Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1
1.1. Анализ текущего состояния подконтрольной среды
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, соответствующего муниципального образования, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору) со стороны контрольного органа, составила за шесть месяцев 2019 года 7 331 259.
За первое полугодие 2019 г. территориальными органами Роструда в порядке реализации представленных полномочий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей было проведено 66 756 проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, что на 5,4% меньше, чем за аналогичный период 2018 года.
Количество проведенных за первое полугодие 2017-2019 года государственными инспекциями труда проверок соблюдения трудового законодательства (тыс.)
При этом количество проверок, проведенных во внеплановом порядке, - 61 221, что на 6,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, в том числе:
- по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки, - 5 423 (что составляет 8,1% от общего количества проведенных проверок);
- по заявлениям (обращениям) граждан (на них приходится наибольшее количество проверок) всего - 153 643 (что составляет 80,3% от общего количества проведенных проверок);
- на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданных в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, - 1640 (что составляет 2,4% от общего количества проведенных проверок);
- на основании приказов (распоряжений) руководителя государственной инспекции труда, изданных в соответствии с требованием органов прокуратуры, - 515 (что составляет 0,7% от общего количества проведенных проверок).
За первое полугодие 2019 году наибольший удельный вес в общем количестве проведенных проверок приходится на организации, осуществляющие деятельность в сфере:
- оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 15,8%;
- строительства - 9,5%;
- обрабатывающего производства - 8,5%;
- образования - 6,3%;
- транспорта - 5,4%;
- предоставления прочих коммунальных, социальных услуг - 5,7%;
- здравоохранения и предоставления социальных услуг - 6,7%;
- добычи полезных ископаемых - 2,3%;
- других видов экономической деятельности - 35,5%.
Проведено проверок по видам экономической деятельности, в %
Из общего количества проведенных проверок 5 521 проверок или 8,2% от общего количества проведенных проверок было проведено в плановом порядке, все остальные проверки проводились во внеплановом порядке и составляют 91,7% от общего количества проведенных проверок.
Рост внеплановых проверок связан с активностью граждан по защите своих трудовых прав, изменением уровня информационной открытости деятельности федеральной инспекции труда, появлением и развитием электронных сервисов, введением новых законодательных и нормативных правовых актов, касающихся трудовых отношений, обменом информацией с органами исполнительной власти.
Количество проведенных государственными инспекциями труда плановых и внеплановых проверок
(в % от общего количества проведенных проверок)
В целях устранения нарушений трудового законодательства, выявленных территориальными органами Роструда в ходе проведённых в первом полугодии 2019 года проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в ходе проводимых в установленном порядке расследований обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве, работодателям было выдано более 36,0 тыс. обязательных для исполнения предписаний, что составило 93,1% от показателя аналогичного периода 2018 года.
Удельный вес устранённых нарушений в общем количестве выявленных нарушений по вопросам соблюдения трудовых прав работников составил 75,9%.
По результатам проведенных надзорных мероприятий в связи с не прохождением в установленном порядке и в установленные сроки обучения, инструктажа по требованию госинспекторов труда были отстранены от работы 625 работников, что в 2,4 раза меньше, чем в 2018 году.
В первом полугодии 2019 года по сравнению с 2018 годом произошло увеличение на 8,1% количества случаев привлечения к административной ответственности в виде штрафа лиц, виновных в допущенных нарушениях трудового законодательства.
При этом необходимо отметить, что произошел рост привлечения к административной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях трудового законодательства, в виде предупреждения.
Так за первое полугодие 2019 года государственными инспекторами труда по результатам проведенных проверок были приняты решения о наложении административных наказаний в виде предупреждений на 21 158 виновных лиц, включая субъекты малого предпринимательства - 3034, что составляет 14,3% от общего количества вынесенных предупреждений.
За первое полугодие 2019 года государственными инспекторами труда по результатам проведенных проверок и расследований несчастных случаев на производстве были приняты решения о наложении административных наказаний в виде штрафа на 66 443 виновных лица, включая:
35,9 тыс. должностных лиц (54,1%);
4,3 тыс. индивидуальных предпринимателей (6,4%);
26 тыс. юридических лиц (39,2%);
12 на гражданина (0,01%).
Общая сумма наложенных административных штрафов составила 1 547,8 млн. рублей, что на 242,6 млн. рублей (или на 13,5%) меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
В доход федерального бюджета было перечислено 1 537 млн. рублей в виде штрафов, что на 10,2% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Суммы наложенных и взысканных штрафов, млн рублей
По результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении, оформленных должностными лицами федеральной инспекции труда, судами были приняты решения о привлечении к административной ответственности 2843 должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, включая дисквалификацию 12 виновных должностных лиц за нарушения трудового законодательства, государственных нормативных требований охраны труда допустивших повторно аналогичные нарушения требований трудового законодательства
Количество протоколов о привлечении к административной ответственности лиц и вынесенных по ним решений судебных органов
В первом полугодии 2019 года относительный показатель уровня принятых судебных решений о дисквалификации должностных лиц составил более 2,42% от общего количества направленных в суд протоколов о дисквалификации должностных лиц.
При этом относительный показатель уровня вынесенных судебных решений составил 49,2% от общего количества направленных в суд протоколов об административных правонарушениях.
Общее количество выявленных в первом полугодии 2019 года нарушений составило 78,9% от количества нарушений, выявленных за аналогичный период 2018 года.
Общее количество нарушений трудового законодательства, выявленных в ходе проведенных с начала 2019 года надзорных мероприятий, составило 173423 нарушения.
Анализ выявленных нарушений требований трудового законодательства за истекший период позволяет сделать вывод о том, что наиболее часто нарушения допускаются работодателями по вопросам:
- оплаты и нормирования труда - 34098 нарушений (19,6% от общего количества выявленных нарушений);
- расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве - 3259 нарушений (1,8% от общего количества выявленных нарушений);
- трудового договора - 15830 нарушений (9,1% от общего количества выявленных нарушений);
- обучения и инструктирования работников по охране труда - 14704 нарушения (8,4% от общего количества выявленных нарушений);
- обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты - 9860 нарушений (5,6% от общего количества выявленных нарушений);
- проведения медицинских осмотров работников - 10885 нарушений (6,2% от общего количества выявленных нарушений);
- рабочего времени и времени отдыха - 6918 нарушений (3,9% от общего количества выявленных нарушений);
- соблюдения установленного порядка проведения оценки условий труда на рабочих местах - 7771 нарушение (4,4% от общего количества выявленных нарушений);
- нарушения по другим вопросам - 46725 нарушений (27% от общего количества выявленных нарушений).
1.2. Описание текущего уровня развития профилактической деятельности Федеральной службы по труду и занятости
Одной из важнейших задач государственных инспекторов труда остается содействие улучшению условий труда, информационной обеспеченности работников и работодателей, применение "культуры профилактики" на предприятиях.
В рамках организованной Рострудом профилактической работы в первом полугодии 2019 года проведено 7556 консультаций и мероприятий для подконтрольных субъектов по разъяснению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в формате семинаров, инструктажей, тематических конференций, "горячих линий".
Также за указанный период территориальными органами Роструда было выдано свыше 14135 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований трудового законодательства, что в 7,4 раз больше чем за аналогичный период 2018 года.
В первой половине 2019 года Рострудом осуществлялся сбор, обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев, в том числе в целях выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций, а также оценки информации для обеспечения внесения изменений или признания утратившими силу (отмены):
а) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека;
б) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в случаях, предусмотренных федеральными законами;
в) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в случаях, предусмотренных актами Президента Российской Федерации;
г) нормативных правовых актов Российской Федерации в случаях, предусмотренных ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, иными программными документами, поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период и программами социально-экономического развития государства;
д) нормативных правовых актов Российской Федерации в целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов;
е) нормативных правовых актов Российской Федерации в целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы.
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
- совершенствование правовой системы Российской Федерации в сфере труда и расследования несчастных случаев;
- обеспечение единства практики применения Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами в субъектах Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации 1;
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Роструда путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
- снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований в сфере труда и расследования несчастных случаев;
- повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства или оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований в сфере труда и расследования несчастных случаев;
- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций и противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы.
Вместе с тем обеспечивается подготовка ежеквартальной информации о классификации причин возникновения типовых нарушений обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, также размещенной на официальном сайте Роструда.
Кроме того, в целях профилактики нарушений обязательных требований, а также реализации пункта 1 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Рострудом обеспечено размещение на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.
В то же время предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации полномочия федеральной инспекции труда не являются достаточными, что не позволяет в полной мере реализовать поставленные перед ней задачи и требует совершенствования механизма осуществления контрольно-надзорных мероприятий и возможности разработки и внедрения дополнительных государственных гарантий.
Территориальными органами Роструда ежеквартально проводятся совещания, посвященные итогам проверок. В рамках этой работы обобщаются выявленные нарушения, выявляются нарушения высокой степени опасности и готовятся соответствующие методические рекомендации и разъяснения для бизнеса, об организации работы подконтрольных субъектов, во избежание нарушений в будущем.
В соответствии с утвержденным планом-графиком в 82 государственных инспекциях труда в субъектах Российской Федерации в установленные сроки проводятся публичные обсуждения результатов правоприменительной практики трудового законодательства.
В первом полугодии 2019 года в публичных мероприятиях приняло участие более 11600 человек (представителей подконтрольных субъектов, предпринимательского сообщества, профсоюзных организаций).
В ходе публичных обсуждений результатов правоприменительной практики трудового законодательства с презентацией докладов по правоприменительной практике заслушаны выступления подконтрольных лиц и представителей общественных объединений предпринимателей, а также даны ответы на 1052 вопроса, полученных из зала и в электронном виде.
При проведении публичных обсуждений и по результатам проведенного анкетирования от представителей предпринимательского сообщества поступило 52 предложения по пересмотру и актуализации обязательных требований и совершенствованию трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Указанные предложения по пересмотру и актуализации обязательных требований и совершенствованию трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, были учтены Рострудом в том числе при подготовке доклада с обзором анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев в целях выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
По итогам мероприятий участники заполнили 5403 анкеты, позволяющие оценить эффективность и полезность состоявшихся мероприятий, а также оставить предложения по дальнейшему совершенствованию практики проведения публичных обсуждений.
По результатам проведенного анкетирования участниками публичных слушаний были высказаны предложения по совершенствованию следующих институтов трудового права: проведение медицинских осмотров (психиатрических обследований), организация обучения и инструктажей в области охраны труда и оформление трудовых отношений, применение риск-ориентированного подхода и проверочных листов в ходе контрольно-надзорных мероприятий.
Один из основных инструментов профилактической деятельности Роструда - система электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф".
Создание и развитие системы электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф" (далее - Система, Онлайнинспекция.рф) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Концепцией повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015-2020 гг.), утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 года N 1028-р (далее - Концепция).
Система обеспечивает пользователей - работников и работодателей - постоянным и удобным каналом для направления обращений в государственные инспекции труда в целях защиты трудовых прав и законных интересов; создаёт условия для формирования в хозяйствующих субъектах системы внутреннего контроля за соблюдением законодательства о труде; обеспечивает доступность и понятность требований трудового законодательства, разъяснений и инструкций по исполнению данных требований.
В 2019 году продолжились работы по развитию Системы, проводятся работы по развитию программного модуля сервиса "Перечень требований трудового законодательства", создаётся программный модуль сервиса "Электронная проверка", ведётся развитие программного модуля сервиса "Личные кабинеты работников и работодателей".
Реализация указанных мероприятий обеспечит пользователей Системы дополнительными инструментами взаимодействия.
Доработка программного модуля сервиса "Перечень требований трудового законодательства" обеспечит администраторов Системы возможностью размещать в статьях требований трудового законодательства сведения о возможных нарушениях, характере таких нарушений и возможном источнике, а пользователей Системы - доступом к указанной информации.
Программный модуль "Электронная проверка" обеспечит пользователям получение, отображение и возможность скачивания электронных документов, задействованных в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий государственной инспекцией труда.
Развитие программного модуля сервиса "Личные кабинеты работников и работодателей" расширяет функционал личных кабинетов, доступных пользователям Системы. После реализации данной доработки работодателям, зарегистрированным в Системе, будет доступна информация о присвоенных организации категории риска, в т.ч. наименование категории, числовое значение показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, наименование и числовые значения показателей, на основании которых произведен расчет показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Также в 2019 году увеличились основные показатели Системы.
На 1 ноября 2019 года количество посещений Системы выросло до 11,7 млн, отмечены 5,51 млн посетителей, зарегистрировано 40,4 млн просмотров страниц.
Самыми востребованными у пользователей сервисами Системы остаются сервисы "Сообщить о проблеме", "Дежурный инспектор" и "Электронный инспектор".
Сервис "Сообщить о проблеме": по состоянию на 1 ноября 2019 года поступило 298,99 тыс. обращений (ГИТами подготовлено ответов - 288,96 тыс.), из них в 2019 году - 41,31 тыс. обращений (ГИТами подготовлено ответов - 37,76 тыс.).
Из общего количества обращений:
Тема обращения |
Количество обращений |
Задержки выплаты заработной платы |
87830 |
Не выплачен расчет при увольнении |
65783 |
Иное нарушение трудовых прав |
48602 |
Незаконные увольнения |
22153 |
Не выдали трудовую книжку |
12450 |
Произведены удержания из заработной платы |
11503 |
Работодателем изменены условия трудового договора |
8004 |
Не заключен трудовой договор в письменной форме |
6426 |
Не выплачено пособие по уходу за ребенком |
4971 |
Не оплачены листы нетрудоспособности |
4858 |
Сервис "Дежурный инспектор": за время работы сервиса гражданам предоставлено свыше 92,2 тыс. консультаций, из них в 2019 году - 10,1 тыс. консультаций.
Сервис "Электронный инспектор": на 1 ноября 2019 года сервисом за всё время функционирования проведено 529,78 тыс. самопроверок, в ходе которых было выявлено более 362,2 тыс. нарушений, из общего количества самопроверок проведено в 2019 году 69,59 тыс. самопроверок, в ходе которых выявлено 45,11 тыс. нарушений.
На портале Роструда "Онлайнинспекция.рф" введен в эксплуатацию специализированный комплекс сервисов для правовой поддержки граждан предпенсионного возраста. В разделе представлены памятки, разъясняющие права и обязанности граждан предпенсионного возраста в сфере труда и занятости, а также инструкции, охватывающие наиболее распространенные проблемные ситуации, в которые может попасть человек предпенсионного возраста. Также есть возможность ознакомиться с базовым перечнем требований законодательства в сфере труда и занятости в отношении данной категории граждан. Кроме того, можно направить обращение в территориальный орган Роструда в регионе, воспользовавшись сервисом "Сообщить о проблеме", или получить юридическую консультацию по вопросам трудового законодательства в течение трех рабочих дней, обратившись к сервису "Дежурный инспектор" (с момента запуска к комплексу сервисов для предпенсионеров обратилось 8,7 тыс. посетителей).
1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Анализ показателей, характеризующих состояние подконтрольной среды в области трудовых отношений, свидетельствует, что причинами и условиями сохраняющейся массовости нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на протяжении последних лет являются:
неудовлетворительное экономическое, финансовое и технологическое состояние большого числа хозяйствующих субъектов, низкий уровень производительности труда и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
сокращение финансирования и материально-технического обеспечения мер по безопасности производства и охране труда;
несоответствие локальных актов, принимаемых работодателем, трудовому законодательству (отсутствие в трудовых договорах работников обязательных условий: условия оплаты труда, режима труда и отдыха, даты начала работы, характеристик условий труда);
ненадлежащее осуществление внутриведомственного и регионального контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также самих работодателей на предприятиях и в организациях.
Кроме того, проанализировав контрольно-надзорную деятельность Роструда и его территориальных органов можно сделать вывод, что одной из основных причин нарушения трудового законодательства является правовая неграмотность как работодателя, так и работников.
В этой связи основная направленность профилактической работы должна быть связана с повышением информированности населения в области защиты трудовых прав и соблюдения норм трудового законодательства.
Для решения данной проблемы необходим переход от стратегии санкций к стратегии информирования подконтрольных субъектов и профилактики нарушений трудового законодательства, в том числе с помощью разработанной Рострудом системы электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф", организации консультирования по разъяснению обязательных требований и проведения публичных обсуждений правоприменительной практики Роструда.
Таким образом, в ходе анализа профилактической работы можно выделить следующие зоны, требующие особого внимания:
повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
адаптация форм информирования подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований для эффективного восприятия подконтрольными субъектами;
формирование понимания обязательных требований у подконтрольных субъектов;
обеспечение доступности сведений о применении обязательных требований, основных ошибках при их применении и способах их предотвращения;
создание системы обратной связи с подконтрольными субъектами по вопросам применения обязательных требований, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
осуществление превентивного разъяснения подконтрольным субъектам обязательных требований;
обеспечение устойчивого взаимодействия, основанного на диалоге, с подконтрольными субъектами и повышение уровня доверия подконтрольных субъектов к Роструду и его территориальным органам;
осуществление мер по мотивации подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и сознательному соблюдению обязательных требований.
Виды и формы профилактических мероприятий, направленные на устранение причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований в области трудовых отношений, приведены в разделе 3 настоящей Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.