Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
областной Думы
от 13.02.2020 N 2427
Информация
о реализации Закона Тюменской области "О недропользовании в Тюменской области" (представлена в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым 27.12.2019)
Тюменская область располагает богатой ресурсной базой минерального сырья, в регионе представлены группы полезных ископаемых, обеспечивающие основные потребности современного экономического развития: углеводородное сырье (нефть и попутный нефтяной газ), строительные пески и глины, формовочные и стекольные пески, агрохимическое сырье (торф, сапропель), пресные и минеральные подземные воды и др.
Воспроизводство минерально-сырьевой базы, рациональное и комплексное использование и охрана недр являются основными целями государственного регулирования отношений в сфере недропользования.
Реализация мероприятий по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых осуществляется в рамках государственной программы Тюменской области "Недропользование и охрана окружающей среды", утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 14.12.2018 N 504-п (далее - Программа).
В 2019 году за счет средств областного бюджета в рамках мероприятий Программы в части недропользования было освоено 90 895,74 тыс. рублей, в том числе по мероприятиям:
- осуществление государственного мониторинга окружающей среды, включая разработку проектной документации, - 10 815,0 тыс. рублей;
- анализ развития и освоения минерально-сырьевой базы Тюменской области - 1 100,0 тыс. рублей;
- мониторинг недропользования и охраны недр Тюменской области - 1 000,0 тыс. рублей;
- геолого-разведочные работы и подсчет запасов полезных ископаемых, включая разработку проектной документации, - 75 231,0 тыс. рублей;
- организация и ведение государственного учета запасов и ресурсов подземных вод Тюменской области - 350,0 тыс. рублей;
- инвентаризация и ликвидация бесхозяйных скважин, включая разработку проектной документации, - 449,740 тыс. рублей.
Эффективность реализации Программы по мероприятиям, направленным на осуществление полномочий исполнительных органов государственной власти Тюменской области в сфере недропользования, характеризуется выполнением следующих показателей, представленных в таблице.
N п/п |
Показатель |
Плановое значение на 2019 год |
Фактическое значение за 2019 год |
Фактическое значение за 2018 год |
1 |
Пески (строительные и силикатные), песчано-гравийные материалы, прирост запасов, млн |
75,9 |
28,1 |
Показатель введен в 2019 году |
2 |
Доля ликвидированных (законсервированных) бесхозяйных скважин в общем количестве скважин, подлежащих ликвидации в первоочередном порядке, % |
91,9 |
91,8 |
88,7 |
3 |
Объем оцененных запасов подземных питьевых вод (нарастающим итогом), тыс. |
3,1 |
3,1 |
Показатель введен в 2019 году |
Невыполнение планового значения по приросту запасов песков (строительных и силикатных) и песчано-гравийных материалов в 2019 году связано с тем, что прирост запасов полезных ископаемых обеспечивается за счет собственных средств пользователей недр и обусловлен тенденциями социально-экономического развития региона, в частности, темпами строительства. Плановое значение рассчитывается как среднее значение за предыдущие три года (в 2016 г. - 66,8 млн , в 2017 г. - 69,5 млн
, в 2018 г. - 91,3 млн
, среднее значение за три года - 75,9 млн
). Невыполнение планового значения в 2019 году не приведет к ухудшению положения в сфере обеспечения региона песками и супесью, так как балансовые запасы данного сырья составляют 753,0 млн
(на 01.01.2018), при годовой добыче 9,4 млн
(за 2018 год) регион обеспечен им на 80 лет.
Невыполнение планового значения по показателю "Доля ликвидированных (законсервированных) бесхозяйных скважин в общем количестве скважин, подлежащих ликвидации в первоочередном порядке" связано с тем, что в 2019 году две скважины были исключены из контракта по ликвидации скважин в связи с тем, что одна скважина недоступна для ликвидации, одна скважина была лицензирована в период выполнения работ по контракту.
В целях охраны подземных вод от загрязнения и предотвращения истощения питьевых водоносных горизонтов в течение 2019 года ликвидировано 25 бесхозяйных, аварийных скважин в Вагайском муниципальном районе; в 2018 году - 32 (28 - Вагайский, 4 - Юргинский муниципальные районы).
Осуществляются исследования подземных и поверхностных вод, почвы, снега на пяти полигонах государственного мониторинга подземных вод: Тура-Тавдинском, Тобольском, Ишимском, Демьянском и Речкинском. В ходе гидрогеологических исследований на полигонах мониторинга подземных вод проводятся круглогодичные наблюдения за гидродинамическими характеристиками подземных вод, а также осуществляется оценка качества подземных и поверхностных вод, снежного покрова и почвогрунтов.
В рамках программного мероприятия "Геолого-разведочные работы и подсчет запасов полезных ископаемых, включая разработку проектной документации" осуществляется постепенный перевод систем водоснабжения городов и сельских населенных пунктов на подземные источники, защищенные от воздействия негативных природных и техногенных факторов, что способствует повышению качества потребляемой жителями области питьевой воды.
В текущем году оценены запасы подземных питьевых вод с целью водоснабжения Армизонского и Абатского районов Тюменской области в объеме 3,1054 тыс. в сутки. В настоящее время проводятся поисково-оценочные работы и оценка запасов подземных питьевых вод с целью водоснабжения Ишимского, Казанского, Упоровского, Тюменского районов.
По состоянию на 15.12.2019 количество действующих лицензий на пользование недрами, содержащими подземные воды, составило 367 лицензий.
Предоставление в пользование участков недр местного значения осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Тюменской области от 18.03.2016 N 93-п "Об утверждении порядков предоставления в пользование участков недр местного значения в Тюменской области".
За 2019 год предоставлено 37 лицензий на право пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей хозяйственно-бытового водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
Садоводческое некоммерческое товарищество и (или) огородническое некоммерческое товарищество осуществляют добычу подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения товариществ в порядке, установленном постановлением Правительства Тюменской области от 02.04.2018 N 120-п "Об установлении Порядка добычи подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения на участках недр местного значения садоводческими некоммерческими товариществами и (или) огородническими некоммерческими товариществами". За 2019 год предоставлено право пользования участками недр местного значения для добычи подземных вод 2 садоводческим некоммерческим товариществам или огородническим некоммерческим товариществам.
В 2019 году переоформлено 4 лицензии на пользование участками недр, содержащими подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 в сутки.
В рамках реализации отдельных полномочий по Соглашению между Федеральным агентством по недропользованию и Правительством Тюменской области (далее - Соглашение):
- предоставлено 3 лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности (с объемом добычи более 500 в сутки);
- переоформлено 2 лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности (с объемом добычи более 500 в сутки);
- внесены изменения в 10 действующих лицензий для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности на участках недр или для осуществления геологического изучения с целью поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности на участках недр, полномочия по которым переданы по Соглашению;
- выдано 75 разрешений на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);
- продлен срок действия 251 разрешения на строительство объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);
- выдано 82 разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, разрешение на строительство, реконструкцию которого было выдано Федеральным агентством по недропользованию;
- согласовано 78 схем систем водопотребления и водоотведения в отношении подземных водных объектов в Тюменской области.
С целью учета и оценки состояния минерально-сырьевой базы общераспространенных полезных ископаемых, а также для разработки программ развития и лицензирования минерально-сырьевой базы ведется территориальный баланс запасов общераспространенных полезных ископаемых. Данный баланс составляется на основе отчетных данных предприятий, осуществляющих геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых в Тюменской области, и ежегодно направляется в Российский федеральный геологический фонд "Росгеолфонд" для составления сводного государственного баланса запасов общераспространенных полезных ископаемых.
По состоянию на 01.01.2019 в территориальном балансе Тюменской области учтены:
- пески (супеси) - 24 месторождения и 281 участок недр с запасами 753,0 млн , в том числе распределенный фонд - 8 месторождений и 162 участка с запасами 334,1 млн
;
- глины (суглинки) - 68 месторождений и 218 участков недр с запасами 444,1 млн , в том числе распределенный фонд - 2 месторождения и 99 участков недр с запасами 127,1 млн
;
- торф (кроме используемого в лечебных целях) - 210 месторождений и 2 участка с запасами 1 901,9 млн тонн, в том числе распределенный фонд - 3 месторождения и 2 участка с запасами 4,1 млн тонн;
- сапропель (кроме используемого в лечебных целях) - 5 участков с запасами 4 283 тыс. , в том числе распределенный фонд - 3 участка с запасами 1 459 тыс.
.
Осуществляются мероприятия по распоряжению совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр в Тюменской области, формированию совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, отнесенных к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставлению права пользования участками недр местного значения.
По состоянию на 01.12.2019 количество лицензий на пользование участком недр местного значения для добычи общераспространенных полезных ископаемых составило 272.
В соответствии с Законом РФ "О недрах" лицензии на право пользования недрами предоставляются как по результатам аукционов, так и без проведения аукционов.
В 2019 году проведено 3 аукциона на предоставление права пользования участками недр местного значения, содержащими общераспространенные полезные ископаемые. По результатам проведенных аукционов выдано 4 лицензии на пользование участками недр. По результатам аукциона N 3 лицензии находятся в стадии подготовки.
Продолжается работа в части стимулирования геологического изучения недр с целью поиска и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет средств пользователей недр (без привлечения средств областного бюджета). В 2019 году без аукциона предоставлено 19 лицензий на право пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Все участки недр местного значения, предоставленные в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, расположены на территориях, где ранее не проводилось геологическое изучение.
По состоянию на 01.12.2019 в перечень участков недр местного значения включен 41 участок.
Уполномоченный орган исполнительной власти области принимает участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойств недр, определяющих их ценность или опасность.
В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, проводится государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения (далее - государственная экспертиза).
Государственная экспертиза осуществляется за счет пользователей недр. В 2019 году подготовлено 39 заключений государственной экспертизы.
По итогам отчетного года за счет средств недропользователей прирост балансовых запасов составил:
- пески (супеси) - 28,1 млн ;
- глины (суглинки) - 9,5 млн ;
- сапропель - 0,4 млн ;
- торф - 0,3 млн тонн (1,4 млн при 40% влажности).
За последние годы в Тюменской области добыча песков (супесей), глин (суглинков), торфа и сапропеля на 100% восполняется вновь разведанными запасами, что свидетельствует об обеспеченности региона данными видами минеральных ресурсов. Развитие строительной индустрии в регионе в последние годы стимулировало опережающее развитие минеральной базы строительного сырья.
Разработка месторождений (участков недр) осуществляется недропользователями в соответствии с техническим проектом, согласованным с уполномоченным органом исполнительной власти области. В 2019 году согласовано 26 проектов на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
При реализации органами исполнительной власти Тюменской области полномочий в сфере недропользования учитываются интересы малочисленных народов, права пользователей недр и интересы граждан в соответствии с действующим законодательством. В 2019 году случаев нарушения интересов малочисленных народов, пользователей недр, интересов граждан и споров по вопросам пользования недрами не было.
В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации о недрах и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр в отношении участков недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, осуществляется региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
За 2019 год уполномоченным органом исполнительной власти области в рамках осуществления государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр было проведено 35 плановых и 19 внеплановых проверок в отношении юридических лиц, проведено 17 рейдовых мероприятий, выдано 73 предписания (представления), выполнено в истекшем периоде 14 предписаний (с учетом переходящих с 2018 года), вынесено 107 постановлений о назначении административных наказаний. Сумма наложенных штрафов составила 14 602,0 тыс. рублей, уплачено административных штрафов на сумму 9 720,0 тыс. рублей (с учетом постановлений, вынесенных в 2018 году, срок исполнения (уплаты) которых истек в 2019 году).
Основными нарушениями, выявленными при проведении проверок, являются отсутствие необходимой разрешительной документации для проведения работ по добыче общераспространенных полезных ископаемых, нарушение требований технической документации на разработку участков недр, непредставление государственной статистической отчетности по форме 5-гр, неуплата платежа за пользование недрами.
В целях установления лиц, допустивших пользование недрами без соответствующих лицензий, для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступления в УМВД России по Тюменской области были направлены материалы по 4 надзорным мероприятиям. Кроме того, информация о самовольном пользовании недрами направлялась в Управление экономической безопасности и противодействия коррупции России по Тюменской области, а также в Тюменскую межрайонную природоохранную прокуратуру.
Также в 2019 году представители уполномоченного органа исполнительной власти области приняли участие в 11 проверках недропользователей, проводимых Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой.
Информация по пункту 2 постановления Тюменской областной Думы N 258 от 09.02.2017 "Об информации Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области "О недропользовании в Тюменской области"
В целях вовлечения в промышленный оборот минерально-сырьевой базы общераспространенных ископаемых Тюменской области в рамках Программы проводится мероприятие "Мониторинг недропользования и охраны недр Тюменской области". По результатам мониторинга установлено, что прирост запасов общераспространенных полезных ископаемых в 2019 году составил по строительному сырью (песок, супесь, суглинок, глина) - 37,6 млн , по агрохимическому сырью (торф и сапропель) - 1,8 млн
.
Все работы по геологическому изучению недр пользователи недр провели за счет собственных средств, без привлечения средств бюджета.
В целях привлечения бизнеса в добычу торфа и сапропеля проводится работа по информированию потенциальных инвесторов посредством проведения ряда мероприятий, в числе которых "Форум недропользователей".
В рамках рекомендации Правительству области по подготовке проектной документации на проведение ревизионной оценки месторождений торфа, сапропеля и озерной извести уполномоченный орган исполнительной власти области выступал заказчиком по государственному контракту от 28.07.2017 N 62/Н-17 на выполнение работ по объекту "Разработка проектной документации на "проведение ревизионной оценки месторождений торфа, сапропеля и гажи". В связи с неисполнением подрядчиком обязательств по данному контракту в срок до 30.11.2017, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" 15.08.2018 было принято решение о расторжении государственного контракта.
В 2019 году в полном объеме проведены мероприятия, направленные на обеспечение охраны подземных вод от загрязнения и истощения, в том числе обеспечен контроль за состоянием подземных вод на полигонах государственного мониторинга подземных вод, расположенных в зонах наибольшего антропогенного воздействия. Выполнены запланированные мероприятия по ликвидации бесхозяйных аварийных скважин, являющихся источником возможного загрязнения подземных вод.
В целях усиления контроля за проявлением опасных экзогенных геологических процессов выполнялись мероприятия по мониторингу состояния территорий, подверженных воздействию экзогенных и инженерно-геологических процессов, в том числе с использованием метода дешифрирования материалов дистанционного зондирования Земли, а также осуществлялось полевое инженерно-геологическое обследование. На осуществление данных мероприятий из областного бюджета направлено 10 815,0 тыс. рублей.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тюменской областной Думы от 13 февраля 2020 г. N 2427 "Об информации Правительства Тюменской области о... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.