Приложение N 1
к Федеральным авиационным правилам
"Требования к тренажерным устройствам
имитации полета, применяемым в целях
подготовки и контроля профессиональных
навыков членов летных экипажей
гражданских воздушных судов",
утвержденным приказом Минтранса России
от 12 июля 2019 г. N 229
Таблица 1
Уровни имитации условий полета и работы систем воздушного судна
(Уровни имитации характеристик)
Уровень |
Моделирование воздушного судна |
Моделирование эффектов |
Моделирование окружающей обстановки |
1 |
2 |
3 |
4 |
Уровни имитации характеристик самолета | |||
Не требуется |
Не требуется |
Не требуется |
Не требуется |
Базовый |
Не относится к определенной модели, типу или модификации самолета |
Моделирование эффектов, характерных для определенного класса самолетов Для визуальных эффектов - воспроизведение визуальной обстановки с перспективой, достаточной для обеспечения перехода от пилотирования по приборам к визуальному полету при выполнении заходов на посадку с прямой по приборам Моделирование акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических и акселерационных данных в составе пакета исходных данных, полученных в ходе изготовления и испытаний воздушного судна (далее - ПИД) в диапазоне частот не уже, чем от 200 до 5000 Гц и с уровнем звука А до 80 дБА |
Моделирование характеристик окружающей обстановки, позволяющее определить пространственное положение самолета |
Типовой |
Для модели самолета определенного класса (самолет с одним двигателем, сухопутный, гидросамолет с одним двигателем, самолет многодвигательный, сухопутный, гидросамолет многодвигательный)
Может не соответствовать конкретному типу самолета данного класса |
Имитация акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических и акселерационных данных в составе ПИД для данного класса самолетов, в диапазоне частот не уже, чем от 120 до 8000 Гц и с уровнем звука А до 85 дБ А
Имитация акселерационных эффектов производится по заданным параметрам ускорения, входящих в состав утвержденного набора акустических и акселерационных данных в составе ПИД для данного класса самолета
Визуальные условия реальной окружающей обстановки и перспективы |
Моделирование условий окружающей обстановки, позволяющее определить пространственное положение самолета, и включающее моделирование времени суток и погодных условий |
Высокий |
Для модели самолета конкретного типа |
Имитация акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических данных в составе ПИД для соответствующего типа самолета, в диапазоне частот не уже, чем от 80 до 10000 Гц и с уровнем звука А до 90 дБА
Имитация акселерационных эффектов производится по заданным параметрам ускорения, входящих в состав утвержденного набора акселерационных данных в составе ПИД для соответствующего типа ВС
Применимо только к визуальным эффектам. Имитируются визуальные условия реальной окружающей обстановки и бесконечная перспектива |
Имитируются условия реальной окружающей обстановки в конкретном месте |
Уровни имитации характеристик вертолета | |||
Не требуется |
Не требуется |
Не требуется |
Не требуется |
Базовый |
Не относится к определенной модели, типу или модификации вертолета |
Моделирование эффектов, характерных для вертолетов определенной группы
Для визуальных эффектов воспроизводится визуальная обстановка с перспективой, достаточной для обеспечения перехода от пилотирования по приборам к визуальному полету при выполнении заходов на посадку с прямой по приборам
Моделирование акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических и акселерационных данных в составе ПИД для вертолетов соответствующей группы, в диапазоне частот не уже, чем от 160 до 5000 Гц и с уровнем звука А до 80 дБА
Моделирование акселерационных эффектов производится по заданным параметрам ускорения, входящих в состав утвержденного набора акселерационных данных в составе ПИД |
Моделирование условий окружающей обстановки, позволяющее определить пространственное положение вертолета |
Типовой |
Для модели вертолета определенной группы (конструктивной схемы)
Может не соответствовать конкретному типу вертолета |
Моделирование акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических и акселерационных данных в составе ПИД для вертолетов соответствующей группы в диапазоне частот не уже, чем от 80 до 6000Гц и с уровнем звука А до 87 дБА
Для акселерационных эффектов производится по заданным параметрам ускорения, входящих в состав утвержденного набора акселерационных данных в составе ПИД для вертолетов соответствующей группы
Для визуальных эффектов воспроизводятся визуальные условия реальной окружающей обстановки и перспективы |
Моделирование условий окружающей обстановки, позволяющее определить пространственное положение вертолета, и включающее моделирование времени суток и погодных условий |
Высокий |
Имитируется конкретный тип вертолета |
Моделирование акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических и акселерационных данных в составе ПИД для соответствующего типа вертолета в диапазоне частот не уже, чем от 40 до 8000 Гц и с уровнем звука А до 96 дБА
Моделирование акселерационных эффектов - производится по заданным параметрам ускорения, входящих в состав утвержденного набора акселерационных данных в составе ПИД для соответствующего типа вертолета
Для визуальных эффектов моделируются визуальные условия реальной окружающей обстановки и бесконечная перспектива |
Имитируются условия реальной окружающей обстановки в конкретном месте |
Таблица 2*
Уровни имитации условий полета и работы систем воздушного судна тренажеров самолетов и виды подготовки по типам тренажеров самолетов (Уровни имитации характеристик)
Тип тренажера |
Виды подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов |
Подготовка (Т) или профподготовка (TP) |
Кабина летного экипажа - компоновка и конструкция |
Модель полета (аэродинамика и двигатель) |
Управление самолетом при движении по земле |
Системы самолета |
Рычаги управления самолетом и усилия на них |
Акустические эффекты |
Визуальные эффекты |
Акселерационные эффекты |
Управление воздушным движением - УВД |
Навигация |
Метеоусловия |
Аэропорты и прилегающая местность |
УРОВНИ СООТВЕТСТВИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ТРЕНАЖЕРА | ||||||||||||||
Тип VII, Тип D |
MPL4 |
T + TP |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
TR/ATPL |
TP |
S |
S |
S |
S |
S |
S |
S |
R |
S |
S |
R |
R |
|
Re |
T |
|||||||||||||
RL/RO/IO/CQ |
TP |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тип VI |
MPL3 |
T |
R |
R |
R |
R |
R |
S |
S |
R |
S |
S |
R |
R |
Тип V |
TR/ATPL/RL/RO /IO |
T |
S |
S |
S |
S |
S |
S |
R |
N |
G |
S |
R |
R |
Тип IV |
MPL2 |
T |
R |
G |
G |
R |
G |
R |
G |
N |
G |
S |
G |
R |
Тип III |
CR |
T |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
N |
N |
S |
G |
G |
Тип II |
IR |
T |
G |
G |
G |
R |
G |
G |
G |
N |
G |
S |
G |
G |
Тип I |
CPL |
T |
R |
R |
R |
R |
R |
G |
R |
N |
N |
S |
G |
G(S) |
MPL 1 |
T |
R |
R |
R |
R |
R |
G |
G |
N |
N |
S |
G |
G |
|
PPL |
T |
R |
R |
R |
R |
R |
G |
R |
N |
N |
S |
G |
R(S) |
Таблица 3*
Уровни имитации условий полета и работы систем воздушного судна тренажеров вертолетов и виды подготовок по типам тренажеров вертолетов (Уровни имитации характеристик)
Тип тренажера |
Свидетельства и виды подготовок |
Подготовка (Т) или профподготовка (TP) |
Кабина летного экипажа -компоновка и конструкция |
Модель полета (аэродинамика и двигатель) |
Управление вертолетом при движении по земле |
Системы вертолета |
Рычаги управления вертолета и усилия на них |
Акустические эффекты |
Визуальные эффекты |
Вибрационные эффекты |
Акселерационные эффекты |
Посадочные площадки и прилегающая местность |
Навигация |
Метеоусловия |
Управление воздушным движением - УВД |
|
|
|
УРОВНИ СООТВЕТСТВИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ТРЕНАЖЕРА |
||||||||||||
Тип V |
ATPL/IR(R)/TR(I)/RL/Re |
T+TP |
S |
S |
S |
S |
S |
S |
S |
S |
R |
S |
S |
S |
G |
PPL/CPL/IR(I) |
T |
||||||||||||||
Тип IV |
IR(R) |
Т+ТР |
S |
S |
S |
S |
S |
S |
S |
S |
R** |
S |
S |
S |
G |
ATPL/PPL/CPL/IR(I)/TR(I)/RL |
T |
||||||||||||||
Тип III |
ATPL/PPL/CPL/IR(I)/TR(I)/RL |
T |
S |
S |
S |
S |
S |
R |
S |
R |
N |
S |
S |
S |
G |
Тип II |
ATPL/PPL/CPL/IR(I)/IR(R)/TR(I) (для тренировок no ПВП) |
T |
R |
R |
G |
R |
R |
G |
S |
G |
N |
S |
R |
R |
G |
Тип I |
IR(I)/IR(R) (для тренировок no правилам полетов по приборам (далее - ППП)) |
T |
R |
R |
G |
R |
R |
G |
G |
G |
N |
S |
G |
G |
G |
------------------------------
* высокий уровень имитации характеристик - S;
типовой уровень имитации характеристик - R;
базовый уровень имитации характеристик - G;
не требуется оценки уровня имитации характеристик - N.
**Пилот получает эффективные и характерные акселерационные воздействия и задающие сигналы, которые обеспечивают соответствующие ощущения ускорения по 6 степеням свободы вертолета. Акселерационные воздействия должны обеспечивать правильное ощущение у пилота. Ощущение движения может быть меньше чем на вертолете, если реальные ощущения не требуются программами подготовки.