Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Порядку проведения мероприятий
по контролю (патрулированию) в лесах в границах
Московской области, утвержденному
приказом Комитета лесного
хозяйства Московской области
от 20.11.2017 N 27П-2029
Методические рекомендации
по действиям должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор, федеральный государственный пожарный надзор в лесах при выявлении нарушений лесного законодательства
Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор
Должностные лица Комитета, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор, федеральный государственный пожарный надзор в лесах, одновременно по должности являются государственными лесными инспекторами и осуществляют государственный надзор за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.
Государственным лесным инспекторам выдаются служебные удостоверения и форма установленного образца.
Государственные лесные инспекторы осуществляют Федеральный государственный лесной надзор на землях лесного фонда Московской области.
При осуществлении федерального государственного лесного надзора осуществляется федеральный государственный пожарный надзор в лесах.
Федеральный государственный надзор в лесах направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, а также физическими лицами требований лесного законодательства посредством организации и проведения проверок физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению или устранению последствий выявленных нарушений.
Задачей Федерального государственного надзора является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами лесного законодательства. Акты и (или) материалы, содержащие сведения о наличии состава правонарушения, составленные по результатам проверок органами Федерального государственного надзора, являются основанием для возбуждения административного производства и привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Формы документов (бланков), используемых при осуществлении федерального государственного лесного надзора, утверждаются приказом Комитета.
Последовательность действий при осуществлении федерального государственного лесного надзора
Федеральный государственный лесной надзор осуществляется в следующей последовательности:
1) организация и проведение проверки;
2) составление акта проверки;
3) выдача предписания и контроль за его исполнением;
4) организация и проведение мероприятий по контролю в лесах;
5) привлечение к административной ответственности;
6) направление материалов в заинтересованные органы государственной власти в соответствии с их компетенцией.
Порядок организации и проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Комитетом лесного хозяйства Московской области в рамках Федерального Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
1. Формирование плана плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Формирование плана плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводится ежегодно в соответствии с ч. 8 - 9 ст. 9, ст. 26(1) Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - План проверок).
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона РФ от 26.12.2008 N 294-ФЗ с 01.01.2016 31.12.2018 не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства.
Проект Плана проверок, подготовленный Комитетом с учетом предложений ГКУ МО "Мособллес" до 1 сентября, направляется на согласование в Прокуратуру Московской области на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) на бумажном и электронном носителе.
Прокуратурой Московской области 1 октября рассматривается проект Плана проверок, и, при наличии предложений об устранении выявленных замечаний, о проведении по возможности в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей совместных плановых проверок, в т.ч. о необходимости совмещения сроков проведения проверок различными надзорными органами в отношении одного юридического лица на одну дату, направляется в Комитет.
После рассмотрения предложений Прокуратуры Московской области, согласования с иными контролирующими органами сроков проведения проверок до 1 ноября План проверок утверждается приказом Комитета.
2. Основания проведения плановых проверок и уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Плановые проверки проводятся исключительно на основании приказа руководителя (заместителя руководителя) Комитета. Проведение проверки без приказа является грубым нарушением и влечет признание незаконным результатов проверки.
Типовая форма приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Плановые проверки проводятся в форме выездной проверки. Срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцати рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия в год.
В соответствии с утвержденным ежегодным Планом плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Комитетом издается приказ о проведении плановой выездной проверки юридического лица (далее - Приказ).
Данным Приказом назначаются лица, уполномоченные на проведение плановой проверки. В состав уполномоченных лиц на проведение проверки по территориальной принадлежности включаются:
- директор филиала ГКУ МО "Мособллес" либо заместитель директора, курирующий направление организации лесной охраны;
- начальник отдела организации лесной охраны филиала ГКУ МО "Мособллес", при отсутствии (отпуск, болезнь, т.д.) иной сотрудник отдела организации лесной охраны;
- старший участковый лесничий филиала ГКУ МО "Мособллес", на территории участкового лесничества которого расположен арендованный лесной участок, при его отсутствии - участковый лесничий;
- сотрудник близлежащего Межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения и по работе с территориями Комитета.
В установленном порядке юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляется надлежащим образом путем направления заверенной копии Приказа заказным письмом с уведомлением, не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения проверки либо иным доступным способом.
3. Проведение проверочных мероприятий.
На основании Приказа Комитета, направленного по МСЭД уполномоченным на проведение проверки лицам, в установленные сроки проводятся проверочные мероприятия в отношении юридического лица на предмет соблюдения требований лесного законодательства:
- уполномоченные на проведение проверки лица в день выезда на место осуществления деятельности юридического лица (лесного участка, указанного в Приказе) отмечаются в журнале командировок филиала ГКУ МО "Мособллес";
- в целях проведения проверочных мероприятий выделяется служебный автотранспорт, на котором уполномоченные лица добираются до места осуществления деятельности юридического лица;
- уполномоченные лица по прибытии на место осуществления деятельности юридического лица (участковое лесничество, квартал, выдел) предъявляют представителю юридического лица служебное удостоверение, копию Приказа о проведении проверки, а также запрашивают у представителя юридического лица документ, удостоверяющий личность (если представитель - генеральный директор), либо доверенность на представление интересов юридического лица при проведении проверки и документ, удостоверяющий личность (если представитель по доверенности);
- уполномоченные лица совместно с представителем юридического лица проводят натурный осмотр лесного участка с одновременной фото- и/или видеофиксацией всей арендованной территории (при площади осматриваемой территории более 2 га возможно использовать квадрокоптер), проводят все необходимы замеры, обследования, осмотр имеющихся объектов, сопоставление данных использования юридическим лицом лесного участка в соответствии с проектом освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы, а также проведение мероприятий согласно поданной лесной декларации;
- уполномоченными на проведение проверки лицами после натурного осмотра территории составляется акт осмотра территории с приложением фото- и/или видеоматериалов;
- в рамках проведения проверки уполномоченными лицами при необходимости запрашиваются у представителя юридического лица устав, Положение, учредительный договор организации (предприятия), приказ о назначении директора (руководителя), информация о наличии средств пожаротушения на лесном участке, приказы по предприятию, связанные с противопожарной тематикой, журнал учета проверок;
- уполномоченными лицами после проведения натурного осмотра и по его результатам проводится детальная документарная проверка всех материалов, подготовленных в рамках проверки юридического лица.
4. Оформление результатов проверки.
По результатам проверки уполномоченными лицами составляется акт проверки.
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящегося в материалах дела.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица, проводящие проверку, выдают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока его исполнения.
5. Размещение информации о результатах проверки.
Информация о результатах проверки заносится в АВЕРС. Формируются материалы дела плановой проверки, которые направляются в Комитет для занесения информации в ФГИС ЕРП.
Впоследствии осуществляется контроль за выполнением выданных предписаний, за оплатой административных штрафов, за своевременной подготовкой и передачей материалов в отделы судебных приставов-исполнителей и мировым судьям и т.д. (при необходимости).
Информация о результатах проведения плановых проверок размещается на официальном сайте Комитета.
Должностные лица ГКУ МО "Мособллес" уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.1 (в части лесных участков в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.9, статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования лесным участком или самовольной мены лесного участка в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 7.11 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 8.7 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьей 8.8 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.25 - 8.32, статьей 8.45.1 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Отсутствие указанных данных является существенным недостатком протокола.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением.
В соответствии с требованиями КоАП в протоколе указываются:
- дата и место его составления;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
- сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
- фамилии, имена, отчества, адреса мест жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
- место, время совершения и событие административного правонарушения;
- статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
- объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
- иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются статья 51 Конституции Российской Федерации, а также их права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.
Протокол подписывается государственным лесным инспектором, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В случае отказа физического лица или законного представителя юридического лица от подписания протокола либо их неявки для его составления государственным лесным инспектором делается соответствующая запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему копии протокола вручаются под расписку либо направляются в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с требованиями главы 2 КоАП при обнаружении признаков состава административного правонарушения со стороны должностного лица юридического лица к административной ответственности, помимо виновного должностного лица, привлекается и виновное юридическое лицо.
Протокол об административном правонарушении совместно с материалами, полученными при проведении проверки, формируется в административное дело, которое в течение трех суток с момента составления протокола передается должностному лицу Комитета либо в суд для рассмотрения в соответствии с их компетенцией.
В случае выявления признаков преступления материалы, указывающие на его наличие, передаются в правоохранительные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
В соответствии с требованиями главы 29 КоАП при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должностное лицо выясняет следующие вопросы:
- относится ли рассмотрение данного дела к его компетенции;
- имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела;
- правильно ли составлены протокол и иные материалы дела;
- имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
- достаточно ли имеющихся материалов для рассмотрения дела по существу;
- имеются ли ходатайства и отводы.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должностное лицо выносит определения и постановления:
- о назначении времени и места рассмотрения дела;
- о вызове лиц, участвующих в деле, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;
- об отложении рассмотрения дела;
- о возвращении протокола и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;
- о передаче протокола и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.
Рассмотрение дела об административном правонарушении
Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица в пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола и других материалов дела. При длящемся административном правонарушении срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
- о назначении административного наказания;
- о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление о назначении административного наказания выносится в случае признания лица виновным в совершении правонарушений, указанных в настоящем приложении.
В соответствии с КоАП постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случаях:
- отсутствия события административного правонарушения;
- отсутствия состава административного правонарушения, в том числе недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) шестнадцатилетнего возраста или невменяемости физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
- действия лица в состоянии крайней необходимости;
- издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
- отмены закона, установившего административную ответственность;
- истечения сроков давности привлечения к административной ответственности;
- наличия по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
- смерти физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
- должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, вынесшего постановление;
- дата и место рассмотрения дела;
- сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
- обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
- статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
- мотивированное решение по делу;
- срок и порядок обжалования постановления;
- информация о получателе штрафа, необходимая для заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.
Постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом и заверяется оттиском печати Комитета.
Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Должностное лицо, вынесшее постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.5, 25.11 КоАП РФ, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.
Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Порядок рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях
Порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях установлен главой 30 КоАП.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого было рассмотрено дело об административном правонарушении, его законным представителем или защитником, а также лицом, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Постановления по делам об административных правонарушениях обжалуются в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, либо в суд по месту рассмотрения дела.
Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях вправе рассматривать главный государственный лесной инспектор.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается должностным лицом единолично.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска установленного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, срок может быть восстановлен должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:
- объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;
- устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;
- проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
- выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;
- разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;
- разрешаются заявленные отводы и ходатайства;
- оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;
- проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия, предусмотренные КоАП.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
- отсутствие события административного правонарушения;
- отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста 16 лет или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
- действия лица в состоянии крайней необходимости;
- издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
- отмена закона, установившего административную ответственность;
- истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
- наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания, ранее вынесенного постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
- смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
- недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать следующие сведения:
- должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, рассмотревшего жалобу на постановление;
- дата и место рассмотрения жалобы на постановление;
- сведения о лице, в отношении которого рассмотрена жалоба на постановление;
- обстоятельства, установленные при рассмотрении жалобы на постановление;
- статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания отмены вынесенного постановления о назначении административного наказания;
- мотивированное решение по жалобе на постановление;
- срок и порядок обжалования решения по жалобе на постановление.
Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Контроль исполнения постановлений по делу об административном правонарушении
Порядок исполнения постановлений по делу об административном правонарушении определен главами 31 и 32 КоАП.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
- после истечения десятидневного срока, установленного для обжалования постановления, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
- после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
- немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.
Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного наказания в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве.
В случае выявления факта неуплаты административного штрафа в течение тридцати дней с момента вступления в силу постановления о назначении административного наказания лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, составляет протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 КоАП в порядке, указанном в пунктах 44, 46 - 48 временного Положения, и передает его для рассмотрения в суд.
Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.
Контроль за устранением нарушений лесного законодательства
В течение пятнадцати дней с момента истечения срока устранения нарушения лесного законодательства, установленного предписанием об устранении нарушения земельного законодательства, проводится проверка устранения ранее выявленного нарушения.
В случае невозможности устранения нарушения в установленный срок нарушитель заблаговременно направляет должностному лицу, выдавшему предписание об устранении нарушения лесного законодательства, ходатайство с просьбой о продлении срока устранения нарушения лесного законодательства. К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие принятие нарушителем исчерпывающих мер для устранения нарушения в установленный срок.
Лицо, выдавшее предписание об устранении нарушения лесного законодательства, рассматривает поступившее ходатайство и выносит решение о продлении срока устранения нарушения лесного законодательства или об отклонении ходатайства и оставлении срока устранения нарушения лесного законодательства без изменения.
При устранении допущенного нарушения государственным лесным инспектором составляется акт проверки соблюдения лесного законодательства с приложением документов, подтверждающих устранение нарушения лесного законодательства.
В случае неустранения нарушения лесного законодательства государственным лесным инспектором одновременно с актом составляется протокол об административном правонарушении за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.5 КоАП.
Протокол об административном правонарушении в составе административного дела направляется на рассмотрение в суд (мировой суд) в течение трех суток с момента составления.
Методические рекомендации
по деятельности должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор, при обнаружении лиц, осуществляющих незаконную рубку лесных насаждений (ст. 260 УК РФ), уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УКРФ)
Общие сведения
Статья 260 УК РФ.
Незаконной является рубка насаждений с нарушением требований законодательства, например, рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.
Привлечение лиц к уголовной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений, уничтожение или повреждение лесных насаждений возможно в случаях, если в их действиях содержатся признаки состава преступления, предусмотренного статьями 260 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации. Для должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор, необходимо уметь разграничивать административное правонарушение и преступление.
Предметом преступлений, предусмотренных УК РФ, являются лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах. При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.
Не относятся к предмету указанных преступлений, ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.
Под рубкой лесных насаждений применительно к статье 260 УК РФ следует понимать их спиливание, срубание или срезание, то есть отделение различным способом ствола дерева, стебля кустарника и лианы от корня.
К повреждениям до степени прекращения роста лесных насаждений относятся такие повреждения, которые необратимо нарушают способность насаждений к продолжению роста (например, слом ствола дерева, ошмыг кроны, обдир коры).
Критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статья 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, за которую ответственность предусмотрена статьей 8.28 КоАП РФ, является степень повреждения лесных насаждений и значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей.
Критерием отграничения преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ, от административного правонарушения (статья 8.28 КоАП РФ) является степень повреждения лесных насаждений. Если повреждение указанных насаждений не привело к прекращению их роста, содеянное влечет административную ответственность по статье 8.28 КоАП РФ.
Статья 261 УК РФ.
Преступление выражается в уничтожении или повреждении лесных и иных насаждений. Преступление может быть совершено путем как действия (например, сброс вредных веществ), так и бездействия (например, несоблюдение правил пожарной безопасности).
Уничтожение означает полное сгорание леса или указанных насаждений либо полное превращение их в сухостой из-за воздействия загрязняющих и отравляющих веществ, отходов, выбросов и сбросов. Повреждение - это частичное сгорание древесно-кустарниковой растительности, являющейся предметом рассматриваемого преступления, деградация ее на определенных участках леса до степени прекращения роста, заражение болезнями, вызывающими опадание листвы и повреждение древесины, существенная утрата ее качества в связи с размножением вредителей в загрязненном лесу и т.д.
Неосторожное обращение с огнем может выражаться в нарушении как общих мер предосторожности (непогашенный костер, выброшенный окурок), так и специальных правил противопожарной безопасности (например, при проведении утилизации порубочных остатков). Источниками повышенной опасности могут признаваться транспортные средства, электрооборудование, легковоспламеняющиеся, взрывчатые вещества и т.д.
Исходя из способа совершения преступления, выделяется квалифицированный состав рассматриваемого преступления: поджог; иной общественно опасный способ; загрязнение; иное негативное воздействие (ч. 2 ст. 261).
Общеопасным способом, помимо поджога, является применение взрывчатых веществ, ядов, дефолиантов, бактериологических средств и т.д., которое может привести к уничтожению или повреждению лесных и иных насаждений.
Иное негативное воздействие на лесные и иные насаждения может произойти в результате применения вредных веществ, отходов, выбросов, отбросов. Вредными признаются любые химические, бактериологические, микробиологические вещества, биологические агенты и токсины и пр., способные уничтожить или повредить лесные и иные насаждения. Отходы - остатки производственной деятельности человека; выбросы - выпуск (сброс) в атмосферу загрязняющих веществ и отходов производства.
Первоначальные действия должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор при обнаружении признаков преступления предусмотренных статьями 260, 261 УК РФ
При получении информации о незаконной рубке лесных насаждений или выявлении фактов незаконной рубки, уничтожении или повреждении лесных и иных насаждений необходимо прежде всего определить наличие деяния и признаков в нем состава преступления, предусмотренного ст. 260, 261 УК РФ.
Если о преступлении стало известно в момент совершения или сразу после совершения, нужно незамедлительно организовать мероприятия, направленные на задержание нарушителей с орудиями преступления, что впоследствии исключит необходимость процесса раскрытия преступления и значительно облегчит процесс установления виновных лиц.
Возможны следующие действия, носящие типовой характер:
1. При многочисленности и вероятной вооруженности группы предполагаемых к задержанию лиц для задержания необходимо запросить дополнительные силы и средства, вызвать сотрудников полиции, а до их прибытия осуществлять скрытое наблюдение.
2. В зависимости от состава оперативной группы и ее оснащенности приближаться к нарушителям необходимо одновременно с разных сторон.
3. По возможности держать в поле зрения ближайших лиц, участвующих в задержании.
4. В случае возникновения возможности осуществления нападения на кого-либо из членов оперативной группы немедленно оповестить его по мобильной связи либо иным доступным способом или посредством заранее оговоренных сигналов и принять необходимые меры к предотвращению нападения.
5. В момент непосредственно задержания действовать нужно решительно и быстро, но в то же время спокойно и четко, поскольку, почувствовав неуверенность и сумбурность действий сотрудников, задерживаемые могут предпринять попытку оказания сопротивления и скрыться.
Задержанные нарушители с орудиями преступления доставляются в ближайший отдел полиции.
В случае обнаружения места незаконной рубки, уничтожения или повреждения лесных насаждений в отсутствие нарушителей должностное лицо, осуществляющее федеральный лесной надзор, проводит необходимые замеры, оформляет документацию (акт осмотра, фото, расчет ущерба установленной формы) и сообщает о преступлении в территориальный орган полиции.
До прибытия лиц, уполномоченных производить процессуальные действия в рамках компетенции, осматривает место происшествия и проводит другие действия, направленные на сохранение доказательств.
Действия должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах при обнаружении нарушений лесного законодательства
1. Действия сотрудников лесной охраны при обнаружении нарушения лесного законодательства.
1.1. При наличии нарушителей на лесном участке (участке земель лесного фонда) необходимо:
- осуществить осмотр лесного участка;
- установить личности нарушителей;
- провести фотосъемку (возможно видеосъемку, аудиозапись);
- опросить свидетелей или записать их контактные данные, если имеется такая возможность;
- зафиксировать все обстоятельства, необходимые для привлечения нарушителей к ответственности;
- провести необходимые замеры для расчета размера вреда, причиненного лесам;
- провести дополнительный сбор информации во всех заинтересованных органах власти, местного самоуправления, госучреждениях, других организациях;
- составить протокол об административном правонарушении (при необходимости получить дополнительные сведения, вынести определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении расследования);
- оформить материалы административного производства и в течение трех дней с момента составления административного протокола предоставить их в Комитет.
В отдельных случаях, таких как незаконная рубка леса или незаконная разработка полезных ископаемых, как правило, лесному фонду наносится ущерб в значительном размере. За подобные нарушения предусмотрена уголовная ответственность. При обнаружении такого рода нарушения следует вызвать сотрудников полиции.
1.2. При отсутствии нарушителей на месте нарушения необходимо:
- осуществить осмотр лесного участка;
- провести фотосъемку (возможно видеосъемку);
- провести опрос свидетелей или записать их контактные данные (при их наличии);
- зафиксировать все обстоятельства, необходимые для возбуждения административного расследования;
- провести необходимые замеры для расчета размера вреда, причиненного лесам;
- провести дополнительный сбор информации во всех заинтересованных органах власти, местного самоуправления, госучреждениях, других организациях;
- оформить материалы административного производства (при необходимости) и в течение трех дней с момента составления административного протокола предоставить их в Комитет лесного хозяйства Московской области;
- если имеется необходимость, оформить материалы и в течение трех дней направить в правоохранительные органы с просьбой выявить и привлечь виновных лиц к предусмотренной законом ответственности с отслеживанием движения дел;
- в случае необходимости предоставить сотрудникам правоохранительных органов дополнительные сведения и оказать содействие.
В соответствии со ст. 144 УПК РФ о порядке рассмотрения сообщения о преступлении в течение 30 дней из полиции поступает ответ о возбуждении или отказе от возбуждения уголовного дела. При получении отрицательного ответа возможно обжалование решения путем направления жалобы в прокуратуру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.