Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика цели ВЦП и направления работ по её достижению
Обеспечение государственных гарантий в области содействия занятости населения и защиты от безработицы в ходе реализации ВЦП позволяет оказывать более 165 тыс. государственных услуг при обращении ежегодно в службу занятости порядка 26 тыс. человек. При содействии органов службы занятости трудоустраиваются около 18 тыс. человек, как на постоянные, так и на временные рабочие места, организованные в рамках реализации активных мероприятий по содействию занятости населения.
В 2019 году резкие изменения на регистрируемом рынке труда Томской области не отмечались. Численность зарегистрированных безработных граждан менялась в пределах сезонных колебаний и на 01.01.2020 составила 6 102 человека или 1,12% к численности рабочей силы (на 01.01.2019 - 7 029 человек или 1,32% к численности рабочей силы).
По данным выборочного обследования рабочей силы (Росстат) в среднем за 2019 год уровень занятости населения Томской области в процентах к численности населения в возрасте 15 лет и старше составил 58,0% (в среднем за 2018 год - 57,9%), уровень общей безработицы в процентах к численности рабочей силы - 5,5% (в 2018 году - 6,3% в среднегодовом исчислении).
За 2019 год количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, составило 67 тыс. единиц (за 2018 год - 67,9 тыс. единиц). На начало 2020 года областной банк вакансий содержал 12,3 тыс. вакантных рабочих мест, на 01.01.2019 - 11,3 тыс. мест.
Коэффициент напряженности (численность зарегистрированных безработных граждан на 1 заявленную вакансию) по состоянию на 01.01.2020 составлял 0,5 чел., на 01.01.2019 - 0,6 чел.
На рынке труда Томской области сохраняются структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, дифференциация уровня регистрируемой безработицы. По состоянию на 01.01.2020 в 12 городах и районах области уровень регистрируемой безработицы превышает среднеобластной показатель более чем в 2 раза. Численность безработных граждан на локальных рынках труда зависит от нескольких факторов: уровня инвестирования в развитие территории и создание рабочих мест, структуры экономики муниципальных образований, разной системой расселения, территориальной удаленностью отдельных населенных пунктов.
Ситуация на регистрируемом рынке труда по районам Томской области подтверждает общую тенденцию напряженности в сельской местности (где уровень общей безработицы из года в год - около 11%) и стабильные показатели рынка труда городских территорий, для которых уровень общей безработицы в два раза меньше. Состав безработных граждан различается в городах и сельской местности. Для регистрируемой безработицы в городе Томске характерен высокий образовательный уровень: среди безработных граждан 40% - это люди с высшим образованием. В районах области, где зарегистрировано более 60% всех безработных граждан, более половины не имеют профессиональной подготовки. Это свидетельствует о существующей диспропорции спроса и предложения рабочей силы.
На рынок труда Томской области оказывают влияние следующие факторы:
1) объем валового регионального продукта и динамика основных индексов промышленного производства;
2) сохранение структурных диспропорций на локальных рынках труда;
3) сохранение дифференциации территорий области по уровню общей и регистрируемой безработицы;
4) низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных социально-демографических групп населения (молодежи без опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, пенсионеров и др.).
При содействии органов службы занятости населения реализация стандартных мероприятий активной политики занятости позволит:
трудоустраивать ежегодно не менее 20 тыс. граждан, ищущих работу;
направлять на обучение порядка 1,6 тысяч граждан по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда;
не допустить превышения уровня регистрируемой безработицы в 2020 году выше 1,4% в среднегодовом исчислении.
Достижение цели ВЦП основывается на расчете целевых прогнозных показателей в области содействия занятости населения. При этом едиными общими требованиями к политике субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения являются:
обеспечение единства, полноты и качества предоставления и исполнения всех установленных Законом о занятости населения государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения в соответствии с федеральными государственными стандартами государственных услуг и государственных функций;
обеспечение нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения.
Исходя из необходимости достижения цели ВЦП, реализация мероприятий программы будет осуществляться по следующим направлениям:
1. Содействие трудоустройству граждан и обеспечение работодателей рабочей силой в соответствии с потребностями экономики.
2. Содействие развитию кадрового потенциала, интеграции в рынок труда отдельных категорий граждан с недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда.
3. Развитие государственной службы занятости населения как эффективного посредника между работодателями и гражданами, ищущими работу.
В соответствии с законодательством о занятости населения в рамках данных направлений работ планируется оказание государственных услуг областными государственными казенными учреждениями центрами занятости населения Томской области.
Департамент труда и занятости населения Томской области, руководствуясь пунктом 3 ст. 69.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, постановлением Администрации Томской области от 14.10.2015 N 375а, не доводит государственное задание до подведомственных казенных учреждений.
В настоящей программе аккумулированы государственные услуги, оказываемые областными государственными казенными учреждениями центрами занятости населения Томской области в качестве основных видов деятельности, а также содержание имущества подведомственных учреждений и иные мероприятия в рамках полномочий органов службы занятости.
Для оценки деятельности подведомственных учреждений используются контрольные показатели объема и качества оказываемых государственных услуг, перечень которых установлен Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", содержится в Положении о Департаменте труда и занятости населения Томской области и в уставах подведомственных учреждений, определенные в настоящей программе как показатели непосредственного результата реализации мероприятий.
В соответствии с приказом Минтруда России от 26.10.2017 N 748н "Об утверждении нормативов доступности государственных услуг в области содействия занятости населения" (далее - приказ 748н) проведены расчеты и оценка потребности в предоставлении государственных услуг на 2020-2022 годы согласно нормативам доступности; определенное количество потенциальных потребителей государственных услуг отражено в показателях непосредственного результата реализации мероприятий, как объемных, так и качественных.
С 1 января 2019 года органы службы занятости осуществляют организацию сопровождения при содействии занятости инвалидов (Федеральный закон от 29.12.2017 N 476-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").
Категории граждан, которым предоставляется государственная услуга: незанятые инвалиды, испытывающие трудности в поиске работы, а также принимаемые и принятые на работу, в отношении которых есть решение о нуждаемости их в мероприятиях по организации сопровождаемого содействия занятости на основании содержащихся в ИПРА * инвалида рекомендуемых показанных (противопоказанных) видов трудовой деятельности, а также в зависимости от характера будущей работы инвалида и потребности в оснащении того рабочего места, на котором его предполагается трудоустроить.
Реализация мероприятия направлена на оказание индивидуальной помощи инвалиду при его трудоустройстве с учетом рекомендаций ИПРА, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование доступного пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.
С 1 января 2020 года переобучение и повышение квалификации отдельной категории граждан - женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, - будет осуществляться в рамках реализации регионального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" в соответствии с установленным порядком.
* Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.