Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу департамента
молодёжной политики и туризма
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 29 декабря 2018 года N 282
Учетная политика
для целей бюджетного учета
Учетная политика Департамента молодёжной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент) разработана в соответствии:
- с приказом Минфина от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкции к Единому плану счетов N 157н);
- приказом Минфина от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н);
- приказом Минфина от 08.06.2018 N 132н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" (далее - приказ N 132н);
- приказом Минфина от 29.11.2017 N 209н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" (далее - приказ N 209н);
- приказом Минфина от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - приказ N 52н);
- федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденными приказами Минфина от 31.12.2016 N 256н, N 257н, N 258н, N 259н, N 260н (далее - соответственно СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности", СГС "Основные средства", СГС "Аренда", СГС "Обесценение активов", СГС "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности"), от 30.12.2017 N 274н, 275н, 278н (далее - соответственно СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", СГС "События после отчетной даты", СГС "Отчет о движении денежных средств"), от 27.02.2018 N 32н (далее - СГС "Доходы"), от 30.05.2018 N 122н (далее - СГС "Влияние изменений курсов иностранных валют").
Используемые термины и сокращения
Наименование |
Расшифровка (сокращение) |
КБК |
1-17 разряды номера счета в соответствии с Рабочим планом счетов |
Х |
26 разряд - соответствующая подстатья КОСГУ |
I. Общие положения
1. Департамент является администратором доходов, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств.
2. Бюджетный учет ведет структурное подразделение - отдел экономического анализа, бухгалтерского учёта и финансового контроля (далее - отдел), возглавляемый начальником отдела - главным бухгалтером. Сотрудники отдела руководствуются в своей работе положение об отделе и должностными инструкциями.
Ответственным за ведение бюджетного учета в Департаменте является начальник отдела - главный бухгалтер.
Основание: часть 3 статьи 7 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, пункт 4 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
3. В Департаменте действуют постоянные комиссии:
- комиссия по поступлению и выбытию активов (приложение 1);
- инвентаризационная комиссия (приложение 2);
- комиссия для проведения внезапной ревизии кассы (приложение 3).
4. Департамент публикует основные положения учетной политики на своем официальном сайте путем размещения копий документов учетной политики.
Основание: пункт 9 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
5. При внесении изменений в учетную политику начальник отдела - главный бухгалтер оценивает в целях сопоставления отчетности существенность изменения показателей, отражающих финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств на основе своего профессионального суждения. Также на основе профессионального суждения оценивается существенность ошибок отчетного периода, выявленных после утверждения отчетности, в целях принятия решения о раскрытии в Пояснениях к отчетности информации о существенных ошибках.
Основание: пункты 17, 20, 32 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
II. Технология обработки учетной информации
1. Бухгалтерский учет ведется в электронном виде с применением программных продуктов:
- "1С: Предприятие - Бухгалтерский учет (бюджет)" - для бюджетного учета;
- "1С: Предприятие - Зарплата + Кадры" - для учета заработной платы;
- "СУФД" - для администрирования доходов.
Основание: пункт 6 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
2. С использованием телекоммуникационных каналов связи и электронной подписи бухгалтерия Департамент ведет электронный документооборот по следующим направлениям:
- система электронного документооборота с территориальным органом Федерального казначейства;
- передача отчетности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в Инспекцию Федеральной налоговой службы;
- передача отчетности в отделение Пенсионного фонда;
- размещение информации о деятельности Департамента на официальном сайте dmpt.yanao.ru/
3. Без надлежащего оформления первичных (сводных) учетных документов любые исправления (добавление новых записей) в электронных базах данных не допускаются.
4. В целях обеспечения сохранности электронных данных бухгалтерского учета и отчетности:
- на сервере ежедневно производится сохранение резервных копий базы "1С: Предприятие - Бухгалтерский учет (бюджет)", еженедельно - "1С: Предприятие - Зарплата + Кадры";
- по итогам каждого календарного месяца бухгалтерские регистры, сформированные в электронном виде, распечатываются на бумажный носитель и подшиваются в отдельные папки в хронологическом порядке.
Основание: пункт 19 Инструкции к Единому плану счетов N 157н, пункт 33 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности".
III. Правила документооборота
1. Порядок и сроки передачи первичных учетных документов для отражения в бухгалтерском учете устанавливаются в соответствии с приложением 10 к настоящей учетной политике.
Основание: пункт 22 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности", подпункт "д" пункта 9 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
2. При проведении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотрены типовые формы первичных документов, департамент использует:
- самостоятельно разработанные формы, которые приведены в приложении 6;
- унифицированные формы, дополненные необходимыми реквизитами.
Основание: пункты 25 - 26 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности", подпункт "г" пункта 9 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
3. Право подписи принятых к учету документов устанавливается приказом руководителя департамента.
4. Департамент использует унифицированные формы регистров бухучета, перечисленные в приложении 3 к приказу N 52н. При необходимости формы регистров, которые не унифицированы, разрабатываются самостоятельно.
Основание: пункт 11 Инструкции к Единому плану счетов N 157н, подпункт "г" пункта 9 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
5. При обработке учетной информации применяется автоматизированный учет по следующим блокам:
- автоматизированный бюджетный учет Департамента как у получателя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств ведется с применением программы "1С: Предприятие - Бухгалтерский учет (бюджет)", "1С: Предприятие - Зарплата + Кадры";
- свод месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджета составляется с применением программы "Свод-Смарт";
- свод годовой, квартальной бюджетной отчетности ГРБС - с применением программы "Свод-Смарт" - Сводная отчетность";
- информационный обмен документами с межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства осуществляется в системе электронного документооборота (СУФД) с применением средств электронной подписи в соответствии с законодательством на основании договора об обмене электронными документами.
6. При поступлении документов на иностранном языке построчный перевод таких документов на русский язык осуществляется сотрудником Департамента, который владеет иностранным языком. Переводы составляются на отдельном документе, заверяются подписью сотрудника, составившего перевод, и прикладываются к первичным документам.
В случае невозможности перевода документа привлекается профессиональный переводчик.
Если документы на иностранном языке составлены по типовой форме (идентичны по количеству граф, их названию, расшифровке работ и т.д. и отличаются только суммой), то в отношении их постоянных показателей достаточно однократного перевода на русский язык. В последующем переводить нужно только изменяющиеся показатели данного первичного документа.
Основание: пункт 31 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности".
Установить, что требования начальника отдела - главного бухгалтера (его заместителя) по правильному документальному оформлению хозяйственных операций и своевременному представлению в отдел документов и сведений обязательны для всех сотрудников департамента
7. Формирование электронных регистров бухучета осуществляется в следующем порядке:
- в регистрах в хронологическом порядке систематизируются первичные (сводные) учетные документы (по датам совершения операций, дате принятия к учету первичного документа);
- журнал регистрации приходных и расходных ордеров составляется ежемесячно, в последний рабочий день месяца;
- инвентарная карточка учета основных средств оформляется при принятии объекта к учету, по мере внесения изменений (данных о переоценке, модернизации, реконструкции, консервации и пр.) и при выбытии. При отсутствии указанных событий - ежегодно, на последний рабочий день года, со сведениями о начисленной амортизации;
- опись инвентарных карточек по учету основных средств, инвентарный список основных средств, реестр карточек заполняются ежегодно, в последний день года;
- авансовые отчеты брошюруются в хронологическом порядке в последний день отчетного месяца;
- журналы операций, главная книга заполняются ежемесячно;
- другие регистры, не указанные выше, заполняются по мере необходимости, если иное не установлено законодательством РФ.
Основание: пункт 11 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
8. Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям (ф. 0504071) ведется раздельно по счетам:
- КБК 1.302.11.000 "Расчеты по заработной плате" и КБК 1.302.13.000 "Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда";
- КБК 1.302.12.000 "Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в денежной форме";
- КБК Х.302.66.000 "Расчеты по социальным пособиям и компенсациям персоналу в денежной форме";
- КБК 1.302.96.000 "Расчеты по иным выплатам текущего характера физическим лицам".
Основание: пункт 257 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
9. Журналы операций ведутся в соответствии с перечнем регистров бухучета получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета. Журналам операций по учету исполнения бюджетной сметы и администрированию поступлений и выбытий присваиваются номера согласно приложению 5.
Журналы операций подписываются начальником отдела - главным бухгалтером и сотрудником отдела, составившим журнал операций.
На основании данных журналов операций ежемесячно составляются главные книги:
- по учету у Департамента как получателя и распорядителя бюджетных средств;
- по учету администрируемых поступлений и выбытий, невыясненных поступлений.
10. Первичные и сводные учетные документы, бухгалтерские регистры составляются в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При отсутствии возможности составить документ, регистр в электронном виде, он может быть составлен на бумажном носителе и заверен собственноручной подписью.
Список сотрудников, имеющих право подписи электронных документов и регистров бухучета, утверждается отдельным приказом.
Основание: часть 5 статьи 9 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, пункт 11 Инструкции к Единому плану счетов N 157н, пункт 32 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности", Методические указания, утвержденные приказом Минфина от 30.03.2015 N 52н, статья 2 Закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ.
Хранение первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организуется руководителем департамента.
Основание: пункт 33 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности", пункт 14 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
11. Особенности применения первичных документов:
11.1. При приобретении и реализации нефинансовых активов составляется акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
11.2. При ремонте нового оборудования, неисправность которого была выявлена при монтаже, составляется акт о выявленных дефектах оборудования по форме N ОС-16 (ф. 0306008).
11.3. В табеле учета использования рабочего времени (ф. 0504421) регистрируются случаи отклонений от нормального использования рабочего времени, установленного Правилами трудового распорядка.
Табель учета использования рабочего времени (ф. 0504421) дополнен условными обозначениями:
Наименование показателя |
УО |
Продолжительность работы в дневное время |
Я |
Продолжительность работы в выходные и нерабочие праздничные дни |
РВ |
Служебная командировка |
К |
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск |
ОТ |
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск |
ОД |
Дополнительный отпуск в связи с обучением с сохранением среднего заработка работникам, совмещающим работу с обучением |
У |
Отпуск по беременности и родам (отпуск в связи с усыновлением новорожденного ребенка) |
Р |
Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет |
ОЖ |
Отпуск без сохранения заработной платы, предоставленный работнику по разрешению работодателя |
ДО |
Временная нетрудоспособность (кроме случаев, предусмотренных кодом "Т") с назначением пособия согласно законодательству |
Б |
Выходные дни (еженедельный отпуск) и нерабочие праздничные дни |
В |
Дополнительные выходные дни (оплачиваемые) |
ОВ |
Неявки по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств) |
НН |
IV. План счетов
1. Бюджетный учет ведется с использованием рабочего Плана счетов, ("1С: Предприятие - Бухгалтерский учет (бюджет)", разработанного в соответствии с Инструкцией к Единому плану счетов N 157н, Инструкцией N 162н.
Основание: пункты 2 и 6 Инструкции к Единому плану счетов N 157н, пункт 19 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности", подпункт "б" пункта 9 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
Кроме забалансовых счетов, утвержденных в Инструкции к Единому плану счетов N 157н, Департамент применяет дополнительные забалансовые счета, утвержденные в Рабочем плане счетов ("1С: Предприятие - Бухгалтерский учет (бюджет)").
Основание: пункт 332 Инструкции к Единому плану счетов N 157н, пункт 19 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности".
V. Учет отдельных видов имущества и обязательств
1. Материально-техническое обеспечение деятельности департамента осуществляет государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Производственно-техническое объединение управления делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа".
2. Бюджетный учет ведется по первичным документам, которые проверены сотрудниками отдела в соответствии с Положением о внутреннем финансовом контроле (приложение 7).
Основание: пункт 3 Инструкции к Единому плану счетов N 157н, пункт 23 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности".
3. В случае если для показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета, не установлен метод оценки в законодательстве и в настоящей учетной политике, то величина оценочного показателя определяется профессиональным суждением начальника отдела - главного бухгалтера.
Основание: пункт 6 СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки".
1. Основные средства
1.1. Департамент учитывает в составе основных средств материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, а также штампы, печати и инвентарь.
1.2. В один инвентарный объект, признаваемый комплексом объектов основных средств, объединяются следующие объекты имущества несущественной стоимости, имеющие одинаковые сроки полезного и ожидаемого использования:
- мебель для обстановки одного помещения - столы, стулья, стеллажи, шкафы, полки;
- компьютерное и периферийное оборудование - системные блоки, мониторы, принтеры, сканеры, компьютерные мыши, клавиатуры, колонки, акустические системы, микрофоны, веб-камеры, устройства захвата видео, внешние ТВ-тюнеры, внешние накопители на жестких дисках;
Не считается существенной стоимость до 20 000 руб. за один имущественный объект.
Необходимость объединения и конкретный перечень объединяемых объектов определяет комиссия по поступлению и выбытию активов.
Основание: пункт 10 СГС "Основные средства".
1.3. Начисление амортизации осуществляется следующим образом:
- линейным методом
1.4. В случаях, когда установлены одинаковые сроки полезного использования и метод расчета амортизации всех структурных частей единого объекта основных средств, Департамент объединяет такие части для определения суммы амортизации.
Основание: пункт 40 СГС "Основные средства".
1.5. При переоценке объекта основных средств накопленная амортизация на дату переоценки пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости объекта таким образом, чтобы его остаточная стоимость после переоценки равнялась его переоцененной стоимости. При этом балансовая стоимость и накопленная амортизация увеличиваются (умножаются) на одинаковый коэффициент таким образом, чтобы при их суммировании получить переоцененную стоимость на дату проведения переоценки.
Основание: пункт 41 СГС "Основные средства".
1.6. Срок полезного использования объектов основных средств устанавливает комиссия по поступлению и выбытию в соответствии с пунктом 35 СГС "Основные средства" N 257н. Состав комиссии по поступлению и выбытию активов установлен в приложении 1 настоящей Учетной политики.
1.7. Основные средства стоимостью до 10 000 руб. включительно, находящиеся в эксплуатации, учитываются на забалансовом счете 21 по балансовой стоимости.
Основание: пункт 39 СГС "Основные средства", пункт 373 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
1.8. Расходы на доставку нескольких имущественных объектов распределяются в первоначальную стоимость этих объектов пропорционально их стоимости, указанной в договоре поставки.
Основные средства - палатки, спальные мешки, резиновые лодки, лыжи использующиеся при проведении различных мероприятий (сборы, экспедиции сплавы и т.д.), из-за частого использования, влияние климатических условий (использование в различное время года) и непогодных условий (дождь, снег, ветра и пр.) относить на счета "Материальные запасы".
2. Материальные запасы
2.1. Департамент учитывает в составе материальных запасов материальные объекты, указанные в пунктах 98 - 99 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
К подарочной и сувенирной продукции для вручения победителям, участникам мероприятий, относятся предметы с символикой Ямало-Ненецкого автономного округа, департамента, мероприятия: папки, ручки, футболки, кепки, значки и т.п.
2.2. Списание материальных запасов производится по средней фактической стоимости.
Основание: пункт 108 Инструкции к Единому плану счетов N 157н.
Материальные запасы списываются по акту о списании материальных запасов (ф. 0504230).
При проведение программных мероприятий за приобретение и списание материальных запасов ответственными являются сотрудники департамента, ответственность которых определена приказом руководителя по проводимому мероприятию
3. Стоимость безвозмездно полученных нефинансовых активов
Данные о справедливой стоимости безвозмездно полученных нефинансовых активов должны быть подтверждены документально:
- справками (другими подтверждающими документами) Росстата;
- прайс-листами заводов-изготовителей;
- справками (другими подтверждающими документами) оценщиков;
- информацией, размещенной в СМИ, и т.д.
В случаях невозможности документального подтверждения стоимость определяется экспертным путем.
4. Расчеты по доходам
4.1. Перечень администрируемых доходов определяется главным администратором доходов бюджета.
4.2. Департамент администрирует поступления в бюджет на счете КБК 1.210.02.000 по правилам, установленным главным администратором доходов бюджета.
5. Расчеты с подотчетными лицами
5.1. Денежные средства выдаются под отчет штатным сотрудникам на основании приказа руководителя или заявления, согласованного с руководителем. Выдача денежных средств под отчет производится путем:
- выдачи из кассы. При этом выплаты подотчетных сумм сотрудникам производятся в течение трех рабочих дней;
- перечисления на зарплатную карту сотрудника.
Способ выдачи денежных средств указывается в служебной записке или приказе руководителя.
5.2. Порядок оформления и возмещения расходов стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно сотруднику и членам его семьи отражен в статье 5 Закон ЯНАО от 16.12.2004 N 89-ЗАО.
5.3. При направлении сотрудников Департамента в служебные командировки порядок оформления служебных командировок и возмещения командировочных расходов производятся в соответствии с постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2015 г. N 1270-П.
5.4. По возвращении из командировки сотрудник представляет авансовый отчет об израсходованных суммах в течение трех рабочих дней.
Основание: пункт 48.1 постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.12.2015 г. N 1270-П.
5.5. Сотрудник департамента обязан в течение 3 рабочих дней с даты выхода на работу из отпуска либо с даты приезда к месту жительства членов его семьи предоставить авансовый отчет о произведенных расходах.
Основание: статья 5 Закон ЯНАО от 16.12.2004 N 89-ЗАО.
5.6. Предельные сроки отчета по выданным доверенностям на получение материальных ценностей устанавливаются следующие:
- в течение 10 календарных дней с момента получения;
- в течение трех рабочих дней с момента получения материальных ценностей.
Доверенности выдаются штатным сотрудникам, с которыми заключен договор о полной материальной ответственности.
5.7. Авансовые отчеты брошюруются в хронологическом порядке в последний день отчетного месяца.
6. Расчеты по обязательствам
6.1. К счету КБК 1.303.05.000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" применяются дополнительные аналитические коды:
- "Пени, штрафы, санкции по налоговым платежам" (КБК 1.303.35.000);
6.2. Аналитический учет расчетов по пособиям и иным социальным выплатам ведется в разрезе физических лиц - получателей социальных выплат.
6.3. Аналитический учет расчетов по оплате труда ведется в разрезе сотрудников и других физических лиц, с которыми заключены гражданско-правовые договоры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.