Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Реализация предложений
по совершенствованию отдельных сфер правового регулирования, изложенных в Докладе Алтайского краевого Законодательного Собрания "О состоянии законодательства Алтайского края в 2012 году и перспективах его совершенствования"
NN п/п |
Предложения Доклада |
Реализация |
3.1.1. Предложения по совершенствованию законодательства в сфере правовой политики профильный комитет Законодательного Собрания - по правовой политике | ||
1. |
Предстоит продолжить работу над созданием комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления, для этого развивать заложенные в федеральных актах принципы деятельности органов государственной власти, включая расширение их самостоятельности, усиление ответственности за принятые решения, уменьшение коррупциогенных рисков. |
1. Внесены изменения, направленные на противодействие коррупции, усиление ответственности должностных лиц государственных органов Алтайского края и органов местного самоуправления, в следующие законы Алтайского края: "О государственных должностях Алтайского края", "О статусе депутата Алтайского краевого Законодательного Собрания", "О государственной гражданской службе Алтайского края", "О муниципальной службе в Алтайском крае", Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве, "О Комиссии Алтайского краевого Законодательного Собрания по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Алтайского краевого Законодательного Собрания", "Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае", "О Счетной палате Алтайского края", "Об Уполномоченном по правам человека в Алтайском крае". 2. Был разработан и принят закон Алтайского края "О бесплатной юридической помощи в Алтайском крае", который установил дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи в Алтайском крае, организационно-правовые основы формирования региональной государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения. 3. Внесены изменения в части оптимизации государственного и муниципального управления, в том числе направленные на уточнение либо установление полномочий государственных и муниципальных органов, в следующие законы Алтайского края: "Об Алтайском краевом Законодательном Собрании", "О гербе Алтайского края", "О флаге Алтайского края", "О защите населения и территории Алтайского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Алтайском крае", "О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации на территории Алтайского края", "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Алтайского края", "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края", "О безопасности дорожного движения в Алтайском крае". |
2. |
Необходимо создать условия для повышения правовой культуры населения, приобщению к правовому просвещению различных институтов гражданского общества. |
Закон Алтайского края "О бесплатной юридической помощи в Алтайском крае" закрепил обязанность субъектов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, по правовому информированию и правовому просвещению населения. Вопросы правового просвещения обсуждались на круглом столе "Проблемы повышения правовой культуры молодежи в Алтайском крае", проведенном по инициативе комитета по правовой политике, комитета по социальной политике и фракции "КПРФ". |
3. |
Рассмотреть вопрос увеличения количества нотариусов в Алтайском крае после принятия нового федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации" и внесения изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части расширения перечня сделок, требующего нотариального удостоверения, и соответственно расширения полномочий нотариусов. |
В настоящее время указанный федеральный закон не принят. |
4. |
В предложениях Барнаульского юридического института отмечается, что существует ряд вопросов в определении компетенции участковых уполномоченных полиции, а также целесообразно внесение изменений в закон Алтайского края от 10 июля 2002 года N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" в части установления новых оснований для ответственности. |
По мнению профильного комитета по правовой политике данное предложение не может быть реализовано, поскольку не соответствует федеральному законодательству. |
3.1.2. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере организации местного самоуправления профильный комитет Законодательного Собрания - по местному самоуправлению | ||
5. |
В 2013 году планируется продолжение работы по внесению изменений в законы Алтайского края в целях приведения их в соответствие с федеральным законодательством (Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме и отзыве, закон Алтайского края "О муниципальной службе в Алтайском крае" и др.). |
В 2013 году в Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме и отзыве изменения вносились два раза, один раз вносились изменения в закон Алтайского края "О муниципальной службе в Алтайском крае" |
6. |
В текущем году будет продолжена работа по оптимизации территориальной организации местного самоуправления в Алтайском крае, что, в свою очередь, потребует принятия законов об объединении муниципальных образований и изменении их границ. |
В 2013 году принято 4 закона о преобразовании муниципальных образований и 2 закона об изменении границ муниципалитетов. |
3.1.3. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере государственной поддержки предпринимательства, инвестиций, имущественных отношений и собственности профильный комитет Законодательного Собрания - по экономической политике, промышленности и предпринимательству | ||
7. |
Правотворческая деятельность органов государственной власти края была направлена на сохранение стабильности бюджетной системы и поддержку традиционных отраслей экономики края. Законодательство края адекватно и оперативно реагировало на проходившие в стране изменения, что способствовало не только сохранению положительной экономической динамики, но и поддержанию социальной стабильности, увеличению объемов государственной поддержки наименее защищенных категорий граждан. |
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" принят закон Алтайского края "О правилах формирования списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, и о порядке включения указанных граждан в эти списки". |
8. |
Необходимо продолжить работу над созданием правовой базы для формирования условий и стимулов для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической эффективности экономики края и производительности труда, для реализации инновационных проектов и в целом - для модернизации социально-экономической региональной системы. <...> Кроме того, необходимо обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций в крае |
В новой редакции принят закон Алтайского края "О государственной поддержке инновационной деятельности в Алтайском крае", регулирующий отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной поддержки субъектам, осуществляющим инновационную деятельность на территории Алтайского края. |
9. |
Перспективной задачей должно стать совершенствование правовой базы, направленной на регулирование вопросов государственной поддержки секторов экономики. В частности, предпочтительной формой поддержки должно стать софинансирование тех или иных проектов либо стимулирование видов деятельности, способствующих модернизации, в рамках государственно-частного партнерства.. |
В 2013 году в первом чтении был принят проект закона Алтайского края "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае", разработанный в связи с необходимостью дальнейшего развития правовых основ регионального инвестиционного законодательства, расширения стимулирующего инструментария для усиления воздействия на активизацию инвестиционной деятельности в крае, а также в целях использования стратегических инициатив по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Реализация закона обеспечит благоприятные условия осуществления инвестиционной деятельности, эффективное взаимодействие субъектов инвестиционной деятельности, органов государственной власти и местного самоуправления. |
10. |
В рамках совершенствования законодательства в сфере развития туризма высказывается предложение о разработке закона Алтайского края "О развитии туризма в Алтайском крае", устанавливающего основные направления государственного регулирования и государственной поддержки туристической деятельности на территории Алтайского края и направленного на создание благоприятных условий для развития туризма в крае. |
В январе 2013 года комитет совместно с Алтайской академией экономики и права провел "круглый стол" "Совершенствование правовой базы в сфере развития туризма в Алтайском крае". Законодательному Собранию совместно с органами исполнительной власти Алтайского края и сотрудниками ААЭП рекомендовано продолжить работу по мониторингу законодательства субъектов Российской Федерации в сфере туризма и изучению вопроса о целесообразности принятия на территории Алтайского края базового закона о туризме, а также нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы конкретных направлений туристической деятельности. |
11. |
Профильным комитетом предлагается продолжить работу по разработке и совершенствованию следующих законов Алтайского края: "О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Алтайского края" (совместно с Администрацией края в части ограничения времени продажи); "О приватизации имущества, находящегося в собственности Алтайского края" (совместно с Администрацией края разработка и принятие нового закона края); "О системе капитального ремонта многоквартирных домов в Алтайском крае" (совместно с Администрацией края разработка нового закона в соответствии с изменениями федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства) |
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации принят закон Алтайского края "О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края", регулирующий вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. На собственников помещений возложена обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. Актуальным остается вопрос исполнения закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Алтайского края". Ежегодно данный вопрос рассматривается на заседании комитета в рамках контрольных функций. В связи с динамикой федерального законодательства в 2013 году внесены изменения в закон Алтайского края - к понятию алкогольной продукции дополнительно добавляются спиртные напитки: сидр, пуаре, медовуха. |
12. |
По мнению ряда депутатов, целесообразно вернуться к изучению возможности принятия закона Алтайского края "Об оползневых зонах, расположенных в границах территорий городских и сельских поселений Алтайского края", направленного на определение правовых основ осуществления градостроительной деятельности в пределах зон особого градостроительного регламента - оползневых зон*. |
В 2013 году постоянным депутатским объединением Законодательного Собрания - фракцией "Справедливая Россия" данный вопрос не вносился в повестку сессий. |
3.1.4. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере бюджетных отношений профильный комитет Законодательного Собрания - по бюджету, налоговой и кредитной политике | ||
13. |
В 2014 году вступают в силу положения Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с которыми финансовое обеспечение образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования будет исключено из числа вопросов местного значения и передано на краевой уровень. |
Законом от 30 сентября 2013 года N 59-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере бюджетных правоотношений" в методике расчета дотаций районам и городам уточнено наименование соответствующего вопроса местного значения. Законом также перераспределены в пользу краевого бюджета нормативы отчислений от отдельных налогов. |
14. |
С 2014 года в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации формирование краевого фонда финансовой поддержки районов и городов, а также поселений должно будет осуществляться с применением критерия выравнивания бюджетной обеспеченности. |
Законом Алтайского края от 30 сентября 2013 года N 59-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере бюджетных правоотношений" в порядок расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности районов, городов и поселений введено понятие "критерий выравнивания". Расчет дотаций на 2014 год осуществлен с его применением. |
15. |
Федеральным законом определен новый порядок формирования муниципальных дорожных фондов, которые в настоящее время формируются за счет субсидий из краевого дорожного фонда, а с 2014 года будут формироваться за счет отчислений в местные бюджеты от акцизов на топливо. В связи с вышеуказанным потребуется корректировка схемы межбюджетных отношений в крае, что найдет свое отражение и в законодательстве. |
Законом Алтайского края от 30 сентября 2013 года N 59-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере бюджетных правоотношений" уточнены формулировки источников краевого дорожного фонда по уровням бюджетов |
3.1.4. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере социальной защиты и социальной поддержки граждан, защиты семьи и детства, молодежной политики и образования профильный комитет Законодательного Собрания - по социальной политике | ||
16. |
В рамках соответствующих региональных программ следует продолжить развитие социальной сферы. При этом должна быть продолжена работа по изменению в правовом положении органов исполнительной власти края, государственных и муниципальных учреждений, направленная на повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг. |
Комитетом Законодательного Собрания по социальной политике на базе КАУ "МФЦ Алтайского края" планируется выездное заседание комитета по вопросу: "О ходе выполнения законов Алтайского края в сфере социального обеспечения в части организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в Алтайском крае". Кроме того, Планом правотворческой, организационной и контрольной деятельности Законодательного Собрания на первое полугодие 2014 года запланировано расширенное заседание комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству, комитета по социальной политике и постоянного депутатского объединения - фракции "Единая Россия" на тему: "Перспективы формирования на территории Алтайского края инфраструктуры электронного правительства". Указанные мероприятия направлены на совершенствование оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг и внедрение современных систем электронного документооборота, автоматизации всей совокупности управленческих процессов. |
17. |
Внимание необходимо уделить поддержке семей с доходами ниже прожиточного минимума, многодетных семей и иных категорий граждан, нуждающихся в поддержке региональной власти. |
На протяжении последних лет демографическая ситуация занимает ключевое место в политике государства. Принятые на сегодня меры позволяют говорить о существенной поддержке государства многодетным семьям по различным направлениям - трудоустройство, образование, социальные выплаты и моральное поощрение. Если их расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, гражданам предоставляются Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму. |
18. |
Учитывая особую роль многодетных семей в улучшении демографической ситуации в Алтайском крае, необходимо продолжить работы по совершенствованию мер социальной поддержки данной категории граждан. В настоящее время планируется совершенствование законодательства в сфере предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, а также внесение изменений в закон Алтайского края "О материнском (семейном) капитале в Алтайском крае" в части направления средств на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. |
В первом полугодии 2014 года запланировано рассмотрение проекта закона Алтайского края "О признании утратившей силу части 5 статьи 2.3 закона Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", исключающего норму о проведение за счет гражданина кадастровых работ в отношении предоставляемого земельного участка. Поскольку востребованной мерой поддержки семей, имеющих детей, является компенсация родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольной образовательной организации, законом Алтайского края от 04.09.2013 N 53-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "О материнском (семейном) капитале в Алтайском крае" приняты изменения, позволяющие направлять часть средств материнского капитала на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. |
19. |
Необходимым условием создания правового государства, развития демократии, повышения эффективности работы современного правового государства, охраны прав и свобод личности является забота о подрастающем поколении. Реализация государственной молодежной политики выступает инструментом социально-экономического и культурного развития, обеспечения конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности страны. В связи с этим необходимо принять новый закон Алтайского края "О молодежной политике в Алтайском крае". |
В краевой закон "О региональной молодежной политике в Алтайском крае" в 2013 году вносились изменения терминологического характера. Обсуждается вопрос о разработке нового закона Алтайского края "О молодежной политике в Алтайском крае". Вместе с тем, разработка нового закона была бы более целесообразна после принятия соответствующего федерального закона. |
20. |
По мнению ряда депутатов, целесообразно рассмотреть вопрос о расширении мер социальной поддержки отдельных категорий ветеранов (тружеников тыла) в части предоставления льготных путевок на санаторно-курортное лечение, а также внеочередной установки квартирного телефона |
Меры социальной поддержки тружеников тыла, предоставляемые в соответствии с законом Алтайского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", полностью соответствуют мерам, предоставляемым до 2005 года Федеральным законом "О ветеранах". Соблюдены требования Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ о том, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Для принятия соответствующего решения необходимо указать источники финансового обеспечения. При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять новые расходные обязательства только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации. Закон Алтайского края "О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" принят с дефицитом и в нём не запланированы средства на новые расходные обязательства. Необходимо отметить, что если труженик тыла одновременно является инвалидом, то согласно Федеральному закону "О государственной социальной помощи" он имеет право на получение набора социальных услуг, в состав которого входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. |
3.1.5. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере сельского хозяйства и природопользования профильный комитет Законодательного Собрания - по аграрной политике и природопользованию | ||
21. |
Комитет по аграрной политике и природопользованию отмечает необходимость внесения изменений в закон Алтайского края "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края", предусматривающих административное наказание за вышеуказанные нарушения закона Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края". |
Сохраняются случаи несоблюдения соответствующих положений закона Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края". Вместе с тем, по мнению комитета по правовой политике, вызывает сомнение правовая возможность установления административной ответственности по указанным вопросам. |
22. |
Высказываются предложения о целесообразности внесения изменений в закон Алтайского края "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края", предусматривающих административное наказание за превышение предельных максимальных цен кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства |
По мнению комитета по правовой политике, вызывает сомнение правовая возможность установления административной ответственности по указанным вопросам. |
3.1.6. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере здравоохранения, науки профильный комитет Законодательного Собрания - по здравоохранению и науке | ||
23. |
Предлагается совместно с Администрацией края разработать проекты новых законов Алтайского края: "О донорстве крови и её компонентов на территории Алтайского края" (первое чтение в 1 полугодии 2013 г.) и "О науке и научной деятельности в Алтайском крае" (в соответствии с изменениями федерального законодательства в сфере науки). |
Вопросы, которые предлагалось урегулировать указанными законами, в значительной степени урегулированы федеральными законами, другими законами Алтайского края и подзаконными нормативными правовыми актами Администрации Алтайского края. |
3.2 Предложения по совершенствованию федерального законодательства | ||
|
Правовая политика. |
Профильный комитет Законодательного Собрания - по правовой политике |
24. |
В 2012 году в целях подготовки проектов совместных инициатив Законодательным Собранием было направлено предложение в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о подготовке проекта изменений в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). <...> Предлагалось более детально регламентировать в Федеральном законе нормы, регулирующие общие требования к числу кандидатов, включенных в общую и региональную части списка кандидатов, и последствия нарушения избирательными объединениями таких требований. Проект внесений соответствующих изменений в Федеральный закон планируется разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации совместно с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации во втором полугодии 2013 года. |
Вопрос не был внесен в связи с нецелесообразностью (с учетом мнения и предварительной правовой оценки профильного комитета и Правового управления аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации) |
25. |
В решении, принятом по результатам работы конференции "Институт Уполномоченного по правам человека в системе специальной государственной правозащиты (к 10-летию учреждения должности Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае)", отмечено, что для дальнейшего развития института "регионального омбудсмена" необходимым является принятие федерального закона, координирующего деятельность уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации и его представителей в муниципальных образованиях, устанавливающего единые принципы и формы их деятельности в соответствии с принципами и формами деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Соответствующие изменения федерального законодательства создадут единую систему уполномоченных по правам человека на федеральном, региональном уровнях, позволят повысить эффективность данного правозащитного института. |
Предложение может быть реализовано путем принятия федерального закона. В настоящее время вопрос находится в стадии обсуждения. |
26. |
По мнению ряда депутатов, представляется целесообразным исключить так называемый "муниципальный фильтр" при выдвижении кандидатов на пост высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время опыт проведения выборов глав регионов по новому законодательству является незначительным, а в Алтайском крае вообще отсутствует. В связи с этим, для принятия решения о совершенствовании института "муниципального фильтра" целесообразно рассмотреть более длительную и широкую практику его реализации. |
24 декабря 2013 года на 25 сессии Законодательного Собрания были рассмотрены два проекта законов, содержащие положения о снижении с 7 до 5% числа подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, необходимого для выдвижения кандидата на выборах Губернатора Алтайского. Один из указанных проектов на рассмотрение сессии был вынесен постоянным депутатским объединением - фракцией "ЛДПР", второй - постоянными депутатскими объединениями фракцией "Справедливая Россия" и фракцией "КПРФ", который помимо вышеуказанного предложения содержал положения об уменьшении в общем числе подписей депутатов, поддержавших кандидата, необходимого процента подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов с 10 процентов до 5 процентов, а также установлении возможности выдвижения кандидатов на выборах Губернатора Алтайского края не только избирательными объединениями, но и в порядке самовыдвижения. Оба названных проекта были отклонены большинством голосов депутатов Законодательного Собрания (постановления от 25 декабря 2013 года N 820 и N 821). Депутаты отметили преждевременность внесения указанных изменений в связи с тем, что практика применения законодательства в сфере регулирования процедуры избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации является недостаточной и не позволяет выявить нормы и положения, нуждающиеся в доработке. В Алтайском крае такая практика отсутствует, в связи с чем целесообразным является внесение соответствующих законодательных инициатив законодательными (представительными) органами тех субъектов Российской Федерации, где уже прошли выборы глав регионов. Соответствующие требования были включены в Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве, при этом число вышеуказанных подписей в поддержку выдвижения кандидатов (7%) не является максимально установленным в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которым предусмотрена возможность установления числа указанных подписей до 10%. |
|
Местное самоуправление |
Профильный комитет Законодательного Собрания - по местному самоуправлению |
27. |
<...> Представители муниципалитетов обращали внимание на большое количество проверок, проводимых различными надзорными ведомствами. В этой связи комитет по местному самоуправлению планирует выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающих наделение органов прокуратуры полномочиями по координации деятельности иных органов, осуществляющих надзор за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления законодательства Российской Федерации, правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов (по аналогии со статьями 9 и 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"). |
Комитет самостоятельно такую инициативу не выдвигал, однако обратился за содействием в решении указанного вопроса в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. В итоге соответствующие изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" были внесены в декабре 2013 года. |
|
Бюджетно-налоговая политика. |
профильный комитет Законодательного Собрания - по бюджету, налоговой и кредитной политике |
28. |
Законодательная инициатива по внесению изменений в главу 26.5 части второй Налогового кодекса "Патентная система налогообложения" должна быть направлена на совершенствование применения специального налогового режима. |
По результатам мониторинга правоприменения положений Налогового кодекса Российской Федерации в Государственную Думу направлена законодательная инициатива по внесению изменений в главу 26.5 "Патентная система налогообложения". Законопроект предусматривает изменение существующего порядка введения патентной системы налогообложения путем транслирования полномочий по принятию решений о размере потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам деятельности с регионального уровня на муниципальный. |
29. |
Необходимо на федеральном уровне решить вопрос о совершенствовании межбюджетных отношений с целью сокращения различий между субъектами Российской Федерации по уровню доходов бюджетов на душу населения. |
Постановлением от 22.04.2013 N 251 принято обращение Законодательного Собрания к Совету Федерации и Государственной Думе по вопросу совершенствования межбюджетных отношений. Обращение характеризовало сложившую ситуацию с существенными различиями в бюджетной обеспеченности территорий страны и указывало на необходимость корректировки модели финансовой помощи субъектам Российской Федерации, учитывающей как их объективные особенности, так и перспективные задачи бюджетного сектора. |
|
Аграрная политика |
профильный комитет Законодательного Собрания - по аграрной политике и природопользованию |
30. |
По мнению профильного комитета по аграрной политике и природопользованию, целесообразна подготовка для внесения в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, регламентирующего ответственность лиц, использующих леса. В частности, в данном законопроекте необходимо предусмотреть меры ответственности, вплоть до расторжения договоров аренды и прекращения прав пользования лесными участками за допущенные крупные лесные пожары и незаконные рубки лесных насаждений, в том числе рубки в объеме, превышающем расчетную лесосеку. |
Необходимая информация была направлена в Совет Федерации для подготовки совместной законодательной инициативы. |
|
Социальная политика |
профильный комитет Законодательного Собрания - по социальной политике |
31. |
Представляется целесообразным установление на федеральном уровне категории "дети войны", что позволит сгладить остроту проблем, возникающих у лиц, чье детство пришлось на годы Великой Отечественной войны, и при этом обеспечить единые критерии отнесения к указанной категории. Кроме того, на федеральном же уровне целесообразно установить и меры социальной поддержки категории "дети войны", что позволит избежать несправедливости при установлении каждым регионом собственных мер поддержки. По данному вопросу на сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания в августе 2012 года было принято обращение Алтайского краевого Законодательного Собрания в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу определения категории граждан "дети войны" и установления мер социальной поддержки для данной категории граждан. |
Количество обращений по вопросу предоставления мер социальной поддержки "детям войны" от граждан (письменных) снизилось, вместе с тем, определенная социальная напряженность сохраняется. На федеральном уровне проекты федеральных законов и обращения субъектов Российской Федерации по данному вопросу пока не находят поддержки в связи с неопределенностью источников финансового обеспечения новых расходных обязательств. |
|
Здравоохранение |
профильный комитет Законодательного Собрания - по здравоохранению и науке |
32. |
Представляется целесообразным внести в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы проект изменения Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в части госпитализации больных заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающих санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющихся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, на основании решений суда в специализированные медицинские противотуберкулезные организации с закрытым режимом содержания для обязательных обследования и лечения. |
Законодательная инициатива разработана и принята Постановлением Законодательного Собрания от 30.09.2013 г. N 536, направлена в Государственную Думу Российской Федерации, где принята к рассмотрению в первом чтении |
3.3. Предложения по совершенствованию законопроектной и контрольной деятельности Законодательного Собрания | ||
33. |
Необходимо проводить последовательную работу по повышению качества планирования законопроектной работы. Субъекты законодательной инициативы должны более эффективно взаимодействовать с профильными комитетами и учитывать их аргументацию о необходимости включения вопросов в План. |
Указанная проблема обсуждалась при подготовке и обсуждении проектов постановлений "О выполнении плана законопроектной, контрольной и организационной работы" за 1-е и 2-е полугодия 2013 года. |
34. |
Необходимо продолжить совершенствование работы по подготовке отзывов на федеральные законопроекты. В том числе, представляется целесообразным на систематической основе вести учет содержания отзывов на проекты федеральных законов, направляемых в Государственную Думу как Законодательным Собранием, так и Администрацией Алтайского края. |
При подготовке отзывов на проекты федеральных законов в рабочем порядке осуществляется учет мнения Администрации Алтайского края по вопросам, касающимся компетенции высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации. Вместе с тем, депутатами принято решение об изменении порядка рассмотрения отзывов на проекты федеральных законов, что, возможно, повлечет за собой и изменения системы учета направленных отзывов. |
35. |
Представляется не всегда оправданной практика принятия законов с наименованием "О внесении изменений в некоторые законы Алтайского края" без указания сферы и предмета правового регулирования. Кроме того, представляется нецелесообразным включать в один законопроект внесение изменений в разные законы Алтайского края, если они затрагивают разные сферы правового регулирования. |
С мая 2013 года по апрель 2014 года принято 4 закона с наименованием "О внесении изменений в некоторые законы Алтайского края". В ряде случаев это было связано с тем, что невозможно выявить единую сферу правового регулирования. |
36. |
В некоторых предложениях, поступивших в ходе подготовки Доклада, обосновывается целесообразность кодификации нормативных правовых актов Алтайского края, поскольку на сегодняшний день некоторые законы Алтайского края имеют идентичную структуру, направленность и сферу реализации. Вместе с тем, высказывается и противоположное мнение, что в условиях динамики федерального законодательства более эффективным является принятие законов по каждому конкретному предмету правового регулирования. Как показывает опыт реализации ряда законов, например, закона Алтайского края "О бесплатном предоставлении земельных участков", включение в один закон норм, имеющих разную правовую природу, может привести не только к сложностям реализации, но и к нарушению прав граждан. |
Новые кодифицированные законодательные акты в 2013 году не принимались. |
37. |
Высказывается мнение о необходимости совершенствования и расширения форм контрольной деятельности законодательного органа с учетом опыта субъектов Российской Федерации. Целесообразно при планировании контрольной деятельности более тщательно определять формат рассмотрения контрольных вопросов (в настоящее время многие контрольные вопросы, предложенные согласно плану для рассмотрения на сессии, рассматриваются на заседаниях комитетов без обоснования причин переноса рассмотрения). В целом, представляется целесообразным в рамках положений федерального и краевого законодательства продолжать совершенствование форм работы по мониторингу правоприменения. |
На рассмотрение контрольных вопросов на расширенных заседаниях комитета по правовой политике приглашаются представители всех постоянных комитетов и фракций Законодательного Собрания, а также заинтересованные государственные органы и организации. |
38. |
Существуют определенные сложности с прохождением инициатив, направляемых законодательными (представительными) органами власти субъектов Российской Федерации в Государственную Думу. Для улучшения взаимодействия в этой сфере Советом Федерации предложен механизм так называемых консолидированных законодательных инициатив. Необходимо продолжить работу по подготовке консолидированных законодательных инициатив для определения целесообразности и эффективности данного механизма правотворческой деятельности. Кроме того, Советом Законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации установлен примерный порядок рассмотрения проекта законодательной инициативы законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в Совете законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации. В частности, предлагается направлять проекты законодательных инициатив и материалы к ней в Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации посредством регистрации и размещения проекта и материалов к нему в подсистеме "Эксперт" Автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности. |
Председателем Законодательного Собрания направлены отзывы на два проекта федеральных законов, внесенных законодательными (представительными) органами субъектов Федерации через Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации посредством регистрации и размещения проекта и материалов к нему в подсистеме "Эксперт" Автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности. Алтайское краевое Законодательное Собрание не направляло свои законодательные инициативы для рассмотрения через Совет законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации. |
39. |
С целью повышения роли общественности при разработке законопроектов целесообразно систематизировать порядок общественного обсуждения законопроектов, принимать согласованные решения при выставлении законопроектов на предварительное общественное обсуждение (так называемый механизм "краудсорсинга"), определить перечень сайтов, на которых возможно размещение законопроектов. |
Совместно с Администрацией Алтайского края прорабатывается вопрос об определении сетевого издания, на котором могут размещаться проекты нормативных правовых актов Алтайского края, принимаемых Алтайским краевым Законодательным Собранием и Администрацией Алтайского края. В настоящее время проекты законов, имеющих особую социальную значимость, в целях общественного обсуждения размещаются на официальном сайте Алтайского края www.altairegion22.ru (к примеру, для общественного обсуждения выставлялся проект закона "О бесплатной юридической помощи в Алтайском крае"). |
40. |
С целью повышения открытости информации о правотворческой деятельности Законодательного Собрания необходимо нормативно закрепить и провести организационные и технические мероприятия по обеспечению размещения на официальном сайте: видеотрансляции из зала заседаний во время проведения сессий Законодательного Собрания; отдельного раздела с интерактивной возможностью общественного обсуждения, а также предполагающего возможность формулирования предложений и последующего их учета в процессе принятия указанных проектов (в т.ч. форум, опрос общественного мнения, голосование и т.д.); раздела с хронологией рассмотрения проектов нормативных правовых актов. |
В новом здании Законодательного Собрания установлено оборудование, предусматривающее возможность видеотрансляции. Проводится тестирование и донастройка системы видеотрансляции. Подготовлено техническое задание для внедрения автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности с возможностью размещения и доступа на официальном сайте Алтайского краевого Законодательного Собрания. Прорабатываются варианты создания рубрик, предполагающих возможность общественного обсуждения. Созданы страницы Алтайского краевого Законодательного Собрания в социальных сетях "Facebook", "Вконтакте", "Twitter". |
41. |
Необходимо актуализировать перечень информации о деятельности Законодательного Собрания, размещаемой на официальном сайте (постановления Законодательного Собрания от 2 октября 2012 года N 466 "Об официальном сайте Алтайского краевого Законодательного Собрания"). В настоящее время на официальном сайте Законодательного Собрания представлен ряд разделов и страниц, размещение которых нормативно не закреплено в перечне информации, в том числе не определена периодичность, сроки обновления и субъект, ответственный за своевременное ее представление. |
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ в Перечень информации о деятельности Законодательного Собрания включена информация, которая должна быть размещена на официальном сайте в сети "Интернет" в обязательном порядке. Иная информация, размещаемая в сети "Интернет", может носить как постоянный, так и эпизодический характер, при этом обязательность включения указанной информации в названный Перечень федеральным законодательством и законодательством Алтайского края не предусмотрена. |
42. |
Необходимо продолжить работу по доведению до жителей края информации о сути принимаемых законов в доступной форме. По мнению Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае, аннотации или пояснительные записки целесообразно размещать в газете "Алтайская правда" при официальной публикации законов (постановлений Законодательного Собрания). |
В 2013 году сохранялись традиционные формы доведения до жителей края информации о сути принимаемых законов в доступной форме. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.