Постановление Верховного Суда РФ от 5 февраля 2020 г. N 86-АД20-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Гусь-Хрустальная городская больница" Добрыниной Ольги Геннадьевны на вступившие в законную силу постановление судьи Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 29 апреля 2019 г., решение судьи Владимирского областного суда от 27 июня 2019 г. и постановление заместителя председателя Владимирского областного суда от 4 сентября 2019 г., вынесенные в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Гусь-Хрустальная городская больница" (далее - ГБУЗ Владимирской области "Гусь-Хрустальная городская больница", учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 29 апреля 2019 г., оставленным без изменения решением судьи Владимирского областного суда от 27 июня 2019 г. и постановлением заместителя председателя Владимирского областного суда от 4 сентября 2019 г., ГБУЗ Владимирской области "Гусь-Хрустальная городская больница" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Постановлением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2019 г. указанные акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, главный врач ГБУЗ Владимирской области "Гусь-Хрустальная городская больница" Добрынина О.Г. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении учреждения по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).
В соответствии с пунктом 6 указанного Положения под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом, в частности, требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 5 указанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании, в том числе возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
В силу подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 923н утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия" (далее также Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия").
В силу пункта 8 данного Порядка при наличии медицинских показаний для лечения пациента врачом-специалистом по профилю его заболевания врач-терапевт участковый, врач-терапевт участковый цехового врачебного участка, врач общей практики (семейный врач) осуществляет наблюдение за клиническим состоянием пациента, его лечение в соответствии с рекомендациями врача-специалиста по профилю заболевания.
Пунктом 6 названного Порядка установлено, что организация первичной медико-санитарной помощи осуществляется по территориально-участковому принципу в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению".
Согласно подпункту "а" пункта 4 этого Положения первичная медико-санитарная помощь в медицинских организациях может оказываться населению в качестве бесплатной - в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом в силу пункта 11 приложения N 1 к указанному Положению ("Правила организации деятельности поликлиники") основными задачами поликлиники являются организация дополнительной бесплатной медицинской помощи, в том числе необходимыми лекарственными средствами, отдельным категориям граждан.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. N 1506 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Данной программой предусмотрено за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Частью 2 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
В соответствии с пунктом 9 Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 15 февраля 2012 г. N 147 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении", в целях своевременного обеспечения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, учреждения здравоохранения в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов субсидий на иные цели на обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению осуществляют в установленном законодательством порядке подготовку документов, необходимых для осуществления закупок, и направляют их уполномоченному органу Владимирской области, осуществляющему полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обеспечивают своевременное заключение гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по итогам закупок, а также контроль за их исполнением.
Из материалов дела следует, что ГБУЗ Владимирской области "Гусь-Хрустальная городская больница" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от 1 февраля 2019 г. N ЛО-33-01-002757, выданной Департаментом здравоохранения администрации Владимирской области бессрочно.
Т., являющийся инвалидом I группы, наблюдающийся в ГБУЗ Владимирской области "Гусь-Хрустальная городская больница" по поводу злокачественного образования простаты и обеспечивающийся данным учреждением препаратом "Абиратерон", 13 декабря 2018 г. представил в учреждение заключение врачебной комиссии ГБУЗ Владимирской области "Областной клинический онкологический диспансер" об изменении схемы лечения с назначением лекарственного препарата "Энзалутамид".
Данный лекарственный препарат включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. N 2738-р.
По состоянию на март - май 2019 года Т. не был обеспечен учреждением указанным жизненно необходимым лекарственным препаратом.
Данное нарушение требований подпункта "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, повлекшее возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью Т. выразившееся в неоказании ему медицинской помощи в соответствии с пунктами 6, 8 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия" (необеспечение жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратом), не позволяет осуществлять должное лечение указанного лица в соответствии с рекомендациями врача-специалиста по профилю заболевания, устранение и облегчение проявлений его заболевания, улучшение здоровья и качество жизни.
4 марта 2019 г. по данному факту должностным лицом Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзора) во Владимирской области в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи городского суда, с выводами которого согласились вышестоящие судебные инстанции, учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 213), обращением Т. (л.д. 18), ответом главного врача ГБУЗ Владимирской области "Гусь-Хрустальная городская больница" Добрыниной О.Г. на запрос территориального органа Росздравнадзора по Владимирской области (л.д. 21), ответом заместителя директора Департамента здравоохранения администрации Владимирской области на обращение Т. (л.д. 23-24), сообщением главного врача ГБУЗ Владимирской области "Гусь-Хрустальная городская больница" Добрыниной О.Г. в Департамент здравоохранения администрация Владимирской области (л.д. 25), выпиской из единого реестра лицензий Росздравнадзора (л.д. 70-42), материалами Территориального органа Росздравнадзора по Владимирской области по обращению Т. (л.д. 84-103) и иными доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учреждением не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Деяние учреждения квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и лицензионного законодательства.
Довод жалобы о необоснованности привлечения учреждения к административной ответственности нельзя признать состоятельным.
Из анализа приведенных выше норм следует, что необеспечение Т. имеющего право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, является несоблюдением Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия", повлекшим возникновение угрозы причинения вреда его жизни и здоровью, что в силу подпункта "а" пункта 5 и пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности является грубым нарушением лицензионных требований и влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых судебных актах.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу судебных актов не является.
Порядок и срок давности привлечения учреждения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Гусь-Хрустального городского суда Владимирской области от 29 апреля 2019 г., решение судьи Владимирского областного суда от 27 июня 2019 г. и постановление заместителя председателя Владимирского областного суда от 4 сентября 2019 г., вынесенные в отношении ГБУЗ Владимирской области "Гусь-Хрустальная городская больница" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу главного врача ГБУЗ Владимирской области "Гусь-Хрустальная городская больница" Добрыниной О.Г. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Онкодиспансер не обеспечил пациента - инвалида I группы препаратом из перечня ЖНВЛП, который назначила врачебная комиссия. Верховный Суд РФ подтвердил законность штрафа, наложенного на диспансер.
Диспансер грубо нарушил лицензионные требования. Положение о лицензировании меддеятельности относит к грубым нарушениям такие, которые повлекли угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан. К ним относятся в том числе несоблюдение порядков оказания медпомощи. Диспансер нарушил Порядок оказания медпомощи взрослому населению по профилю "терапия". В нем предусмотрена обязанность медучреждения бесплатно обеспечивать пациентов назначенными препаратами.
Постановление Верховного Суда РФ от 5 февраля 2020 г. N 86-АД20-1
Текст постановления опубликован не был