На основании приказа ФАС России от 20.03.2018 N 340/18 "О проведении плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии Свердловской области" ФАС России проведена плановая выездная проверка РЭК Свердловской области.
По результатам проведения проверки, ФАС России принят Приказ ФАС России от 1941.2018 N 1587/18 "Об отмене решений Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении цен (тарифов) для АО "Екатеринбургская электросетевая компания", которым предписано в отношении АО "Екатеринбургская электросетевая компания" (далее - АО "ЕЭСК"):
1. Признать РЭК Свердловской области нарушившей положения пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила регулирования N 1178), пунктов 15, 16, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178), пунктов 9, 12 Методических указании по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными Приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания).
2. Отменить с 01.01.2019 пункт 1 Раздела 1 (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области), пункт 1 Приложения N 1 (необходимая валовая выручка (далее - НВВ) сетевых организаций, расположенных на территории Свердловской области, на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь), пункт 1 Приложения N 2 (Долгосрочные параметры регулирования территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций) к постановлению РЭК Свердловской области от 24.12.2014 N 256-ПК "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области".
3. РЭК Свердловской области в срок до 01.01.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно провести и отразить в экспертном заключении анализ экономической обоснованности включения в состав НВВ АО "ЕЭСК" подконтрольных расходов 2015 года и неподконтрольных расходов 2016-2018 годов, а также провести анализ экономической обоснованности фактических затрат прошедших периодов регулирования (в том числе подробный расчет со ссылкой на обосновывающие документы и материалы, принятые в расчет конечных сумм).
4. С учетом исполнения пункта 3 Приказа ФАС России исключить из состава НВВ АО "ЕЭСК" экономически необоснованные и неподтвержденные документально расходы на 2019 год.
5. РЭК Свердловской области не позднее 01.01.2019 принять и ввести в действие решение об установлении долгосрочных параметров, тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении АО "ЕЭСК" с учетом пунктов 3-4 Приказа ФАС России.
6. РЭК Свердловской области с учетом исполнения пункта 5 Приказа ФАС России пересмотреть единые котловые тарифы на территории Свердловской области на 2019 год.
7. Об исполнении Приказа ФАС России РЭК Свердловской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения, предусмотренного пунктами 3-6 Приказа ФАС России, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения РЭК Свердловской области, принятие которых предписано пунктами 3-6 Приказа ФАС России;
- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) РЭК Свердловской области, на котором (которых) принималось вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения Приказа ФАС России.
Во исполнение Приказа ФАС России, РЭК Свердловской области письмом от 18.01.2019 N 01-82/210 (вх. N 11608/19 от 24.01.2019) в адрес ФАС России направлена информация об исполнении Приказа ФАС России (далее - Отчет).
В Отчете РЭК Свердловской области представлены следующие документы:
- копия постановления РЭК Свердловской области от 27.12.2018 N 325-ПК "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области";
- выписка из протокола заседания Правления РЭК Свердловской области от 27.12.2018 N 38;
- копия экспертного заключения об обоснованности тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые АО "ЕЭСК", г. Екатеринбурге принятых и введенных в действие с 01.01.2019 (далее - скорректированное Экспертное заключение).
Как указано в Приказе ФАС России в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования N 1178, экспертное заключение, помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов, анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций. осуществляющих регулируемую деятельность.
Анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат предполагает наличие в экспертном заключении правового и экономического обоснования принятия или непринятия к расчету необходимой валовой выручки заявленных расходов, в том числе ссылок на документы и материалы, на основании которых делается соответствующий вывод, что в свою очередь является подтверждением установления органом регулирования тарифа на экономически обоснованном уровне.
Таким образом, правовое значение экспертного заключения заключается в том, что по итогам его проведения принимается решение об установлении тарифов.
Вместе с тем. представленные РЭК Свердловской области скорректированные Экспертные заключения не соответствует требованиям пункта 23 Правил регулирования N 1178 и пункту 3 Приказа ФАС России.
I. Так, по подконтрольным расходам 2015 года, установлено следующее.
Согласно статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования N 1178 и Правилами регулирования N 1178.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования N 1178 при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования 1178. базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.
Необходимо отметить, что на момент установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и долгосрочных параметров регулирования на 2015 год методические указания по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности с применением метода сравнения аналогов не были утверждены, таким образом, базовый уровень операционных расходов необходимо устанавливать методом экономически обоснованных расходов (затрат).
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования N 1178, при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Пунктом 16 Основ ценообразования N 1178, установлено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Для обоснования принятых подконтрольных расходов органу регулирования необходимо было отразить в экспертном заключении анализ экономической обоснованности по статьям расходов с учетом требований Основ ценообразования N 1178.
Однако, в рамках анализа исполнения Приказа ФАС России установлено, что РЭК Свердловской области в представленном скорректированном Экспертном заключении и обосновывающих материалах в нарушение пункта 3 Приказа ФАС России и пункта 23 Правил регулирования N 1178, не представлен анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат, анализ фактических затрат, отсутствует ссылка на обосновывающие документы и материалы, которые были приняты РЭК Свердловской области при формировании величины затрат.
1. По статье: "Материальные расходы", а именно по подстатьям: "Сырье и материалы", "Работы и услуги производственного характера" в мотивировочной части Приказа ФАС России указано, что Экспертное заключение на 2015-2019 годы не содержит анализ экономической обоснованности и расчет фактических затрат по данным статьям в нарушение пункта 23 Правил регулирования N 1178 и пункта 29 Основ ценообразования N 1178, в том числе на основании каких документов и материалов расходы приняты в тариф на услуги по передаче электрической энергии.
В ходе рассмотрения приложения 1 к скорректированному Экспертному заключению, а именно в Заключении об обоснованности тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "ЕЭСК", г. Екатеринбург на 2015-2019 годы (далее - скорректированное Экспертное заключение на 2015-2019 годы) установлено, что расходы по подстатье "Сырье и материалы" и расходы по подстатье "Работы и услуги производственного характера" приняты РЭК Свердловской области на уровне заявленном сетевой организацией в размере 44 655,00 тыс. руб. и 76 311,86 тыс. руб соответственно.
В обоснование принятых значений РЭК Свердловской области ссылается на представление регулируемой организацией: сметы затрат по виду деятельности по статье "услуги по передаче электроэнергии", договори за 2013 год и 1 квартал 2014 года, сравнительный анализ показателей, учтенных и сложившихся за 2013 год., конкурсная документация.
Согласно пункту 18 Основ ценообразования N 1178, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя в том числе расходы на сырье и материалы.
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования N 1178, расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования N 1178.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования N 1178, при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов: рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены. предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При этом, РЭК Свердловской области в скорректированном Экспертном заключении не произвел расчет принятых величин (расходов, показателей в натуральном выражении) с расшифровкой первичных данных, в том числе сумм из которых принята указанная величина при расчете тарифов (в том числе принятая величина фактических затрат).
Также не представлен анализ целесообразности отнесения фактических расходов 2013 года к регулируемым вилам деятельности, анализ рыночных иен. анализ показателей бухгалтерской и статистической отчетности.
Таким образом, в части анализа экономической обоснованности по подстатьям: "Сырье и материалы", "Работы и услуги производственного характера" РЭК Свердловской области в скорректированном Экспертном заключении не был проведен анализ, предусмотренный пунктом 3 Приказа ФАС России и пунктом 23 Правил регулирования N 1178.
2. По статье: "Ремонт основных средств".
Согласно пункту 18 Основ ценообразования N 1178, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя в том числе расходы на ремонт основных средств.
Согласно пункту 25 Основ ценообразования, при определении расходов на ремонт основных средств учитываются:
1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";
2) цены, указанные в пункту 29 Основ ценообразования.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования N 1178, при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):
установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию:
расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
В мотивировочной части Приказа ФАС России указано, что экспертные заключения РЭК Свердловской области на 2015-2018 годы не содержат расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил регулирования N 1178 и пункта 28 Основ ценообразования N 1178, в том числе на основании каких документов и материалов расходы приняты в тариф на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно представленному скорректированному Экспертному заключению на 2015-2019 годы, расходы на ремонт были приняты РЭК Свердловской области на уровне 132 140,43 тыс. руб. с учетом следующих представленных документов: договоры 2013 года, конкурсная документация, сметы на выполнение ремонтных работ, ведомости дефектов оборудования, предписания государственных органов, программы ремонтов.
Однако, в обоснование указанных расходов РЭК Свердловской области не представлены документы, подтверждающие обоснованность данных затрат, а именно счета-фактуры, акты выполненных работ:
В нарушение действующего законодательства при определении плановых (расчетных) значений, РЭК Свердловской области не указал: какие материалы тарифного дела она принимала во внимание при установлении тарифов и какими руководствовалась при принятии величин, положенных в основу расчёта необходимой валовой выручки, а также объёмов услуг регулируемой организации, кроме того не представлен расчет принятых органом регулирования величин (расходов, показателей в натуральном выражении) с расшифровкой первичных данных (сумм из которых принята указанная величина при расчете тарифов).
Также, скорректированное Экспертное заключение на 2015-2019 годы не содержит сравнительный анализ ремонтных программ 2013 год и на 2015 год, в том числе в части необходимого объема материалов, инструментов.
Кроме того, не представлен анализ экономической обоснованности фактических расходов на материалы для ремонтов 2013 года с учетом анализа проведенных работ.
Таким образом, в части экономической обоснованности по статье "Ремонт основных средств" в скорректированном Экспертном заключении РЭК Свердловской области не был проведен анализ, предусмотренный пунктом 3 Приказа ФАС России и пунктом 23 Правил регулирования N 1178.
3. По статьям: "Прочие расходы", "Иные расходы, связанные с реализацией продукции".
В мотивировочной части Приказа ФАС России указано, что Экспертное заключение РЭК Свердловской области на 2015-2019 годы не содержит анализ экономической обоснованности и расчет фактических затрат по данным статьям в нарушение пункта 23 Правил регулирования N 1178 и пункта 29 Основ ценообразования N 1178, в том числе на основании каких документов и материалов расходы приняты в тариф на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно представленному в рамках исполнения скорректированному Экспертному заключению на 2015-2019 годи по подстатьям затрат: "Услуги связи" (14 602,69 тыс. руб.), "Услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства" (47 004,94 тыс. руб.), "Расходы на юридические и информационные услуги" (4 188.03 тыс. руб.), "Прочие услуги сторонних организаций" (24 312,92 тыс. руб.) в составе статей расходов "Прочие расходы" и подстатьям "Расходы на услуги лицензирования, сертификации электрической энергии" (9 047,26 тыс. руб.), "Расходы на услуги по регистрации прав собственности" (4 903.72 тыс. руб.), "Расходы на приобретение технической литературы и прочие" (1 639 тыс. руб.), "Прочие расходы из себестоимости" (24 312,92 тыс. руб.) в составе статьи "Иные расходы, связанные с производством и реализацией продукции" были определены на уровне фактически понесённых регулируемой организацией расходов (2013 год или 1 квартал 2014 года) с учетом прогнозных индекса потребительских цен на 2014-2015 годы.
При этом, по статьям: "Транспортные услуги" (5 208 тыс, руб.), "Расходы на страхование" (24 950 тыс. руб.). "Компенсационные выплаты" (953 тыс. руб.) были приняты РЭК Свердловской области на уровне заявленном АО "ЕЭСК".
В обоснование регулируемой организацией по данным статьям затрат были представлены: сметы затрат по виду деятельности "услуги по передаче электроэнергии", договоры за 2013 год и 1 квартал 2014 года, а также счета фактуры и акты выполненных работ за 2013 год и 1 квартал 2014 года.
ФАС России отмечает, что РЭК Свердловской области не представил расчет принятых величин (расходов, показателей в натуральном выражении) с расшифровкой первичных данных, в том числе сумм из которых принята учтенная величина затрат (в том числе принятая величина фактических затрат 2013 года) по указанным статьям расходов при расчете тарифов.
В том числе, не представлен анализ целесообразности отнесения фактических расходов к регулируемым видам деятельности, наличие подтверждения проведения конкурсных или иных конкурентных процедур при заключении договоров, анализ рыночных цен, анализ показателей бухгалтерской и статистической отчетности.
Следовательно, при отсутствии обоснования при определении базового уровня операционных расходов в первом году (2015 год) долгосрочного периода регулирования (2015-2019 годы) не представляется возможным установить экономическую обоснованность подконтрольных расходов в 2016-2018 годах.
Таким образом, в скорректированном Экспертном заключении подконтрольные расходы в сумме 1 060 529,26 тыс. руб., 1 082 297,43 тыс. руб., 1 101 276,78 тыс. руб, на 2016. 2017 и 2018 годы соответственно приняты РЭК Свердловской области для АО "ЕЭСК" без необходимого экономического обоснования и без анализа, предписанного пунктом 3 Приказа ФАС России, в частности:
Таким образом, в части экономической обоснованности по статьям "Прочие расходы", "Иные расходы, связанные с реализацией продукции" в скорректированном Экспертном заключении РЭК Свердловской области не был проведен анализ, предусмотренный пунктом 3 Приказа ФАС России и пунктом 23 Правил регулирования N 1178.
II. По неподконтрольным расходам, в частности:
1. По статье: "Плата за аренду имущества" данные расходы в приложении 2, 3, 4 к скорректированному Экспертному заключению приняты РЭК Свердловской области в следующих суммах: на 2016 год - 95 107,95 тыс. руб., на 2017 год - 100 524,29 тыс. руб., на 2018 год - 51 424,16 тыс. руб.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования N 1178, расходы на аренду определяются регулирующим органом исхода из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
В мотивировочной части Приказа ФАС России указано, что экспертные заключения на 2016-2018 годы не содержат расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил регулирования N 1178 и пункта 28 Основ ценообразования N 1178, в том числе на основании каких документов и материалов данные расходы приняты в тариф на услуги по передаче электрической энергии.
Из скорректированных Экспертных заключений на 2015, 2016, 2017, 2018 годы следует, что расходы на аренду' определены в соответствии с представленными договорами аренды, счетами-фактуры, ведомостями начисления амортизации и налогов, сметы затрат по виду деятельности "услуги по передаче электроэнергии".
При этом ФАС России отмечает, что представленные РЭК Свердловской области Экспертные заключения на 2016, 2017, 2018 годы не содержат анализ (расчет по каждой составляющей величины арендной платы: величина налога и амортизации) документов, подтверждающих начисление собственником имущества амортизации, уплату налогов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (инвентарные карточки, оборотно-сальдовые ведомости, амортизационные ведомости, налоговые декларации и пр.).
Кроме того, РЭК Свердловской области указана конечная сумма, учтенная в составе тарифов, без расчета, с учетом представленных в материалах тарифных дел документов.
Таким образом, в части экономической обоснованности по статье "Плата за аренду имущества", РЭК Свердловской области не был проведен анализ, предусмотренный пунктом 3 Приказа ФАС России.
2. По статье "Прочие неподконтрольные расходы".
Согласно пункту 28 Основ ценообразования N 1178, в состав прочих неподконтрольных расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ; расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг: юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг; отчисления на формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных электростанций на всех стадиях их жизненного цикла и развития, определяемые в установленном порядке; плата за нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду; плата за владение и (или) пользование имуществом, в том числе платежи в федеральный бюджет за пользование имуществом, находящимся в федеральной собственности; расходы на служебные командировки, включая оформление виз и уплату сборов; расходы на обучение персонала; расходы на страхование основных производственных фондов, относящихся к регулируемому виду деятельности, а также основного промышленного персонала, занятого в осуществлении регулируемого вида деятельности; расходы на обеспечение безопасности электрических станций, электрических, сетей и других объектов электроэнергетики в соответствии с законодательством Российской Федерации; иные расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, определяемые регулирующим органом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
В мотивировочной части Приказа ФАС России указано, что экспертные заключения РЭК Свердловской области на 2015-2018 годы не содержат расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение пункта 23 Правил регулирования N 1178 и пункта 28 Основ ценообразования N 1178, в том числе на основании каких документов и материалов расходы приняты в тариф на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно скорректированным Экспертным заключениям РЭК Свердловской области на 2015, 2016, 2017, 2018 годы, расходы по данной статье затрат приняты РЭК Свердловской области в размере 67 910 тыс. руб. на 2015 год. 67 910,09 тыс. руб. на 2016 год. 92 350,19 тыс. руб. на 2018 год. В качестве обоснования РЭК Свердловской области ссылается на смету затрат по виду деятельности "услуги по передаче электроэнергии" за 2013-2016 годы, документы, подтверждающие затраты 2013-2016 годы и плановые затраты 2015-2018 годов.
Скорректированные Экспертные заключения РЭК Свердловской области на 2016, 2017, 2018 годы не содержат анализа экономической обоснованности расходов по данным статьям затрат, в том числе расшифровки данных затрат.
Кроме того, не представляется возможным определить состав прочих неподконтрольных расходов, включаемых в состав необходимой валовой выручки, а также их экономическую обоснованность, так как отсутствует расшифровка по подстатьям расходов, РЭК Свердловской области не представил расчет принятых величин (расходов, показателей в натуральном выражении) с расшифровкой первичных данных, в том числе сумм из которых принята учтенная величина затрат (в том числе принятая величина фактических затрат 2013 года) по указанным статьям расходов при расчете тарифов.
Также, РЭК Свердловской области не представлен анализ целесообразности отнесения расходов к регулируемым видам деятельности, наличие подтверждения проведения конкурсных или иных конкурентных процедур при заключении договоров, анализ рыночных цен, анализ показателей бухгалтерской и статистической отчетности.
Таким образом, в части экономической обоснованности по статье "Прочие неподконтрольные расходы". РЭК Свердловской области не был проведен анализ, предусмотренный пунктом 3 Приказа ФАС России.
3. По статье "Амортизация".
Согласно пункту 18 Основ ценообразования N 1178, расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя в том числе расходы на амортизацию основных средств.
В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования N 1178, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).
При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (далее - Классификация основных средств).
В соответствии со статьей 20 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:
- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
Скорректированные Экспертные заключения на 2015, 2016, 2017, 2018 годы, не содержат оценки и пояснений принятых РЭК Свердловской области к учету средств по анализируемой статье затрат, а также оценки правильности предложенных организацией расчетов амортизационных отчислений (с указанием метода ее начисления), указана только конечная сумма учтенная в составе НВВ регулируемой организации: согласно скорректированным Экспертным заключениям 2015, 2016, 2017, 2018 годы по статье "Амортизация ОС" данные расходы приняты РЭК Свердловской области в следующих суммах: на 2016 год в сумме 981 200 тыс. руб., на 2017 год - 981 200 тыс. руб., на 2018 год - 87 241,29 тыс. руб.
Кроме этого, ФАС России отмечает на отсутствие в действующим законодательстве оснований для учета плановых вводов, органу регулирования необходимо учитывать амортизационные отчисления только по фактически введенным основным средствам, а не из ожидаемого объема амортизационных отчислений и плана ввода объектов основных средств.
В результате установлено, что РЭК Свердловской области не провела анализ расходов по вышеперечисленным статьям затрат, с отражением относимости представленных в тарифной заявке документов к принятым в расчетах, а также не представила расчет принятых органом регулирования величин (расходов, показателей в натуральном выражении) с расшифровкой первичных данных (сумм из которых принята указанная величина при расчете тарифов), со ссылкой на первичные документы (в том числе с указанием реквизитов) и положения нормативно - правовых актов, т.е. не был проведен анализ, предусмотренный пунктом 3 Приказа ФАС России и пунктом 23 Правил регулирования N 1178.
Учитывая, что экономическая оценка расходов по АО "ЕЭСК" по подконтрольным расходам, в частности по статьям: "Материальные расходы", "Ремонт основных средств", "Прочие расходы", "Иные расходы, связанные с реализацией продукции", по неподконтрольным расходам, в частности по статьям: "Плата за аренду имущества". "Прочие неподконтрольные расходы", "Амортизация" РЭК Свердловской области не дана, то анализ экономической обоснованности не является всесторонним и объективным, так как не соответствует требованиям пункта 23 Правил регулирования N 1178 и пункту 3 Приказа ФАС России.
Нарушения законодательства, установленные Приказом ФАС России, при принятии постановления РЭК Свердловской области от 27.12.2018 N 325-ПК "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, расположенными на территории Свердловской области", не устранены.
Таким образом Региональной энергетической комиссией Свердловской области не проведены дополнительный анализ экономической обоснованности затрат регулируемой организации, не приведены в соответствии с действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) экспертные заключения, а также не исключены ранее учтенные экономически необоснованные (неподтвержденные) расходы из состава НВВ регулируемой организации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, а также Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, приказываю:
1. Органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 31.12.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), а именно исполнить в соответствии с действующим законодательством, а также мотивировочной частью настоящего приказа приказ ФАС России от 19.11.2018 N 1587/18 "Об отмене решений Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении цен (тарифов) для АО "Екатеринбургская электросетевая компания", принятого по результатам проведения в 2018 г. плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии Свердловской области.
2. Результаты исполнения п. 1 настоящего приказа учесть при установлении необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2020 г., обеспечив введение в действие решение об установлении цен (тарифов) (в том числе долгосрочных параметров регулирования) в срок не позднее 31.12.2019 (включительно).
3. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных пунктами 1-2 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано п. 3-4 настоящего приказа;
- протокола (протоколов) заседания правления (коллегии) органа исполнительной власти Свердловской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором (которых) принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 16 декабря 2019 г. N 1671/19 "Об установлении нового срока исполнения приказа ФАС России от 19.11.2018 N 1587/18 "Об отмене решений Региональной энергетической комиссии Свердловской области об установлении цен (тарифов) для АО "Екатеринбургская электросетевая компания"
Текст приказа опубликован не был