Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.С. Брыкова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин С.С. Брыков, которому отказано в удовлетворении иска к организации-продавцу о взыскании денежной суммы, уплаченной за товар ненадлежащего качества, неустойки (пени) за нарушение сроков удовлетворения ответчиком требования истца о возврате денежных средств, судебных расходов, а также штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке его требований как потребителя, оспаривает конституционность следующих законоположений:
статьи 10 ГК Российской Федерации, а фактически - примененных в деле с его участием положений данной статьи, согласно которым не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (абзац первый пункта 1); в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (пункт 2); добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5);
пункта 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей", в соответствии с которым отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и абзаца шестого пункта 1 статьи 18 того же Закона Российской Федерации, предусматривающего, что потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы; по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками;
абзаца пятого статьи 34 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которым в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагается в том числе определение порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства.
Заявитель также оспаривает конституционность следующих, примененных в его деле норм указания Банка России от 11 марта 2014 года N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", а именно: пункта 6, определяющего перечень документов, по которым проводится кассовая операция "выдача наличных денег", а также положения абзаца второго подпункта 6.1, согласно которому кассир выдает наличные деньги после проведения идентификации получателя наличных денег по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему личность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, либо по предъявленным получателем наличных денег доверенности и документу, удостоверяющему личность.
По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения не соответствуют статьям 1 (часть 1), 2, 3, 4 (часть 2), 6 (часть 2), 7, 15, 17, 18, 19, 35, 45 (часть 1), 46 (часть 1), 55, 104 и 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, устанавливают неопределенное правовое регулирование, порождающее их неоднозначное толкование и произвольное применение, допускают возложение на него обязанности перед продавцом товара, которая, как утверждается в жалобе, не может быть возложена на потребителя, поскольку предусмотрена не нормами Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", а положениями нормативного акта Банка России, что приводит к несоразмерному ограничению его прав как потребителя экономически более слабой и зависимой стороны в гражданско-правовых отношениях с организациями и индивидуальными предпринимателями, в частности права на возврат уплаченной за товар денежной суммы в случае обнаружения в нем недостатков, если они не были оговорены продавцом.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, содержащееся в статье 10 ГК Российской Федерации правовое регулирование направлено на реализацию принципа, закрепленного в статье 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации (определения от 28 сентября 2017 года N 1865-О, от 17 июля 2018 года N 1735-О, от 29 января 2019 года N 130-О и др.). Следовательно, абзац первый пункта 1, пункты 2 и 5 статьи 10 ГК Российской Федерации, устанавливающие запрет на злоупотребление правом, правовые последствия злоупотребления правом и презумпцию добросовестности участников гражданских правоотношений, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в обозначенном им аспекте, в деле с участием которого суды пришли к выводу, в частности, о недобросовестном осуществлении заявителем своих прав.
Положения пункта 1 статьи 1 и абзаца шестого пункта 1 статьи 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", рассматриваемые в системной взаимосвязи с положениями гражданского законодательства, призванными обеспечить защиту прав добросовестных участников гражданско-правовых отношений, а также законность, стабильность и предсказуемость развития этих отношений, согласующиеся с положением статьи 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации об обязанности граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, направлены на защиту прав потребителей, в том числе в случае продажи им товара ненадлежащего качества, а потому не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях подчеркивал, что особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации проявляется, в частности, в том, что он наделен нормотворческими полномочиями (определения от 15 января 2003 года N 45-О, от 26 октября 2017 года N 2494-О и др.). Содержащееся в оспариваемых нормах указания Банка России от 11 марта 2014 года N 3210-У правовое регулирование принято во исполнение Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", которым в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагается определение порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства (абзац пятый статьи 34). Данное правовое регулирование, направленное в том числе на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителя, а также на охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, финансовой дисциплины, согласуется с положением части первой статьи 7 того же Федерального закона, предусматривающим, что Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Проверка же правильности выбора и применения правовых норм в конкретном деле с учетом его фактических обстоятельств, на что, по сути, направлена жалоба заявителя, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Брыкова Станислава Сергеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 января 2020 г. N 107-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Брыкова Станислава Сергеевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1 и 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", статьи 34 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и указания Банка России "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)