1. Утвердить прилагаемую Методику классификации и специализации железнодорожных линий ОАО "РЖД".
2. Признать утратившим силу распоряжение ОАО "РЖД" от 23 декабря 2015 года N 3048р "Об утверждении методики классификации и специализации железнодорожных линий ОАО "РЖД".
Генеральный директор - председатель правления ОАО "РЖД" |
О. Белозеров |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО "РЖД"
от 13.01.2020 г. N 28/р
Методика классификации и специализации железнодорожных линий ОАО "РЖД"
1. Настоящая Методика является основой для разработки нормативов устройства и содержания объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" в зависимости:
от условий эксплуатации конструкций железнодорожных линий (верхнее строение пути, искусственные сооружения, устройства электроснабжения и т.д.);
от оснащения железнодорожных линий современными системами управления и контроля;
от расходов на проведение ремонтных работ и технического обслуживания.
2. В настоящей Методике используются следующие понятия:
железнодорожная линия ОАО "РЖД" - технологический комплекс путей, сооружений и устройств ОАО "РЖД" на одном или нескольких поездоучастках, предназначенный для железнодорожных сообщений, включающий: подсистему железнодорожного пути, станционную подсистему, подсистему железнодорожного электроснабжения, подсистему железнодорожной автоматики и телемеханики, подсистему железнодорожной электросвязи, которые обеспечивают функционирование этого комплекса и безопасное движение железнодорожного подвижного состава;
поездоучасток - часть железнодорожной линии между техническими станциями (либо между тупиковой и технической станцией) с едиными весовыми нормами грузовых поездов, стабильными размерами движения и единым видом тяги;
грузонапряженность (густота перевозок) - показатель интенсивности использования железнодорожной линии (поездоучастка), характеризующий объем перевозок грузов и пассажиров на 1 км длины железнодорожной линии/поездоучастка (млн т-км брутто/км);
работа - объем перевозок, выполненных всеми видами тяги в пассажирском (дальнее и пригородное сообщение), грузовом (включая передаточные и вывозные поезда), хозяйственном движении и при маневровой работе на железнодорожной линии/поездоучастке (млн т-км брутто);
скорость движения поезда техническая - расстояние, проходимое поездом за единицу времени без учета времени стоянок на станциях, разъездах и обгонных пунктах как предусмотренных, так и не предусмотренных графиком движения поездов (км/ч);
скорость движения поезда установленная - скорость, устанавливаемая для прохождения поезда с учетом технического состояния объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, подвижного состава, и не превышающая конструкционную скорость (км/ч);
тяжеловесное движение - технологический процесс движения грузовых поездов с массой состава 6300 т и более.
3. Ежегодно в I квартале по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, на основании данных статистической отчетности ОАО "РЖД" за отчетный (прошедший) год формируется годовой автоматизированный отчет о классификации и специализации железнодорожных линий ОАО "РЖД".
4. Основные критерии классификации железнодорожных линий ОАО "РЖД":
годовая грузонапряженность по железнодорожной линии/поездоучастку (млн т-км брутто/км);
средняя за отчетный год техническая скорость движения грузовых поездов по железнодорожной линии/поездоучастку (км/ч);
средняя за отчетный год техническая скорость движения пассажирских (в том числе пригородных) поездов по железнодорожной линии/поездоучастку (км/ч).
5. Для определения специализации железнодорожных линий ОАО "РЖД" учитываются следующие дополнительные критерии:
размеры движения грузовых поездов, в том числе грузовых поездов с массой состава 6300 т и более (поездов в сутки);
размеры движения пассажирских и пригородных поездов (пар поездов в сутки);
установленная скорость движения высокоскоростных и скоростных пассажирских поездов (км/ч).
6. Железнодорожные линии ОАО "РЖД" подразделяются на 5 классов в зависимости от интервалов скоростей движения и грузонапряженности (таблица 1).
Таблица 1
Классификация железнодорожных линий ОАО "РЖД"
Годовая грузонапряженность (млн т-км брутто/км) |
Класс железнодорожной линии при средней технической скорости движения поездов (км/ч, в числителе - пассажирские, в знаменателе - грузовые) |
|||||||
>110 |
>77 и <110 |
>66 и <76 |
>55 и <65 |
>44 и <54 |
>33 и <43 |
>23 и <32 |
22 и менее |
|
>90 |
>77 и <90 |
>54 и <76 |
>49 и <53 |
>43 и <48 |
>33 и <42 |
>23 и <32 |
||
Более 150 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
81-150 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
51-80 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
26-50 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
11-25 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
6-10 |
1 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 и менее |
2 |
2 |
3 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
Значение годовой грузонапряженности (млн т-км брутто/км) определяется по формуле*:
Ггод = (Qгр + Qпасс + Qхоз + Qман) : Lпоездоуч
где
Qгр - объем работы в грузовом движении по поездоучастку за год (млн т-км брутто);
Qпасс - объем работы в пассажирском и пригородном движении по поездоучастку за год (млн т-км брутто);
Qхоз - объем работы в хозяйственном движении по поездоучастку за год (млн т-км брутто);
Qман - объем работы при маневровой работе по поездоучастку за год (млн т-км брутто);
Lпоездоуч - длина поездоучастка (км).
При значениях годовой грузонапряженности, входящих в интервалы 5,1-5,9; 10,-10,9; 25,1-25,9; 50,1-50,9; 80,1-80,9 млн т-км брутто/км в год, применяется метод округления к ближайшему целому значению.
Например, при классификации железнодорожной линии ОАО "РЖД" расчетная годовая грузонапряженность по поездоучастку 25,8 млн т-км брутто/км округляется до значения 26 млн т-км брутто/км, расчетная годовая грузонапряженность по поездоучастку 5,4 млн т-км брутто/км округляется до значения 5 млн т-км брутто/км.
Класс железнодорожной линии ОАО "РЖД" определяется по средней за отчетный год технической скорости грузовых или пассажирских поездов в зависимости преимущественного вида движения (преимущественно грузовое или преимущественно пассажирское).
Значение средней технической скорости грузовых поездов (км/ч) определяется по формуле**:
Vгр = Lкм груз / Lч груз
где:
Lкм груз - сумма локомотиво-километров в голове поезда по виду движения "грузовое", включая передаточные и вывозные поезда, за год;
Lч груз - сумма локомотиво-часов без учета времени стоянок и маневров грузовых поездов на промежуточных станциях по виду движения "грузовое" за год.
Средняя техническая скорость движения пассажирских поездов (км/ч) определяется по формуле***:
Vпас = Lкм пас / Lч пас
где:
Lкм пас - сумма локомотиво-км в голове поезда в тяговых подвижных единицах (ТПЕ) и поездо-км моторвагонного подвижного состава (МВПС) по видам движения "пассажирское пригородное", "пассажирское дальнее" за год;
Lч пас - сумма локомотиво-часов в ТПЕ и поездо-часов МВПС нахождения на перегоне при выполнении поездной работы по видам движения "пассажирское пригородное", "пассажирское дальнее" за год.
При значениях технической скорости пассажирских поездов, входящих в интервалы 22,1-22,9; 32,1-32,9; 43,1-43,9; 54,1-54,9; 65,1-65,9; 76,1-76,9 км/ч, и грузовых поездов, входящих в интервалы 22,1-22,9; 32,1-32,9; 42,1-42,9; 48,1-48,9; 53,1-53,9; 76,1-6,9 км/ч, применяется метод округления к ближайшему целому значению. Железнодорожные линии ОАО "РЖД" с размерами движения пассажирских и пригородных поездов 60% и более от общего количества пар поездов в сутки за отчетный год считаются преимущественно пассажирскими, при определении класса в расчет принимается средняя техническая скорость пассажирских поездов. При других условиях железнодорожные линии ОАО "РЖД" считаются преимущественно грузовыми, и при определении класса в расчет принимается средняя техническая скорость грузовых поездов.
7. Специализация железнодорожной линии ОАО "РЖД" определяется на основе основных технико-эксплуатационных параметров, приведенных в таблице 2.
Таблица 2
Специализация железнодорожных линий ОАО "РЖД"
Специализация железнодорожных линий |
Условные обозначения |
Параметры специализации железнодорожных линий |
Высокоскоростная железнодорожная линия |
В |
установленная скорость движения пассажирских поездов более 200 км/ч |
Скоростная железнодорожная линия |
С |
установленная скорость движения пассажирских поездов от 141 до 200 км/ч включительно |
Особогрузонапряженная железнодорожная линия |
О |
грузонапряженность более 150 млн т-км брутто/км в год |
Малоинтенсивная линия |
М |
суммарные фактические размеры движения пассажирских и грузовых поездов - не более 8 пар поездов в сутки; грузонапряженность - 5,0 млн т-км брутто/км в год и менее |
Железнодорожная линия с тяжеловесным грузовым движением |
т |
масса состава грузового поезда в графике движения поездов 6300 т и более, при этом процент фактического количества поездов массой состава 6300 т и более в одном из направлений составляет 15% и более от суммарных размеров движения грузовых поездов в этом направлении |
Железнодорожная линия с преимущественно пассажирским движением |
П |
суммарные размеры движения пассажирских и пригородных поездов по поездоучастку 60% и более от общего количества пар поездов в сутки в соответствии с графиком движения поездов |
Железнодорожная линия с преимущественно грузовым движением |
Г |
при несоблюдении остальных условий |
Примечания:
1) если при определении специализации железнодорожной линии ОАО "РЖД" совпадают несколько критериев (например, одновременно скоростная и с преимущественно пассажирским движением, или одновременно особогрузонапряженная и с тяжеловесным грузовым движением), то железнодорожной линии ОАО "РЖД" присваивается специализация с учетом следующего приоритета:
высокоскоростные, скоростные и особогрузонапряженные;
малоинтенсивные;
с тяжеловесным грузовым движением;
с преимущественно пассажирским движением;
с преимущественно грузовым движением;
2) в случае отсутствия в соответствии с фактическим графиком движения поездов по поездоучастку движения грузовых, пассажирских и пригородных поездов, хозяйственных поездов и поездов в маневровой работе, железнодорожной линии ОАО "РЖД" присваивается 5 класс со специализацией М.
3) Железнодорожным линиям ОАО "РЖД", состоящим из нескольких поездоучастков, объединенных единой технологией организации перевозочного процесса, могут быть присвоены идентичные класс и специализация.
______________________________
* Для обеспечения железнодорожной линией/поездоучастком пропуска максимального тоннажа расчет значения грузонапряженности включает все виды движения.
** С целью учета обеспечения железнодорожной линией/поездоучастком максимальных скоростей в расчет значения средней технической скорости по виду движения "грузовое" не включаются скорости в хозяйственном движении и при маневровой работе
*** С целью учета обеспечения железнодорожной линией/поездоучастком максимальных скоростей в расчет значения средней технической скорости по виду движения "пассажирское" не включаются скорости в хозяйственном движении и при маневровой работе.
Приложение N 1
к Методике классификации и специализации
железнодорожных линий ОАО "РЖД"
Источники
данных для расчета показателей классификации и специализации железнодорожных линий ОАО "РЖД"
В настоящем приложении приведены следующие сокращения и аббревиатуры:
ТЛЕ - тяговая подвижная единица;
МВПС - моторвагонный подвижной состав;
ф. ЦО-1ВЦ - внутренняя статистическая отчетность фермы ЦО-1ВЦ "Показатели работы и использования локомотивов наличного парка ОАО "РЖД", утвержденная распоряжением ОАО "РЖД" от 1 декабря 2016 года N 2431 р;
ф. ЦО-5ВЦ - форма внутренней статистической отчетности ЦО-5ВЦ "Отчет о наличии, состоянии, ремонте, техническом обслуживании и использовании моторвагонного подвижного состава, утвержденная распоряжением ОАО "РЖД" от 24 декабря 2015 года N 3069р;
ф. ТУ-ЗВЦУ - внутренняя учетная форма по локомотивному хозяйству ТУ-ЗВЦУ маршрут машиниста, утвержденная распоряжением ОАО "РЖД" от 27 мая 2010 года N 1117р;
ЕК АСУИ - Единая корпоративной автоматизированная система управления инфраструктурой ОАО "РЖД".
Источники данных для расчета показателей классификации и специализации железнодорожных линий ОАО "РЖД"
Измерители |
Источники для расчета величин измерителей |
Работа по железнодорожным линиям/поездоучасткам за год (млн т-км брутто, десятичное число с тремя разрядами после запятой) |
ф. ЦО-1ВЦ, ф. ЦО-5ВЦ, т-км брутто, выполненные всеми видами тяги в пассажирском (дальнее и пригородное сообщение), грузовом (включая передаточные и вывозные поезда), хозяйственном движении и при маневровой работе; определяется суммированием по видам движения т-км брутто по всем родам работ локомотивов (ф. ЦО-1ВЦ) и т-км брутто по всем видам движения МВПС (ф. ЦО-5ВЦ) |
Длина поездоучастка (км, целое число) |
АС ЦНСИ, раздел "Классификаторы модели железнодорожной сети", таблица "Поездоучастки" |
Техническая скорость грузовых поездов (км/ч, десятичное число с одним разрядом после запятой) |
ф. ЦО-1ВЦ, локомотиво-км и локомотиво-часы в ТПЕ; определяется делением локомотиво-км в голове поезда по виду движения "грузовое", включая передаточные и вывозные поезда, на локомотиво-часы без учета времени стоянок и маневров грузовых поездов на промежуточных станциях |
Техническая скорость пассажирских поездов (км/ч, десятичное число с одним разрядом после запятой) |
отчет ф. ЦО-1ВЦ, локомотиво-км и локомотиво-часы (ТПЕ); ф. ЦО-5ВЦ, поездо-км и поездо-часы МВПС; определяется делением суммы локомотиво-километров в голове поезда в ТПЕ по видам движения "пассажирское пригородное", "пассажирское дальнее" и поездо-км МВПС на сумму локомотиво-часов в ТПЕ и поездо-часов МВПС нахождения на перегоне при выполнении поездной работы |
Размеры движения грузовых поездов (пар поездов в сутки, десятичное число с одним разрядом после запятой) |
ф. ЦО-1ВЦ, локомотиво-км в голове поезда (ТПЕ); определяются делением суммы локомотиво-километров в голове поезда в ТПЕ по виду движения "грузовое", включая передаточные и вывозные поезда в четном и нечетном направлениях, на удвоенную длину поездоучастка и делением полученного частного на количество дней в году |
Размеры движения грузовых поездов с массой состава 6300 т и более (единиц в сутки, десятичное число с одним разрядом после запятой) |
ф. ТУ-3ВЦУ, раздел 6, масса поезда в тоннах брутто; рассчитываются делением количества поездов с массой брутто 6300 т и более на количество дней в году, к учету принимаются все грузовые поезда с массой брутто 6300 т и более, включая передаточные и вывозные и проследовавшие с локомотивами по поездоучастку двойной тягой и с толкачами; процент поездов массой состава 6300 т и более от суммарных размеров движения грузовых поездов рассчитывается отдельно по четному и нечетному направлению поездоучастка, к учету принимается максимальный процент в одном из направлений |
Размеры движения пассажирских и пригородных поездов (пар поездов в сутки, десятичное число с одним разрядом после запятой) |
ф ЦО-1ВЦ, локомотиво-километры (ТПЕ); ф ЦО-5ВЦ, поездо-км МВПС определяются делением суммы локомотиво-километров в голове поезда в ТПЕ и поездо-километров МВПС по видам движения "пассажирское пригородное", "пассажирское дальнее" в четном и нечетном направлениях на удвоенную длину поездоучастка и делением полученного частного на количество дней в году |
Установленная скорость движения пассажирских поездов (км/ч, целое число) |
ЕК АСУИ, таблица "Установленные скорости по главным путям"; к учету принимаются максимальные значения установленной скорости движения пассажирских поездов на поездоучастке |
При расчете показателей классификации и специализации железнодорожных линий ОАО "РЖД" применяются следующие правила округления (количество знаков после запятой приведено в таблице): если первая из отбрасываемых цифр 5 и более, то последняя из сохраняющихся цифр увеличивается на 1;
если первая из отбрасываемых цифр меньше 5, то последняя из сохраняемых цифр остается неизменной.
Приложение N 2
к Методике классификации и специализации
железнодорожных линий ОАО "РЖД"
Пример
определения класса и специализации железнодорожной линии ОАО "РЖД"
Железнодорожная линия (поездоучасток) Брянск-Льговский - Навля.
1. Определяется годовая грузонапряженность по формуле:
Ггод = (Qгр + Qпасс + Qхоз + Qман) / L поездоуч
где:
Qгр = 1126,738 млн т-км брутто - объем работы в грузовом движении по поездоучастку за год;
Qпасс = 433,529 млн т-км брутто - объем работы в пассажирском и пригородном движении по поездоучастку за год;
Qхоз = 27,213 млн т-км брутто - объем работы в хозяйственном движении по поездоучастку за год;
Qман = 12,199 млн т-км брутто - объем работы в маневровой работе по поездоучастку за год;
Lпоездоуч = 46 км - длина поездоучастка.
Ггод = (1126,738 + 433,529 + 27,213 + 12,199) / 46=34,776 млн т-км брутто/км
За отчетный год грузонапряженность составила 34,776 млн т-км брутто. Для расчета класса железнодорожной линии ОАО "РЖД" проводится округление до 35 млн т-км брутто.
2. Определяется средняя техническая скорость движения грузовых и пассажирских поездов.
Средняя техническая скорость грузовых поездов определяется по формуле:
Vгр = Lкм груз / Lч груз,
где:
Lкм груз = 322 368,000 км - сумма локомотиво-км в голове поезда по виду движения "грузовое", включая передаточные и вывозные поезда, за год;
Lч груз = 6 702,037 ч - сумма локомотиво-часов без учета времени стоянок и маневров на промежуточных станциях по виду движения "грузовое" за год.
Vгр = 322 368 / 6 702,037 = 48,1 км/ч
В течение отчетного года средняя техническая скорость грузовых поездов в обоих направлениях составила 48,1 км/ч. Для определения класса железнодорожной линии ОАО "РЖД" в расчет берется 48 км/ч (после округления).
Средняя техническая скорость движения пассажирских поездов определяется по формуле;
Vпас = L км пас / L ч пас
где:
Lкм пас = 130 962,338 км - сумма локомотиво-километров в голове поезда в ТЛЕ и поездо-километров МВ ПС по видам движения "пассажирское пригородное", "пассажирское дальнее" за год;
Lч пас = 1 577,859 ч - сумма локомотиво-часов в ТЛЕ и поездо-часов МВПС без учета времени стоянок пассажирских поездов на промежуточных станциях по видам движения "пассажирское пригородное", "пассажирское дальнее" за год.
Vпас = 130 962,338 / 1577,859 = 83,0 км/ч
В течение отчетного года средняя техническая скорость пассажирских поездов в обоих направлениях составила 83,0 км/ч. Для определения класса железнодорожной линии ОАО "РЖД" в расчет берутся 83 км/ч (округление не потребовалось).
3. Определяется специализация железнодорожной линии ОАО "РЖД":
Размеры движения грузовых поездов:
где:
Lкм груз = 322 368,000 км - сумма локомотиво-километров в голове поезда по виду движения "грузовое", включая передаточные и вывозные поезда, за год;
Lпоездоуч = 46 км длина поездоучастка.
пар поездов в сутки
Размеры движения пассажирских и пригородных поездов:
где:
Lкм пас = 130 962,338 км - сумма локомотиво-километров в голове поезда в ТПЕ и поездо-километров МВПС по видам движения "пассажирское пригородное", "пассажирское дальнее" за год;
Lпоездоуч = 46 км - эксплуатационная длина поездоучастка.
пар поездов в сутки
Общее количество пар поездов в сутки равно 13,5.
Размеры грузового движения по участку - 9,6 пар поездов в сутки, что составляет 71,1% от общего количества пар поездов.
Суммарные размеры движения пассажирских и пригородных поездов по участку - 3,9 пар поездов в сутки, что составляет 29,9% от общего количества.
Размеры движения грузовых поездов с массой состава 6300 т и более, единиц поездов в сутки - 0.
Установленная скорость движения пассажирских поездов по участку - 140 км/ч.
Годовая грузонапряженность - 34,776 млн т-км брутто/км.
В соответствии с вышеперечисленными параметрами согласно таблице 2 Методики рассматриваемый поездоучасток является железнодорожной линией ОАО "РЖД" с преимущественно грузовым движением*.
4. Определяется класс железнодорожной линии ОАО "РЖД".
Так как размер движения пассажирских и пригородных поездов менее 60% от общего количества пар поездов в сутки, то в расчет принимается средняя техническая скорость грузовых поездов.
Согласно таблице 1 Методики при годовой грузонапряженности 35 млн т-км брутто/км и технической скорости движения грузовых поездов 48 км/ч класс рассматриваемой железнодорожной линии ОАО "РЖД" - третий**.
Таким образом, железнодорожная линия ОАО "РЖД" Брянск-Льговский - Навля соответствует третьему классу с преимущественно грузовым движением - ЗГ.
______________________________
* При определении специализации железнодорожной линии/поездоучастка округление расчетных показателей не применяется.
** При определении класса железнодорожной линии/поездоучастка применяется округление расчетных показателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 13 января 2020 г. N 28/р "Об утверждении Методики классификации и специализации железнодорожных линий ОАО "РЖД"
Текст распоряжения опубликован в журнале "РЖД-Партнер-Документы" от 17 февраля 2020 г. N 821