Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации города Белокурихи
от 09.12.2010 г. N 1756
Муниципальная целевая программа
"Содействия занятости населения города Белокурихи на 2011 год"
27 января 2011 г.
Постановлением Администрации города Белокурихи Алтайского края от 27 января 2011 г. N 67 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
муниципальной целевой программы "Содействие занятости населения города Белокурихи на 2011 год"
Наименование Программы |
муниципальная программа "Содействие занятости населения города Белокурихи на 2011 год" |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1302-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; ГАРАНТ:По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона РФ от 19 апреля 1991 г. следует читать как "N 1032-1" Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Постановление Администрации Алтайского края от 16 января 2007 года N 19 "Об индикативном планировании социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов Алтайского края"; Прочие нормативные правовые акты: Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости Алтайского края. Муниципальные правовые акты. |
Разработчики Программы |
администрация города Белокуриха Алтайского края; Краевое государственное учреждение "Центр занятости населения г. Белокурихи |
Цель Программы |
снижение уровня регистрируемой безработицы и повышение эффективной занятости населения |
Задачи Программы |
увеличение спроса на рабочую силу на рынке труда; обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда; оптимизация предложения рабочей силы на рынке труда |
Основные целевые индикаторы Программы |
уровень регистрируемой безработицы трудоспособному населению: 2,1% уровень занятости трудоспособного населения: 85% доля трудоустроенных граждан, обратившихся в центр занятости - 65% удельный вес безработных, направленных на профессиональное обучение - 20% |
Срок реализации Программы |
2011 год |
Исполнители основных мероприятий Программы |
МУЗ Белокурихинская ЦГБ; Администрация города Белокуриха; МОУ "Белокурихинская средняя школа N 1"; МОУ "Белокурихинская средняя школа N 2"; МУ "Детский сад "Сказка"; МДОУ ЦРР "Детский сад "Рябинка" |
Объемы и источники финансирования Программы |
Всего финансовых затрат - 283,2 тыс. руб., в том числе краевой бюджет - 81,2 тыс. руб.; муниципальный бюджет - 202 тыс. руб. |
Органы, осуществляющие контроль за реализацией Программы |
администрация города Белокуриха Алтайского края, Краевое государственное учреждение "Центр занятости населения г. Белокурихи". |
1. Анализ состояния и оценка развития ситуации в сфере труда и занятости населения
Ситуация на рынке труда в городе Белокуриха в 2010 году находится в рамках прогнозных показателей. Снижение численности безработных граждан наблюдалось с февраля по октябрь 2010 года. В результате осуществляемых мер по программе "Дополнительные меры по снижению напряженности в Алтайском крае в 2010 году" и "Содействие занятости населения г. Белокурихи на 2010 год" удалось снизить численность безработных граждан с 216 человек (на 01.02.2010) до 166 человек (на 01.11.2010). Уровень соответственно снизился с 2,3% до 1,8%.
К концу года в г. Белокурихе прогнозируется прирост уровня безработицы. Она может составить 2,2%, что связано с сезонным фактором, завершением временных и общественных работ, а также проведением организационно-штатных мероприятий, проводимых в ООО "СМУ-55".
Муниципальная целевая программа "Содействия занятости населения города Белокурихи на 2011 год" разработана на основании Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и предусматривает мероприятия по содействию занятости граждан, находящихся под риском увольнения, граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Объектом регулирования и сферы действия программы определен регистрируемый рынок труда города Белокурихи. Программа является базовым документом, определяющим основные направления и приоритетные задачи политики занятости не только в целом по городу Белокурихи, но и по отдельным его сегментам.
Для проведения сегментации рынка труда используем основные факторы сегментации и наиболее распространенные их значения для города Белокурихи. Основным фактором, влияющим на предложение рабочей силы на рынке труда является демографический фактор. Численность постоянного населения города на 01.01.2010 составила 14517 человек, в том числе женщины составляют 7883 чел., мужчины - 6634 чел. Возрастная структура населения характеризуется снижением численности населения трудоспособного возраста: в 2007 - 9673 чел., в 2008 - 9499 чел., в 2009 - 9382 чел., на 01.01.2010 - 9208 чел. при одновременном снижении его доли в общей численности населения до 63,4%.
В городе наблюдается рост численности граждан старше трудоспособного возраста: в 2006-2005 чел, в 2007 - 2571 чел., в 2008 - 2680 чел., в 2009 - 2762 чел, на 01.01.2010 - 2862 чел.
Профессионально-отраслевой сегмент связан с делением экономики города на сектора.
Основную долю в структуре трудовых ресурсов (88,2%) составляют занятые в экономике. В общей численности работающих 74,2% составляют работники крупных и средних предприятий, 25,8% работники предприятий малого бизнеса. Рассмотрим распределение рабочей силы по видам экономической деятельности предприятий. Основная доля численности работающих занята в учреждениях санаторно-курортного типа - 71,4%; производство и распределении электроэнергии, газа, пара - 8,6%; транспорт и связь - 1,4%, государственное управление - 8,0%, образование - 5,9%.
Численность занятых на крупных и средних предприятиях города на 01.09.2010 составила 6137 человека. Основным направлением экономики города является санаторно-оздоровительная деятельность. В городе расположены и действуют 24 предприятия санаторно-оздоровительного назначения, численность мест составляет 4546. Среднесписочная численность работников организаций составляет 7572 человека. Расширение малого бизнеса является одним из факторов снижения уровня безработицы и социальной напряженности в городе. Среднемесячная заработная плата работников по оценке 2010 года составит 14395 рублей.
Выделим основные сегменты рынка труда с позиции качества рабочих мест:
1 сегмент - высококвалифицированные рабочие места (руководители высшего звена);
2 сегмент - квалифицированные работники среднего звена;
3 сегмент - низкоквалифицированные рабочие места.
На рабочих местах первого сегмента заняты работники, имеющие высшее, средне-специальное образование. Рабочие места этого сегмента хорошо оплачиваемы, дают относительную независимость при решении производственных задач.
На рабочих местах второго сегмента в основном заняты работники, имеющие высшее и среднее образование. Данная группа имеет относительно высокий заработок, имеют хорошо организованную структуру продвижения по службе и профессионального роста. В эту группу входят работники сферы обслуживания, служащие. Хотя эти рабочие места имеют более высокий статус, чем рабочие места третьего сегмента, их стоимость занижена, труд оплачивается не полностью и меньше гарантии занятости.
Третий сегмент состоит из рабочих мест, занятость на которых не требует специальной подготовки и высокой квалификации. Их занимают работники обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих. Рабочие места этого сегмента не дают возможности профессионального развития и роста по службе.
Профессионально-отраслевой сегмент связан с делением экономики города на сектора.
Профессиональную структуру предложения рабочей силы можно разбить на пять сегментов:
1) Дефицитные высококвалифицированные группы работников, характеризуются достаточно высоким уровнем занятости, рост доходов обычно превышает уровень инфляции (программисты, финансовые работники);
2) Избыточные высококвалифицированные группы работников, характеризуются отсутствием или недостаточной гарантией занятости;
3) Дефицитные квалифицированные и низкоквалифицированные группы работников, характеризуются относительно стабильной занятостью, уровнем дохода, отстающим от темпов инфляции (дворники, санитарки, медсестры, продавцы);
4) Избыточные квалифицированные и низкоквалифицированные группы работников. Недостаточная гарантия занятости (менеджеры, юристы, водители, грузчики, охранники);
5) Работники, относящиеся к любой из перечисленных групп, но социально уязвимые.
Под влиянием наметившейся стабилизации экономики, социально изменилась и ситуация на рынке труда города Белокурихи. Общая численность граждан, обратившихся в службу занятости за период январь-октябрь 2010 года уменьшилась на 15,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Численность обратившихся за содействием в трудоустройстве в январе-октябре 2010 году составила 1022 человек, или 84,8% от аналогичного периода 2009 года. Среди обратившихся в поиске работы: женщины - 42 процента (в 2009 году - 51 процент), молодежь в возрасте 14-29 лет - 59,0 процента (в 2009 году - 59,9 процента), рабочие - 37,7 процента (в 2009 году - 37,7 процента), специалисты и служащие - 21,3 процента (в 2009 году - 20,7 процента), ищущие работу впервые - 40,9 процента (в 2009 году - 41,6 процента), имеющие длительный (более года) перерыв в работе - 11,3 процента (в 2009 году - 10,8 процента), уволенные в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата - 4,7 процента (в 2009 году - 4,1 процента), относящиеся к категории инвалидов - 4,5 процента (в 2009 году - 3,5 процента), освобожденные из мест заключения - 1,1 процент (1,0 процент).
Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости на 01.11.2010 года - 165 чел., (на 20,7 процентов меньше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года). Уровень официально регистрируемой безработицы - 1,77 процента (2 процента - 2009).
Период трудоустройства за январь-октябрь составил 4,3 месяца.
Коэффициент напряженности на рынке труда уменьшился с 5,9 до 3,6 человека на одну вакансию.
На регистрируемом рынке на 01.10.2010 число уволившихся по собственному желанию составило 69,0% (в 2009 - 67,3%) от общего числа безработных, уволенные по сокращению численности работников - 16,1% (12% - 2009), освобожденные из мест заключения - 0% (2009 - 0%), прекратившие предпринимательскую деятельность - 0,6% (2009 - 2,0%), выпускники, получившие высшее образование - 1,7% (2009 - 1,0%).
Предполагается, что динамика численности выходящих на рынок труда работников, уволившихся по собственному желанию, выпускников учебных заведений всех уровней, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в 2011 году сохранится.
В истекшем периоде 2010 года введено 117 новых рабочих мест
Наименование предприятия |
К-во р.м. |
Вид деятельности по ОКВЭД |
МДОУ д/с "Сказка" |
1 |
Образование |
ООО "Пилигрим-Алтай" |
22 |
Другие |
ООО "Городской рынок" |
7 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
ОАО санаторий "Россия" |
20 |
Здравоохранение |
Пансионат "Транссиб" |
2 |
Здравоохранение |
ООО "Дебют" |
2 |
Транспорт и связь |
ООО "Аврора-Р" |
40 |
Гостиницы и рестораны |
ИФНС N 3 |
1 |
Государственное управление |
ООО "Благодать" |
1 |
Гостиницы и рестораны |
ГУ УПФР РФ в г. Белокуриха |
1 |
Государственное управление |
Филиал "Белокурихинские |
2 |
Производство и распределение |
МЭС" |
|
электроэнергии, газа и воды |
ЗАО "Теплоцентраль" |
2 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
ИП Кожухарь |
7 |
Общественное питание |
ООО "Гарант" |
8 |
Оптовая и розничная торговля |
ИП Байкулова Х.М. |
1 |
Оптовая и розничная торговля |
Уровень официально зарегистрированной безработицы на 01.01.2011 года по прогнозу составит 2,2%.
В 2010 году продолжается позитивная динамика заявленных вакансий в службу занятости (118,6% по сравнению с 2009 годом). По сравнению с 2009 годом наметилось уменьшение числа рабочих вакансий. Доля вакансий для рабочих составляет 75% (87,3% в 2009 году). Причем доля вакансий с оплатой выше прожиточного минимума увеличилась на 14%.
Спрос работодателей на рабочую силу увеличится практически по всем видам экономической деятельности. На рабочие места приходится 75% всех заявленных вакансий, предполагающие в основном использование женского труда. На рынке труда города наблюдается дефицит 3-х групп рабочей силы (дворники, санитарки, горничные).
Потребуются активные меры, направленные на развитие инфраструктуры рынка труда, обеспечение подготовки (переподготовки), повышения квалификации кадров в соответствии с потребностями рынка труда, использование имеющегося трудового потенциала, повышение мобильности рабочей силы.
В 2011 году продолжится работа по реализации КЦП "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края".
Программа направлена, в первую очередь, на оказание помощи людям, испытывающих трудности в поиске работы (социально незащищенные категории граждан, выпускники учебных заведений разного уровня образования, не имеющие опыта работы).
В 2011 году в рамках программы планируется участие в общественных и временных работах 84 человек.
На 01.11.2010 года зарегистрировали предпринимательскую деятельность 11 безработных граждан. В 2010 году финансовая помощь одному безработному составила 58,8 тыс. рублей.
Программа на 2011 год носит характер антикризисных мер и ориентирована на отдельные сегменты обеспечения занятости: содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, организацию стажировки выпускников образовательных учреждений, создание специальных рабочих мест для инвалидов.
В 2011 году ожидается, что в профессионально-квалификационной структуре спроса на рынке труда города существенных изменений не произойдет.
В 2010 году наблюдается спрос на следующие виды профессий: повара различных категорий, официанты, бармены, слесарей различных видов работ, электрики. В структуре профессий специалистов и служащих в 2011 году ожидается спрос на врачей и медицинских работников среднего звена, на бухгалтеров, учителей.
При разработке программы следует выделить на регистрируемом рынке основные сегменты социально уязвимых категорий граждан:
1. родители, воспитывающие детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;
2. инвалиды;
3. граждане, освобожденные из мест лишения свободы;
4. граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
5. лица предпенсионного возраста;
6. ранее не работавшие, ищущие работу впервые.
Для трудоустройства данных категорий необходимо принимать политику активных мер. Активная политика на рынке труда - совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых с целью снижения уровня безработицы. Активные меры, в отличие от пассивных, состоящих в выдаче пособий по безработице, включает следующие мероприятия:
- предоставление каждому ищущему работу полной информации о вакантных местах по профессиям, отраслям и регионам страны и создание для этой цели повсеместно общедоступных банков данных;
- организация новых рабочих мест через систему общественных работ;
- специальное техническое оборудование на обычных предприятиях рабочих мест для инвалидов и выплата субсидий владельцам предприятий за прием инвалидов на работу и частично на их заработную плату;
- стимулирование расширения предпринимательской деятельности.
В системе рынка труда необходимо осуществлять мероприятия по повышению образовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим устойчивый спрос на рынке труда. Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при общих более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица и выше общий уровень трудовой активности населения.
На реализацию Программы могут оказать влияние внешние факторы:
- изменение законодательства о занятости, трудового законодательства;
- изменение объема бюджетных ассигнований из краевого бюджета на осуществление переданных центру занятости полномочий в области содействия занятости населения;
- изменение ситуации в сфере занятости населения в отдельных отраслях экономики города по не зависящим от них обстоятельствам, что может привести к массовому увольнению работников.
Для снижения вероятности неблагоприятного воздействия внешних факторов планируется:
- своевременно реагировать на все изменения социально-экономических условий города;
- осуществлять контроль за соблюдением сроков предоставления работодателями сведений о планируемых массовых увольнениях работников;
- стимулировать экономическую активность граждан.
Исходя из анализа и прогноза социально-экономического развития рынка труда города, к числу ключевых проблем на рынке труда и в сфере занятости населения на 2011 год можно отнести:
- недостаточный спрос на рабочую силу при ее дефиците на рынке труда по причине несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения;
- старение и сокращение кадрового состава высококвалифицированных рабочих, снижение мотивации молодежи к обучению рабочим профессиям;
- сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи, инвалидов, лиц предпенсионного возраста);
низкий уровень конкуренции предприятий отдельных видов деятельности;
- недостаточные темпы создания новых рабочий мест;
- значительная дифференциация уровня оплаты труда по различным видам деятельности;
- слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации работников;
- высокий процент безработных потерявших уровень квалификации в связи с длительным (более года) периодом незанятости;
- несоответствие объемов и профилей первичной профессиональной подготовки специалистов в образовательных учреждениях спросу на рабочую силу на рынке труда;
- высокий процент сезонной занятости населения.
Комплексный подход к решению проблем занятости и регулирования рынка труда с учетом специфики состояния и перспектив развития экономики города осуществляется, в том числе, через программу содействия занятости населения. Программа содействия занятости населения города Белокурихи на 2011 год обеспечивает преемственность ранее принятых программ занятости и включает основные направления работы органов службы занятости населения и ее социальных партнеров на рынке труда.
Кроме того, разработка и реализация программы содействия занятости населения, предусматривающая мероприятия по содействию занятости населения является одной из мер повышения уровня материальной обеспеченности населения.
2. Стратегическая цель и задачи Программы
Основной целью Программы является обеспечение эффективной занятости населения и снижение уровня безработицы до 2,1%.
В этой связи основными задачами по реализации Программы являются:
- информирование населения и работодателей по вопросам занятости населения;
- повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
- развитие системы рабочих мест;
- содействие трудоустройству ищущих работу и безработных граждан;
- создание безопасных и комфортных условий труда;
- обеспечение социального партнерства на рынке труда;
- реализация антикризисных мероприятий.
3. Мероприятия Программы
Рынок труда города Белокурихи в настоящий период характеризуется двумя прямо противоположными признаками: избытком рабочей силы и трудностью комплектования заявок работодателей, поэтому политику регулирования рынка труда предлагается проводить также по двум приоритетным направлениям деятельности.
С одной стороны - содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.
С другой - интегрирование в рынок труда граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью (инвалиды, граждане предпенсионного возраста, граждане, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва в работе, выпускники начального и среднего профессионального образования).
Решение первой проблемы планируется осуществлять за счет мероприятий, способствующих сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы. Однако обеспечение работодателей востребованной рабочей силой будет во многом зависеть от повышения качества рабочих мест, в том числе от предполагаемой оплаты труда, улучшения его условий и охраны труда.
Приоритетом политики занятости населения в 2011 году должно стать дальнейшее развитие профессиональной ориентации учащейся молодежи и безработных граждан, а также информирование населения о ситуации на рынке труда, организация ярмарок вакансий, организация профессиональной подготовки безработных граждан по профессиям, востребованным рынком труда.
Эффективность решения второй проблемы будет зависеть от развития специальных программ временной занятости населения, предусматривающих оказание материальной поддержки гражданам, участвующим в общественных работах и специальных программ временной занятости населения. При этом дальнейшее результативность работы по организации временной занятости населения будет зависеть от дальнейшего развития социального партнерства на рынке труда.
Не менее важными условиями решения проблемы занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы остаются: реализация программ социальной адаптации на рынке труда, оказание психологической поддержки, профессиональная ориентация, переобучение профессиям, пользующимся на рынке труда, содействие самостоятельной занятости.
С учетом поставленных задач сформированы конкретные программные мероприятия. Перечень мероприятий приведен в Приложении N 1 к Программе.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджетов: краевого, муниципального и внебюджетных источников (средств работодателей). Расходы краевого бюджета предусматриваются за счет средств федерального фонда компенсаций в соответствии со ст. 7.1 Закона Российской федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения.
Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы за счет всех источников финансирования отражен в Приложении N 2 к Программе.
5. Оценка эффективности реализации Программы
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, используется система целевых индикаторов (Приложение N 3).
Реализация Программы позволит создать условия функционирования рынка труда, учитывающие экономические и социальные интересы, как работника, так и работодателя; обеспечить развитие экономики за счет повышения качества и конкурентоспособности трудовых ресурсов, достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
В результате реализации Программы будет обеспечена занятость:
- в рамках реализации специальных программ содействия занятости на условиях временной занятости - 84 безработных и ищущих работу граждан, в том числе 69 человека на общественных работах;
- в свободное от учебы время - 115 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
после прохождения профессионального обучения профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда, - не менее 40 человек;
- посредством регистрации предпринимательской деятельности - 20 безработных граждан.
Реализация мероприятий Программы позволит снизить показатели безработицы. Согласно основному целевому показателю эффективности реализации Программы уровень регистрируемой безработицы к концу 2011 года составит 2,1% от численности трудоспособного населения, численность официально зарегистрированных безработных граждан не превысит 195 человек.
Достижение планируемых целевых показателей и результативности Программы будет осуществляться в 2011 году по следующим направлениям программных действий:
- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, в том числе развитие межтерриториального перераспределения рабочей силы, формирование и оперативное использование банков данных вакансий и ищущих работу граждан;
- организация мероприятий активной политики занятости населения (ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, общественные работы, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работе, безработных граждан от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, социальная адаптация на рынке труда, содействие самозанятости безработных граждан, профессиональное обучение и психологическая поддержка безработных граждан, профессиональная ориентация граждан;
- реализация дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда (содействие развитию предпринимательства и самозанятости безработных граждан, создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, стажировка выпускников учебных заведений);
Председатель комитета по экономике и труду - осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Председатель комитета |
О.В. Кривенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.