Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Результаты правового мониторинга законодательства Алтайского края
2.1. Деятельность Законодательного Собрания по мониторингу нормативных правовых актов Алтайского края и по экспертизе нормативных правовых актов Законодательного Собрания на коррупциогенность
Совершенствование краевого законодательства предполагает надлежащую организацию и проведение правового мониторинга (в том числе и антикоррупционного мониторинга) и мониторинга правоприменения нормативных правовых актов органами государственной власти Алтайского края, а также всеми заинтересованными институтами гражданского общества. Правовой мониторинг, в том числе и антикоррупционный, осуществляется органами государственной власти Алтайского края в соответствии с законом Алтайского края от 9 ноября 2006 года N 122-ЗС "О правотворческой деятельности" и иными правовыми актами. Деятельность носит системный, плановый характер и осуществляется как в отношении ранее принятых актов, так и проектов актов нормативного характера.
В 2013 году продолжена работа по мониторингу нормативных правовых актов Алтайского края Алтайского края и по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алтайского края и их проектов.
Основной задачей правового мониторинга является выявление недостатков нормотворческой и правоприменительной деятельности. Правовой мониторинг осуществляется, прежде всего, путем анализа федерального и краевого законодательства, оперативного отслеживания вносимых в законодательство изменений.
Кроме того, для анализа и оценки региональной, в том числе и отраслевых правовых баз, в целях правового мониторинга используется следующая информация:
1) экспертные заключения на нормативные правовые акты, подготовленные Управлением Минюста Российской Федерации по Алтайскому краю;
2) протесты, представления и письма органов прокуратуры о выявленных в нормативных правовых актах противоречиях федеральному законодательству и коллизиях;
3) письма, обращения, иные материалы, подготовленные общественными организациями, иными заинтересованными лицами, поступившие в органы исполнительной власти края и затрагивающие вопросы регулирования общественных отношений либо совершенствования правовых актов и правоприменения;
4) информационные письма судебных органов и др.
Одно из направлений мониторинга - устранение несоответствия нормативных правовых актов федеральному законодательству и совершенствование законодательства Алтайского края с точки зрения регулирования отношений на региональном уровне.
В соответствии с распоряжением председателя Законодательного Собрания действуют две рабочие группы, осуществляющие свою деятельность под руководством заместителя председателя Законодательного Собрания - председателя комитета по правовой политике.
Правовой основой для проведения мониторинга является закон Алтайского края от 9 ноября 2006 года N 122-ЗС "О правотворческой деятельности" и постановление Законодательного Собрания от 23 декабря 2009 года N 724 "Об утверждении Положения о порядке осуществления правового мониторинга в Алтайском краевом Законодательном Собрании".
В 2013 году подготовлено и проведено 5 рабочих групп по мониторингу законодательства, ежемесячно готовились обзоры федерального законодательства с учетом необходимости изменения законодательства Алтайского края. Для сравнения: в 2012 году проведено 4 заседания рабочей группы, в 2011 году - 6 заседаний, в 2010 году - 8 заседаний.
По результатам деятельности рабочей группы по правовому мониторингу формируется План правотворческой, контрольной и организационной деятельности Законодательного Собрания на очередное полугодие, вносятся в него оперативные изменения.
Всего в 2013 году проведен правовой мониторинг 453 федеральных законов. По итогам мониторинга федерального законодательства потребовалось внесение изменений в более чем 70 нормативных правовых актов Алтайского края.
Продолжается работа по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Законодательного Собрания и их проектов.
Цель антикоррупционной экспертизы - выявление коррупционных факторов в законах Алтайского края и подзаконных нормативных правовых актов Алтайского края и внесение соответствующих изменений в действующие нормативные правовые акты Алтайского края.
Антикоррупционная экспертиза осуществляется в соответствии с постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 2 июня 2009 года N 281 "Об утверждении порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алтайского краевого Законодательного Собрания и их проектов" и законом Алтайского края от 9 ноября 2006 года N 122-ЗС "О правотворческой деятельности".
Рабочая группа, возглавляемая заместителем председателя Законодательного Собрания - председателем комитета по правовой политике, собирается не реже одного раза в три месяца. В ее состав входят представители Законодательного Собрания (депутаты, представители экспертно-правового управления аппарата Законодательного Собрания, главные консультанты постоянных комитетов Законодательного Собрания), представитель Администрации Алтайского края, прокуратуры Алтайского края, руководитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю и представитель Общественной палаты Алтайского края, Счетной палаты Алтайского края, представители депутатских фракций и объединений, научного сообщества.
В 2013 году рабочей группой были утверждены итоги антикоррупционной экспертизы за 2012 года и подготовлен и утвержден единый План-график проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алтайского края в Законодательном Собрании на 2013 год, в соответствии с которым проводилась экспертиза на наличие коррупциогенных факторов базовых нормативных правовых актов Алтайского края с ежемесячным отчетом профильных постоянных комитетов Законодательного Собрания о результатах экспертизы на заседаниях рабочих групп.
В 2013 году в соответствии с Планом-графиком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Алтайского края в Законодательном Собрании, утвержденным рабочей группой, была проверено на наличие коррупциогенных факторов 24 действующих нормативных правовых акта.
Утверждены результаты антикоррупционной экспертизы 25 нормативных правовых актов Алтайского края в соответствии с утвержденным Планом-графиком: 1 постановления Законодательного Собрания, 4 постановлений Администрации Алтайского края и 20 законов Алтайского края.
Из них комитетом по правовой политике проведено 4 экспертизы, комитетом по аграрной политике и природопользованию - 6; комитетом по экономической политике, промышленности и предпринимательству - 4; комитетом по социальной политике - 4; комитетом по бюджету, налоговой и кредитной политике - 4; комитетом по здравоохранению и науке - 3; комитетом по местному самоуправлению - 0.
По результатам экспертизы в 2013 году в 2 нормативных правовых актах выявлены коррупциогенные факторы:
- в законе Алтайского края от 1 июня 2000 года N 24-ЗС "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней в Алтайском крае" в статье 6 - широта дискреционных полномочий, наличие дублирующих полномочий (внесены изменения в ноябре 2013 года);
- в Регламенте Законодательного Собрания в статьях 36, 40 - широта дискреционных полномочий (принято решение о проведении дополнительных согласительных процедур).
Все проекты нормативных правовых актов, внесенные в 2013 году в Законодательное Собрание, прошли антикоррупционную экспертизу. Положения проекта нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы, устранялись, как правило, на стадии доработки проекта его разработчиком.
Для совершенствования деятельности по антикоррупционной экспертизе и правовому мониторингу, придания ей большей системности подготовлен проект постановления о создании комиссии Законодательного Собрания по законодательному обеспечению противодействия коррупции и правовому мониторингу.
2.2. Взаимодействие Законодательного Собрания в сфере правотворческой деятельности с прокуратурой Алтайского края и Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю, с судебными органами
В 2013 году была продолжена совместная работа согласно принятому в 2008 году Соглашению о порядке взаимодействия Законодательного Собрания, прокуратуры Алтайского края, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю по следующим направлениям:
1) законотворческая деятельность Законодательного Собрания;
2) мониторинг нормативных правовых актов Алтайского края;
3) проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов Алтайского края и проектов, вносимых в Законодательное Собрание.
Взаимодействие с органом законодательной власти осуществлялась в формах участия представителей прокуратуры края и Управления юстиции в сессиях Законодательного Собрания, в заседаниях рабочих групп по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и правовому мониторингу, заседаниях профильных комитетов и комиссий по разработке законопроектов, в заседаниях рабочих групп по подготовке проектов правовых актов. Так, в 2013 году представители указанных органов приняли участие в 11 сессиях Законодательного Собрания, в заседаниях постоянных комитетов, рабочих группах по подготовке законопроектов, 5 рабочих группах по мониторингу законодательства и по проведению антикоррупционной экспертизы.
В 2013 году прокуратурой Алтайского края стала активно использоваться такие формы взаимодействия с законодательным органом края как направление предложений в план работы Законодательного Собрания и направление информаций для совместного рассмотрения на рабочей группе по мониторингу законодательства. Результатом такой работы стало внесение изменений в 11 законов края, в т.ч. 2 из которых совместно разработаны прокуратурой Алтайского края и комитетом по правовой политике.
При этом наибольшая эффективность правотворческого процесса достигается посредством участия на стадии разработки проектов нормативных правовых актов путем проведения правовой и антикоррупционной экспертиз проектов нормативных правовых актов Законодательного Собрания, вносимых на сессию субъектами законодательной инициативы. Ежегодно на предварительную экспертизу в указанные органы направляется более 150 проектов нормативных правовых актов.
В 2013 году прокуратурой Алтайского края было направлено 16 заключений на проекты нормативных правовых актов (в 2010 году - 11 заключений, в 2011 году - 11 заключений, в 2012 году - 12 заключений), Управлением Министерства юстиции по Алтайскому краю - 11 экспертных заключений на проекты нормативных правовых актов (в 2010 году - 6 заключений, в 2011 году - 15 заключений, в 2012 году - 7 экспертных заключений). При доработке законопроектов замечания прокуратуры и Управления Министерства юстиции учитывались субъектами законодательной инициативы.
Управлением Министерства юстиции по Алтайскому краю проведены правовая и антикоррупционная экспертизы 191 закона края (2012 год - 233) и 19 постановлений Законодательного Собрания (2012 год - 36), из них повторно в связи с динамикой федерального законодательства - в отношении 56 законов и 19 постановлений. По результатам повторной правовой экспертизы несоответствия федеральному законодательству выявлены в законе Алтайского края от 10 апреля 2007 года N 22-ЗС "О библиотечном деле в Алтайском крае". Законом Алтайского края от 31 декабря 2013 года N 97-ЗС "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Алтайского края" внесены изменения, устраняющие выявленные несоответствия федеральному законодательству. Данные о деятельности Управлением Министерства юстиции по Алтайскому краю приведены в таблице 7.
Таблица 7
Проведение Управлением Министерства юстиции по Алтайскому краю правовой и антикоррупционной экспертизы законов Алтайского края и постановлений Законодательного Собрания
|
2013 год |
2012 год |
||
законы Алтайского края |
постановления |
законы Алтайского края |
постановления |
|
Включено в федеральный регистр |
100 |
8 |
99 |
21 |
Проведена правовая экспертиза законов |
191 |
19 |
233 |
36 |
в том числе повторно |
56 |
9 |
79 |
13 |
Выявлено несоответствий федеральному законодательству: |
1 |
- |
3 |
- |
в том числе по результатам повторной правовой экспертизы |
1 |
- |
3 |
- |
Приведено в соответствие с федеральным законодательством |
1 |
- |
2 |
- |
Выявлено коррупциогенных факторов |
- |
- |
- |
- |
Пересмотрены результаты экспертизы |
- |
- |
- |
- |
Поступило и рассмотрено проектов |
137 |
15 |
133 |
18 |
без замечаний |
119 |
15 |
120 |
18 |
высказано замечаний и предложений: |
18 |
3 |
13 |
- |
в т.ч. несоответствий федеральному законодательству |
9 |
- |
3 |
- |
в т.ч. коррупциогенных факторов |
1 |
- |
1/0 |
- |
Учтено замечаний |
9 |
1 |
9 |
- |
Направлены предложения о корректировке в связи с динамикой федерального законодательства в отношении 10 законов края и 1 постановления Законодательного Собрания, в том числе по результатам повторной экспертизы в отношении 8 законов края.
Устойчивая тенденция последних лет, характеризующаяся снижением удельного веса выявляемых несоответствий федеральному законодательству в принятых законах Алтайского края и постановлениях Законодательного Собрания, в определенной степени обеспечивается налаженным взаимодействием законодательного (представительного) органа государственной власти края с органами юстиции на стадии разработки нормативных правовых актов.
Так, удельный вес несоответствий федеральному законодательству, выявленных Управлением Министерства юстиции по Алтайскому краю в 2011 году составил 3,7%, в 2012 году - 1,3%, 2013 году - 0, 5%.
В результате совместной работы над законопроектами на стадии их принятия из года в год уменьшается количество экспертных заключений Управления юстиции на действующие нормативные правовые акты. Так в 2013 году в Алтайское краевое Законодательное Собрание из Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю поступило 12 экспертных заключений на действующие нормативные правовые акты Законодательного Собрания (в 2008 году - 53, в 2009 году - 43, в 2010 году - 31, в 2011 году - 43, в 2012 году - 27). Из них по сферам деятельности комитетов:
- по правовой политике - 5 заключений (в 2010 году - 13 заключений, в 2011 году - 16 заключений, в 2012 году - 12 заключений);
- по экономической политике, промышленности и предпринимательству - 3 заключения (в 2010 году - 4 заключения, в 2011 году - 10 заключений, в 2012 году - 4 заключения);
- по социальной политике - 3 заключения (в 2010 году - 5 заключений, в 2011 году - 6 заключений, 2012 году - 6 заключений);
- по местному самоуправлению - 1 заключение (в 2010 году - 3 заключения, в 2011 году - 4 заключения, 2012 году - 2 заключения);
- по аграрной политике и природопользованию - 0 заключений (в 2010 году - 2 заключения, в 2011 году - 2 заключения, в 2012 году - 2 заключения);
- по здравоохранению и науке - 0 заключений (в 2011 году - 0 заключений, в 2012 году - 1 заключение);
По предмету ведения комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике экспертных заключений в 2011-2013 годах не поступало.
По результатам работы 10 экспертных заключений признаны обоснованными, соответствующие изменения в нормативные правовые акты внесены. По одному экспертному заключению постоянным комитетом по местному самоуправлению принято решение о плановом изменении законодательства в течение 2014 года. По одному экспертному заключению комитетом по экономической политике, промышленности и предпринимательству направлено письмо о несогласии с выводами, изложенными в заключении.
В настоящее время, в результате взаимодействия и совместной работы Управления Министерства юстиции по Алтайскому краю и Законодательного Собрания практически все нормативные правовые акты, в которых Управлением Министерства юстиции по Алтайскому краю выявляются нарушения, приводятся в соответствие с федеральным законодательством без судебных процедур и принятия мер прокурорского реагирования.
Прокуратурой Алтайского края в 2013 году в адрес Законодательного Собрания направлено 4 протеста прокурора Алтайского края и 2 представления (в 2008 году - 10 протестов и 1 представление, в 2009 году - 5 протестов и 1 представление, в 2010 году - 5 протестов, в 2011 году - 9 протестов и 1 требование об устранении коррупциогенного фактора, в 2012 году - 3 протеста и 2 представления).
Поступившие акты прокурорского реагирования были рассмотрены экспертно-правовым управлением аппарата Законодательного Собрания совместно с профильными постоянными комитетами. По результатам были внесены соответствующие изменения в законы Алтайского края: "О статусе административного центра Алтайского края"; "О социальном партнерстве в Алтайском крае"; "О физической культуре и спорте в Алтайском крае".
Признаны утратившими силу законы Алтайского края: "Об охране общественной нравственности"; "Об инновационной деятельности в Алтайском крае"; "О государственной поддержке инновационной деятельности в агропромышленном комплексе Алтайского края".
Принят новый закон Алтайского края "О государственной поддержке инновационной деятельности".
В 2013 году Законодательное Собрание участвовало в 3 судебных процессах об оспаривании нормативных правовых актов Алтайского края по заявлению граждан и юридических лиц:
- об оспаривании норм закона Алтайского края "О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий пикетирования на территории Алтайского края";
- о признании недействующими в части законов Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" и "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (решением суда первой инстанции заявителям отказано, кассационная инстанция оставила решение в силе);
- о признании бездействия Законодательного Собрания в части предоставления льгот многодетным матерям.
По всем судебным процессам заявителям отказано в удовлетворении их требований. Динамика оспаривания приводится в таблице 8.
Представляется, что созданная система нормотворчества в Алтайском крае в целом представляет достаточно эффективный механизм по подготовке законопроектов. Накопленный опыт взаимодействия законодательного органа прокуратуры Алтайского края и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю позволяет обеспечить на территории края единство правового пространства. Вместе с тем, вопрос обеспечения единства правового пространства в условиях динамичного развития федерального законодательства не теряет своей актуальности.
Таблица 8
Динамика
оспаривания нормативных правовых актов Законодательного Собрания в судах общей юрисдикции в 2011-2013 годах
|
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Всего за 3 года |
Всего судов, в т.ч. |
3 |
3 |
3 |
9 |
по заявлению прокурора, из них: |
1 |
- |
- |
1 |
- прокурору отказано |
- |
- |
- |
- |
- требования прокурора удовлетворены |
1 |
- |
- |
- |
из них: - полностью |
1 |
- |
- |
1 |
- частично |
- |
- |
- |
- |
- производство по делу прекращено |
- |
- |
- |
- |
по заявлениям граждан и юридических лиц, из них: |
2 |
3 |
3 |
8 |
- истцу отказано |
2 |
- |
3 |
5 |
- требования истца удовлетворены |
- |
3 |
- |
3 |
- производство по делу прекращено |
- |
- |
- |
- |
2.3. Взаимодействие Законодательного Собрания в сфере правотворческой деятельности с институтами гражданского общества
Законодательное Собрание, его должностные лица, взаимодействуют с институтами гражданского общества на всех стадиях правотворческой деятельности: от принятия решения о подготовке нормативного правового акта до контроля за эффективностью его исполнения.
Взаимодействие с институтами гражданского общества Законодательное Собрание реализует, в частности, через участие их представителей в работе двух постоянно действующих рабочих групп по проведению мониторинга законодательства Алтайского края и по проведению антикоррупционной экспертизы законов Алтайского края, иных нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием.
С целью закрепления обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы все проекты нормативных правовых актов размещены на официальном сайте не позднее чем за пять дней до их рассмотрения.
В Законодательное Собрание в 2013 году поступило 4 заключения независимых экспертов по результатам проведения антикоррупционной экспертизы (в 2002 году - 2 заключения).
В частности, поступило заключение АНО "Центр правотворчества, экспертизы и мониторинга законодательства" на закон Алтайского края от 30 октября 2012 года N 78-ЗС "О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Алтайского края", в соответствии с которым в законе коррупциогенные факторы выявлены не были. Согласно экспертным заключениям, поступившим от АНО ВПО "Алтайская академия экономики и права (институт)" на закон Алтайского края от 5 февраля 2008 года N 5-ЗС "О порядке заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд на территории Алтайского края" и закон Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 78-ЗС "О предупреждении распространения туберкулёза в Алтайском крае" коррупциогенные факторы также выявлены не были.
Замечания, высказанные в экспертном заключении на закон Алтайского края от 9 ноября 2006 года N 122-ЗС "О правотворческой деятельности", были рассмотрены комитетом Законодательного Собрания по правовой политике и отклонены по причине формального характера, как не способные повлечь за собой проявления коррупции.
В 2013 году проведен ряд мероприятий с участием общественных институтов, в ходе которых были обсуждены результаты мониторинга правоприменения (приложение 4 Доклада), а также 5 заседаний рабочих групп по проведению мониторинга законодательства Алтайского края и по проведению антикоррупционной экспертизы законов Алтайского края, иных нормативных правовых актов, принятых Законодательным Собранием.
Представители общественности входят в состав двух Советов при Законодательном Собрании: по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию и по вопросам развития агропромышленного комплекса и сельских территорий.
Представители институтов гражданского общества приглашаются на заседания сессий Законодательного Собрания, совещаний по разработке и доработке проектов нормативных правовых актов, для проведения "круглых столов", конференций и иных организационных мероприятий.
Эффективность такого взаимодействия оценивается не только количеством совместных заседаний, но и количеством и качеством реализуемых инициатив.
Для эффективного взаимодействия с институтами гражданского общества в области правотворческой деятельности:
- рабочая группа по правовому мониторингу законодательства Алтайского края принимает решение о привлечении к мониторингу научных организаций, специалистов, институтов гражданского общества (постановление Законодательного Собрания от 2 октября 2012 года N 467 "О внесении изменений в приложение к постановлению Алтайского краевого Законодательного Собрания от 23 декабря 2009 года N 724 "Об утверждении Положения о порядке осуществления правового мониторинга в Алтайском краевом Законодательном Собрании");
- на стадии выдвижения проекта нормативного правового акта в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекты нормативных правовых актов не позднее пяти дней до даты их рассмотрения размещаются на официальном сайте Законодательного Собрания (изменения от 11 июля 2011 года N 92-ЗС закона Алтайского края "О правотворческой деятельности");
- проект правового акта, принятый в первом чтении, принятый правовой акт направляются Уполномоченному по правам человека в Алтайском крае, в Общественную палату Алтайского края, а также в иные органы, организации (постановление Законодательного Собрания от 3 апреля 2012 года N 110 "О внесении изменений в Регламент Алтайского краевого Законодательного Собрания").
При подготовке Доклада Алтайского краевого Законодательного Собрания "О состоянии законодательства Алтайского края в 2013 году и перспективах его совершенствования" в высшие учебные заведения Алтайского края были направлены письма с предложением высказать предложения по концепции доклада и направления совершенствования законодательства на последующий период.
На системной основе организовано взаимодействие Законодательного Собрания, его постоянных профильных комитетов с Общественной палатой Алтайского края.
В 2013 году Законодательным Собранием проведены всероссийская научно-практическая конференция по теме: "Представительная власть в Российской Федерации: история, теория и современность" и межрегиональная научно-практическая конференция по теме: "Конституция Российской Федерации: социальные ориентиры, практика реализации", в работе которых активно приняли участие представители общественности Алтайского края.
2.4. Мониторинг правоприменения законодательства Алтайского края в рамках контрольных полномочий Законодательного Собрания
Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации" на федеральные и региональные органы государственной власти возложена обязанность осуществления мониторинга применения нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации согласно методике и на основании плана, которые утверждены Правительством Российской Федерации. Также установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мониторинг правоприменения в пределах полномочий по собственной инициативе.
С целью регулирования отношений по осуществлению правового мониторинга с учетом требований к данной деятельности, установленных на федеральном уровне, а также с учетом сложившейся практики принят закон Алтайского края от 5 октября 2012 года N 68-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "О правотворческой деятельности". Закон установил два направления деятельности по правовому мониторингу: мониторинг нормативных правовых актов и мониторинг практики их применения, а также закрепил порядок осуществления мониторинга правоприменения органами государственной власти Алтайского края.
Постановлением Законодательного Собрания от 2 октября 2012 года N 467 "О внесении изменений в приложение к постановлению Алтайского краевого Законодательного Собрания от 23 декабря 2009 года N 724 "Об утверждении Положения о порядке осуществления правового мониторинга в Алтайском краевом Законодательном Собрании" закреплено участие Законодательного Собрания в осуществлении мониторинга правоприменения, проводимого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации на основании соответствующих планов Правительства Российской Федерации; а также проведение мониторинга правоприменения по собственной инициативе в рамках осуществления контрольных полномочий за исполнением и соблюдением законов Алтайского края.
В 2013 году проведен ряд мероприятий Законодательного Собрания, на которых были обсуждены результаты мониторинга правоприменения, в том числе:
- депутатские слушания - 1;
- публичные слушания - 2;
- заседания "круглого стола" - 12;
- расширенные заседания комитетов - 20;
- выездные заседания комитетов - 13;
- совместные заседания комитета по аграрной политике и природопользованию и Совета по вопросам развития агропромышленного комплекса и сельских территорий при Законодательном Собрании - 4;
- заседания рабочих групп комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике по подготовке к принятию проектов законов Алтайского края - 2;
- заседание Совета по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию при Законодательном Собрании - 1;
- заседания рабочих групп по проведению мониторинга законодательства Алтайского края и по проведению антикоррупционной экспертизы законов Алтайского края, иных нормативных правовых актов, принятых Алтайским краевым Законодательным Собранием - 5.
Полный перечень указанных мероприятий приведен в Приложении 4 Доклада.
Следует отметить, что сфера мониторинга правоприменения постоянно увеличивается, к участию в мониторинге привлекается широкий круг правоприменителей, ученых, специалистов, представителей гражданского общества, тем самым создаются эффективные механизмы реализации принятых законов и контроля их исполнения.
В 2013 году комитетами Законодательного Собрания проведен анализ практики применения нормативных правовых актов и их отдельных положений (в том числе двух федеральных законов), также рассматривались на заседаниях комитетов вопросы правоприменения в различных сферах деятельности. По результатам рассмотрения принято 2 закона Алтайского края и 2 постановления Законодательного Собрания о ходе выполнения нормативных правовых актов в различных сферах правового регулирования.
Законодательное Собрание также проводило мониторинг правоприменения законов Алтайского края и постановлений Законодательного Собрания без вынесения данных вопросов на рассмотрение сессий. Необходимо отметить большую работу по данному направлению, проведенную постоянными комитетами Законодательного Собрания в рамках вопросов своего ведения.
Сфера правовой политики
1. 28 февраля 2013 года состоялся круглый стол "Проблемы повышения правовой культуры молодежи в Алтайском крае". Инициаторами его проведения выступили комитет по правовой политике, комитет по социальной политике и фракция "КПРФ". В обсуждении актуальных вопросов, связанных с реализацией государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания, приняли участие студенты и преподаватели краевых вузов, представители государственных органов, общественности. В итоговом документе круглого стола даны рекомендации уполномоченным органам, касающиеся совершенствования правового регулирования и правоприменения, привлечения и стимулирования молодежи к деятельности в указанной сфере.
2. Проведены расширенные заседания комитета по правовой политике по вопросам:
- "О состоянии преступности на объектах транспорта в Алтайском крае и мерах, принимаемых по ее предупреждению" с отчетом начальника Алтайского линейного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте В.В. Прилепского (20 марта 2013 года);
- "О реализации закона Алтайского края "О гарантиях равенства политических партий, представленных в Алтайском краевом Законодательном Собрании, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом" с обсуждением вопроса учета эфирного времени при освещении деятельности политических партий (10 апреля 2013 года);
- "О реализации ведомственной целевой программы "Информационное обеспечение деятельности органов государственной власти Алтайского края по социально-экономическому развитию Алтайского края на 2009-2011 годы" (29 мая 2013 года);
- "О реализации законов Алтайского края "О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края" и "О противодействии коррупции в Алтайском крае" (23 декабря 2013 года).
Сфера местного самоуправления
1. Постоянный комитет по местному самоуправлению 21 мая 2013 года, спустя год после принятия закона Алтайского края "О старосте сельского населённого пункта в Алтайском крае", рассмотрел ход его исполнения на выездном заседании комитета в Заринском районе. Участниками заседания помимо депутатов краевого Законодательного Собрания были представители органов местного самоуправления Заринского, Первомайского и Кытмановского районов, работники департамента организации управления Администрации Алтайского края, Ассоциации "Совет муниципальных образований Алтайского края".
По итогам выездного заседания было принято решение оказать необходимую методическую помощь органам местного самоуправления тех поселений Заринского района, на территории которых планируется введение института старост, а также совместно с департаментом организации управления Администрации края разработать модельное Положение о старосте сельского населённого пункта.
Всё намеченное было выполнено, что принесло заметный результат. Уже в ноябре 2013 года Правление ассоциации "Совет муниципальных образований Алтайского края" отметило целенаправленную работу главы и администрации Заринского района по выполнению названного закона края. Руководителям муниципальный образований было рекомендовано ознакомиться с опытом работы органов местного самоуправления Заринского района и использовать его в практической деятельности.
2. В связи с принятием в декабре 2012 года закона Алтайского края "О признании утратившими силу отдельных положений закона Алтайского края "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния" возникли отдельные вопросы, связанные с его практической реализацией.
Для их решения комитет провёл 2 выездных заседания в Первомайском районе (в марте и сентябре 2013 года) с привлечением управления ЗАГС Алтайского края и комитета ЗАГС администрации Первомайского района. В работе этих заседаний также приняли участие депутаты сельских поселений и представители общественности района. По их итогам были даны рекомендации органам ЗАГС и органам местного самоуправления, которые позволили снизить остроту возникавших проблем.
3. Комитет по местному самоуправлению принимал участие в выработке предложений к федеральным органам власти, направленным на совершенствование законодательства о местном самоуправлении.
Так, в ходе прошедшего в январе 2013 года совместного совещания Администрации Алтайского края, Алтайского краевого Законодательного Собрания, прокуратуры Алтайского края, Ассоциации "Совет муниципальных образований Алтайского края", органов местного самоуправления Алтайского края по теме "Проблемы взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления" представители муниципалитетов обращали внимание на большое количество проверок, проводимых различными надзорными ведомствами.
В связи с этим, участвовавшему в совещании представителю Генеральной прокуратуры Российской Федерации были высказаны пожелания оказать содействие в реализации предложения о внесении в статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дополнений, предусматривающих наделение органов прокуратуры полномочиями по координации деятельности иных органов, осуществляющих надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Соответствующий законопроект был внесён в Государственную Думу в августе 2013 года, а в декабре принят и с 1 января 2014 года вступил в силу.
Сфера бюджетной, налоговой и кредитной политики
1. В завершение бюджетного процесса 2012 года в июне 2013 года на площадке Алтайского государственного университета проведены публичные слушания по отчету об исполнении краевого бюджета за 2012 год. В обсуждении итогов прошедшего года и перспектив на 2013 год приняли участие депутаты Законодательного Собрания, члены Общественной палаты Алтайского края, представители научного сообщества.
2. По результатам исполнения бюджетов за 2012 год приняты законы Алтайского края от 5 июня 2013 года N 35-ЗС "Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края за 2012 год" и от 5 июня 2013 года N 36-ЗС "Об исполнении краевого бюджета за 2012 год" и реализована контрольная функция представительного органа Алтайского края.
3. В рамках контроля за исполнением краевого бюджета в 2013 году комитетом по бюджету, налоговой и кредитной политике постоянно проводился анализ поступления налоговых и неналоговых доходов краевого и местных бюджетов, бюджетных ассигнований на предоставление мер социальной поддержки гражданам, поддержку реального сектора экономики, реализацию адресной инвестиционной программы.
4. По результатам мониторинга правоприменения положений Налогового кодекса Российской Федерации в части патентной системы налогообложения комитетом подготовлена законодательная инициатива, предусматривающая изменение существующего порядка введения патентной системы налогообложения, путем транслирования полномочий по принятию решений о размере потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности с регионального уровня на муниципальный.
5. В 2013 году совместно со Счетной палатой Алтайского края подготовлено постановление от 22 апреля 2013 г. N 253 "Об отчете Счетной палаты Алтайского края о работе за 2012 год".
Кроме того, на декабрьской сессии Законодательного Собрания был рассмотрен отчет Избирательной комиссии Алтайского края об использовании средств краевого бюджета, выделенных на подготовку и проведение дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания по одномандатному избирательному округу N 8. По результатам рассмотрения отчета депутатами было принято постановление Законодательного Собрания от 25 декабря 2013 года N 825.
Сфера экономической политики, промышленности и предпринимательства
1. В соответствии со ст. 87 Устава (Основного Закона) Алтайского края на сессии Законодательного Собрания был заслушан отчет Губернатора Алтайского края о результатах деятельности Администрации Алтайского края, содержащий, в том числе, оценку правоприменительной практики в Алтайском крае. Представлению доклада Губернатора предшествовала подготовка вопросов каждым депутатским объединением - фракцией Законодательного Собрания, в которых, в том числе, давалась оценка практики правоприменения по ряду направлений правового регулирования. В постановлении Законодательного Собрания "Об отчете Губернатора Алтайского края о результатах деятельности Администрации Алтайского края" определены первоочередные задачи социально-экономического развития Алтайского края.
2. В январе 2013 года комитет по экономической политике, промышленности и предпринимательству совместно с Алтайской академией экономики и права провел "круглый стол" на тему "Совершенствование правовой базы в сфере развития туризма в Алтайском крае". Участники "круглого стола" отметили, что правовое регулирование туризма и государственной поддержки въездного, внутреннего и социального туризма должны быть среди приоритетных задач государственной политики в сфере туризма на ближайшую перспективу, поскольку туризм в стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года рассматривается как существенная составляющая инновационного развития региона. По итогам обсуждения участниками были приняты рекомендации. В частности, Законодательному Собранию совместно с органами исполнительной власти Алтайского края и сотрудниками ААЭП рекомендовано продолжить работу по мониторингу законодательства субъектов Российской Федерации в сфере туризма и изучению вопроса о целесообразности принятия на территории Алтайского края базового закона о туризме, а также нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы конкретного направления туристической деятельности.
3. В рамках контрольных функций на заседаниях комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству были рассмотрены законы Алтайского края: "Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае" (июнь 2013 г.); "О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Алтайского края" (сентябрь 2013 г.).
4. На расширенном заседании комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству совместно с Главным управлением имущественных отношений Алтайского края дважды в октябре 2013 года рассматривался вопрос об исполнении прогноза поступления доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Алтайского края, за 2013 год и прогнозе поступления данных доходов в 2014 году.
5. Законодательное Собрание осуществляет ежегодный контроль за подготовкой жилищно-коммунального комплекса к отопительному сезону. Информация о результатах начала отопительного сезона в Алтайском крае была рассмотрена на заседании профильного комитета и на октябрьской сессии Законодательного Собрания.
Сфера аграрной политики и природопользования
В ходе заседания комитета по аграрной политике и природопользованию и проводилось обсуждение реализации закона Алтайского края "О пчеловодстве". В частности, были даны разъяснения в части применения норм статьи 8 закона "О пчеловодстве" для районов с высокой плотностью размещения пасек, рассмотрены конкретные предложения по механизму продвижения бренда "Алтайский мед" и проанализирована результативность проведенных с этой целью более 50 мероприятий, рассмотрены юридические аспекты создания в Алтайском районе потребительского снабженческо-сбытового кооператива пчеловодов.
Сфера социальной политики
В 2013 году комитетом по социальной политике был рассмотрен ход исполнения ряда законов.
1. С посещением учреждений Павловского района был рассмотрен вопрос о ходе выполнения закона Алтайского края "О социальном обслуживании населения в Алтайском крае" в части предоставления краевыми государственными учреждениями социального обслуживания Алтайского края социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому, а также в полустационарных условиях бесплатно и на условиях частичной оплаты.
Значимость обсуждения связана с тем, что в Алтайском крае на обслуживании в 119-ти отделениях социального обслуживания на дому находится 9115 человек, в том числе 355 участников Великой Отечественной войны, из которых 208 являются инвалидами, 497 вдов погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, 11 бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, 154 реабилитированных, 3719 ветеранов труда, 1313 тружеников тыла.
В 2012-2013 годах услуги предоставлялись в полном объеме, что подтверждают проводимые в учреждениях ежеквартально мероприятия по контролю качества оказываемых услуг, осуществляемые специалистами Главалтайсоцзащиты. Прокуратурой Алтайского края, ее районными подразделениями.
Было отмечено что идет поиск новых форм социального обслуживания граждан пожилого возраста (социальный туризм, выезды в краеведческий музей, посещения театров, храмов, технология "Санаторий на дому" и др). Продолжает использоваться такая форма работы с пожилыми, как устройство одиноких пожилых людей в патронатные семьи.
Продолжается реализация "дорожной карты" - плана мероприятий "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Алтайского края" на 2013-2018 годы, которым предусмотрено повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, педагогических работников, оказывающих услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, среднего и младшего медицинского персонала учреждений социального обслуживания населения до 100% от средней заработной платы в крае.
2. Был рассмотрен вопрос "О реализации на территории Алтайского края Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
По информации Пенсионного фонда Российской Федерации более 51 тысячи граждан Алтайского края являются получателями ежемесячной денежной выплаты и включены в региональный сегмент Федерального регистра.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки внеочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках, обслуживание в поликлиниках, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, ежемесячная выплата денежной компенсации в размере 493,74 рублей на приобретение продовольственных товаров, доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу, а также ежемесячная компенсация в размере 363,97 руб. на питание дошкольников, если они не посещают дошкольное учреждение по медицинским показаниям. Ежемесячная денежная выплата гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) устанавливается в размере 1700,23 руб., гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), но не превышающую 25 сЗв (бэр), детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия одного из родителей, - 532,35 руб.
Краевым законодательством для "семипалатинцев" установлены дополнительные социальные гарантии. "Семипалатинцы", имеющие одновременно право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", или "О ветеранах", или законами Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" и "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" в отличие от других категорий льготников, получают ЕДВ по двум наиболее выгодным основаниям (одну - по "семипалатинскому" закону, а вторую - по одному из оснований согласно вышеназванным законам). Также в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 1 ноября 2008 года N 467 "О порядке предоставления права льготного проезда отдельным категориям граждан" "семипалатинцы" обеспечиваются проездными билетами, дающими право на льготный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси), а также в пределах административного района проживания - автомобильным транспортом (кроме такси) внутрирайонного сообщения. Муниципальные образования тоже могут устанавливать дополнительные льготы для данной категории граждан.
Мониторинг правоприменения позволил установить, что Федеральный закон "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" в Алтайском крае реализуется в полном объеме, права и законные интересы граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, соблюдаются.
3. По результатам рассмотрения вопроса "О ходе выполнения закона Алтайского края "О региональной молодёжной политике в Алтайском крае" в части организации летнего отдыха, санаторно-курортного лечения и оздоровления детей, подростков, учащихся и студенческой молодёжи в 2013 году" было принято решение, в котором отражены направления дальнейшего совершенствования организации летней оздоровительной кампании. К ним отнесены: своевременное финансирование детской оздоровительной кампании в пределах средств, предусмотренных в краевом бюджете на организацию оздоровления и отдыха детей, в том числе организации на базе детских загородных оздоровительных учреждений различных семейных форм отдыха и оздоровления для родителей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации; укомплектование детских оздоровительных учреждений (организаций) педагогическими и медицинскими кадрами, специалистами дополнительного образования, квалифицированными тренерами-преподавателями для организации спортивно-оздоровительной работы с детьми, предусмотрев для них повышение заработной платы; осуществление контроля за летним отдыхом детей, организацией полноценного сбалансированного питания, физического воспитания с использованием опыта работы предыдущих лет.
Необходимо продолжить выделение оздоровительных учреждений для целевого финансирования и организации загородных учреждений круглогодичного использования; использовать стационарные санатории профилактории, курорт "Белокуриха" для оздоровления детей, нуждающихся в особой заботе государства; продолжить практику по использованию в детских оздоровительных лагерях для организации питьевого режима детей бутилированной обогащенной воды (фтором, йодом и селеном).
Органам местного самоуправления рекомендовано предусмотреть средства на софинансирование мероприятия "Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время"; в рамках муниципальных программ содействия занятости расширить практику привлечения организаций внебюджетного сектора экономики к участию в мероприятии по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан; в рамках территориальных трехсторонних соглашений предусмотреть обязательства работодателей по организации временных рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации; принять дополнительные меры по улучшению материально-технической базы и оснащению медицинским оборудованием детских загородных оздоровительных учреждений в соответствии с предписаниями Управления Роспотребнадзора.
4. По инициативе депутатов постоянного депутатского объединения - фракции "Либерально-демократическая партия России" проведен круглый стол на тему: "Проблемы и перспективы развития детско-юношеского спорта в Алтайском крае". Итогом круглого стола стали рекомендации, а также проект закона Алтайского края "О внесении изменения в статью 11 закона Алтайского края "О физической культуре и спорте в Алтайском крае", который был принят на двадцать шестой сессии Законодательного Собрания.
Сфера молодежной политики
1. Участниками "круглого стола" на тему "Патриотическое воспитание молодёжи как мера противодействия экстремизму", организованного комитетом по социальной политике, отмечено, что в целях развития патриотического воспитания молодёжи как одного из звеньев противодействия экстремизму, в Алтайском крае приняты долгосрочные целевые программы "Патриотическое воспитание граждан в Алтайском крае" на 2011-2015 годы и "Противодействие экстремизму в Алтайском крае" на 2012-2014 годы.
Организационную работу по реализации мероприятий федеральных, краевых и иных программ в области патриотического воспитания граждан проводят учреждения и центры патриотического воспитания.
Большое внимание уделяется системе подготовки специалистов в области патриотического воспитания с привлечением преподавателей высших учебных заведений и на базе гражданского и патриотического воспитания молодежи КГБУ "Краевой дворец молодежи". В Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования курсовую подготовку проходят специалисты-организаторы патриотического воспитания.
На средства грантов Администрации Алтайского края в сфере молодежной политики в 2013 году изданы пособия, альбомы, сборники методические материалы из опыта работы педагогов края "Растим патриотов России". Краевые учреждения образования проводят мероприятия, направленные на устранение правового нигилизма, противодействия этнической и религиозной нетерпимости, ксенофобии и национализма.
В качестве профилактических мер проводятся мероприятия, посвященные проблемам толерантного отношения к представителям иных национальностей и религий: организуются "круглые столы", научно-практические конференции, в ходе которых обсуждаются доклады, посвященные культуре, обычаям республик в составе Российской Федерации, проблемам иностранных студентов, вопросам толерантности и предупреждению экстремизма.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры и положительные тенденции, существует ряд проблем, связанных с ростом молодёжных неформальных объединений и движений, потенциально несущих в себе опасность вовлечения в экстремистскую деятельность. Для дальнейшего развития и совершенствования системы патриотического воспитания молодёжи как меры противостояния экстремизму необходимы совместные усилия органов законодательной и исполнительной власти, правоохранительных органов, органов местного самоуправления, образовательных учреждений, общественных организаций.
2. "Круглый стол" на тему "Проблемы повышения правовой культуры молодежи в Алтайском крае", был проведен совместно с комитетом по правовой политике и постоянным депутатским объединением - фракцией "КПРФ".
Было отмечено, что молодежная политика в Алтайском крае осуществляется в соответствии с законом "О государственной региональной молодежной политике в Алтайском крае". Данный закон не предусматривает развитие правовой грамотности и правосознания молодежи в качестве отдельного направления региональной молодежной политики. Вместе с тем, принят и реализуется ряд законов Алтайского края, в том числе "Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края", "О профилактике наркомании и токсикомании в Алтайском крае", "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае", "О добровольной пожарной охране", "Об участии населения в охране общественного порядка на территории Алтайского края", направленных на формирование законопослушного поведения, активной социальной позиции молодежи, вовлечение молодых людей в общественно полезную деятельность. Также в Алтайском крае приняты законы "Об основах взаимодействия органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления Алтайского края и общественных объединений, реализующих на территории Алтайского края социально значимые проекты", "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае", предусматривающих поддержку молодежных и иных объединений, разрабатывающих и реализующих социально значимые проекты.
3. В целях привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации молодежной политики, создания условий для включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь Алтайским краевым Законодательным Собранием в 2002 году создан Молодежный Парламент Алтайского края.
4. Уполномоченными государственными органами, государственными и муниципальными учреждениями, общественными объединениями реализуются "План мероприятий, направленных на повышение правовой культуры населения Алтайского края, на 2011-2013 годы", в составе которого выделен самостоятельный раздел "Правовое образование детей и молодежи".
5. При Избирательной комиссии Алтайского края создана и активно работает Молодежная избирательная комиссия Алтайского края. В соответствии с Планом организована работа по созданию в образовательных учреждениях представительств Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае.
В то же время, было отмечено что несмотря на проводимую работу, существуют проблемы, требующие объединение усилий всех субъектов, работающих в указанной сфере.
В частности, актуальными являются вопросы оказания бесплатной юридической помощи молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, сиротам и иным категориям молодых людей, нуждающимся в социальной поддержке. Также особое внимание необходимо уделить вопросам обучения школьников и студентов основам правовых знаний, доступа к информационно-правовым системам, популярной юридической литературе.
Решение проблем должно носить комплексный характер и требует координации работы всех уполномоченных и заинтересованных субъектов работы по правовому просвещению молодежи, а также осуществления дополнительных мер по организационно-финансовому обеспечению этой деятельности. Для работы с молодежью было признано целесообразным привлекать молодежные правозащитные объединения, студентов юридических факультетов и вузов.
Сфера здравоохранения и науки
1. В рамках мониторинга правоприменения комитетом по здравоохранению и науке проводились расширенные заседания комитетов и рабочие совещания, на которых рассматривался ход исполнения ряда нормативных правовых актов Российской Федерации и Алтайского края.
В частности, был рассмотрен ход реализации:
- федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в части реализации программы "Земский доктор" в Алтайском крае за 2012 год) (март);
- федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (в части использования в Алтайском крае лекарственных препаратов, производимых местными фармацевтическими компаниям - апрель; в части обеспечения льготными лекарственными препаратами отдельных категорий граждан на территории Алтайского края - август);
- федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в части организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи на территории Алтайского края с выездом в Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования - июнь, (в части организации оказания паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях округов Бийска и Рубцовска" с выездом в г. Бийск - октябрь);
- федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части решения проблем, возникающих при проведении медико-социальной экспертизы на территории Алтайского края" - сентябрь).
- распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 2053-р "О перечне централизованно закупаемых за счет средств федерального бюджета лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей" (в части решения проблемы лечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями в Алтайском крае). По результатам рассмотрения вопроса принято постановление Законодательного Собрания от 3 июня 2013 года N 349 "Об обращении Алтайского краевого Законодательного Собрания в Правительство Российской Федерации по вопросу включения редких (орфанных) заболеваний в перечень заболеваний, лекарственные препараты для которых закупаются централизованно за счет средств федерального бюджета, а также расширения указанного перечня лекарственных препаратов" (июнь);
- закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 78-ЗС "О предупреждении распространения туберкулеза в Алтайском крае" (в части организации оказания противотуберкулезной помощи на территории Алтайского края - ноябрь).
- постановления Администрации Алтайского края от 9 апреля 2012 года N 174 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Организация сервисного обслуживания, восстановление и приобретение медицинской техники для учреждений здравоохранения Алтайского края" на 2012-2014 годы" (в части организации сервисного обслуживания тяжелой медицинской техники в учреждениях здравоохранения Алтайского края - апрель);
- постановления Администрации Алтайского края от 30 марта 2011 года N 154 "Об утверждении Программы модернизации здравоохранения Алтайского края на 2011-2012 годы" (май);
- постановления Администрации Алтайского края от 18 августа 2011 года N 460 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Кровь" на 2012-2014 годы" (январь);
- постановления Администрации Алтайского края от 8 декабря 2010 года N 540 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Формирование и пропаганда здорового образа жизни среди населения Алтайского края" на 2011-2013 годы" (сентябрь);
- постановления Администрации Алтайского края от 31 декабря 2010 года N 597 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Здоровое поколение" на 2011-2013 годы" (сентябрь);
- постановления Администрации Алтайского края от 14 марта 2012 года N 126 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения в Алтайском крае" на 2012-2014 годы" (октябрь);
- постановления Администрации Алтайского края от 6 марта 2012 года N 112 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Совершенствование оказания скорой медицинской помощи жителям Алтайского края" на 2012-2014 годы" (октябрь);
- постановления Администрации Алтайского края от 22 сентября 2012 года N 493 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Реабилитация и лечение детей с детским церебральным параличом" на 2012-2014 годы" и от 16 февраля 2012 года N 74 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Профилактика, лечение и реабилитация лиц, больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией" на 2012-2014 годы" (в части развития реабилитационной медицины в Алтайском крае - ноябрь);
- постановления Администрации Алтайского края от 23 августа 2012 года N 439 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Сохранение и укрепление здоровья детей школьного возраста в Алтайском крае" на 2012-2016 годы" (ноябрь).
2. В качестве мероприятий в области осуществления контрольных функций комитетом были запланированы вопросы по реализации федерального и регионального законодательства в сфере потребления табачных изделий и алкогольной продукции и охраны здоровья граждан на территории Алтайского края.
По результатам "круглого стола" "Реализация мер по ограничению употребления табачных изделий и алкогольной продукции на территории Алтайского края" (май) комитетом принято решение об актуализации положений Стратегии ограничения потребления табака в Алтайском крае путем внесения изменений в постановление Законодательного Собрания N 75 "Об утверждении Стратегии ограничения потребления табака в Алтайском крае на 2011-2015 годы".
3. Результатом рассмотрения вопросов, рассматривавшихся на заседании "круглого стола" "Решение кадровой проблемы в здравоохранении Алтайского края" (август) стало принятие решение о разработке двух законодательных инициатив: "О внесении изменения в статью 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в части приобретения права получения компенсационных выплат медицинскими работниками, прибывшими или переехавшими на работу в малые города, с численностью жителей менее 50 тыс. чел.) и "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части включения сроков обучения в медицинском высшем учебном заведении, в интернатуре и ординатуре в общий стаж работника). Принятие данных нормативных правовых актов запланировано на первое полугодие 2014 года.
4. Комитетом с 2013 года введена практика проведения рабочих совещаний по актуальным вопросам в сфере охраны здоровья граждан региона. Рабочие совещания проводились по таким темам, как: "О создании хосписов в Алтайском крае", "Об использовании в Алтайском крае лекарственных препаратов, производимых местными фармацевтическими компаниям", "О проблемах, возникающих при проведении медико-социальной экспертизы на территории Алтайского края" (сентябрь), "Развитие реабилитационной медицины в Алтайском крае" (ноябрь) и другим.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.6. Предложения по совершенствованию мониторинга правоприменения
Одной из проблемой не только регионального, но и федерального уровня, остается координация мониторинговой деятельности органов государственной власти края, а также общественности. Принцип разделения властей не позволяет в полной мере выстроить в единую систему правотворческую деятельность представительных и исполнительных, федеральных и региональных органов власти, подключить к правотворческому процессу правоприменителей. В Алтайском крае предложен механизм письменного и устного обмена информацией между Алтайским краевым Законодательным Собранием и Администрацией края по выявленным противоречиям и правовым коллизиям в краевых правовых актах. Установлено, что к принимаемым проектам законов и постановлений Администрации края разработчик прилагает перечень правовых актов, которые необходимо принять, признать утратившими силу или в которые необходимо внести изменения вследствие принятия нового закона (постановления).
На федеральном и региональном уровне предстоит создать механизм систематизации предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, судебных, правоохранительных органов, институтов гражданского общества о совершенствовании законодательства, содержащие информацию о проблемных вопросах правового регулирования в той или иной сфере деятельности и необходимости принятия нормативных правовых актов или внесении изменений в действующие. Необходимо выстроить обратную связь с субъектами, направляющими такие предложения. Функции по координации этой работы, по мнению Администрации Алтайского края, могло бы осуществлять Министерство юстиции России.
Другой проблемой является интеграция правовой информации в государственную автоматизированную информационную систему. Важно определить, на каком участке и в каких формах должны включаться информационно-коммуникационные технологии в правовые процессы, в частности в процесс правотворчества, экспертной деятельности и осуществления мониторинговых мероприятий.
Требуется регламентация содержания мониторинга правоприменения, сейчас можно констатировать, что оно только формируется, идет поиск и обсуждение не только методов мониторинга правоприменения, но и определение механизмов их реализации. Предлагаются научные пилотные методики мониторинга правоприменения, которые вызывают разногласия относительно необходимости их использования, содержания методов исследования и пр. В понятийном выражении многие методы имеют разное обозначение, которое не меняет их сути. В этой связи Администрацией Алтайского края высказывается мнение, что Минюстом России должна быть разработана единая методика исследования правоприменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.