Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Требования по заполнению разделов и приложений государственной программы (подпрограммы)
3.1. Структура и наименования разделов государственной программы должны соответствовать структуре и наименованиям разделов, включенных в пункт 3.2 Порядка, с соблюдением следующих требований к содержанию разделов:
3.1.1. Раздел "Характеристика текущего состояния, основных проблем сферы реализации государственной программы и прогноз развития" должен описывать:
а) состояние сферы реализации государственной программы, включая описание основных субъектов рассматриваемой сферы, состояние рынка услуг, товаров, работ, потенциал развития, общую характеристику участия муниципальных образований в реализации государственной программы, если муниципальные образования участвуют в реализации государственной программы, иные аспекты;
б) ретроспективу основных показателей социально-экономического развития сферы реализации государственной программы, в том числе, по возможности, в территориальном разрезе;
в) проблемы социально-экономического развития сферы реализации государственной программы, анализ причин их возникновения.
Раздел "Характеристика текущего состояния, основных проблем сферы реализации государственной программы и прогноз развития" подлежит корректировке по мере уточнения отраслевых прогнозов на среднесрочную перспективу и изменения внешних условий социально-экономического развития Сахалинской области, влияющих на изменение конечных результатов государственной программы (подпрограммы).
3.1.2. Раздел "Приоритеты и цели региональной политики в сфере реализации государственной программы, описание основных целей и задач государственной программы" должен описывать:
а) государственную политику в сфере реализации государственной программы с учетом указов Президента Российской Федерации, федеральных законов и законов Сахалинской области, долгосрочных (стратегических) документов, утвержденных Президентом Российской Федерации и (или) Правительством Российской Федерации, Губернатором Сахалинской области и (или) Правительством Сахалинской области;
б) приоритеты и цели государственной политики на долгосрочный период, которыми обосновываются цели и задачи государственной программы и ее подпрограммы;
в) цели и задачи государственной программы.
Цель государственной программы должна соответствовать (согласовываться, быть в нужном соотношении) приоритетам государственной политики в сфере реализации государственной программы и обладать следующими свойствами:
- специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации государственной программы);
конкретность (не допускается использование нечетких формулировок, определяющих произвольное или неоднозначное толкование);
- измеримость (достижение цели можно проверить).
В рамках государственной программы рекомендуется формулировать одну цель, которая должна соответствовать приоритетам и целям социально-экономического развития Сахалинской области в соответствующей сфере и определять конечные результаты реализации государственной программы.
Формулировка цели должна быть краткой и ясной, не предусматривающей специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов ее достижения.
Достижение цели обеспечивается решением задач государственной программы. Сформулированные задачи должны быть необходимы и достаточны для достижения соответствующей цели, а также определять конечный результат реализации основных мероприятий.
В случае формирования в структуре государственной программы подпрограмм необходимо применять следующий подход к целеполаганию: решение задачи программы является целью подпрограммы, решение задачи подпрограммы осуществляется посредством реализации основного мероприятия. Задачи подпрограммы не должны дублировать задачи государственной программы.
Решение задачи государственной программы (подпрограммы) двумя и более основными мероприятиями допускается в исключительных случаях, по которым должны быть представлены обоснования. Не допускается формирование основного мероприятия, реализация которого направлена на достижение более чем одной задачи государственной программы (подпрограммы).
При постановке задач государственной программы (подпрограммы) необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их решения. Система показателей (индикаторов) должна обеспечивать возможность проверки и подтверждения достижения целей и решения задач, поставленных в государственной программе. Для этого рекомендуется сформировать индикаторы (показатели), характеризующие конечные результаты решения задачи государственной программы (подпрограммы).
3.1.3. Раздел "Перечень мероприятий государственной программы" должен содержать:
а) общее описание системы мероприятий с характеристикой деятельности, которая будет осуществляться для решения задач государственной программы;
б) описание мероприятий государственной программы, которое включается в Перечень мероприятий государственной программы по форме таблицы 1.1 Приложения N 1 к Методическим указаниям.
Дополнительно к Перечню мероприятий государственной программы в приложение к государственной программе включаются мероприятия, предусматривающие бюджетные ассигнования на осуществление капитальных вложений, реализуемых в рамках адресной инвестиционной программы Сахалинской области, по форме таблицы 1.2 Приложения N 1 к Методическим указаниям.
Структура государственной программы формируется только из основных мероприятий, разделенных на взаимосвязанные мероприятия, либо только из подпрограмм, включающих основные мероприятия, разделенные на взаимосвязанные мероприятия. Ведомственная целевая программа отражается на уровне основного мероприятия.
Порядковая нумерация основных мероприятий, в том числе ведомственных целевых программ, и мероприятий во всех таблицах приложений к государственной программе, содержащих их наименования, должна соответствовать нумерации, предусмотренной в Перечне мероприятий государственной программы.
Основное мероприятие государственной программы (подпрограммы) должно быть направлено на решение задачи государственной программы (подпрограммы). Основное мероприятие необходимо формировать с учетом возможностей отражения в их наименованиях целевых статей расходов областного бюджета.
Для обеспечения логической связки государственных программ с бюджетными ассигнованиями и оптимального сопоставления программных мероприятий с кодами бюджетной классификации при формировании основных мероприятий и мероприятий должно быть учтено следующее:
3.1.3.1. В качестве основного мероприятия не следует выделять позицию, обособляемую в виде мероприятия, сгруппированного по отдельному направлению расходов классификации расходов бюджетов. Не допускаются идентичные (в том числе по содержанию) наименования основного мероприятия и мероприятия.
Наименование основного мероприятия должно быть лаконичным, ясным и не должно содержать:
- указаний на цели, индикаторы государственной программы (подпрограммы), а также описание путей, средств и методов их достижения;
- наименований федеральных законов, иных нормативных правовых актов, поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
- указаний на конкретные организации, предприятия, учреждения, территории (административно-территориальные единицы), объекты и их отличительные (специфические) характеристики;
- указаний на виды и формы государственной поддержки (субсидии юридическим лицам), формы межбюджетных трансфертов (дотации, субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты).
3.1.3.2. При формировании основных мероприятий, включающих мероприятия, предусматривающие бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств, предоставление межбюджетных трансфертов, на осуществление взносов в уставный капитал юридических лиц, субсидии на поддержку субъектов экономической деятельности, должны учитываться следующие положения:
- в случае наличия мероприятий, направленных на осуществление выплат по публичным нормативным обязательствам, содержание основного мероприятия не должно отражать осуществление конкретной выплаты. Такое основное мероприятие должно агрегировать конкретные выплаты укрупненным категориям их получателей;
- мероприятия, предусматривающие предоставление межбюджетных трансфертов, а также иные мероприятия, имеющие ту же целевую направленность (в том числе предоставление субсидий юридическим лицам), следует группировать в одно основное мероприятие;
- в случае осуществления мероприятий по предоставлению взносов в уставный капитал (уставный фонд) обществ (предприятий) их следует агрегировать по признаку цели инвестирования или сфере деятельности соответствующих организаций;
- мероприятия, предусматривающие субсидии на поддержку субъектов экономической деятельности, а также межбюджетные трансферты на данные цели, следует группировать в основное мероприятие по целевому назначению финансовой поддержки.
3.1.3.3. В перечне мероприятий государственной программы не подлежат разделению мероприятия по источникам их финансового обеспечения.
3.1.3.4. Мероприятия, реализация которых осуществляется посредством деятельности государственных, бюджетных, автономных и иных учреждений государственного сектора необходимо формировать раздельно по следующим целевым направлениям:
- обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений;
- приобретение основных средств;
- проведение капитального ремонта здания и сооружений;
- иные направления деятельности.
Наименования мероприятий по перечисленным направлениям должны отражать суть планируемой деятельности учреждения, сферу или объект, на который направлено воздействие. Недопустимо в наименованиях мероприятий указывать наименования видов расходов классификации расходов областного бюджета (например, субсидии бюджетным учреждениям на иные цели, субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и т.д.).
3.1.4. Раздел "Характеристика мер правового регулирования государственной программы" должен содержать:
а) описание основных действующих правовых актов, регулирующих сферу государственной программы (подпрограммы);
б) анализ необходимости и достаточности правового регулирования сферы государственной программы (подпрограммы), обоснование необходимости принятия новых правовых актов и (или) осуществления изменений правового регулирования (если таковые планируются), их основные положения и ожидаемые сроки принятия необходимых нормативных правовых актов;
Перечень правовых актов приводится в приложении к государственной программе по форме таблицы 1.3 Приложения N 1 к Методическим указаниям.
3.1.5. Раздел "Перечень целевых индикаторов (показателей) государственной программы" должен содержать:
а) общее описание структуры индикаторов (показателей), обоснование состава и значений индикаторов (показателей) и их связи с целями и задачами государственной программы;
б) перечень индикаторов (показателей) государственной программы, сведения об источнике формирования значений индикаторов, не включенных в данные государственного (федерального) статистического наблюдения.
Перечень целевых индикаторов (показателей) государственной программы приводится в приложении к государственной программе по формам таблиц 1.4 и 1.5 Приложения N 1 к Методическим указаниям, на которые дается ссылка в данном разделе.
Приложение к государственной программе по форме таблицы 1.5 Приложения N 1 к Методическим указаниям включается в случае, если мероприятия государственной программы предусматривают предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий муниципальных программ.
Индикаторы (показатели) государственной программы должны быть сформированы с учетом индикаторов (показателей), включенных по соответствующей сфере в долгосрочные документы (указы, стратегии, государственные программы Российской Федерации и т.п.), утвержденные Президентом Российской Федерации и (или) Правительством Российской Федерации, Губернатором Сахалинской области и (или) Правительством Сахалинской области.
Значения индикаторов (показателей) государственной программы (подпрограммы) должны соответствовать или иметь не худшие значения индикаторов (показателей), установленных для Сахалинской области в государственных программах Российской Федерации.
По итогам отчетного года плановые значения индикаторов будущих периодов подлежат корректировке с учетом достигнутого уровня.
Корректировка плановых значений индикаторов текущего года, с учетом сложившегося фактического значения или его оценки, в 4 квартале текущего года не допускается, за исключением случаев принятия Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Губернатором Сахалинской области, Правительством Сахалинской области решений, делающих невозможным достижение значений индикаторов, о чем должно быть указано в пояснительной записке к проекту нормативного акта о внесении изменений в государственную программу.
Количество индикаторов (показателей) формируется из принципов необходимости и достаточности для оценки конечного результата решения задач государственной программы (подпрограммы). При этом их количество не должно быть меньше количества основных мероприятий, формируемых в составе государственной программы или подпрограмм.
Для государственной программы, состоящей из подпрограмм, дополнительно формируется индикатор (показатель) для каждой задачи государственной программы.
В случае включения в государственную программу (подпрограмму) ведомственной целевой программы Сахалинской области в состав перечня индикаторов (показателей) государственной программы (подпрограммы) включаются все показатели ведомственной целевой программы.
В число используемых индикаторов государственной программы (подпрограммы) должны включаться показатели, количественно характеризующие ход ее реализации и результаты решения задач. За базовое значение индикатора (показателя) принимается значение за отчетный год, предшествующий году начала реализации государственной программы (подпрограммы).
В качестве наименования индикатора (показателя) используется лаконичное наименование, отражающее основную суть наблюдаемого явления.
Используемые индикаторы (показатели) должны соответствовать следующим требованиям:
- адекватность (показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в решении задачи, при этом из формулировки показателя должна быть очевидна желаемая тенденция изменения значений показателя, отражающая достижение соответствующей цели (решение задачи));
- точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации государственной программы (подпрограммы));
- объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел. Используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для участников государственной программы к искажению результатов реализации государственной программы (подпрограммы));
- достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки реализации государственной программы (подпрограммы));
- однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
- экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
- сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) программ, а также с показателями, используемыми в международной практике).
Единица измерения индикатора (показателя) выбирается из Общероссийского классификатора единиц измерения (ОКЕИ).
Значения индикаторов (показателей) за отчетный период должны рассчитываться:
- на основе данных государственного (федерального) статистического наблюдения, в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации (групп субъектов Российской Федерации);
- по методикам, принятым международными организациями;
- по методикам, утвержденным федеральными и областными органами исполнительной власти.
Индикаторы (показатели), рассчитанные по методикам, утвержденным федеральными или областными органами исполнительной власти, применяются только при отсутствии возможности получить данные на основе государственных (федеральных) статистических наблюдений, а также невозможности применить показатели, рассчитанные по методикам, принятым международными организациями.
Перечень индикаторов (показателей) государственной программы необходимо формировать с учетом возможности расчета значения данных показателей (индикаторов) не позднее срока предоставления годового отчета о ходе реализации и оценки эффективности государственной программы.
В случае включения в перечень индикаторов (показателей) государственной программы индикаторов (показателей), которые не включены в данные государственного (федерального) статистического наблюдения, дополнительно в раздел включаются сведения о порядке формирования индикатора (показателя) государственной программы (подпрограммы) в табличной форме:
Сведения о порядке формирования индикатора (показателя) государственной программы (подпрограммы)
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Алгоритм формирования (формула) и методологические пояснения к показателю* |
Метод сбора информации, индекс формы отчетности** |
Реквизиты акта, в соответствии с которым формируются данные*** |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_____________________________
* - приводятся формула и краткий алгоритм расчета. При описании формулы или алгоритма необходимо использовать буквенные обозначения базовых показателей.
** - в графе "Метод сбора информации, индекс формы отчетности" указываются: 1 - периодическая отчетность, 2 - перепись, 3 - единовременное обследование (учет), 4 - бухгалтерская отчетность, 5 - финансовая отчетность, 6 - социологический опрос, 7 - административная информация, 8 - прочие (указать).
*** - заполняется при наличии утвержденного акта.
3.1.6. Раздел "Ресурсное обеспечение государственной программы" должен содержать:
а) информацию о финансовых средствах государственной программы, необходимых для ее реализации, описание механизмов расходования финансовых средств областного бюджета, а также оценку средств федерального и местных бюджетов, внебюджетных источников, которые могут быть привлечены для реализации программных мероприятий;
б) информацию о финансовых средствах, предусмотренных на реализацию мероприятий государственной программы в областном бюджете Сахалинской области на очередной финансовый год и на плановый период, а также прогноз финансовых средств, которые планируется направить на реализацию мероприятий государственной программы в последующие периоды бюджетного планирования.
В случае если государственная программа и (или) ее подпрограмма предусматривает предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий муниципальных программ, направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Сахалинской области, в государственную программу включается приложение, содержащее порядки предоставления и распределения указанных субсидий. Наименование приложения должно соответствовать наименованию, определенному в пункте 3.6 Порядка.
Информация об объемах средств, предусмотренных на реализацию мероприятий государственной программы в областном бюджете Сахалинской области на очередной финансовый год и на плановый период, приводится в приложении к государственной программе по формам таблиц 1.6, 1.7 Приложения N 1 к Методическим указаниям. При этом "организационные" мероприятия, отражаются в ресурсном обеспечении без указания расходов на их реализацию.
В случае, если предполагается, что на реализацию программных мероприятий привлекаются финансовые средства акционерных обществ, общественных, научных и иных организаций, а также предполагается использование средств государственных внебюджетных фондов, средства федерального бюджета и бюджетов муниципальных образований, то в государственную программу включается прогнозная (справочная) оценка расходов, направляемых на реализацию государственной программы по форме таблицы 1.7 Приложения N 1 к Методическим указаниям.
В случае если государственная программа и (или) ее подпрограмма предусматривает предоставление субсидий местным бюджетам на реализацию мероприятий муниципальных программ, в государственную программу включается приложение, содержащее условия предоставления и методику расчета указанных межбюджетных субсидий. Наименование приложения должно соответствовать наименованию, определенному в пункте 3.6 Порядка.
3.1.7. Раздел "Меры государственного регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы" должен содержать:
а) анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации государственной программы и описание вероятных явлений, событий, процессов, не зависящих от ответственного исполнителя, соисполнителей и участников государственной программы (программы) и негативно влияющих на основные параметры государственной программы.
Анализ рисков реализации государственной программы и описание вероятных явлений, событий, процессов предусматривает:
- идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации государственной программы;
- качественную и, по возможности, количественную оценку факторов рисков;
- обоснование предложений по мерам управления рисками реализации государственной программы.
б) описание мер управления рисками реализации государственной программы.
В качестве факторов риска рассматриваются события, условия и тенденции, оказывающие существенное влияние на сроки и результаты реализации государственной программы. Под существенным влиянием в целях настоящих Методических указаний понимается такое влияние, которое приводит к негативному изменению сроков и/или ожидаемых результатов реализации государственной программы более чем на 10% от планового уровня.
3.1.8. Раздел "Методика оценки эффективности государственной программы" должен содержать:
а) вводную часть, в которой даются ссылки на документы, в соответствии с которыми формируется методика оценки эффективности государственной программы (подпрограммы), указываются период проведения оценки эффективности государственной программы (подпрограммы), предмет и направления оценки;
б) формулы расчета и наименования показателей эффективности государственной программы (подпрограммы);
в) пороговые значения показателей эффективности государственной программы, на основе которых оценивается эффективность государственной программы (подпрограммы).
Содержание раздела формируется на основе положений Методики оценки эффективности государственной программы Сахалинской области, включенной в Приложение к Порядку.
В рамках раздела государственной программы дополнительно к подпунктам а) - в) настоящего раздела могут быть предусмотрены расчеты оценки эффективности государственной программы (подпрограммы), включающие ведомственные (отраслевые) методики по оценке эффективности.
3.2. Требования к подпрограмме государственной программы:
3.2.1. Цель подпрограммы государственной программы должна являться задачей государственной программы.
3.2.2. Структура и наименования разделов подпрограммы государственной программы должны соответствовать структуре и наименованиям разделов, включенных в пункт 3.3 Порядка.
3.2.3. Требования к содержанию разделов подпрограммы государственной программы аналогичны требованиям, изложенным в подпунктах 3.1.1 - 3.1.6, 3.1.8 настоящих Методических указаний.
В случае если государственная программа состоит только из подпрограмм, содержание разделов государственной программы может быть описано укрупнено, а их детализация раскрыта в разделах подпрограмм государственной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.