Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
Тарского муниципального района
Омской области
от 30.12.2019 N 582
Стратегия
социально-экономического развития Тарского муниципального района Омской области до 2030 года
1. Общие положения
Стратегия социально-экономического развития Тарского муниципального района Омской области до 2030 года (далее - Стратегия) определяет:
- стратегическое развитие Тарского муниципального района Омской области в долгосрочной перспективе в целях обеспечения совместных действий органов местного самоуправления Тарского муниципального района, хозяйствующих субъектов, инвесторов, населения Тарского района для достижения конкурентоспособности экономики и высокого качества жизни населения Тарского муниципального района;
- повышение эффективности и результативности муниципального управления Тарского муниципального района Омской области.
Стратегия разработана с учётом положений Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Постановления Правительства РФ от 25.06.2015 N 631 "О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования", Указа Губернатора Омской области от 24.06.2013 N 93 "О стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года", Постановления Правительства Омской области от 23.12.2015 N 368-п "Об отдельных вопросах стратегического планирования в Омской области.
При разработке Стратегии использованы материалы, характеризующие текущее социально-экономическое положение Тарского муниципального района Омской области и перспективы его развития, материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области.
В процессе работы над Стратегией:
- проведен анализ уровня развития Тарского муниципального района, включая оценку достигнутых результатов социально-экономического развития Тарского муниципального района, сильных и слабых сторон социально-экономического положения района;
- определены возможности и угрозы социально-экономического развития Тарского муниципального района в долгосрочной перспективе;
- сформировано видение будущего Тарского муниципального района, стратегических приоритетов, целей, задач и направлений социально-экономического развития Тарского муниципального района на долгосрочную перспективу;
- определены механизмы и инструменты реализации Стратегии и основные индикаторы достижения стратегических целей социально-экономического развития Тарского муниципального района до 2030 года.
2. Основные результаты экономического и социального развития Тарского муниципального района
2.1. Общая социально-экономическая характеристика
Тарский муниципальный район (далее - Тарский район) был образован 17 июня 1929 году и располагается на северо-востоке Омской области. Административный центр - город Тара (в 2019 году отметил 425-ти летний юбилей), основан в 1594 году, самый крупный из пяти малых городов Омской области, расположен на левом берегу реки Иртыш. Именно здесь, в Тарском районе, появилось первое пашенное поле в Сибири и сохранилось 266 объектов культурно-исторического наследия. Площадь района составляет 15,7 тыс. кв. км, или 11,1 процента от территории Омской области, из них 157,5 тыс. га - сельскохозяйственные угодья. Это единственный район Омской области, где с 2001 года на Крапивинском месторождении ведется промышленная добыча нефти.
Тарский район является одним из перспективных районов Омской области по вовлечению в хозяйственный оборот полезных ископаемых. Основными природными ресурсами района являются: нефть, торф, титан и цирконий, сапропели, пески стекольные и строительные, лес.
В состав Тарского района входят 77 населенных пунктов, объединенных в 21 сельское поселение и 1 городское.
По состоянию на 01.01.2019 численность района составляет - 44 196 человек. Плотность населения - 2,8 человека на 1 кв. км.
Тарский район граничит с Седельниковским, Знаменским, Колосовским, Большереченским, Муромцевским, Тевризским муниципальными районами, а также с Тюменской и Томской областями. Тарский район является центром Северной экономической зоны Омской области.
Тарский муниципальный район обладает значительным кадровым, экономическим и природным потенциалом, являясь перспективным северным районом Омской области по развитию сельскохозяйственной отрасли экономики и вовлечению полезных ископаемых в хозяйственный оборот.
2.2. Демография и уровень жизни населения
Среди районов Омской области по численности населения Тарский район стабильно на протяжении десятилетий находится на 2 месте после Омского района.
Национальный состав Тарского района: русские - 86,8%, татары - 7,7%, немцы - 1,3%, украинцы - 0,6%, казахи - 0,1%, другие - 3,5%. Половозрастной состав населения: мужчины - 51,9%, женщины - 48,1%.
Анализ демографической ситуации последних лет показал ежегодное снижение численности населения за счет спада рождаемости и миграционного оттока населения.
Таблица N 1
Показатели естественного движения населения
|
Рождаемость, чел |
Смертность, чел |
Естественный прирост (убыль) |
Миграционный прирост, убыль (-) |
2014 год |
613 |
758 |
-145 |
-7 |
2015 год |
592 |
722 |
-130 |
-128 |
2016 год |
572 |
713 |
-141 |
-138 |
2017 год |
460 |
716 |
-256 |
-166 |
2018 год |
443 |
714 |
-271 |
-256 |
Рынок труда в Тарском районе занимает разные секторы экономики: промышленность, строительство, торговля, транспорт и связь, сельское хозяйство, государственное управление и обеспечение военной безопасности, образование, здравоохранение и другие.
Наибольший удельный вес приходится на работников образования (среднесписочная численность работников - свыше 16%), сфер торговли, сельского хозяйства, государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение.
При этом среднесписочная численность работников на протяжении последних лет сокращается, что связано с уменьшением доли трудоспособного населения.
Среднемесячная начисленная заработная плата, рублей
Рисунок в базе не приводится
Рис. 1 Динамика уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников крупных и средних организаций в Тарском муниципальном районе
Размер среднемесячной начисленной заработной платы в Тарском районе ежегодно растет. Самый высокий уровень оплаты труда зафиксирован в таких сферах, как транспорт и связь, финансовая деятельность, государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование, обрабатывающего производства.
Таблица N 2
Уровень заработной платы и численность безработных в районах северной экономической зоны Омской области в 2018 году
Районы |
Среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций, руб./рейтинг |
Численность официально зарегистрированных безработных на конец декабря 2018 года, чел./рейтинг |
||
Большеуковский |
24914,80 |
2 |
169 |
1 |
Знаменский |
24763,60 |
3 |
231 |
5 |
Седельниковский |
24030,30 |
5 |
218 |
4 |
Тарский |
26909,40 |
1 |
460 |
6 |
Тевризский |
24470,10 |
4 |
202 |
3 |
Усть-Ишимский |
23949,40 |
6 |
197 |
2 |
Среди районов Омской области Тарский район занимает 8 место по уровню безработицы. Доля населения старше трудоспособного возраста в Тарском районе постепенно растет. За последние 5 лет численность пенсионеров увеличилась на 7,3%, а средний размер назначенных пенсий увеличился на 19,1% (на конец 2018 года по сравнению с итогами 2014 года). В 2018 году доля пенсионеров в общей численности населения района составляла 28,2%.
Демографические процессы, происходящие в Тарском районе, в целом отражают общую тенденцию сокращения трудового потенциала, которая сложилась за последние годы в Омской области. Главными из них являются сокращение численности и старение населения, рост демографической нагрузки на трудоспособное население, развитие миграционных процессов. В целях улучшения демографической ситуации, а также ускоренного экономического развития требуется решение социальных проблем и повышение качества жизни населения, создание устойчивых конкурентных преимуществ и повышение инвестиционной привлекательности территории.
2.3. Промышленность, инвестиции, строительство
В экономике Тарского муниципального района можно выделить основные отрасли: добывающая промышленность, сельское хозяйство, лесная и деревообрабатывающая промышленность. К основным отраслям экономики можно отнести также оптовую и розничную торговлю, пищевую промышленность, которые широко представлены за счет сектора малого и среднего предпринимательства.
С начала 2001 года в Тарском муниципальном районе ведется промышленная эксплуатация Западно-Крапивинского месторождения. Наибольший удельный вес в общем объеме отгруженных товаров Тарского района сохранит добывающее производство, однако объем добычи полезных ископаемых (нефти) будет снижаться в связи сокращением объемов добычи нефти на Западно-Крапивинском месторождении.
Лидером промышленного производства района является Тарский завод "Кварц" - филиал ОАО Омского производственного объединения "Иртыш". Завод успешно развивается, объем производства ежегодно увеличивается за счет увеличения объемов государственного оборонного заказа, а также освоения и изготовления модулей питания и трансформаторов. В 2018 году заводом изготовлено более 92 наименований модулей питания (в 2017 году - 85), 12 наименований трансформаторов (в 2017 году - 10).
Благодаря вкладу субъектов малого предпринимательства в развитие пищевой промышленности, в Тарском районе производится широкий ассортимент молочной, мясной, колбасной продукции, хлеба, хлебобулочной продукции и кондитерских изделий. Ежегодно производится более 700 тонн молока и около 150 тонн молочной продукции, 100 тонн сыра и сливочного масла; выпекается 1500 тонн хлеба и хлебобулочных изделий; производится 170 тонн изделий мясных и колбасных.
Лесной фонд составляет 67 процентов от общей площади района. Лесная и деревообрабатывающая промышленность представлена в первую очередь шестьюдесятью субъектами малого и среднего предпринимательства. Выпускается широкий ассортимент пиломатериалов, налажено производство фанеры и шпона, пеллет, ведется заготовка дров и щепы для теплоисточников Тарского района. Лесозаготовительная деятельность осуществляется преимущественно в шести из двадцати одного сельских поселений района. В этих же поселениях сосредоточено наибольшее количество субъектов малого предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в сфере лесозаготовки и первичной переработки древесины и обеспечивающих стабильную занятость и доходы населения. В последние годы в отрасли лесозаготовки и деревообработки складывается непростая ситуация: ведущие предприятия данной отрасли - Тарский и Васисский лесхозы значительно снизили объемы заготовки древесины.
На увеличение экономического потенциала решающую роль оказывают процессы, протекающие в инвестиционной сфере. Основными источниками инвестиций в основной капитал являются собственные средства предприятий. В рамках инвестиционной стратегии сформированы реестры инвестиционных проектов и земельных участков для реализации проектов, имеется перечень имущества под инвестиционную деятельность.
Рисунок в базе не приводится
Рис. 2 Инвестиции в основной капитал
На территории Тарского муниципального района активно ведется строительство индивидуальных жилых домов, имеется ряд площадок комплексной застройки в г. Таре: поселок "Чкаловский", поселок "Пригородный", поселок "Опытный", поселок "Аэропорт", поселок "Широково".
Также площадки комплексной застройки индивидуальных жилых домов имеются в сельских населенных пунктах: с. Заливино, с. Чекрушево.
За 4 года в Тарском районе построено и введено в эксплуатацию 36,7 тыс. кв. м жилья.
Одной из проблем, сдерживающих развитие отрасли, является нехватка земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, так порядка 127 молодых семей стоят в очереди на получение земельных участков под строительство и личное подсобное хозяйство.
Гражданам оказывается помощь в строительстве индивидуальных жилых домов: предоставляются социальные выплаты на приобретение, строительство (реконструкцию) жилых помещений, в том числе молодым семьям, проживающим на территории Тарского района. Поэтому важной задачей остается предоставление гражданам земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, в том числе для многодетных семей; предоставление социальных выплат семьям на строительство (приобретение) жилых помещений.
Строительный сектор экономики района и дорожное строительство так же внесли свой вклад в благоустройство жизни Тарского района. В районе услуги по выполнению строительных и ремонтных работ оказывают несколько предприятий: ООО "Стройтехинвест", ООО "Тарастроймонтаж", ООО "Стройхолдинг", ИП Мугак В.А., а также дорожные предприятия: АО ДРСУ N 5 и ООО СТ "Стройинвест".
Ключевыми объектами строительства и благоустройства являются: реконструкция исторической части города Тары, благоустройство Пушкинского сквера, реконструкция центральной площади Ленина в г. Таре. Стоимость работ на данных объектах составила более 100 млн. рублей.
За последние пять лет построен и введен в эксплуатацию детский сад на 250 мест с плавательным бассейном в г. Тара, детский сад в пос. Междуречье на 50 мест. Построен и введен в эксплуатацию 16-ти квартирный жилой дом площадью 1056 кв. м в г. Тара; в п. Атак Междуреченского сельского поселения построен новый жилой корпус в психоневрологическом интернате; проведена реставрация памятника архитектуры федерального значения - Спасского собора.
Ежегодно в селах строятся модульные фельдшерско-акушерские пункты. В Заливинском сельском поселении построен водопровод, протяженностью 3,723 км, в т.ч. более 1 км проложено на землях, выделенных для нового микрорайона комплексной застройки, что позволит ускорить строительство и ввод жилья в сельском поселении.
Ежегодно в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" выполняются работы по ремонту автомобильных дорог с твердым покрытием. В 2017 - 2018 годах выполнены работы по строительству улично-дорожной сети в микрорайоне "Чекрушанский", стоимость работ составила 43,8 млн. рублей. Большой объем ремонтных работ выполнен в г. Тара. Объем финансирования составил более 50 млн. рублей.
Ведутся работы в сфере жилищно-коммунального комплекса. Для обеспечения бесперебойного теплоснабжения в последние годы идет интенсивное оснащение теплоисточников района резервными источниками электроснабжения. В период с 2017 - 2019 годы приобретено и установлено 16 дизельных генераторов. Выполнено устройство второго ввода электроснабжения на котельной N 17 МУП "Тарское ПОКХ". В рамках инвестиционной программы МРСК Сибири запланировано устройство второго ввода в котельные N 20 и N 22 МУП "Тарское ПОКХ".
Для обеспечения надежного теплоснабжения осуществляется планомерная замена отопительных котлов выработавших нормативный ресурс эксплуатации. За последние три года было заменено 30 отопительных котлов.
Основным принципом модернизации системы теплоснабжения в районе является энергоэффективность и энергосбережение.
В котельных N 6 и N 14 МУП "Тарское ПОКХ" осуществляется замена насосного оборудования на энергосберегающее в рамках энергосервисных контрактов.
Ведется работа по установке частотных преобразователей на насосное оборудование систем водоснабжения. В 9-ти населенных пунктах района установлено частотное регулирование на системах водоснабжения, что позволило снизить затраты на электроэнергию.
В период с 2012 по 2018 года выполнены мероприятия по переводу 6- ти многоквартирных жилых домов на поквартирное электроотопление, что позволило вывести из эксплуатации неэффективные теплоисточники и аварийные тепловые сети. Также в этот период был осуществлен перевод на электроотопление 3-х социальных учреждений.
В 2017 году осуществлен перевод котельной начальной школы в п. Максим Горький Пологрудовского сельского поселения на древесные пеллеты. Прорабатывается вопрос дальнейшего перевода теплоисточников на древесные пеллеты, производимые на территории Пологрудовского сельского поселения Тарского района.
На территории города Тары ведутся работы по благоустройству дворовых территорий, обустройству мест массового отдыха населения, обустройству общественных территорий.
2.4. Развитие малого и среднего предпринимательства
Весомая роль в процессе развития экономики Тарского района принадлежит малому и среднему бизнесу. Наличие субъектов малого и среднего предпринимательства непосредственно оказывает влияние на уровень занятости, объемы производства продукции, налоговые поступления в бюджет, тем самым определяя темпы экономического роста.
На территории района субъектами малого предпринимательства освоено сельскохозяйственное производство, производство молочных продуктов, хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, переработка мяса и рыбы, производство колбасных изделий, производство строительных материалов, ведется заготовка леса и обработка древесины. Широким спектром представлена малым бизнесом сфера услуг: жилищно-коммунальные услуги, общественное питание, гостиничные, парикмахерские услуги, осуществляются пассажиро и грузоперевозки. Однако анализ отраслевой структуры свидетельствует о преобладающем развитии малого предпринимательства в сфере торговли - порядка 50 процентов индивидуальных предпринимателей заняты торговлей. В сельском и лесном хозяйстве (11%), обрабатывающем производстве (8%), транспорте и связи (7%).
Развитию бизнеса во многом способствует финансовая и организационная поддержка, оказываемая субъектам малого предпринимательства Министерством экономики Омской области, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области, Администрацией Тарского муниципального района в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Тарском муниципальном районе".
В рамках реализации муниципальных программ предоставляются гранты на создание и развитие собственного бизнеса. Такая поддержка направлена на стимулирование инвестиций в основные фонды, а также развитие социальных видов предпринимательства. Суммарная поддержка за 2014 - 2018 годы составила около 8 млн. рублей. Помимо финансовой поддержки, представителям бизнеса оказывается информационная, консультационная и имущественная поддержка.
В целях снижения административных барьеров для развития малого и среднего бизнеса проводится оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из главных резервов социально-экономического развития Тарского района. Вместе с тем существуют негативные факторы, оказывающие сдерживающее влияние на развитие малого и среднего бизнеса.
Ключевые проблемы в сфере развития малого и среднего предпринимательства:
- недостаточная обеспеченность финансовыми средствами субъектов предпринимательской деятельности;
- высокий уровень физического и морального износа основных фондов;
- высокая стоимость заемных средств;
- наличие неформальной занятости.
Показатели развития потребительского рынка являются значительными индикаторами экономического и социального благополучия общества в целом. В формировании потребительского рынка находят свое отражение жизненные проблемы и потребности населения.
Работа Администрации Тарского района в этом направлении выстроена в строгом соответствии с действующим законодательством и направлена на формирование системы приоритетов и мер, обеспечивающих сбалансированный рост и развитие предприятий потребительского рынка любого формата.
Основным показателем, характеризующим состояние потребительского рынка, является показатель обеспеченности населения площадью торговых объектов из расчета на 1000 человек.
По состоянию на 01.01.2019 осуществляют свою деятельность более 370 объектов потребительского рынка. Фактическая обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов на 1000 человек составляет 531,48 кв. м, что на 22% превышает минимальный норматив.
2.5. Сельское хозяйство
В отрасли сельского хозяйства осуществляют свою деятельность 9 сельскохозяйственных предприятий, все из которых являются прибыльными; 25 крестьянских (фермерских) и 13767 личных подсобных хозяйств. Главным направлением развития агропромышленного комплекса Тарского муниципального района является развитие животноводческой отрасли молочного и мясного направления. За 2018 год в хозяйствах всех категорий произведено 3337 тонн мяса (на убой в живом весе), Основными производителями мяса в районе являются личные подсобные хозяйства (81 процент от общего объема производства). Объем производства молока за этот период составил 14575 тонну, из которых 48,7 процентов приходится на долю сельскохозяйственных организаций. Поголовье КРС во всех категориях хозяйств составляет 12440 голов, в том числе коров - 4800 голов. Развитие растениеводства в районе затруднено из-за неблагоприятных природно-климатических условий, характерных для Северной экономической зоны Омской области. В 2018 году в хозяйствах всех категорий посевная площадь составила 33,3 тыс. га, в том числе под зерновые - 7,043 тыс. га, под лен-долгунец - 203 га. В связи с тем, что район относится к зоне рискованного земледелия, производство продукции растениеводства отличается нестабильностью: валовый сбор зерна в 2018 году составил 11,8 тыс. тонн, при урожайности 16,8 ц/га (75,2 процента к уровню 2017 года).
Нумерация рисунков приводится в соответствии с источником
Рисунок в базе не приводится
Рис. 4. Производство продукции сельского хозяйства, тонн
Благодаря государственной поддержке сельскохозяйственных организаций, в районе в последнее время сохраняются условия для стабильного развития агропромышленного комплекса. Одним из результатов поддержки сельскохозяйственной отрасли является обновление кормозаготовительной техники. Ежегодно приобретается более 20 единиц техники и оборудования.
Итогом производственно-экономической деятельности в области сельского хозяйства является то, что Тарский район за последние годы занимает первое место в соревновании между муниципальными районами Омской области, сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в номинации "Лучший муниципальный район в природно-климатической зоне".
2.6. Культура, спорт, образование
На территории Тарского муниципального района функционирует 63 образовательные организации, из них дошкольных - 21 учреждение, общеобразовательных - 31, учреждений дополнительного образования - 6. С вводом в эксплуатацию в 2016 году детского сада на 250 мест, ликвидирована очередность детей в возрасте от 2 до 4 лет. Детей в возрасте от 4 до 7 лет в очереди нет. В районе сохранена система дополнительного образования. При этом требуется здание для размещения Центра детского творчества и обновление материально-технической базы учреждений дополнительного образования. Охват детей дополнительным образованием составляет: 2015 год - 67 процентов, 2016 год - 77 процентов, 2017 год - 73 процента. Одной из задач является увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги дополнительного образования в организациях различной организационно-правовой формы.
Отличительной чертой Тарского района является наличие в городе Таре 5 профессиональных образовательных организаций: средне-специального и высшего образования, это позволяет решать вопросы обеспечения кадрами учреждений образования, здравоохранения, сельскохозяйственных организаций. Однако существуют проблемы закрепления молодых специалистов, обеспечения их жильем.
В Тарском муниципальном районе имеется значительный культурный потенциал. Благодаря уникальному историко-культурному наследию, многонациональному составу жителей, сохранению многовековых традиций и обрядов, район в последние годы все чаще становится центром проведения различных всероссийских и областных социально-культурных мероприятий: экспедиций, форумов, конференций, фестивалей. В Тарском районе созданы необходимые условия для обеспечения культурного досуга и отдыха (концерты, выставки, фестивали, спектакли). Сеть муниципальных учреждений культуры представлена 71 единицами. В г. Таре работает БУК Омской области "Омский государственный Северный драматический театр имени М.А. Ульянова". Все библиотеки и музеи компьютеризированы и имеют выход в интернет. Однако остро ощущается дефицит молодых квалифицированных кадров, специалистов культурно-досуговой деятельности на селе.
За последние годы произошли позитивные изменения в развитии физкультурно-спортивного движения, существенно обновлена материально-техническая база по основным видам спорта. Благодаря тому, что в районе функционируют такие спортивные объекты, как ледовая арена, стадион с трибунами на 1500 мест, футбольным полем с искусственным покрытием, современной беговой дорожкой, более 10 сельских стадионов, 12 футбольных полей, хоккейные коробки, спортивные залы, удалось привлечь к занятиям спортом значительную часть населения Тарского района. Серьезная работа в районе проводится по поддержке и стимулированию спортсменов и тренеров, показывающих высокие результаты на соревнованиях различного уровня. Возможность занятий в спортивных секциях имеют все возрастные и социальные категории населения: дети, подростки, люди с ограниченными возможностями здоровья, студенческая и работающая молодежь, молодые семьи. Развитие материально-технической базы, расширение категорий участников спортивных мероприятий, поддержка и поощрение талантливых спортсменов и тренеров способствуют привлечению населения Тарского муниципального района к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Удельный вес населения района, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в 2018 году составил 39,8 процента. Общая численность физкультурников и спортсменов - более 12 тысяч человек.
В районе сложилась многолетняя система работы по основным направлениям государственной молодежной политики. Установлен тесный контакт со всеми ведомствами, структурами, администрациями школ, профессиональных образовательных организаций, студенческими научными обществами, профсоюзными организациями, общественными объединениями, с детьми и молодежью. Стали традиционными многие молодежные проекты. Комплекс проводимых мероприятий позволяет несовершеннолетним и молодежи реализовать свои возможности, ориентируется на их интересы и потребности. Главная задача - формирование активной жизненной позиции молодежи, вовлечение ее в общественно-значимую деятельность, создание условий для самореализации молодых людей. Работа охватывает все социальные и возрастные категории молодежи района: школьников, студентов, работающую молодежь и молодые семьи. Несмотря на предпринимаемые меры в сфере молодежной политики, физической культуры и спорта, существует ряд проблем, связанных с состоянием здоровья людей, увеличением злоупотребления ПАВ и количества правонарушений, износом спортивного оборудования и сооружений, недостаточным кадровым обеспечением отрасли.
3. Оценка сильных и слабых сторон социально-экономического положения Тарского муниципального района, возможности и угрозы развития
К сильным сторонам социально-экономического положения Тарского муниципального района относятся:
- наличие приоритетных отраслей экономики;
- наличие промышленного освоения природных ресурсов: лес, нефть;
- наличие научно-образовательной базы;
- исторически сложившийся центр Северной экономической зоны Омской области.
Использованию сильных сторон Тарского района в значительной степени препятствуют слабые стороны, к числу которых относятся:
низкий уровень развития и высокий износ инженерной, коммунальной и транспортной инфраструктуры;
- удаленность от областного центра;
- низкое плодородие почв;
- низкая плотность населения и наличие значительного количества населенных пунктов, не имеющих устойчивого транспортного сообщения с районным центром.
К возможностям социально-экономического развития Тарского муниципального района относятся:
развитие агропищевого и лесопромышленного кластеров (производство продуктов с высокой добавленной стоимостью);
- газификация Тарского района;
- интенсивное дорожное строительство и строительство доступного жилья;
- привлечение инвесторов в экономику и социальную сферу;
- развитие сектора услуг, развитие внутреннего и въездного туризма.
К потенциальным угрозам социально-экономического развития Тарского муниципального района относятся:
- снижение численности населения и демографического потенциала;
- сокращение количества квалифицированных кадров.
3.1. Перспективы развития Тарского муниципального района
Для территорий Северной экономической зоны Омской области,
центром которой является Тарский муниципальный район, Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2030 года определены следующие приоритетные направления экономического развития:
- лесозаготовка и производство продукции из древесины;
- развитие молочного животноводства с применением технологии беспривязного содержания;
развитие добывающей промышленности: добыча цирконильменитсодержащих песков, совместно залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов на Самсоновском россыпном месторождении в Тарском районе Омской области
- транспортно-логистические услуги ("северный завоз");
- развитие альтернативных источников энергии (использование торфа и древесного топлива).
Для территорий Северной культурно-туристической зоны, в которую входят г. Тара, преимущественно Тарский, Большереченский и Муромцевский муниципальные районы Омской области, дополнительным приоритетным направлением определен внутренний и въездной туризм.
В Стратегии предполагается, что начиная с 2020 - 2022 годов рост доходов областного бюджета позволит более активно поддерживать развитие Северной экономической зоны, включая добычу полезных ископаемых, оказание транспортно-логистических услуг, заготовку и первичную переработку древесины, а также развитие внутреннего и въездного туризма.
В среднесрочной перспективе в районе планируется реализация программ социально-экономического развития Тарского муниципального района, учитывающих индивидуальные особенности и возможности территории в контексте стратегических целей, задач и приоритетов развития района и Омской области в целом. Будет оказываться содействие развитию предпринимательства, созданию (сохранению) рабочих мест, а также будут предоставляться необходимые социальные услуги. Предполагается рост уровня экономической самостоятельности муниципальных образований, входящих в состав Тарского района, повышение качества муниципального управления. Планируется расширение возможностей привлечения внебюджетных средств в экономику района. Ожидается модернизация коммунальной инфраструктуры, повышающая эффективность ее функционирования, снижение размера бюджетных инвестиций, направляемых на ее содержание.
Важной задачей остается развитие основных отраслей экономики района: сельского хозяйства, лесной и деревообрабатывающей промышленности, формирование агропищевого и лесопромышленного кластеров (с глубокой переработкой продукции), так как их стимулирование и поддержка дадут наибольший эффект. В перспективе планируется строительство крупного деревообрабатывающего завода и завода по переработке твердых бытовых отходов, ряда крупных животноводческих комплексов. В среднесрочной и долгосрочной перспективе не менее важным будет являться фактор предпринимательства, так как развитие приоритетных кластеров потребует более активного вовлечения новых поставщиков, переработчиков производимой продукции, а также хозяйствующих субъектов, оказывающих им сервисные услуги.
В число основных направлений войдет активное продвижение Тарского района для привлечения потенциальных инвесторов, высококвалифицированных кадров. Приток инвестиций позволит создать новые высокопроизводительные рабочие места и обеспечить рост доходов населения Тарского района.
В приоритете также будет развитие социальных секторов - образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта - в целях создания условий для социального развития, для расширенного воспроизводства рабочей силы и обеспечения высокого уровня качества жизни населения. Будет проводиться оптимизация расходов консолидированного бюджета Тарского муниципального района, в том числе за счет перехода к системе муниципальных программ.
Планируется также разработка и реализация комплекса мер по развитию туристического сектора Тарского района: создание туристической инфраструктуры, популяризация туристических маршрутов и продвижение района на туристических рынках. Развитие туристско-рекреационного потенциала позволит обеспечить динамичное развитие сферы услуг, а также производственной и социальной инфраструктуры района.
4. Стратегические цели и задачи социально-экономического развития Тарского муниципального района
Стратегические цели социально-экономического развития Тарского муниципального района соответствуют стратегическим целям развития Омской области и включают:
- улучшение качества жизни населения;
- рост конкурентоспособности экономики;
- повышение эффективности системы муниципального управления,
4.1. Рост конкурентоспособности экономики
Для повышения конкурентоспособности экономики Тарского муниципального района должны быть реализованы следующие стратегические задачи:
- повышение эффективности хозяйственной деятельности организаций;
- своевременная адаптация организаций к изменениям в экономике;
повышение инвестиционной активности организаций, рост привлекаемых инвестиций в основной капитал;
- обеспечение отраслей экономики района профессиональными кадрами;
- развитие производственной и транспортной инфраструктуры, в том числе необходимой для ускоренного привлечения инвесторов.
4.2. Улучшение качества жизни населения
Для улучшения качества жизни населения Тарского муниципального района важно сконцентрироваться на решении следующих стратегических задач:
- создание новых высокопроизводительных рабочих мест и рост доходов населения;
- улучшение демографической ситуации и укрепление института семьи;
- развитие социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, культуры, спорта, туризма и молодежной политики);
- выравнивание муниципальных образований Тарского района по уровню инфраструктурного обеспечения;
- создание благоустроенной среды проживания (жилье, коммунальные услуги, связь);
- обеспечение непосредственного участия жителей и их общественных объединений в разработке и реализации мер по улучшению качества жизни;
формирование условий для повышения мотивации к высокопроизводительному труду, сохранению существующих и привлечению новых трудовых ресурсов.
4.3. Повышение эффективности системы муниципального управления
Для повышения эффективности системы муниципального управления необходимо сконцентрироваться на решении следующих стратегических задач:
- повышение качества предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронном виде;
- увеличение доходной базы и обеспечение сбалансированности бюджета;
- повышение ответственности муниципальных служащих за результаты деятельности;
- обеспечение открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления Тарского муниципального района, социально значимой информации, развитие качественной и оперативной обратной связи с населением района.
5. Основные направления роста конкурентоспособности экономики Тарского муниципального района
Ускоренное развитие экономики Тарского района имеет особое значение для реализации Концепции. Рост производительности труда, повышение уровня оплаты труда и, как следствие, рост налогооблагаемой базы позволят сбалансировать консолидированный бюджет района и найти ресурсы для решения социальных задач. В первую очередь речь идет об ускоренном развитии двух приоритетных кластеров, во вторую очередь - о реализации общесистемных мер поддержки, включая развитие производственной, транспортной, энергетической и иной инфраструктуры, привлечение инвестиций в основной капитал, поддержка малого и среднего предпринимательства.
Исходя из перспектив социально-экономического развития района, предполагается реализация следующих направлений для достижения стратегической цели "Рост конкурентоспособности экономики Тарского муниципального района":
- развитие приоритетных кластеров;
- развитие сектора коммунальной инфраструктуры, строительства, транспорта и связи;
- стимулирование развития малого и среднего предпринимательства.
5.1. Развитие приоритетных кластеров
Развитию агропищевого кластера способствует историческая специализация Тарского муниципального района на сельском хозяйстве. Базу для роста обеспечивают наличие кадровых ресурсов, функционирование прибыльных производителей сельскохозяйственной продукции и сельхозперерабатывающих организаций.
Конкурентными преимуществами агропищевого кластера являются:
- достаточно высокая доля занятых в сельском хозяйстве;
значительные земельные ресурсы, пригодные для сельскохозяйственного использования, являющиеся потенциалом для наращивания выпуска продукции;
- наличие образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, что позволит обеспечить кластер необходимыми кадровыми ресурсами;
- наличие значительной кормовой базы для выращивания скота;
- наличие и развитие деятельности организаций по переработке продукции сельского хозяйства.
К сдерживающим факторам развития агропищевого кластера относятся:
- наличие рисков в сельскохозяйственном производстве, что связано с зависимостью отрасли от природно-климатических условий, невысокой продуктивностью в отрасли сельскохозяйственного производства;
- низкий уровень развития транспортной и инженерной инфраструктуры;
- ограниченный доступ к основным рынкам сбыта (удаленность района от крупных рынков сбыта);
- низкая доступность заемных финансовых средств;
- высокий физический износ основных фондов в сельскохозяйственном производстве и низкие темпы их обновления;
- недостаточное взаимодействие сельскохозяйственных товаропроизводителей с учебными заведениями сельскохозяйственного направления;
- низкий уровень заработной платы в организациях сельскохозяйственного производства, что ограничивает возможность привлечения квалифицированных кадров.
Перспективными направлениями для развития потенциала агропищевого кластера являются глубокая переработка сельскохозяйственной продукции, выход на новые рынки сбыта и создание производств в новых продуктовых сегментах (создание новых продуктов, развитие новых форматов и концепций питания, продукции с этнонациональной спецификой), повышение эффективности хозяйствования существующих организаций в кластере, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Развитие агропищевого кластера напрямую связано с решением проблемы обеспечения населения всей Омской области качественным питанием и созданием новых механизмов организации на территории области внутренней продовольственной помощи - системы государственной социальной поддержки населения, направленной на улучшение питания и достижение его сбалансированности с учетом рекомендуемых рациональных норм потребления пищевых продуктов. Формирование сырьевой базы системы внутренней продовольственной помощи является перспективным направлением развития кластера. Реализация Концепции обеспечит в долгосрочной перспективе наличие современного и эффективного агропищевого кластера с развитым сегментом переработки продукции.
Исходя из необходимости развития агропищевого кластера, определены приоритеты развития сельскохозяйственной отрасли:
- привлечение молодых специалистов в отрасль путем предоставления им мер государственной поддержки;
- информирование сельхозтоваропроизводителей о существующих мерах государственной поддержки и обеспечение условий предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителям района в соответствии с приоритетами развития;
- содействие развитию субъектов малого предпринимательства в сельскохозяйственном производстве в сельских поселениях района;
- привлечение инвестора для строительства завода по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции (например, льна-долгунца);
- обеспечение кормовой базой отрасли животноводства района в зимовку в объеме полутора годового запаса кормов не менее 30 центнеров кормовых единиц на одну условную голову;
- увеличение посевных площадей кормовых и сенажных культур, с целью повышения доли сочных кормов в рационе крупного рогатого скота;
- обеспечение технического перевооружения в отраслях растениеводства и животноводства района.
- обеспечение взаимовыгодного сотрудничества с Тарским филиалом "Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина".
Лесопромышленный кластер может включать в себя такие сектора, как заготовка древесины, производство пиломатериалов, производство фанеры и шпона, производство древесного топлива, производство строительных, отделочных материалов, сборных деревянных конструкций и строений, производство тары из гофрированного картона. Возможности развития лесопромышленного кластера связаны, прежде всего, с расширением ассортимента продукции из древесины березы (в том числе продукции с высокой добавленной стоимостью) и освоением новых продуктовых сегментов (древесные плиты).
Лесопромышленный кластер имеет несколько базовых конкурентных преимуществ:
- наличие значительного запаса древесины на территории района;
- наличие высококачественной березы, пригодной для производства фанеры, мебели, строительных и отделочных материалов;
- функционирование на территории района организаций, имеющих опыт, оборудование и осуществляющих капитальные вложения в развитие производства;
- привлекательность кластера для иностранных инвесторов.
Основными угрозами для развития лесопромышленного кластера являются ухудшение состояния лесного фонда и перезревание древесины, истощение эксплуатационных запасов древесины, медленное развитие инфраструктуры лесовозных дорог.
В долгосрочной перспективе планируется создание экспортирующего лесопромышленного кластера, с фокусом на производство высококачественной экспортно-ориентированной продукции, развитие производств по глубокой переработке древесины, по переработке отходов. В среднесрочной перспективе в кластере предполагается развивать производство новых продуктовых сегментов, будет происходить расширение продуктовой линейки.
Приоритеты развития лесопромышленного кластера:
- модернизация инфраструктуры для освоения лесных ресурсов (в том числе строительство лесовозных дорог), обеспечение доступа к энергетическим мощностям;
- проведение анализа рынков продукции деревообработки, разработка программ по развитию приоритетных сегментов и стимулирование развития производства новой продукции;
- повышение качества и культуры лесозаготовки;
- создание условий для организации новых производств по глубокой переработке древесины;
- привлечение квалифицированных специалистов в кластер, содействие кооперации между образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования и хозяйствующими субъектами, входящими в кластер;
- стимулирование повышения технологической и экономической эффективности лесоперерабатывающих производств, содействие обновлению техники и технологии производства, а также внедрение принципов "бережливого производства";
- повышение доступа к финансированию лесозаготовительных и лесообрабатывающих организаций, содействие развитию лизинга техники.
5.2. Развитие сектора строительства, транспорта и связи
Сектор строительства включает в себя производство строительных материалов, жилищное строительство, строительство коммерческих, промышленных и инфраструктурных объектов. В целом сектор строительства развит слабо ввиду недостаточности на территории района производителей различных строительных материалов, крупных строительных организаций. Среди слабых сторон выделяются также длительные сроки подготовки документации для получения разрешения на строительство, высокая стоимость платы за подключение к сетевой инфраструктуре в г. Таре. Препятствием в развитии сектора являются сложности в процессе формирования крупных земельных участков, обремененных правами третьих лиц, а также отсутствие структуры транспортного и инженерно-технического обеспечения.
В долгосрочной перспективе в Омской области в целом и в ее районах планируется формирование комфортной среды для жизни людей и ведения бизнеса. В населенных пунктах появятся современные общественные пространства, при строительстве будут использоваться современные, эффективные технологии.
Приоритеты развития сектора строительства:
- проведение инвентаризации неэффективно используемых земельных участков, имеющих соответствующую транспортную и инженерную инфраструктуру, в целях их освоения;
- обеспечение транспортной и инженерно-технической инфраструктурой земельных участков наиболее важных направлений перспективного развития территорий;
- использование в строительстве проектов повторного применения;
- сокращение времени для получения разрешения на строительство объектов капитального строительства;
- снижение затрат на технологическое присоединение к инженерным сетям;
- создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций в строительство жилья;
- обеспечение комплексного освоения и развития территорий;
- увеличение объемов строительства объектов социальной сферы.
Транспортный сектор экономики Тарского района включает в себя
преимущественно автомобильный транспорт, а также менее развитый авиационный и водный транспорт. К приоритетам развития транспортного сектора относятся:
- строительство и реконструкция дорог общего пользования, подъездов к сельским населенным пунктам;
- разработка и реализация программы развития транспортной инфраструктуры;
- развитие транспортного сообщения, в том числе оптимизация маршрутной сети, создание условий для оптимального взаимодействия автомобильного транспорта с другими видами транспорта;
- стимулирование ускоренного обновления транспортного парка.
Связь является одним из наиболее динамично развивающихся видов экономической деятельности. В условиях информатизации общества роль связи в социально-экономическом развитии территорий значительно усилилась. На территории района функционируют практически все виды связи. Услуги связи предоставляют организации почтовой, телеграфной, факсимильной, телефонной, радиосвязи, телевизионного и звукового вещания. Среди существующих проблем связи выделяется высокий износ основных фондов операторов связи, который в перспективе будет преодолен за счет высоких темпов обновления с использованием современной техники и технологий.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 года определены следующие приоритеты развития связи:
- координация планов по развитию сетей связи операторов с планами по строительству промышленных и жилых объектов; - использование механизма государственно-частного партнерства при создании (развитии) сетей связи в сельской местности.
Предполагается рост количества абонентов широкополосного доступа к сети "Интернет", расширение зоны охвата и улучшение сервисного обслуживания сотовой связи в населенных пунктах, строительство сетей сотовой связи третьего поколения, внедрение высокоскоростной технологии мобильного стандарта передачи данных LTE (3GPP).
5.3. Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства
Содействие развитию малого и среднего предпринимательства является одним из ключевых приоритетов социальной и экономической политики в Омской области и в стране в целом.
В рамках Стратегии необходимо расширение поддержки вновь создаваемых и эффективно функционирующих субъектов малого и среднего предпринимательства, в первую очередь, занятых в сфере производства и инноваций. Важным направлением является поддержка малого и среднего предпринимательства в сельских поселениях Тарского муниципального района. Поддержка сектора малого и среднего предпринимательства должна способствовать повышению их ресурсного потенциала, технологическим инновациям, кооперации субъектов малого и среднего предпринимательства с крупными организациями.
Приоритеты развития малого и среднего предпринимательства:
- оказание финансовой и имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, использующих возможности лизинга и заемного финансирования;
- создание условий, обеспечивающих доступное подключение субъектов малого и среднего предпринимательства к объектам коммунальной и энергетической инфраструктуры;
стимулирование оказания субъектами малого и среднего предпринимательства услуг в социальной сфере;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности;
- повышение доступности бизнес-образования для субъектов малого и среднего предпринимательства и пропаганда предпринимательства (стимулирование граждан к осуществлению предпринимательской деятельности);
- обеспечение доступности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
6. Основные направления улучшения качества жизни населения Тарского муниципального района
Качество жизни населения Тарского района должно характеризоваться высоким уровнем доходов, потребления товаров и услуг, комфортностью проживания, развитой системой социального обеспечения, ростом рождаемости, увеличением средней продолжительности жизни.
Исходя из перспектив социально-экономического развития предполагается реализация следующих направлений достижения стратегической цели "Улучшение качества жизни населения Тарского муниципального района":
- обеспечение качества и доступности услуг в сфере здравоохранения;
- обеспечение качества и доступности услуг в сфере образования;
- развитие сектора жилищно-коммунального хозяйства;
- создание условий для культурного развития;
- развитие туризма;
- обеспечение качества и доступности услуг в сфере социальной защиты населения;
- развитие физической культуры и спорта, оздоровление и отдых несовершеннолетних;
- обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды.
6.1. Создание условий для обеспечения качества и доступности услуг в сфере здравоохранения
Несмотря на существенный рост продолжительности жизни и значительное увеличение объема средств, поступивших в систему здравоохранения Тарского района, часть проблем остается нерешенной, в том числе:
- дефицит медицинских кадров в амбулаторно-поликлиническом звене;
- превышение среднероссийского уровня заболеваемости и смертности по основным социально значимым заболеваниям (туберкулез, онкологические и сердечно-сосудистые заболевания);
- недостаточная развитость профилактического направления медицинской помощи, поздняя выявляемость заболеваний.
К числу угроз развития сферы здравоохранения можно отнести:
- снижение численности медицинских работников в связи со значительной долей лиц пенсионного возраста, особенно в сельской местности;
- незакрепление молодых кадров.
Приоритетами развития сектора здравоохранения является увеличение качества и доступности медицинской помощи, обеспечение системы здравоохранения Тарского района квалифицированными кадрами.
Реализация Стратегии позволит обеспечить рост продолжительности жизни в Тарском районе и повысить удовлетворенность населения Тарского района качеством медицинской помощи.
В среднесрочной перспективе реализация Стратегии приведет к обеспечению равного доступа к качественной медицинской помощи для всех жителей Тарского района.
Приоритетные направления деятельности в развитии сферы здравоохранения:
- создание на базе Тарской ЦРБ межрайонного высокотехнологичного медицинского центра;
- решение кадровых проблем в сфере здравоохранения путем создания стимулов для врачей, среднего медицинского персонала, особенно в сельской местности и небольших населенных пунктах и содействие закреплению молодых специалистов здравоохранения с помощью выплаты подъемного пособия, предоставления ведомственного жилья, помощи участию молодых специалистов в программах улучшения жилищных условий;
- совершенствование деятельности по профилактике социально значимых заболеваний и формированию здорового образа жизни, в том числе за счет реализации мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, прежде всего среди молодежи и лиц трудоспособного возраста; оказания содействия учреждениям здравоохранения Тарского района в организации диспансеризации детского и взрослого населения района.
6.2. Обеспечение качества и доступности услуг в сфере образования
Муниципальная система образования включает в себя общее и дополнительное образование детей. К основным направлениям развития дошкольного образования на территории Тарского района Омской области относятся:
- реализация государственных и муниципальных программ (и подпрограмм), направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в муниципальные дошкольные образовательные организации (далее - дошкольные организации);
- создание дополнительных мест в муниципальных образовательных организациях (далее - муниципальные организации), а также развитие вариативных форм дошкольного образования;
- создание условий для привлечения негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей в сферу дошкольного образования; развитие механизмов государственно-частного партнерства для решения проблем доступности детских садов;
- обеспечение высокого качества услуг в сфере дошкольного образования, в том числе:
- внедрение системы оценки качества дошкольного образования;
- кадровое обеспечение муниципальных дошкольных образовательных организаций (далее - муниципальные дошкольные организации);
- введение эффективного контракта в муниципальных дошкольных организациях в соответствии с федеральным законодательством, в том числе:
- внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями муниципальных дошкольных организаций;
- информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта в муниципальных дошкольных организациях;
- внедрение эффективных механизмов хозяйствования, передача непрофильных активов образовательных организаций.
Ожидаемыми результатами развития дошкольного образования на территории Тарского района являются:
- предоставление всем детям в возрасте от 3 до 7 лет возможности получения услуги дошкольного образования;
- повышение средней заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных организаций до уровня средней заработной платы работников муниципальных общеобразовательных организаций;
- повышение качества услуг в сфере дошкольного образования;
- повышение профессиональной компетентности педагогических работников и руководителей муниципальных дошкольных организаций, привлечение молодых специалистов в муниципальные дошкольные организации посредством введения эффективного контракта в дошкольном образовании.
Основные направления развития общего образования на территории Тарского района:
- снижение количества обучающихся, занимающихся во вторую смену;
достижение обучающимися по программам общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях новых образовательных результатов, в том числе:
формирование системы мониторинга уровня подготовки и социализации обучающихся по программам общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - общеобразовательные организации);
- развитие механизмов профессиональной ориентации и поддержка талантов, переход на индивидуальные образовательные маршруты;
кадровое обеспечение муниципальных общеобразовательных организаций;
- обеспечение равного доступа к качественному образованию, в том числе:
- внедрение системы оценки качества общего образования;
- разработка и реализация мероприятий по созданию условий для функционирования и развития муниципальных общеобразовательных организаций, в том числе малокомплектных общеобразовательных организаций;
введение эффективного контракта в муниципальных общеобразовательных организациях в соответствии с федеральным законодательством, в том числе:
- внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями муниципальных общеобразовательных организаций.
Ожидаемыми результатами развития общего образования на территории Тарского района являются:
- повышение средней заработной платы педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций до уровня средней заработной платы по Омской области;
- повышение профессиональной компетентности педагогических работников и руководителей муниципальных общеобразовательных организаций, привлечение молодых специалистов в муниципальные общеобразовательные организации посредством введения эффективного контракта в общем образовании.
Изменения в дополнительном образовании детей, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, связаны с реализацией следующих направлений развития дополнительного образования детей на территории Тарского муниципального района:
- совершенствование финансово-экономических механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования детей;
- создание условий для привлечения негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей в сферу дополнительного образования детей;
- разработку и внедрение* системы оценки качества дополнительного образования детей; _ -
- введение эффективного контракта в организациях дополнительного образования в соответствии с федеральным законодательством, в том числе:
- внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дополнительного образования;
- информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта в организациях дополнительного образования;
- внедрение эффективных механизмов хозяйствования, передача непрофильных активов образовательных организаций.
Ожидаемыми результатами развития дополнительного образования детей на территории Тарского муниципального района Омской области являются:
- охват образовательными программами дополнительного образования не менее 71 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет, в том числе не менее 50 процентов данной категории детей за счет бюджетных средств;
охват общественными проектами с использованием медиатехнологий, направленными на просвещение и воспитание, не менее 20 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет.
6.3. Создание условий для культурного развития
Культурная среда постепенно становится ключевым понятием формирования привлекательных условий жизни современного общества. Но, к сожалению, доступность и качество услуг в сфере культуры существенно различаются на территории г. Тары и в сельской местности. Приоритеты развития сферы культуры:
- создание условий для эффективного использования культурного наследия Тарского района, формирование общественного сознания в духе уважения к культурным и историческим ценностям;
- модернизация культурно-досуговой инфраструктуры;
- создание условий для обеспечения равного доступа к культурным ценностям, творческой самореализации населения Тарского района;
содействие развитию межкультурных и межнациональных отношений;
- обеспечение сферы культуры профессиональными кадрами.
6.4. Развитие туризма
Тарский район относится к числу районов с благоприятными возможностями для развития внутреннего и въездного туризма. Обладая богатой историей, многовековыми традициями и живописными природными ландшафтами, район имеет возможность развивать различные формы туризма: деловой, событийный, культурно-познавательный, религиозный, рекреационный, активный, лечебно-оздоровительный, экологический.
Перспективным направлением является сельский туризм, (агротуризм),.позволяющий гражданам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. Очевидным преимуществом данного вида туризма является то, что он может стать источником дополнительных доходов сельского населения Тарского района.
Приоритеты развития туризма в Тарском районе:
- повышение привлекательности Тарского района как туристического центра на российском и международном рынках за счет формирования и продвижения брендов культурно-туристических территорий, организации и проведения мероприятий, привлекательных для туристов;
- стимулирование инвестиционной активности в сфере туризма, развитие туристской инфраструктуры;
- вовлечение в туристскую деятельность потенциала поселений Тарского района, развитие межмуниципального сотрудничества в сфере туризма;
- повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере туризма на территории Тарского района;
- увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма и сервиса.
6.5. Обеспечение качества и доступности услуг в сфере социальной защиты населения
На территории Тарского района действует сеть учреждений социального обслуживания, создан муниципальный специализированный фонд для одиноких граждан пенсионного возраста. Администрацией создаются условия для деятельности учреждения социальной защиты на основе государственно-частного партнерства.
Гражданам обеспечивается выплата пенсий, других видов социальных выплат в полном объеме. Старение населения Тарского района, как и в целом Омской области, уже в ближайшем будущем создаст основу для роста спроса на социальные услуги. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема организации ухода за лицами старше трудоспособного возраста, расширения сети учреждений социального обслуживания, в первую очередь, нестационарного типа, в том числе путем содействия развитию государственно-частного партнерства.
На территории Тарского района проживает около 5 тысяч инвалидов, большинство из которых не способно обходиться без посторонней помощи. В связи с этим существует проблема создания безбарьерной среды и доступности учреждений социально-экономической сферы, инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация Стратегии позволит повысить социальную ответственность бизнеса и населения, рост качества и доступности услуг в сфере социальной защиты населения Тарского района, обеспечит формирование эффективной системы социальной поддержки и социального обслуживания, позволяющей реализовать права и законные интересы жителей района.
Основными направлениями повышения социальной ответственности бизнеса и населения Тарского района являются:
- обеспечение трудоустройства социально уязвимых категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- информационная поддержка лучших инициатив и практик реализации инвестиционных проектов в социальной сфере, а также благотворительности, меценатства и спонсорства;
Направления развития системы социальной защиты населения Тарского района:
- создание для семей социально-экономических условий, позволяющих им самостоятельно решать вопросы жизнеобеспечения, повышение их экономической активности;
- социальная поддержка семей, имеющих детей, включая поддержку в воспитании детей, профилактика семейного неблагополучия, основанная на его раннем выявлении, помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, сохранение приоритета воспитания ребенка в родной семье;
- формирование социальной идеологии ответственного родительства, профилактика социального одиночества, восстановление семейных традиций, в том числе проведение активной информационной политики по пропаганде семейных ценностей, здорового образа жизни, а также активизация общественных инициатив, направленных на популяризацию семейного образа жизни среди молодежи;
- формирование комплексной системы реабилитации и социальной адаптации инвалидов, создание безбарьерной среды;
- повышение адресности и эффективности мер социальной поддержки;
- внедрение новых стационарозамещающих технологий, стратегий домашнего ухода, внедрение института приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов, расширение спектра социальных услуг на территории района;
- поддержка социально значимых инициатив, волонтерского движения, социально ориентированных негосударственных (некоммерческих) организаций и индивидуальных предпринимателей в решении вопросов защиты прав и интересов граждан, оказании социальных услуг различным категориям населения Тарского района, в том числе инвалидам.
6.6. Развитие молодежной политики, физической культуры и спорта, оздоровление и отдых несовершеннолетних
Численность молодых граждан в возрасте 14 - 30 лет, проживающих на территории Тарского муниципального района на начало 2019 года, составила 9597 человек. Молодежь обладает значительным потенциалом инновационной и социальной активности, является стратегическим кадровым ресурсом социально-экономического развития Тарского района.
Стратегия в сфере молодежной политики направлена на создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития Тарского района.
Приоритеты развития молодежной политики:
- создание условий для деятельности молодежных общественных объединений, привлечение молодежи к участию в общественной жизни, в том числе к участию в деятельности общественных организаций, органов самоуправления в различных сферах жизни общества, волонтерской (добровольческой) деятельности;
- развитие системы выявления и поддержки талантливой молодежи;
- формирование у молодежи патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому Российской Федерации, Вооруженным Силам Российской Федерации, толерантности и развития межнационального сотрудничества;
- профилактика асоциального поведения молодежи, формирование механизмов поддержки молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, организация досуга несовершеннолетних.
Приоритеты в сфере физической культуры и спорта, организации оздоровления и отдыха детей:
- создание условий для увеличения количества жителей Тарского района, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
- обеспечение условий для подготовки Тарских спортсменов к выступлениям на соревнованиях различного уровня;
- организация проведения спортивных мероприятий районного уровня;
- сохранение и развитие материально-технической базы организаций, осуществляющих на территории района деятельность в сфере физической культуры и спорта;
- сохранение системы детского отдыха и оздоровления, создание условий для безопасного пребывания детей в детских оздоровительных учреждениях, при доставке их к местам отдыха и обратно, а также организация активного отдыха и оздоровления, формирование навыков здорового образа жизни;
- сохранение и развитие материально-технической базы лагеря круглогодичного действия "Лесная поляна" Тарского муниципального района.
6.7. Развитие сектора жилищно-коммунального хозяйства
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из важных сфер экономики района, так как она затрагивает интересы и потребности населения района, тесно связана с вопросами местного самоуправления.
Комфортные условия проживания на территории района являются не только безусловной ценностью, но и важным фактором развития и привлечения в район человеческого капитала. Для этого необходимо создавать условия для развития жилищного сектора, инженерной инфраструктуры. А также необходимо приведение существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания человека.
Основными задачами данной цели являются:
- повышение эффективности жилищно-коммунальной сферы района;
- развитие инфраструктуры и жилищного строительства;
- развитие потребительского рынка.
Создание современной и эффективной коммунальной инфраструктуры является обязательным условием формирования высокого уровня качества жизни населения района. Одной из основных проблем жилищно-коммунальной сферы Тарского района является высокий уровень износа основных фондов, в первую очередь водопроводных и канализационных сетей.
На территории Тарского района реализуются мероприятия направленные на повышение качества жилищно-коммунальных услуг на основе технической и структурной модернизации жилищно-коммунальной отрасли Тарского района, а также привлечение инвестиций в развитие жилищно-коммунальной сферы. Проведению комплексных системных изменений в жилищно-коммунальной сфере Тарского района будет способствовать осуществление комплекса мероприятий:
реализация мероприятий по модернизации коммунальной инфраструктуры;
стимулирование производителей и потребителей жилищно-коммунальных услуг к внедрению инновационных технологий ресурсопотребления и ресурсосбережения;
- перевод теплоисточников на местный возобновляемый вид топлива (древесная щепа, древесные пеллеты);
- реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
- комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры сельских поселений Тарского района;
- обеспечение населения качественной питьевой водой, в том числе строительство водозаборных скважин, локальных станций очистки;
- строительство и ремонт сетей теплоснабжения, водопровода и канализации и прочих объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства.
Создание комфортных условий проживания на территории района, а также повышение инвестиционной привлекательности территории возможно через совершенствование инфраструктуры. Это предполагает совместную реализацию комплекса мероприятий органов местного самоуправления, бизнеса и населения, направленных на приведение в нормативное состояние дорог, дальнейшее развитие благоустройства жилищного фонда, развитие индивидуального жилищного строительства.
Развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства будет осуществляться с учетом создания для населения комфортных условий проживания за счет формирования, создания современной и надежной системы жизнеобеспечения.
Приоритеты развития сектора жилищно-коммунального хозяйства:
- повышение качества и надежности теплоснабжения;
- повышение качества водоснабжения;
- повышение безопасности, надежности и эффективности работы теплотехнического оборудования и тепловых сетей;
обеспечение гарантированного предоставления услуг по водоотведению и очистке сточных вод, повышения их качества.
6.8. Обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды
Состояние окружающей среды является одним из основных факторов, определяющих здоровье человека и влияющих не только на качество, но и на безопасность его жизни.
Приоритеты обеспечения экологической безопасности:
- улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни людей;
- сохранение и защита природной среды; - решение проблем накопления, сбора и утилизации отходов (переработка отходов, утилизация и использование в качестве вторичного сырья твердых бытовых отходов, исключение негативного воздействия от накопленных отходов на окружающую среду и здоровье населения;
- ликвидация несанкционированных свалок.
В результате снижения негативного воздействия на все компоненты природной среды - воздух, воду, землю и ликвидации причиненного экологического ущерба будет обеспечено благоприятное и безопасное для здоровья и жизни состояние окружающей среды.
Охрана природных ресурсов, бережное и рациональное их использование создаст основу для долговременного устойчивого развития экономики района.
Бережному и ответственному отношению к окружающей среде, как в процессе индивидуальной жизнедеятельности, так и в производственной деятельности, будет способствовать формирование общей экологической культуры населения района, развитие экологического образования и воспитания.
Мероприятия в сфере обеспечения экологической безопасности включают в себя строительство межмуниципального центра обращения с отходами, ликвидацию _ несанкционированных свалок в границах муниципального района, обустройство контейнерных площадок. В сельских поселениях Тарского района установлено 135 контейнерных площадок, в Тарском городском поселении - 63 площадки.
В соответствии с проектом Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Тарского района планируется создание межмуниципального центра по обращению с твердыми бытовыми отходами. Для размещения центра сформирован земельный участок около д. Лоскутово площадью 19 га.
Реализация мероприятий Стратегии обеспечит улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека, улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни людей к 2025 году до уровня не менее 72 лет, к 2030 году - не менее 75 лет.
7. Развитие информационного общества
Основными принципами настоящей Стратегии являются:
а) обеспечение прав граждан на доступ к информации;
б) обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией;
в) сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг;
г) приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий;
д) обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях;
е) обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере.
Информационно-коммуникационный комплекс является важнейшим звеном развития современного общества. Развитие инфраструктуры связи и телекоммуникаций, внедрение новых информационных технологий в сферы жизнедеятельности человека и в производство, расширение спектра информационно-коммуникационных услуг, предоставляемых населению и бизнесу, ведут к росту качества жизни населения, повышению эффективности производства в реальном секторе экономики, в конечном счете - к становлению современного информационного общества.
Для района основным фактором, препятствующим интеграции в глобальное информационное общество, является цифровое неравенство его территорий, выражающееся в сокращении количества доступных телекоммуникационных услуг'по мере удаления от районного центра.
В предстоящие годы необходимо сократить разрыв в развитии информационно-телекоммуникационной инфраструктуры территории района, повысить доступность для населения и организаций района современных услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий.
Результатом реализации указанных мероприятий является рост количества абонентов широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", расширение зоны охвата услугами подвижной радиотелефонной связи и улучшение сервисного обслуживания в населенных пунктах.
8. Основные направления повышения эффективности системы муниципального управления Тарского муниципального района
Повышение эффективности системы муниципального управления обусловлено необходимостью ее синхронизации с происходящими социально-экономическими изменениями. В этой связи предполагается реализация ряда стратегических направлений:
1. Развитие системы стратегического планирования социально-экономического развития Тарского муниципального района, в которую включены прогнозы социально-экономического развития (для бюджетного планирования), документы программно-целевого и территориального планирования. Документами программно-целевого планирования являются Концепция, программа социально-экономического развития Тарского муниципального района на среднесрочную перспективу, муниципальные программы по развитию экономического потенциала района и по развитию социально-культурной сферы, программы развития отдельных секторов экономики и социальной сферы. Документами территориального планирования являются схемы территориального планирования, генеральные планы г. Тары и сельских поселений района. Этот комплекс документов позволит выстроить единую систему целей и приоритетов деятельности органов местного самоуправления Тарского муниципального района по социально-экономическому развитию района с системой конкретных показателей и мероприятий.
2. Обеспечение повышения эффективности бюджетной политики Тарского муниципального района через переход к системе муниципальных программ, разработку долгосрочной бюджетной стратегии, определяющей долгосрочную политику в сфере управления доходной и расходной частями бюджета, управление муниципальным долгом Тарского муниципального района. Реализация данного направления предполагает улучшение бюджетного планирования и оптимизацию структуры расходных обязательств Тарского района, совершенствование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями района и финансового контроля.
3. Участие района в подготовке профессиональной и управленческой элиты - специалистов в сфере управления, в том числе государственного и муниципального управления, территориального развития, способных обеспечить устойчивое развитие Тарского муниципального района и Омской области в целом. Необходимо консолидировать деятельность образовательных учреждений, хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления района по развитию кадрового потенциала.
4 Повышение качества предоставления муниципальных услуг посредством внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий, участие в создании многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, организации обратной связи с потребителями муниципальных услуг, в том числе в форме проведения прямых телефонных линий, организации мониторинга качества и доступности предоставления муниципальных услуг.
5. Повышение открытости органов местного самоуправления Тарского района и обеспечение доступа к информации об их деятельности, использование потенциала общественных организаций (в том числе молодежных) в решении вопросов социально-экономического развития района, развитие территориального общественного самоуправления, привлечение населения Тарского муниципального района к процессам принятия решений по вопросам местного значения и контроля за их реализацией.
Успешная реализация указанных стратегических направлений будет способствовать:
- снижению административных барьеров;
- повышению качества и доступности муниципальных услуг;
- выработки механизмов выражения общественного мнения и доведения его до органов местного самоуправления Тарского муниципального района (формирование "Общественного заказ"), возрастанию общественного самосознания населения Тарского района.
9. Финансовое обеспечение реализации Стратегии
Источниками реализации приоритетных направлений и ключевых проектов Стратегии будут являться:
- средства федеральных и региональных бюджетов;
- средства бюджета муниципального образования;
- средства из различных внебюджетных источников
- собственные и заемные средства предприятий, организаций и других инициаторов проектов.
10. Механизмы и инструменты реализации Стратегии
Основными механизмами и инструментами реализации Стратегии являются управление стратегическими проектами, межведомственная координация, повышение квалификации муниципальных служащих Тарского муниципального района, обеспечение обратной связи с населением Тарского района и профессиональным сообществом.
Для Стратегии используются следующие механизмы реализации:
1. Для реализации механизма управления стратегическими проектами предполагается своевременная актуализация Стратегии и программ социально-экономического развития Тарского муниципального района в соответствии с целями, задачами, направлениями и приоритетами, установленными в отраслевых документах стратегического развития Омской области.
Переход на муниципальные программы позволит обеспечить соответствие этих программ системе государственных программ Омской области, а также преемственность и дальнейшую реализацию целей, задач и мероприятий долгосрочных и ведомственных целевых программ Тарского муниципального района.
Реализация муниципальных программ будет обеспечивать достижение целевых установок Стратегии по направлениям, а также преемственность и дальнейшую реализацию целей, задач и мероприятий долгосрочных программ.
2. Инструментами механизма межведомственной координации, необходимыми для анализа, мониторинга и корректировки хода реализации Стратегии являются:
- Инвестиционный Совет при Главе Тарского муниципального района;
- рабочая группа по разработке документов стратегического планирования социально-экономического развития Тарского муниципального района.
Механизм кадрового обеспечения включает такие инструменты, как повышение квалификации и профессиональная переподготовка муниципальных служащих для повышения качества управления и увеличения вероятности успешной реализации мероприятий и инициатив Концепции.
3. Механизм управления по целям предусматривает осуществление регулярного мониторинга результатов Стратегии.
Внедрение регулярного мониторинга результатов реализации Стратегии позволит проводить ее своевременную корректировку и реагировать на отклонения в процессе достижения отдельных целей и задач, оценивать степень реализации приоритетных мероприятий Стратегии.
4. Механизм обратной связи включает такие инструменты, как информационные ресурсы, которые позволят повысить информированность населения Тарского муниципального района о мерах, реализуемых в рамках Стратегии органами местного самоуправления района, а также обеспечить общественное обсуждение решений по важным направлениям социально-экономического развития Тарского муниципального района.
11. Этапы реализации Стратегии, сроки достижения приоритетов, показатели социально-экономического развития
Реализация Стратегии будет осуществлена в два временных этапа. Для каждого этапа определены основные "точки роста", развитие которых обеспечит наибольший темп социально-экономического развития Тарского муниципального района.
- Вопросы роста конкурентоспособности экономики района, активизации ее "точек роста" будет решаться совместными усилиями инвесторов, организаций, органов местного самоуправления Тарского района с привлечением частных инвестиций, кредитных ресурсов, при участии государственной поддержки.
Этапы реализации Стратегии:
- первый этап "Создание условий для устойчивого социально-экономического развития Тарского района (2020 - 2024 годы)";
- второй этап "Тарский район - лидер роста в северной экономической зоне Омской области (2025 - 2030 годы)".
11.1. Первый этап "Создание условий для устойчивого социально-экономического развития Тарского района (2020 - 2024 годы)"
Первый этап характеризуется развитием сельскохозяйственных и промышленных предприятий, улучшением дорожной и жилищно-коммунальной сферы, а также развитием социальной сферы, являющейся важным направлением муниципальной политики, во многом определяющей комфортность проживания населения на муниципальной территории.
Основными "точками роста" на первом этапе станут:
- развитие агропромышленного комплекса;
- развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства;
- развитие транспортной и инженерной инфраструктуры;
- решение проблемы накопления, сбора и утилизации отходов (строительство Межмуниципального центра по обращению с отходами);
- развитие социальной инфраструктуры.
Чтобы получить значительный эффект уже в среднесрочной перспективе, органы местного самоуправления Тарского района должны будут сконцентрироваться на создании максимально благоприятных условий для привлечения инвестиций и реализации приоритетных секторов.
Основные направления действий органов исполнительной власти Тарского района:
- целевое привлечение инвестиций в основной капитал;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
- активное привлечение финансовых средств из бюджетов разных уровней посредством участия органов местного самоуправления Тарского района в конкурсных отборах на финансирование проектов в производственной (транспортной и инженерной) и социальной сферах;
- внедрение эффективных инструментов обеспечения обратной связи с населением Тарского района в целях его вовлечения в процесс принятия решений по ключевым направлениям социально-экономического развития района.
Реализация потенциала "точек роста" на первом этапе создаст устойчивую базу для дальнейшего развития Тарского района.
11.2. Второй этап "Тарский район - лидер роста в северной экономической зоне Омской области (2023 - 2030 годы)"
Основными "точками роста" на данном этапе станут:
- лесозаготовка и производство продукции из древесины;
- развитие молочного животноводства с применением технологии беспривязного содержания;
- создание комфортной среды проживания в сельской местности;
- развитие промышленности, малого и среднего предпринимательства;
- развитие инженерной и транспортной инфраструктуры;
- высокий уровень и качество жизни населения;
- создание благоприятной экологической обстановки в Тарском районе (ликвидация несанкционированных свалок и осуществление деятельности Межмуниципального центра по обращению с отходами).
Дальнейшее развитие будет возможно благодаря значительному увеличению экспортной составляющей, максимально эффективной реализации полномочий Тарского района в социальной сфере (образовании и культуре), повышению уровня и качества жизни населения Тарского района. Созданная экономическая база в совокупности с обновленной инфраструктурой расширит возможности развития малого и среднего предпринимательства.
Нумерация приложений приводится в соответствии с источником
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.