Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства образования и науки
Удмуртской Республики
от 31 августа 2018 г. N 855
Положение
о независимой оценке качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам и качества дополнительных общеобразовательных программ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о независимой оценке качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам и качества дополнительных общеобразовательных программ (далее - Положение) определяет порядок проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам и качества дополнительных общеобразовательных программ (далее - НОК ДОД), представления и использования ее результатов.
1.2. НОК ДОД осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N 1726-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2017 года N 955 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования";
письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2017 года N ВК-1232/09 "Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей".
1.3. НОК ДОД проводится в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.
1.4. НОК ДОД направлена на:
1) определение соответствия качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых дополнительных общеобразовательных программ;
2) выявление уровня образовательных достижений обучающихся, оценку динамики его изменения;
3) обеспечение принятия управленческих решений на различных уровнях системы образования, направленных на развитие дополнительного образования детей.
1.5. Основными принципами НОК ДОД являются:
1) объективность;
2) системность;
3) открытость и доступность;
4) ориентация на развитие системы образования.
1.6. НОК ДОД включает следующие процедуры:
1) независимую оценку качества дополнительных общеобразовательных программ в форме общественной экспертизы;
2) независимую оценку качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам.
1.7. НОК ДОД проводится по инициативе участников отношений в сфере образования:
1) обучающихся;
2) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) педагогических работников и их представителей;
4) организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ (далее - Организация);
5) Министерства образования и науки Удмуртской Республики, органов местного самоуправления Удмуртской Республики, осуществляющих управление в сфере образования.
1.8. Участниками НОК ДОД выступают:
1) Министерство образования и науки Удмуртской Республики;
2) органы исполнительной власти Удмуртской Республики, в ведении которых находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ (далее - Органы исполнительной власти);
3) органы местного самоуправления Удмуртской Республики, осуществляющие управление в сфере образования (далее - Органы местного самоуправления);
4) организация, уполномоченная Министерством образования и науки Удмуртской Республики на осуществление методического, информационного сопровождения и реализацию процедуры НОК ДОД (далее - Организация-оператор);
5) Организации, выходящие с инициативой проведения НОК ДОД (далее - Организация-заказчик);
6) Организация, уполномоченная Органом исполнительной власти, Органом местного самоуправления на координацию работ по проведению НОК ДОД и взаимодействие с Организацией-оператором (далее - Уполномоченная организация);
7) эксперты, привлекаемые для проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ в рамках НОК ДОД;
8) родители (законные представители) обучающихся, привлекаемые для участия в анкетировании в рамках НОК ДОД.
1.9. При проведении НОК ДОД привлечение организации на роль Организации-оператора может быть осуществлено на конкурсной основе или в форме государственного задания.
1.10. Финансовое обеспечение деятельности Организации-оператора осуществляется Организацией-заказчиком. В период апробации НОК ДОД проводится в рамках государственного задания автономного учреждения Удмуртской Республики "Региональный центр информатизации и оценки качества образования".
1.11. В качестве Организации-оператора могут привлекаться организации, имеющие опыт работы в сфере оценки качества образования и аналитической деятельности, специалистов соответствующего уровня квалификации, необходимые информационные и материально-технические ресурсы.
1.12. В качестве Уполномоченной организации могут выступать Органы исполнительной власти, Органы местного самоуправления, а также организации, выполняющие функции муниципальных опорных центров дополнительного образования детей.
1.13. В качестве экспертов для проведения НОК ДОД могут привлекаться квалифицированные специалисты, имеющие высшее образование и стаж работы в системе дополнительного образования детей не менее 5 лет. Отбор экспертов осуществляется с учетом требований приказа Минобрнауки России от 20 мая 2014 года N 556 "Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы".
1.14. НОК ДОД проводится в соответствии с Методикой проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам и качества дополнительных общеобразовательных программ (далее - Методика), утвержденной приказом Министерства образования и науки Удмуртской Республики, на основании добровольной заявки Организации-заказчика (далее - Заявка) в отношении каждой дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой в Организации.
1.15. Результаты НОК ДОД учитываются при выработке мер, направленных на повышение качества образования, и не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
2. Порядок проведения НОК ДОД
В целях проведения НОК ДОД в Удмуртской Республике:
2.1. Министерство образования и науки Удмуртской Республики:
1) осуществляет общую координацию, контроль проведения и анализ результатов НОК ДОД;
2) организует разработку и утверждает Методику;
3) определяет Организацию-оператора и обеспечивает поддержку его деятельности;
4) создает условия для формирования и развития кадрового потенциала для осуществления НОК ДОД;
5) информирует участников НОК ДОД о процедуре ее проведения;
6) обеспечивает информационное сопровождение проведения НОК ДОД, открытость ее процедуры и результатов;
7) участвует в обсуждении результатов НОК ДОД;
8) использует результаты НОК ДОД для принятия решений, направленных на повышение качества дополнительного образования детей.
2.2. Органы исполнительной власти, Органы местного самоуправления:
1) осуществляют координацию работы Организаций в рамках НОК ДОД;
2) определяют должностное лицо, ответственное за проведение НОК ДОД;
3) информируют Организации о сроках и порядке проведения НОК ДОД;
4) проверяют и подтверждают полноту и достоверность информации, представленной Организацией-заказчиком в анкете образовательной организации;
5) на основании свободного изъявления Организациями формируют общую заявку и оформляют письмо в Организацию-оператор в соответствии с образцом (приложение 1);
6) обеспечивают информационное сопровождение проведения НОК ДОД, открытость ее процедуры и результатов;
7) участвуют в обсуждении результатов НОК ДОД;
8) используют результаты НОК ДОД для принятия решений, направленных на повышение качества дополнительного образования детей.
2.3. Уполномоченная организация:
1) определяют должностное лицо, ответственное за проведение НОК ДОД;
2) координирует работу Организаций-заказчиков по проведению НОК ДОД;
3) осуществляет сбор и проверку Заявок Организаций-заказчиков, прилагаемых к ним документов, указанных в пункте 2.4, подпунктах 2 - 3, настоящего Положения на соответствие требованиям настоящего Положения и Методики;
4) направляет для рассмотрения в Органы исполнительной власти или Органы местного самоуправления Заявки Организаций-заказчиков и прилагаемых к ним документов;
5) взаимодействует с Организацией-оператором по вопросам проведения НОК ДОД;
6) доводит до сведения Организаций информацию о результатах НОК ДОД, полученных от Организации-оператора;
7) участвует в обсуждении результатов НОК ДОД.
2.4. Организация-заказчик:
1) определяют должностное лицо, ответственное за проведение НОК ДОД;
2) оформляет Заявку в соответствии с установленной формой (приложение 2) с приложением дополнительных общеобразовательных программ (в электронном виде);
3) заполняет анкету образовательной организации по установленной форме в соответствии с Методикой;
4) направляет Уполномоченной организации Заявку с приложением дополнительных общеобразовательных программ и анкеты образовательной организации (в электронном и печатном виде);
5) размещает гиперссылку с сайта Организации на страницу анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся;
6) информирует родителей (законных представителей) обучающихся о цели и сроках проведении анкетирования в рамках НОК ДОД;
7) обеспечивает участие в анкетировании не менее 30% получателей услуг - родителей (законных представителей) обучающихся по каждой дополнительной общеобразовательной программе согласно Заявке;
8) обеспечивает открытость информации об Организации и реализуемых дополнительных общеобразовательных программах в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации" и приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 года N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации";
9) участвует в обсуждении результатов НОК ДОД;
10) использует результаты НОК ДОД для принятия решений, направленных на повышение качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам.
2.5. Организация-оператор:
1) разрабатывает методику и инструментарий проведения НОК ДОД;
2) проводит апробацию разработанного инструментария;
3) обеспечивает информирование Участников НОК ДОД о методике, инструментарии, порядке проведения и результатах НОК ДОД;
4) проводит подготовку экспертов, привлекаемых для проведения НОК ДОД (при необходимости);
5) консультирует Участников НОК ДОД по вопросам проведения НОК ДОД;
6) устанавливает сроки и порядок приема заявок на проведение НОК ДОД;
7) осуществляет прием и регистрацию Заявок (Заявки, поступившие после окончания срока приема Заявок (в том числе по почте), не принимаются);
8) проверяет Заявки на соответствие требованиям настоящего Положения и Методики (Заявки, не соответствующие установленным требованиям, не принимаются);
9) организует проведение НОК ДОД в соответствии с Методикой;
10) направляет экспертам представленные Организацией-заказчиком дополнительные общеобразовательные программы (в электронном виде);
11) обеспечивает техническую возможность проведения анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся на базе сайта Организации-оператора в соответствии с Методикой;
12) осуществляет сбор, обработку и анализ данных, полученных в ходе НОК ДОД, в соответствии с Методикой;
13) формирует итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам НОК ДОД, с рекомендациями для различных заинтересованных групп пользователей;
14) доводит до сведения Уполномоченной организации информацию о результатах НОК ДОД;
15) направляет информацию о результатах НОК ДОД в Органы исполнительной власти, Органы местного самоуправления (при необходимости);
16) участвует в обсуждении результатов НОК ДОД;
17) иные виды работ (услуг), обеспечивающие проведение НОК ДОД и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
2.6. Эксперты:
1) проходят обучение для обеспечения единства подходов к оцениванию дополнительных общеобразовательных программ;
2) проводят экспертизу дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с Методикой;
3) определяют соответствие содержания дополнительных общеобразовательных программ заявленным в них целям и задачам, потребностям обучающихся, при проведении экспертизы дополнительных предпрофессиональных программ учитывают федеральные государственные требования;
4) представляют Организации-оператору Экспертный лист оценки дополнительных общеобразовательных программ (в электронном и печатном виде) в течение 10 рабочих дней после получения от Организации-оператора дополнительных общеобразовательных программ.
3. Порядок представления и использования результатов НОК ДОД
3.1. Открытость информации о процедуре проведения и результатах НОК ДОД является основным условием ее эффективности.
3.2. Организация-оператор, Органы исполнительной власти, Органы местного самоуправления обеспечивают открытость НОК ДОД путем представления информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"): описание методики, критериев и показателей НОК ДОД, порядок проведения НОК ДОД, результаты НОК ДОД, их анализ и интерпретацию.
3.3. Организация-оператор обеспечивает открытость процедуры проведения НОК ДОД, возможность уточнения и (или) проверки результатов.
3.4. Результаты НОК ДОД размещаются в сети "Интернет" на сайтах, востребованных основной группой заинтересованных субъектов (обучающиеся и их родители (законные представители), руководители и педагогические работники Организаций) с учетом их информационных интересов и возможностей, а также в средствах массовой информации, имеющих широкую читательскую аудиторию.
3.5. Для представления результатов НОК ДОД могут быть использованы различные информационные форматы: базы данных результатов по каждому критерию и показателю, рэнкинг, рейтинг, таблица лиг, топ лучших, аналитические материалы и другие.
3.6. Для обеспечения понятности и доступности информации о результатах НОК ДОД при их публикации могут быть использованы различные визуальные решения: инфографика, интерактивные диаграммы, картограммы и другие.
3.7. При выборе форматов и оформлении результатов НОК ДОД учитываются факторы, влияющие на качество предоставления услуг дополнительного образования детей (территориальное расположение, направленность и уровень дополнительных общеобразовательных программ, особенности контингента обучающихся и другое).
3.8. При проведении НОК ДОД допускается сопоставление результатов только между программами одинаковой направленности и уровня.
3.9. Размещение информации о результатах НОК ДОД сопровождается разъяснительной работой и обсуждением с участием профессиональной и родительской общественности, бизнес-сообщества, представителей органов власти, авторитетных деятелей в соответствующих областях науки, искусства, спорта.
3.10. Публикация результатов НОК ДОД в открытых источниках может быть обеспечена механизмами обратной связи, посредством которых отдельные пользователи или Организации могут получить разъяснения, направить свои комментарии.
3.11. На основании результатов НОК ДОД Органы исполнительной власти, Органы местного самоуправления обеспечивают подготовку рекомендаций для различных заинтересованных групп пользователей (органы местного самоуправления, руководители и педагогические работники Организаций, обучающиеся, их родители (законные представители) и другие заинтересованные группы пользователей).
3.12. Органы исполнительной власти, Органы местного самоуправления, Организации обеспечивают открытость информации об использовании результатов НОК ДОД в управлении развитием системы дополнительного образования детей на соответствующем уровне.
3.13. Органы исполнительной власти, Органы местного самоуправления обеспечивают создание и функционирование коммуникативных площадок для обсуждения вопросов, связанных с проведением НОК ДОД, ее результатами, выявленными проблемами и способами их решения. Коммуникативные площадки могут быть открытыми и общедоступными или ориентированными на определенные категории пользователей: экспертное сообщество, потребителей образовательных услуг, руководителей и педагогических работников Организаций, других.
3.14. Результаты НОК ДОД могут быть востребованы различными группами пользователей для решения актуальных профессиональных и личных задач:
3.14.1. Обучающимися и их родителями (законными представителями):
- в целях выбора дополнительных общеобразовательных программ и места обучения;
- для выявления результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ и формирования индивидуальной образовательной траектории;
- для оценки возможностей продолжения обучения по тем или иным образовательным программам.
3.14.2. Организациями в целях:
- оценки уровня подготовки обучающихся и факторов, на него влияющих;
- оценки соответствия качества подготовки обучающихся запросам и ожиданиям участников образовательных отношений и/или иных заинтересованных организаций;
- определения перечня мероприятий по повышению качества образования.
3.14.3. Заинтересованными организациями:
- для выработки совместных с Организацией действий по корректировке дополнительных общеобразовательных программ и другое.
3.14.4. Коллегиальными органами управления Организациями:
- в качестве механизма вовлечения родителей и представителей местного сообщества в реализацию задач ее развития и другое.
3.14.5. Органами исполнительной власти, Органами местного самоуправления:
- в целях принятия управленческих решений, разработки программ развития системы образования, составления рейтингов (рэнкингов), реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности Организаций, повышения качества реализуемых ими дополнительных общеобразовательных программ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.