Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "Уралмостострой" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Управлением по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Заказчик), МКУ "Центр организации и проведения конкурсных процедур" городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Уполномоченный орган), Конкурсной комиссией, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ и разработки рабочей документации генеральной подрядной организацией по строительству объекта "Строительство мостового перехода через р. Белая в створе ул. Интернациональной в Калининском и Орджоникидзевском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан 1 этап" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0301300247619001918) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно принявшей решение о признании заявки с идентификационным номером "1" (Заявитель) несоответствующей дополнительным требованиям в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия, Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя 17.02.2020 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 18.02.2020.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 05.12.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 8 779 674 484,76 рубля;
3) источник финансирования - Бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан; КБК - 040973115Б01S2160414311РП1814112507, 040973115Б01S2160414311ФЗ131032112507;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 30.12.2019;
6) на участие в Конкурсе подано 3 заявки, по результатам рассмотрения первых частей которых, 1 заявка допущена к участию в Конкурсе;
7) в соответствии с частью 9 статьи 56.1 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку Конкурсной комиссией принято решение о признании единственной заявки несоответствующей Конкурсной документации и Закону о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя несоответствующей дополнительным требованиям в соответствии с Постановлением Правительства N 99.
В соответствии с частью 8 статьи 56.1 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, а также в случае несоответствия участника требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 56.1 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме наряду с информацией и электронными документами, предусмотренными частью 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки предъявляемым к ним дополнительным требованиям в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Извещением о закупке установлены, в том числе дополнительные требования, предъявляемые к участникам Конкурса в соответствии с пунктом 5 приложения N 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
Согласно пункту 5 приложения N 2 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту, и (или) сносу особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 100 млн. рублей устанавливается требование о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту, и (или) сносу одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится соответствующий конкурс.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 10.02.2020 N ПРУ2 (далее - Протокол подведения итогов) заявка участника закупки с идентификационным номером "1" (Заявитель) признана несоответствующей требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что заявка Победителя признана несоответствующей дополнительным требованиям в соответствии с Постановлением Правительства N 99, поскольку в составе второй части заявки участника закупки с идентификационным номером "1" (Заявитель) на участие в Конкурсе приложены, в том числе, копии актов о приемке выполненных работ на сумму 4 509 871 236,73 рублей и копии справок о стоимости выполненных работ и затрат на сумму 4 509 871 236,73 рублей, которые не подтверждают стоимость исполненного муниципального контракта N 38 от 17.09.2013 года, цена которого составляет 4 820 000 000 рублей.
Вместе с тем, представителями Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу о том, что акты о приемке выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ по контракту, предоставленному участником закупки с идентификационным номером "1" (Заявитель) в составе заявки, не подтверждают выполнение участником закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) на сумму не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта Конкурса (а именно 1 755 934 896,96 рублей), в соответствии с требованиями Конкурсной документации и Постановления правительства N 99.
На основании изложенного, действия Конкурсной комиссии, принявшей неправомерное решение о несоответствии заявки участника закупки с идентификационным номером "1" (Заявитель) Конкурсной документации, Постановлению Правительства N 99 и Закону о контрактной системе, нарушают часть 8 статьи 56.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 20.01.2020 по делу N 20/44/105/109 (далее - Решение) в результате рассмотрения жалобы АО "Сибмост" в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены следующие нарушения:
- части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Конкурсной документации требования о подаче заявок участниками, зарегистрированными в ЕИС;
- части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении избыточных требований к составу заявки на участие в закупке, а также в установлении противоречивых сведений в отношении срока действия банковской гарантии;
- части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в отсутствии в проекте государственного контракта Конкурсной документации положения об обязанности поставщика в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций, предоставить новое обеспечение исполнения контракта.
В действиях Конкурсной комиссии выявлено нарушение части 8 статьи 56.1 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном отказе в допуске к участию в Конкурсе участникам закупки с идентификационными номерами "4", "6".
В связи с чем, Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдано предписание от 20.01.2020 по делу N 20/44/105/109 (далее - Предписание) об устранении выявленных нарушений путем пересмотра заявок участников закупки и при заключении государственного контракта.
3. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 18.02.2020 по делу N 20/44/105/247 в результате рассмотрения жалобы АО "Сибмост" в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении избыточных требований к составу заявки на участие в закупке.
В действиях Конкурсной комиссии выявлены следующие нарушения:
- части 8 статьи 56.1 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном отказе в допуске к участию в Конкурсе участникам закупки с идентификационными номерами "4", "6", а также в неправомерном признании заявки участника с идентификационным номером "1" несоответствующей Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;
- пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, выразившееся в неисполнении Предписания.
В связи с чем, Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдано предписание от 18.02.2020 по делу N 20/44/105/247 об устранении выявленных нарушений путем пересмотра заявок участников закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу АО "Уралмостострой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, части 30 статьи 34, части 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 8 статьи 56.1, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что предписания по выявленным нарушениям выданы на основании решений от 20.01.2020 по делу N 20/44/105/109, от 18.02.2020 по делу N 20/44/105/247, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям, переданы на основании решений от 20.01.2020 по делу N 20/44/105/109, от 18.02.2020 по делу N 20/44/105/247 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 февраля 2020 г. N 20/44/105/248 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения опубликован не был