Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 13. Проблемы и противоречия в законодательстве
42. В 2019 году при осуществлении регионального государственного строительного надзора проблемы и противоречия законодательного регулирования были связаны с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым введены дополнительные основания проведения государственного строительного надзора (статья 54 дополнена частью 1.1.) и определены особенности его осуществления (статья 54 дополнена частями 6.1. - 6.3.).
Указанные изменения вступили в силу с 4 августа 2018 года.
Государственный строительный надзор по основаниям, определенным частью 1.1. статьи 54 ГрК РФ, осуществляется в форме выездной проверки при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию).
Как показала практика, все внеплановые выездные проверки по указанной категории объектов проводятся в отношении физических лиц, присутствие которых при проверках является обязательным, а фактически неисполнимым, ввиду отсутствия собственников на объектах.
Кроме того, при визуальном осмотре объектов капитального строительства, объектов индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС), садовых домов установить факт соответствия или несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства не представляется возможным, поскольку для этого необходим кадастровый инженер со специальными контрольно-измерительными приборами.
Зачастую невозможно определить точное местоположение объекта ИЖС или садового дома по причине отсутствия межевания территорий населенных пунктов, а также в связи со сложностями идентификации объекта - отсутствием адресных табличек, нумерации домов, особенно на территории садово-огороднических товариществ.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11 приказа Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129 "Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации" (РД 11-04-2006), при проведении проверки должностное лицо органа государственного строительного надзора вправе проводить только визуальный осмотр выполненных работ (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения, инженерные системы и оборудование) и примененных строительных материалов (изделий).
Одновременно, согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" именно на органы местного самоуправления возложены функции, в том числе, по утверждению генеральных планов, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, выдаче градостроительного плана земельного участка, разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, осуществлению муниципального земельного контроля, осмотров зданий, сооружений и выдаче рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направлению уведомлений о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке, уведомлений о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объектов ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, принятию в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами и осуществление такого сноса (приведения в соответствие), решений об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации;
- участие в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в выполнении комплексных кадастровых работ.
Таким образом, по объективным причинам осуществление регионального государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства по части 1.1 статьи 54 ГрК РФ (ранее не поднадзорных объектов) невозможно в полном объеме. Аналогичная ситуация сложилась и в других регионах.
43. В 2019 году при осуществлении контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости к противоречиям в законодательстве можно отнести наличие правовой коллизии норм федерального законодательства, а именно: пунктом 1 части 11 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ закреплено основание проведения внеплановой проверки "Истечение срока исполнения лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, выданного контролирующим органом предписания об устранении нарушения требований настоящего Федерального закона, а также иных требований по вопросам привлечения денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченного органа, если до истечения такого срока лицом, привлекающим денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, Не были устранены указанные в предписании нарушения", а в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является "Истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами".
При этом Федеральным законом N 294-ФЗ предусмотрено, что в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного предписания, в то время как, в соответствии с частью 9 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ предметом проверки по основанию, установленному пунктом 1 части 11 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ, является соблюдение лицами, привлекающими денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, обязательных требований, установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, исходя из буквального толкования норм федерального законодательства следует, что орган государственного контроля (надзора) вправе проводить внеплановые проверки в связи с контролем исполнения предписания дважды. При этом предметом проверки по основаниям, установленными Федеральным законом N 214-ФЗ, является соблюдение установленных федеральным законом норм в полном объеме.
44. К основной проблеме законодательного регулирования в области долевого строительства можно отнести отсутствие мер воздействия на застройщиков, допустивших нецелевое использование денежных средств участников долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.