Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и строительству
по проекту федерального закона N 831156-7 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" в части совершенствования государственного контроля (надзора) за осуществлением международных пассажирских автомобильных перевозок"
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству рассмотрен проект федерального закона N 831156-7 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" в части совершенствования государственного контроля (надзора) за осуществлением международных пассажирских автомобильных перевозок" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается расширить перечень мест, в которых уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, при осуществлении федерального государственного транспортного надзора, могут проводить такой государственный контроль (надзор) - в случае принятия законопроекта он будет проводиться также на остановочных пунктах, в том числе расположенных на автостанциях, автовокзалах, в иных местах, расположенных в границах населенных пунктов, при обнаружении факта посадки пассажиров в транспортное средство или их высадки из транспортного средства, осуществляющего международную автомобильную перевозку.
Согласно пояснительной записке к законопроекту предлагаемые законопроектом изменения направлены на более полное осуществление сотрудниками Федеральной службы по надзору в сфере транспорта полномочий по контролю за международными автомобильными перевозками пассажиров, что, в свою очередь, позволит повысить безопасность таких перевозок.
В тоже время Комитет считает необходимым отметить следующее.
1. Статья 11 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" регулирует вопросы осуществления государственного контроля, как за пассажирскими, так и за грузовыми автомобильными перевозками.
Из названия законопроекта и пояснительной записки к законопроекту следует, что его положения направлены на контроль (надзор) за осуществлением международных пассажирских автомобильных перевозок.
В тоже время формулировки текста законопроекта дают возможность сделать вывод о том, что его нормы также могут распространяться и на грузовые автомобильные перевозки.
В этой связи законопроект следует дополнить положениями, устраняющими возможность расширительной трактовки его положений.
2. Признавая важность контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок по территории Российской Федерации, Комитет, тем не менее, обращает внимание на проводимую в Российской Федерации реформу контрольно-надзорной деятельности, целью которой является минимизация административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.
В этой связи законопроект целесообразно дополнить положениями о том, что проводимые проверки не должны приводить к задержкам пассажиров в пути следования (по аналогии с нормой Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой, проверки, осуществляемые органами государственного транспортного контроля, осуществляются в процессе выполнения регулярных перевозок и не должны приводить к нарушению расписания).
3. Также требует уточнения формулировка "иных местах, расположенных в границах населенных пунктов, при обнаружении факта посадки пассажиров в транспортное средство или их высадки из транспортного средства, осуществляющего международную автомобильную перевозку". Считаем, что использование в тексте федерального закона таких слов как "иные места" может привести впоследствии к правовой неопределенности, в том числе к расширительному и неоднозначному толкованию данной нормы.
4. Следует также отметить, что законопроект в представленной редакции не учитывает изменение, внесенное в пункт 1 статьи 11 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" Федеральным законом от 18 июля 2019 г. N 192-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения", в соответствии с которым указанный пункт дополнен новым третьим абзацем.
5. Наименование законопроекта целесообразно изложить следующим образом: "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения".
К законопроекту также имеются и иные замечания, в том числе юридико-технического характера.
С учетом изложенного Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении законопроект, при условии его последующей доработки перед принятием во втором чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.