Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть вторая
Стандарты по тестированию
4.0 Планирование эффективного Тестирования
4.1 Цель и задачи
4.1.1 Статья 5.4 Кодекса требует от каждой Антидопинговой организации, обладающей Полномочиями проводить Тестирование, разработать и применять основанную на анализе данных программу Тестирования, соразмерную результатам оценки риска применения допинга Спортсменами, относящимися к ее юрисдикции, эффективную при выявлении и для предотвращения практик использования допинга. Целью настоящего Раздела 4.0 Международного стандарта по тестированию и расследованиям является определение перечня действий, необходимых для создания Плана распределения тестов, отвечающего указанным требованиям. Данный перечень действий включает создание общего пула Спортсменов, на которых будет распространяться антидопинговая программа Антидопинговой организации, а также проведение оценки, какие Запрещенные субстанции и Запрещенные методы с наибольшей вероятностью могут в нарушение правил использоваться в соответствующем виде(ах) спорта/спортивной дисциплине(ах), за которой должно следовать установление обоснованной степенью допинг-риска приоритетности между видами спорта и/или спортивными дисциплинами, между категориями Спортсменов, между типами Тестирования, между типами отбираемых Проб и между типами анализа Проб.
4.1.2 Антидопинговая организация обязана убедиться, что Лица, относящиеся к Персоналу Спортсмена, а также любые иные Лица с конфликтом интересов не вовлечены в разработку Плана распределения тестов в связи с соответствующими Спортсменами либо в процедуру отбора Спортсменов для Тестирования.
4.1.3 Антидопинговая организация обязана представить свой План распределения тестов в форме документа и обязана направить данный План распределения тестов в ВАДА, (а) в случае запроса в соответствии со Статьей 6.4.2 Кодекса согласования ВАДА на проведение анализа Проб с использованием перечня типов анализа менее того, который установлен Техническим регламентом, на который ссылается Статья 5.4.1 Кодекса, в соответствии со Статьей 4.7.1 данного Международного стандарта; и (б) по запросу ВАДА, в связи с процедурой подтверждения факта выполнения Антидопинговой организацией требований Статьи 5.4 Кодекса.
4.1.4 Основными действиями, таким образом, являются оценка рисков и установление приоритетности, включающие в том числе сбор информации и специальных данных, мониторинг и отслеживание; разработка Плана распределения тестов, основанная на таких оценке риска и установлении приоритетности; предоставление и обсуждение данного Плана распределения тестов с ВАДА (где это применимо); мониторинг, оценка, пересмотр, внесение изменений и обновление данного Плана распределения тестов по мере необходимости в свете меняющихся обстоятельств; и практическое исполнение Плана распределения тестов.
4.2 Оценка рисков
4.2.1 Как установлено в Статье 5.4 Кодекса, отправной точкой работы с Планом распределения тестов следует считать взвешенную и объективную оценку того, какие Запрещенные субстанции и /или Запрещенные методы с наибольшей степенью вероятностью могут быть использованы в соответствующем(их) виде(ах) спорта и спортивной(ых) дисциплине(ах). Данная процедура оценки должна учитывать (как минимум) следующую информацию:
a) физиологические и иные условия, связанные с участием в соответствующем виде(ах) спорта (и/или дисциплине(ах)), при этом особое внимание должно быть уделено физиологии вида(ов) спорта / спортивной(ых) дисциплин(ы);
b) возможный эффект от использования допинга в таком(их) виде(ах) спор-та/дисциплине(ах), связанный с улучшением спортивных результатов;
c) виды наград, достижимых в зависимости от уровня участия в соответствующем виде(ах) спорта/спортивной дисциплины(ах) и /или иные потенциальные мотивы применения допинга;
d) история допинга в соответствующе(их) виде(ах) спорта/спортивной(ых) дисциплине(ах);
[Комментарий к 4.2.1(d): Если в определенном виде спорта не применялась полная и эффективная программа Тестирования, включающая Тестирование как в Соревновательный, так и во Внесоревновательный период, то история допинга, свидетельствующая об отсутствии или незначительном числе Неблагоприятных результатов анализа, говорит весьма немного, если вообще что-либо говорит, о риске допинга в соответствующем виде спорта.]
e) доступные исследовательские данные о тенденциях в области применения допинга (например, комментарии коллег в связи с научными статьями);
f) полученная информация/собранные специальные данные о возможных практиках применения допинга в соответствующем виде спорта (например, показания Спортсмена; информация, полученная в рамках расследований по уголовным делам; и/или иные специальные данные, собранные в соответствии с Руководством ВАДА по ведению расследований и обмену информацией и доказательствами для целей борьбы с допингом) в соответствии с Разделом 11.0 Международного стандарта по тестированию и расследованиям; и итоги реализации планов распределения тестов в предшествующие периоды.
4.2.2 При разработке своего Плана распределения тестов Антидопинговая организация обязана действовать в соответствии с положениями Технического регламента, на который ссылаются Статьи 5.4.1 и 6.4 Кодекса. Кроме того, Антидопинговая организация должна проводить самостоятельную оценку рисков. Она должна принимать во внимание результаты оценки риска в соответствующих виде спорта или дисциплине, полученные иной Антидопинговой организацией, чьи Полномочия проводить Тестирование в соответствующих виде спорта или дисциплине пересекаются с ее полномочиями. Однако для Международной федерации не являются юридически обязательными результаты оценки рисков применения допинга в определенных виде спорта или дисциплине, проведенного Национальной антидопинговой организацией, а для Национальной антидопинговой организации не являются юридически обязательными результаты оценки риска применения допинга в определенных виде спорта или дисциплине, полученные Международной федерацией.
4.2.3 Антидопинговая организация также должна учитывать потенциальные схемы применения допинга в ее виде спорта, стране или в рамках ее Спортивного мероприятия (в зависимости от обстоятельств). Данное условие в том числе предполагает оценку таких проблем, как:
a) какие Запрещенные субстанции и/или Запрещенные методы Спортсмен счел бы наиболее действенными для улучшения спортивных результатов в соответствующем(их) виде(ах) спорта или дисциплине(ах);
b) на каком этапе своей карьеры в данном виде спорта Спортсмен с наибольшей вероятностью мог бы рассматривать получение преимущества посредством использования подобной запрещенной тактики; и с учетом характера сезонности соответствующего вида спорта/дисциплины (включая стандартные графики Соревнований и тренировочные схемы), в какое время (в какие периоды времени) в течение года Спортсмен с наибольшей вероятностью мог бы применять допинг.
4.2.4 Все остальные действия, которые необходимо предпринять в процессе разработки Плана распределения тестов (в соответствии с иными положениями данного Раздела 4.0, перечисленными ниже), должны быть обоснованы результатами оценки риска, как это установлено в настоящей Статье 4.2. Антидопинговая организация должна быть способна достаточно убедительно продемонстрировать ВАДА, что ею была проведена должная оценка соответствующих рисков и утвержден План распределения тестов, основанный на и соответствующий итогам такой оценки.
4.2.5 Планирование распределения тестов видится как постоянный, процесс, а не статичный. Антидопинговая организация должна регулярно пересматривать План распределения тестов и должна вносить в него необходимые изменения, которые будут отражать собранную Антидопинговой организацией новую информацию и полученные ею специальные данные, а также учитывать Тестирование, проведенное другими Антидопинговыми организациями. Однако любой пересмотр итогов оценки риска, установленных Техническим регламентом, на который ссылается Статья 5.4.1 Кодекса, должен быть согласован ВАДА.
4.3 Формирование общего пула Спортсменов
4.3.1 Статья 5.2 Кодекса наделяет различные Антидопинговые организации Полномочиями проводить Тестирование потенциально очень широкого пула занимающихся спортом лиц. Однако, признавая ограниченность ресурсов Антидопинговых организаций, используемое в Кодексе понятие "Спортсмен" позволяет Национальным антидопинговым организациям ограничить число занимающихся спортом лиц, на которых будут распространяться их национальные антидопинговые программы (в частности, программы Тестирования), теми из них, которые участвуют в национальных соревнованиях высшего уровня (а именно, Спортсмены национального уровня в соответствии с положениями, принятыми Национальной антидопинговой организацией). Введенное Кодексом определение также позволяет Международным федерациям в качестве основного объекта своих антидопинговых программ (включая программы Тестирования) определять тех спортсменов, которые регулярно соревнуются на международном уровне (а именно, Спортсмены международного уровня в соответствии с положениями, принятыми Международной федерацией).
[Комментарий к 4.3.1: Ничто не препятствует проведению Международной федерацией Тестирования Спортсмена, не являющегося Спортсменом международного уровня, но относящегося к ее юрисдикции, если она сочтет это уместным, например, если он/она принимает участие в Спортивном мероприятии Международного уровня. Более того, согласно представленному в Кодексе определению "Спортсмен" Национальная антидопинговая организация может принять решение о включении в свою антидопинговую программу (включая программу Тестирования) лиц, выступающих в спортивных состязаниях ниже национального уровня. Однако План распределения тестов Международной федерации должен быть ориентирован на Спортсменов международного уровня, а План распределения тестов Национальной антидопинговой организации должен быть ориентирован на Спортсменов Национального уровня и более высокого уровня.]
4.3.2 Таким образом, по завершении процедур оценки риска, описанных в Статье 4.2, следующим действием должно стать формирование общего пула Спортсменов, Тестирование которых будет проводить соответствующая Антидопинговая организация, а именно (применительно к Международной федерации) формализация соответствующего определения Спортсмена международного уровня, либо (применительно к Национальной антидопинговой организации) формализация соответствующего определения Спортсмена национального уровня:
a) Международная федерация вправе самостоятельно определять критерии отнесения Спортсменов к категории Спортсменов Международного уровня, например, согласно их рейтингу, на основании участия в определенных Международных спортивных мероприятиях и т.д. Соответствующие критерии должны быть определены ею добросовестно, с учетом обязанности Международной федерации защищать имидж своего вида спорта на международном уровне (формировать и поддерживать определенное общественное мнение о своем спорте), и воплощены в определении, которое будет охватывать всех спортсменов, которые регулярно принимают участие в соревнованиях на международном уровне и/или спортивные достижения которых достигают уровня, при котором возможно установление мировых рекордов.
[Комментарий к 4.3.2(a): Требованиями Кодекса предусмотрена обязанность каждой Международной федерации публиковать в четкой и краткой форме критерии, используемые ею для отнесения Спортсменов к категории Спортсменов международного уровня, что должно обеспечить четкое понимание любым заинтересованным лицом, как проводится разграничение и к какой категории следует относить тех или иных Спортсменов. Например, если к критериям относится участие в определенным Международных спортивных мероприятиях, международная федерация обязана публиковать перечень таких Международных спортивных событий.]
b) Аналогично, Национальная антидопинговая организация вправе самостоятельно определять критерии отнесения Спортсменов к категории Спортсменов национального уровня. Она равно должна определить соответствующие критерии добросовестно, с учетом обязанности Национальной антидопинговой организации защищать имидж спорта на национальном уровне (различные виды спорта как источник национальной гордости и ступенька к Соревнованиям международного уровня, включая право представлять страну в рамках Международных спортивных событий или Соревнований). Соответственно, в большинстве случаев определение будет охватывать всех спортсменов, которые выступают в наиболее престижных Соревнованиях по определенному виду спорта на национальном уровне (например, в национальных чемпионатах или иных Спортивных мероприятиях, результаты которых определяют или зачитываются при определении ведущих спортсменов страны в соответствующей категории/дисциплине, и/или определяют, кто будет отобран представлять страну на Международных спортивных мероприятиях или Соревнованиях). Определение также должно охватывать лиц, имеющих гражданство страны, представляемой Национальной антидопинговой организацией, которые обычно или часто участвуют в соревнованиях на международном уровне и/или принимают участие в Международных спортивных мероприятиях или Соревнованиях (чаще, чем на национальном уровне), но которые не относятся к категории Спортсменов Международного уровня согласно правилам Международной федерации по соответствующему виду спорта.
4.4 Определение приоритетности видов спорта и/или дисциплин
4.4.1 Следующим шагом для Антидопинговой организации является оценка ситуации с целью выявления существования возможных факторов, определяющих необходимость распределения ресурсов на Тестирование с акцентом на определенных видах спорта или дисциплинах, или странах (в зависимости от обстоятельств), относящихся к ее юрисдикции. Это означает:
a) в связи с Международной федерацией - оценку относительных рисков применения допинга в различных дисциплинах и странах в пределах ее вида спорта.
b) в связи с Национальной антидопинговой организацией - оценку относительных рисков применения допинга в различных видах спорта, относящихся к ее юрисдикции, а также возможных особых условий национальной антидопинговой политики, которые способны обусловить приоритетность для нее одних видов спорта над другими.
[Комментарий к 4.4.1(b): Национальные антидопинговые организации осуществляют свою деятельность в условиях различных требований и приоритетов национальной политики. Например, у одной Национальной антидопинговой организации будут закономерные основания отдавать приоритет (некоторым или всем) олимпийским видам спорта, в то время как у другой, в связи с отличными характеристиками данной спортивной нации, могут быть закономерные основания отдавать приоритет (например) ряду иных, "национальных", видов спорта. Данные обусловленные спортивной политикой обстоятельства являются естественным фактором, который Национальная антидопинговая организация будет учитывать при Планировании распределения тестов, наравне с проводимой ею оценкой относительных рисков применения допинга в различных видах спорта, существующих в пределах ее юрисдикции на национальном уровне. Указанные факторы способны приводить к тому, например, что Национальная антидопинговая организация примет решение выстроить План распределения тестов на определенный период таким образом, чтобы (1) охватить программой Тестирования определенные виды спорта, относящиеся к ее юрисдикции, и не включать в программу другие виды спорта; и (2) отдать приоритет одним видам спорта, нежели другим, исходя не из оценки риска применения допинга в этих видах спорта как более высокого, но из понимания приоритетности национального интереса в связи с обеспечением имиджа данных видов спорта.]
с) В связи с Организацией, ответственной за проведение Крупного спортивного мероприятия, - оценку относительных рисков применения допинга в различных видах спорта и/или дисциплинах, относящихся к программе Спортивного мероприятия, проводящегося под его юрисдикцией.
4.4.2 Другим фактором, влияющим на распределение ресурсов в связи с программой Тестирования в контексте Плана распределения тестов, будет число Спортсменов, выступающих на соответствующем уровне в том или ином виде(ах) спорта и/или дисциплине(ах), и/или за ту или иную страну(ы). Если риск применения допинга оценивается как равный в двух различных видах спорта или дисциплинах, или странах, то на вид спорта или дисциплину, или страну, соотносящиеся с большим числом Спортсменов, должен быть выделен больший объем ресурсов.
4.5 Определение приоритетности различных групп Спортсменов
4.5.1 После того как был сформирован общий пул Спортсменов (см. Статью 4.3) и была определена приоритетность видов спорта/дисциплин/стран (см. Статью 4.4), методом реализации основанного на анализе данных Плана распределения тестов должен быть метод Целевого тестирования, позволяющий наиболее эффективно распределять ресурсы программы Тестирования в пределах общего пула Спортсменов. Таким образом, метод Целевого тестирования должен считаться приоритетным, а именно значительный объем Тестирования, реализуемого в контексте Плана распределения тестов Антидопинговой организации, должен представлять собой Целевое тестирование Спортсменов, относящихся к общему пулу данной Антидопинговой организации.
[Комментарий к 4.5.1: Целевое тестирование является приоритетным, поскольку Тестирование методом случайной выборки, в том числе взвешенной случайной выборки, не обеспечивает достаточный объем Тестирования соответствующих групп Спортсменов. Всемирный антидопинговый кодекс не устанавливает обязательных оснований проведения Целевого тестирования, как-то: обоснованные подозрения или степень вероятности нарушения. Тем не менее, Целевое тестирование может осуществляться исключительно в целях проведения Допинг-контроля в соответствии с применимыми нормами и правилами.]
4.5.2 Антидопинговые организации обязаны рассматривать целесообразность Целевого тестирования следующих групп Спортсменов:
a) Для Международных федераций: Спортсмены (особенно из числа приоритетных для Международной федерации дисциплин или стран), регулярно принимающие участие в наиболее престижных международных Соревнованиях (например, кандидаты на получение медалей Олимпийских, Паралимпийских игр или Чемпионатов мира), что может быть определено посредством рейтингов или иных применимых критериев.
b) Для Национальных антидопинговых организаций: следующие категории Спортсменов, выступающих в приоритетных для соответствующих Антидопинговых организаций видах спорта:
(i) Спортсмены, входящие в состав национальных сборных команд по олимпийским или паралимпийским, или иным идам спорта, имеющим высокий приоритет на национальном уровне (либо потенциальные кандидаты на принятие в состав таких команд);
(ii) Спортсмены, которые тренируются индивидуально, но спортивные результаты которых соответствуют уровню выступления на Олимпийских/Паралимпийских играх или Чемпионатах мира и которые могут быть отобраны для участия в таких спортивных мероприятиях;
(iii) Спортсмены, получающие государственное финансирование; и показывающие высокие спортивные результаты Спортсмены, являющиеся гражданами других стран, но находящиеся в стране Национальной антидопинговой организации (проживающие, тренирующиеся, принимающие участие в соревнованиях или по иным причинам пребывающие в стране).
c) Для всех Антидопинговых организаций, обладающих соответствующими Полномочиями по проведению Тестирования:
(i) Спортсмены, отбывающие срок Дисквалификации или к которым применена норма о Временном отстранении; и Спортсмены, до своего ухода их спорта относившиеся к группе Спортсменов высокой приоритетности в связи с программой Тестирования, которые в настоящее время планируют вернуться к активному участию в спорте.
4.5.3 Иные факторы, которые могут являться существенными для определения того, кого следует отнести к объекту Целевого тестирования, могут существенно различаться от одного вида спорта к другому, в зависимости от особенностей того или иного вида спорта. Тем не менее, к перечню факторов, которые целесообразно принимать во внимание, вероятно, могут быть отнесены некоторые или все из перечисленных ниже типов поведения Спортсмена/факторов, указывающих на возможное применение допинга/повышенный риск применения допинга:
a) предшествующие случаи нарушения антидопинговых правил/история тестирования, включая возможные отклоняющиеся от нормы биологические параметры (параметры крови, стероидные профили и др.);
b) история спортивных результатов, включая, в частности, неожиданные значительные улучшения результатов, и/или стабильно высокие спортивные результаты при отсутствии убедительной статистики Тестирования в соответствующий период;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
а) неоднократные случаи Нарушения требований к предоставлению информации о местонахождении;
a) подозрительные схемы предоставления Информации о местонахождении (например, обновление Информации о местонахождении в "последнюю минуту")
b) перемещение в труднодоступное место пребывания или указание труднодоступного места тренировок;
c) снятие с Соревнований или непринятие участия в Соревнованиях, на которые Спортсмен был заявлен;
b) сотрудничество с третьей стороной (такой как иной Спортсмен, тренер или врач), которая ранее фигурировала в делах о нарушении антидопинговых правил;
d) травма;
e) возраст/период спортивной карьеры (например, переход от уровня юниоров к уровню взрослых, скорый срок окончания действия контракта, приближение к периоду завершения спортивной карьеры);
f) финансовые стимулы улучшения спортивных результатов, такие призовые деньги либо перспективы работы со спонсорами; и/или
g) заслуживающая доверия информация, полученная от третьей стороны, либо специальные данные, собранные Антидопинговой организацией или полученные ею от третьей стороны в соответствии с Разделом 11.0 Международного стандарта по тестированию и расследованиям.
4.5.4 К Тестированию, не относящемуся к Целевому тестированию, должен применяться метод Случайной выборки, при этом процедуры выборки должны фиксироваться при помощи специальной системы документов. Случайная выборка может быть либо абсолютно случайной (не учитывает никакие заранее определенные критерии, а имена Спортсменов выбираются произвольно из списка или пула имен Спортсменов), либо взвешенной (когда выборка осуществляется по упорядоченным спискам Спортсменов, составленных с учетом заранее определенных критериев, что служит увеличению или уменьшению шансов выборки). Взвешенная Случайная выборка должна осуществляться в соответствии с заранее определенными критериями и может учитывать факторы, перечисленные в Статье 4.5.3 (где это применимо), с целью обеспечения попадания в выборку большего процента Спортсменов из категории риска.
[Комментарий к 4.5.4: В дополнение к функции выявления случаев нарушения антидопинговым правил Тестирование посредством метода Случайной выборки может иметь значимую превентивную роль, а также содействовать поддержанию положительного имиджа Спортивного мероприятия.]
4.5.5 Во избежание сомнений, независимо от разработанных критериев выбора Спортсменов для Тестирования, и в частности, для Целевого тестирования Спортсменов, а также несмотря на то, что по общему правилу Тестирование должно проводиться в промежуток с 5.00 утра до 11.00 вечера, за исключением случаев, когда существуют допустимые основания для проведения Тестирования в ночное время, остается в силе фундаментальный принцип (согласно положению Статьи 5.2 Кодекса), согласно которому Антидопинговая организация, уполномоченная проводить Тестирование Спортсмена, вправе потребовать от Спортсмена предоставить Пробу в любое время и в любом месте, независимо от того, был ли выбор Спортсмена для Тестирования осуществлен в соответствии или нет с такими критериями. Соответственно, Спортсмен не вправе отказаться от прохождения процедуры сдачи Пробы на том основании, что такое Тестирование не предусмотрено Планом распределения тестов Антидопинговой организации и/или проводится не в промежуток времени с 5.00 утра до 11.00 вечера, и/или по той причине, что к Спортсмену не применимы заданные критерии отбора Спортсменов для Тестирования, или поскольку Спортсмен не должен был быть отобран для Тестирования по иным основаниям.
4.6 Определение приоритетности различных типов Тестирования
4.6.1 Основываясь на процедурах оценки риска и определения приоритетности, описанных в Статьях с 4.2 по 4.5, с учетом имеющихся специальных данных Антидопинговая организация обязана определить, в какой степени необходимо реализовать каждый из указанных ниже типов Тестирования для целей наиболее эффективного выявления и предотвращения допинговых практик в соответствующих виде(ах) спорта, дисциплине(ах) и/или стране(ах):
a) Соревновательное Тестирование и Внесоревновательное Тестирование;
i) В видах спорта и/или дисциплинах, для которых по экспертным оценкам высока вероятность риска применения допинга во Внесоревновательные периоды, приоритетность должна быть отдана Внесоревновательному Тестированию и значительная часть доступных ресурсов Тестирования должна быть реализована Внесоревно-вательно. Тем не менее, равно должен реализовываться существенный объем Соревновательного Тестирования.
ii) В видах спорта и/или дисциплинах, для которых по оценкам экспертов вероятность риска применения допинга во Внесореновательные периоды является низкой (а именно, в связи с которыми может быть четко продемонстрирована низкая степень вероятности того, что применение допинга Внесоревновательно способно улучшить спортивные результаты или обеспечить иные не допустимые в соответствии со спортивными правилами преимущества), приоритетность должна быть отдана Соревновательному Тестированию и значительная часть доступных ресурсов Тестирования должна быть реализована Соревновательно. Тем не менее, равно должен реализовываться определенный объем Тестирования во Внесоревнователь-ный период, который должен быть пропорционален риску применения допинга Внесоревновательно в таких виде спорта/дисциплине. В единичных исключительных случаях, а именно в отношении ограниченного перечня видов спорта и/или дисциплин, когда было объективно установлено, что в связи с ними не существует существенного риска применения допинга во Внесоревновательные периоды, Внесоревновательное Тестирование может не проводиться.
b) Тестирование с отбором Проб мочи;
c) Тестирование с отбором Проб крови; и Тестирование, требующее длительного профилирования данных, а именно программа Биологического паспорта Спортсмена.
4.6.2 Кроме как в исключительных и оправданных особыми обстоятельствами случаях, все Тестирование должно осуществляться Без предварительного уведомления:
a) В связи с Соревновательным Тестированием схема выбора Спортсменов для Тестирования на основании занятых ими мест может быть известна заранее. Однако до момента уведомления Спортсмену не должны сообщаться результаты процедуры выбора Спортсмена для Тестирования методом Случайной выборки из именного списка Спортсменов/по занятому месту.
b) Все Внесоревновательное Тестирование должно осуществляться Без предварительного уведомления, кроме как в исключительных и оправданных особыми обстоятельствами случаях.
4.6.3 В целях обеспечения принципа проведения Тестирования Без предварительного уведомления Организация, ответственная за инициирование и проведение Тестирования (и Организация, ответственная за отбор Проб, если она отличается от Организации, ответственной за инициирование и проведение Тестирования), обязана принимать меры, которые смогут гарантировать, что решения о выборе Спортсменов для Тестирования до начала процедуры Тестирования сообщаются исключительно тем лицам, которым необходимо о них знать, чтобы такое Тестирование могло состояться.
4.7 Анализ Проб
4.7.1 Антидопинговые лаборатории должны поручать лабораториям проводить анализ отобранных данными организациями Проб по программе, отвечающей специфике относящихся к их юрисдикции вида спорта/дисциплины/страны. В соответствии со Статьей 6.4 Кодекса изначальным условием является обязанность Антидопинговых организаций организовывать анализ всех отбираемых от их имени Проб в соответствии с перечнями типов анализа Проб, предусмотренными Техническим регламентом, на который ссылается Статья 5.4.1 Кодекса; однако (а) во всех случаях они вправе поручить лабораториям провести анализ таких Проб по программе, расширенной по отношению к перечням типов анализа Проб, предусмотренным Техническим регламентом; и (б) они также вправе поручить лабораториям провести анализ части или всех отобранных от их имени Проб по программе, сокращенной по отношению к перечням типов анализа Проб, предусмотренных Техническим регламентом, в случаях когда ВАДА сочло достаточно убедительными их доводы, что в связи со спецификой относящихся к их юрисдикции вида спорта или дисциплины, или страны (в зависимости от обстоятельств), что отражено в Плане распределения тестов соответствующих организаций, будет уместным применение программы анализа Проб, сокращенной по отношению к перечням типов анализа Проб, предусмотренных Техническим регламентом.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.7.1 ВАДА вправе согласовать проведение анализа Проб по программе, сокращенной по отношению к перечню типов анализа Проб, предусмотренного Техническим регламентом, если оно сочтет достаточно убедительными доводы, что такой подход обеспечит максимально целесообразное, эффективное и продуктивное использование доступных ресурсов Тестирования.
4.7.2 Антидопинговая организация обязана включать в свой План распределения тестов положения о хранения Проб и документации, относящейся к отбору таких Проб, обеспечивающие возможность дополнительного анализа таких Проб в более поздний период в соответствии со Статьей 6.5 Кодекса. Данные положения должны находиться в соответствии с требованиями Международного стандарта для лабораторий и Международного стандарта по защите неприкосновенности частной жизни и персональных данных и должны учитывать цели анализа Проб, изложенные в Статье 6.2 Кодекса, а также (не ограничиваясь ими) включать следующие элементы:
a) Рекомендации лаборатории;
b) Возможную потребность в проведении рестроспективного анализа в связи с программой Биологического паспорта спортсмена;
c) Новые лабораторные методы определения запрещенных субстанций и (или) запрещенных методов, введение которых планируется в ближайшем будущем, перспективные в связи со Спортсменом, видом спорта и/ или дисциплиной; и/или
d) Пробы, отобранные у Спортсменов, к которым применимы часть или все критерии "высокой рисковости", изложенные в Статье 4.5.
4.8 Сбор информации о местонахождении
4.8.1 Получение информации о местонахождении не является самоцелью, но, скорее, средством достижения цели, а именно средством результативной и эффективной организации Тестирования Без предварительного уведомления. Таким образом, когда Антидопинговая организация определила, что необходимо провести Тестирование (включая Внесоревновательное Тестирование) определенных Спортсменов, далее она должна оценить, какой объем информации о местонахождении этих Спортсменов ей необходим для целей проведения такого Тестирования эффективно и без предварительного уведомления. Антидопинговая организация должна собирать все данные о местонахождении Спортсменов, которые ей необходимы для проведения эффективного и результативного Тестирования согласно ее Плану распределения тестов. Она не вправе собирать данные в объеме более необходимого для осуществления указанной цели.
[Комментарий к 4.8.1: В соответствии со Статьей 5.6 Кодекса информация о местонахождении, собираемая Антидопинговой организацией, может быть использована для целей планирования, координирования или проведения Допинг-контроля, в связи с интерпретацией Биологического паспорта спортсмена или иных результатов лабораторного анализа, в процедурах расследования случаев возможного нарушения антидопинговым правил, и/или в обвинительных процедурах в связи с нарушением антидопинговых правил. Кроме того, сбор информации о местонахождении может иметь полезное превентивное действие.]
4.8.2 Прежде всего Антидопинговой организации следует определить, должна ли информация о местонахождении предоставляться Спортсменом либо, в качестве возможной альтернативы, ее возможно получить из других источников. Например, если Соревнования и/или тренировки в определенном виде спорта организуются и проводятся на коллективной основе, и реже на индивидуальной основе, и подразумевают Командные виды деятельности, то Международная федерация или Национальная антидопинговая организация вправе (полностью на свое усмотрение) принять решение, что в связи с периодами таких Командных видов деятельности достаточно получать информацию о местонахождении от команды Спортсмена, не требуя от Спортсмена предоставлять более подробную информацию на соответствующие периоды времени. В подобных случаях, однако, в те периоды, на которые не запланировано Командных видов деятельности, либо если Спортсмен не принимает участие в Командных видах деятельности, Спортсмена могут обязать предоставлять более детализированную информацию о его местонахождении, которая обеспечит возможность проведения Тестирования Спортсмена Без предварительного уведомления в эти периоды времени.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.8.1 Антидопинговая организация может определить, что ей необходимо больше информации о местонахождении в связи с определенными группами Спортсменов, нежели по иным группам. В этом случае ей необходимо рассмотреть возможность выстраивания "пирамиды", основанной на оценке риска и проставлении приоритетов в соответствии с принципами, изложенными в Статьях 4.2-4.5. В соответствии с данным подходом Спортсмены будут отнесены к различным группам в зависимости от степени приоритетности Тестирования таких Спортсменов. Применительно к каждой группе Спортсменов Антидопинговая организация должна определить, какой объем информации о местонахождении ей необходим для эффективной и результативной реализации объема Тестирования, предусмотренного для соответствующих Спортсменов Планом распределения тестов.
[Комментарий к 4.8.3: Например, Антидопинговая организация может выделить в своем Плане распределения тестов пирамиду, образованную различными группами Спортсменов, включающую (i) нижний ярус, куда будут отнесены Спортсмены, для поиска которых с целью Тестирования согласно Плану распределения тестов требуется предоставление ими лишь ограниченного объема информации о местонахождении либо вообще не требуется предоставление ими информации о местонахождении, (ii) более высокие ярусы (включающие группы Спортсменов, от которых требуется получить больше информации о местонахождении, поскольку из других источников доступно лишь немного информации, которая могла бы содействовать их поиску с целью проведения Тестирования, включая Внесоревновательное Тестирование), и (iii) верхний ярус, представляющий группу Спортсменов, от которым требуется предоставление наибольшего объема информации о местонахождении, поскольку в отношении данных Спортсменов со значительной степенью вероятности будет проводиться наибольший объем Тестирования (включая Внесоревновательное Тестирование), в то время как доступный из других источников объем информации об их местонахождении является недостаточным для определения их местонахождения с целью проведения такого Тестирования. Верхний ярус должен включать Спортсменов, показывающих высокие спортивные результаты (например, претендентов на награды на национальном и/или международном уровне), Спортсменов, в отношении которых ведется программа Биологического паспорта спортсмена, и Спортсменов в категории наибольшего риска допинга: см. Статью 4.5. В соответствии со Статьей 4.8.4 группа Спортсменов, представляющая данный верхний ярус, должна войти в состав Регистрируемого пула тестирования (после чего к таким Спортсменам начнут применяться требования Статьи 2.4 Кодекса о Порядке предоставления информации о местонахождении), за исключением случаев, когда Антидопинговая организация с очевидностью способна получать достаточную информацию о местонахождении таких Спортсменов иными способами.
Такая свобода действий предусмотрена, в частности, с целью дать Антидопинговым организациям возможность работать с пулами Спортсменов, от которых они будут получать определенный объем информации о местонахождении, не обязательно соответствующей требованиям Статьи 2.4 Кодекса о Порядке предоставления информации о местонахождении, но являющейся, тем не менее, полезной информацией, которая может быть использована в целях повышения эффективности программы Тестирования Антидопинговой организации. Например, Международная федерация или Национальная антидопинговая организация могут решить, что им необходимо реализовать некий объем Тестирования определенной группы Спортсменов во Внесоревновательный период в виде спорта, в котором соревнования и/или тренировки организуются и проводятся с участием команд, и реже на индивидуальной основе, но что они могут провести Тестирование эффективно и при соблюдении принципа Тестирования без предварительного уведомления, используя доступную им информацию о местонахождении Спортсменов как членов команды, участвующих в Командных видах деятельности. Однако если такой информации о местонахождении команды оказывается недостаточно для проведения запланированного Тестирования соответствующих Спортсменов эффективно и Без предварительного уведомления и, напротив, для проведения такого Тестирования необходимо обязать Спортсменов выполнять требования Статьи 2.4 Кодекса о Порядке предоставления информации о местонахождении, то Международная федерация или Национальная антидопинговая организация должны включить таких Спортсменов в свой Регистрируемый пул тестирования.
Если Спортсмен, отнесенный к ярусу ниже яруса Регистрируемого пула тестирования, нарушает требования о предоставлении информации о местонахождении, действующие в отношении его/ее группы Спортсменов, то соответствующая Международная федерация или Национальная антидопинговая организация должны оценить целесообразность перемещения Спортсмена в группу более высокого яруса и его/ее включения в Регистрируемый пул тестирования.]
4.8.4 Если Международная федерация или Национальная антидопинговая организация планирует отбирать у определенных Спортсменов три или более Проб в год во Внесоревновательный период, то она должна включить таких Спортсменов в Регистрируемый пул тестирования (в этом случае у них появляется обязательство выполнять требования Статьи 2.4 Кодекса о Порядке предоставления информации о местонахождении), за исключением случаев, когда она с очевидностью может иными способами получать информацию о местонахождении, достаточную для проведения эффективного и результативного Тестирования Без предварительного уведомления.
[Комментарий 4.8.4: Каждая Международная федерация и каждая Национальная антидопинговая организация вправе определять, независимо от другой, (а) какой объем Внесоревновательного Тестирования она хотела бы проводить в отношении относящегося(ихся) к ее юрисдикции вида(ов) спорта, и (б) необходимо ли обязывать Спортсменов, в отношении которых она решает проводить Тестирование, выполнять требования Статьи 2.4 Кодекса о Порядке предоставления информации о местонахождении, чтобы она могла проводить запланированное Тестирование данных Спортсменов эффективно и результативно, и Без предварительного уведомления, либо, напротив, что информация о местонахождении, достаточная для проведения такого Тестирования, может быть получена иными способами и нет необходимости накладывать на соответствующих Спортсменов обязательства, предусмотренные Статьей 2.4 Кодекса о Порядке предоставления информации о местонахождении. Антидопинговая организация обязана при необходимости продемонстрировать, что ею проведена должная оценка возможных рисков и определены приоритеты в соответствии со Статьями с 4.2 по 4.5, и что ею были применены соответствующие критерии, основанные на результатах такой оценки. В частности, Антидопинговая организация, План распределения тестов которой включает Тестирование во Внесоревновательный период, обязана вести Регистрируемый пул тестирования Спортсменов, которые будут обязаны выполнять требования Статьи 2.4 Кодекса о Порядке предоставления информации о местонахождении, за исключением случаев, когда она может продемонстрировать, что она способна определять местонахождение соответствующих Спортсменов для целей Тестирования Без предварительного уведомления в любой момент Внесоревновательного периода без обязывания их соблюдать требования Статьи 2.4 Кодекса о Порядке предоставления информации о местонахождении. Однако во всех случаях в Регистрируемый пул тестирования не должны быть включены Спортсмены сверх тех, кого соответствующая Международная федерация или Национальная антидопинговая организация планирует тестировать (самостоятельно или в рамках программы, согласованной с иными Антидопинговыми организациями, обладающими Полномочиями проводить Тестирование данных Спортсменов) во Внесоревновательный период минимум три раза в год.]
4.8.5 Антидопинговые организации, обладающие Полномочиями проводить Тестирование Спортсмена, включенного в Регистрируемый пул тестирования, должны проводить Внесоревновательное Тестирование такого Спортсмена, используя информацию о местонахождении, предоставляемую Спортсменом в соответствии с требованиями Статьи 2.4 Кодекса о Порядке предоставления информации о местонахождении. Любой такой Спортсмен, три раза в пределах периода в 12 (двенадцать) месяцев не выполнивший требования к предоставлению информации о местонахождении (Случай невыполнения требований к предоставлению информации о местонахождении) и/или не обеспечивший свою доступность для Тестирования в соответствии с такой информацией о местонахождении (Пропущенный тест), признается совершившим нарушение антидопинговых правил по Статье 2.4 Кодекса.
4.8.6 Если для сбора информации о местонахождении Спортсменов, включенных в Регистрируемый пул тестирования, используется АДАМС, то имена таких Спортсменов будут автоматически доступны ВАДА и иным уполномоченным Антидопинговым организациям, в соответствии с требованиями Статьи 5.6 Кодекса. В иных случаях, однако, в целях обеспечения соответствия Статье 5.6 Кодекса каждая Международная федерация и каждая Национальная антидопинговая организация обязана в письменной форме сообщать в ВАДА, в Международную федерацию/ Национальную антидопинговую организацию (в зависимости от обстоятельств) и в иные Антидопинговые организации, обладающие Полномочиями проводить Тестирование данных Спортсменов, критерии, которые она использует для определения списка Спортсменов для включения в Регистрируемый пул тестирования и/или список Спортсменов, отвечающих данным критериям и таким образом включенных в ее Регистрируемый пул тестирования.
[Комментарий к 4.8.6: Не существует требования, что Национальная антидопинговая организация обязана включать в свой Регистрируемый пул тестирования тех относящихся к ее юрисдикции Спортсменов, которые состоят в Регистрируемом пуле тестирования их Международных федераций, или наоборот. Ни при каких обстоятельствах, однако, нельзя требовать от Спортсмена предоставлять отдельные файлы с информацией о местонахождении нескольким Антидопинговым организациям. Вместо этого, если Спортсмен отнесен к группе одного яруса его/ее Международной федерацией и к группе другого яруса его/ ее Национальной антидопинговой организацией, он(а) должен(на) выполнять требования о предоставлении информации о местонахождении, предъявляемые к той группе Спортсменов, для которой эти требования являются более высокими, а все Антидопинговые организации, обладающие Полномочиями проводить его/ее Тестирование, вправе иметь доступ к такой информации в целях определения его/ее местонахождения для проведения Тестирования.]
4.8.7 Каждая Международная федерация и каждая Национальная антидопинговая организация обязана регулярно пересматривать и при необходимости обновлять используемые ею критерии включения Спортсменов в Регистрируемый пул тестирования для обеспечения эффективной реализации цели их применения с учетом изменяющихся условий, а именно их способности охватить всех объективно подходящих для включения в такой пул Спортсменов. Она в том числе должна учитывать календарь Соревнований на соответствующий период. Например, может оказаться целесообразным изменение или увеличение числа Спортсменов в Регистрируемом пуле тестирования в преддверии Олимпийских или Паралимпийских игр, или Чемпионата мира.
4.8.8 Кроме того, каждая Международная федерация и Национальная антидопинговая организация обязана время от времени (но не реже, чем ежеквартально) пересматривать список Спортсменов в ее Регистрируемом пуле тестирования с целью удостовериться, что каждый состоящий в списке Спортсмен продолжает соответствовать применимым критериям. Спортсмены, которые более не соответствуют критериям, должны быть исключены из Регистрируемого пула тестирования, а Спортсмены, которые попали в группу, соответствующую критериям, должны быть добавлены в Регистрируемый пул тестирования. Антидопинговая организация обязана незамедлительно сообщить таким Спортсменам об изменении их статуса и обеспечить доступность нового списка Спортсменов, включенных в Регистрируемый пул тестирования, в соответствии со Статьей 4.8.6.
4.8.9 В связи с периодами, когда Организация, ответственная за проведение Крупного спортивного мероприятия, получает Полномочия проводить Тестирование Спортсменов:
a) если Спортсмены состоят в Регистрируемом пуле тестирования, то Организация, ответственная за проведение Крупного спортивного мероприятия, вправе получить доступ к их Информации о местонахождении на соответствующий период для целей проведения их Тестирования;
b) если Спортсмены не состоят в Регистрируемом пуле тестирования, то Организация, ответственная за проведение Крупного спортивного мероприятия, вправе установить правила, применимые к данному Спортивному мероприятию, в соответствии с которыми Спортсмены будут обязаны предоставлять на соответствующий период такую информацию о своем местонахождении, которую данная организация сочтет необходимой и уместной для целей проведения их Тестирования.
4.9 Координирование деятельности с другими Антидопинговыми организациями
4.9.1 Антидопинговые организации обязаны координировать свою деятельность в области Тестирования с деятельностью других Антидопинговых организаций, имеющих общие с ними области Полномочий по проведению Тестирования, с целью достижения максимально возможной эффективности таких действий каждой из сторон и во избежание необоснованного многократного Тестирования одних и тех же Спортсменов. В частности:
a) Антидопинговые организации должны проводить консультации с другими Антидопинговыми организациями с целью координирования деятельности по Тестированию и предотвращения ее дублирования. Четкое согласование функций и обязанностей в связи Тестированием в рамках Спортивного мероприятия должно быть проведено заблаговременно в соответствии со Статьей 5.3 Кодекса. В случаях когда достижение такого согласия невозможно, ВАДА вправе решать споры в соответствии с принципами, изложенными в Приложении J - Тестирование в связи со Спортивными мероприятиями.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
а) Антидопинговые организации обязаны, без необоснованного промедления, обеспечивать доступ к информации о завершенном ими Тестировании другим уполномоченным Антидопинговым организациям посредством АДАМС или иной одобренной ВАДА системы.
4.9.2 Антидопинговые организации вправе привлекать по договору другие Антидопинговые организации или третьи стороны для выполнения ими функций Организаций, ответственных за отбор Проб, от их имени. В условиях договора поручающая Антидопинговая организация (которой для целей настоящей статьи будет являться Организация, ответственная за инициирование и проведение Тестирования) вправе уточнить, как действия, которые согласно Международному стандарту по тестированию и расследованиям Организацией, ответственной за отбор Проб, могут осуществляться на ее усмотрение, должны исполняться ею при отборе Проб от имени поручающей организации.
[Комментарий к 4.9.2: Например, Международный стандарт по тестированию и расследованиям предоставляет свободу действий в отношении установления перечня критериев, которые должны служить подтверждению личности Спортсмена (Статья 5.4.3), в отношении обстоятельств, допускающих отсрочку явки на Пункт допинг-контроля (Статья 5.4.4), в отношении установления перечня критериев, которые должны обеспечивать хранение каждой отобранной Пробы способом, обеспечивающим ее неприкосновенность, подлинность и безопасность до момента вывоза с Пункта допинг-контроля (Статья 8.3.1), в отношении лиц, которые вправе присутствовать во время Процедуры отбора Пробы (Статья 6.3.3), и в отношении инструкции, которой должен следовать ИДК для установления, существуют ли исключительные обстоятельства, требующие прекращения Процедуры отбора Пробы без отбора Пробы Достаточной для анализа плотности (Статья G.4.6).]
4.9.3 Антидопинговые организации обязаны проводить консультации и взаимодействовать между собой, с ВАДА, а также с правоохранительными и иными уполномоченными органами в связи с получением, поиском и обменом информацией и специальными данными, которые могут быть использованы при обосновании Плана распределения тестов, в соответствии с Разделом 11.0 Международного стандарта по тестированию и расследованиям.
5.0 Уведомление Спортсменов
5.1 Цель
Обеспечить соблюдение предусмотренной Статьей 5.4.1 процедуры уведомления выбранного для Тестирования Спортсмена о необходимости сдать Пробу, обеспечить соблюдение прав Спортсмена, исключить возможность манипуляции с Пробами и обеспечить должное документирование процедуры уведомления.
5.2 Общие положения
Процедура уведомления Спортсмена начинается в момент, когда Организация, ответственная за отбор Проб, предприняла первые действия по уведомлению выбранного для Тестирования Спортсмена, и завершается в момент прибытия Спортсмена на Пункт допинг-контроля или при передаче в Организацию, ответственную за инициирование и проведение Тестирования, информации о возможном случае Невыполнения Спортсменом требований процедуры Допинг-контроля. Основные компоненты процедуры уведомления:
a) назначение ИДК, Шаперонов и другого Персонала по отбору Проб;
b) определение местонахождения Спортсмена и удостоверение его/ее личности;
c) информирование Спортсмена о том, что он/она выбран(а) для сдачи Пробы, а также о его/ее правах и обязанностях;
d) в связи с Тестированием Без предварительного уведомления обеспечить непрерывное сопровождение Спортсмена с момента его/ее уведомления до прибытия на место, определенное в качестве Пункта Допинг-контроля; и документирование процедуры уведомления или попытки уведомления.
5.3 Требования к подготовке процедуры уведомления Спортсменов
5.3.1 Кроме как в исключительных и оправданных особыми обстоятельствами случаях, отбор Проб должен проводиться в рамках Тестирования Без предварительного уведомления.
[Комментарий к Статье 5.3.1: Национальная федерация или иная организация не вправе требовать, чтобы ее предварительно уведомляли о Тестировании относящихся к ее юрисдикции Спортсменов, чтобы она могла обеспечить присутствие при таком Тестировании своего представителя.]
5.3.2 Для проведения или оказания помощи в проведении Процедуры отбора Проб Организация, ответственная за отбор Проб, обязана назначать и наделять необходимыми полномочиями Персонал по отбору Проб, обученный для выполнения поручаемых обязанностей, не имеющий конфликта интересов в связи с результатами процедуры отбора Проб и являющийся совершеннолетним.
5.3.3 Персонал по отбору Проб должен иметь при себе официальные документы, предоставленные Организацией, ответственной за отбор Проб, удостоверяющие их полномочия на отбор Пробы у Спортсмена, таким документом может быть доверенность от Организации, ответственной за инициирование и проведение Тестирования. ИДК также обязаны иметь при себе дополнительный документ, удостоверяющий их личность, в котором должны быть указаны имя и фамилия ИДК, его/ее фотография (например, удостоверение, выданное Организацией, ответственной за отбор Проб, водительское удостоверение, карточка медицинского страхования, паспорт или иное действительное удостоверение личности) и срок действия данного документа.
5.3.4 Организация, ответственная за инициирование и проведение Тестирования, либо, в иных случаях, Организация, ответственная за отбор Проб, обязаны установить критерии подтверждения личности Спортсмена, выбранного для сдачи Пробы. Это гарантирует, что уведомлен был именно тот Спортсмен, который выбран для сдачи Пробы. Способ подтверждения личности Спортсмена должен быть отмечен в протоколе Допинг-контроля.
5.3.5 Организация, ответственная за отбор Проб, ИДК или Шаперон, в зависимости от обстоятельств, должны установить местонахождение выбранного Спортсмена и продумать метод и время уведомления, принимая во внимание особенности вида спорта, Соревнований, тренировочной сессии и т.д., а также иные сопутствующие обстоятельства.
5.3.6 Организация, ответственная за отбор Проб, обязана утвердить систему детальной записи обстоятельств попытки(ок) уведомления Спортсмена и ее (их) результата(ов).
5.3.7 Спортсмен должен быть первым уведомлен о том, что он/а выбран(а) для сдачи Проб(ы), за исключением тех случаев, когда, как это предусмотрено в Статье 5.3.8, необходим предварительный контакт с третьей стороной.
5.3.8 Организация, ответственная за отбор Проб, ИДК или Шаперон, в зависимости от обстоятельств, должны принять решение о необходимости до уведомления Спортсмена информировать третью сторону, в тех случаях когда Спортсмен является Несовершеннолетним (согласно Приложению С - Модификации для Несовершеннолетних Спортсменов), имеет инвалидность (согласно Приложению B - Модификации для Спортсменов с инвалидностью) или когда для уведомления требуются и доступны услуги переводчика.
[Комментарий к Статье 5.3.8: При проведении Соревновательного Тестирования допустимым является уведомление третьей стороны о том, что будет проводиться Тестирование Несовершеннолетних Спортсменов или Спортсменов с инвалидностью, в тех случаях, когда это необходимо в целях упрощения для Персонала по отбору Проб подтверждения личности выбранного(ых) для Тестирования Спортсмена(ов) и уведомления такого(их) Спортсмена(ов) о необходимости сдать Пробу. Однако если в подобном содействии нет необходимости, то уведомление третьей стороны (например, врача команды) о проведении Допинг-контроля не является обязательным. Во всех случаях уведомление третьей стороны должно проводиться с соблюдением необходимых мер предосторожности и конфиденциальности, чтобы исключить риск получения Спортсменом предварительного уведомления о том, что он(а) выбран(а) для сдачи Пробы. Как правило, в случае необходимости третья сторона может быть проинформирована в момент завершения Соревнования, в котором участвует Спортсмен, либо как можно ближе к концу Соревнования.]
5.4 Требования к уведомлению Спортсменов
5.4.1 После установления первого контакта Организация, ответственная за отбор Проб, ИДК или Шаперон, в зависимости от обстоятельств, должны удостовериться в том, что Спортсмен и/или третья сторона (где необходимо в соответствии со Статьей 5.3.8), проинформированы:
a) о том, что Спортсмену необходимо пройти процедуру сдачи Пробы;
b) о том, какая организация отвечает за инициирование и проведение Тестирования;
c) о типе Проб(ы) и условиях, которые должны быть соблюдены до взятия Проб(ы).
d) О правах Спортсмена, включая:
(i) право на сопровождение представителем и, если таковой имеется, переводчиком в соответствии со Статьей 6.3.3(а);
(ii) право на получение дополнительной информации о процедуре отбора Пробы;
(iii) право просить об отсрочке явки на Пункт Допинг-контроля при наличии уважительных причин; и (iv) право требовать применения модификаций в соответствии с Приложением B - Модификации для Спортсменов с инвалидностью.
e) Об обязанностях Спортсмена, включая требования:
(i) оставаться под непосредственным наблюдением ИДК/Шаперона в течение всего периода с момента первого контакта со стороны ИДК/Шаперона и до завершения процедуры отбора Проб;
(ii) предоставить документ, удостоверяющий личность, в соответствии со Статьей 5.3.4;
(iii) выполнять требования процедуры Допинг-контроля (Спортсмен также должен быть проинформирован о возможных Последствиях Невыполнения требований процедуры Допинг-контроля); и
(iv) незамедлительно явиться для сдачи Пробы, за исключением случаев, когда имеются уважительные причины для отсрочки явки, в соответствии со Статьей 5.4.4.
f) о расположении Пункта Допинг-контроля;
g) о том, что, если Спортсмен решает принять какую-либо пищу или жидкость до сдачи Пробы, он/а делает это на свой страх и риск;
h) о необходимости избегать чрезмерного употребления жидкости, поскольку это может привести к тому, что для сдачи Пробы, соответствующей лабораторным требованиям, понадобится больше времени; и о том, что Проба мочи, предоставленная Спортсменом Персоналу по отбору Проб, должна быть получена в результате первого мочеиспускания с момента уведомления, то есть Спортсмен не должен производить мочеиспускание в душе или в другом месте до сдачи Пробы Персоналу по отбору Проб.
5.4.2 После установления личного контакта ИДК/Шаперон должен:
a) в течение всего времени с момента установления личного контакта со Спортсменом и до момента, когда Спортсмен покинет Пункт Допинг-контроля по завершении Процедуры отбора Пробы, держать Спортсмена в поле зрения;
b) представиться Спортсмену, предоставив документы, на которые ссылается Статья 5.3.3; и удостовериться в личности Спортсмена в соответствии с критериями, установленными в Статье 5.3.4. Случаи, когда личность Спортсмена была подтверждена иным способом либо не могла быть подтверждена, должны быть задокументированы и о них должна быть проинформирована Организация, ответственная за инициирование и проведение Тестирования. В случаях, когда личность Спортсмена не может быть подтверждена в соответствии с критериями, установленными Статьей 5.3.4, Организация, ответственная за инициирование и проведение Тестирования, должна определить, есть ли необходимость в расследовании данного факта в соответствии с Приложением A-Расследование возможного случая Невыполнения требований процедуры Допинг-контроля.
5.4.3 ИДК/Шаперон должен получить подпись Спортсмена на соответствующем бланке в подтверждение получения им/ею уведомления и согласия выполнять требования процедуры Допинг-контроля. Если Спортсмен отказывается расписаться в получении уведомления или избегает уведомления, ИДК/Шаперон должен, если это возможно, сообщить Спортсмену о Последствиях отказа от прохождения процедуры Допинг-контроля или невыполнения требований процедуры Допинг-контроля, а Шаперон (если он не является ИДК) должен незамедлительно сообщить обо всех существенных обстоятельствах данной попытки уведомления ИДК. Если это возможно, ИДК должен продолжить процедуру отбора Пробы. ИДК обязан составить подробный отчет с указанием всех фактов и доложить об обстоятельствах происшедшего Организации, ответственной за инициирование и проведение Тестирования. Организация, ответственная за инициирование и проведение Тестирования, обязана предпринять действия, предписанные Приложением A - Расследование возможного случая Невыполнения требований процедуры Допинг-контроля.
5.4.4 ИДК/Шаперон по своему усмотрению вправе рассмотреть обоснованное требование третьей стороны или Спортсмена о разрешении на отсрочку явки на Пункт Допинг-контроля после того, как Спортсмен подтвердил получение уведомления и готовность выполнять требования процедуры Допинг-контроля, и/или о разрешении временно покинуть Пункт Допинг-контроля после прибытия туда, и может удовлетворить данное требование, если имеется возможность постоянно сопровождать и непосредственно наблюдать за Спортсменом во время отсрочки. Например, разрешение на отсрочку явки на Пункт Допинг-контроля или временную отлучку с Пункта Допинг-контроля может быть выдано в связи со следующими действиями:
a) В связи с Соревновательным Тестированием:
i) участие в церемонии награждения;
ii) выполнение медийных обязательств;
iii) участие в дальнейших Соревнованиях;
iv) выполнение заминки;
v) получение необходимой медицинской помощи;
vi) поиск представителя и/или переводчика;
vii) поиск удостоверяющего личность документа с фотографией; или
viii) иные обстоятельства, которые ИДК сочтет уважительными, в том числе с учетом инструкций от Организации, ответственной за инициирование и проведение Тестирования.
b) В связи с Внесоревновательным Тестированием:
i) поиск представителя;
ii) завершение тренировки;
iii) получение необходимой медицинской помощи;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
ix) поиск удостоверяющего личность документа с фотографией; или
x) иные обстоятельства, которые ИДК сочтет уважительными, в том числе с учетом инструкций от Организации, ответственной за инициирование и проведение Тестирования.
5.4.5 ИДК или иные уполномоченные сотрудники из числа Персонала по отбору Проб обязаны документировать причины отсрочки явки на Пункт Допинг-контроля и/или причины отлучки с Пункта Допинг-контроля, которые могут потребовать проведения расследования Организацией, ответственной за инициирование и проведение Тестирования. Все случаи исчезновения Спортсмена из зоны постоянного наблюдения должны быть также задокументированы.
5.4.6 ИДК/Шаперон должны отклонить требование Спортсмена об отсрочке, если невозможно обеспечить постоянное наблюдение за Спортсменом на протяжении всего периода отсрочки.
5.4.7 Если Спортсмен явился на Пункт Допинг-контроля с опозданием по причинам иным, нежели предусмотренным Статьей 5.4.4, но прибыл до ухода с Пункта Допинг-контроля ИДК, ИДК должен решить, следует ли оформить данный факт как случай возможного Нарушения требований процедуры Допинг-контроля. Если это возможно, ИДК должен провести процедуру отбора Пробы, также ИДК должен задокументировать обстоятельства позднего прибытия Спортсмена на Пункт Допинг-контроля.
5.4.8 Если Персонал по отбору Проб замечает какие-либо обстоятельства, способные негативно повлиять на процедуру отбора Пробы, о них должно быть доложено ИДК, а ИДК обязан данные обстоятельства задокументировать. Если ИДК сочтет это целесообразным, он/а может действовать в соответствии с Приложением A - Расследование возможного случая Невыполнения требований процедуры Допинг-контроля, и/ или принять решение о целесообразности отбора у Спортсмена дополнительной Пробы.
6.0 Подготовка к Процедуре отбора Проб
6.1 Цель
Подготовиться к Процедуре отбора Проб таким образом, чтобы обеспечить ее максимально качественную организацию и эффективность.
6.2 Общие положения
Подготовка к Процедуре отбора Пробы начинается с организации системы получения необходимой информации для эффективного проведения процедуры и заканчивается, когда есть все основания полагать, что Оборудование для отбора Проб отвечает необходимым критериям. К основным действиям относятся:
a) организация системы сбора данных, относящихся к Процедуре отбора Проб;
b) установление критериев определения круга лиц, имеющих право присутствовать при Процедуре отбора Проб;
c) обеспечение соответствия Пункта Допинг-контроля минимальным критериям, предусмотренным Статьей 6.3.2; и обеспечение соответствия Оборудования для отбора Проб минимальным критериям, предусмотренным Статьей 6.3.4.
6.3 Требования к подготовке к Процедуре отбора Проб
6.3.1 Организация, ответственная за инициирование и проведение Тестирования, или, если они не совпадают, Организация, ответственная за отбор Проб, должна организовать систему сбора всех данных, необходимых для эффективного проведения Процедуры отбора Проб, в том числе определить особые требования, которые бы учитывали особенности процедуры при тестировании Спортсменов с инвалидностью (в соответствии с Приложением B - Модификации для Спортсменов с инвалидностью), а также при тестировании Несовершеннолетних Спортсменов (в соответствии с Приложением C - Модификации для Несовершеннолетних Спортсменов).
6.3.2 ИДК должен использовать Пункт Допинг-контроля, который, как минимум, обеспечивает конфиденциальность процедуры и неприкосновенность частной жизни Спортсмена и, где это возможно, в течение Процедуры отбора Проб используется только в качестве Пункта Допинг-контроля. ИДК должен документально зафиксировать все существенные отклонения от данных требований.
6.3.3 Организация, ответственная за отбор Проб, обязана установить критерии для определения круга лиц, которые могут присутствовать при Процедуре отбора Проб, помимо Персонала по отбору Проб. При определении данных критериев, следует, как минимум, учитывать следующее:
a) право Спортсмена на присутствие во время Процедуры отбора Проб представителя и/или переводчика, за исключением момента сдачи Спортсменом Пробы мочи;
b) право Несовершеннолетнего Спортсмена (в соответствии с Приложением С - Модификации для Несовершеннолетних Спортсменов), а также право ИДК/Шаперона, непосредственно наблюдающего за процессом сдачи Пробы мочи, на присутствие представителя, который будет наблюдать за ИДК/Шапероном во время сдачи Пробы мочи Несовершеннолетним Спортсменом. При этом представитель не должен наблюдать непосредственно за процессом сдачи Пробы мочи, за исключением тех случаев когда сам Несовершеннолетний Спортсмен попросил об этом;
c) право Спортсмена с инвалидностью на присутствие представителя в соответствии с Приложением B - Модификации для Спортсменов с инвалидностью;
d) право присутствия независимого наблюдателя ВАДА, когда это предусмотрено Программой независимых наблюдателей. Независимый наблюдатель ВАДА не должен наблюдать непосредственно за процессом сдачи Пробы мочи.
6.3.4 Организация, ответственная за отбор Проб, обязана использовать только такое Оборудование по отбору Проб, которое, как минимум, отвечает следующим требованиям:
а) наличие единой системы нумерации для всех флаконов, контейнеров, пробирок и других предметов оборудования, используемых для пломбирования Пробы;
b) наличие системы пломбирования, которая исключает возможность фальсификации;
c) исключает возможность идентификации личности Спортсмена посредством обозначений на оборудовании; и до использования Спортсменом обеспечена чистота оборудования и сохранена его пломбировка.
6.3.5 Организация, ответственная за отбор Проб, обязана разработать систему, которая позволила бы отслеживать Процедуру хранения и транспортировки Проб, а также отслеживать относящиеся к отбору Проб документы, и которая в том числе будет гарантировать, что и Пробы, и относящиеся к отбору Проб документы доставлены по местам назначения.
[Комментарий к Статье 6.3.5: Информация о том, как Проба хранилась до вывоза с Пункта Допинг-контроля, может быть внесена, например, в отчет о выполнении миссии. С момента вывоза Пробы с Пункта Допинг-контроля каждый случай перехода обладания Пробой от одного лица другому, например, от ИДК к курьеру или от ИДК к лаборатории, должен быть задокументирован, вплоть до момента прибытия Пробы в пункт назначения.]
7.0 Проведение Процедуры отбора Проб
7.1 Цель
Проведение Процедуры отбора Проб способом, обеспечивающим неприкосновенность Пробы, ее безопасность и подлинность при соблюдении неприкосновенности частной жизни Спортсмена и уважении к личности Спортсмена.
7.2 Общие положения
Процедура отбора Проб начинается с определения общей ответственности за проведение Процедуры отбор Проб и завершается, когда Проба была отобрана, в сохранности передана в пункт назначения и была полностью оформлена относящаяся к отбору Проб документация. К основным действиям относятся:
а) подготовка к отбору Пробы;
b) отбор и обеспечение сохранности Проб; и оформление документации, относящейся к отбору Проб.
7.3 Требования к подготовке к отбору Проб
7.3.1 Организация, ответственная за отбор Проб, отвечает за все вопросы, связанные с проведением Процедуры отбора Проб, при этом отдельные полномочия делегируются ИДК.
7.3.2 ИДК должен убедиться, что Спортсмен проинформирован о его/ее правах и обязанностях в соответствии со Статьей 5.4.1.
7.3.3 ИДК должен предоставить Спортсмену возможность употребить жидкость(и). Спортсмен должен избегать чрезмерного потребления жидкости, поскольку он (она) должен(на) предоставить Пробу Достаточной для анализа плотности.
7.3.4 Спортсмен может покинуть Пункт Допинг-контроля только под постоянным наблюдением ИДК или Шаперона и только с разрешения ИДК. ИДК обязан рассмотреть возможность удовлетворения любого обоснованного требования Спортсмена покинуть Пункт Допинг-контроля до момента предоставления Спортсменом Пробы в соответствии с положениями Статей 5.4.4, 5.4.5 и 5.4.6.
7.3.5 Если ИДК удовлетворяет требование Спортсмена покинуть Пункт Допинг-контроля, то ИДК должен согласовать со Спортсменом следующие условия оставления Пункта Допинг-контроля:
a) цель оставления Спортсменом Пункта Допинг-контроля;
b) время возвращения (или условие о возвращении после завершения согласованного действия);
c) обязанность Спортсмена все время оставаться под наблюдением;
d) Спортсмен не вправе производить мочеиспускание до момента своего возвращения на Пункт Допинг-контроля; и ИДК должен задокументировать время ухода Спортсмена и время его возвращения.
7.4 Требования к отбору Проб
7.4.1 В зависимости от типа отбираемой Пробы, ИДК должен отбирать у Спортсмена Пробу в соответствии с изложенными ниже процедурами:
a) Приложение D: Отбор Проб мочи;
b) Приложение E: Отбор Проб крови.
7.4.2 ИДК обязан детально документировать любые действия Спортсмена и/ или Лица, имеющего отношение к Спортсмену, либо нестандартные ситуации, способные повлиять на результат Процедуры отбора Проб. При необходимости Организация, ответственная за инициирование и проведение Тестирования, должна действовать в соответствии с Приложением A - Расследование возможного случая Невыполнения требований процедуры Допинг-контроля.
7.4.3 При наличии сомнений в происхождении или подлинности Пробы, необходимо попросить Спортсмена сдать дополнительную Пробу. Если Спортсмен отказывается сдать дополнительную Пробу, ИДК должен детально задокументировать все обстоятельства, связанные с отказом, и Организация, ответственная за инициирование и проведение Тестирования, обязана действовать в соответствии с Приложением A - Расследование возможного случая Невыполнения требований процедуры Допинг-контроля.
7.4.4 ИДК обязан предоставить Спортсмену возможность отразить в письменном виде любые замечания, связанные с проведением Процедуры отбора Проб.
7.4.5 При проведении Процедуры отбора Проб в письменной форме должна быть отражена, как минимум, следующая информация:
а) дата, время и тип уведомления (без предварительного уведомления или с предварительным уведомлением);
b) время прибытия на Пункт Допинг-контроля;
c) дата и время завершения процедуры отбора Пробы (а именно, время подписания Спортсменом подтверждения в нижней части протокола Допинг-контроля);
d) имя и фамилия Спортсмена;
e) дата рождения Спортсмена;
f) пол Спортсмена;
g) домашний адрес Спортсмена, адрес электронной почты и номер телефона Спортсмена;
h) вид спорта и дисциплина Спортсмена;
i) имя и фамилия тренера, а также врача Спортсмена;
j) номер Пробы;
k) тип Пробы (моча, кровь, и т.д.);
l) тип теста (Соревновательное Тестирование или Внесоревновательное Тестирование);
m) имя, фамилия и подпись ИДК/Шаперона, являющегося свидетелем процесса сдачи Пробы мочи;
n) имя, фамилия и подпись ИСК (где это применимо);
о) информация о Промежуточной Пробе в соответствии со Статьей F.4.4;
p) информация о Пробе, необходимая для лабораторного анализа (а именно, для Пробы мочи это объем Пробы и ее плотность);
q) перечень медицинских препаратов и пищевых добавок, принимавшихся в предшествующие семь дней, и (если отбирается Проба крови) информация о переливаниях крови в предшествующие три месяца, со слов Спортсмена;
r) любые отклонения от процедуры;
s) комментарии или замечания Спортсмена в связи с проведением Процедуры отбора Проб, со слов Спортсмена;
t) согласие Спортсмена на обработку данных, относящихся к отбору Пробы;
u) согласие и отказ Спортсмена в разрешении использовать Пробу(ы) в исследовательских целях;
v) имя, фамилия и подпись представителя Спортсмена (если применимо) в соответствии со Статьей 7.4.6; и
w) имя, фамилия и подпись Спортсмена;
x) имя, фамилия и подпись ИДК;
у) наименование Организации, ответственной за инициирование и проведение Тестирования;
z) наименование Организации, ответственной за отбор Проб; и
аа) наименование Организации, ответственной за обработку результатов.
7.4.6 По завершении Процедуры отбора Проб Спортсмен и ИДК должны подписать необходимую документацию в подтверждение, что в ней точно отражены детали Процедуры отбора Пробы у Спортсмена, в том числе высказанные Спортсменом замечания, если они есть. Если Спортсмен является Несовершеннолетним, документы должны быть подписаны как самим Спортсменом, так и его/ее представителем (если присутствовал представитель). Иные присутствующие лица, выполнявшие официальные функции в рамках Процедуры отбора Проб у Спортсмена, могут подписать документацию в качестве свидетелей процедуры.
7.4.7 ИДК обязан выдать Спортсмену копию всех подписанных Спортсменом документов, относящихся к Процедуре отбора Пробы.
8.0 Обеспечение сохранности проб / Организация деятельности после
8.1 Цель
Обеспечить безопасное хранение всех Проб, отобранных на Пункте Допинг-контроля, а также всей относящейся к отбору Проб документации до момента их вывоза с Пункта Допинг-контроля.
8.2 Общие положения
Организация деятельности после отбора Пробы начинается в момент, когда Спортсмен покинул Пункт Допинг-контроля после сдачи Проб(ы), и заканчивается подготовкой всех отобранных Проб и относящейся к отбору Проб(ы) документации к транспортировке.
8.3 Требования к обеспечению сохранности Проб / Организации деятельности после отбора Пробы
8.3.1 Организация, ответственная за отбор Проб, обязана установить требования к хранению всех отобранных Проб, обеспечивающие неприкосновенность Проб, их подлинность и безопасность до момента вывоза с Пункта Допинг-контроля. Данные требования должны, как минимум, включать положение о необходимости детального письменного описания места хранения Проб с указанием перечня лиц, ответственных за хранение Проб и/или имеющих доступ к Пробам. ИДК обязан обеспечить хранение всех Проб в соответствии с данными требованиями.
8.3.2 Организация, ответственная за отбор Проб, обязана внедрить процедуру, которая позволит обеспечить оформление необходимой документации по каждой Пробе и сохранность данной документации при ее дальнейшем использовании.
8.3.3 Организация, ответственная за отбор Проб, обязана внедрить процедуру, которая при необходимости позволит информировать лабораторию, которая будет проводить анализ, о типе требуемого анализа. Кроме того, для целей формирования отчетов о результатах анализа и сбора статистических данных Антидопинговая организация обязана предоставлять лаборатории информацию, предусмотренную пунктами с), f), h), j), k), l), о), p), q), y), z) и аа) Статьи 7.4.5.
9.0 Транспортировка Проб и документации
9.1 Цель
a) обеспечить доставку Проб и сопутствующей документации в лабораторию, которая будет проводить анализ, в надлежащем виде для проведения необходимого анализа; и
b) обеспечить своевременную и безопасную передачу ИДК документации, относящейся к Процедуре отбора Проб, в Организацию, ответственную за инициирование и проведение Тестирования.
9.2 Общие положения
9.2.1 Транспортировка начинается в момент вывоза с Пункта Допинг-контроля Проб и сопутствующей документации и завершается в момент подтверждения получения Проб и относящейся к Процедуре отбора Проб документации в соответствующих пунктах назначения.
9.2.2 Основными действиями являются организация безопасной доставки Проб и сопутствующей документации в лабораторию, которая будет проводить анализ, а также организация безопасной доставки относящейся к Процедуре отбора Проб документации в Организацию, ответственную за инициирование и проведение Тестирование.
9.3 Требования к транспортировке и хранению Проб и документации
9.3.1 Организация, ответственная за отбор Проб, должна утвердить транспортную схему, которая позволит доставлять Пробы и документацию способом, обеспечивающим их неприкосновенность, подлинность и безопасность.
9.3.2 Пробы всегда должны доставляться в лабораторию, которая будет проводить их анализ, с использованием утвержденного Организацией, ответственной за отбор Проб, способа транспортировки и в возможно кратчайшие сроки после завершения Процедуры отбора Проб. Пробы должны транспортироваться способом, минимизирующим риск негативного воздействия на них таких факторов, как длительная транспортировка и значительные перепады температур.
[Комментарий к Статье 9.3.2: Антидопинговые организации должны обсуждать требования к транспортировке Проб в связи с отдельными миссиями (например, когда Проба была отобрана в условиях, не соответствующих стандартам гигиены, либо когда транспортировка Проб в лабораторию может быть осуществлена с задержками) с лабораторией, которая будет проводить анализ Проб, с целью выяснения, какие условия необходимо соблюсти с учетом обстоятельств той или иной миссии (например, перевозка Проб в охлажденном или замороженном состоянии).]
9.3.3 Документация, позволяющая идентифицировать Спортсмена, не должна прилагаться к Пробам или документации, направляемым в лабораторию, которая будет проводить анализ Проб.
9.3.4 ИДК обязан передать всю относящуюся к Процедуре отбора Проб документацию в Организацию, ответственную за отбор Проб, с использованием утвержденного Организацией, ответственной за отбор Проб, способа транспортировки в возможно кратчайшие сроки после завершения Процедуры отбора Проб.
9.3.5 Если Пробы с сопутствующей документацией либо относящаяся к Процедуре отбора Проб документация не получены в соответствующих пунктах назначения или же во время транспортировки могли иметь место обстоятельства, поставившие под сомнение неприкосновенность Пробы или ее подлинность, то Организация, ответственная за отбор Проб, обязана проверить Транспортный протокол, а Организация, ответственная за инициирование и проведение Тестирования, должна принять решение, следует ли аннулировать данные Пробы.
9.3.6 Документация, относящаяся к Процедуре отбора Проб и/или к нарушению антидопинговых правил, должна храниться в Организации, ответственной за инициирование и проведение Тестирования, и/или в Организации, ответственной за отбор Проб, в течение периода, указанного в Международном стандарте по защите неприкосновенности частной жизни и персональных данных.
10.0 Право собственности на Пробы
10.1 Право собственности на Пробы, отобранные у Спортсмена, принадлежит Организации, ответственной за инициирование и проведение Тестирования в связи с соответствующей Процедурой отбора Проб.
10.2 Организация, ответственная за инициирование и проведение Тестирования, вправе передать право собственности на Пробы Организации, ответственной за обработку результатов, либо иной Антидопинговой организации на основании ее запроса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.