Указ Губернатора Алтайского края от 21 ноября 2013 г. N 62
"Об утверждении Порядка проведения правовой и антикоррупционной экспертиз муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края"
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", законом Алтайского края от 03.12.2008 N 122-ЗС "О Регистре муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края" и в целях организации деятельности Администрации края по проведению правовой и антикоррупционной экспертиз муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края, постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения правовой и антикоррупционной экспертиз муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края.
2. Контроль за исполнением настоящего указа возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Снесаря В.В.
Губернатор Алтайского края |
А.Б. Карлин |
г. Барнаул
21 ноября 2013 года
N 62
Порядок
проведения правовой и антикоррупционной экспертиз муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края
(утв. указом Губернатора Алтайского края от 21 ноября 2013 г. N 62)
I. Общие положения
1. Правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов (далее - "муниципальный акт"), подлежащих включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края (далее - "Регистр"), заключается в правовой оценке формы муниципального акта, предмета правового регулирования, компетенции органа местного самоуправления (должностного лица местного самоуправления), принявшего муниципальный акт, содержащихся в муниципальном акте норм, а также соответствия порядка его принятия и обнародования (опубликования) требованиям Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Алтайского края и уставу муниципального образования.
2. Антикоррупционная экспертиза муниципальных актов, подлежащих включению в Регистр, заключается в выявлении в них коррупциогенных факторов и их последующем устранении.
3. Повторная правовая и антикоррупционная экспертизы проводятся в следующих случаях:
принят федеральный закон или иной акт федерального законодательства по вопросу, регулируемому актом Алтайского края;
принят закон Алтайского края или иной акт краевого законодательства по вопросу, регулируемому муниципальным актом;
внесены изменения в устав муниципального образования, перераспределяющие полномочия органов местного самоуправления (должностных лиц местного самоуправления).
4. При поступлении в правовой департамент Администрации края муниципального акта о внесении изменений в ранее принятый муниципальный акт проводятся правовая и антикоррупционная экспертизы измененного муниципального акта в актуальной редакции.
5. Если муниципальным актом о внесении изменений устанавливаются также новые нормы или вносятся изменения в большое количество муниципальных актов, возможно проведение правовой и антикоррупционной экспертиз в отношении муниципального акта о внесении изменений.
6. Правовой и антикоррупционной экспертизе подлежат следующие муниципальные акты:
1) муниципальные акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
2) муниципальные акты представительного органа муниципального образования;
3) муниципальные акты главы муниципального образования, местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.
7. Результаты правовой и антикоррупционной экспертиз муниципальных актов отражаются в письме, содержащем сведения о результатах правовой и антикоррупционной экспертиз муниципального акта (далее - "экспертное заключение"). В случае если в муниципальном акте выявлены положения, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Алтайского края, уставу муниципального образования, экспертное заключение направляется в соответствующий орган местного самоуправления (должностному лицу местного самоуправления).
8. Правовая и антикоррупционная экспертизы муниципальных актов проводятся в трехмесячный срок со дня поступления названных актов в правовой департамент Администрации края. В течение указанного срока экспертное заключение направляется в соответствующий орган местного самоуправления (должностному лицу местного самоуправления) в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
II. Порядок проведения правовой экспертизы муниципальных актов
9. Правовая экспертиза проводится в отношении каждого муниципального акта, указанного в пункте 6 настоящего Порядка.
10. Задачи и предмет правового регулирования муниципального акта должны быть проанализированы на предмет их соответствия основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина, а также рассмотрены с точки зрения соответствия полномочиям органов местного самоуправления, установленным федеральными законами и законами Алтайского края.
11. При изучении состояния правового регулирования в соответствующей сфере необходимо выявить место рассматриваемого муниципального акта среди других правовых актов, действующих в указанной сфере, и их соотношение. Прежде всего, требуется установить, во исполнение какого или в соответствии с каким федеральным законом или законом Алтайского края (иным федеральным актом или актом Алтайского края), положением устава муниципального образования принят муниципальный акт, соответствуют ли правовые основания его принятия основаниям, предусмотренным в федеральном и краевом законодательстве, уставе муниципального образования, муниципальных актах более высокой юридической силы, принятых в соответствующем муниципальном образовании. В целях изучения состояния правового регулирования анализируются как законы и подзаконные акты, так и затрагивающие соответствующие правоотношения решения Конституционного Суда Российской Федерации и иных органов судебной власти Российской Федерации, а также учитываются все изменения, внесенные ранее в федеральные, краевые и муниципальные акты.
12. При проведении правовой экспертизы муниципальных актов оценивается компетенция органа местного самоуправления (должностного лица местного самоуправления), принявшего данный акт, в соответствии с основными полномочиями органов местного самоуправления, установленными Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также полномочиями, установленными специальными федеральными законами и законами Алтайского края (иными федеральными актами и актами Алтайского края), уставом муниципального образования.
13. При анализе конкретных правовых норм изучается смысл нормы, а также правовые последствия ее применения. При необходимости рассматривается несколько правовых актов, содержащих части нормы (например, диспозитивная часть и санкции могут содержаться в различных актах).
14. При анализе конкретных правовых норм могут возникать расхождения между действующими нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же правоотношения (коллизия правовых актов). В данном случае следует руководствоваться общепринятыми положениями коллизионного права.
15. В ходе правовой экспертизы оценивается соблюдение правил юридической техники - наличие набора реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии, а именно:
форма муниципального акта;
наименование органа (должностного лица), принявшего муниципальный акт;
название муниципального акта, в котором должен быть в краткой форме отражен предмет правового регулирования и которое должно соответствовать его содержанию;
дата и место принятия и (или) подписания муниципального акта;
номер муниципального акта;
полное наименование должности лица, подписавшего муниципальный акт;
источник официального опубликования;
дата (срок) вступления в силу.
16. При оценке юридических терминов анализируется следующее:
употребляется ли один и тот же термин в данном муниципальном акте в одном и том же значении;
имеют ли термины общепризнанное значение;
соответствуют ли понятия и терминология, используемые в муниципальном акте, понятиям и терминологии, используемым в федеральном и краевом законодательстве.
III. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных актов
17. Антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных актов, подлежащих включению в Регистр, осуществляется при проведении их правовой экспертизы.
18. Антикоррупционная экспертиза муниципальных актов осуществляется в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - "Методика").
19. Эксперт устанавливает наличие или отсутствие всех предусмотренных Методикой коррупциогенных факторов.
20. В случае необходимости проведения анализа иных правовых актов, использованных при разработке проекта муниципального акта, а также материалов судебной или административной практики, эксперт вправе запросить у соответствующего органа местного самоуправления (должностного лица местного самоуправления) дополнительные материалы или информацию.
IV. Подготовка экспертного заключения
21. По результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз составляется мотивированное экспертное заключение на бланке правового департамента Администрации края.
22. В экспертном заключении отражаются следующие сведения:
реквизиты муниципального акта;
повод (поводы) рассмотрения муниципального акта;
задачи и предмет регулирования муниципального акта;
оценка компетенции принявшего муниципальный акт органа местного самоуправления (должностного лица местного самоуправления);
соответствие (несоответствие) содержания муниципального акта Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Алтайского края, уставу муниципального образования;
соответствие формы и текста муниципального акта правилам юридической техники.
23. При описании норм муниципального акта, в котором выявлены положения, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Алтайского края, уставу муниципального образования, указываются:
1) положение (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел) муниципального акта, противоречащее федеральному законодательству, а также его содержание;
2) нарушенные положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов Алтайского края, иных федеральных актов и актов Алтайского края, устава муниципального образования (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел).
24. Если при проведении антикоррупционной экспертизы муниципального акта в его тексте не выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, в экспертном заключении делается отметка "коррупциогенных факторов не выявлено".
25. В случае если при проведении антикоррупционной экспертизы были выявлены коррупциогенные факторы, то в экспертном заключении указываются положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел) муниципального акта и соответствующие коррупциогенные факторы, а также предлагаются способы их устранения (в частности, исключение из текста муниципального акта, изложение акта в другой редакции, внесение иных изменений в текст рассматриваемого акта).
26. Экспертное заключение подписывается лицом, проводившим правовую и антикоррупционную экспертизы. Экспертное заключение подписывается руководителем правового департамента Администрации края либо лицом, его замещающим, в случае если экспертное заключение составляется в соответствии с пунктами 23 и 25 настоящего Порядка и направляется в соответствующий орган местного самоуправления (должностному лицу местного самоуправления).
27. Экспертное заключение регистрируется в книге регистрации экспертных заключений с присвоением ему регистрационного номера и указанием даты подписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой и антикоррупционной экспертизе подлежат муниципальные акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); муниципальные акты представительного органа муниципального образования; муниципальные акты главы муниципального образования, местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования. Экспертизы муниципальных актов проводятся в трехмесячный срок со дня поступления в правовой департамент Администрации края. По результатам проведения экспертиз составляется мотивированное экспертное заключение. Если при проведении антикоррупционной экспертизы муниципального акта в его тексте не выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, в экспертном заключении делается отметка "коррупциогенных факторов не выявлено". В случае если были выявлены коррупциогенные факторы, в экспертном заключении указываются положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции муниципального акта и соответствующие коррупциогенные факторы, а также предлагаются способы их устранения.
Указ Губернатора Алтайского края от 21 ноября 2013 г. N 62 "Об утверждении Порядка проведения правовой и антикоррупционной экспертиз муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края"
Текст Указа опубликован в Сборнике законодательства Алтайского края, ноябрь 2013 г. N 211, ч.1, с. 80
Указом Губернатора Алтайского края от 28 мая 2018 г. N 79 настоящий Указ признан утратившим силу с 31 мая 2018 г.