Приказ Федеральной антимонопольной службы от 27 февраля 2020 г. N 181/20
"Об отмене приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия"
18 марта 2020 г.
В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба провела анализ приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 30.12.2019 N 232 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2020 год" (также далее - приказ).
По результатам анализа приказа ФАС России выявлено, что приказ принят с нарушением следующих положений действующего законодательства:
Пунктом 6 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в рамках предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на розничных рынках, регулирование которых предусмотрено Федеральным законом N 35-ФЗ, установленных на год федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования N 1178), предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются Федеральной антимонопольной службой дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения в соответствии с пунктом 81(1) Основ ценообразования N 1178 на долгосрочный период или очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Пунктом 7 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ предусмотрено, что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (ФАС России), подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти, осуществляемому в порядке, установленном правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, до принятия данного решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 30.12.2019 N 232 утверждены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия, поставляемой прочим потребителям на 2020 год.
При этом ставка на содержание объектов электросетевого хозяйства и одноставочный тариф по всем уровням напряжения превышают предельные максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные приказом ФАС России от 14.11.2019 N 1508/19, до 8,85%.
Федеральным законом от 02.08.2019 N 300-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 300-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон N 35-ФЗ, признан утратившим силу абзац первый пункта 7 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ.
После вступления в силу Федерального закона N 300-ФЗ, с 13 августа 2019 года, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не вправе принимать решения о превышении предельных уровней цен (тарифов) без согласования с ФАС России, в том числе, если такое превышение обусловлено размером инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, о чем ФАС России дополнительно информировала органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов письмом от 08.08.2019 N ВК/68789/19.
При этом, после вступления в силу Федерального закона N 300-ФЗ, заявления Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия о превышении и (или) снижении предельных уровней цен (тарифов) в соответствии с Порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифов на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденным приказом ФАС России от 08.11.2019 N 236-э, в адрес ФАС России не поступали.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного приказа следует читать как "1483/19"
С учетом вышеизложенного, в соответствии с пунктом 7 статьи 23.1 Федерального закона N 35-ФЗ до момента установления цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат применению установленные ФАС России предельные минимальные уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии. Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия (также далее - РСТ Республики Мордовия) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии, установлены на уровне выше максимального уровня в нарушение порядка, установленного Федеральным законом N 35-ФЗ.
По результатам анализа необходимой валовой выручки (далее - НВВ) территориальных сетевых организаций Республики Мордовия установлено следующее.
НВВ филиалу ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" (также далее - Мордовэнерго) утверждена на 2020 год в размере 2 538 748,07 тыс. руб., в том числе подконтрольные расходы - 1 096 798,23 тыс. руб., неподконтрольные расходы - 1 441 949,84 тыс. руб. Величина подконтрольных расходов установлена на третий год второго долгосрочного периода регулирования исхода из базового уровня подконтрольных расходов.
Количество принятых активов (условных единиц) на 2020 г. - 65 722,91, из чего следует на одну у.е. - 16,6 тыс. руб. подконтрольных затрат.
В соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила государственного регулирования), экспертное заключение по филиалу ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" на 2020 год, представленное в ФАС России, не содержит полного анализа основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования, а также - анализ экономической обоснованности расходов по некоторым статьям расходов.
I. Подконтрольные расходы
В неподконтрольных расходах 2020 года учтены затраты по статье "Содержание зданий и помещений" - 49 125,02 тыс. руб., выше, чем заявка Мордовэнерго - 48 702,40 тыс. руб., в том числе:
- "электроэнергия на хозяйственные нужды" - 42 316,72 тыс. руб.;
- "теплоэнергия на хозяйственные нужды" - 4 730,35 тыс. руб.;
- "вывоз ТБО" - 1 041,42 тыс. руб.;
- "газоснабжение" - 500,32 тыс. руб.;
- "холодная вода и канализация" - 359,06 тыс. руб.;
- "обслуживание лифта" - 177,16 тыс. руб.
Все вышеуказанные затраты должны относиться к подконтрольным расходам, в соответствии с подпунктом 3 пункта 18 и пункта 23 Основ ценообразования 1178.
ФАС России отмечает, что в экспертном заключении также не представлен расчет и обоснование учтенных в НВВ коммунальных затрат, отсутствуют ссылки на документы, подтверждающие фактические расходы: первичная и бухгалтерская документация, оборотно-сальдовые ведомости по счету, расчет расходов по статье, копии договоров и актов оказанных услуг и т.д.
На основании вышеизложенного, ФАС России приходит к выводу, что в материалах, представленных РСТ Республики Мордовия в ФАС России письмом от 30.12.2019 N 01-320 отсутствует анализ экономической обоснованности по данной статье затрат, что указывает на необходимость РСТ Республики Мордовия исключить статью "Содержание зданий и помещений" и суммы затрат из неподконтрольных расходов и учесть коммунальные услуги в экономически обоснованном размере в подконтрольных расходах.
Учитывая вышеизложенное, базовый уровень подконтрольных расходов на 2018 год и принятые подконтрольные расходы на 2020-2021 гг. по Мордовэнерго подлежат пересмотру и дополнительному экономическому обоснованию со стороны РСТ Республики Мордовия.
Базовые подконтрольные расходы по статьям "Прочие услуги непроизводственного характера" - 9 075,75 тыс. руб. и "Другие прочие расходы" - 1 349,26 тыс. руб. подлежат полной расшифровке и дополнительному экономическому обоснованию.
По результатам проведенного анализа экономически необоснованные затраты подлежат исключению из базовых подконтрольных расходов и последующих регулируемых периодов.
II. Неподконтрольные расходы
В экспертном заключении для Мордовэнерго на 2020 год без экономических обоснований учтены фактические расходы 2018 г. на погашение процентов за пользование заемными денежными средствами в размере 23 883,47 тыс. руб. В экспертном заключении указано, что привлеченные заемные средства учтены в целях исполнения утвержденной инвестиционной программы Мордовэнерго.
PCТ Республики Мордовия не представлена информация о наличии кассовых разрывов, подтверждающая величину кредитных средств, отсутствует информация о ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации, в соответствии с Основами ценообразования, а также отсутствует анализ кредиторской и дебиторской задолженности Общества. Таким образом, РСТ Республики Мордовия учтены затраты с нарушением пунктов 7, 16 Основ ценообразования.
Таким образом, ФАС России приходит к выводу, что в представленных материалах отсутствует анализ экономической обоснованности банковских процентов, что указывает на необходимость произвести дополнительный анализ экономической обоснованности указанных затрат и исключить экономически необоснованные расходы за период с 2018 года включительно.
РСТ Республики Мордовия учтены на 2018 год банковские проценты за пользование кредитом - 96 346,27 тыс. руб., фактические заёмные средства Мордовэнерго использованы - 39 946,27 тыс. руб., экономически обоснованные затраты на погашение банковских процентов, учтенные органом регулирования за 2018 год, в материалах отсутствуют.
III. Инвестиционная программа Мордовэнерго
В соответствии с пунктом 20 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 (далее - Положение о государственном контроле (надзоре)) систематическое наблюдение и анализ за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения, проводятся при установлении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения в рамках процедуры рассмотрения дел об установлении цен (тарифов), что не требует издания дополнительного распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора).
В соответствии с пунктом 22 Положения о государственном контроле (надзоре) отчет о проведении систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения, подписывается руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) до принятия решения об установлении цен (тарифов) и прилагается к делу об установлении цен (тарифов).
В экспертных заключениях и протоколах заседаний Правлений в отношении Мордовэнерго за период 2018-2020 годы отсутствует информация об отчетах о проведении систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики, что свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны РСТ Республики Мордовия за использованием инвестиционных ресурсов Мордовэнерго.
В экспертном заключении на 2020 год отсутствует информация о корректировках НВВ, проводимых РСТ Республики Мордовия в части исполнения инвестиционной программы.
При этом, по результатам проведенного ФАС России анализа исполнения Инвестиционной программы филиала Мордовэнерго за 2018 год, в соответствии с шаблоном NET.INV2018, ФАС России приходит к выводу о необходимости исключения экономически необоснованных расходов на сумму 28 929 тыс. руб. по мероприятиям, не утвержденным Инвестиционной программой.
ФАС России выявлены мероприятия, не вошедшие в состав мероприятий, предусмотренных утвержденной Инвестиционной программой на 2017 год. В соответствии с требованиями исполнения пункта 7 Основ ценообразования и пункта 42 Методических указаний 228-э по корректировке НВВ на очередной год долгосрочного периода регулирования, осуществляемый в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, указанные мероприятия исключаются из фактического объема финансирования инвестиционной программы за счет собственных средств.
Таким образом, ФАС России приходит к выводу, что в представленных материалах отсутствует анализ экономической обоснованности фактического исполнения Инвестиционной программы Мордовэнерго за 2018 год, что указывает на необходимость произвести дополнительный анализ экономической обоснованности указанных затрат за 2018, 2019 года, а также за весь предыдущий долгосрочный период регулирования и исключить экономически необоснованные расходы, с учётом дополнительной корректировки НВВ на 2020 год, в том числе исключить затраты по мероприятиям, не предусмотренным утвержденной Инвестиционной программой Мордовэнерго.
IV. Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученный избыток
РСТ Республики Мордовия указана задолженность предыдущего регулирования за 2019 год по итогам 2017 г. - недополученные проценты за пользование кредитом - 10 149,75 тыс. руб.
В экспертном заключении на 2020 год указаны недополученные проценты за пользование кредитом в 2019 году - 10 149,75 тыс. руб., которые подлежат включению в НВВ в последующих периодах регулирования. РСТ Республики Мордовия необходимо дополнительно пояснить в экспертном заключении экономическую обоснованность данных затрат с указанием расчета кассовых разрывов, подтверждающих величину кредитных средств, а также - информации о ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации, в соответствии с Основами ценообразования и анализа кредиторской и дебиторской задолженности Мордовэнерго.
На основании вышеизложенного, РСТ Республики Мордовия необходимо в экспертном заключении отразить результаты деятельности Мордовэнерго с указанием расчёта корректировок НВВ, анализа основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования, фактических потерь электроэнергии, анализ процентов за пользование кредитом, в соответствии с действующим законодательством.
ФАС России проанализированы представленные материалы РСТ Республики Мордовия, в том числе экспертное заключение на 2020 год в разрезе отдельных статей затрат АО ТФ "Ватт" на предмет их экономической обоснованности, и по результатам установлено следующее.
НВВ АО ТФ "Ватт" утверждена на 2020 год в размере 515 476,94 тыс. руб., в том числе подконтрольные расходы - 232 376,84 тыс. руб., неподконтрольные расходы - 283 100,10 тыс. руб.
Количество активов (условных единиц), заявленных АО ТФ "Ватт" и принятых РСТ Республики Мордовия на 2020 г., - 18 124,15 у.е., на одну у.е., учтено 12,8 тыс. руб. подконтрольных затрат.
При установлении тарифов на 2020 год использовался метод экономически обоснованных расходов (затрат), включённых в НВВ.
Величина подконтрольных расходов установлена на первый год третьего долгосрочного периода регулирования (2020-2024 гг.) и составила 232 376,84 тыс. руб.
Расчет базового уровня подконтрольных расходов для АО ТФ "Ватт" не определен методом сравнения аналогов в соответствии с приказом ФСТ России от 18.03.2015 N 421-э "Об утверждении Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов и внесении изменений в приказы ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э и от 30.03.2012 N 228-э", тем самым нарушен пункт 38 Основ ценообразования.
В соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила государственного регулирования), экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В нарушение вышеуказанных норм экспертное заключение АО ТФ "Ватт" на 2020 год не содержит анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования а также анализ экономической обоснованности расходов по некоторым статьям расходов.
I. Подконтрольные расходы
ФАС России установлено, что по статьям затрат "Материалы", "Ремонты" учтены расходы без указания договоров и прочих документов, подтверждающих величину расходов, сформированных в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования, и подтверждающих исполнение требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
На основании вышеизложенного, ФАС России приходит к выводу, что в соответствии с материалами, представленными РСТ Республики Мордовия в АФС России письмом от 30.12.2019 N 01-320 плановые затраты по статьям "Материалы", "Ремонты" не подтверждены и не обоснованы, что свидетельствует об отсутствии осуществления анализа экономической обоснованности по данным статьям затрат, соответственно, РСТ Республики Мордовия необходимо произвести дополнительный анализ экономической обоснованности указанных затрат АО ТФ "Ватт", в том числе по статье "Спецодежда" (рост затрат 91% к плану 2019 г.), а также по результатам проведенного анализа экспертам необходимо исключить экономически необоснованные расходы.
Рост затрат на оплату труда (далее - ФОТ) на 2020 год по статье "Расходы на оплату труда" составляют 21% к плану 2019 года, 28% - к плану 2018 года, 14% - к факту 2018 года.
ФАС России отмечает, что средняя заработная плата персонала АО ТФ "Ватт" учтена на 2020 год - 38,3 тыс. руб./месяц, которая является значительно выше у аналогичных ТСО Республики Мордовия.
ФОТ на 2020 год по ТСО Республики Мордовия
| |||||
N |
Наименование ТСО |
ФОТ тыс. руб. |
численность, ед. |
ср. зарплата, руб. |
|
1 |
МП г.о. Саранск "Горсвет" |
7 537,2 |
21,0 |
29 910 |
|
2 |
Филиал "РЖД" |
30 114,4 |
79,0 |
31 766 |
|
3 |
АО "Мордовская электросетевая компания" |
45 929,3 |
129,0 |
29 670 |
|
4 |
ООО "Мордовская сетевая компания" |
18 705,2 |
отсутствует |
||
5 |
ООО "Электротеплосеть" |
32 147,4 |
93,0 |
28 806 |
|
6 |
ООО "Энерголин" |
9 678,8 |
28,0 |
28 806 |
|
7 |
АО ТФ "Ватт" |
176 198,4 |
383,4 |
38 297 |
|
8 |
ООО "Системы жизнеобеспечения РМ" |
44 245,9 |
128,0 |
28 806 |
|
9 |
ООО "Рузаевские электрические сети" |
3 802,4 |
11,0 |
28 806 |
|
10 |
ФКП "Саранский механический завод" |
4 511,8 |
12,0 |
31 332 |
|
11 |
Филиал ПАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" |
729 941,9 |
1 698,0 |
35 824 |
При формировании ФОТ АО ТФ "Ватт", а также иных ТСО на услуги по передаче электрической энергии экспертами не отражена нормативная численность, численность по штатному расписанию, в экспертном заключении на 2020 год не представлен расчет затрат фонда оплаты труда, согласно таблице N П.1.16, предусмотренной приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", не отражена информация, предусмотренная пунктом 26 Основ ценообразования.
На основании вышеизложенного, ФАС России приходит к выводу, что РСТ Республики Мордовия не проводила анализ экономической обоснованности по данной статье затрат, что указывает на необходимость произвести анализ экономической обоснованности указанных затрат по АО ТФ "Ватт" и иным ТСО Республики Мордовия, исключить экономически необоснованные расходы, а также:
- отразить в экспертных заключениях расчет затрат на ФОТ, согласно таблице N П.1.16, предусмотренной приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2;
- провести анализ возникновения существенного отличия средней заработной платы персонала ТСО Республики Мордовия;
- не допускать создание дискриминационных условий в отношении ТСО Республики Мордовия.
Расходы по статье "Отчисления на социальные нужды (страховые взносы)" подлежат дополнительному анализу с учётом дополнительного анализа статьи "Расходы на оплату труда". По результатам проведенного анализа по статье "Отчисления на социальные нужды" необходимо исключить экономически необоснованные расходы.
В нарушение пункта 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), без соответствующего обоснования и расшифровки, включены в базовые подконтрольные расходы затраты по статье "Другие подконтрольные расходы" на 2020 год: поверка приборов - 859 тыс. руб., с ростом затрат к факту 2018 г. - 25%, информационные услуги - 911 тыс. руб., с ростом затрат к факту 2018 г. - 30%, расходы на обучение персонала - 819 тыс. руб., с ростом затрат к факту 2018 г. - 83%.
Расходы по статье "Другие подконтрольные расходы" подлежат дополнительному экономическому обоснованию и подробной расшифровке с указанием сумм и подтверждающих экономически обоснованных материалов, представленных в тарифном деле АО ТФ "Ватт".
На основании вышеизложенного, ФАС России приходит к выводу, что плановые затраты по статье "Другие подконтрольные расходы" не подтверждены и не обоснованы, что свидетельствует об отсутствии осуществления анализа экономической обоснованности по данной статье затрат, соответственно, РСТ Республики Мордовия необходимо произвести дополнительный анализ экономической обоснованности указанных затрат по данной статье АО ТФ "Ватт", а также по результатам проведенного анализа исключить экономически необоснованные расходы.
Затраты на экологию, рост которых на 2020 г. составляет 244% к факту 2018 г., должны относиться к неподконтрольным расходам. На основании вышеизложенного, ФАС России приходит к выводу об отсутствии анализа экономической обоснованности по данной статье затрат, что указывает на необходимость РСТ Республики Мордовия исключить статью "Затраты на экологию" из подконтрольных расходов и учесть в экономически обоснованном размере в неподконтрольных расходах.
Учитывая вышеизложенное, базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год и принятые подконтрольные расходы на 2020-2024 гг. АО ТФ "Ватт" подлежат пересмотру и дополнительному экономическому обоснованию со стороны РСТ Республики Мордовия, по результатам проведенного анализа - исключению экономически необоснованных расходов.
Основы ценообразования определяют, в том числе, общие положения и требования, которые должны быть исполнены органами регулирования при установлении тарифов вне зависимости от метода регулирования.
Все без исключения методы установления тарифов на долгосрочный период регулирования (далее - ДПР) не предусматривают для электросетевых организаций возможности превышения фактических подконтрольных расходов над величиной подконтрольных расходов, установленной на соответствующий год ДПР в соответствии с законодательством. При этом законодательством, действующим в области ценообразования, регламентированы действия органов регулирования, направленные на сохранение экономии указанных расходов, которая непосредственно обусловлена реальным и объективным повышением эффективности работы организаций, которое нашло свое выражение в превышении темпов повышения эффективности (снижения) расходов по отношению к показателям, предусмотренным при установлении тарифов.
Вне зависимости от методов регулирования, который# применялся в предшествующем ДПР и который будет применен на следующий ДПР, органы регулирования при установлении базового уровня подконтрольных расходов на первый год нового ДПР обязаны провести анализ обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в текущем ДПР, и принять меры, предусмотренные пунктом 7 Основ ценообразования, а также при наличии результатов контрольных мероприятий, соответствующим образом учесть эти результаты.
Пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что к экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности. В этой связи и с учетом того, что законодательством, действующим в области ценообразования в электроэнергетике, не предусмотрена возможность превышения фактической величины подконтрольных расходов над величиной подконтрольных расходов, определенной органом регулирования в соответствии с законодательством на соответствующий год в текущем ДПР, указанное превышение следует относить к расходам, не связанным с осуществлением регулируемой деятельности. Расходы, в размере указанного превышения, подлежат исключению из тарифов.
Данная позиция отражена в письме ФАС России от 19.06.2017 N ИА/41019/17.
Таким образом, РСТ Республики Мордовия необходимо проанализировать превышения фактических подконтрольных расходов над величиной подконтрольных расходов, установленной на соответствующий год предыдущего ДПР, провести анализ обоснованности расходов АО ТФ "Ватт", понесенных в предыдущем ДПР, принять меры, предусмотренные пунктом 7 Основ ценообразования и отразить анализ в экспертном заключении на 2020 год.
II. Неподконтрольные расходы
В соответствии с экспертным заключением на 2020 год неподконтрольные расходы АО ТФ "Ватт" учтены РСТ Республики Мордовия в размере 283 100,10 тыс. руб.
ФАС России отмечает, что сумма амортизационных отчислений в экспертном заключении - 132 710,57 тыс. руб. указана без учета требований пункта 27 Основ ценообразования, согласно которому, при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
Таким образом, ФАС России приходит к выводу, что в представленных материалах отсутствует анализ экономической обоснованности амортизационных отчислений, что указывает на необходимость произвести дополнительный анализ экономической обоснованности указанных затрат и исключить экономически необоснованные расходы.
В неподконтрольных расходах 2020 года учтены затраты по статье "Содержание зданий и помещений" - 7 202,81 тыс. руб., с ростом к фактическим коммунальным услугам 2018 г. - 11%, в том числе:
- "электроэнергия на хозяйственные нужды" 5 334,94 тыс. руб.;
- "природный газ" - 1 656,02 тыс. руб.;
- "водоснабжение и канализация" - 160,59 тыс. руб.;
- "вывоз ТБО" - 51,26 тыс. руб.
Все вышеуказанные затраты должны относиться к подконтрольным расходам.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Пунктом 23 Основ ценообразования установлено, что в отдельную группу выделяются расходы, предусмотренные подпунктом 3 пункта 18 Основ ценообразования. Указанные расходы определяются исходя из цен (тарифов), установленных регулирующими органами или определенных в установленном Правительством Российской Федерации порядке, и объема оказываемых в расчетном периоде регулирования услуг в соответствии с положениями раздела VI Основ ценообразования.
ФАС России отмечает, что в экспертном заключении не представлен расчет и обоснование учтенных в НВВ затрат, отсутствуют ссылки на документы, подтверждающие фактические расходы по статье, а именно первичная и бухгалтерская документация, оборотно-сальдовые ведомости по счету, расчет расходов по статье, копии договоров и актов оказанных услуг.
Таким образом, ФАС России приходит к выводу, что в материалах не представлен расчет и обоснование учтенных в НВВ затрат, отсутствует анализ экономической обоснованности по статье "Содержание зданий и помещений".
РСТ Республики Мордовия необходимо исключить статью "Содержание зданий и помещений" и суммы затрат из неподконтрольных расходов и учесть в экономически обоснованном размере в подконтрольных расходах.
В экспертном заключении для АО ТФ "Ватт" на 2020 год без обоснований учтены расходы 2018 г. на погашение процентов за пользование заемными денежными средствами в размере 896,34 тыс. руб. Фактически привлеченные заемные средства учтены, как указано экспертами, в целях исполнения утвержденной Инвестиционной программы Общества.
РСТ Республики Мордовия не представлен расчет кассовых разрывов, подтверждающий величину кредитных средств. Отсутствует информация о ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации, в соответствии с Основами ценообразования, а также отсутствует анализ кредиторской и дебиторской задолженности Общества. Таким образом, РСТ Республики Мордовия учтены затраты с нарушением пунктов 7, 16 Основ ценообразования.
ФАС России приходит к выводу, что в представленных материалах отсутствует анализ экономической обоснованности банковских процентов, что указывает на необходимость произвести дополнительный анализ экономической обоснованности указанных затрат и исключить экономически необоснованные расходы.
III. Инвестиционная программа АО ТФ "Ватт"
По результатам проведенного анализа исполнения Инвестиционной программы АО ТФ "Ватт" за 2018 год ФАС России приходит к выводу о необходимости исключения экономически необоснованных расходов на сумму 550,06 тыс. руб. на приобретение земельных участков под трансформаторные подстанции. РСТ Республики Мордовия необходимо расшифровать перечень оборудования, приобретенного на общую сумму 3 990,76 тыс. руб., в соответствии с шаблоном NET.INV2018.
Также, РСТ Республики Мордовия необходимо провести корректировку НВВ по исполнению Инвестиционной программы за 2017 год: из фактических затрат 2017 г. исключить затраты на сумму 2 109,82 тыс. руб. на приобретение земельных участков под трансформаторные подстанции и затраты на сумму 8 505,94 тыс. руб. - выкуп электрических сетей комплексной застройки жилыми домами в районе р. Тавлы.
Исключить из НВВ на 2020-2024 гг. АО ТФ "Ватт" мероприятия на приобретение земельных участков и выкуп электросетевых активов, как экономически необоснованные затраты.
В соответствии с пунктом 20 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 (далее - Положение о государственном контроле (надзоре)) систематическое наблюдение и анализ за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения, проводятся при установлении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения в рамках процедуры рассмотрения дел об установлении цен (тарифов), что не требует издания дополнительного распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля (надзора).
В соответствии с пунктом 22 Положения о государственном контроле (надзоре) отчет о проведении систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики или в сфере теплоснабжения, подписывается руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) до принятия решения об установлении цен (тарифов) и прилагается к делу об установлении цен (тарифов).
В экспертных заключениях и протоколах заседаний Правлений в отношении АО ТФ "Ватт" за период 2018-2020 годы отсутствует информация об отчетах о проведении систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы) в сфере электроэнергетики, что свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны РСТ Республики Мордовия за использованием инвестиционных ресурсов АО ТФ "Ватт".
IV. Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученный избыток
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования РСТ Республики Мордовия необходимо учесть корректировку НВВ с учётом применения ИПЦ к расчётам неподтвержденных/подтвержденных экономически необоснованных/обоснованных расходов АО ТФ "Ватт" за 2018 год и учесть данную корректировку в НВВ 2021-2024 гг. Также внести корректировку в приложение N 4 протокола Заседания Коллегии РСТ Республики Мордовия от 30.12.2019 N 49 и в приложение N 4 приказа РСТ Республики Мордовия от 30.12.2019 N 232.
РСТ Республики Мордовия не проведен анализ нормативного и фактического уровня потерь электрической энергии, учтенного при установлении тарифов на предыдущий долгосрочный период регулирования, на предмет наличия мероприятий, направленных на повышение эффективности работы организации, которое нашло свое выражение в повышении эффективности (снижении) расходов по отношению к показателям, предусмотренным при установлении тарифов, т.е. к экономии затрат на потери электрической энергии.
На основании вышеизложенного, РСТ Республики Мордовия необходимо в экспертном заключении отразить результаты деятельности АО ТФ "Ватт" с указанием расчёта корректировок НВВ, анализа основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования, плановых и фактических потерь электроэнергии, анализа НВВ по указанным в настоящем приказе статьям затрат.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. Признать Республиканскую службу по тарифам Республики Мордовия нарушившей пункты 6 и 7 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункты 7, 16, 26, 27, 29, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки N 98-э и пункт 42 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала N 228-э.
Пункт 2 изменен с 18 марта 2020 г. - Приказ ФАС России от 18 марта 2020 г. N 286/20
2. Признать приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 30.12.2019 N 232 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2020 год" в части приложений N 1 и N 2, решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливающим цены (тарифы) на уровне выше максимального и ниже минимального уровня, установленного ФАС России, принятыми с нарушением порядка, установленного Федеральным законом N 35-ФЗ, и не подлежащим применению.
Пункт 3 изменен с 18 марта 2020 г. - Приказ ФАС России от 18 марта 2020 г. N 286/20
3. Отменить приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 30.12.2019 N 232 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2020 год" в части приложений N 1-2.
Отменить приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 30.12.2019 N 232 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2020 год" в части приложений N 3-5 с 01.04.2020.
4. Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия установить и ввести в действие не позднее 1 апреля 2020 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия и пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив нарушения законодательства, указанные в мотивировочной части настоящего приказа.
5. Об исполнении настоящего приказа Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в пункте 4 настоящего приказа, проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений об установлении цен (тарифов) в области электроэнергетики, принятие которых предписывается пунктом 4 настоящего приказа;
- протокола заседания правления Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия, на котором принимались вышеуказанные решения;
- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
6. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.
Временно исполняющий |
В.Г. Королев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 27 февраля 2020 г. N 181/20 "Об отмене приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия"
Текст приказа опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 18 марта 2020 г. N 286/20
Изменения вступают в силу с 18 марта 2020 г.