Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 12
к проекту районного бюджета
Прохладненского муниципального района
на 2020 год и на
плановый период 2021 и 2022 годов
Проект
бюджетного прогноза Прохладненского муниципального района КБР на долгосрочный период до 2034 года
Бюджетный прогноз Прохладненского муниципального района КБР на долгосрочный период до 2034 года (далее - долгосрочный бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком разработки и утверждения бюджетного прогноза Прохладненского муниципального района КБР на долгосрочный период, утвержденным постановлением местной администрации Прохладненского муниципального района КБР от 19.06.2017 N 172.
Одним из инструментов достижения целей социально-экономической политики района на современном этапе должна стать бюджетная политика, основные черты которой при различных вариантах развития российской и мировой экономики будут зафиксированы в долгосрочном бюджетном прогнозе.
Важным средством обеспечения долгосрочной бюджетной сбалансированности должно служить реформирование отдельных секторов бюджетной сферы, включая изменение используемых в них механизмов финансирования.
Долгосрочное бюджетное прогнозирование подразумевает, что параметры налоговой, бюджетной и долговой политики, включаемые в краткосрочные бюджеты, будут базироваться на ориентирах, выработанных в рамках долгосрочного планирования. В свою очередь, долгосрочные планы будут регулярно актуализироваться с учетом фактических условий развития экономики, возможной переоценки списка приоритетных задач и изменений внешних условий.
Долгосрочное планирование должно позволить уйти от инерционного подхода, когда бюджетные ассигнования распределяются на основе индексирования тенденций предыдущих лет.
Долгосрочное планирование может стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для необоснованного роста расходов.
Таким образом, долгосрочное бюджетное планирование должно сыграть важную роль в повышении сбалансированности консолидированного бюджета Прохладненского муниципального района КБР и качества бюджетной политики на муниципальном уровне в целом.
I. Основные итоги развития бюджетной системы Прохладненского муниципального района КБР за 2019 год, условия формирования бюджетного прогноза на 2020 год
Основные итоги развития бюджетной системы Прохладненского муниципального района КБР за 2019 год
В 2019 году решение задач социально-экономического развития Прохладненского муниципального района КБР осуществлялось в условиях преемственности курса бюджетной политики на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Прохладненского муниципального района КБР.
По предварительным итогам за 2019 год доходы консолидированного бюджета Прохладненского муниципального района КБР будут исполнены в объеме 923,0 млн. рублей или 100,54% от годовых плановых назначений, по сравнению с соответствующим периодом 2018 года темп роста составит 131,4%; расходы консолидированного бюджета Прохладненского муниципального района КБР будут исполнены в объеме 930,1 млн. рублей или 98,1% от запланированных годовых назначений.
Исполнение основных параметров районного бюджета Прохладненского муниципального района КБР по предварительным итогам 2019 года сложилось следующим образом.
Доходы районного бюджета будут исполнены в объеме 744,1 млн. рублей или 100,58% от годовых плановых назначений, по сравнению с соответствующим периодом 2018 года темп роста составит 103,4%.
Расходы районного бюджета планируется исполнить в объеме 748,9 млн. рублей или 97,7% от запланированных годовых назначений, в том числе за счет собственных средств - 215,3 млн. рублей, за счет целевых средств, поступивших из вышестоящих бюджетов - 533,6 млн. рублей.
В отраслевом разрезе основная доля расходов районного бюджета в 2019 году приходится на образование, социальную политику и культуру, что составляет 74,8% (совокупная доля указанных разделов в 2018 году - 74,2%).
Объем государственного внутреннего долга на 1 января 2020 года составил 0 рублей.
Условия формирования бюджетного прогноза на 2020 год
Бюджетная политика на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов будет реализовываться на основе бюджетных принципов, установленных Бюджетным кодексом. Основной целью бюджетной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов является обеспечение сбалансированности районного бюджета Прохладненского муниципального района КБР, устойчивости бюджетной системы и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом.
Основными задачами бюджетной политики на 2020 год являются:
1. Обеспечение расходных обязательств источниками финансирования как необходимое условие реализации государственной политики.
Для этого будет подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут ограничиваться, их рассмотрение будет возможно исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства, и учитываться только при условии адекватной оптимизации расходов в заданных бюджетных ограничениях.
2. Дальнейшая реализация принципа формирования районного бюджета на основе муниципальных программ.
Это позволит повысить обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечит их большую прозрачность для общества и расширит возможности для оценки их эффективности.
Направления и мероприятия социально-экономической политики района, реализуемые в рамках муниципальных программ, должны иметь надежное и просчитанное финансовое обеспечение. Следовательно, необходимо провести работу по приведению объемов финансового обеспечения муниципальных программ на весь период их действия к реальным возможностям районного бюджета с учетом финансового положения бюджета в целом.
3. Обеспечение бюджетной устойчивости и экономической стабильности.
В целях обеспечения бюджетной устойчивости и экономической стабильности дефицит районного бюджета в 2017, 2018 и 2019 годах удерживается на уровне не более 10 процентов от суммы доходов районного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2017, 2018 и 2019 годы соответственно.
4. Повышение качества предоставляемых населению муниципальных услуг используется в целях создания условий для достижения целей государственной политики в соответствующих сферах и повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных и муниципальных услугах.
5. Прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.
6. Усиление внешнего и внутреннего финансового контроля за деятельностью главных администраторов бюджетных средств по обеспечению целевого и результативного использования бюджетных средств.
II. Цели, задачи реализации бюджетной политики Прохладненского муниципального района КБР и долговой политики на долгосрочный период
Цель, задачи реализации бюджетной политики Прохладненского муниципального района КБР на долгосрочный период
При формировании долгосрочного бюджетного прогноза использовались основные параметры прогноза социально-экономического развития Прохладненского муниципального района до 2034 года, разработанные на основе анализа тенденций развития основных секторов экономики. При формировании и реализации бюджетной политики на долгосрочный период необходимо исходить из решения следующих основных задач:
1. Выполнение требований и соблюдение норм бюджетного законодательства Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
2. Повышение качества муниципальных программ и расширение их использования в бюджетном планировании.
3. Обеспечение бюджетной устойчивости и экономической стабильности.
Данная общая задача включает в себя несколько составляющих:
поддержание безопасного уровня дефицита;
ограничение роста расходов районного бюджета Прохладненского муниципального района КБР, не обеспеченных стабильными доходными источниками. Принятие новых расходных обязательств должно в обязательном порядке основываться на оценке прогнозируемых доходов районного бюджета Прохладненского муниципального района КБР;
отсутствие муниципального долга районного бюджета Прохладненского муниципального района КБР.
4. Повышение качества предоставляемых населению государственных (муниципальных) услуг. Прежде всего, это относится к таким значимым для общества сферам, как образование, социальное обслуживание, культура, физическая культура и спорт.
В рамках решения данной задачи будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств), сокращению доли неэффективных бюджетных расходов.
Необходимо продолжить работу по оптимизации структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования муниципальных учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления, а также несоответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы.
5. Прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.
Бюджетная политика осуществляется в интересах общества. Успех ее реализации зависит не только от действий тех или иных органов власти, но и от того, в какой мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее реализации.
Этот подход реализован за счет формирования районного бюджета Прохладненского муниципального района КБР в "программном" формате, что подразумевает "привязку" финансовых ресурсов к конкретным целевым параметрам и результатам, прогнозируемым показателям социально-экономического развития, публичное обсуждение проектов, хода и итогов реализации муниципальных программ.
Принцип прозрачности и открытости будет подкреплен новыми практиками его реализации, в полном объеме будут проведены процессы по открытию бюджетных процедур, в числе которых регулярная разработка и совершенствование "Бюджета для граждан".
6. Осуществление мероприятий по совершенствованию бюджетного процесса, развитию системы управления муниципальным долгом, имуществом, финансовыми активами, повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, включая оптимизацию их полномочий и численности, специализации функций, формированию интегрированной системы управления государственными финансами ("электронного бюджета").
7. Усиление внешнего и внутреннего финансового контроля за деятельностью органов местного самоуправления и других главных администраторов бюджетных средств по обеспечению целевого и результативного использования бюджетных средств.
Модель постоянного роста бюджетных расходов к настоящему времени исчерпала свои возможности ввиду отсутствия достаточных доходов. В этих условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений.
Реализация этих мер будет являться необходимым условием повышения эффективности системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами и, как следствие, минимизации рисков несбалансированности бюджетов бюджетной системы Прохладненского муниципального района в долгосрочном периоде.
Для достижения цели и решения задач долгосрочной бюджетной политики необходимо соблюдение следующих основных принципов:
надежность (достоверность) и консервативность оценок и прогнозов, положенных в основу долгосрочной бюджетной политики;
долгосрочная устойчивость и сбалансированность бюджетов бюджетной системы Прохладненского муниципального района;
формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом возможности их оптимизации и повышения эффективности исполнения;
принятие новых расходных обязательств на основе сравнительной оценки их эффективности и разных способов достижения поставленной цели;
создание постоянно действующих механизмов повышения эффективности бюджетных расходов, стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых (установленных) результатов;
повышение персональной ответственности главных распорядителей средств районного бюджета Прохладненского муниципального района КБР.
Общая эффективность реализации долгосрочного бюджетного прогноза будет определяться его практическим применением в рамках бюджетного процесса, а также при разработке, утверждении и реализации документов государственного стратегического планирования.
Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Прохладненского муниципального района и районного бюджета Прохладненского муниципального района на долгосрочный период отражен в приложении N 1 к настоящему долгосрочному бюджетному прогнозу.
Направления бюджетной политики на долгосрочный период по доходам
Для обеспечения уровня доходов, достаточного для гарантированного выполнения задач и функций местного самоуправления, важнейшей задачей органов местного самоуправления на долгосрочную перспективу является увеличение налогового и неналогового потенциала. Выполнение этой задачи потребует реализации комплекса мер, в том числе:
а) повышение качества администрирования налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Прохладненского муниципального района;
б) определение дополнительных источников пополнения доходной части бюджета на основе анализа налогового потенциала Прохладненского муниципального района;
в) обеспечение заинтересованности органов местного самоуправления в максимальной мобилизации доходов;
г) совершенствование методов контроля по легализации "теневой" заработной платы;
д) выявление лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по отдельным видам деятельности.
Направления бюджетной политики на долгосрочный период по расходам
Основной целью долгосрочного бюджетного прогноза является обеспечение сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета Прохладненского муниципального района.
Главная задача, которая стоит перед органами местного самоуправления, обеспечить принятие реалистичных обязательств, не нарушая устойчивость бюджетной системы.
Формирование и исполнение "программного бюджета" будет сопровождаться внедрением современных информационных систем.
Соблюдение принципа единства бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочном периоде будет обеспечиваться, в том числе за счет применения единой классификации.
Обеспечение расходных обязательств источниками финансирования является необходимым условием реализации государственной политики. Для этого будет подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут ограничиваться, их рассмотрение будет возможно исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства, и учитываться только при условии адекватной оптимизации расходов в заданных бюджетных ограничениях.
Принцип прозрачности и открытости будет подкреплен новыми практиками его реализации, в полном объеме будут проведены процессы по открытию бюджетных процедур.
В долгосрочном периоде будут реализовываться следующие мероприятия:
1. Повышение качества муниципальных программ и расширение их использования в бюджетном планировании.
В целях создания условий для дальнейшей реализации программных документов продолжится работа по совершенствованию нормативной базы, необходимой для программно-целевого планирования и реализации районного бюджета в программном формате.
2. Повышение эффективности оказания государственных услуг.
В рамках решения данной задачи будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств), сокращению доли неэффективных бюджетных расходов.
3. Обеспечение в полном объеме публичных нормативных обязательств.
4. Обеспечение исполнения указов Президента Российской Федерации по социальным вопросам.
5. Мониторинг деятельности муниципальных учреждений с целью их оптимизации.
Направления долгосрочной бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений
Развитие сферы межбюджетных отношений связано с решением следующих задач:
обеспечение сбалансированности местных бюджетов;
сохранение роли выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов;
повышение эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов;
формирование устойчивой собственной доходной базы местных бюджетов, создание стимулов по ее наращиванию;
укрепление финансовой дисциплины муниципальных образований района, достижение условий соблюдения органами местного самоуправления бюджетного законодательства.
Оказание финансовой поддержки со стороны районного бюджета Прохладненского муниципального района в финансировании первоочередных расходов муниципальных образований Прохладненского муниципального района будет продолжено путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые сохранят ведущую роль в системе межбюджетного регулирования. В связи с высокой значимостью данного вида межбюджетных трансфертов общий объем указанных дотаций не должен подлежать уменьшению даже в случае необходимости пересмотра отдельных расходных статей районного бюджета Прохладненского муниципального района.
В среднесрочной перспективе также следует минимизировать использование иных межбюджетных трансфертов в связи с невозможностью в достаточной мере оценить эффективность их предоставления. Для этого следует предусмотреть конкретные случаи, в которых возможно их предоставление.
Реализация изложенных мер будет способствовать повышению эффективности системы межбюджетных отношений, обеспечению сбалансированности местных бюджетов и увеличению их финансовых возможностей, а также улучшению качества управления бюджетным процессом на местном уровне.
Долговая политика и сбалансированность бюджета Прохладненского муниципального района на долгосрочный период
Обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета Прохладненского муниципального района в долгосрочном периоде является одной из основных задач бюджетной политики. Под сбалансированностью понимается соответствие расходных обязательств доходам бюджета. Основным критерием оценки сбалансированности бюджета является его устойчивость, то есть способность выполнять установленные расходными обязательствами задачи.
Основной задачей долговой политики Прохладненского муниципального района на долгосрочный период является создание условий для недопущения образования муниципального долга.
Основными мероприятиями по реализации основных задач долговой политики являются:
1) поэтапное сокращение дефицита районного бюджета;
2) направление дополнительных поступлений по доходам на снижение бюджетного дефицита;
3) недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов;
4) эффективное управление свободными остатками средств районного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.