В целях подготовки проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, руководствуясь распоряжением Президента Российской Федерации от 14 февраля 2020 года N 32-рп, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации решила:
1. Принять за основу Порядок подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации (прилагается).
2. Направить принятый за основу Порядок подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации для рассмотрения и представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее 6 марта 2020 года замечаний и предложений.
Председатель |
Э.А. Памфилова |
Секретарь |
М.В. Гришина |
Приложение
к выписке из протокола заседания
Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 28 февраля 2020 г. N 240-1-7
Порядок
подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации
1. Общие положения
Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации (далее - общероссийское голосование) проводится на всей территории Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Порядком.
2. Комиссии по проведению общероссийского голосования
2.1. Подготовку и проведение общероссийского голосования осуществляют избирательные комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), в том числе избирательные комиссии, дополнительно сформированные в случаях, предусмотренных настоящим Порядком (далее - комиссии).
2.2. Систему комиссий по подготовке и проведению общероссийского голосования составляют следующие комиссии, осуществляющие полномочия по подготовке и проведению общероссийского голосования на соответствующей территории:
1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
3) территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах возложены полномочия территориальных избирательных комиссий (далее - территориальные комиссии);
4) участковые избирательные комиссии (далее - участковые комиссии).
2.3. Для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на участках для голосования, которые образованы на судах, находящихся в плавании, и полярных станциях, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий либо возложить полномочия таких территориальных комиссий на территориальные избирательные комиссии, сформированные в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.
2.4. Руководство деятельностью участковых комиссий, сформированных на участках для голосования, которые образованы за пределами территории Российской Федерации, осуществляют сформированные в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах территориальные избирательные комиссии для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на участках для голосования, образованных за пределами территории Российской Федерации.
2.5. На участках, дополнительно образованных в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Порядка, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями не позднее чем за 25 дней до дня голосования (в исключительных случаях - не позднее дня, предшествующего дню голосования) из резерва составов участковых комиссий, предусмотренного законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, с соблюдением требования о назначении не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе предложений, поступивших от политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в соответствующих представительных органах.
На участках для голосования, образованных на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, и на полярных станциях, участковые комиссии формируются капитанами судов, начальниками полярных станций из числа членов экипажа, работников полярной станции, в том числе не входящих в резерв составов участковых комиссий.
2.6. На участках для голосования, образованных в соответствии с пунктом 4.3 настоящего Порядка, участковые комиссии формируются, руководителями соответствующих дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации, не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования. Указанные участковые комиссии могут формироваться из числа граждан, не входящих в резерв составов участковых комиссий. Председатели указанных участковых комиссий назначаются лицами, формирующими соответствующую комиссию, в срок не позднее чем за 14 дней до дня голосования. Сведения о составах указанных участковых комиссий незамедлительно направляются указанными выше должностными лицами в соответствующую территориальную избирательную комиссию.
2.7. Комиссии обеспечивают информирование граждан Российской Федерации о проведении общероссийского голосования, порядке и сроках его подготовки и проведения, а также иных вопросах, связанных с подготовкой и проведением общероссийского голосования.
2.8. Члены комиссий, назначенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, при подготовке и проведении общероссийского голосования осуществляют свои полномочия, руководствуясь настоящим Порядком.
2.9. При подготовке и проведении общероссийского голосования в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы".
При подготовке и проведении общероссийского голосования в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, также может использоваться федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и иные государственные информационные системы.
2.10. Комиссии рассматривают обращения граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с настоящим Порядком. Комиссии обеспечивают своевременное рассмотрение обращений и принимают меры, направленные на восстановление и защиту прав граждан Российской Федерации на участие в общероссийском голосовании.
3. Гласность
3.1. При проведении общероссийского голосования в помещении для голосования в день голосования, в том числе при проведении голосования до дня голосования, при подсчете голосов и установлении итогов голосования, и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий, работники их аппаратов и наблюдатели. Порядок назначения наблюдателей определяет Общественная палата Российской Федерации.
3.2. Наблюдатели вправе:
знакомиться со списками участников общероссийского голосования (далее - списки участников голосования), реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
находиться в помещении для голосования в период, указанный в пункте 3.1 настоящего Порядка;
наблюдать за выдачей бюллетеней для голосования участникам голосования;
присутствовать при голосовании участников голосования вне помещения для голосования, в том числе проводимого до дня голосования;
наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки участников голосования, бюллетеней для голосования, выданных участникам голосования, погашенных бюллетеней для голосования;
наблюдать за подсчетом голосов участников голосования на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях для голосования отметок участников голосования;
знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем для голосования при подсчете голосов участников голосования;
наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3.1 настоящего Порядка;
обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
знакомиться с протоколом соответствующей комиссии об итогах голосования и приложенными к нему документами, получать от соответствующей участковой комиссии заверенные копии указанного протокола;
носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества;
присутствовать при повторном составлении протокола об итогах голосования;
производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.
3.3. Представители средств массовой информации, аккредитованные в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, вправе присутствовать в помещении для голосования в день голосования, в том числе при проведении голосования до дня голосования, при проведении голосования вне помещения для голосования, при подсчете голосов и установлении итогов голосования, и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования.
3.4. Представители средств массовой информации вправе:
находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни голосования до дня голосования, а также производить фото- и видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря соответствующей комиссии;
знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования, в том числе составляемыми повторно; получать их заверенные копии.
3.5. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, согласованному с ЦИК России, в помещениях для голосования и помещениях комиссий могут применяться средства видеонаблюдения и трансляции изображения. При этом порядок применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения, порядок трансляции изображения в сети Интернет, а также порядок хранения соответствующих видеозаписей устанавливается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с ЦИК России.
4. Участки для проведению общероссийского голосования
4.1. Общероссийское голосование проводится на избирательных участках, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, в том числе на избирательных участках, дополнительно образованных в случаях, предусмотренных настоящим Порядком (далее - участки для голосования). При этом предусмотренные законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах положения об уточнении перечня избирательных участков и их границ не применяются.
4.2. Участки для голосования могут дополнительно образовываться территориальной избирательной комиссией по согласованию с избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем через 5 дней со дня официального опубликования решения о назначении общероссийского голосования:
в местах временного пребывания участников голосования (больницах, санаториях, домах отдыха, предприятиях и организациях с непрерывным циклом работы, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), а также в местах, где пребывают участники голосования, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах территории Российской Федерации;
в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях (по согласованию с руководителем объекта, расположенного в труднодоступной или отдаленной местности, капитаном судна или судовладельцем, начальником полярной станции);
на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях (по представлению командиров воинских частей).
Нумерация таких участков для голосования устанавливается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.
В исключительных случаях указанные участки для голосования могут образовываться с информированием ЦИК России не позднее чем за три дня до дня голосования, при этом об образованных участках для голосования на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, информирование ЦИК России не требуется.
4.3. Участки для голосования за пределами территории Российской Федерации, образуются руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении общероссийского голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня голосования. Руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации сообщают в ЦИК России об образовании участков для голосования не позднее чем через семь дней со дня их образования, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня голосования.
4.4. Информация об участках для голосования с указанием их номеров, мест нахождения участковых комиссий, помещений для голосования и номеров телефонов участковых комиссий размещаются на официальном сайте ЦИК России не позднее чем через 7 дней со дня их образования. Информация об участках для голосования, образованных за пределами территории Российской Федерации, размещается в сети Интернет не позднее чем через 10 дней со дня их образования, а об участках для голосования, образованных в исключительных случаях, - не позднее чем через два дня после их образования. Информация об участках для голосования, образованных в соответствии с пунктом 4.2 настоящего Порядка, размещается в сети Интернет не позднее чем через два дня после их образования. При размещении сведений об участках для голосования, образованных на территориях воинских частей, содержание размещаемого материала согласовывается с командиром соответствующей воинской части.
5. Списки участников голосования
5.1. Списки участников голосования составляются на основании данных, содержащихся в ГАС "Выборы", в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
5.2. В списки участников голосования включаются все граждане Российской Федерации, обладающие правом на участие в общероссийском голосовании.
5.3. Основанием для включения участника голосования в список участников голосования на конкретном участке для голосования является факт нахождения его места жительства на территории этого участка для голосования, установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.4. Основанием для включения в список участников голосования военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других участников голосования, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, который устанавливается соответствующей службой воинской части или органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо приказ командира воинской части о зачислении в списки личного состава воинской части граждан, проходящих военную службу по призыву.
5.5. Основанием для включения в список участников голосования участника голосования, проживающего за пределами территории Российской Федерации или находящегося в длительной заграничной командировке, является его письменное заявление, поданное не позднее дня, предшествующего дню голосования, в соответствующую комиссию, либо устное обращение, поданное в день голосования.
5.6. Основанием для включения в список участников голосования участника голосования, который в день голосования будет находиться вне места жительства, является заявление о голосовании по месту нахождения, поданное в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в период, начинающийся через 7 дней со дня официального опубликования решения о назначении общероссийского голосования и заканчивающийся за пять дней до дня голосования, с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, территориальную либо участковую комиссию.
Участник голосования, подавший заявление о голосовании по месту нахождения, исключается из списка участников голосования по месту жительства.
Участник голосования, подавший заявление о голосовании по месту нахождения и явившийся в день голосования на участок для голосования по месту жительства, может быть включен в список участников голосования по месту жительства по решению участковой комиссии после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на участке для голосования по месту нахождения. В случае включения такого участника голосования в список участников голосования по месту жительства он утрачивает право быть включенным в список участников голосования по месту нахождения.
5.7. Основанием для включения в список участников голосования участников голосования, которые будут находиться в день голосования в больницах или местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, участников голосования из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, и участников голосования, работающих вахтовым методом, в случае если они не имели возможности подать заявление о голосовании по месту нахождения, является заявление о включении в список участников голосования по месту их временного пребывания, поданное в соответствующую участковую комиссию не позднее 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Участник голосования, подавший заявление о включении в список участников голосования по месту временного пребывания, исключается из списка участников голосования по месту жительства.
5.8. Участники голосования, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, решением участковой комиссии могут быть включены в список участников голосования на участке для голосования, образованном в месте их пребывания, или на участке для голосования, определенном решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации для проведения голосования таких участников голосования, на основании личного письменного заявления, поданного в участковую комиссию не позднее чем в день голосования.
5.9. Участник голосования вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением об отсутствии его в списке участников голосования, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список участников голосования. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить заявление и представленные документы и либо включить участника голосования в список участников голосования, устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.
6. Помещение для голосования
6.1. Помещение для голосования с учетом Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от __ N __ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти" безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования, командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции, руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации.
6.2. В помещении для голосования либо непосредственно перед этим помещением оборудуется информационный стенд, на котором размещаются текст Конституции Российской Федерации и текст Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от __ N __ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти", а также могут размещаться иные информационные материалы по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
6.3. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола участковой комиссии об итогах голосования, предназначенная для внесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления.
6.4. При проведении общероссийского голосования используется технологическое оборудование, имеющееся в распоряжении комиссий.
6.5. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. В качестве стационарных ящиков могут использоваться технические средства подсчета голосов - комплексы обработки избирательных бюллетеней, которые применяются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
6.6. Участковая комиссия должна располагать переносными ящиками для голосования, количество которых определяется решением соответствующей территориальной избирательной комиссии.
7. Бюллетень для общероссийского голосования
7.1. В бюллетене для общероссийского голосования (далее - бюллетень для голосования) воспроизводится текст вопроса, вынесенного на общероссийское голосование, и указываются варианты волеизъявления участника голосования - "Да" или "Нет" ("За" или "Против"), справа от которых помещаются пустые квадраты.
7.2. Количество, форма и текст бюллетеня для голосования на русском языке, порядок изготовления и доставки бюллетеней для голосования утверждаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации не позднее чем через 3 дня со дня официального опубликования решения о назначении общероссийского голосования.
7.3. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации бюллетени для голосования печатаются на русском языке и на государственном языке соответствующей республики, входящей в состав Российской Федерации, а при необходимости и на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания. Если для участка для голосования печатаются бюллетени на двух и более языках, текст на русском языке должен помещаться в каждом бюллетене. Текст такого бюллетеня на государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации, и на языках народов Российской Федерации утверждается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации не позднее чем через восемь дней со дня официального опубликования решения о назначении общероссийского голосования.
7.4. На лицевой стороне всех бюллетеней для голосования, полученных участковой комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой комиссии.
7.5. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, согласованному с ЦИК России, вместо голосования с использованием бюллетеней для голосования, изготовленных на бумажном носителе может осуществляться дистанционное электронное голосование. Порядок такого голосования устанавливается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с ЦИК России.
8. Общий порядок голосования
8.1. Голосование в день голосования проводится с 8.00 до 20.00 по местному времени. Если на территории участка для голосования расположено место жительства (место пребывания) участников голосования, рабочее время которых совпадает со временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или вахтовым методом), по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации начало голосования на этом участке для голосования может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа.
8.2. На участках для голосования, образованных на судах, находящихся в плавании, в воинских частях, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях, участковая комиссия может объявить голосование завершенным раньше установленного времени, если проголосовали все участники голосования, включенные в список участников голосования.
8.3. В день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру присутствующим лицам пустые переносные и стационарные ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов - при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии (пломбируются), а также опечатанные (опломбированные) переносные ящики для голосования, содержащие бюллетени для голосования, оставленные участниками голосования, проголосовавшими до дня голосования, которые в течение дня голосования должны находиться в поле зрения присутствующих лиц. Если в соответствии с пунктом 10.8 настоящего Порядка использовались сейф-пакеты, все переносные ящики для голосования должны быть пустыми. Председатель участковой комиссии также информирует присутствующих лиц о числе участников голосования, включенных в список участников голосования на данном участке, о числе участников голосования, исключенных из него в связи с подачей заявления о голосовании по месту нахождения на ином участке, о числе участников голосования, подавших заявления о голосовании по месту нахождения на данном участке.
8.4. Каждый участник голосования голосует лично, голосование за других лиц не допускается.
8.5. Бюллетени выдаются участникам голосования, включенным в список участников голосования, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
8.6. К документам, заменяющим паспорт гражданина, относятся следующие документы, удостоверяющие личность гражданина, выданные уполномоченным государственным органом:
а) на территории Российской Федерации:
военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
б) за пределами территории Российской Федерации - документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют въезд в Российскую Федерацию, а также иные документы, по которым граждане Российской Федерации вправе пребывать на территории иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации.
8.7. При получении бюллетеня участник голосования проставляет в списке участников голосования серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия участника голосования либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список участников голосования членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Участник голосования проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка участников голосования в получении бюллетеня. Член участковой комиссии, выдавший участнику голосования бюллетень, также расписывается в соответствующей графе списка участников голосования.
8.8. Голосование проводится путем внесения участником голосования в бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор.
8.9. Бюллетень заполняется участником голосования в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте 8.11 настоящей статьи.
8.10. Если участник голосования считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает участнику голосования новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке участников голосования против фамилии данного участника голосования. Испорченный бюллетень, на котором член комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря участковой комиссии, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается.
8.11. Участник голосования, не имеющий возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого участника голосования (другого лица), не являющегося членом комиссии, наблюдателем. В таком случае участник голосования устно извещает комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения бюллетеня. При этом в соответствующей графе списка участников голосования указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь участнику голосования.
8.12. Заполненный бюллетень опускается участником голосования в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов при его использовании.
8.13. Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой комиссии, а в отсутствие заместителя председателя участковой комиссии - секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.
9. Голосование вне помещения для голосования
9.1. Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании вне помещения для голосования участникам голосования, которые включены в список участников голосования на данном участке для голосования и не имеют возможности по уважительным причинам прибыть в помещение для голосования.
9.2. Голосование вне помещения для голосования в соответствии с настоящим разделом проводится в день голосования, а по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - также в течение периода, который начинается в течение трех дней до дня голосования. Голосование вне помещения для голосования организуется для участников голосования, подавших письменные заявления или устные обращения (в том числе переданные при содействии других лиц) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре в электронном виде либо на бумажном носителе.
9.3. При регистрации устного обращения в реестре указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество участника голосования, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его места жительства, а также подпись члена комиссии, принявшего обращение. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства этого лица.
9.4. В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой участник голосования не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество участника голосования, адрес его места жительства.
9.5. Заявления (устные обращения) могут быть поданы в любое время в течение периода, который начинается через 7 дней со дня официального опубликования решения о назначении общероссийского голосования и заканчивается в день голосования в 17.00 по местному времени. Заявление (устное обращение), поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем участник голосования либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения).
9.6. Председатель участковой комиссии обязан объявить о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить наблюдателям присутствовать при его проведении.
9.7. Участковая комиссия вправе признать неуважительной причину, по которой участник голосования не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать участнику голосования в проведении голосования вне помещения для голосования. О принятом решении об отказе в проведении такого голосования комиссия немедленно извещает участника голосования.
9.8. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, получают бюллетени и расписываются в их получении. Общее число получаемых бюллетеней не может превышать более чем на пять процентов число полученных к моменту выезда (выхода) членов комиссии заявлений (устных обращений), по которым будет проводиться голосование (но не менее двух бюллетеней).
9.9. Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней установленной формы, распечатку из реестра либо выписку из него, заверенные секретарем участковой комиссии, содержащую необходимые данные об участнике голосования и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения бюллетеня. В список участников голосования вносится отметка о том, что к соответствующему участнику голосования выехали (вышли) члены участковой комиссии.
9.10. Голосование вне помещения для голосования проводится с соблюдением требований, предусмотренных в разделе 8 настоящего Порядка.
9.11. В заверенной распечатке из реестра либо выписке из него участник голосования проставляет серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и своей подписью удостоверяет получение бюллетеня. С согласия участника голосования либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Член участковой комиссии с правом решающего голоса своей подписью в распечатке (выписке) удостоверяет факт выдачи бюллетеня. В распечатке (выписке) также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного.
9.12. В случае, если участник голосования вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, он вправе воспользоваться для этого помощью другого участника голосования (другого лица) в порядке, установленном пунктом 8.11 настоящего Порядка.
9.13. Члены участковой комиссии, выехавшие по заявлениям (устным обращениям) участников голосования, вправе выдать бюллетени только тем участникам голосования, заявления (устные обращения) которых зарегистрированы в реестре.
9.14. Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, участника голосования, проголосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список участников голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (устным обращениям) участников голосования. Одновременно в соответствующей графе списка участников голосования делается особая отметка о том, что участник голосования проголосовал помещения для голосования, а также ставятся подписи указанных членов комиссии.
9.15. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели, аккредитованные представители СМИ (далее - представители СМИ). При этом участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум наблюдателям, изъявившим такое желание. Если при проведении голосования вне помещения для голосования присутствует не менее двух наблюдателей, голосование вне помещения для голосования может проводить один член участковой комиссии с правом решающего голоса.
9.16. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения прав участника голосования, а также возможность искажения его волеизъявления.
9.17. Если участник голосования, от которого поступило заявление (устное обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после направления к нему членов участковой комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой комиссии не вправе выдать данному участнику голосования в помещении для голосования бюллетень до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (устному обращению) данного участника голосования, и установления факта, что указанный участник голосования не проголосовал вне помещения для голосования.
10. Особый порядок голосования до дня голосования
10.1. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе разрешить провести голосование всех участников голосования на одном или нескольких участках для голосования, образованных на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании, на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях, но не ранее чем за 20 дней до дня голосования.
В этом случае голосование проводится в соответствии с правилами, установленными разделом 8 настоящего Порядка, и сразу по его окончании проводится подсчет голосов участников голосования и устанавливаются итоги голосования в соответствии с разделом 11 настоящего Порядка.
10.2. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе разрешить провести голосование отдельных групп участников голосования, включенных в список участников голосования на соответствующем избирательном участке для голосования, которые находятся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (на полярных станциях, в труднодоступных или отдаленных местностях и тому подобное), и в связи с этим невозможно провести голосование по избирательному участку в целом в соответствии с пунктом 10.1 настоящего Порядка.
В этом случае голосование проводится вне помещения для голосования с использованием переносных ящиков для голосования, количество которых определяется соответствующей участковой комиссией.
Данное голосование проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе необходимое число бюллетеней, список участников голосования либо выписку из него, содержащую сведения об участниках голосования, к которым они выезжают для проведения данного голосования.
При проведении данного голосования участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум наблюдателям, изъявившим такое желание.
Если при проведении данного голосования присутствует не менее двух наблюдателей, голосование может проводить один член участковой комиссии с правом решающего голоса.
До проведения голосования пустые переносные ящики для голосования предъявляются присутствующим в помещении участковой комиссии, после чего опечатываются (пломбируются).
Участник голосования, голосующий в соответствии с настоящим пунктом, расписывается в получении выдаваемого ему бюллетеня в списке участников голосования либо в выписке из него. В указанных выписке либо списке члены участковой комиссии, проводящие голосование, делают отметку о том, что участник голосования проголосовал с указанием даты и времени голосования. Если участник голосования расписывался в выписке из списка участников голосования, то указанные отметки, а также серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации, после окончания проведения голосования вносятся в список участников голосования. Указанная выписка хранится вместе со списком участников голосования.
Участник голосования заполняет бюллетень для голосования и опускает его в переносной ящик для голосования.
10.3. Территориальная избирательная комиссия для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на участках для голосования, образованных за пределами территории Российской Федерации, вправе разрешить провести голосование всех участников голосования на одном или нескольких участках для голосования, образованных за пределами территории Российской Федерации, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования.
В этом случае голосование проводится в соответствии с правилами, установленными разделом 8 настоящего Порядка, и сразу по его окончании проводится подсчет голосов участников голосования и устанавливаются итоги голосования в соответствии с разделом 11 настоящего Порядка.
10.4. Территориальная комиссия для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на участках для голосования, образованных за пределами территории Российской Федерации, вправе разрешить провести голосование групп участников голосования, проживающих за пределами территории Российской Федерации, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования в течение нескольких дней в соответствии с правилами, установленными пунктом 10.2 настоящего Порядка.
10.5. Участнику голосования, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) не сможет прибыть в помещение для голосования в день голосования, должна быть предоставлена возможность проголосовать в помещении участковой комиссии в течение трех дней до дня голосования. При этом время (режим) работы участковой комиссии в указанные дни устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.
Участник голосования расписывается в получении выдаваемого ему бюллетеня в списке участников голосования. В указанном списке член участковой комиссии делает отметку о том, что участник голосования проголосовал в помещении для голосования до дня голосования, указывает дату и время голосования.
Участник голосования заполняет бюллетень для голосования и опускает его в переносной ящик для голосования.
Во все дни, когда проводится голосование в соответствии с настоящим пунктом, в помещении для голосования могут присутствовать лица, указанные в пунктах 3.1 и 3.3 настоящего Порядка.
По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации при проведении голосования в соответствии с настоящим пунктом вместо переносного ящика для голосования может использоваться стационарный ящик для голосования, который не используется при проведении голосования в день голосования и не вскрывается до начала подсчета голосов участников голосования.
10.6. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе разрешить провести голосование групп участников голосования, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, не ранее чем за 3 дня до дня голосования.
В этом случае голосование проводится в соответствии с правилами, установленными пунктом 10.2 настоящего Порядка.
10.7. При проведении голосования в соответствии с разделом 9 настоящего Порядка по окончании голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования участковая комиссия составляет акт, в котором указываются количество бюллетеней для голосования, выданных членам участковой комиссии с правом решающего голоса, проводившим голосование вне помещения для голосования, количество выданных участникам голосования и возвращенных (неиспользованных, испорченных участниками голосования) бюллетеней, а также сведения о членах участковой комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования.
При проведении голосования в соответствии с пунктами 10.2, 10.4 и 10.6 настоящего Порядка о проведении голосования по каждому переносному ящику для голосования составляется акт, в котором указываются дата и время голосования, количество участников голосования, получивших бюллетени, фамилии членов участковой комиссии и других лиц, присутствовавших при голосовании, который хранится вместе с соответствующим переносным ящиком для голосования.
При проведении голосования в соответствии с пунктом 10.5 настоящего Порядка о проведении голосования составляется акт, в котором указываются количество участников голосования, получивших бюллетени, дата и время их голосования, фамилии членов участковой комиссии и других лиц, присутствовавших при голосовании. Указанный акт хранится вместе с переносным ящиком для голосования.
При проведении голосования в соответствии с пунктом 9.2 настоящего Порядка в течение периода, который начинается в течение трех дней до дня голосования, а также при голосовании в соответствии с пунктами 10.2, 10.4-10.6 настоящего Порядка по истечении времени голосования очередного дня до дня голосования прорези для бюллетеней в переносном ящике для голосования опечатываются, а в начале голосования на следующий день - печати снимаются. Переносные ящики для голосования с бюллетенями участников голосования, проголосовавших в соответствии с указанными пунктами, не используется при проведении голосования в день голосования и не вскрывается до начала подсчета голосов участников голосования.
10.8. При проведении голосования в соответствии с пунктом 9.2 настоящего Порядка в течение периода, который начинается в течение трех дней до дня голосования, а также при проведении голосования в соответствии с пунктами 10.2, 10.4-10.6 настоящего Порядка по решению участковой комиссии могут использоваться сейф-пакеты. В случае их использования бюллетени для голосования из переносного ящика для голосования по истечении времени голосования очередного дня до дня голосования помещаются в сейф-пакет, который опечатывается, помещается в сейф участковой комиссии и не вскрывается до начала подсчета голосов участников голосования. В случае использования сейф-пакета акт, составляемый в соответствии с пунктом 9.2 настоящего Порядка в течение периода, который начинается в течение трех дней до дня голосования, а также при голосовании в соответствии с пунктами 10.2, 10.4-10.6 настоящего Порядка, составляется в отношении каждого сейф-пакета и хранится вместе с ним.
11. Подсчет голосов в участковой комиссии
11.1. Участковая комиссия осуществляет подсчет голосов и составляет протокол об итогах голосования, который содержит следующие строки:
строка 1: число участников голосования, включенных в список участников голосования на момент окончания голосования;
строка 2: число бюллетеней, выданных участникам голосования;
строка 3: число бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования;
строка 4: число недействительных бюллетеней;
строка 5: число голосов участников голосования, поданных по позиции "Да" ("За"), содержащейся в бюллетенях;
строка 6: число голосов участников голосования, поданных по позиции "Нет" ("Против"), содержащейся в бюллетенях.
11.2. Форма протокола участковой комиссии об итогах голосования устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
11.3. Подсчет голосов участников голосования осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов участников голосования членами участковой комиссии.
11.4. После окончания голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят в соответствующий акт число погашенных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных бюллетеней и числа бюллетеней, испорченных при голосовании участниками голосования. Погашенные бюллетени упаковываются и опечатываются.
11.5. Перед непосредственным подсчетом голосов по списку участников голосования проводится подсчет числа участников голосования, включенных в список на момент окончания голосования, и числа бюллетеней, выданных участникам голосования, полученные данные оглашаются и вносятся соответственно в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, после чего список участников голосования упаковывается и опечатывается.
11.6. Непосредственный подсчет голосов участников голосования производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии с правом решающего голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии.
11.7. При сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально либо не заверенные указанной комиссией в соответствии с пунктом 7.4 настоящего Порядка.
11.8. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования (сейф-пакетах). Вскрытию переносных ящиков для голосования (сейф-пакетов) предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в соответствующий акт. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования (соответствующих сейф-пакетах), больше количества участников голосования, получивших бюллетени для голосования, указанного в соответствующем акте, проводится проверка по списку участников голосования, реестру либо выписке из него. В случае если после проведенной проверки подтвердится, что число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования (соответствующих сейф-пакетах), больше количества участников голосования, получивших бюллетени для голосования, указанных в соответствующем акте, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, что указывается в соответствующем акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии.
11.9. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
11.10. Члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных ящиков для голосования (сейф-пакетов) и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки участника голосования и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается. Бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов не учитываются. Такие бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.
11.11. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), или содержат отметки в обоих квадратах, или в которых отметки проставлены таким образом, что невозможно определить волеизъявление участника голосования. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления участника голосования этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии. Бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке бюллетеней. Общее число недействительных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с пунктом 11.8 настоящего Порядка) заносится в строку 4 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
11.12. После этого производится подсчет рассортированных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"). При этом бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчете, могли увидеть отметку участника голосования в каждом бюллетене. Одновременный подсчет бюллетеней из разных пачек не допускается. Полученные данные оглашаются и заносятся в строки 5 и 6 протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы.
11.13. После этого члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают путем суммирования, оглашают и вносят в строку 3 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в стационарных и переносных ящиках для голосования.
11.14. После этого с рассортированными бюллетенями под контролем членов участковой комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, представители средств массовой информации.
11.15. После ознакомления с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольного соотношения: сумма числа голосов участников голосования, поданных по позициям "Да" ("За"), числа голосов участников голосования, поданных по позиции "Нет" ("Против"), и числа недействительных бюллетеней (сумма строк 4, 5 и 6) равна числу бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования (строка 3). Затем проводится проверка следующих соотношений: строка 2 больше или равна строке 3, строка 1 больше или равна строке 2. Если указанные соотношения не выполняются, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола, в том числе о дополнительном подсчете бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета указанные соотношения не выполняются снова, участковая комиссия составляет соответствующий акт, в котором указываются причины несовпадения. Вышестоящая территориальная комиссия обязана рассмотреть указанный акт вместе с протоколом данной участковой комиссии об итогах голосования, по результатам которого вправе признать итоги голосования на таком участке для голосования недействительными.
11.16. После осуществления подсчета голосов и составления протокола об итогах голосования участковая комиссия проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются обращения о нарушениях настоящего Порядка, допущенных при голосовании и подсчете голосов, по которым принимаются решения, после чего подписывает протокол об итогах голосования. Протокол об итогах голосования заполняется в одном экземпляре и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений.
11.17. После этого по требованию члена участковой комиссии и наблюдателя, а также представителя средства массовой информации участковая комиссия обязана выдать заверенную копию протокола об итогах голосования. Заверение копии протоколов производится председателем, заместителем председателя или секретарем комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать комиссии. Выдаваемые заверенные копии протоколов нумеруются. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола. В случае, если копия протокола изготавливается без применения копировальной техники, указание в копии протокола фамилий, имен и отчеств членов участковой комиссии и проставление их подписей не обязательно.
11.18. После подписания протокола об итогах голосования всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий протокол участковой комиссии об итогах голосования вместе с приложенными документами незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию и возврату в участковую комиссию не подлежит.
11.19. Данные протокола участковой комиссии об итогах голосования могут быть переданы в вышестоящую комиссию по техническим каналам связи с обязательным последующим представлением при первой возможности протокола и иной документации, включая бюллетени. Протоколы и документация участковых комиссий, сформированных на участках для голосования, которые образованы за пределами территории Российской Федерации, могут храниться в установленном порядке дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации.
11.20. Данные протоколов об итогах голосования участковых комиссий участков для голосования, образованных на территории Российской Федерации, размещаются в сети Интернет не позднее чем через восемь часов после окончания голосования.
12. Установление итогов голосования
12.1. Протоколы об итогах голосования участковых комиссий, первые экземпляры протоколов об итогах голосования территориальных комиссий, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий поступают в вышестоящую комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, и последующей передачи этих данных в вышестоящую комиссию. Данные протоколов об итогах голосования могут быть переданы в вышестоящую комиссию по техническим каналам связи.
12.2. На основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги (результаты) голосования на соответствующей территории, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации и оформляет протокол об итогах (результатах) голосования.
12.3. Прием протоколов нижестоящих участковых комиссий, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории осуществляются в одном помещении, при этом все действия членов территориальной комиссии по приему протоколов нижестоящих участковых комиссий, суммированию данных этих протоколов и составлению протокола об итогах голосования должны находиться в поле зрения членов территориальной комиссии и наблюдателей. В указанном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы по соответствующей территории, в которую немедленно после прибытия председателя, секретаря или иного члена нижестоящей участковой комиссии с правом решающего голоса с протоколом об итогах голосования заносятся данные этого протокола с указанием времени их внесения.
12.4. Председатель, секретарь или иной член нижестоящей участковой комиссии с правом решающего голоса передает протокол участковой комиссии с приложенными к нему документами члену вышестоящей территориальной комиссии с правом решающего голоса, который проверяет правильность заполнения протокола, полноту приложенных документов.
Данные, содержащиеся в протоколах, незамедлительно вводятся в ГАС "Выборы", при этом производится проверка выполнения контрольного и иных соотношений данных, внесенных в указанные протоколы. Если после ввода содержащихся в протоколах данных в ГАС "Выборы" обнаружены допущенные при вводе технические ошибки, корректирующие данные вводятся в ГАС "Выборы" исключительно по мотивированному решению территориальной комиссии.
12.5. Если протокол нижестоящей участковой комиссии об итогах голосования составлен в соответствии с требованиями настоящего Порядка, предъявляемыми к составлению протокола, председатель, секретарь или иной член нижестоящей участковой комиссии с правом решающего голоса, передавший члену вышестоящей территориальной комиссии протокол об итогах голосования, расписывается в увеличенной форме сводной таблицы под данными протокола соответствующей участковой комиссии об итогах голосования.
Если протокол нижестоящей участковой комиссии об итогах голосования составлен с нарушением требований настоящего Порядка, предъявляемых к составлению протокола, и (или) при наличии обоснованных жалоб указанная комиссия по решению территориальной комиссии или иной вышестоящей комиссии обязана провести повторный подсчет голосов, составив протокол с отметкой "Повторный подсчет голосов". Первоначально представленный протокол остается в вышестоящей территориальной комиссии.
12.6. Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Порядка, которые не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления участников голосования, вышестоящая территориальная или иная комиссия вправе признать итоги голосования на соответствующем участке для голосования недействительными.
12.7. По данным протоколов нижестоящих комиссий вышестоящая комиссия составляет сводную таблицу и протокол об итогах голосования, в который заносятся данные о количестве нижестоящих комиссий на соответствующей территории, субъекте Российской Федерации, количестве поступивших протоколов нижестоящих комиссий, на основании которых составляется указанный протокол, а также суммарные данные по строкам протокола участковой комиссии об итогах голосования.
12.8. Для подписания протокола вышестоящая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию обращения о нарушениях настоящего Порядка, допущенные нижестоящими комиссиями при установлении итогов голосования. После этого комиссия подписывает протокол об итогах голосования и выдает его копии. Протокол об итогах голосования составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания.
12.9. Территориальная комиссия на основании протоколов об итогах голосования участковых комиссий, в том числе полученных по техническим каналам связи, устанавливает итоги голосования на соответствующей территории не позднее чем на следующий день после дня голосования.
12.10. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации на основании протоколов об итогах голосования территориальных комиссий, в том числе полученных по техническим каналам связи, устанавливает итоги голосования на территории субъекта Российской Федерации не позднее чем через один день после дня голосования.
12.11. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации на основании протоколов об итогах голосования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на участках для голосования, образованных за пределами территории Российской Федерации, в том числе полученных по техническим каналам связи, определяет результаты общероссийского голосования, составляет сводную таблицу и протокол о результатах общероссийского голосования и принимает решение о результатах общероссийского голосования не позднее чем через пять дней после дня голосования.
13. Заключительные положения
13.1. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах общероссийского голосования направляется Президенту Российской Федерации, передается в "Российскую газету" для опубликования, размещается на официальном сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в сети Интернет.
13.2. Хранение, передача в архив и уничтожение документов, связанных с подготовкой и проведением общероссийского голосования, осуществляется в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Федеральным архивным агентством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Выписка из протокола заседания Центральной избирательной комиссии РФ от 28 февраля 2020 г. N 240-1-7 "О Порядке подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации"
Текст выписки опубликован не был