Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации Липецкого
муниципального района
от 11.02.2020 N 70
Муниципальная программа
"Создание условий для развития экономики Липецкого муниципального района на 2014 - 2024 годы"
Паспорт муниципальной программы "Создание условий для развития экономики Липецкого муниципального района на 2014 - 2024 годы"
1. Характеристика текущего состояния, формулировка основных проблем, анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков в сфере развития экономики Липецкого муниципального района
Анализ социально-экономического положения района свидетельствует о положительной динамике основных показателей, характеризующих развитие муниципального образования.
По итогам 2012 года отмечается рост в промышленности 143% (7,9 млрд. рублей), сельском хозяйстве 119% (8 млрд. рублей), в розничной торговле 124% (1,9 млрд. рублей), инвестиционной деятельности 119% (3,4 млрд. рублей). На 15% увеличилась заработная плата работников крупных и средних предприятий и составила 19220 рублей. Сохранены объемы производимой животноводческой продукции в сельском хозяйстве. Произведено 60 тысяч тонн мяса скота и птицы (102%), почти 20 тысяч тонн молока (85%), 216 млн. штук куриного яйца (128%). Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур составил 115 тыс. тонн при средней урожайности 24,4 ц/га. Продолжилось развитие промышленного комплекса. В 2012 году крупными и средними промышленными предприятиями отгружено продукции на сумму более 3 млрд. рублей, что составляет 133% к аналогичному периоду прошлого года. Ведущим направлением промышленности является производство пищевых продуктов, их удельных вес в общем объеме отгруженных товаров составляет 70%. В настоящее время и в среднесрочной перспективе промышленность останется важнейшей отраслью развития района.
Сегодня, в районе продолжается реализация 13 крупных инвестиционных проектов, суммарным объемом инвестиций более 15 млрд. рублей, фактически вложено 3,5 млрд. рублей. В расчете на душу населения объем привлеченных инвестиций составил 69 тысяч рублей, это на 16% больше 2011 года. Дальнейшее развитие района предполагает реализацию целого ряда инвестиционных проектов в производственной сфере. Это придаст дополнительный импульс промышленному сектору экономику. В Липецком муниципальном районе созданы все условия для привлечения инвестиций в экономику.
Экономика Липецкого муниципального района находится на новом этапе - этапе перехода на качественно новый уровень своего развития, где в центре всех интересов и планов стоит человек, его проблемы и растущие потребности.
В настоящее время основным источником экономического роста Липецкого муниципального района является развитие малого и среднего бизнеса, малых форм хозяйствования, кооперации. На долю малого бизнеса сегодня приходится 15% инвестиций в основной капитал, в 2011 году объем инвестиций составил 472 млн. рублей, в 2012 году 517 млн. рублей. В 2012 году завершена реализация трех крупных инвестиционных проектов: строительство здания АБК и склада ООО "Форсаж", строительство участка по переработке с/х продукции СССПК "Липецкий", строительство молочного завода СППК "Органик Л".
Удельный вес поступлений налоговых платежей в территориальный бюджет от субъектов малого и среднего бизнеса составляет 39%, в 2012 году поступило 284 млн. рублей (119 млн. рублей в бюджет района).
За последние 5 лет (2008 - 2012 год) численность населения трудоспособного возраста уменьшилась на 6% или 1,7 тыс. человек, что свидетельствует о продолжающейся тенденции сокращения численности населения трудоспособного возраста, что в свою очередь снижает возможности экстенсивного роста экономики. Поэтому ставится задача компенсировать этот дефицит за счет вовлечения в трудовую деятельность лиц старшего возраста, женщин, имеющих детей, молодежь. В этих целях необходимо продолжить интенсивную работу по созданию рабочих мест в сфере малого и среднего бизнеса, кооперации, личных подсобных хозяйств.
Также важным условием развития малого бизнеса и малых форм является устранение ограничений конкуренции, создание равных условий доступа ко всем видам ресурсов.
В районе имеются все необходимые условия для развития малого предпринимательства - выгодное географическое положение, высокая транспортная доступность, инвестиционная привлекательность, высокие темпы развития экономики, политическая и социальная стабильность.
В экономике района наблюдается ряд проблем, требующих решения, в их числе:
1. В сфере малого и среднего предпринимательства:
- недостаточно развит малый бизнес в отдаленных от областного центра сельских поселениях.
2. В сфере потребительского рынка:
- высокая концентрация субъектов торговой деятельности и бытового обслуживания в населенных пунктах, граничащих с территорией г. Липецка, при недостаточном обеспечении стационарными объектами потребительского рынка малочисленных и отдаленных сельских поселений;
- недостаточно развита сеть бытового обслуживания населения.
3. В сфере развития кооперации:
- инертность и пассивность населения в создании кооперативов.
В целях эффективного решения названных проблем требуется реализация мероприятий муниципальной программы "Создание условий для развития экономики Липецкого муниципального района на 2014 - 2024 годы" (далее - Программа).
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере развития экономики района, краткое описание целей и задач муниципальной программы, обоснование состава и значений соответствующих целевых индикаторов и показателей задач
Основные приоритеты муниципальной политики в сфере развития экономики района, повышения экономической активности бизнеса определены в Стратегическом плане социально-экономического развития Липецкого муниципального района до 2024 года, в том числе:
1. Обеспечение самозанятости населения за счет развития малого бизнеса и кооперации, создание новых рабочих мест в сельской местности.
2. Использование ресурсной базы района, в том числе продукции животноводства и растениеводства, для развития перерабатывающих производств, кооперации.
3. Формирование современного, отвечающего растущим потребностям населения, потребительского рынка района. Обеспечение доступности услуг торговли и бытового обслуживания для всех жителей района, независимо от места проживания.
Целью Программы является создание условий для развития экономического потенциала района, стимулирования экономической активности бизнеса.
Индикаторы достижения цели:
- темп роста инвестиций в основной капитал;
- темп роста объема отгруженной продукции (товаров, работ, услуг);
- темп роста налоговых поступлений;
- темп роста среднемесячной заработной платы работающих.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Создание благоприятных условий для эффективного развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Создание условий для развития кооперации.
3. Создание благоприятных условий развития сферы потребительского рынка.
Результатом решения поставленных задач станет:
- Увеличение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, %;
- Увеличение числа вновь зарегистрированных в отчетном году субъектов малого и среднего предпринимательства, включая сельскохозяйственные потребительские и кредитные кооперативы, ед.;
- Увеличение числа вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 тыс. существующих субъектов малого и среднего предпринимательства, ед.;
- Увеличение объема выданных займов кредитными сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, тыс. руб.;
- Увеличение доли ЛПХ, вовлеченных в заготовительную деятельность, от ЛПХ, производящих сельскохозяйственную продукцию, %;
- Рост объема продукции, закупаемой (произведенной) сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, тыс. руб.;
- Увеличение объема оборота розничной торговли на 1 жителя, тыс. руб.;
- Увеличение объема оказанных платных услуг на 1 жителя, тыс. руб.
3. Краткое описание этапов и сроков реализации муниципальной программы с указанием плановых значений индикаторов целей и показателей задач по годам реализации муниципальной программы
Сроки реализации Программы охватывают период 2014 - 2024 годов без выделения этапов.
Результатом реализации Программы является создание к 2024 году благоприятных условий для повышения конкурентоспособности экономики района, эффективного развития субъектов малого и среднего предпринимательства, кооперативов, развития торговой деятельности и сферы обслуживания в районе.
К ожидаемым конечным результатам выполнения Программы в 2024 году относятся:
- прирост инвестиций в основной капитал на 55%;
- прирост объема отгруженной продукции (товаров, работ, услуг) в 3,3 раза;
- прирост налоговых поступлений в 2,9 раза;
- увеличение среднемесячной начисленной заработной платы работающих в 1,9 раза.
Эффективность реализации Программы оценивается по целевым индикаторам и целевым показателям задач, характеризующим позитивные изменения в экономике района в целом, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса, потребительского рынка, кооперации.
4. Перечень подпрограмм, сведения о взаимосвязи результатов их выполнения с целевыми индикаторами муниципальной программы
Для решения поставленной цели и задач Программы реализуются три подпрограммы в сфере развития малого и среднего предпринимательства, кооперации, малых форм хозяйствования и потребительского рынка:
1. Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства Липецкого муниципального района на 2014 - 2024 годы";
2. Подпрограмма "Развитие кооперации Липецкого муниципального района на 2014 - 2024 годы";
3. Подпрограмма "Развитие потребительского рынка Липецкого муниципального района на 2014 - 2024 годы".
Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства Липецкого муниципального района на 2014 - 2024 годы" направлена на создание благоприятных условий для эффективного развития субъектов малого и среднего бизнеса.
Решение задач подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" заключается в реализации комплекса мероприятий по следующим направлениям:
1. Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства:
- Предоставление субсидий начинающим субъектам социального предпринимательства (за исключением производственных кооперативов, потребительских кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств) на возмещение затрат по организации и развитию собственного дела.
2. Проведение мероприятий по методической и информационной обеспеченности малого и среднего предпринимательства:
- Проведение ежегодного районного конкурса "Лидер малого и среднего бизнеса";
- Празднование Дня российского предпринимательства;
- Транспортные услуги по доставке участников на совещания, конференции и т.п.;
- Проведение совещаний, семинаров, участие в общероссийских, областных выставках, форумах и иных мероприятиях;
- Подготовка и издание информационно-методических материалов;
- Ведение и обслуживание Программного комплекса "Запросная система Единого Государственного Реестра ИП и ЮЛ";
- Расходы на содержание органа местного самоуправления.
3. Проведение мероприятий и конкурсов среди работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности:
- Подведение итогов трудового соперничества за календарный год в отрасли растениеводства, приуроченное к профессиональному празднику "День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности";
- Подведение итогов трудового соперничества за календарный год в отрасли животноводства;
- Проведение ежегодного конкурса операторов машинного доения коров и операторов по воспроизводству стада КРС.
Реализацию перечисленных мероприятий планируется осуществлять, как за счет средств районного бюджета, так и при финансовой поддержке средств из областного и федерального бюджета.
Таким образом, будут решаться следующие задачи по:
- повышению финансовой устойчивости начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства;
- методическому, информационному обеспечению сферы малого и среднего бизнеса, формированию положительного имиджа предпринимательства;
- повышению престижа сельскохозяйственных профессий и профессионального мастерства работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
Подпрограмма "Развитие кооперации Липецкого муниципального района на 2014 - 2024 годы" направлена на создание условий развития кооперации.
Решение задач подпрограммы "Развитие кооперации Липецкого муниципального района на 2014 - 2024 годы" заключается в реализации комплекса мероприятий по следующим направлениям:
1. Оказание финансовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам включает:
- Предоставление субсидий сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам второго уровня для формирования собственных средств кооператива, сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам для формирования собственных средств кооператива с целью пополнения фонда финансовой взаимопомощи для поддержки осуществления предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и сельскохозяйственной деятельности граждан, ведущих личное подсобное хозяйство;
- Предоставление субсидий сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам на возмещение затрат по обслуживанию расчетного счета кооператива в банках;
- Предоставление субсидий сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам на возмещение части затрат по уплате членских взносов кооперативов в межрегиональную ассоциацию сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов "Единство";
- Предоставление субсидий сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам на возмещение затрат по приобретению лицензионного программного обеспечения, в том числе для ведения бухгалтерского учета;
- Предоставление субсидий сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам на возмещение затрат по обеспечению электронного документооборота по предоставлению отчетности в Банк России и/или приобретению компьютерной техники и/или приобретению лицензионного программного обеспечения для осуществления деятельности и/или обслуживанию программных продуктов "Учет в микрофинансовых организациях" и "1С Бухгалтерия", связанных с ведением бухгалтерского учета.
2. Оказание финансовой поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для развития заготовительной деятельности включает:
- Предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях в части стимулирования развития заготовительной деятельности и (или) первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Таким образом, будут решаться следующие задачи по:
- комплексному развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов с организацией сети торговых точек;
- созданию условий для развития заготовительной деятельности.
Подпрограмма "Развитие потребительского рынка Липецкого муниципального района на 2014 - 2024 годы" направлена на создание благоприятных условий развития сферы потребительского рынка.
Решение задач подпрограммы "Развитие потребительского рынка Липецкого муниципального района на 2014 - 2024 годы" заключается в реализации мероприятий по следующим направлениям:
1. Обеспечение населения качественными и безопасными для жизни и здоровья пищевыми продуктами, реализуемыми на потребительском рынке Липецкого муниципального района:
- Предоставление субсидий на компенсацию части затрат, связанных с приобретением автомобильного топлива для организации развозной торговли и бытового обслуживания сельского населения;
- Предоставление субсидий на создание условий для обеспечения услугами торговли и бытового обслуживания сельского населения;
- Предоставление субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением автомобильного топлива для доставки товаров народного потребления в стационарные торговые объекты.
Таким образом, будет решаться задача по формированию условий для развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
5. Краткое описание ресурсного обеспечения муниципальной программы за счет бюджетных ассигнований по годам реализации муниципальной программы
Финансовое обеспечение реализации Программы в 2014 - 2024 годах планируется осуществлять за счет бюджетных ассигнований районного бюджета в пределах предусмотренных лимитов финансирования, а также средств областного бюджета. Основой финансирования муниципальной программы являются средства районного бюджета.
Общий объем финансирования Программы за весь период реализации прогнозно составит 55107,28 тыс. руб., в том числе:
- подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства Липецкого муниципального района на 2014 - 2024 годы" предположительно 50998,05 тыс. руб.;
- подпрограммы "Развитие кооперации Липецкого муниципального района на 2014 - 2024 годы" предположительно 2129,23 тыс. руб.;
- подпрограммы "Развитие потребительского рынка Липецкого муниципального района на 2014 - 2024 годы" предположительно 1980 тыс. руб.
6. Описание мер муниципального регулирования и обоснование необходимости их применения для достижения целевых индикаторов и показателей задач муниципальной программы
В рамках реализации Программы предусмотрено использование мер муниципальной поддержки в виде предоставления налоговых льгот субъектам хозяйственной деятельности в соответствии муниципальными нормативными правовыми актами.
В целях повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены льготные ставки арендной платы за пользование муниципальным имуществом (решение Липецкого районного Совета депутатов Липецкой области от 28.08.2007 N 325 "Положение о порядке предоставления в аренду муниципального имущества Липецкого муниципального района").
Для субъектов малого и среднего предпринимательства, производство собственной продукции которых составляет не менее 75% общего объема реализуемых ими товаров и услуг, арендная плата за муниципальное имущество устанавливается в размере 50% от величины годовой арендной платы. Для организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства арендная плата устанавливается в размере 20% от величины годовой арендной платы. Для субъектов малого и среднего предпринимательства, использующих арендованное имущество в целях бытового обслуживания населения и осуществляющих деятельность по заготовке, переработке и оптовой продаже сельскохозяйственной продукции, базовая ставка арендной платы за 1 кв. м в год (без учета платежей за эксплуатационные расходы, коммунальные услуги и НДС) устанавливается в размере 50 рублей. От уплаты арендных платежей за муниципальное имущество освобождаются предприниматели и организации, занимающиеся работой с детьми на некоммерческой основе.
С целью оказания имущественной поддержки в Липецком муниципальном районе утвержден перечень имущества муниципальной собственности, предназначенного для передачи во владение или в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства общей площадью более 7 тыс. кв. м.
В целях обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства и иных субъектов хозяйственной деятельности к заемным ресурсам предусмотрено предоставление объектов муниципального залогового фонда для обеспечения обязательств по кредитам и займам, полученным в кредитных организациях и НО "Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства" (решение районного Совета депутатов от 23 сентября 2008 года N 65 "Положение о залоговом фонде Липецкого муниципального района").
В целях создания благоприятного налогового режима для эффективного развития субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрено применение невысоких значений корректирующего коэффициента К2, для субъектов хозяйственной деятельности, работающих на едином налоге на вмененный доход.
В Липецком муниципальном районе установлено значение коэффициента К2 в отношении каждого вида предпринимательской деятельности, учитывающего особенности ведения предпринимательской деятельности.
Значения корректирующего коэффициента для всех категорий налогоплательщиков на календарный год определены существенно ниже по видам деятельности, имеющим социальную значимость (розничная торговля хлебом и хлебобулочными изделиями, розничная торговля детским товарами, оказание бытовых услуг).
Это позволит снизить налоговую нагрузку на субъекты малого и среднего предпринимательства и простимулирует рост их числа. В 2024 году планируется довести их численность до 451 ед. на 10 000 человек.
Реализация указанных мер обеспечит достижение целевых значений показателей муниципальной программы в сфере развития экономики.
7. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы
Реализация муниципальной программы подвержена влиянию рискам и негативных факторов. К основным рискам, способным оказать негативное влияние на результаты реализации Программы, можно отнести:
- рост цен на энергоресурсы;
- высокие процентные ставки по банковским кредитам;
- ресурсные ограничения для хозяйствующих субъектов, в том числе ограниченный доступ к земельным участкам;
- нехватку квалифицированных кадров;
- инфраструктурные проблемы, включая длительные процедуры присоединения к объектам электросетевого и газового хозяйства, коммунальной инфраструктуры, недостаток мощностей;
- недофинансирование мероприятий Программы из районного бюджета.
К мерам управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы относятся:
1. Планирование и прогнозирование. Ответственный исполнитель по согласованию с соисполнителями вносит предложения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных планом реализации Программы на соответствующий год.
2. Формирование и использование современной системы мониторинга на всех стадиях реализации Программы.
3. Контроль выполнения индикаторов (показателей) на всех стадиях реализации Программы.
8. Мониторинг реализации муниципальной программы
Управление реализацией Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки, реализации и проведения оценки эффективности муниципальных программ Липецкого муниципального района Липецкой области, утвержденным постановлением администрации Липецкого муниципального района Липецкой области от 12 августа 2013 года N 783 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и проведения оценки эффективности муниципальных программ Липецкого муниципального района Липецкой области". Реализация Программы осуществляется в соответствии с планом ее реализации, утверждаемым ежегодно с учетом приоритетов Программы.
Мониторинг реализации Программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации муниципальной программы от запланированного.
Объектом мониторинга являются индикаторы (показатели) Программы (подпрограмм) и основных мероприятий.
Мониторинг реализации Программы проводится на основе данных официального статистического наблюдения, годовых отчетов о ходе реализации и оценке эффективности Программы, докладов ответственного исполнителя о ходе реализации Программы.
Паспорт подпрограммы муниципальной программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства Липецкого муниципального района на 2014 - 2024 годы" (далее - Подпрограмма 1)
1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем и рисков в сфере малого и среднего предпринимательства
На протяжении ряда лет Липецкий муниципальный район является одним из динамично развивающихся районов Липецкой области. Развитие предпринимательства является одной из приоритетных задач социально-экономической политики района. Основной целью является создание благоприятных условий для эффективного развития субъектов предпринимательства, обеспечение их конкурентоспособности.
В период кризиса именно в сфере малого бизнеса стало возможным проводить мероприятия, сдерживающие социальную напряженность, создавать дополнительные рабочие места, эффективно использовать творческие способности людей, вовлеченных в трудовую деятельность.
Малое и среднее предпринимательство в Липецком муниципальном районе развивается с положительной динамикой.
По состоянию на 1 января 2013 года финансово-хозяйственную деятельность на территории района осуществляют 584 предприятия малого и среднего бизнеса, а это 84% от общего количества хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в районе.
Заметную роль играют индивидуальные предприниматели. На сегодняшний день их 1618 человек, которые также участвуют в решении проблем занятости населения, привлекая наемных работников по трудовым контрактам.
За три года (2010 - 2012) в районе зарегистрировано 893 индивидуальных предпринимателя и 253 новых предприятия. На 10 тысяч жителей района приходится 447 субъектов малого бизнеса.
По видам экономической деятельности малый и средний бизнес охватил все сферы экономики. В сфере оптовой и розничной торговли занято почти 52% предпринимателей, 14% в сфере транспорта и связи, 9% занимаются обрабатывающим производством, 7% сельским хозяйством. Активнее предприниматели идут в производственную и строительную сферу.
Предпринимательство оказывает развитие не только на экономику нашего района, оно еще несет в себе и социальный аспект. Это самозанятость населения, снижение безработицы, удовлетворение потребительского спроса населения, повышение благосостояния наших жителей. В сфере малого бизнеса сегодня занято 5,5 тысяч человек, что составляет третью часть от занятых в экономике района. За три года на предприятиях малого бизнеса введено 2423 рабочих места, среднемесячная заработная плата - 13,3 тысяч рублей.
Сегодня основными барьерами, которые препятствуют развитию предпринимательства в Липецком муниципальном районе, являются:
- недостаточная доступность финансовых ресурсов, обусловленная сложностью получения заемного финансирования для субъектов предпринимательской деятельности;
- недостаточная информированность предпринимателей о видах поддержки и новациях законодательства;
- низкая доступность производственных площадей в связи с их недостаточностью и в связи с постоянно возрастающей стоимостью аренды.
К основным рискам реализации Подпрограммы можно отнести:
- недофинансирование мероприятий Подпрограммы из районного бюджета;
- неполное использование субъектами предпринимательской деятельности муниципальной поддержки;
- невыполнение обязательств по реализации инвестиционных проектов получателями поддержки.
К мерам минимизации влияния рисков относятся:
1. Своевременное внесение изменений в состав основных мероприятий Подпрограммы, сроки их реализации, а также в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на соответствующий год.
2. Предварительная проработка заявок на получение муниципальной поддержки, анализ хозяйственной деятельности заявителей, осуществление постоянного мониторинга хода реализации инвестиционных проектов и целевым использованием средств муниципальной поддержки.
3. Контроль выполнения индикаторов (показателей) на всех стадиях реализации Подпрограммы.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Подпрограммы, задачи, описание показателей задач Подпрограммы
В качестве приоритетных для района направлений экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, участвующих в Подпрограмме, определены:
- обрабатывающие производства;
- оказание услуг: бытовых, медицинских, в системе дошкольного воспитания, жилищно-коммунальных, по ремонту вычислительной техники, физической культуры, спорта, туризма, культуры, отдыха и развлечений, транспортных;
- ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;
- общественное питание;
- строительство зданий и сооружений для здравоохранения, культуры, образования;
- инновационная деятельность;
- деятельность приютов для безнадзорных животных;
- розничная торговля фармацевтическими товарами.
В настоящее время потенциал развития малого и среднего предпринимательства Липецкого района реализован недостаточно. Подпрограмма является инструментом для улучшения сложившейся ситуации и создания условий для дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства путем решения следующих задач:
1. Повышение финансовой устойчивости начинающих субъектов малого и среднего бизнеса;
2. Методическое, информационное обеспечение сферы малого и среднего бизнеса, формирование положительного имиджа малого и среднего предпринимательства;
3. Повышение престижа сельскохозяйственных профессий и профессионального мастерства работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
Подпрограмма основана на принципе равного доступа всех субъектов предпринимательской деятельности района ко всем инструментам поддержки и предполагает сбалансированное развитие предпринимательства в районе.
Показателями задач являются:
- Число субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку, ед.;
- Число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. чел., ед.;
- Количество мероприятий и конкурсов, проведенных среди работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, ед.
3. Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Срок реализации Подпрограммы охватывает период 2014 - 2024 годов без выделения этапов.
4. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы с описанием всех механизмов и инструментов, реализация которых запланирована в составе основных мероприятий
Основное мероприятие задачи 1 Подпрограммы 1 "Оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства" включает в себя:
- Предоставление субсидий начинающим субъектам социального предпринимательства (за исключением производственных кооперативов, потребительских кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств) на возмещение затрат по организации и развитию собственного дела.
Субсидии предоставляются в виде компенсации части произведенных затрат. Получатели субсидий, за исключением объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, должны осуществлять деятельность по приоритетным направлениям, определенным в разделе 2 Подпрограммы.
Условия предоставления субсидии:
1. Предоставление субсидий вновь зарегистрированным и действующим менее 1 (одного) года субъектам малого предпринимательства (за исключением производственных кооперативов, потребительских кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств) из числа следующих приоритетных групп:
одинокие и (или) многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов;
граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно);
юридические лица, в уставном капитале которых доля, принадлежащая одиноким и (или) многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов или гражданам предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно), составляет не менее 50 процентов;
субъекты малого или среднего предпринимательства обеспечивающие занятость следующих категорий граждан при условии, что по итогам предыдущего календарного года среднесписочная численность лиц, относящихся к любой из таких категорий (одной или нескольким таким категориям), среди работников субъекта малого или среднего предпринимательства составляет не менее пятидесяти процентов (но не менее двух лиц, относящихся к таким категориям), а доля расходов на оплату труда лиц, относящихся к любой из таких категорий (одной или нескольким таким категориям), в расходах на оплату труда составляет не менее двадцати пяти процентов:
инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья;
одинокие и (или) многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, в том числе детей-инвалидов;
пенсионеры и граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно);
выпускники детских домов в возрасте до двадцати трех лет;
лица, освобожденные из мест лишения свободы и имеющие неснятую или непогашенную судимость;
беженцы и вынужденные переселенцы;
малоимущие граждане;
лица без определенного места жительства и занятий;
граждане, не отнесенные к вышеуказанным категориям, признанные нуждающимися в социальном обслуживании;
2. Общий размер субсидии, предоставляемой за счет средств областного бюджета и бюджета муниципального образования, не может превышать 85% от суммы затрат начинающих субъектов малого предпринимательства (за исключением производственных кооперативов, потребительских кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств) по организации и развитию собственного дела;
3. Предоставление субсидий после прохождения краткосрочного обучения и при наличии бизнес-проекта, оцениваемого комиссией с участием представителей некоммерческих организаций предпринимателей. Прохождения краткосрочного обучения не требуется для начинающих предпринимателей, имеющих диплом о высшем юридическом и (или) экономическом образовании (профильной переподготовке).
4. Размер субсидии на 1 субъект малого предпринимательства не должен превышать 500 тыс. рублей.
Основное мероприятие задачи 2 Подпрограммы 1 "Проведение мероприятий по методической и информационной обеспеченности предпринимательства" включает:
1. Проведение ежегодного районного конкурса "Лидер малого и среднего бизнеса";
2. Празднование Дня российского предпринимательства;
3. Транспортные услуги по доставке участников на совещания, конференции и т.п.;
4. Проведение совещаний, семинаров, участие в общероссийских, областных выставках, форумах и иных мероприятиях;
5. Подготовка и издание информационно-методических материалов;
6. Ведение и обслуживание Программного комплекса "Запросная система Единого Государственного Реестра ИП и ЮЛ";
7. Расходы на содержание органов местного самоуправления.
Основное мероприятие задачи 3 Подпрограммы 1 "Проведение мероприятий и конкурсов среди работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности" включает:
1. Празднование Дня работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности;
2. Проведение конкурса среди работников отрасли животноводства;
3. Проведение ежегодного конкурса операторов машинного доения коров и операторов по воспроизводству стада КРС.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы
Общий объем финансирования мероприятий Подпрограммы в 2014 - 2024 гг. предположительно составит всего 71 079,05 тыс. руб., в том числе:
за счет средств районного бюджета 50 998,05 тыс. руб.;
за счет средств областного бюджета 20 081 тыс. руб.
Паспорт подпрограммы муниципальной программы "Развитие кооперации Липецкого муниципального района на 2014 - 2024 годы" (далее - Подпрограмма 2)
1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем и рисков в сфере кооперации
Одним из основных приоритетов развития экономики района является дальнейшее развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации.
По состоянию на 01.07.2013 в районе зарегистрирован 21 потребительский кооператив, 14 из них снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и 7 кредитных. 2 кооператива создано с начала года. 9 кооперативов района осуществляют фактическую деятельность.
Поставленная задача по созданию в каждом сельском поселении по кредитному и снабженческо-сбытовому кооперативу решена только в трех сельских поселениях: К Отвержском, Лубновском, Новодеревенском сельсовете. 12 сельских поселений района в этом вопросе продолжают оставаться аутсайдерами: Большекузьминский, Васильевский, Вербиловский, Грязновский, Ивовский, Круто-Хуторской, Новодмитриевский, Падовский, Сенцовский, Тележенский, Частодубравский, Сырский сельсоветы.
Важнейшая цель кооперативов - организация эффективной работы по закупке сельскохозяйственной продукции, в первую очередь у личных подсобных хозяйств. Кооперация вносит свой вклад в развитие территорий, сельской инфраструктуры, увеличение занятости и способствует повышению доходов населения.
По состоянию на 01.07.2013 сельскохозяйственными потребительскими кооперативами закуплено (произведено) продукции на 1188,5 млн. рублей, сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами выдано 66 займов на общую сумму 47,7 млн. рублей.
Кооперация имеет большое значение с точки зрения возрождения села и развития сельской инфраструктуры, создания рабочих мест в сельской местности, увеличения занятости населения и способствует повышению его доходов.
Основной проблемой развития кооперации в Липецком муниципальном районе остается недостаточное развитие кооперативного движения в сфере переработки сельхозпродукции.
К другим актуальным проблемам кооперации можно отнести:
- нехватку стартового капитала для осуществления эффективной экономической деятельности;
- пассивность населения при объединении в кооперативы;
- отсутствие рынков сбыта произведенной продукции;
- уровень развития сельской кооперации и заготовительной деятельности не отвечает реальным потребностям личных подсобных хозяйств;
- объемы организованных закупок остаются недостаточно высокими.
Развитие заготовительной деятельности стимулирует развитие кооперации, обеспечивает сбыт произведенной ими продукции, повышает товарность личных подворий.
Осуществляется реализация мероприятий по предоставлению субсидий для стимулирования развития заготовительной деятельности и первичной переработки сельскохозяйственной продукции на условиях софинансирования средств областного и районного бюджета.
На развитие заготовительной деятельности из областного и районного бюджетов за период 2010 - 2012 годы направлено 3,1 млн. рублей, из них 438 тыс. рублей средства районного бюджета. Это позволило четырем хозяйствующим субъектам приобрести новое технологическое оборудование.
В настоящее время в районе заготовительную деятельность осуществляет 10 организаций и индивидуальных предпринимателей, которыми закуплено продукции на сумму 37,4 млн. рублей.
В заготовительной деятельности активно участвуют личные подсобные хозяйства района, их доля в общем объеме заготовительного оборота составляет 31,2%.
Заготовительный оборот за последние два года увеличился в 1,7 раза, заготовительный оборот получателей субсидий в 3,4 раза, значительно увеличилось количество личных подсобных хозяйств, у которых закупается выращенная сельскохозяйственная продукция.
Однако, несмотря на достигнутые результаты в заготовительной деятельности в этом направлении имеются нерешенные вопросы. Развитию их деятельности препятствует отсутствие материально-технической базы.
При этом сдерживающими факторами развития заготовительной деятельности, являются:
- высокие цены на ГСМ;
- недостаток финансовых ресурсов на приобретение специализированного автотранспорта и иного оборудования, необходимого для заготовки, хранения и первичной переработки продукции.
К основным рискам реализации Подпрограммы можно отнести:
- недофинансирование мероприятий Подпрограммы из районного бюджета;
- неполное использование субъектами предпринимательской деятельности, кооперативами, заготовительными организациями муниципальной поддержки.
К мерам минимизации влияния рисков относятся:
1. Своевременное внесение изменений в состав основных мероприятий Подпрограммы, сроки их реализации, а также в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на соответствующий год.
2. Предварительная проработка заявок на получение муниципальной поддержки, анализ хозяйственной деятельности заявителей, осуществление постоянного мониторинга за ходом их деятельности и целевым использованием средств муниципальной поддержки.
3. Контроль выполнения индикаторов (показателей) на всех стадиях реализации Подпрограммы.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Подпрограммы, задачи, описание показателей задач Подпрограммы
Одним из направлений решения стоящей перед обществом сегодня проблемы массового социального неравенства является развитие коллективных форм хозяйствования.
В качестве приоритетного направления определено развитие кооперации, заготовительной деятельности.
Для этого необходимо:
- содействовать в организации эффективной практической деятельности сельскохозяйственным потребительским кооперативам, в том числе кредитным;
- обеспечивать рынки сбыта для продукции, произведенной кооперативами, через развитие заготовительной деятельности.
В настоящее время в целях создания условий для дальнейшего развития этого направления необходимо решение следующих задач:
1. Создание условий для развития заготовительной деятельности;
2. Комплексное развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Показателями задач являются:
- Число сельскохозяйственных потребительских кооперативов, получивших поддержку, ед.;
- Число заготовительных организаций, получивших поддержку, ед.
В качестве приоритетного направления экономической деятельности для субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих возможность получить финансовую поддержку, определена заготовительная деятельность.
3. Сроки и этапы реализации Подпрограммы
Срок реализации Подпрограммы охватывает период 2014 - 2024 годов без выделения этапов.
4. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы с описанием всех механизмов и инструментов, реализация которых запланирована в составе основных мероприятий
Основное мероприятие задачи 1 Подпрограммы 2 "Оказание финансовой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам" включает в себя:
1. Предоставление субсидий сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам второго уровня для формирования собственных средств кооператива, сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам для формирования собственных средств кооператива с целью пополнения фонда финансовой взаимопомощи для поддержки осуществления предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и сельскохозяйственной деятельности граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Условия предоставления субсидии:
- общий размер субсидии, предоставляемой за счет средств областного бюджета и бюджета муниципального образования, на формирование собственных средств сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива второго уровня с целью пополнения фонда финансовой взаимопомощи для поддержки осуществления предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и сельскохозяйственной деятельности граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не может превышать 300,0 тыс. руб.;
- размер собственных средств, включающих в себя паевые обязательные взносы членов кооператива, средства резервного фонда, чистую прибыль за счет основной деятельности кооператива, в объеме Портфеля сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива второго уровня составляет не менее 250,0 тыс. руб. по состоянию на 31 декабря года, предшествующего году предоставления субсидии.
2. Предоставление субсидий сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам на возмещение затрат по обслуживанию расчетного счета кооператива в банках.
Условия предоставления субсидии:
- общий размер субсидии, предоставляемой за счет средств областного бюджета и бюджета муниципального образования, на компенсацию суммы затрат сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива на обслуживание расчетного счета в банках составляет 90% от суммы затрат, но не более 50 тыс. руб.
3. Предоставление субсидий сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам на возмещение части затрат по уплате членских взносов кооперативов в межрегиональную ассоциацию сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов "Единство".
Условия предоставления субсидии:
- общий размер субсидии, предоставляемой за счет средств областного бюджета и бюджета муниципального образования, не может превышать 90% от суммы затрат сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива по уплате членских взносов в межрегиональную ассоциацию сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов "Единство" (далее - МА СКПК "Единство").
4. Предоставление субсидий сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам на возмещение затрат по приобретению лицензионного программного обеспечения, в том числе для ведения бухгалтерского учета.
5. Предоставление субсидий сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам на возмещение затрат по обеспечению электронного документооборота по предоставлению отчетности в Банк России и/или приобретению компьютерной техники и/или приобретению лицензионного программного обеспечения для осуществления деятельности и/или обслуживанию программных продуктов "Учет в микрофинансовых организациях" и "1С Бухгалтерия", связанных с ведением бухгалтерского учета.
Условия предоставления субсидии:
- общий размер субсидии сельскохозяйственному кредитному потребительскому кооперативу, предоставляемой за счет средств областного бюджета и бюджета муниципального образования, не может превышать: на приобретение компьютерной техники и/или лицензионного программного обеспечения 100 тыс. руб.; на обслуживание программных продуктов "Учет в микрофинансовых организациях", "1С Бухгалтерия" 30 тыс. руб.
Основное мероприятие задачи 2 Подпрограммы 2 "Оказание финансовой поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для развития заготовительной деятельности":
- Предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях в части стимулирования развития заготовительной деятельности и (или) первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы
Общий объем финансирования мероприятий Подпрограммы в 2014 - 2024 гг. предположительно составит всего 23 320,18 тыс. руб., в том числе:
за счет средств районного бюджета 2 129,23 тыс. руб.;
за счет средств областного бюджета 21 190,95 тыс. руб.
Паспорт подпрограммы муниципальной программы "Развитие потребительского рынка Липецкого муниципального района на 2014 - 2024 годы" (далее - Подпрограмма 3)
1. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем и рисков в сфере потребительского рынка в сфере потребительского рынка
Торговое и бытовое обслуживание населения является социально ориентированной сферой экономики, которая способствует удовлетворению потребностей жителей района в разнообразных видах услуг, создает условия для их полноценного отдыха и более комфортных условий жизни.
В последнее время динамика развития торгового обслуживания носит положительный характер. Улучшается качество обслуживания населения, расширяется диапазон предлагаемых услуг, открываются дополнительные рабочие места. Совершенствуется инфраструктура потребительского рынка.
На 1 января 2013 года потребительский рынок Липецкого муниципального района включал 107 магазинов, 74 киоска и павильона. Оборот розничной торговли в районе по состоянию на 1 января 2013 года составил 1,9 млрд. рублей, что составляет в расчете на одного жителя района почти 37,8 тыс. рублей. Оборот общественного питания составил 132,3 млн. рублей. В 2012 году в Липецком районе наблюдалось увеличение оборота розничной торговли и объема платных услуг на душу населения по сравнению с показателями 2010 года на 17% и 8% соответственно.
В 2012 году 930 жителей 29 отдаленных малонаселенных пунктов Липецкого муниципального района, не имеющих стационарной торговой сети, обеспечивались выездным торговым обслуживанием. В 2012 году населению Липецкого муниципального района оказано бытовых услуг на сумму 94 574 тыс. рублей, что в расчете на одного жителя составляет 1,92 тыс. рублей. Выездным обслуживанием охвачено 29 населенных пунктов, оказывается 27 видов услуг.
Несмотря на это, такие показатели, как продажа товаров и оказание бытовых услуг на одного жителя района, остаются крайне низкими. 33% населенных пункта района не имеют стационарных торговых предприятий, 83% - предприятий быта и комплексных приемных пунктов. Это ограничивает перечень предоставляемых торговых и бытовых услуг населению.
Торговые предприятия и предприятия быта в основном размещены и продолжают открываться в крупных населенных пунктах, как правило, вблизи областного центра (г. Липецк). Проблема территориальной доступности товаров и услуг быта в отдельных селах сохраняется. Отсутствие комплексных приемных пунктов и квалифицированных специалистов резко ограничивает перечень предоставляемых бытовых услуг.
Эффективное решение обозначенных проблем невозможно без использования программных мероприятий, реализация которых будет способствовать созданию условий для развития в районе торговли, бытового обслуживания и общественного питания, позволит повысить уровень жизни населения, развить инфраструктуру сферы потребительского рынка, создать новые рабочие места, сформировать в отрасли квалифицированный кадровый потенциал.
Данная Подпрограмма направлена на решение существующих проблем в сфере потребительского рынка и создания оптимальных условий для развития этой сферы.
К основным рискам реализации Подпрограммы можно отнести:
- недофинансирование мероприятий Подпрограммы;
- неполное использование муниципальной поддержки субъектами торговой деятельности и предприятиями бытового обслуживания;
- невыполнение обязательств по использованию бюджетных средств получателями поддержки.
К мерам минимизации влияния рисков относятся:
1. Своевременное внесение изменений в состав основных мероприятий Подпрограммы, сроки их реализации, а также в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на соответствующий год;
2 Предварительная проработка заявок на получение муниципальной поддержки, анализ хозяйственной деятельности заявителей, осуществление постоянного мониторинга за целевым использованием средств муниципальной поддержки;
3. Контроль выполнения индикаторов (показателей) на всех стадиях реализации Подпрограммы.
2. Приоритеты муниципальной политики в сфере реализации Подпрограммы, задачи, описание показателей задач Подпрограммы
В качестве приоритетных направлений деятельности для предприятий торговли и бытового обслуживания определены:
- торговая деятельность в сельских населенных пунктах, не имеющих стационарной сети;
- развозная торговля;
- торговля товарами первой необходимости;
- оказание бытовых услуг.
Задачей Подпрограммы является формирование условий для развития торговли, общественного питания и бытового обслуживания и, как следствие, увеличение уровня и качества жизни населения района. Для достижения поставленной задачи необходимо оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере торговой деятельности и бытовом обслуживании.
Показателем задачи является:
- Число субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших поддержку в сфере торговли и бытового обслуживания, ед.
3. Сроки и этапы реализации подпрограммы
Срок реализации Подпрограммы охватывает период 2014 - 2024 годов без выделения этапов.
4. Характеристика основных мероприятий Подпрограммы с описанием всех механизмов и инструментов, реализация которых запланирована в составе основных мероприятий
Основное мероприятие 1 задачи 1 Подпрограммы 3 "Обеспечение населения качественными и безопасными для жизни и здоровья пищевыми продуктами, реализуемыми на потребительском рынке Липецкого муниципального района":
- Предоставление субсидий на компенсацию части затрат, связанных с приобретением автомобильного топлива для организации развозной торговли и бытового обслуживания сельского населения;
- Предоставление субсидий на создание условий для обеспечения услугами торговли и бытового обслуживания сельского населения;
- Предоставление субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением автомобильного топлива для доставки товаров народного потребления в стационарные торговые объекты.
5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Подпрограммы
Источником финансирования мероприятий настоящей Подпрограммы являются средства районного и областного бюджета. Общий объем финансирования Подпрограммы на весь период реализации составляет 16 810,2 тыс. руб. В том числе:
за счет средств районного бюджета 1 980 тыс. руб.;
за счет средств областного бюджета 14 830,2 тыс. руб.
Приложение 1
к муниципальной программе
"Создание условий для развития
экономики Липецкого
муниципального района
на 2014 - 2024 годы"
Сведения
об индикаторах цели и показателях задач муниципальной программы "Создание условий для развития экономики Липецкого муниципального района на 2014 - 2024 годы"
Приложение 2
к муниципальной программе
"Создание условий для развития
экономики Липецкого
муниципального района
на 2014 - 2024 годы"
Ресурсное обеспечение
реализации муниципальной программы "Создание условий для развития экономики Липецкого муниципального района на 2014 - 2024 годы" за счет средств районного бюджета
Приложение 3
к муниципальной программе
"Создание условий для развития
экономики Липецкого муниципального
района на 2014 - 2024 годы"
Прогнозная оценка
расходов по источникам ресурсного обеспечения на реализацию муниципальной программы "Создание условий для развития экономики Липецкого муниципального района на 2014 - 2024 годы"
Приложение 4
к муниципальной программе
"Создание условий для развития
экономики Липецкого муниципального
района Липецкой области на 2014 - 2024 годы"
Оценка
применения мер государственного (муниципального) регулирования в сфере реализации муниципальной программы "Создание условий для развития экономики Липецкого муниципального района Липецкой области на 2014 - 2024 годы"
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Липецкого муниципального района Липецкой области от 11 февраля 2020 г. N 70 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.