Постановление Правительства Республики Дагестан от 18 февраля 2020 г. N 21
"Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан" и внесении изменения в Перечень государственных программ Республики Дагестан"
Правительство Республики Дагестан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан" (далее - Программа).
2. Министерству финансов Республики Дагестан, Министерству экономики и территориального развития Республики Дагестан ежегодно уточнять размеры средств, выделяемых на финансирование мероприятий Программы, с учетом возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.
3. Внести изменение в Перечень государственных программ Республики Дагестан, утвержденный постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 декабря 2014 г. N 642 (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2014, N 24, ст. 1551; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2016, 25 мая, N 05002001527; 17 июня, N 05002001635; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2016, 18 июля, N 05002016071800004; 14 октября, N 05002016101400002; 2 декабря, N 0500201612020001; 16 декабря, N 0500201612160001; 2017, 27 января, N 0500201701270005; 3 апреля, N 0500201704030002; 31 мая, N 0500201705310007; 29 сентября, N 0500201709290002, N 0500201709290006; 20 октября, N 0500201710200007, N 0500201710200002; 29 декабря, N 0500201712290004; 2018, 21 февраля, N 0500201802210004; 17 июля, N 0500201807170016; 2019, 12 апреля, N 0500201904120004; 20 июня, N. 05002004306; интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2019, 15 мая, N 05002004189; 3 июля, N 05002004386, N 05002004387; 6 августа, N 05002004493; 13 сентября, N 05002004593; 30 октября, N 05002004823; 11 ноября N 05002004861; 12 декабря N 05002004986), изложив пункт 30 в следующей редакции:
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан.
Председатель Правительства |
А. Здунов |
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Дагестан
от 18 февраля 2020 г. N 21
Государственная программа
Республики Дагестан "Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан"
Паспорт
государственной программы Республики Дагестан "Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан"
Ответственный исполнитель Программы |
- |
Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан; |
Участники Программы |
- |
Администрация Главы и Правительства Республики Дагестан; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан; Министерство промышленности и энергетики Республики Дагестан; Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан; Министерство по земельным и Имущественным отношениям Республики Дагестан. |
Цели Программы |
- |
улучшение социально-экономического; положения горных территорий республики; повышение благосостояния и качества жизни населения; обеспечение устойчивого экономического роста горных территорий республики; |
Задачи Программы |
- |
проведение анализа современного, состояния экономики и социальной; сферы горных территорий республики в разрезе основных базовых экономических комплексов; определение экономического потенциала горных территорий республики в разрезе основных базовых экономических комплексов; разработка комплекса мер и определение механизмов вовлечения потенциала горных территорий в экономически активный оборот; реализация мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие горных территорий; оказание государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов, в основном в реальном секторе экономики; стимулирование развития предпринимательства в горных территориях республики; увеличение налогооблагаемой базы; сохранение численности населения и сокращение темпов миграционного оттока населения из населенных пунктов горной зоны Республики Дагестан |
Этапы и сроки реализации Программы |
- |
2020 - 2024 годы, Программа реализуется в один этап |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
объем производства продукции сельского хозяйства; объем переработанной сельскохозяйственной продукции; объем переработанной промышленной продукции; объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования; число новых рабочих мест; среднемесячная начисленная заработная плата населения горных территорий |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
общий объем финансирования за весь период реализации Программы - 1188,0 млн рублей, в том числе за счет: республиканского бюджета Республики Дагестан - 500,0 млн рублей; внебюджетных источников - 688,0 млн рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- |
наращивание экономического потенциала горных территорий; повышение инвестиционной привлекательности муниципальных районов, входящих в горную зону; вовлечение трудовых ресурсов в производственную деятельность; создание основы для развития потенциальных направлений социально-экономического развития горных территорий; обеспечение роста основных показателей социально-экономического развития горных территорий; повышение уровня и качества жизни населения горных территорий; наращивание собственной доходной базы муниципальных районов и сельских поселений, расположенных в горной зоне; создание условий для динамичного роста доходов населения, проживающего в горных территориях; создание условий для сокращения оттока населения из горных территорий |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
1. Анализ современного состояния горных территорий Республики Дагестан и проблемы их социально-экономического развития в разрезе базовых экономических комплексов
Республика Дагестан по территории (50,3 тыс. кв. км) и численности населения (3,08 млн человек) является одним из самых крупных субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе.
Горные территории занимают 44,0 процента площади Дагестана (22335 кв. км). Их природно-климатические особенности, отличающиеся от равнинных, обусловливают специфические параметры функционирования природных экосистем, создают особые условия обитания людей, влияющие на их здоровье, образ жизни и повседневную деятельность. Горные территории Дагестана расположены в восточной части Кавказского хребта и граничат на юге с Азербайджанской Республикой, на юго-западе - с Грузией, на западе - с Чеченской Республикой.
Горные территории Республики Дагестан включают в себя 1186 населенных пунктов (72 процента от общей численности населенных пунктов республики). В соответствии с Законом Республики Дагестан от 5 мая 2006 года N 25 "О перечне труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Дагестан" 492 населенных пункта отнесены к труднодоступным местностям. Эти населенные пункты расположены в основном в зоне особых условий и в первой горной зоне.
Из общего числа населенных пунктов, расположенных в границах горных территорий, крупных с населением свыше 5 тыс. человек - 20, с численностью населения до 100 человек - 267.
Численность населения горных территорий на 1 января 2018 года составляла 931,1 тыс. человек (30,2 процента от общей численности населения республики). Плотность населения - 41,7 чел./кв. км (в среднем по РД-61,2 чел./кв. км).
В 2018 году естественный прирост населения горных территорий составил 9500 человек, тогда как в 2017 году - 10189. Увеличилась миграционная убыль населения с 2340 человек в 2017 году до 4852 человек в 2018 году.
Одной из первоочередных задач, стоящих перед органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в республике, является создание благоприятных условий для проживания населения в горной зоне, а также снижение темпов переселения жителей с гор на низменность.
Земельный фонд горных территорий составляет 3290,2 тыс. гектаров. В него входят земли, расположенные в границах муниципальных образований, и земли, находящиеся за пределами муниципальных районов.
Горные территории имеют значительный потенциал земельных ресурсов для развития сельскохозяйственного производства. Площадь земельных ресурсов на душу населения по горным территориям составляет 3,5 га/чел. (по республике - 1,6 га/чел.).
С учетом наличия земель в равнинной части, закрепленных за муниципальными поселениями горных территорий, ситуация с земельными ресурсами относительно благоприятная.
В общей площади земель горных территорий доля земель сельскохозяйственного назначения составляет 48,8 процента, земель лесного фонда - 9,8 процента.
По комплексу природных факторов горные территории относительно благоприятны для отдельных видов хозяйственной деятельности, в первую очередь сельского хозяйства (летнего пастбищного животноводства), туризма и рекреации.
Бальнеологические и туристско-рекреационные ресурсы используются не в полной мере, хотя имеют значительный потенциал. В ближайшей перспективе огромную роль в развитии горных территорий будет играть туристско-рекреационный комплекс, который представлен уникальными историческими памятниками, многочисленными туристскими маршрутами, объектами туристско-рекреационного назначения. Данная отрасль способна оказать положительное влияние на сопутствующие и смежные отрасли агропромышленного комплекса и народных художественных промыслов.
1.1. Агропромышленный комплекс
Сельскохозяйственную продукцию в горных территориях производят 702 сельскохозяйственные организации, 5,7 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, а также более 205 тыс. личных подсобных хозяйств. В отрасли занято более 185 тыс. человек, это 20 проц. всего населения горных территорий. Основная часть сельскохозяйственной продукции в горных территориях производится в личных подсобных хозяйствах, где наблюдается высокая доля ручного труда, низкая производительность.
В экономике горных территорий сложилось многоотраслевое сельское хозяйство. Развито производство зерновых, картофеля, бобовых, мяса, молока, яиц, меда, плодов и ягод.
В 2018 году объем производства продукции сельского хозяйства в горных территориях составил 67260,6 млн рублей (54,2 процента от республиканского показателя), в том числе объем производства продукции растениеводства - 29899,5 млн рублей (50,5 процента), животноводства - 37361,1 млн рублей (57,7 процента).
Горные территории имеют относительно высокий уровень обеспеченности сельскохозяйственными угодьями.
Общая площадь сельскохозяйственных угодий горных территорий в 2018 году составила 2325,1 тыс. гектаров (71,3 процента всех сельхозугодий республики).
В структуре сельскохозяйственных угодий значительную долю занимают пастбища - 1851,3 тыс. гектаров (79,6 процента), пашни - 171,9 тыс. гектаров (7,4 процента), сенокосы - 151,6 тыс. гектаров (6,5 процента).
Площадь неиспользуемых сельскохозяйственных угодий в 2018 году составила 121,2 тыс. гектаров (5,2 процента).
В 2018 году площадь сельскохозяйственных угодий в горных территориях на одного человека составляла 2,5 гектара, что более чем в 2,3 раза выше среднего значения показателя по республике (1,1 га/чел.). Площадь пашни на одного жителя составила 0,18 га/чел. (по республике - 0,16 га/чел.).
В отрасли животноводства в 2018 году поголовье крупного рогатого скота в горных территориях составило 625,2 тыс. голов, в том числе коров - 298.6 тыс. голов. Поголовье овец и коз - 3444,9 тыс. голов, птицы - 1387,8 тыс. голов.
В 2018 году произведено 78,5 тыс. тонн мяса в живом весе (48,5 процента от объема производства мяса в республике), молока - 493,2 тыс. тонн (55,3 процента), шерсти - 8,8 тыс. тонн (58,9 процента).
Растениеводство является важной отраслью сельского хозяйства горных территорий. Здесь производится 29,9 процента от валового сбора зерновых в республике, 82,4 процента картофеля, 53,3 процента овощей. Кроме того, выращиваются кормовые культуры (кукуруза, однолетние и многолетние травы, кормовые бахчевые и корнеплоды).
Растениеводство формирует 44,5 процента продукции сельского хозяйства горных территорий (данные 2018 года) и 50,5 процента продукции растениеводства в республике.
Производство зерна в 2018 году по сравнению с 2014 годом сократилось на 16 процентов, тогда как объемы производства пшеницы увеличились на 38,8 процента.
Наибольший валовой сбор зерновых за этот период был получен в 2014 году (127,5 тыс. тонн в весе после доработки). В последующие годы их производство резко снизилось и к 2018 году составило 107,6 тыс. тонн.
Объемы производства зерна из года в год уменьшаются, при этом значительные площади пашни на богаре и на орошаемых землях остаются неиспользованными. Урожайность зерновых культур в 2018 году составила 20.6 ц/га (по Республике Дагестан - 25,3 ц/га).
Одной из причин неэффективного использования орошаемых земель является неудовлетворительное состояние существующих оросительных систем.
Динамика производства картофеля нестабильная. В 2018 году объемы производства картофеля увеличились на 7,4 процента (292,1 тыс. тонн) относительно 2014 года, урожайность при этом составила 168,3 ц/га (по Республике Дагестан - 179,9 ц/га).
Производство овощей в 2018 году (768,3 тыс. тонн) также увеличилось относительно 2014 года (673,2 тыс. тонн) на 14,1 процента. Однако в 2018 году наблюдался спад объемов производства относительно 2017 года на 5,5 процента, 2016 года - на 8,9 процента, 2015 года - на 1,1 процента. Урожайность овощей в горных территориях республики в 2018 году составила 225,9 ц/га, тогда как в целом по республике - 336,3 ц/га.
Производство плодов и ягод в 2018 году выросло относительно 2014 года (126,8 процента) и составило 113,2 тыс. тонн. Урожайность при этом составила 69,2 ц/га (по Республике Дагестан - 82,2 ц/га).
Перерабатывающая промышленность сельскохозяйственной продукции в горных территориях развита слабо, что создает для производителей сельскохозяйственной продукции большие трудности с ее реализацией.
В горных муниципальных районах Республики Дагестан функционируют 8 предприятий по производству плодоовощных консервов (50 процентов всех предприятий республики), в том числе ООО "Аквариус", ООО "Нагорный Дагестан", ЗАО "Дружба", ООО "Гоцатлинский консервный завод", КФХ "Габулакал", ООО "Могох", ООО "Кикунинский консервный завод", СПК "Адаб". При этом большинство предприятий из-за отсутствия оборотных средств не в состоянии провести модернизацию и техническое перевооружение.
Сегодня на промышленную переработку поступает менее 1 процента валового сбора овощей, 5 процентов валового сбора плодов, не более 12 процентов производимого молока и мяса. В связи с этим, потенциальные мощности перерабатывающей промышленности используются в среднем только на 55 - 60 процентов.
Объем производства продукции обрабатывающей промышленности в горных территориях в 2018 году составил 2373,0 млн рублей, в том числе пищевой - 1472,8 млн рублей.
Для горных территорий актуально создание мини-цехов по переработке продукции животноводства (в том числе первичной), что будет способствовать кооперации в сельскохозяйственном производстве.
1.2. Промышленный комплекс
В настоящее время промышленное производство в горных территориях представлено предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, предприятиями по производству асфальта, щебня и крошки, шлакоблоков, карьерами по производству пиленого камня, кирпичными цехами, предприятиями народных промыслов, предприятиями по производству пластиковых окон и дверей и т.д.
В 2018 году объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами крупных и средних предприятий по всем видам экономической деятельности в горных территориях, составил 6113,6 млн руб. и увеличился по сравнению с 2014 годом в 1,8 раза в сопоставимых ценах.
1.3. Строительный комплекс
Строительство как взаимоувязанный, организационно-технологический комплекс в горных территориях не сформировано. Значимую роль в строительном производстве играет малый строительный бизнес.
В 2018 году общая площадь введенного жилья составила 209,4 тыс. кв. м (0,22 кв. м на 1 жителя горных территорий в год), которое полностью построено за счет средств индивидуальных застройщиков.
Площадь жилищного фонда в горных территориях 2018 году составила 19150,6 тыс. кв. м, или 32,0 процента от общей площади жилищного фонда республики.
Относительно высокая обеспеченность населения общей площадью жилых домов - 20,4 кв. м на одного жителя (по Республике Дагестан 20,1) - объясняется невысокой численностью населения горных территорий.
1.4. Торгово-транспортно-логистический комплекс
В структуре торгово-транспортно-логистического комплекса горных территорий торговля занимает ведущие позиции.
На долю горных территорий в 2018 году приходилось около 9 процентов общего оборота розничной торговли республики, что составляет 50,3 млрд рублей.
Оборот розничной торговли на душу населения в 2018 году в горных территориях составил 48,0 тыс. руб./чел., что существенно ниже среднереспубликанского показателя (183,9 тыс. руб.). Недостаточно развита также оптовая торговля.
Из всех видов транспорта в горных территориях функционирует только автомобильный. На пассажирских маршрутах общего пользования задействовано 1849 автотранспортных единиц.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования в границах горных территорий в 2018 году составляла 10216,5 км, из них республиканского значения (IV категория) - 1859,0 км, местного значения (V категория) - 8357,5 километра. Протяженность дорог с асфальтобетонным покрытием - 1728 км, с гравийным покрытием - 8488,5 километра. Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в 2018 году составляла 457,4 км/1000 кв. км. На автодорогах горных территорий имеется 945 мостов общей длиной 21424 погонных метра.
1.5. Топливно-энергетический комплекс
В горных территориях Дагестана расположено 16 ГЭС. Общая установленная мощность ГЭС составляет 1885,51 МВт.
Выработка электроэнергии промышленными ГЭС, расположенными в горной зоне, за 2018 год составила 4729,0 млн кВт-ч и увеличилась по сравнению с 2017 годом на 13,0 процента, при этом по сравнению с 2014 годом выработка электроэнергии снизилась на 14,2 процента.
Общая протяженность электрических сетей горной зоны составляет 14,3 тыс. км (44,0 процента от общей протяженности по республике).
В целом по горным территориям качество электроснабжения неудовлетворительное. Магистральные сети характеризуются высоким износом, вследствие чего потери электроэнергии значительны.
Актуальными для населения в горных территориях являются вопросы газификации населенных пунктов. Так, в горных территориях насчитывается 796 негазифицированных населенных пунктов, полностью не газифицировано 12 горных районов.
Потребности населения горных территорий в топливных ресурсах все еще в значительной степени удовлетворяются за счет привозного топлива. Объем поставленного потребителям природного газа за 2018 год составил 430582,1 тыс. куб. м., одновременно из года в год сокращается потребление населением твердого топлива.
1.6. Социально-инновационный комплекс
В горных территориях уровень благосостояния людей значительно ниже среднего уровня по республике. Среднемесячная номинальная заработная плата работников в горных территориях республики в 2018 году составила 20512,7 рубля, тогда как в республике среднемесячная заработная плата составила 25155,3 рубля. Среднемесячные доходы на душу населения горных территорий в 2018 году составили 7122,2 рубля (по республике - 24988 рублей). В 2018 году среднемесячные доходы на душу населения составляли 74,7 процента от величины прожиточного минимума.
Расходы населения по горным территориям за 2018 год составили 84579.8 млн рублей. В структуре расходов населения наибольшую часть занимают покупка продуктов питания и непродовольственных товаров, обязательные платежи и другие взносы, оплата услуг.
Численность занятых в экономике в 2018 году составила 344,7 тыс. человек, или 68,8 процента от общей численности трудовых ресурсов горных территорий. Численность экономически активного населения в 2018 году - 441.8 тыс. человек, или 47,5 процента от общей численности населения и 87,7 процента от численности трудовых ресурсов горных территорий.
В горных территориях сохраняется относительно высокий уровень безработицы. Численность безработного населения горных территорий, зарегистрированного в органах государственной службы занятости в 2018 году, составила 12,7 тыс. человек (в республике - 24,3 тыс. человек).
Наибольшая доля занятых в экономике горных территорий в 2018 году приходилась на сельское хозяйство, образование, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, торговлю, здравоохранение.
Большинство учреждений здравоохранения расположено в неприспособленных помещениях. Капитального ремонта требуют 338 учреждений здравоохранения. В горных территориях остро стоит проблема с обеспеченностью больничными койками. В 2018 году обеспеченность койками на 10 тыс. человек населения составляла 50,6 ед. (в республике - 69,2 ед.).
Фактическая совокупная мощность амбулаторно-поликлинических учреждений горных районов составляет 7272,7 посещения в смену.
Показатель обеспеченности населения врачами в горной зоне в 2018 году составил 22,3 врача на 10 тыс. человек (по республике - 40,1 работника). Обеспеченность средним медицинским персоналом в 2018 году составила 80,2 работника на 10 тыс. человек населения (по республике - 89,8 работника).
В горных территориях республики функционируют 1264 учреждения образования, из которых 415 дошкольных и 849 дневных общеобразовательных.
В то же время охват детей дошкольными образовательными учреждениями остается низким. Из 849 дневных общеобразовательных учреждений 656 расположено в нетиповых (приспособленных) помещениях, 403 из них требуют капитального ремонта, а 104 находятся в аварийном состоянии. Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях горных территорий в 2018 году составила 100754 человека.
Основными проблемами в образовательной системе остаются низкая заработная плата работников образования и ухудшение условий труда (устаревшая материально-техническая база), чем обусловлено снижение престижа профессии.
В горных территориях в 2018 году функционировало 1477 учреждений культуры, в том числе 56 - музыкального и художественного образования.
Состояние материально-технической базы большинства домов культуры, библиотек, музеев и других объектов культурной инфраструктуры неудовлетворительное.
В 2018 году материально-техническая база физической культуры и спорта насчитывала 1211 спортивных сооружений, в том числе 348 спортивных залов, 845 спортивных площадок и 109 игровых площадок для детей.
В горных территориях функционируют основные виды связи: почтовая, телефонная (стационарная и мобильная), а также организован доступ к сети Интернет. Особенностью горных территорий является горный рельеф, существенно ухудшающий распространение радиосигналов и связи в целом. В настоящее время только в 209 из 2018 населенных пунктов горных территорий имеются отделения почтовой связи.
Многие мелкие населенные пункты, а также ряд предприятий и организаций, в том числе 18 общеобразовательных учреждений, 50 учреждений здравоохранения не обеспечены услугами связи.
В горных территориях существует всего 46 объектов размещения отходов, которые не отвечают санитарным и экологическим требованиям. Нерешенность проблемы утилизации отходов является одной из главных причин высокого уровня загрязнения земель, природной среды в целом. В муниципальных образованиях, расположенных в горных территориях, растет число неорганизованных свалок, твердые бытовые отходы не вывозятся, а сжигаются на свалках в населенных пунктах, что приводит к загрязнению воздуха высокотоксичными соединениями. Вследствие активного хозяйственного воздействия сложилась неудовлетворительная экологическая обстановка, особенно в части, касающейся качества поверхностных водных ресурсов и всего водного бассейна республики.
В общем земельном фонде горных территорий земли лесного фонда составляют 321,4 тыс. га, или 9,8 процента общего земельного фонда территорий.
Площадь парков и зеленых насаждений в горных территориях в 2018 году составила 17,8 кв. метра.
1.7. Туристско-рекреационный комплекс
Туристско-рекреационный комплекс горных территорий в настоящее время представлен 31 детским оздоровительным лагерем, 4 базами отдыха, 5 санаторно-курортными организациями, 36 гостиницами, историческими памятниками, многочисленными туристскими маршрутами, объектами туристско-рекреационного назначения. Количество рекреантов в 2018 году составило 18435 человек, туристов - 252881 человек.
Рекреационные ресурсы горных территорий - это в первую очередь разнообразные горные ландшафты Большого Кавказа, широкий выбор целебных минеральных вод, благоприятные природно-климатические условия, наличие множества уникальных природных, исторических и культурных памятников, сравнительно благоприятная экологическая среда. Все перечисленное представляет широкие перспективы развития в горных территориях туристско-рекреационной отрасли и ее инвестиционную привлекательность и позволяет формировать туристско-рекреационное направление развития горных территорий. Эта отрасль будет оказывать положительное влияние на сопутствующие и смежные отрасли агропромышленного комплекса и народных промыслов.
Однако, несмотря на наличие условий, в горных территориях туристско-рекреационная деятельность слабо развита.
Фактором, сдерживающим развитие туристско-рекреационного комплекса, является низкое качество предоставляемых туристических услуг и отсутствие в горных территориях действующей инфраструктуры для отрасли.
1.8. Малый и средний бизнес
В 2018 году в горных территориях функционировал 16751 субъект малого предпринимательства (в 2014 году - 20423), в том числе 4714 малых предприятий (в 2014 году - 5682) и 12037 индивидуальных предпринимателей (в 2014 году - 14741). Основными направлениями деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства являются оптовая и розничная торговля (в 2018 году - 5968 ед.), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (5004 ед.), строительство (780 ед.).
Оборот субъектов малого предпринимательства в 2018 году по горным территориям составил 27970,7 млн рублей (в 2014 году - 16926,4 млн рублей). Около 29 процентов оборота приходится на предприятия торговли.
В 2018 году в горных территориях сократилось количество субъектов малого предпринимательства относительно 2014 года. В горных территориях не созданы условия для развития малого предпринимательства, не сформирована инфраструктура развития бизнеса.
2. Экономический потенциал развития горных территорий Республики Дагестан
Горные территории обладают потенциальными конкурентными преимуществами, использование которых даст возможность перехода к устойчивому социально-экономическому развитию муниципальных районов, расположенных в горных территориях.
К таким преимуществам относятся:
наличие земельных ресурсов, пригодных для ведения сельскохозяйственного производства;
наличие трудовых ресурсов;
наличие уникальных туристических памятников, многочисленных туристических маршрутов, объектов туристско-рекреационного значения;
выгодное геополитическое положение, обусловливающее возможность развития эффективного приграничного сотрудничества.
Основа производственного потенциала горных территорий - агропромышленный комплекс, в значительной части ориентированный на производство сельскохозяйственной продукции с небольшой долей ее переработки. Развитие перерабатывающей отрасли будет способствовать развитию агропромышленного комплекса в целом.
Агропромышленный комплекс
Агропромышленный комплекс горных территорий должен стать крупнейшим межотраслевым комплексом, который объединит несколько отраслей экономики, направленных на производство и переработку сельскохозяйственного сырья и получения из него продукции, доводимой до конечного потребителя. Мероприятия Программы предусматривают поддержку и развитие предприятий, занимающихся переработкой произведенной продукции, строительство современных логистических центров хранения произведенной продукции, малогабаритных теплиц, привлечение квалифицированных кадров для осуществления трудовой деятельности в горных территориях.
Создание условий, повышающих конкурентоспособность и стимулирующих спрос на продукцию собственного производства, становится очевидным потенциалом для дальнейшего наращивания производства продукции агропромышленного комплекса в горных территориях.
Растениеводство в горных территориях республики имеет значительный потенциал развития. Перспективные продукты растениеводства: овощи открытого и закрытого грунта, картофель, кормовые, зерновые, дикорастущие плоды, ягоды, лекарственные травы.
Существенным фактором, сдерживающим рост производства продукции растениеводства, является отсутствие современных каналов товародвижения, логистики, что ограничивает сбыт продукции.
Потенциал развития имеет овощеводство, в первую очередь закрытого грунта, использование которого позволит производить относительно недорогую конкурентоспособную продукцию круглый год.
Конкурентными преимуществами являются экологически чистая продукция высокого качества, раннее товарное плодоношение, внутренний спрос.
Несмотря на наличие сырьевой базы, функции пищевой и перерабатывающей промышленности в горных территориях практически утрачены, хотя переработка сельскохозяйственного сырья в горах ранее была хорошо развита.
Имеющаяся сырьевая база и потребности рынка обусловливают перспективу развития следующих направлений пищевой промышленности: плодоовощные консервы и соки, мясо и мясопродукты, молочные продукты, минеральные воды и другие безалкогольные напитки.
Увеличение объемов производства плодоовощной, мясной и молочной продукции, сбор и переработка дикоросов и лекарственных трав являются приоритетными задачами развития промышленности в горных территориях.
Основным конкурентным преимуществом горных территорий для развития этого направления промышленности является наличие значительного поголовья овец и скота. Потенциал продукции животноводства для развития мясо-, молокоперерабатывающей отрасли в горных территориях реализован не полностью. При создании соответствующих условий потенциал развития перерабатывающей промышленности значительно вырастет.
Создание условий для развития и поддержки малого бизнеса и предпринимательства, а также востребованность на муниципальном и республиканском рынках продуктов питания обусловливают необходимость организации в горах маломощных производств: хлебобулочной, кондитерской, сыродельной промышленности, консервирования, расфасовки лекарственных трав и другой продукции.
Конкурентными преимуществами являются наличие собственной сырьевой базы, экологичность, относительно низкая стоимость рабочей силы, высокий внутренний спрос.
Промышленный комплекс
Основным потенциальным направлением развития промышленности в горных территориях являются обувное, швейное, мебельное производства, производство стройматериалов, изделий народных промыслов и ювелирных изделий. Предпосылками для их развития являются как тенденции рынка, так и внутренние возможности муниципальных образований горной зоны.
Эти производства необходимо организовать и на простаивающих производственных площадях бывших филиалов промышленных предприятий во всех муниципальных районах и крупных поселениях.
Следует решить проблемы, сдерживающие развитие промышленности: низкий уровень финансовой грамотности населения, в том числе предпринимателей, недостаток долгосрочных инвестиционных вложений и оборотных средств, высокая доля теневой экономики.
Многие горные села имеют традиции производства продукции народных художественных промыслов, обладают человеческим потенциалом и отработанными каналами сбыта продукции, но при этом характерным является очень высокая доля теневого сектора.
Необходимо стимулировать легализацию производства и создание локальных производств, выпускающих качественную продукцию.
II. Приоритеты и цели государственной политики в сфере развития горных территорий
Ключевыми приоритетными направлениями Программы являются: улучшение социально-экономического положения горных территорий Республики Дагестан; повышение благосостояния и качества жизни населения горных территорий Республики Дагестан; обеспечение устойчивого экономического роста; создание условий для комфортного проживания в горных территориях республики.
Реализацию указанных приоритетов необходимо обеспечить путем проведения анализа текущего состояния экономики и социальной сферы горных территорий Республики Дагестан и определения экономического потенциала горных территорий республики в разрезе основных базовых экономических комплексов.
Целями Программы являются:
разработка комплекса мер и определение механизмов вовлечения имеющегося потенциала горных территорий в экономически активный оборот;
реализация мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие горных территорий;
оказание государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов, в основном в реальном секторе экономики;
стимулирование развития бизнеса в горных территориях республики;
увеличение налогооблагаемой базы;
сохранение численности населения и сокращение темпов миграционного оттока населения из населенных пунктов горной зоны республики.
III. Сроки и этапы реализации Программы
Реализацию Программы предусматривается осуществить в период с 2020 по 2024 год в один этап.
IV. Обоснование значений целевых индикаторов и показателей реализации Программы
Показатели предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации Программы
К показателям Программы отнесены:
объем производства продукции сельского хозяйства;
объем переработанной сельскохозяйственной продукции;
объем переработанной промышленной продукции;
объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования;
создание новых рабочих мест;
среднемесячная начисленная заработная плата населения горных территорий.
Перечень и значения целевых индикаторов и показателей по годам реализации Программы приведены в приложении N 1.
V. Ресурсное обеспечение, объемы и источники финансирования Программы
1. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
При распределении объемов финансирования по мероприятиям Программы реализованы следующие принципы:
концентрация ресурсов на экономически эффективных объектах, обеспечивающих максимальный рост производства в горных территориях, создание новых рабочих мест, увеличение объемов поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней;
поддержка экономически значимых направлений развития;
развитие механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов;
конкурсный отбор инвестиционных проектов с учетом экономической эффективности.
Расчет объемов предполагаемого финансирования по мероприятиям Программы произведен исходя из потребностей в финансовых средствах на период с 2020 по 2024 год для наиболее полного использования экономического потенциала горных территорий.
2. Объемы и источники финансирования мероприятий Программы
Финансирование мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан и внебюджетных источников. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования Программы, относятся: -
взносы участников реализации Программы, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики;
целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в реализации Программы;
кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации Программы (или ее отдельных мероприятий), и другие поступления.
Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет 1188,0 млн рублей, в том числе за счет:
республиканского бюджета Республики Дагестан - 500,0 млн рублей;
внебюджетных источников - 688,0 млн рублей.
Финансирование Программы по годам реализации планируется в следующих объемах:
за счет республиканского бюджета Республики Дагестан:
2020 год - 100,0 млн рублей;
2021 год - 100,0 млн рублей;
2022 год - 100,0 млн рублей;
2023 год - 100,0 млн рублей;
2024 год - 100,0 млн рублей.
за счет внебюджетных источников:
2020 год - 123,0 млн рублей;
2021 год - 133,0 млн рублей;
2022 год - 140,0 млн рублей;
2023 год - 144,0 млн рублей;
2024 год - 148,0 млн рублей.
Объемы финансирования за счет республиканского бюджета Республики Дагестан будут ежегодно предусматриваться при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан на очередной финансовый год.
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники финансирования могут ежегодно корректироваться на основе анализа полученных результатов, реальных возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан.
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы по годам приведены в приложении N 2.
VI. Меры государственного регулирования и управления рисками
При реализации Программы осуществляются меры, направленные на снижение последствий рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.
К рискам, которые могут оказать влияние на достижение целей Программы, относится неполное финансирование Программы.
Управление рисками будет осуществляться на основе:
систематического мониторинга реализации Программы, осуществления оперативных мер по предупреждению рисков и снижению негативного воздействия на развитие горных территорий;
подготовки и представления в Правительство Республики Дагестан доклада о ходе реализации Программы, в который будут включаться предложения о ее корректировке.
Кроме того, для достижения целей и задач Программы на региональном уровне могут применяться меры государственного регулирования.
Необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты Республики Дагестан будет определяться в процессе реализации Программы в соответствии с изменениями, принимаемыми на республиканском уровне.
VII. Перечень программных мероприятий и механизмов их реализации
Задачи развития горных территорий носят межотраслевой характер, охватывают весь комплекс проблем по реконструкции и модернизации существующих предприятий, обновлению основных фондов, новому строительству, размещению современных производств с инновационным оборудованием на местах, созданию значительного количества новых рабочих мест, вовлечению имеющегося потенциала в экономический оборот.
В Программе учтены факторы, обеспечивающие равномерное устойчивое развитие горных районов и поселений. Это разумное и эффективное землепользование в горах, достижение самообеспеченности и занятости населения горных районов путем развития предпринимательства, создание выгодных и безопасных условий для инвестирования капитала в горные территории Республики Дагестан.
В рамках Программы предусматривается выполнение следующих мероприятий социально-экономического развития:
единовременные выплаты жителям равнинной части Республики Дагестан, изъявившим желание осуществлять востребованную трудовую деятельность в горных территориях (ветеринар, агроном, зоотехник, механизатор сельского хозяйства);
субсидирование части затрат на строительство малогабаритных теплиц;
субсидирование части затрат на приобретение оборудования по производству пищевой продукции и напитков;
субсидирование части затрат на строительство логистических (оптово-распределительных) центров хранения продукции;
внесение в уставный капитал лизингодателя (ОАО "Дагагроснаб") средств для приобретения техники (в том числе малогабаритной), оборудования (в том числе маломощного) и транспортных средств производственного назначения;
субсидирование части затрат на создание и модернизацию предприятий по производству промышленной продукции;
субсидирование части затрат на покупку личными подсобными хозяйствами малогабаритной сельскохозяйственной техники;
учреждение и выделение гранта на проведение научно-исследовательской работы "Анализ социально-экономической ситуации горных территорий Республики Дагестан и определение их экономического потенциала в разрезе основных базовых экономических комплексов";
увеличение уставного капитала ОАО "Корпорация развития Дагестана" в целях реализации инвестиционных проектов в горных территориях;
повышение финансовой грамотности предпринимателей;
повышение квалификации муниципальных служащих сельских поселений.
1. Комплекс мер по реализации Программы
С целью наиболее полной реализации Программы предполагается осуществление комплекса мер, направленных на развитие ключевых отраслей горных территорий.
Основными мероприятиями экономического развития горных территорий республики являются прежде всего мероприятия по развитию агропромышленного комплекса: растениеводства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Также в целях наиболее эффективной реализации мероприятий Программы необходимо обеспечение квалифицированными кадрами предприятий, повышение финансовой грамотности предпринимателей и квалификации муниципальных служащих сельских поселений.
Развитие растениеводства
Для развития растениеводства в республике необходимы строительство малогабаритных теплиц, внедрение передовых технологий выращивания, сбора, хранения и реализации тепличных овощей, в том числе в межсезонный период, создание логистических комплексов с овощехранилищами и первичной переработкой. Развитие данных направлений позволит обеспечивать спрос населения на овощную продукцию в межсезонье, повысит конкурентоспособность местной продукции и, соответственно, ее
Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности
Пищевую и перерабатывающую промышленность предлагается развивать путем создания перерабатывающих производств, в том числе по первичной переработке, технического переоснащения действующих предприятий, малых мясоперерабатывающих производств и производств по глубокой переработке молока, производства сыров с различными добавками пряных трав, розливу питьевой и минеральной воды, производству хлебобулочных и кондитерских изделий, сбору и переработке дикорастущих плодов, ягод и лекарственных трав и т.д.
Механизация сельского хозяйства предусматривает покупку оборудования, техники, транспортных средств и других материальных ресурсов на лизинговой основе, компенсацию товаропроизводителям части затрат на приобретение оборудования, техники.
В целом реализация всех мероприятий предусматривает оказание государственной поддержки производителям за счет средств республиканского бюджета на субсидирование части затрат.
Развитие промышленного комплекса
Развитие промышленности в горных территориях имеет свои особенности, в том числе географические, исторические и территориальные. В горных территориях необходимо стимулировать и субсидировать развитие предприятий по производству промышленной продукции.
Для развития промышленного комплекса необходимо создание в горных районах максимального благоприятных условий для инвесторов, предоставление субсидий на компенсацию части затрат, поддержка малого и среднего бизнеса, содействие промышленным предприятиям в подготовке бизнес-планов, проектно-сметной документации.
VIII. Методика проведения оценки социально-экономической и экологической эффективности Программы, ожидаемых результатов реализации и их влияния на макроэкономическую ситуацию в республике
1. Описание социальных, экономических последствий реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет способствовать достижению следующих социально-экономических результатов:
наращивание экономического потенциала горных территорий;
повышение инвестиционной привлекательности муниципальных районов, входящих в горную зону;
вовлечение трудовых ресурсов в производственную деятельность;
создание основы для развития потенциальных направлений социально-экономического развития горных территорий;
обеспечение роста основных показателей социально-экономического развития горных территорий;
повышение уровня и качества жизни населения горных территорий;
наращивание собственной доходной базы муниципальных районов и сельских поселений, расположенных в горной зоне;
создание условий для динамичного роста доходов населения, проживающего в горных территориях;
создание условий для сокращения оттока населения из горных территорий.
В целом реализация Программы будет способствовать обеспечению социальной поддержки и занятости населения горных территорий, повышению благосостояния и качества жизни, сохранению и рациональному использованию природных ресурсов. Максимально будет задействован имеющийся потенциал развития горных территорий. Значительно улучшится инвестиционный климат республики, ее привлекательность для инвесторов и туристов.
2. Общая оценка вклада Программы в экономическое развитие горных территорий и Республики Дагестан в целом
Реализация Программы будет иметь решающее значение для сохранения населенных пунктов со всеми освоенными территориями и экономическим потенциалом горной зоны, численности населения и сокращения темпов миграционного оттока, обеспечит будущее устойчивое развитие не только горных территорий, но и всего Дагестана.
Программа позволит восстановить пришедшие в упадок отрасли и направления экономики, создать производства по переработке продукции животноводства, овощеводства, плодов, ягод и лекарственных растений.
Реализация Программы повысит мотивацию населения равнинной части республики к осуществлению востребованной трудовой деятельности в горных территориях в области сельского хозяйства, муниципальных служащих к наиболее эффективной реализации мероприятий Программы. Также мероприятия Программы направлены на повышение уровня финансовой грамотности предпринимателей.
Программа предусматривает капитализацию инвестиционных проектов по производству пищевой, промышленной продукции, характерных для мелкоконтурных земель и малоземельных территорий, будет способствовать формированию принципиально новых высокоэффективных, инновационных перерабатывающих производств, технически оснащенных хранилищ, холодильников.
Реализация Программы также позволит решить проблемы, связанные с перенаселением и избыточностью трудовых ресурсов равнинных районов и городских округов Республики Дагестан.
3. Организация управления Программой
Ответственным исполнителем Программы является Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан, которое осуществляет текущее управление реализацией Программы, ее нормативно-правовое и методическое обеспечение, координацию деятельности исполнителей.
Участниками Программы являются Администрация Главы и Правительства Республики Дагестан, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан, Министерство промышленности и энергетики Республики Дагестан, Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан, Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.
Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан:
утверждает ежегодные планы выполнения программных мероприятий;
с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, определяет состав ответственных исполнителей;
заключает государственные контракты (договоры) с исполнителями мероприятий, определенными на конкурсной основе;
координирует деятельность органов исполнительной власти Республики Дагестан по подготовке и реализации программных мероприятий;
в установленном порядке представляет отчеты о расходовании средств республиканского бюджета Республики Дагестан в Правительство Республики Дагестан.
Программа реализуется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан и привлекаемых для финансирования Программы внебюджетных средств.
Средства государственной поддержки предусматриваются на следующие направления:
единовременные выплаты жителям равнинной части Республики Дагестан, изъявившим желание осуществлять востребованную трудовую деятельность в горных территориях (ветеринар, агроном, зоотехник, механизатор сельского хозяйства);
субсидирование части затрат на строительство малогабаритных теплиц;
субсидирование части затрат на приобретение оборудования по производству пищевой продукции и напитков;
субсидирование части затрат на строительство логистических (оптово-распределительных) центров хранения продукции;
внесение в уставный капитал лизингодателя (ОАО "Дагагроснаб") средств для приобретения техники (в том числе малогабаритной), оборудования (в том числе маломощного) и транспортных средств производственного назначения;
субсидирование части затрат на создание и модернизацию предприятий по производству промышленной продукции;
субсидирование части затрат на покупку личными подсобными хозяйствами малогабаритной сельскохозяйственной техники;
учреждение и выделение гранта на проведение научно-исследовательской работы "Анализ социально-экономической ситуации горных территорий Республики Дагестан и определение их экономического потенциала в разрезе основных базовых экономических комплексов";
увеличение уставного капитала ОАО "Корпорация развития Дагестана" в целях реализации инвестиционных проектов в горных территориях;
повышение финансовой грамотности предпринимателей;
повышение квалификации муниципальных служащих сельских поселений.
Порядки выделения средств государственной поддержки на указанные цели разрабатываются Министерством экономики и территориального развития Республики Дагестан и утверждаются Правительством Республики Дагестан.
Программой предусмотрена государственная поддержка реализации инвестиционных проектов в горных территориях.
Для отбора инвестиционных проектов по различным мероприятиям Программы для реализации в очередном финансовом году ответственный исполнитель Программы образует и возглавляет соответствующую комиссию из представителей органов исполнительной власти Республики Дагестан - государственных заказчиков Программы.
Инициаторы инвестиционных проектов, реализуемых в горных территориях республики, представляют ответственному исполнителю Программы документы на конкурс инвестиционных проектов для отбора в целях финансирования в очередном финансовом году.
Положение о комиссии и Порядок выделения финансовых средств из республиканского бюджета Республики Дагестан (с указанием перечня документов, представляемых в составе заявки) разрабатываются Министерством экономики и территориального развития Республики Дагестан и утверждаются Правительством Республики Дагестан.
Отбор инвестиционных проектов для финансирования за счет республиканского бюджета Республики Дагестан будет осуществляться по определенным критериям, утверждаемым в Порядке финансирования мероприятий Программы.
При реализации Программы Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан может на договорной основе передавать соответствующим предприятиям, организациям и учреждениям выполнение следующих функций:
отбор на конкурсной основе исполнителей программных мероприятий;
сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий;
мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
организация независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
внедрение и обеспечение применения информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом программных мероприятий, систематическое информационное наполнение специализированного сайта по целевой программе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Система мониторинга и корректировки Программы
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан ежегодно уточняет показатели ее эффективности на соответствующий год, а в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе выполнения программных мероприятий.
Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан с участием Министерства финансов Республики Дагестан, государственных заказчиков, заинтересованных органов государственной власти Республики Дагестан организует экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы.
При этом обращается внимание на соблюдение сроков реализации программных мероприятий, целевое и эффективное использование средств, выделяемых на них, привлечение средств внебюджетных источников финансирования, конечные результаты Программы.
По итогам экспертизы программных мероприятий Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан с участием Министерства финансов Республики Дагестан готовит и вносит в Правительство Республики Дагестан предложения:
о корректировке целей и сроков реализации Программы, перечня программных мероприятий;
о целесообразности продолжения работ и финансирования мероприятий Программы или их прекращения;
об уточнении льгот или применении санкций к участникам реализации Программы.
Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан с участием Министерства финансов Республики Дагестан, государственных заказчиков Программы ежегодно до 1 марта готовит и представляет в Правительство Республики Дагестан доклад о ходе реализации Программы за отчетный год.
В целях повышения эффективности реализации мероприятий Программой предусмотрены ключевые показатели (приложение N 3).
Основные сведения о результатах реализации Программы, выполнении показателей, объемах финансовых ресурсов, затраченных на выполнение Программы, а также о результатах мониторинга реализации программных мероприятий публикуются в средствах массовой информации не реже двух раз в год.
------------------------------
* Прогноз динамики показателя "Создание рабочих мест" в рамках государственной программы "Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан" приведены в приложении N 4.
Приложение N 1
к государственной программе
Республики Дагестан
"Социально-экономическое
развитие горных территорий
Республики Дагестан"
Перечень
целевых индикаторов и показателей реализации государственной программы Республики Дагестан "Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан"
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
1. |
Объем производства продукции сельского хозяйства |
млн. руб. |
127,0 |
130,0 |
133,0 |
136,0 |
140,0 |
2. |
Объем переработанной сельскохозяйственной продукции |
млн руб. |
32,0 |
35,0 |
38,0 |
39,0 |
41,0 |
3. |
Объем переработанной промышленной продукции |
млн. руб. |
10,0 |
10,5 |
11,0 |
12,0 |
13,0 |
4. |
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования |
млн. руб. |
160,0 |
167,0 |
175,0 |
181,0 |
187,0 |
5. |
Число новых рабочих мест |
ед. |
201 |
207 |
213 |
219 |
225 |
6. |
Среднемесячная начисленная заработная плата |
руб. |
23418,0 |
25174,4 |
27062,5 |
29092,1 |
31361,3 |
Приложение N 2
к государственной программе
Республики Дагестан
"Социально-экономическое
развитие горных территорий
Республики Дагестан"
Объемы и источники
финансирования мероприятий государственной программы Республики Дагестан "Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан"
(тыс. руб.)
Направления и источники финансирования |
Всего |
В том числе по годам |
||||
|
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Объем средств на реализацию Программы - всего |
1188000,0 |
223000,0 |
233000,0 |
240000,0 |
244000,0 |
248000,0 |
в т.ч. средства республиканского бюджета Республики Дагестан |
500000,0 |
100000,0 |
100000,0 |
100000,0 |
100000,0 |
100000,0 |
внебюджетные источники |
688000,0 |
123000,0 |
133000,0 |
140000,0 |
144000,0 |
148000,0 |
в том числе по мероприятиям: |
|
|
|
|
|
|
1. Единовременные выплаты жителям равнинной части Республики Дагестан, изъявившим желание осуществлять востребованную трудовую деятельность в горных территориях (ветеринар, агроном, зоотехник, механизатор сельского хозяйства) |
75000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
в т.ч. средства республиканского бюджета Республики Дагестан |
75000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2. Внесение в уставный капитал лизингодателя (ОАО "Дагагроснаб") средств для приобретения техники (в т.ч. малогабаритной), оборудования (в т.ч. маломощного) и транспортных средств производственного назначения |
50000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
в т.ч. средства республиканского бюджета Республики Дагестан |
50000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
10000,0 |
внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3. Учреждение и выделение гранта на проведение научно-исследовательской работы "Анализ социально-экономической ситуации горных территорий Республики Дагестан и определение их экономического потенциала в разрезе основных базовых экономических комплексов" |
2000,0 |
2000,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
в т.ч. средства республиканского бюджета Республики Дагестан |
2000,0 |
2000,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
4. Увеличение уставного капитала ОАО "Корпорация развития Дагестана" в целях реализации инвестиционных проектов в горных территориях |
75000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
в т.ч. средства республиканского бюджета Республики Дагестан |
75000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
15000,0 |
внебюджетные источники |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
5. Субсидирование части затрат на строительство малогабаритных теплиц |
168000,0 |
31000,0 |
32000,0 |
34000,0 |
35000,0 |
36000,0 |
в т.ч. средства республиканского бюджета Республики Дагестан |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
внебюджетные источники |
168000,0 |
31000,0 |
32000,0 |
34000,0 |
35000,0 |
36000,0 |
6. Субсидирование части затрат на приобретение оборудования по производству пищевой продукции и напитков |
160000,0 |
30000,0 |
31000,0 |
32000,0 |
33000,0 |
34000,0 |
в т.ч. средства республиканского бюджета Республики Дагестан |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
внебюджетные источники |
160000,0 |
30000,0 |
31000,0 |
32000,0 |
33000,0 |
34000,0 |
7. Субсидирование части затрат на строительство логистических (оптово-распределительных) центров хранения продукции |
162000,0 |
29000,0 |
31000,0 |
33000,0 |
34000,0 |
35000,0 |
в т.ч. средства республиканского бюджета Республики Дагестан |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
внебюджетные источники |
162000,0 |
29000,0 |
31000,0 |
33000,0 |
34000,0 |
35000,0 |
8. Субсидирование части затрат на создание и модернизацию предприятий по производству промышленной продукции |
148000,0 |
27000,0 |
28000,0 |
30000,0 |
31000,0 |
32000,0 |
в т.ч. средства республиканского бюджета Республики Дагестан |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
внебюджетные источники |
148000,0 |
27000,0 |
28000,0 |
30000,0 |
31000,0 |
. 32000,0 |
9. Субсидирование части затрат на покупку личными подсобными хозяйствами малогабаритной сельскохозяйственной техники |
50000,0 |
6000,0 |
11000,0 |
11000,0 |
11000,0 |
11000,0 |
в т.ч. средства республиканского бюджета Республики Дагестан |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
внебюджетные источники |
50000,0 |
6000,0 |
11000,0 |
11000,0 |
11000,0 |
11000,0 |
Средства республиканского бюджета Республики Дагестан на реализацию мероприятий госпрограммы, предоставляемые на конкурсной основе (пункты 5-9) |
298000,0 |
58000,0 |
60000,0 |
60000,0 |
60000,0 |
60000,0 |
Приложение N 3
к государственной программе
Республики Дагестан
"Социально-экономическое
развитие горных территорий
Республики Дагестан"
Ключевые показатели
эффективности мероприятий государственной программы Республики Дагестан "Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Наименование индикатора - ключевого показателя эффективности мероприятия (КПЭ), единица измерения |
Значения показателей по годам |
||||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Единовременные выплаты жителям равнинной части Республики Дагестан, изъявившим желание осуществлять востребованную трудовую деятельность в горных территориях (ветеринар, агроном, зоотехник, механизатор сельского хозяйства) |
количество специалистов получивших данную выплату (чел.) |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
2. |
Субсидирование части затрат на строительство малогабаритных теплиц |
производство овощей закрытого грунта (тонн) |
650,0 |
675,0 |
725,0 |
750,0 |
775,0 |
площадь введенных в эксплуатацию тепличных комплексов (га) |
2,6 |
2,7 |
2,9 |
3,0 |
3,1 |
||
объем инвестиций в строительство малогабаритных теплиц (млн руб.) |
31,0 |
32,0 |
34,0 |
35,0 |
36,0 |
||
3. |
Субсидирование части затрат на приобретение оборудования по производству пищевой продукции и напитков |
объем производства пищевой продукции и напитков (тонн) |
480,0 |
520,0 |
560,0 |
580,0 |
600,0 |
количество реализованных проектов (ед.) |
5 |
6 |
7 |
7 |
7 |
||
объем инвестиций на реализацию инвестиционных проектов по производству пищевой продукции и напитков (млн руб.) |
30,0 |
31,0 |
32,0 |
33,0 |
34,0 |
||
4. |
Субсидирование части затрат на строительство логистических (оптово-распределительных) центров хранения продукции |
мощности хранения сельскохозяйственной продукции (тонн) |
540.0 |
570.0 |
610,0 |
630.0 |
650.0 |
объем инвестиций в строительство логистических (оптово-распределительных) центров хранения, предпродажной подготовки и реализации продукции (млн руб.) |
29.0 |
31.0 |
33,0 |
34.0 |
35.0 |
||
5. |
Внесение в уставный капитал лизингодателя (ОАО "Дагагроснаб") средств для приобретения техники (в т.ч. малогабаритной), оборудования (в т.ч. маломощного) и транспортных средств производственного назначения |
объем средств, направленных на приобретение техники, оборудования (млн руб.) |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
10,0 |
6. |
Субсидирование части затрат на создание и модернизацию предприятий по производству промышленной продукции |
объем производства промышленной продукции (млн руб.) |
10,0 |
10,5 |
11,0 |
12,0 |
13,0 |
объем инвестиций на создание и модернизацию предприятий по производству промышленной продукции (млн руб.) |
27,0 |
28,0 |
30,0 |
31,0 |
32,0 |
||
7. |
Субсидирование части затрат на покупку личными подсобными хозяйствами малогабаритной сельскохозяйственной техники |
объем средств, направленных на приобретение малогабаритной сельскохозяйственной техники (млн руб.) |
6,0 |
11,0 |
11,0 |
11,0 |
11,0 |
8. |
Увеличение уставного капитала ОАО "Корпорация развития Дагестана" в целях реализации инвестиционных проектов в горных территориях |
объем средств, направленных на реализацию инвестиционных проектов (млн руб.) |
33,0 |
35,0 |
36,0 |
38,0 |
40,0 |
9. |
Учреждение и выделение гранта на проведение научно-исследовательской работы "Анализ социально-экономической ситуации горных территорий Республики Дагестан и определение их экономического потенциала в разрезе основных базовых экономических комплексов" |
наличие обоснованных предложений по эффективному социально-экономическому развитию горных территорий |
да |
|
|
|
|
Приложение N 4
к государственной программе
Республики Дагестан
"Социально-экономическое
развитие горных территорий
Республики Дагестан"
Прогноз
динамики показателя "Создание рабочих мест" в рамках государственной программы Республики Дагестан "Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан"
N |
Наименование мероприятия/ отрасль экономики |
Наименование организации, инвестиционного проекта, хозяйствующего субъекта |
общее количество вновь созданных рабочих мест |
2020 |
2021 |
|||||||
в том числе высокопроизводительных рабочих мест |
постоянных |
из графы 5: |
общее |
в том числе высокопроизводительных рабочих мест |
постоянных |
из графы 10: |
||||||
сезонных |
временных (использованных при строительстве, реконструкции объектов) |
количество вновь созданных рабочих мест |
сезонных |
временных (использованных при строительстве, реконструкции объектов) |
||||||||
1 |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. |
Субсидирование части затрат на приобретение оборудования по производству / пищевой продукции и напитков |
отбор проектов будет осуществлен после проведения конкурсных процедур |
35 |
|
35 |
|
|
36 |
|
36 |
|
|
2. |
Субсидирование части затрат на строительство логистических (оптово-распределительных) центров хранения продукции |
отбор проектов будет осуществлен после проведения конкурсных процедур |
35 |
|
35 |
|
|
36 |
|
36 |
|
|
3. |
Субсидирование части затрат на строительство малогабаритных теплиц |
отбор проектов будет осуществлен после проведения конкурсных процедур |
35 |
|
35 |
|
|
36 |
|
36 |
|
|
4. |
Субсидирование части затрат на создание и модернизацию предприятий по производству и модернизацию промышленной продукции |
отбор проектов будет осуществлен после проведения конкурсных процедур |
33 |
|
33 |
|
|
34 |
|
34 |
|
|
5. |
Увеличение уставного капитала ОАО "Корпорация развития Дагестана" в целях реализации инвестиционных проектов в горных территориях |
отбор проектов будет осуществлен после проведения конкурсных процедур |
38 |
|
38 |
|
|
39 |
|
39 |
|
|
6. |
Внесение в уставный капитал лизингодателя (ОАО "Дагагроснаб") средств для приобретения техники (в т.ч. малогабаритной), оборудования (в т.ч. маломощного) и транспортных средств производственного назначения |
|
25 |
|
25 |
|
|
26 |
|
26 |
|
|
N |
Наименование мероприятия/отрасль экономики |
2022 |
|
|
2023 |
2024 |
||||||||||
общее количество вновь созданных рабочих мест |
в том числе высокопроизводительных рабочих мест |
постоянных |
из графы 15: |
общее количество вновь созданных рабочих мест |
в том числе высокопроизводительных рабочих мест |
|
из графы 20: |
общее количество вновь созданных рабочих мест |
в том числе высокопроизводительных рабочих мест |
|
из графы 25: |
|||||
сезонных |
временных (использованных при строительстве, реконструкции объектов) |
постоянных |
сезонных |
временных (использованных при строительстве, реконструкции объектов) |
постоянных |
сезонных |
временных (использованных при строительстве, реконструкции объектов) |
|||||||||
1 |
2 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
1. |
Субсидирование части затрат на приобретение оборудования по производству пищевой продукции и напитков |
37 |
|
37 |
|
|
38 |
|
38 |
|
|
39 |
|
39 |
|
|
2. |
Субсидирование части затрат на строительство логистических (оптово-распределительных) центров хранения продукции |
37 |
|
37 |
|
|
38 |
|
38 |
|
|
39 |
|
39 |
|
|
3. |
Субсидирование части затрат на строительство малогабаритных теплиц |
37 |
|
37 |
|
|
38 |
|
38 |
|
|
39 |
|
39 |
|
|
4. |
Субсидирование части затрат на создание и модернизацию предприятий по производству промышленной продукции |
35 |
|
35 |
|
|
36 |
|
36 |
|
|
37 |
|
37 |
|
|
5. |
Увеличение уставного капитала ОАО "Корпорация развития Дагестана" в целях реализации инвестиционных проектов в горных территориях |
40 |
|
40 |
|
|
41 |
|
41 |
|
|
42 |
|
42 |
|
|
6. |
Внесение в уставный капитал лизингодателя (ОАО "Дагагроснаб") средств для приобретения техники (в т.ч. малогабаритной), оборудования(в т.ч. маломощного) и транспортных средств производственного назначения |
27 |
|
27 |
|
|
28 |
|
28 |
|
|
29 |
|
29 |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На период 2020 - 2024 годы принята госпрограмма Республики Дагестан по социально-экономическому развитию горных территорий.
Программа направлена на улучшение социально-экономического положения горных территорий республики, на повышение благосостояния и качества жизни населения, на обеспечение устойчивого экономического роста горных территорий.
В результате реализации мероприятий Программы, в частности, ожидается повышение инвестиционной привлекательности муниципальных районов, входящих в горную зону, создание основы для развития потенциальных направлений социально-экономического развития горных территорий, создание условий для динамичного роста доходов населения, там проживающего.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 18 февраля 2020 г. N 21 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Социально-экономическое развитие горных территорий Республики Дагестан" и внесении изменения в Перечень государственных программ Республики Дагестан"
Вступает в силу с 18 февраля 2020 г.
Опубликование:
Интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru) 26 февраля 2020 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 26 февраля 2020 г.
портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" (http://pravo.minjust.ru) 31 марта 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Дагестан от 28 июня 2024 г. N 191
Изменения вступают в силу с 28 июня 2024 г.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 25 декабря 2023 г. N 522
Изменения вступают в силу с 25 декабря 2023 г.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 24 октября 2023 г. N 420
Изменения вступают в силу с 1 января 2024 г.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 10 октября 2023 г. N 398
Изменения вступают в силу с 10 октября 2023 г.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 24 ноября 2022 г. N 397
Изменения вступают в силу с 24 ноября 2022 г.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 7 июня 2021 г. N 132
Изменения вступают в силу с 7 июня 2021 г.
Постановление Правительства Республики Дагестан от 29 января 2021 г. N 10
Изменения вступают в силу с 29 января 2021 г.