• ДОКУМЕНТ

Приложение N 1. Уровни имитации характеристик для тренажеров самолетов и вертолетов

Приложение N 1
к Федеральным авиационным правилам
"Требования к тренажерным устройствам
имитации полета, применяемым в целях
подготовки и контроля профессиональных
навыков членов летных экипажей
гражданских воздушных судов",
утвержденным приказом Минтранса России
от 12 июля 2019 г. N 229

 

Таблица 1

 

Уровни имитации условий полета и работы систем воздушного судна
(Уровни имитации характеристик)

 

Уровень

Моделирование воздушного судна

Моделирование эффектов

Моделирование окружающей обстановки

1

2

3

4

Уровни имитации характеристик самолета

Не требуется

Не требуется

Не требуется

Не требуется

Базовый

Не относится к определенной модели, типу или модификации самолета

Моделирование эффектов, характерных для определенного класса самолетов

Для визуальных эффектов - воспроизведение визуальной обстановки с перспективой, достаточной для обеспечения перехода от пилотирования по приборам к визуальному полету при выполнении заходов на посадку с прямой по приборам

Моделирование акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических и акселерационных данных в составе пакета исходных данных, полученных в ходе изготовления и испытаний воздушного судна (далее - ПИД) в диапазоне частот не уже, чем от 200 до 5000 Гц и с уровнем звука А до 80 дБА

Моделирование характеристик окружающей обстановки, позволяющее определить пространственное положение самолета

Типовой

Для модели самолета определенного класса (самолет с одним двигателем, сухопутный, гидросамолет с одним двигателем, самолет

многодвигательный, сухопутный, гидросамолет многодвигательный)

 

Может не соответствовать конкретному типу самолета данного класса

Имитация акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических и акселерационных данных в составе ПИД для данного класса самолетов, в диапазоне частот не уже, чем от 120 до 8000 Гц и с уровнем звука А до 85 дБ А

 

Имитация акселерационных эффектов производится по заданным параметрам ускорения, входящих в состав утвержденного набора акустических и акселерационных данных в составе ПИД для данного класса самолета

 

Визуальные условия реальной окружающей обстановки и перспективы

Моделирование условий окружающей обстановки, позволяющее определить пространственное положение самолета, и включающее моделирование времени суток и погодных условий

Высокий

Для модели самолета конкретного типа

Имитация акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических данных в составе ПИД для соответствующего типа самолета, в диапазоне частот не уже, чем от 80 до 10000 Гц и с уровнем звука А до 90 дБА

 

Имитация акселерационных эффектов производится по заданным параметрам ускорения, входящих в состав утвержденного набора акселерационных данных в составе ПИД для соответствующего типа ВС

 

Применимо только к визуальным эффектам. Имитируются визуальные условия реальной окружающей обстановки и бесконечная перспектива

Имитируются условия реальной окружающей обстановки в конкретном месте

Уровни имитации характеристик вертолета

Не требуется

Не требуется

Не требуется

Не требуется

Базовый

Не относится к определенной модели, типу или модификации вертолета

Моделирование эффектов, характерных для вертолетов определенной группы

 

Для визуальных эффектов воспроизводится визуальная обстановка с перспективой, достаточной для обеспечения перехода от пилотирования по приборам к визуальному полету при выполнении заходов на посадку с прямой по приборам

 

Моделирование акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических и акселерационных данных в составе ПИД для вертолетов соответствующей группы, в диапазоне частот не уже, чем от 160 до 5000 Гц и с уровнем звука А до 80 дБА

 

Моделирование акселерационных эффектов производится по заданным параметрам ускорения, входящих в состав утвержденного набора акселерационных данных в составе ПИД

Моделирование условий окружающей обстановки, позволяющее определить пространственное положение вертолета

Типовой

Для модели вертолета определенной группы (конструктивной схемы)

 

Может не соответствовать конкретному типу вертолета

Моделирование акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических и акселерационных данных в составе ПИД для вертолетов соответствующей группы в диапазоне частот не уже, чем от 80 до 6000Гц и с уровнем звука А до 87 дБА

 

Для акселерационных эффектов производится по заданным параметрам ускорения, входящих в состав утвержденного набора акселерационных данных в составе ПИД для вертолетов соответствующей группы

 

Для визуальных эффектов воспроизводятся визуальные условия реальной окружающей обстановки и перспективы

Моделирование условий окружающей обстановки, позволяющее определить пространственное положение вертолета, и включающее моделирование времени суток и погодных условий

Высокий

Имитируется конкретный тип вертолета

Моделирование акустических эффектов производится по заданным параметрам звукового давления, входящих в состав утвержденного набора акустических и акселерационных данных в составе ПИД для соответствующего типа вертолета в диапазоне частот не уже, чем от 40 до 8000 Гц и с уровнем звука А до 96 дБА

 

Моделирование акселерационных эффектов - производится по заданным параметрам ускорения, входящих в состав утвержденного набора акселерационных данных в составе ПИД для соответствующего типа вертолета

 

Для визуальных эффектов моделируются визуальные условия реальной окружающей обстановки и бесконечная перспектива

Имитируются условия реальной окружающей обстановки в конкретном месте

 

Таблица 2*

 

Уровни имитации условий полета и работы систем воздушного судна тренажеров самолетов и виды подготовки по типам тренажеров самолетов (Уровни имитации характеристик)

 

Тип тренажера

Виды подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов

Подготовка (Т) или профподготовка (TP)

Кабина летного экипажа - компоновка и конструкция

Модель полета (аэродинамика и двигатель)

Управление самолетом при движении по земле

Системы самолета

Рычаги управления самолетом и усилия на них

Акустические эффекты

Визуальные эффекты

Акселерационные эффекты

Управление воздушным движением - УВД

Навигация

Метеоусловия

Аэропорты и прилегающая местность

УРОВНИ СООТВЕТСТВИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ТРЕНАЖЕРА

Тип

VII,

Тип D

MPL4

T + TP

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

TR/ATPL

TP

S

S

S

S

S

S

S

R

S

S

R

R

Re

T

RL/RO/IO/CQ

TP

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип VI

MPL3

T

R

R

R

R

R

S

S

R

S

S

R

R

Тип V

TR/ATPL/RL/RO /IO

T

S

S

S

S

S

S

R

N

G

S

R

R

Тип IV

MPL2

T

R

G

G

R

G

R

G

N

G

S

G

R

Тип III

CR

T

R

R

R

R

R

R

R

N

N

S

G

G

Тип II

IR

T

G

G

G

R

G

G

G

N

G

S

G

G

Тип I

CPL

T

R

R

R

R

R

G

R

N

N

S

G

G(S)

MPL 1

T

R

R

R

R

R

G

G

N

N

S

G

G

PPL

T

R

R

R

R

R

G

R

N

N

S

G

R(S)

 

Таблица 3*

 

Уровни имитации условий полета и работы систем воздушного судна тренажеров вертолетов и виды подготовок по типам тренажеров вертолетов (Уровни имитации характеристик)

 

Тип тренажера

Свидетельства и виды подготовок

Подготовка (Т) или профподготовка (TP)

Кабина летного экипажа -компоновка и конструкция

Модель полета (аэродинамика и двигатель)

Управление вертолетом при движении по земле

Системы вертолета

Рычаги управления вертолета и усилия на них

Акустические эффекты

Визуальные эффекты

Вибрационные эффекты

Акселерационные эффекты

Посадочные площадки и прилегающая местность

Навигация

Метеоусловия

Управление воздушным движением - УВД

 

 

 

УРОВНИ СООТВЕТСТВИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ТРЕНАЖЕРА

Тип V

ATPL/IR(R)/TR(I)/RL/Re

T+TP

S

S

S

S

S

S

S

S

R

S

S

S

G

PPL/CPL/IR(I)

T

Тип IV

IR(R)

Т+ТР

S

S

S

S

S

S

S

S

R**

S

S

S

G

ATPL/PPL/CPL/IR(I)/TR(I)/RL

T

Тип III

ATPL/PPL/CPL/IR(I)/TR(I)/RL

T

S

S

S

S

S

R

S

R

N

S

S

S

G

Тип II

ATPL/PPL/CPL/IR(I)/IR(R)/TR(I) (для тренировок no ПВП)

T

R

R

G

R

R

G

S

G

N

S

R

R

G

Тип I

IR(I)/IR(R) (для тренировок no правилам полетов по приборам (далее - ППП))

T

R

R

G

R

R

G

G

G

N

S

G

G

G

 

------------------------------

* высокий уровень имитации характеристик - S;

типовой уровень имитации характеристик - R;

базовый уровень имитации характеристик - G;

не требуется оценки уровня имитации характеристик - N.

**Пилот получает эффективные и характерные акселерационные воздействия и задающие сигналы, которые обеспечивают соответствующие ощущения ускорения по 6 степеням свободы вертолета. Акселерационные воздействия должны обеспечивать правильное ощущение у пилота. Ощущение движения может быть меньше чем на вертолете, если реальные ощущения не требуются программами подготовки.

 

Система ГАРАНТ
Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ включает широкий круг инструментов и полезных сервисов для специалистов различных областей.
Узнайте подробнее о наполнении профессиональных комплектов и стоимости информационного обеспечения.
Демо-доступ на 3 дня

Новости

Все новости
18 июля 2025 18:27
IT
Сервис с данными об учебе, работе, льготах будет доступен на госуслугах и в национальном мессенджере.
18 июля 2025 18:15
Общество
Такое требование будет актуально с сентября 2025 года.
18 июля 2025 18:01
Профессия
Советы также касаются процедур осмотра места происшествия и выемки вещественных доказательств.
18 июля 2025 17:30
Общество
Лимит на пункты приема ставок предлагают определять в зависимости от численности населения – не более одного на 100 тыс. человек.
18 июля 2025 16:54
Бюджетный учет
Эксперты обратили внимание на семь важных моментов – проведение инвентаризации, фиксацию признаков "неактива" и др.
18 июля 2025 16:07
Труд
Роструд в своих консультациях последовательно настаивает на таком подходе.
Все новости