Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Амурской области
от 28 февраля 2020 г. N 72
Комплекс мер Амурской области
по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, включая организацию сопровождаемого проживания, на 2020 - 2021 годы
Паспорт комплекса мер
Наименование |
Комплекс мер Амурской области по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, включая организацию сопровождаемого проживания, на 2020 - 2021 годы (далее - Комплекс мер) |
Орган исполнительной власти, ответственный за реализацию Комплекса мер |
Министерство социальной защиты населения Амурской области |
Основные разработчики и исполнители Комплекса мер |
Министерство социальной защиты населения Амурской области; учреждения, подведомственные министерству социальной защиты населения Амурской области; министерство здравоохранения Амурской области; учреждения, подведомственные министерству здравоохранения Амурской области; министерство образования и науки Амурской области; учреждения, подведомственные министерству образования и науки Амурской области; Амурская региональная общественная организация "Клуб конного туризма "КонТур" (далее - АРОО "Клуб конного туризма "КонТур") |
Срок реализации Комплекса мер |
2020 - 2021 годы |
Цель Комплекса мер |
Создание условий для снижения численности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на стационарном обслуживании, в Амурской области |
Задачи Комплекса мер |
1. Организация межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия, обеспечивающего деятельность по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, включая организацию сопровождаемого проживания. 2. Внедрение и развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Повышение компетенций и приобретение новых навыков родителями (законными представителями) в вопросах воспитания, обучения, реабилитации и организации жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. 4. Повышение профессиональных компетенций руководителей и специалистов, обеспечивающих внедрение и развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. 5. Инфраструктурная поддержка внедрения и развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Амурской области |
Целевые группы, на которые направлена деятельность по Комплексу мер |
Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в семьях (в том числе замещающих); воспитанники и выпускники детских домов-интернатов; родители (законные представители), воспитывающие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; руководители и специалисты организаций социальной защиты, образования, здравоохранения, оказывающих социальные услуги целевым группам |
География Комплекса мер |
15 городских округов и муниципальных районов Амурской области: 1. г. Белогорск; 2. г. Благовещенск; 3. г. Зея; 4. г. Свободный; 5. г. Тында; 6. ЗАТО Циолковский; 7. Архаринский район; 8. Белогорский район; 9. Благовещенский район; 10. Бурейский район; 11. Зейский район; 12. Магдагачинский район; 13. Свободненский район; 14. Тамбовский район; 15. Тындинский район; 10 организаций социального обслуживания, предоставляющих услуги детям-инвалидам, семьям с детьми-инвалидами; 1 дошкольная образовательная организация; 1 социально ориентированная некоммерческая организация |
Ожидаемые конечные результаты реализации Комплекса мер, в том числе в части изменения положения целевых групп |
Реализация Комплекса мер позволит: 1) к концу реализации Комплекса мер обеспечить достижение показателя охвата детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших помощь с использованием стационарозамещающих технологий, внедряемых за счет гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), до 210 чел.; 2) увеличить долю детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших помощь с использованием стационарозамещающих технологий, в общей численности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, до 7,6%; 3) создать не менее 24 служб (отделений, кабинетов, бригад) для оказания помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, семьям, их воспитывающим; 4) обеспечить достижение показателя численности родителей, обученных методам абилитации (реабилитации) в домашних условиях, в том числе по подбору и использованию технических средств реабилитации, реабилитационным навыкам, а также навыкам ухода за детьми-инвалидами и общению с ними, 180 человек; 5) обеспечить обучение на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда, руководителей и специалистов социальных учреждений области 10 человек; 6) обеспечить достижение показателя численности руководителей и специалистов социальных учреждений области, обученных тренерами, прошедшими подготовку на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда, 40 человек; 7) обеспечить участие в реализации стационарозамещающих технологий в рамках Комплекса мер 15 муниципальных образований Амурской области; 8) создать 1 региональный ресурсный центр по разработке и реализации программ по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; 9) привлечь не менее 1 некоммерческой организации к реализации Комплекса мер |
Объем и источники финансирования Комплекса мер |
Предполагаемый общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Комплекса мер, составляет 36525,34 тыс. руб., в том числе по годам: 2020 год - 15188,16 тыс. руб.; 2021 год - 21337,18 тыс. руб. Источники финансирования Комплекса мер: средства областного бюджета - 24 000,00 тыс. руб., в том числе: 2020 год - 9 600,00 тыс. руб.; 2021 год - 14 400,00 тыс. руб.; средства Фонда - 12 225,34 тыс. руб., в том числе: 2020 год - 5 438,16 тыс. руб.; 2021 год - 6 787,18 тыс., руб.; средства общественных организаций и бизнес-структур - 300,00 тыс. руб., в том числе: 2020 год - 150,00 тыс. руб.; 2021 год - 150,00 тыс. руб. |
1. Описание проблем, требующих решения в рамках Комплекса мер
В Амурской области по состоянию на 01.01.2019 проживает 4179 детей-инвалидов, что составляет 2,3% от общей численности детей, проживающих в области (на 01.01.2017 - 3997 детей-инвалидов, на 01.01.2018 - 4079, на 01.01.2019 - 4249).
В зоне особого внимания социальной политики Амурской области находятся дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети с функциональными нарушениями, находящиеся на стационарном обслуживании.
В соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 26.07.2017 N 348 "О создании межведомственной комиссии по координации работы с детьми-инвалидами, лицами в возрасте до 23 лет, признанными инвалидами с детства, семьями, имеющими детей-инвалидов" создана комиссия в целях обеспечения согласованных действий по координации работы с детьми-инвалидами. Работа комиссии уже дает свои положительные результаты.
Комплексный подход в работе с детьми-инвалидами и семьями, их воспитывающими, в Амурской области применяется с 2010 года. Внедрение программно-целевого метода в решение проблем указанной категории граждан происходило в рамках программ социальной поддержки детей-инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов в Амурской области, реализуемых за счёт финансовой помощи Фонда, а именно:
программа "Мы вместе" на 2010 - 2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 23.06.2010 N 329 (далее - Программа "Мы вместе");
программа "Открытый мир" на 2013 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 08.07.2013 N 311 (далее - Программа "Открытый мир");
программа "Мир без границ" на 2016 - 2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Амурской области от 08.07.2016 N 298 (далее - Программа "Мир без границ").
В 2018-2019 годах в Амурской области при финансовой поддержке Фонда осуществлялась реализация Комплекса мер по формированию современной инфраструктуры служб ранней помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья в Амурской области на 2018 - 2019 годы, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 29.06.2018 N 297.
За период реализации указанных программ в Амурской области создана система комплексной работы с детьми-инвалидами и семьями, воспитывающими детей-инвалидов, направленная на их адаптацию, медицинскую, социальную и психолого-педагогическую реабилитацию и абилитацию. Реализация указанных программ положила начало системным изменениям, направленным на адаптацию и социальную реабилитацию указанной категории граждан, и позволила достичь заметных положительных результатов.
В системе социальной защиты населения функционирует 11 комплексных центров социального обслуживания населения, на базе которых созданы и действуют отделения реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья. Вся работа специалистов по оказанию комплексной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, оказанию им социальной, психолого-педагогической, правовой, медицинской, социокультурной помощи направлена на создание условий для успешной интеграции семей с детьми-инвалидами в социальное общество.
На базе комплексных центров социального обслуживания населения функционируют созданные в рамках программ "Службы сопровождения" семей с детьми-инвалидами. Специалисты служб выявляют семьи, нуждающиеся в оказании помощи и сопровождении, изучают потребности таких семей, разрабатывают индивидуальные программы, в соответствии с которыми организуют сопровождение семей. Все "Службы сопровождения" оснащены специализированным автотранспортом с подъемниками, что позволяет предоставлять семьям с детьми-инвалидами услуги "социального такси".
Работая с семьями, воспитывающими ребенка с инвалидностью, специалисты социальных учреждений сталкиваются с рядом проблем: изолированность и замкнутость этих семей, издержки воспитания в виде гипер- и гипоопеки, отсутствие понимания родителями важности повседневной реабилитационной работы с ребенком.
Для повышения реабилитационной компетентности родителей, воспитывающих детей-инвалидов, формирования у них активной жизненной позиции, создания групп поддержки родительской самопомощи на базе социальных учреждений области были созданы 9 клубов "Семейный ковчег". Заседания клубов по различной тематике проводятся учреждениями регулярно. Родители детей-инвалидов, посещающие заседания клубов, не только узнают от специалистов учреждений о формах и методах работы с особенными детьми, в том числе в домашних условиях, но и заводят новые социальные связи и знакомства с такими же семьями, имеющими в своем составе детей-инвалидов. В работе клубов "Семейный ковчег" ежегодно принимают участие более 400 семей.
Для ребенка-инвалида основным фактором, определяющим его дальнейшую жизнь, является возможность реализации его социального потенциала. Реабилитация в значительной мере является необходимым условием для образования и дальнейшей социализации, поскольку она обеспечивает возможность развития ребенка, а также определяет границы его будущей самостоятельности.
Создание при клубах "Семейный ковчег" специализированных социально-бытовых комнат "Я сам" позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья быстрее осваивать выполнение обыденных функций по самообслуживанию и успешнее адаптироваться в окружающем мире. За время пребывания в социально-бытовых комнатах детям оказываются такие услуги, как привитие навыков самообслуживания (умение умываться, пользоваться полотенцем, застегивать пуговицы и др.), навыков использования бытового оборудования и хозяйственного инвентаря по назначению (пользование электроплитой, пылесосом, кухонной посудой, обучение сервировке стола). В рамках работы социально-бытовой комнаты с семьями организовывается как индивидуальная консультативная работа, так и досуговые, информационные, культурно-массовые мероприятия.
В процессе успешной социализации и интеграции ребенка-инвалида большую роль играют психолого-педагогические методы. Особая роль отводится разработке и использованию форм психолого-педагогической работы с такими детьми, одной из которых является лекотека. Организация в рамках Программы "Открытый мир" на базе социальных учреждений области 11 лекотек позволила создать благоприятные условия для развития личности ребенка, начиная с самого раннего возраста, путем вовлечения его в игру, используя оборудование лекотеки, а также способствовала психологической поддержке семьи малыша с нарушением развития.
Реализация программ при финансовой помощи Фонда позволила на базе 10 учреждений социального обслуживания населения создать интегрированные развивающие площадки "Спорт без границ" для занятий адаптивной физкультурой и спортом детей-инвалидов. Адаптивная физическая культура выступает в качестве фактора повышения двигательных возможностей детей, формирования адаптационно-компенсаторных возможностей к неблагоприятным условиям внешней среды и физическим нагрузкам.
Кроме этого, реализуемые программы в течение ряда лет позволили детям-инвалидам бесплатно посещать реабилитационные занятия по иппотерапии и плаванию, что очень положительно сказывалось на состоянии здоровья ребенка и способствовало более успешному процессу прохождения социализации ребенка.
Одной из новых форм работы с детьми-инвалидами является внедрение положительно зарекомендовавшей себя во всём мире технологии "Гарденотерапия" на базе 6 организаций, благодаря которой у детей-инвалидов появляется возможность улучшить свое коммуникативное, социальное, моторное и познавательное развитие. С каждым годом реализация технологии вызывает все больший интерес как у исполнителей (специалистов образовательных организаций и учреждений социального обслуживания населения), так и участников, вовлеченных в реализацию технологии (детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с ослабленным здоровьем).
В трех учреждениях области созданы гончарные мастерские. Работа с глиной на гончарном оборудовании позволяет улучшить у детей мелкую моторику и благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка. Совместные занятия с родителями улучшают взаимоотношения в семье.
Ведущая роль в вопросе успешной интеграции детей-инвалидов отводится своевременному и качественному предоставлению реабилитационных и абилитационных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья именно в раннем возрасте, в том числе и услуг по медико-социальной реабилитации. Своевременное выявление таких детей, проведение необходимых мероприятий позволяют снизить количество последствий, ведущих к инвалидизации ребенка.
В медицинских учреждениях области внедрены новые технологии и формы работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
За период реализации программ в 3 учреждениях области созданы "Комнаты целебного воздуха" - соляные комнаты. Комнаты функционируют ГАУЗ АО "Детский санаторий "Василек", ГАУЗ АО "Детская городская клиническая больница" и ГБУЗ АО "Дом ребенка специализированный". У пролеченных в соляных комнатах детей отмечаются увеличение периода ремиссии основного заболевания, уменьшение количества обострений, у детей "группы риска" по туберкулезу - отсутствие случаев возникновения заболевания.
На базе ГАУЗ АО "Детская городская клиническая больница" создана и оснащена служба ранней реабилитации "Дельфин", включившая в себя такие современные составляющие комплексной терапии, как гидротерапия, парафинолечение, кинезиолечение, психореабилитация.
На базе ГБУЗ "Центр реабилитации "Надежда" создана специализированная выездная реабилитационная бригада в составе врача-сурдолога-отоларинголога, невропатолога, психолога, логопеда. Бригада оснащена автотранспортом, что позволяет детям с нарушением слуха получить своевременную диагностическую и реабилитационную помощь по месту жительства, в том числе и в отдаленных районах Амурской области.
В период действия программ при финансовой помощи Фонда в ГАУ СО АО "Реабилитационный центр "Бардагон" создано отделение для работы с детьми с отклонениями в развитии в возрасте от 0 до 3 лет "Малышок". В отделении созданы все необходимые бытовые условия для пребывания на реабилитационных заездах матери с ребенком. Отделение оснащено новейшим диагностическим и реабилитационным медицинским, психолого-педагогическим и игровым оборудованием.
С 2013 года в Амурской области на базе государственного автономного учреждения социального обслуживания Амурской области "Малиновский дом-интернат для умственно отсталых детей" (далее - Малиновский дом-интернат) начата работа по обучению самостоятельному проживанию воспитанников дома-интерната в рамках технологии сопровождаемого проживания малых групп инвалидов (далее - технология).
Сопровождаемое проживание предоставляется лицам, имеющим инвалидность, нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентации, обучению, способности контролировать свое поведение.
К основным задачам сопровождаемого проживания относятся:
формирование навыков доступной бытовой, социально-коммуникативной, досуговой деятельности у инвалидов с ментальными нарушениями;
развитие личностного потенциала людей с ментальной инвалидностью и поддержка их самореализации;
организация сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам обучения и нормализации жизни их детей;
содействие формированию уважительного отношения общества к лицам с тяжелыми нарушениями.
Со всеми воспитанниками отделения социальной реабилитации, созданного на базе Малиновского дома-интерната, проводится индивидуальная работа по подготовке к самостоятельному (сопровождаемому) проживанию вне дома-интерната.
Занятость воспитанников отделения организуется в соответствии с расписанием занятий и графиком работы инструкторов по следующим направлениям: домоводство (кулинария, растениеводство), декоративно-прикладное творчество, столярное дело, гончарное дело. Занятия по кулинарии проходят в специально оборудованном кабинете домоводства. В ходе занятий отрабатываются навыки приготовления первых, вторых блюд, выпечки, заготовок на зиму. На занятиях по растениеводству отрабатываются навыки ухода за комнатными растениями (в доме-интернате имеется большое количество растений, зимний сад), выращивания садовых и огородных культур, в том числе в теплицах, а также на двух приусадебных участках. На занятиях по гончарному делу и декоративно-прикладному творчеству воспитанники изучают различные прикладные техники.
На 01.01.2019 в отделении социальной реабилитации проживают 32 воспитанника в возрасте от 16 до 23 лет, из которых 6 дистанционно получили образование по профессиям "Садовник" (2) и "Санитар" (1), "Социальный работник 3 категории" (3). В ноябре 2018 года Малиновский дом-интернат помог приобрести одной из воспитанниц квартиру, в которую на постоянное проживание по технологии сопровождаемого проживания малых групп инвалидов переведены две воспитанницы дома-интерната.
В целях организации реабилитационной работы с детьми со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, в том числе отягощённых поражением опорно-двигательного аппарата, на базе Малиновского дома-интерната с 13.03.2017 открыто социально-реабилитационное отделение краткосрочного пребывания (12 дней).
Семья, проживающая в любом муниципальном образовании Амурской области, имеет возможность в течение 12 дней пройти курс реабилитации в данном отделении.
Для этих целей в Малиновском доме-интернате есть современное оборудование, приобретенное за счет средств Фонда. В рамках реализации работы социально-реабилитационного отделения краткосрочного пребывания ребёнок-инвалид начинает постепенно социализироваться, привыкает к другим людям, учится полноценно с ними общаться, осваивает элементы бытовых, трудовых и творческих навыков, а родители получают консультации специалистов. За один заезд отделение краткосрочного пребывания может принять до 5 семей.
Одновременно на базе Малиновского дома-интерната с апреля 2017 года внедряется еще одна форма работы с детьми-инвалидами - открыто отделение дневного пятидневного пребывания для детей-инвалидов. В период пребывания детей в указанном отделении проводится их комплексная диагностика и составляются перспективные планы коррекционно-образовательной работы на каждого ребенка.
Педагогическая реабилитация детей в Малиновском доме-интернате проходит по направлениям:
формирование и развитие навыков общения через игровую деятельность и организацию досуговых мероприятий;
коррекционно-развивающие занятия с использованием методов и приемов арттерапии (игровой терапии, сказкотерапии, музыкотерапии, пескотерапии, куклотерапии и т.д.), логоритмики, телесно-ориентированной терапии;
обучение умениям и навыкам самообслуживания, поведения в общественных местах.
С детьми-инвалидами работают квалифицированные специалисты учреждения: педагог-психолог, логопед, дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель, медицинские специалисты (ЛФК, АФК, массаж, арома-, фитотерапия, физиотерапия, психиатрия, терапия), воспитатель группы кратковременного пребывания. Ежедневно каждый ребенок посещает от двух до трех занятий в зависимости от возраста, работоспособности и заболевания.
Несмотря на достижение вышеуказанных показателей в рамках ранее реализуемых на территории Амурской области программ, проблема инвалидности детей остается по-прежнему актуальной. В Амурской области необходимо развивать технологии, которые могут выступать альтернативой предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, шире использовать технологию сопровождаемого проживания детей-инвалидов, в том числе выпускников Малиновского дома-интерната, а также выпускников детских домов, имеющих инвалидность. Реализация данных направлений в Амурской области требует совершенствования и организации межведомственного взаимодействия.
Настоящий Комплекс мер позволит систематизировать в Амурской области работу по сопровождаемому проживанию детей-инвалидов, а также по внедрению и развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Реализация запланированного перечня мероприятий Комплекса мер позволит создать в Амурской области условия для снижения численности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на стационарном обслуживании.
2. Система мероприятий, включенных в Комплекс мер
Система мероприятий, включенных в Комплекс мер, включает следующие направления:
1. Организация межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия, обеспечивающего деятельность по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, включая организацию сопровождаемого проживания.
1.1. Создание межведомственной рабочей группы по обеспечению реализации комплекса мер Амурской области по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, включая организацию сопровождаемого проживания.
В рамках Комплекса мер в 2020 году планируется создание межведомственной рабочей группы по обеспечению реализации комплекса мер Амурской области по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, включая организацию сопровождаемого проживания.
В состав, межведомственной рабочей группы войдут представители исполнительных органов государственной власти Амурской области, участвующих в реализации Комплекса мер и заинтересованных в результатах его реализации, - министерство социальной защиты населения Амурской области, министерство здравоохранения Амурской области, министерство образования и науки Амурской области, а также учреждения, подведомственные указанным исполнительным органам государственной власти Амурской области; общественные организации, представляющие интересы семей с детьми-инвалидами и осуществляющие свою деятельность на территории Амурской области. Межведомственная рабочая группа будет выступать в роли межведомственного органа управления и координации работ по реализации мероприятий Комплекса мер с привлечением органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых реализуются мероприятия Комплекса мер, учреждений, общественных организаций социальной поддержки детей-инвалидов и их семей.
Одновременно межведомственная рабочая группа будет являться органом, координирующим работу по разработке и внедрению внутриотраслевых моделей и схем работы с детьми-инвалидами и их семьями по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме.
1.2. Разработка и утверждение нормативных документов, обеспечивающих реализацию Комплекса мер разными ведомствами, их подведомственными структурами, общественными организациями.
В рамках Комплекса мер исполнительными органами государственной власти Амурской области, чьи подведомственные учреждения являются исполнителями Комплекса мер, а также самими исполнителями мероприятий Комплекса мер будут разработаны и утверждены положения (в том числе типовые) о созданных в рамках Комплекса мер стационарозамещающих технологиях. Всеми исполнителями мероприятий Комплекса мер будут разработаны и утверждены локальные нормативные акты, обеспечивающие реализацию Комплекса мер (о реализации технологии, о закреплении ответственных лиц и пр.).
1.3. Проведение регионального межведомственного семинара по вопросам реализации Комплекса мер.
В целях обеспечения эффективного решения определенных Комплексом мер задач в 2020 году планируется проведение регионального семинара, обеспечивающего старт регионального Комплекса мер. В семинаре примут участие все заинтересованные исполнительные органы государственной власти Амурской области, учреждения - исполнители мероприятий Комплекса мер, а также общественные организации детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Для исполнителей мероприятий в ходе семинара будут определены основные направления Комплекса мер, сроки и этапы его реализации.
В целях обеспечения контроля и координации работы по реализации Комплекса мер в 2021 году межведомственной рабочей группой будет проведен семинар, на котором будут рассмотрены вопросы о ходе реализации мероприятий Комплекса мер. Участники семинара - исполнители мероприятий Комплекса мер 2020 и 2021 годов.
В рамках указанного мероприятия запланировано проведение 2 семинаров с ежегодным охватом не менее 30 участников - специалистов и руководителей организаций - исполнителей мероприятий Комплекса мер, представителей заинтересованных исполнительных органов государственной власти Амурской области, общественных организаций детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
2. Внедрение и развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.1. Создание групп кратковременного пребывания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья "Забота".
В рамках данного мероприятия группы кратковременного пребывания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья "Забота" будут созданы на базе 4 организаций.
Участники мероприятия в 2020 году:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 35 г. Благовещенск" (далее - МАДОУ "Детский сад N 35 г. Благовещенск");
государственное бюджетное учреждение Амурской области "Белогорский комплексный центр социального обслуживания населения" (далее - ГБУ АО "Белогорский КЦСОН").
Участники мероприятия в 2021 году:
государственное бюджетное учреждение Амурской области "Свободненский комплексный центр социального обслуживания населения "Лада" (далее - ГБУ АО "Свободненский КЦСОН "Лада");
государственное бюджетное учреждение Амурской области "Тындинский комплексный центр социального обслуживания населения" (далее - ГБУ АО "Тындинский КЦСОН").
Планируется предоставлять услуги по социальному сопровождению семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в группах кратковременного пребывания. Время пребывания детей в группе составляет до 3 часов в день. Целевая группа - дети от 1 года до 18 лет.
Планируемый охват - не менее 20 семей каждым участником мероприятия ежегодно.
2.2. Развитие технологии по организации летнего отдыха детей с ментальными нарушениями "Социальная передышка" на базе Малиновского дома-интерната.
В целях создания условий для временного пребывания детей-инвалидов с ментальными нарушениями (без родителей) в Малиновском доме-интернате планируется реализация социально-реабилитационной стационарозамещающей технологии "Социальная передышка". В рамках указанной технологии планируется проведение 2 недельных летних реабилитационно-оздоровительных смен для детей с ментальными нарушениями "Социальная передышка". В период пребывания в учреждении с помощью приобретенного реабилитационного и абилитационного оборудования, аппаратов и предметов медицинского назначения специалисты учреждения будут проводить с ребенком реабилитационные мероприятия. Родителям, воспитывающим ребенка-инвалида, будет предоставлена возможность для восстановления сил и решения семейно-бытовых вопросов, улучшения показателей благополучия семьи и укрепления ее статуса. Длительность составляет 2 недели.
Целевая группа, принимающая участие в технологии "Социальная передышка", - дети от 4 до 18 лет с ментальными нарушениями.
Планируемый охват мероприятием - не менее 20 детей ежегодно.
2.3. Осуществление деятельности "Служб сопровождения" семей с детьми-инвалидами.
В рамках Комплекса мер будет продолжена деятельность 9 специализированных "Служб сопровождения" семей с детьми-инвалидами, созданных в комплексных центрах социального обслуживания населения области в рамках Программ "Мы вместе" и "Открытый мир".
Все службы оснащены специализированным автотранспортом с подъемниками, что позволило внедрить в комплексных центрах социального обслуживания населения услугу "социальное такси", благодаря которой для многих родителей была решена проблема возможности посещения с детьми учреждений социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры и спорта. Одновременно дети-инвалиды получили реальную возможность принимать участие в различных культурно-массовых и досуговых мероприятиях.
Специалисты действующих "Служб сопровождения" продолжат свою работу: посещение семей с детьми-инвалидами с целью определения их первоочередных нужд, сопровождение таких семей в целях решения их жизненных проблем как в учреждениях социального обслуживания населения области, так и с применением межведомственного подхода - в учреждениях здравоохранения, организациях образования, службах занятости населения. В рамках работы служб особое внимание будет уделяться работе психологов с такими семьями, правовому консультированию, организации культурно-массовых семейных мероприятий.
Обеспечение охвата деятельностью "Служб сопровождения" - не менее 225 семей, воспитывающих детей-инвалидов.
2.4. Реализация технологии "Сопровождаемого проживания" молодых людей с инвалидностью малыми группами с сопровождением специалистов.
Реализация технологии будет осуществляться на базе Малиновского дома-интерната.
С целью обучения самостоятельному проживанию людей старше 18 лет с тяжелыми нарушениями развития с 2017 года на базе Малиновского дома-интерната введена в действие технология "Сопровождаемого проживания инвалидов с ментальными нарушениями, проживающих малыми группами". Технология направлена на развитие их самостоятельности в решении повседневных жизненных задач в бытовой, социально-коммуникативной, досуговой деятельности; на самореализацию и нормализацию их жизни в обществе.
В Малиновском доме-интернате сопровождаемое проживание разбито на три этапа.
Первый этап:
"Тренировочная квартира в условиях стационарного проживания" находится на 2 этаже жилого корпуса Малиновского дома-интерната. Квартира рассчитана на 8 человек. Проживающие в квартире под руководством специалистов по социальной работе учатся готовить не сложные для запоминания блюда, осуществляют уборку спален ежедневно, помогают в прачечной в выгрузке и загрузке белья, выступают волонтерами в младших группах детей, осуществляют выезд в районный центр за необходимыми покупками, вещами. Досуг планируют совместно со специалистами по социальной работе.
Второй этап:
"Социальная гостиница". Гостиница организована на 2 этаже административного корпуса Малиновского дома-интерната и предназначена для воспитанников, достигших 18-летия. Гостиница рассчитана на 10 человек. Проживающие в "Социальной гостинице" под руководством специалистов по социальной работе осуществляют приготовление пищи, дежурство по спальням, коридорам, уборку территории от мусора и снега, помогают волонтерам в младших группах. Досуг планируют совместно со специалистами по социальной работе: выезды в п. Новобурейский, в Сбербанк, на почту, в паспортный стол, посещают Ледовую арену, кафе русской и китайской кухни, выезжают в районный дом культуры на просмотр фильмов и концертов.
Третий этап:
Продолжается реализация технологии сопровождаемого проживания "Тренировочная квартира" на территории с. Малиновка. Квартира рассчитана на 2 человек - выпускников Малиновского дома-интерната. Проживающие в квартире самостоятельно готовят еду, закупают продукты питания, одежду, необходимую - бытовую технику, оплачивают коммунальные услуги, организуют досуг с посещением районного центра (Ледовая арена, кафе русской и китайской кухни), выезжают в районный дом культуры на просмотр фильмов и концертов. Проживающие официально трудоустроены в Малиновском доме-интернате.
В период действия Комплекса мер планируется открытие еще одной "Тренировочной квартиры" внутри Малиновского дома-интерната для 7 человек старше 18 лет и одной "Тренировочной квартиры" в с. Малиновка для 2 выпускниц Малиновского дома-интерната.
Ожидаемый результат реализации мероприятия - участие в технологии не менее 25 детей-инвалидов.
2.5. Внедрение технологии сопровождаемого (тренировочного) проживания малых групп инвалидов "Смогу жить самостоятельно".
В рамках Комплекса мер внедрение технологии сопровождаемого (тренировочного) проживания малых групп инвалидов "Смогу жить самостоятельно" планируется на базе государственного автономного учреждения Амурской области "Благовещенский комплексный центр социального обслуживания населения "Доброта" (далее - ГАУ АО "Благовещенский КЦСОН "Доброта"). С этой целью в 2019 году учреждению на праве оперативного управления передана 5-комнатная квартира в центре города общей площадью 220 кв. м.
Стационарозамещающая технология сопровождаемого (тренировочного) проживания малых групп инвалидов "Смогу жить самостоятельно" предназначена для детей с инвалидностью старше 16 лет и молодых инвалидов до 30 лет с целью оказания им комплекса социальных услуг и проведения мероприятий, направленных на поддержку их максимально возможной независимости и самостоятельности в организации быта, досуга, общения и социальных связей с учетом индивидуальных потребностей.
К основным задачам сопровождаемого проживания относятся:
формирование навыков доступной бытовой, социально-коммуникативной, досуговой деятельности у инвалидов с ментальными нарушениями;
развитие личностного потенциала людей с ментальной инвалидностью и поддержка их самореализации;
организация сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам обучения и нормализации жизни их детей;
содействие формированию уважительного отношения общества к лицам с тяжелыми нарушениями.
Помещение для реализации технологии "Смогу жить самостоятельно" представляет собой тренировочные комнаты, расположенные в одной квартире, жилые комнаты предполагают проживание 1 человека в каждой из комнат.
К реализации технологии будут привлечены различные специалисты - психологи, специалисты по социальной работе, медицинский персонал и др,
В рамках Комплекса мер планируется оснащение тренировочной квартиры в целях создания комфортных условий для предоставления услуг сопровождаемого (тренировочного) проживания малых групп инвалидов.
Планируется обеспечить предоставление услуг сопровождаемого (тренировочного) проживания не менее 4 инвалидам молодого возраста ежегодно, к концу реализации Комплекса мер - 10 инвалидам.
2.6. Реализация семейной программы выходного дня "Поход за здоровьем".
Еще одним направлением для повышения уровня социализации семей, имеющих детей-инвалидов, является реализация семейной программы выходного дня "Поход за здоровьем". "Поход за здоровьем" - это социальный проект, программа выходного дня, рассчитанная на детей с ограниченными физическими возможностями совместно с родителями, здоровыми братьями и сестрами. Программа будет реализована на базе АРОО "Клуб конного туризма "КонТур", где семьям с детьми будут предоставлены услуги по иппотерапии, где научат общению с лошадьми, гребле на байдарках и многому другому.
Планируется обеспечение участия в выездной реабилитационной программе выходного дня всей семьи, включая обоих родителей (законных представителей), здоровых братьев и сестер, не менее 25 семей с детьми-инвалидами ежегодно, проведение ежегодно не менее 5 заездов для 5 семей (по 4 человека из семьи).
3. Повышение компетенций и приобретение новых навыков родителями (законными представителями) в вопросах воспитания, обучения, реабилитации и организации жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.1. Организация деятельности "Школ реабилитации и ухода".
В рамках Комплекса мер на базе 9 учреждений, в которых функционируют "Службы сопровождения" семей с детьми-инвалидами, будут созданы "Школы реабилитации и ухода".
Исполнителями мероприятия будут разработаны и реализованы программы обучения членов семей, в которых имеются дети-инвалиды, предусматривающие психолого-педагогическое и правовое обучение, обучение подбору и использованию технических средств реабилитации, обучение реабилитационным навыкам, а также навыкам осуществления реабилитационных мероприятий и ухода за детьми-инвалидами.
Обучение в "Школе реабилитации и ухода" пройдут не менее 90 семей ежегодно.
3.2. Внедрение технологии "Реабилитация на дому".
В рамках данного мероприятия внедрение технологии "Реабилитация на дому" будет осуществляться на базе 5 организаций.
Участники мероприятия в 2020 году:
ГБУ АО "Белогорский КЦСОН";
ГАУ АО "Благовещенский КЦСОН "Доброта".
Участники мероприятия в 2021 году:
государственное автономное учреждение Амурской области "Тамбовский комплексный центр социального обслуживания населения" (далее - ГАУ АО "Тамбовский КЦСОН");
ГБУ АО "Тындинский КЦСОН";
ГБУ АО "Свободненский КЦСОН "Лада".
Предоставление реабилитационных услуг детям-инвалидам на дому будет осуществляться специалистами учреждений - исполнителей мероприятия, а также специалистами, не входящими в штат организации, но привлечение которых является необходимым для выполнения мероприятий (олигофренопедагог, реабилитолог, специальный психолог и др.) в отношении семей, где родители не могут по объективным причинам посещать занятия в "Школе реабилитации и ухода", а также в связи с тяжестью состояния ребенка не могут его приводить в учреждение для получения реабилитационных услуг.
Реабилитационные услуги на дому будут оказываться на приобретенном оборудовании, направленном на развитие моторики, когнитивных процессов, тактильных ощущений, двигательной активности, в домашних условиях. Кроме того, специалистами будет проводиться обучение родителей развивающему уходу за детьми-инвалидами в семье. Посещение семей будет организовано из расчета 2 посещения в месяц на 1 семью привлеченными специалистами и необходимого количества посещений в месяц специалистами учреждения - исполнителя мероприятия.
Ежегодный охват семей с детьми-инвалидами - не менее 20 каждым исполнителем мероприятия ежегодно.
3.3. Создание пунктов проката реабилитационного оборудования "Нет преград".
Реализация мероприятия запланирована на базе 4 организаций.
Участники мероприятия в 2020 году:
ГБУ АО "Белогорский КЦСОН";
ГАУ АО "Благовещенский КЦСОН "Доброта".
Участники мероприятия в 2021 году:
ГБУ АО "Тындинский КЦСОН";
ГБУ АО "Свободненский КЦСОН "Лада".
Планируется создать пункты проката реабилитационного оборудования "Нет преград" на базе 4 организаций социального обслуживания, где уже действуют пункты проката технических средств реабилитации для инвалидов и других маломобильных групп населения.
Перечень приобретаемого в рамках Комплекса мер реабилитационного оборудования ориентирован на детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и не предусмотрен федеральным перечнем. Оборудование будет выдаваться семьям с детьми-инвалидами бесплатно во временное (сроком до 3 месяцев) пользование.
Планируемый охват - не менее 10 детей-инвалидов каждым участником мероприятия ежегодно.
4. Повышение профессиональных компетенций руководителей и специалистов, обеспечивающих внедрение и развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
4.1. Организация обучения руководителей и специалистов на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда в 2020 году.
Реализация мероприятия (обучение) в 2020 году планируется на базе ГБОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области" по направлению "Сопровождаемое проживание, сопровождаемая дневная занятость и сопровождаемое трудоустройство лиц с ментальной инвалидностью".
Участие в обучении примут не менее 5 человек из следующих учреждений - исполнителей мероприятий Комплекса мер:
Малиновский дом-интернат - 1 специалист;
ГАУ АО "Благовещенский КЦСОН "Доброта" - 2 специалиста;
ГБУ АО "Белогорский КЦСОН" - 2 специалиста.
Учреждение, ответственное за организацию обучения (оплата проезда, проживания, обучения), - ГАУ АО "Благовещенский КЦСОН "Доброта".
4.2. Организация обучения руководителей и специалистов на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда в 2021 году.
Организация обучения руководителей и специалистов на базе профессиональных стажировочных площадках Фонда в 2021 году планируется на базе государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Псковской области "Областной Центр семьи" по направлению "Социальное сопровождение семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья".
Обучение пройдут 5 специалистов из следующих учреждений социального обслуживания области:
ГБУ АО "Свободненский КЦСОН "Лада" - 2 человека;
ГБУ АО "Тындинский КЦСОН" - 1 человек;
ГАУ АО "Тамбовский КЦСОН" - 2 человека.
Учреждение, ответственное за организацию обучения (оплата проезда, проживания, обучения), - ГБУ АО "Свободненский КЦСОН "Лада".
4.3. Проведение обучающих семинаров для специалистов, осуществляющих реализацию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме.
В рамках данного мероприятия запланировано проведение в 2020 - 2021 годах 2 обучающих семинаров для специалистов, осуществляющих реализацию в рамках Комплекса мер новых технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме.
Проведение семинаров планируется обученными тренерами, прошедшими подготовку на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда. Тематика семинаров будет соответствовать теме направления подготовки специалистов на стажировочной площадке Фонда и будет включать в себя организационные вопросы реализации мероприятий, обмен опытом, обсуждение промежуточных результатов реализации мероприятий.
Результатом мероприятия станет повышение профессиональной компетенции ежегодно не менее 20 специалистов, осуществляющих реализацию новых технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме.
5. Инфраструктурная поддержка внедрения и развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Амурской области.
5.1. Создание регионального ресурсного центра по разработке и реализации программ по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках реализации Комплекса мер на базе Малиновского дома-интерната запланировано создание регионального ресурсного центра по разработке и реализации программ по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Ресурсный центр будет оснащен компьютерной и оргтехникой, мультимедийным оборудованием, которое позволит в полной мере выполнять функции по разработке и распространению среди других участников Комплекса мер методических материалов, а также транслировать опыт внедрения различных стационарозамещающих технологий для детей-инвалидов путем проведения на базе учреждения семинаров и конференций.
Результатами мероприятия станут:
создание условий для ресурсной поддержки (методологической, информационной, нормативно-организационной, технологической) развития технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Амурской области, деятельности по социальному обслуживанию и социальному сопровождению;
ресурсная, методическая и информационная поддержка организаций в сфере сопровождения семей и детей целевой группы;
организация мероприятий по обмену опытом между специалистами различных профилей и организациями, оказывающими социальные услуги и помощь семьям и детям целевой группы;
помощь в проведении информационно-просветительских мероприятий для родителей.
Планируется проведение ресурсным центром не менее 2 конференций (семинаров) по внедрению указанных программ (методик).
5.2. Реализация программы информационного сопровождения Комплекса мер.
В целях обеспечения информационной поддержки реализации Комплекса мер, систематической трансляции в средствах массовой информации статей и сюжетов, характеризующих ход реализации мероприятий Комплекса мер и достигнутые положительные результаты, всеми исполнителями Комплекса мер планируется ежегодная разработка и реализация медиа-плана, включающего размещение информации на официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Амурской области, официальных сайтах организаций - исполнителей мероприятий, размещение статей в печатных средствах массовой информации, сюжетов на региональном телевидении и др.
5.3. Проведение межрегионального семинара с участием субъектов Дальневосточного федерального округа по итогам реализации регионального комплекса мер.
В 2021 году в рамках Комплекса мер запланировано проведение межрегионального семинара по итогам реализации мероприятий Комплекса мер. На семинар будут приглашены специалисты из субъектов Дальневосточного федерального округа (далее - субъекты ДФО), заинтересованные и внедряющие в своей сфере деятельности технологии, альтернативные предоставлению услуг в стационарной форме, в том числе сопровождаемое проживание.
Результатом реализации мероприятия станет проведение семинара по распространению эффективных результатов реализации Комплекса мер с участием не менее 70 человек.
5.4. Представление регионального опыта по использованию стационарозамещающих технологий на Всероссийской выставке-форуме "Вместе - ради детей!".
В 2021 году запланировано участие во Всероссийской выставке-форуме "Вместе - ради детей!" не менее 5 специалистов, осуществляющих реализацию Комплекса мер, с представлением на выставке результатов реализации Комплекса мер.
Перечень основных мероприятий Комплекса мер представлен в приложении к настоящему Комплексу мер.
3. Управление Комплексом мер и контроль за ходом его реализации. Риски, которые могут повлиять на достижение цели, задач и прогнозируемых результатов Комплекса мер, а также меры, предусматриваемые для их недопущения или урегулирования
Функции управления и контроля за ходом реализации Комплекса мер, целевым использованием средств, своевременным представлением в Фонд финансовой и аналитической отчетности возложены на министерство социальной защиты населения Амурской области.
Вопросы межведомственной координации деятельности исполнителей по выполнению мероприятий будут возложены на рабочую группу по контролю за реализацией Комплекса мер, утверждаемую распоряжением Правительства Амурской области. В состав рабочей группы войдут представители всех заинтересованных органов исполнительной власти и общественных организаций.
Финансирование Комплекса мер за счет средств Фонда осуществляется в виде гранта путем перечисления денежных средств государственному бюджетному учреждению Амурской области "Централизованная бухгалтерия министерства социальной защиты населения Амурской области" (далее - Грантополучатель).
Расходование средств Фонда, направляемых на реализацию Комплекса мер, осуществляется на основании соглашений:
о выделении денежных средств в виде гранта на выполнение Комплекса мер, заключаемого между Фондом, Правительством Амурской области и Грантополучателем;
о расходовании денежных средств, выделенных Фондом в виде гранта на выполнение Комплекса мер, заключаемого между Грантополучателем, министерством социальной защиты населения Амурской области и исполнителями мероприятий.
Министерство социальной защиты населения Амурской области 1 раз в год (по итогам года не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным периодом) представляет в Правительство Амурской области соответствующий отчет о ходе реализации Комплекса мер.
Основные разработчики и исполнители Комплекса мер несут ответственность за качественное и своевременное выполнение мероприятий Комплекса мер, целевое и эффективное использования финансовых средств.
Организацию выполнения мероприятий Комплекса мер, текущее управление, координацию действий исполнителей Комплекса мер и контроль его реализации (в том числе оценку достижения целевых показателей (индикаторов) осуществляет министерство социальной защиты населения Амурской области - ответственный исполнитель Комплекса мер во взаимодействии с министерством образования и науки Амурской области и министерством здравоохранения Амурской области.
Исполнители Комплекса мер по запросу министерства социальной защиты населения Амурской области представляют информацию об исполнении мероприятий Комплекса мер. В целях контроля исполнения Комплекса мер, своевременного принятия мер по повышению эффективности его реализации и расходования средств на его реализацию ежеквартально осуществляется оценка эффективности реализации комплекса мероприятий по установленным индикаторам эффективности.
Министерство социальной защиты населения Амурской области обеспечивает контроль за целевым и своевременным расходованием внебюджетных средств исполнителями комплекса мероприятий Комплекса мер.
Риски, которые могут повлиять на достижение цели, задач и прогнозируемых результатов Комплекса мер, а также меры, предусматриваемые для их недопущения или урегулирования, отражены в таблице 1.
Таблица 1
Предполагаемые риски |
Меры, предусмотренные исполнительными органами государственной власти Амурской области для недопущения или урегулирования рисков |
Низкая социальная активность семей, воспитывающих ребенка с нарушениями в развитии |
Усиление психологической помощи семье, направленной на формирование позитивного восприятия личности своего ребенка |
Сокращение объемов финансирования мероприятий Комплекса мер, реализуемых за счет средств областного бюджета |
Активизация работы по привлечению бизнес-структур на условиях социального партнерства. Отстаивание финансовых интересов на заседании областной комиссии по вопросам финансовой и инвестиционной политики |
Несоответствие результатов реализации мероприятий Комплекса мер с поставленными целями и задачами |
Определение сроков исполнения, отслеживание и корректировка основных шагов реализации Комплекса мер, регулярное рассмотрение промежуточных результатов и их связи с основными целями проекта |
Недостаточная обеспеченность кадровыми ресурсами, участвующими в организации и проведении мероприятий |
Комплексом мер уже предусмотрено мероприятие, направленное на повышение профессиональной компетенции и эффективности работы специалистов. В случае возникновения данного риска бюджет проекта может быть перераспределен с выделением по этому мероприятию дополнительных средств, кроме того, к осуществлению мероприятий будут дополнительно привлечены высококвалифицированные кадры из других учреждений системы социальной защиты населения, образования, здравоохранения |
4. Ресурсное обеспечение Комплекса мер
Предполагаемый общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Комплекса мер, составляет 36 525,34 тыс. руб., в том числе по годам:
2020 год - 15188,16 тыс. руб.;
2021 год - 21 337,18 тыс. руб.
Объем средств областного бюджета, направляемых на реализацию Комплекса мер, составляет 24 000,00 тыс. руб., в том числе по годам:
2020 год - 9600,0 тыс. руб.;
2021 год - 14400,0 тыс. руб.
Указанные средства предусмотрены в субсидиях на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), направляемых учреждениям области, реализующим мероприятия Комплекса мер.
Предполагаемая доля и объем средств, запрашиваемых из бюджета Фонда, направляемых на реализацию Комплекса мер, составляет 12 225,34 тыс. руб., что составляет 33,47 % от общего объема финансирования Комплекса мер, в том числе по годам:
2020 год - 5438,16 тыс. руб.;
2021 год - 6787,18 тыс. руб.
Объем средств бизнес-структур и общественных организаций составляет 300,00 тыс. руб., в том числе в 2020 году - 150,0 тыс. руб., в 2021 году - 150,0 тыс. руб.
5. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Комплекса мер
Реализация Комплекса мер как системы взаимоувязанных и взаимодополняющих мероприятий позволит обеспечить выполнение основных задач, определенных Комплексом мер, в том числе:
1. Организовать межведомственное и внутриотраслевое взаимодействие, обеспечивающее деятельность по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, включая организацию сопровождаемого проживания.
2. Внедрить и развивать стационарозамещающие технологии социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе:
создать группы кратковременного пребывания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья "Забота" в 4 организациях;
планируемый охват - не менее 20 семей каждым участником мероприятия ежегодно;
развивать технологию организации летнего отдыха детей с ментальными нарушениями "Социальная передышка" на базе Малиновского дома-интерната с охватом не менее 20 детей с ментальными нарушениями ежегодно;
внедрить технологию сопровождаемого (тренировочного) проживания малых групп инвалидов "Смогу жить самостоятельно" - создать и оборудовать одну тренировочную квартиру для обучения детей-инвалидов навыкам самостоятельного проживания;
планируемый охват технологией - не менее 10 детей к концу реализации Комплекса мер;
реализовать семейную программу выходного дня "Поход за здоровьем" с ежегодным охватом 25 семей с детьми-инвалидами и другие мероприятия.
3. Мероприятия Комплекса мер позволят обеспечить приобретение новых навыков родителями (законными представителями) в вопросах воспитания, обучения, реабилитации и организации жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья благодаря:
организации деятельности 9 "Школ реабилитации и ухода" с ежегодным охватом деятельностью школ не менее 90 семей;
внедрению технологии "Реабилитация на дому" в 5 организациях с общим охватом к концу реализации Комплекса мер не менее 100 семей с детьми-инвалидами;
созданию пунктов проката реабилитационного оборудования "Нет преград" на базе 4 организаций с обеспечением охвата их деятельностью не менее 10 детей каждым участником мероприятия ежегодно.
4. Реализация Комплекса мер будет способствовать повышению профессиональных компетенций руководителей и специалистов, обеспечивающих внедрение и развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также позволит распространить успешный опыт реализации мероприятий Комплекса мер как на территории Амурской области, так и за ее пределами благодаря:
повышению профессиональных компетенций руководителей и специалистов учреждений на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда не менее 10 человек;
проведению не менее 2 обучающих семинаров для специалистов, осуществляющих реализацию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме специалистами, прошедшими обучение на стажировочных площадках Фонда, с общим охватом 40 специалистов;
созданию регионального ресурсного центра по разработке и реализации программ по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
проведению межрегионального семинара с участием субъектов ДФО по итогам реализации регионального Комплекса мер;
представлению регионального опыта по использованию стационарозамещающих технологий на Всероссийской выставке-форуме "Вместе - ради детей!" (участие не менее 5 специалистов, осуществляющих реализацию Комплекса мер).
По итогам реализации Комплекса мер планируется обеспечить охват мероприятиями целевых групп:
не менее 660 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также их родителей;
не менее 55 воспитанников и выпускников детских домов-интернатов;
не менее 40 руководителей и специалистов организаций социальной защиты, образования, здравоохранения, оказывающих социальные услуги целевым группам.
Успешная реализация Комплекса мер позволит внедрить в практику работы учреждений новые технологии и методики работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья и развить существующие технологии, альтернативные предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания, в том числе и технологию сопровождаемого проживания, что, в свою очередь, создаст условия для снижения численности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, находящихся на стационарном обслуживании.
Обеспечение результативности и эффективности реализации мероприятий планируется за счет реализации функции контроля созданной в рамках Комплекса мер межведомственной рабочей группой, обязательств исполнителей мероприятий по достижению плановых значений показателей результативности, определенных трехсторонними соглашениями (Грантополучатель - координатор и исполнитель) о реализации мероприятий Комплекса мер, а также текущим контролем реализации мероприятий, осуществляемым министерством социальной защиты населения Амурской области.
Таблица 2
Прогнозируемые значения целевых индикаторов (показателей) Комплекса мер
N п/п |
Наименование показателя |
Единицы измерения |
Базовое значение |
Период, год |
||||
1 полугодие |
2 полугодие |
1 полугодие |
2 полугодие |
|||||
значение |
дата |
2020 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2021 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Обязательные показатели Фонда | ||||||||
1. |
Численность детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих на территории Амурской области |
Человек |
4249 |
01.01.2019 |
4249 |
4249 |
4249 |
4249 |
2. |
Численность детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших помощь с использованием стационарозамещающих технологий, внедряемых за счет гранта Фонда, в том числе: |
Человек (нарастающим итогом) |
0 |
01.01.2019 |
26 |
104 |
92 |
210 |
2.1. |
Создание групп кратковременного пребывания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья "Забота" |
Человек |
0 |
01.01.2019 |
10 |
40 |
40 |
80 |
2.2. |
Развитие технологии по организации летнего отдыха детей с ментальными нарушениями "Социальная передышка" на базе Малиновского дома-интерната |
Человек |
0 |
01.01.2019 |
6 |
20 |
6 |
20 |
2.3. |
Внедрение технологии сопровождаемого (тренировочного) проживания малых групп инвалидов "Смогу жить самостоятельно " |
Человек (нарастающим итогом) |
0 |
01.01.2019 |
0 |
4 |
6 |
10 |
2.4. |
Внедрение технологии "Реабилитация на дому" |
Человек |
0 |
01.01.2019 |
10 |
40 |
40 |
100 |
3. |
Численность детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших помощь с использованием стационарозамещающих технологий, развитие которых осуществляется в рамках Комплекса мер за счет средств областного бюджета и (или) иных привлеченных средств, в том числе: |
Человек (нарастающим итогом) |
225 |
01.01.2019 |
235 |
268 |
297 |
325 |
3.1. |
Осуществление деятельности "Служб сопровождения" семей с детьми-инвалидами |
Человек |
223 |
01.01.2019 |
225 |
250 |
275 |
300 |
3.2. |
Реализация технологии "Сопровождаемого проживания" молодых людей с инвалидностью малыми группами с сопровождением специалистов |
Человек (нарастающим итогом) |
2 |
01.01.2019 |
10 |
18 |
22 |
25 |
4. |
Доля детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших помощь с использованием стационарозамещающих технологий, в общей численности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих на территории Амурской области |
Процентов |
5,3 |
01.01.2019 |
5,5 |
6,3 |
6,9 |
7,6 |
5. |
Количество созданных служб (отделений, кабинетов, бригад) для оказания помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, семьям их воспитывающим, в том числе: |
Единиц (нарастающим итогом) |
9 |
01.01.2019 |
17 |
17 |
24 |
24 |
5.1. |
Выездных служб (бригад) для оказания помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, семьям их воспитывающим, по месту. проживания |
Единиц (нарастающим итогом) |
0 |
01.01.2019 |
2 |
2 |
5 |
5 |
6. |
Численность родителей, обученных методам абилитации (реабилитации) в домашних условиях, в том числе по подбору и использованию технических средств реабилитации, реабилитационным навыкам, а также навыкам ухода за детьми-инвалидами и общению с ними (в том числе с применением дистанционной формы специализированного обучения) |
Человек (нарастающим итогом) |
0 |
01.01.2019 |
27 |
90 |
135 |
180 |
7. |
Численность руководителей и специалистов, прошедших обучение на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда |
Человек (нарастающим итогом) |
0 |
01.01.2019 |
0 |
5 |
5 |
10 |
8. |
Численность руководителей и специалистов, обученных тренерами, прошедшими подготовку на базе профессиональных стажировочных площадок Фонда |
Человек (нарастающим итогом) |
0 |
01.01.2019 |
0 |
20 |
20 |
40 |
9. |
Повышение профессиональных компетенций руководителей и специалистов организаций разной ведомственной принадлежности по другим стационарозамещающим технологиям |
Человек (нарастающим итогом) |
0 |
01.01.2019 |
0 |
5 |
5 |
8 |
10. |
Наличие регионального ресурсного центра по разработке и реализации программ по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включая организацию сопровождаемого проживания |
Да/нет |
0 |
01.01.2019 |
0 |
да |
да |
да |
11. |
Количество муниципальных образований, участвующих в реализации Комплекса мер |
Единиц |
0 |
01.01.2019 |
15 |
15 |
15 |
15 |
12. |
Количество организаций разной ведомственной принадлежности, участвующих в реализации Комплекса мер, в том числе: |
Единиц |
0 |
01.01.2019 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12.1. |
Организации социального обслуживания |
Единиц |
0 |
01.01.2019 |
10 |
10 |
10 |
10 |
12.2. |
Образовательные организации |
Единиц |
0 |
01.01.2019 |
1 |
1 |
1 |
1 |
12.3. |
Организации здравоохранения |
Единиц |
0 |
01.01.2019 |
0 |
0 |
0 |
0 |
12.4. |
Социально ориентированные некоммерческие организации |
Единиц |
0 |
01.01.2019 |
1 |
1 |
1 |
1 |
12.5. |
Общественные организации |
Единиц |
0 |
01.01.2019 |
0 |
0 |
0 |
0 |
12.6. |
Другие организации |
Единиц |
0 |
01.01.2019 |
0 |
0 |
0 |
0 |
13. |
Количество материалов, опубликованных в средствах массовой информации (сюжетов, статей, передач и т.п.) |
Единиц (нарастающим итогом) |
0 |
01.01.2019 |
7 |
20 |
30 |
40 |
14. |
Количество официальных сайтов, на которых размещена информация о реализации Комплекса мер, в том числе: |
Единиц |
0 |
01.01.2019 |
3 |
3 |
3 |
3 |
14.1. |
Сайт (портал) Правительства Амурской области |
Единиц |
0 |
01.01.2019 |
1 |
1 |
1 |
1 |
14.2 |
Сайты исполнительных органов государственной власти Амурской области |
Единиц |
0 |
01.01.2019 |
2 |
2 |
2 |
2 |
15. |
Численность руководителей и специалистов, принявших участие в итоговом межрегиональном мероприятии |
Человек |
0 |
01.01.2019 |
0 |
0 |
0 |
70 |
16. |
Количество других регионов, представители которых приняли участие в итоговом межрегиональном мероприятии |
Единиц |
0 |
01.01.2019 |
0 |
0 |
0 |
3 |
Дополнительные показатели Амурской области | ||||||||
17. |
Количество квартир сопровождаемого (тренировочного) проживания малых групп инвалидов |
Единиц |
0 |
01.01.2019 |
0 |
1 |
1 |
1 |
6. Меры для обеспечения устойчивости результатов мероприятий. Комплекса мер
В целях обеспечения устойчивости результатов, достигнутых благодаря реализации Комплекса мер, исполнителями мероприятий Комплекса мер, будет продолжена работа по всем обозначенным направлениям, С этой целью организациями-участниками в должностные инструкции специалистов, ответственных за реализацию мероприятий, будут внесены соответствующие изменения, закрепляющие за ними функции по организации и контролю дальнейшей реализации мероприятий Комплекса мер. Это позволит обеспечить непрерывное функционирование всех созданных в рамках действующего Комплекса мер структур (технологий домашнего визитирования "персональный помощник", "реабилитация на дому", групп "выходного дня" кратковременного содержания), а также эффективное применение технологий и методик, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, включая организацию сопровождаемого проживания.
7. Механизм получения гранта Фонда
Средства Фонда на реализацию Комплекса мер в виде гранта перечисляются на лицевой счет Грантополучателя, открытый в министерстве финансов Амурской области, по коду вида финансового обеспечения 3 "Средства во временном распоряжении".
Для обеспечения своевременного и полного освоения средств Фонда Грантополучатель, министерство социальной защиты населения Амурской области и исполнитель мероприятия Комплекса мер Амурской области по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, включая организацию сопровождаемого проживания, на 2020 - 2021 годы, заключают соглашение о расходовании денежных средств, выделенных Фондом в виде гранта на выполнение Комплекса мер, в котором определяются права и обязанности сторон, в том числе по представлению финансовой и аналитической отчетности, размер, порядок и сроки перечисления денежных средств, а также ответственность сторон. На основании трехсторонних соглашений денежные средства гранта перечисляются Грантополучателем на счета исполнителей мероприятий.
Закупки, производимые за счет средств гранта Фонда, будут осуществляться исполнителями мероприятий Комплекса мер.
В случаях, определенных соглашениями о расходовании денежных средств, выделенных Фондом в виде гранта на выполнение Комплекса мер, Грантополучатель осуществляет приобретение оборудования и его передачу исполнителю мероприятия Комплекса мер.
В целях осуществления своевременного и полного освоения средств гранта по запросу министерства социальной защиты населения Амурской области исполнители мероприятий Комплекса мер представляют в министерство защиты населения Амурской области информацию о ходе работ по приобретению оборудования, предусмотренного приложением N 1 к соглашению о выделении денежных средств в виде гранта Фонда на выполнение Комплекса мер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.