Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
областной Думы
от 13.02.2020 N 2429
Информация
о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 26.05.2016 N 3712 "О рекомендациях семинара-совещания по теме: "Вопросы реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере земельных отношений" (представлена в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым 16.01.2020)
В соответствии с постановлением Тюменской областной Думы от 26.05.2016 N 3712 "О рекомендациях семинара-совещания по теме: "Вопросы реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере земельных отношений" Правительству Тюменской области рекомендовано:
1. При рассмотрении вопроса о целесообразности реализации Тюменской областью права на первоочередное приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения учитывать возможность использования конкретного земельного участка для привлечения потенциальных инвесторов
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) предусмотрено преимущественное право субъекта Российской Федерации, а в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по цене, за которую он продается.
В силу положений пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 101-ФЗ, статьи 5 Закона Тюменской области от 03.11.2003 N 170 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области о намерении продать данный земельный участок.
Постановлением Правительства Тюменской области от 02.11.2015 N 500-п утвержден порядок принятия решения о реализации права преимущественного приобретения земельного участка Тюменской областью или предоставлении права преимущественного приобретения земельного участка муниципальному образованию. Данным порядком установлена процедура рассмотрения исполнительными органами государственной власти Тюменской области извещений продавцов о намерении продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Прием и регистрацию письменного извещения продавца земельного участка осуществляет уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской области в сфере агропромышленного комплекса (далее - уполномоченный орган).
При рассмотрении вопроса о целесообразности реализации права преимущественного приобретения земельного участка Тюменской областью из земель сельскохозяйственного назначения уполномоченным органом учитывается возможность использования конкретного земельного участка для привлечения потенциальных инвесторов в сельское хозяйство. В адрес уполномоченного органа в основном направляются извещения в отношении земельных участков малой площади, тогда как потенциальные инвесторы проявляют интерес к крупным участкам сельскохозяйственного назначения.
Для принятия решения о реализации Тюменской областью права преимущественного приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или предоставлении права преимущественного приобретения земельного участка муниципальному образованию в 2019 году в уполномоченный орган поступили извещения на 206 земельных участков общей площадью 47 355,0282 га. Из них:
- по 183 земельным участкам принято решение об отказе в реализации Тюменской областью права преимущественного приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в связи с отсутствием целесообразности в приобретении таких земельных участков;
- по 23 земельным участкам подготовлены уведомления об отказе в рассмотрении извещения о продаже земельного участка в связи с отсутствием в данных извещениях сведений о цене, размере, местоположении земельного участка и сроке, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.
В 2019 году преимущественное право покупки земельных участков сельскохозяйственного назначения для нужд Тюменской области реализовано не было.
В случае принятия решения о предоставлении права преимущественного приобретения земельного участка муниципальному образованию, на территории которого расположен земельный участок, правом покупки такого земельного участка обладает соответствующее муниципальное образование.
В 2019 году по 183 земельным участкам в администрации муниципальных образований, на территории которых расположены земельные участки, были направлены запросы, на которые были получены ответы об отсутствии необходимости предоставления муниципальному образованию права преимущественного приобретения земельного участка.
2. В пределах своей компетенции продолжить формирование правоприменительной практики изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения
Порядок принудительного изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании их по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации регламентирован статьей 6 Федерального закона N 101-ФЗ. Согласно данной статье изъятие земельных участков осуществляется в судебном порядке. В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 101-ФЗ органом, уполномоченным на обращение в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае неиспользования его по целевому назначению или использования с нарушением законодательства, является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Инициирование принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в судебном порядке представляется возможным при наличии оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 6 Федерального закона N 101-ФЗ. При этом, исходя из практики рассмотрения судами данной категории дел, обязательным условием для удовлетворения соответствующих исковых заявлений является факт привлечения собственника земельного участка к административной ответственности за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (статья 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также за использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (статья 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В 2019 году в уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области из Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам поступали материалы о неисполнении собственниками земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения предписаний об устранении нарушений земельного законодательства.
По результатам рассмотрения поступивших в уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области материалов было установлено отсутствие достаточных сведений, позволяющих инициировать процедуру изъятия находящихся в частной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в судебном порядке по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 6 Федерального закона N 101-ФЗ, а именно:
1) не определены критерии существенного снижения плодородия почв земельных участков сельскохозяйственного назначения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2011 N 612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", равно как и размер причиненного вреда окружающей среде согласно требованиям Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
2) факт неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации в течение трех и более лет подряд с момента выявления такового в рамках государственного земельного надзора не установлен.
Кроме того, в направленной информации отсутствовали материалы административного производства о привлечении виновных лиц к административной ответственности по статьям 8.7 и 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, основания для инициирования уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в судебном порядке отсутствовали.
В связи с этим в 2019 году уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области иски в суд об изъятии земельных участков не предъявлялись.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.