
Таким образом, обязанность административного ответчика принять новый нормативный правовой акт, замещающий оспариваемый, следует из требований законодательства о тарифном регулировании.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 29 июля 2019 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Абаканэнергосбыт" и Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 января 2020 г. N 55-АПА19-13
Текст определения опубликован не был