Постановление Правительства Алтайского края от 2 марта 2020 г. N 90
"Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае"
В соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от 23.09.2013 N 502 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Алтайского края" Правительство Алтайского края постановляет:
1. Утвердить государственную программу Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" (приложение).
2. Считать утратившими силу:
постановления Администрации Алтайского края:
от 25.12.2013 N 694 "Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства Алтайского края на период до 2025 года";
от 24.01.2014 N 20 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае";
от 19.06.2014 N 282 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 24.01.2014 N 20 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2014-2020 годы";
от 31.12.2014 N 605 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 24.01.2014 N 20 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2014-2020 годы";
от 30.05.2015 N 203 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 24.01.2014 N 20 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2014-2020 годы";
от 12.11.2015 N 460 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 24.01.2014 N 20 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2014-2020 годы";
от 06.04.2016 N 110 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 24.01.2014 N 20 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2014-2020 годы";
от 14.10.2016 N 355 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 24.01.2014 N 20 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2014-2020 годы";
постановления Правительства Алтайского края:
от 11.01.2017 N 1 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 24.01.2014 N 20 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2014-2020 годы";
от 25.08.2017 N 321 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 24.01.2014 N 20 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2014-2020 годы";
от 03.11.2017 N 392 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 24.01.2014 N 20 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2014-2020 годы";
от 29.12.2017 N 498 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 24.01.2014 N 20 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2014-2020 годы";
от 24.05.2018 N 178 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 24.01.2014 N 20 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2014-2020 годы";
от 06.02.2019 N 28 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 24.01.2014 N 20 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" на 2014-2020 годы";
от 27.05.2019 N 187 "О внесении изменений в постановление Администрации края от 24.01.2014 N 20 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае".
3. Настоящее постановление вступает в силу с даты официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2020.
Губернатор Алтайского края, |
В.П. Томенко |
Приложение
Утверждена
постановлением Правительства
Алтайского края
от 02.03. 2020 N 90
Государственная программа
Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае"
Паспорт
государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае"
Ответственный исполнитель программы |
управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры |
Участники программы |
Министерство экономического развития Алтайского края; управление имущественных отношений Алтайского края; краевое автономное учреждение "Алтайский центр кластерного развития; некоммерческая организация "Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства"; некоммерческая организация микрокредитная компания "Алтайский фонд микрозаймов"; органы местного самоуправления (по согласованию) |
Подпрограммы программы |
1) "Развитие предпринимательских инициатив в Алтайском крае"; 2) "Губернаторская программа подготовки профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края" |
Региональные проекты, реализуемые в рамках государственной программы |
"Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности"; "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию"; "Популяризация предпринимательства"; "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства"; "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" |
Цель программы |
содействие развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе повышению инновационности, как одному из ведущих элементов, обеспечивающих рост экономики Алтайского края, улучшение её отраслевой структуры, стабильно высокий уровень занятости, повышение качества жизни населения, повышение образовательного уровня и правовой культуры предпринимателей |
Задачи программы |
создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - СМСП) на территории Алтайского края; повышение образовательного уровня и правовой культуры предпринимателей |
Индикаторы и показатели программы |
численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей (нарастающим итогом); количество руководителей и специалистов СМСП, прошедших обучение в рамках подпрограммы "Губернаторская программа подготовки профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края" |
Сроки и этапы реализации программы |
2020-2024 годы без деления на этапы |
Объемы финансирования программы |
общий объем финансирования государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" (далее - "государственная программа",) в 2020-2024 годах за счет всех источников финансирования составит 1857580,3 тыс. рублей, в том числе: в 2020 году - 479945,8 тыс. рублей; в 2021 году - 152761,8 тыс. рублей; в 2022 году - 728420,2 тыс. рублей; в 2023 году - 316479,2 тыс. рублей; в 2024 году - 179973,3 тыс. рублей. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые результаты реализации программы |
к концу 2024 года: численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, составит 331 тыс. человек; количество руководителей и специалистов СМСП, прошедших обучение в рамках подпрограммы "Губернаторская программа подготовки профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края", составит 1250 человек. |
I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В настоящей программе используются следующие сокращения:
СМСП - субъекты малого и среднего предпринимательства;
МЭРАК - Министерство экономического развития Алтайского края;
УРП - управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры;
УИОАК - управление имущественных отношений Алтайского края;
ДАКВСП - департамент Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по внешним связям и протоколу;
ОМС - органы местного самоуправления;
АФМСП - некоммерческая организация "Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства";
АФМ - некоммерческая организация микрокредитная компания "Алтайский фонд микрозаймов";
АЦКР - краевое автономное учреждение "Алтайский центр кластерного развития";
АО "Корпорация "МСП" - акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства";
КБ - краевой бюджет;
ФБ - федеральный бюджет.
В соответствии с данными единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.01.2019 на территории Алтайского края зарегистрировано 79,1 тыс. СМСП. Из них индивидуальные предприниматели - 44,9 тыс. человек (56,8%) и микропредприятия - 31.2 тыс. единиц (39,4%). Количество малых и средних предприятий составляет 2,8 тыс. единиц (3,5%) и 0,25 тыс. единиц (0,3%) соответственно.
Деятельность СМСП оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие региона. По итогам 2018 года к СМСП относились 77.2% хозяйствующих субъектов, занятых в сельском и лесном хозяйствах; 83.0% - в обрабатывающих производствах; 79,5% - в строительстве; 83,2% организаций гостиничного бизнеса и предприятий общественного питания; 83.1% компаний, осуществляющих деятельность в области транспортировки и хранения; 83,0% предприятий сферы торговли и ремонта авто- и мототранспортных средств.
Субъектами малого и среднего бизнеса сформировано 45,0%, или 583,3 млрд. рублей оборота предприятий, 14,1%, или 15,5 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, 21,8%, или 13,3 млрд. рублей налоговых поступлений в консолидированный бюджет.
Региональная сфера малого и среднего предпринимательства имеет ряд особенностей, большинство из которых являются общероссийскими тенденциями:
неравномерное размещение СМСП на территории Алтайского края в современной пространственной структуре экономики региона: отмечается высокая степень концентрации деловой активности в крупных городах и городских агломерациях. По данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, на начало 2019 года в городских округах было сосредоточено 75,0% всех СМСП, в муниципальных районах - 25,0%. В тройку городов-лидеров по количеству зарегистрированных СМСП входят Барнаул, Бийск и Рубцовск. Лидерами среди муниципальных районов являются Первомайский, Каменский и Павловский районы. На последних позициях - ЗАТО Сибирский и Суетский район. Отраслевая структура регионального сектора малого и среднего предпринимательства характеризуется высокой долей присутствия оптовой и розничной торговли. По сравнению с 2015 годом удельный вес малых и средних предприятий в структуре юридических лиц, работающих в сфере обрабатывающих производств, значительно увеличился - с 68,9% до 83,0%;
при отмечаемом на протяжении последних лет сокращении численности занятых в малом и среднем бизнесе наблюдается относительная стабильность качественных показателей деятельности предприятий - оборота, налоговых отчислений, отгрузки товаров собственного производства, работ, услуг. Темп роста оборота данных компаний по итогам 2018 года составил 105,5%, в том числе микропредприятий - 141,7%, объема отгруженных товаров в обрабатывающих производствах - 116,8%, налоговых поступлений со специальными режимами в консолидированный краевой бюджет - 111,0%.
Уровень развития СМСП в Алтайском крае в сравнении с регионами Сибирского федерального округа и Российской Федерацией характеризуется следующими показателями: по количеству СМСП Алтайский край занимает 4 место среди регионов Сибирского федерального округа, по инвестициям малых и микропредприятий - 3 место, по обороту малых и микропредприятий - 4 место.
Существует ряд факторов, сдерживающих интенсивное развитие региональной сферы малого и среднего предпринимательства, в их числе:
низкие темпы модернизации действующих производств и внедрения новых, в том числе инновационных технологий. Необходимость привлечения заемных источников финансирования в силу отсутствия собственных средств создает сложности в приобретении СМСП производственного оборудования, прежде всего сложного высокотехнологического оборудования и приборов;
сложность в привлечении финансовых (инвестиционных) ресурсов для ведения предпринимательской деятельности как на этапе организации бизнеса, так и на этапе его устойчивого функционирования. Несмотря на увеличение свободных и готовых к вложениям в реальный сектор экономики кредитных средств, высокая стоимость банковских кредитов и требований по их обеспеченности препятствует широкому доступу к ним СМСП. Особенно актуальна эта проблема для инновационного бизнеса, что существенно снижает восприимчивость малого бизнеса к модернизационным процессам;
недостаточная конкурентоспособность продукции малых предприятий со стороны импортных товаров и продукции крупных отечественных предприятий и, как следствие, слабое продвижение ее на внутренний, межрегиональный и международный рынки. Отсутствие средств для осуществления маркетинговых мероприятий, программ поиска торговых, кооперационных и инвестиционных партнеров приводит к низкой информированности СМСП о состоянии товарных рынков, конкурентной ситуации, потребительских предпочтениях;
ограниченная доступность производственных и офисных помещений, обусловленная высокой стоимостью строительства (приобретения) объектов, краткосрочностью арендных отношений и высокими ставками коммерческой арендной платы, недостаточностью площадей государственной и муниципальной собственности, предназначенной для сдачи в аренду СМСП;
слабое развитие интеграционных отношений СМСП с крупным бизнесом;
недостаточные навыки эффективного ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний у руководителей малых и средних предприятий.
Учитывая то, что указанные факторы в значительной мере взаимосвязаны, в Алтайском крае используется комплексный подход к их нивелированию как на региональном и муниципальном уровнях, так и в рамках межведомственного сотрудничества.
Настоящая программа является продолжением комплекса мероприятий, осуществленных в 2014-2019 годах в рамках государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае", утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 24.01.2014 N 20.
В 2019 году в Алтайском крае началась реализация региональных и федеральных проектов, направленных на стимулирование предпринимательской активности и разработанных в целях решения на территории региона задач, обозначенных в национальном проекте "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Они ориентированы на дальнейшее совершенствование условий, обеспечивающих устойчивый рост сферы малого и среднего бизнеса, раскрытие её потенциала.
Настоящая государственная программа - один из инструментов реализации государственной политики с учетом местных экономических особенностей и созданной ранее ресурсной базы.
II. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы, цели и задачи, индикаторы и описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов ее реализации
2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты региональной политики в сфере реализации настоящей государственной программы определяются приоритетами долгосрочного экономического развития, обозначенными в стратегических документах Российской Федерации, Сибирского федерального округа, Алтайского края.
В соответствии со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 1083-р, целью государственной политики в данной сфере является развитие малого и среднего бизнеса как одного из факторов инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а также социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости.
Основные векторы государственной политики в сфере развития малого и среднего предпринимательства определены в рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", паспорт которого утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16), ориентированного на увеличение численности занятых в сфере малого и среднего бизнеса; повышение доли экспортеров, являющихся СМСП, в общем объеме несырьевого экспорта.
Вместе с тем стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 N 1120-р, определяет основной задачей изменение структуры СМСП, организацию доведения начинающего малого бизнеса до устойчивого уровня, налаживание кооперационных связей малого и среднего предпринимательства и крупного бизнеса, развитие межрегионального и международного сотрудничества СМСП.
Основными задачами применения информационных технологий в сфере взаимодействия государства и бизнеса, формирования новой технологической основы в экономике в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203, являются своевременное распространение достоверных сведений о различных аспектах социально-экономического развития, а также создание условий для развития электронного взаимодействия участников экономической деятельности.
Приоритеты региональной политики в сфере реализации настоящей государственной программы направлены на сохранение сбалансированности отраслевой структуры экономики Алтайского края и повышение её инновационности, а также на обеспечение стабильно высокого уровня занятости и роста качества жизни населения Алтайского края, совершенствование профессиональных компетенций СМСП в целях обеспечения роста конкурентоспособности алтайского бизнеса, участие в значимых для социально-экономического развития края проектах.
2.2. Цель и задачи государственной программы
Исходя из существующих факторов, сдерживающих интенсивное развитие региональной сферы малого и среднего бизнеса, а также приоритетов государственной и региональной политики, целью настоящей государственной программы является содействие развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе повышению инновационности, как одному из ведущих элементов, обеспечивающих рост экономики Алтайского края, улучшение её отраслевой структуры, стабильно высокий уровень занятости, повышение качества жизни населения, повышение образовательного уровня и правовой культуры предпринимателей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития СМСП на территории Алтайского края;
повышение образовательного уровня и правовой культуры предпринимателей.
2.3. Индикаторы и описание основных ожидаемых конечных результатов реализации государственной программы
В основе системы показателей государственной программы (подпрограмм государственной программы) лежат индикаторы, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2019 N 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", а также федеральными и региональными проектами национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", разработанного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
В результате реализации государственной программы к концу 2024 года ожидается:
рост численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 331 тыс. человек;
увеличение количества руководителей и специалистов СМСП, прошедших обучение в рамках подпрограммы "Губернаторская программа подготовки профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края", до 1250 человек.
Достижение конечных результатов требует комплексного, системного подхода и должно явиться итогом согласованных действий ответственного исполнителя государственной программы, других органов исполнительной власти края, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов.
Индикаторы государственной программы и их значения по годам представлены в приложении 1.
2.4. Сроки и этапы реализации государственной программы
Срок реализации государственной программы рассчитан на период 2020-2024 годы (без разделения на этапы).
III. Обобщенная характеристика мероприятий государственной программы
Приоритеты региональной политики в сфере предпринимательства выстроены в рамках настоящей государственной программы в систему целевых ориентиров (цели, задачи, ожидаемые результаты), достижение которых будет обеспечено реализацией мероприятий, представленных в приложении 2.
Достижение цели подпрограммы "Развитие предпринимательских инициатив в Алтайском крае" будет осуществляться в рамках реализации мероприятий, направленных на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности; расширение доступа СМСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию; акселерацию СМСП; популяризацию предпринимательства; внедрению системных мер, направленных на расширение международной кооперации и экспорта СМСП.
Для достижения цели подпрограммы "Губернаторская программа подготовки профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края" будут реализованы мероприятия, способствующие повышению образовательного уровня и правовой культуры предпринимателей, а также совершенствованию управления экономической деятельностью, росту конкурентоспособности и эффективности работы СМСП с целью улучшения количественных и качественных параметров работы предприятий (организаций) Алтайского края.
IV. Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы
Реализация государственной программы будет осуществляться за счет средств федерального и краевого бюджетов. Выполнение программных мероприятий за счет средств, ежегодно предусматриваемых в региональном бюджете, позволит Алтайскому краю участвовать в федеральных конкурсах, проводимых Минэкономразвития России, на право софинансирования мероприятий государственной поддержки предпринимательства из бюджета Российской Федерации.
Общий объем средств, направляемых на реализацию мероприятий программы, составит 1857580,3 тыс. рублей, в том числе:
в 2020 году - 479945,8 тыс. рублей;
в 2021 году - 152761,8 тыс. рублей;
в 2022 году - 728420,2 тыс. рублей;
в 2023 году - 316479,2 тыс. рублей;
в 2024 году - 179973,3 тыс. рублей.
Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы, распределяется согласно приложению 3 к государственной программе.
V. Механизм реализации государственной программы
Ответственным исполнителем государственной программы является УРП. УРП осуществляет реализацию государственной программы, включая координацию деятельности участников программных мероприятий и контроль за достижением запланированных показателей (индикаторов).
Участники государственной программы в рамках своей компетенции обеспечивают:
разработку нормативных правовых актов Правительства Алтайского края, регламентирующих порядок предоставления СМСП государственной поддержки;
выполнение намеченных мероприятий;
осуществление закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
осуществление закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
подготовку предложений по корректировке государственной программы;
формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий государственной программы;
представление отчетов о ходе реализации программных мероприятий.
Софинансирование расходов по поддержке мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства осуществляется на основании соглашений, заключенных между УРП и ОМС, принявшими нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие расходные обязательства.
Распределение средств, направляемых бюджетам муниципальных районов (городских округов), утверждается распоряжением Правительства Алтайского края. Указанные средства носят целевой характер и подлежат расходованию в соответствии с заключенными соглашениями.
УРП в порядке межбюджетных отношений и в соответствии с соглашениями перечисляет субсидии бюджетам муниципальных районов (городских округов).
Отчет об использовании субсидий предоставляется ОМС в УРП в соответствии с соглашениями.
Участники мероприятий государственной программы представляют информацию о ходе ее реализации в УРП ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом. УРП ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в установленном порядке направляет сводный отчет о ходе выполнения государственной программы в МЭРАК.
VI. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы
Реализация государственной программы подвержена влиянию следующих рисков:
1) замедление социально-экономического развития Российской Федерации и Алтайского края, связанное с ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры, снижением инвестиционной активности, ускорением инфляционных процессов. Риск обусловлен значительной зависимостью макроэкономических показателей развития региона от внешних факторов.
Данный риск может быть частично минимизирован посредством выполнения мероприятий по мониторингу и корректировке государственной программы, а также принятия оперативных мер, упреждающих возникновение ситуаций, ставящих под угрозу достижение целей настоящей государственной программы;
2) изменение федерального законодательства и необходимость формирования в связи с этим дополнительной нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективную реализацию государственной программы. Это может привести к увеличению сроков или изменению условий реализации мероприятий государственной программы.
Для минимизации воздействия данной группы рисков планируется:
проводить мониторинг ожидаемых изменений в федеральном законодательстве;
на этапе разработки проектов документов привлекать к их обсуждению основные заинтересованные стороны, которые впоследствии должны принять участие в их согласовании;
3) отсутствие финансирования или финансирование в недостаточном объеме в результате снижения доходной части бюджетов всех уровней, в том числе вследствие неудовлетворительного финансового положения хозяйствующих субъектов, что не позволит обеспечить реализацию ряда запланированных мероприятий государственной программы.
Риск является существенным и может быть частично минимизирован посредством определения приоритетов для первоочередного финансирования, а также уточнения объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий государственной программы, в зависимости от достигнутых результатов;
4) инертность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, формальный подход к внедрению управленческих инноваций могут снизить эффект от реализации государственной программы.
Основными условиями минимизации данных рисков являются: формирование эффективной системы управления реализацией государственной программы, проведение систематического аудита результативности реализации государственной программы; своевременная корректировка мероприятий государственной программы.
Приложение 1
к государственной программе Алтайского края
"Развитие малого и среднего предпринимательства
в Алтайском крае"
Сведения
об индикаторах государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" и их значениях
N п/п |
Наименование индикатора |
Единица измерения |
Значение по годам |
||||||
2018 г. (факт) |
2019 г. (оценка) |
годы реализации государственной программы |
|||||||
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Государственная программа Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае" | |||||||||
1 |
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей (нарастающим итогом) |
тыс. человек |
268,7 |
272,0 |
284,0 |
297,0 |
310,0 |
321,0 |
331,0 |
2 |
Количество руководителей и специалистов СМСП, прошедших обучение в рамках подпрограммы "Губернаторская программа подготовки профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края" |
человек |
100 |
200 |
250 |
250 |
250 |
250 |
250 |
Подпрограмма 1. "Развитие предпринимательских инициатив в Алтайском крае" | |||||||||
3 |
Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус, с учетом введения налогового режима для самозанятых граждан (нарастающим итогом) |
тыс. человек |
- |
- |
- |
9,9 |
20,1 |
27,7 |
35,0 |
4 |
Количество выдаваемых (действующих) региональной микрофинансовой организацией СМСП микрозаймов (нарастающим итогом) |
единиц |
420 |
393 |
475 |
491 |
558 |
607 |
615 |
5 |
Объем предоставленных из федерального бюджета органам государственной власти Алтайского края субсидий на исполнение расходных обязательств, предусматривающих создание и (или) развитие государственных МФО, а также субсидий государственным МФО на субсидирование ставки вознаграждения по микрозаймам СМСП |
млн. рублей |
16,2554 |
100,0 |
- |
11,1838 |
91,0358 |
83,8782 |
13,2537 |
6 |
Объем финансовой поддержки, оказанной СМСП, при гарантийной поддержке региональных гарантийных организаций |
млн. рублей |
759,5 |
1089,3 |
1125,0 |
1143,4 |
1178,6 |
1210,9 |
1152,6 |
7 |
Количество СМСП и самозанятых граждан, получивших поддержку в рамках федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" (нарастающим итогом) |
тыс. единиц |
- |
2,678 |
3,794 |
5,028 |
7,234 |
9,557 |
10,908 |
8 |
Количество СМСП, выведенных на экспорт при поддержке центров (агентств) координации поддержки экспортно ориентированных СМСП (нарастающим итогом) |
единиц |
14 |
60 |
120 |
146 |
175 |
204 |
232 |
9 |
Доля СМСП, охваченных услугами Центра "Мой бизнес" |
процентов |
- |
3 |
4 |
5 |
7 |
9 |
10 |
10 |
Количество получивших поддержку СМСП в моногородах |
единиц |
- |
13 |
8 |
7 |
5 |
5 |
5 |
11 |
Доля закупок у субъектов малого предпринимательства, осуществленных на основании ст. 30 Федерального закона от 05.05.2013 N 44-ФЗ, в совокупной годовой стоимости контрактов, заключенных по результатам конкурентных процедур |
процентов |
30 |
30 |
30 |
31 |
31 |
31 |
32 |
12 |
Доля закупок у СМСП, осуществленных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, в годовой стоимости договоров, заключенных заказчиками всеми способами, предусмотренными утвержденными Положениями о закупках |
процентов |
- |
10 |
11 |
12 |
14 |
16 |
18 |
13 |
Количество физических лиц - участников федерального проекта "Популяризация предпринимательства", занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, по итогам участия в федеральном проекте, (нарастающим итогом) |
тыс. человек |
- |
0,469 |
1,876 |
3,432 |
4,989 |
6,54 |
8,104 |
14 |
Количество вновь созданных участниками федерального проекта "Популяризация предпринимательства" СМСП (нарастающим итогом) |
единиц |
- |
138 |
346 |
554 |
708 |
846 |
954 |
15 |
Количество обученных основам ведения бизнеса, финансовой грамотности и иным навыкам предпринимательской деятельности (нарастающим итогом) |
тыс. человек |
- |
1,407 |
2,876 |
4,350 |
5,295 |
6,189 |
6,968 |
16 |
Количество физических лиц - участников федерального проекта "Популяризация предпринимательства" (нарастающим итогом) |
тыс. человек |
- |
7,689 |
15,839 |
24,143 |
31,832 |
39,213 |
45,364 |
17 |
Наличие в Алтайском крае внедренного регионального экспортного стандарта 2.0 |
нет - 0, да - 1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
18 |
Прирост количества компаний-экспортеров из числа СМСП по итогам внедрения регионального экспортного стандарта 2.0, по отношению к уровню 2018 года |
процентов |
- |
- |
20 |
30 |
50 |
75 |
100 |
19 |
Объем инвестиций в основной капитал СМСП, получивших доступ к производственным площадям и помещениям в рамках промышленных парков, технопарков |
млн. рублей |
- |
- |
65 |
31 |
6 |
3 |
25 |
Подпрограмма 2. "Губернаторская программа подготовки профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края" | |||||||||
20 |
Количество руководителей и специалистов СМСП, прошедших обучение в рамках подпрограммы и направленных на стажировку на экономически устойчивые предприятия |
человек |
45 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
Приложение 2
к государственной программе Алтайского края
"Развитие малого и среднего предпринимательства
в Алтайском крае"
Перечень
мероприятий государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае"
N п/п |
Цель, задачи, мероприятия |
Срок реализации |
Участники программы |
Сумма расходов (тыс. рублей) |
Источники финансирования |
|||||
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
всего |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Подпрограмма "Развитие предпринимательских инициатив в Алтайском крае" | ||||||||||
1 |
Цель 1. Создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития СМСП на территории Алтайского края |
2020-2024 годы |
УРП, МЭРАК, УИОАК, АФМСП, АФМ, АЦКР, ОМС |
472545,8 |
145361,8 |
721020,2 |
309079,2 |
172573,3 |
18205803 |
Всего, в том числе: |
56403,0 |
43003,0 |
47703,0 |
43003,0 |
43003,0 |
233115,0 |
КБ |
||||
416142,8 |
102358,8 |
673317,2 |
266076,2 |
129570,3 |
15874653 |
ФБ |
||||
2 |
Задача 1.1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности |
2020-2024 годы |
УРП, МЭРАК, УИОАК, АФМСП, ОМС |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
КБ |
3 |
Мероприятие 1.1.1. Реализация регионального проекта "Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности" |
2020-2024 годы |
УРП, МЭРАК, УИОАК, АФМСП, ОМС |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
КБ |
4 |
Мероприятие 1.1.2. Оказание СМСП имущественной поддержки в форме предоставления в аренду имущества, включенного в перечень государственного имущества Алтайского края, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав СМСП), предназначенного для предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП |
2020-2024 годы |
УРП, УИОАК, ОМС |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
КБ |
5 |
Мероприятие 1.1.3. Предоставление государственных преференций в виде оказания имущественной поддержки СМСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки СМСП, путем передачи во владение и (или) пользование государственного имущества Алтайского края без торгов |
2020-2024 годы |
УРП, ОМС |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
КБ |
6 |
Задача 1.2. Расширение доступа СМСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию |
2020-2024 годы |
УРП, МЭРАК, АЦКР, АФМСП, АФМ |
41855,8 |
44408,2 |
138213,4 |
143448,3 |
49950,6 |
417876,3 |
всего, в том числе: |
35364,1 |
25855,5 |
25736,9 |
25208,7 |
25638,8 |
137804,0 |
КБ |
||||
6491,7 |
18552,7 |
112476,5 |
118239,6 |
24311,8 |
280072,3 |
ФБ |
||||
7 |
Мероприятие 1.2.1. Реализация регионального проекта "Расширение доступа СМСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию" |
2020-2024 годы |
УРП, АФМСП, АФМ |
6557,3 |
18740,1 |
113612,7 |
119434,0 |
24557,4 |
282901,5 |
всего, в том числе: |
65,6 |
187,4 |
1136,2 |
1194,4 |
245,6 |
2829,2 |
КБ |
||||
6491,7 |
18552,7 |
112476,5 |
118239,6 |
24311,8 |
280072,3 |
ФБ |
||||
8 |
Мероприятие 1.2.1.1. Предоставление СМСП гарантийной поддержки центра предоставления гарантий НО "Алтайский фонд МСП" |
2020-2024 годы |
УРП, АФМСП |
6557,3 |
7443,3 |
21657,3 |
34708,5 |
11169,8 |
81536,2 |
всего, в том числе: |
65,6 |
74,4 |
216,6 |
347,1 |
111,7 |
815,4 |
КБ |
||||
6491,7 |
7368,9 |
21440,7 |
34361,4 |
11058,1 |
80720,8 |
ФБ |
||||
9 |
Мероприятие 1.2.1.2. Предоставление СМСП микрозаймов АФМ |
2020-2024 годы |
УРП, АФМ |
- |
11296,8 |
91955,4 |
84725,5 |
13387,6 |
201365,3 |
всего, в том числе: |
- |
113,0 |
919,6 |
847,3 |
133,9 |
2013,8 |
КБ |
||||
- |
11183,8 |
91035,8 |
83878,2 |
13253,7 |
199351,5 |
ФБ |
||||
10 |
Мероприятие 1.2.2. Предоставление грантов СМСП на реализацию проектов в приоритетных сферах экономики |
2020-2024 годы |
УРП |
8000 |
8000 |
8000 |
8000 |
8000 |
40000 |
КБ |
11 |
Мероприятие 1.2.3. Предоставление субсидий СМСП на поддержку бизнес-инициатив |
2020-2024 годы |
УРП |
23810,1 |
14098,9 |
13021,4 |
12525,9 |
13834,1 |
77290,4 |
КБ |
12 |
Мероприятие 1.2.4. Предоставление субсидий на возмещение части затрат, связанных с участием СМСП в межрегиональных и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях |
2020-2024 годы |
МЭРАК, АЦКР |
3488,4 |
3569,2 |
3579,3 |
3488,4 |
3559,1 |
17684,4 |
КБ |
13 |
Задача 1.3. Создание условий для акселерации СМСП |
2020-2024 годы |
УРП, АФМСП, АФМ, ОМС |
407641,2 |
87854,2 |
564097,8 |
142434,2 |
99239,0 |
1301266,4 |
всего, в том числе: |
16501,9 |
13304,0 |
18066,5 |
13849,8 |
13417,9 |
75140,1 |
КБ |
||||
391139,3 |
74550,2 |
546031,3 |
128584,4 |
85821,1 |
12261263 |
ФБ |
||||
14 |
Мероприятие 1.3.1. Реализация регионального проекта "Акселерация СМСП" |
2020-2024 годы |
УРП, АФМСП, АФМ, ОМС |
395090,2 |
75303,2 |
551546,8 |
129883,2 |
86688,0 |
1238511,4 |
всего, в том числе: |
3950,9 |
753,0 |
5515,5 |
1298,8 |
866,9 |
12385,1 |
КБ |
||||
391139,3 |
74550,2 |
546031,3 |
128584,4 |
85821,1 |
12261263 |
ФБ |
||||
15 |
Мероприятие 1.3.1.1. Оказание комплекса услуг, сервисов и мер поддержки СМСП в центрах "Мой бизнес" |
2020-2024 годы |
УРП, АФМСП |
59220,4 |
27273,3 |
25807,1 |
60569,3 |
29877,4 |
202747,5 |
всего, в том числе: |
592,2 |
272,7 |
258,1 |
605,7 |
298,8 |
2027,5 |
КБ |
||||
58628,2 |
27000,6 |
25549,0 |
59963,6 |
29578,6 |
200720,0 |
ФБ |
||||
МЭР АК, АЦКР |
16161,6 |
8080,8 |
7070,7 |
16161,6 |
9090,9 |
56565,6 |
всего, в том числе: |
|||
161,6 |
80,8 |
70,7 |
161,6 |
90,9 |
565,6 |
КБ |
||||
16000,0 |
8000,0 |
7000,0 |
16000,0 |
9000,0 |
56000,0 |
ФБ |
||||
16 |
Мероприятие 1.3.1.2. Создание и (или) развитие центров (агентств) координации поддержки экспортно ориентированных СМСП |
2020-2024 годы |
УРП, АФМСП |
54599,0 |
23399,5 |
28079,5 |
31199,4 |
31199,4 |
168476,8 |
всего, в том числе: |
546,0 |
234,0 |
280,8 |
312,0 |
312,0 |
1684,8 |
КБ |
||||
54053,0 |
23165,5 |
27798,7 |
30887,4 |
30887,4 |
166792,0 |
ФБ |
||||
17 |
Мероприятие 1.3.1.3. Реализация программы поддержки СМСП в целях их ускоренного развития в моногородах, в том числе предоставление услуг микрофинансовых организаций |
2020-2024 годы |
УРП, АФМ, ОМС |
12583,9 |
16549,6 |
21983,4 |
21952,9 |
16520,3 |
89590,1 |
всего, в том числе: |
125,8 |
165,5 |
219,8 |
219,5 |
165,2 |
895,8 |
КБ |
||||
12458,1 |
16384,1 |
21763,6 |
21733,4 |
16355,1 |
88694,3 |
ФБ |
||||
18 |
Мероприятие 1.3.1.4. Обеспечение льготного доступа СМСП к производственным площадям и помещениям в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний, в том числе для целей участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках крупнейших заказчиков, путем создания в Алтайском крае промышленных парков, технопарков, в том числе в сфере высоких технологий и агропромышленного производства, с применением механизмов государственно-частного партнерства |
2020-2022 годы |
УРП, МЭРАК, ОМС |
252525,3 |
- |
468606,1 |
- |
- |
721131,4 |
всего, в том числе: |
2525,3 |
- |
4686,1 |
- |
- |
7211,4 |
КБ |
||||
250000,0 |
- |
463920,0 |
- |
- |
713920,0 |
ФБ |
||||
19 |
Мероприятие 1.3.2. Обеспечение деятельности НО "Алтайский фонд МСП" |
2020-2024 годы |
УРП, АФМСП |
12551,0 |
12551,0 |
12551,0 |
12551,0 |
12551,0 |
62755,0 |
КБ |
20 |
Мероприятие 1.3.3. Содействие СМСП в участии в государственных закупках и закупках отдельных юридических лиц |
2020-2024 годы |
МЭРАК, АЦКР |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
КБ |
21 |
Задача 1.4. Популяризация предпринимательской деятельности |
2020-2024 годы |
УПР, АФМСП, ОМС |
23048,8 |
13099,4 |
18709,0 |
23196,7 |
23383,7 |
101437,6 |
всего, в том числе: |
4537,0 |
3843,5 |
3899,6 |
3944,5 |
3946,3 |
20170,9 |
КБ |
||||
18511,8 |
9255,9 |
14809,4 |
19252,2 |
19437,4 |
81266,7 |
ФБ |
||||
22 |
Мероприятие 1.4.1. Реализация регионального проекта "Популяризация предпринимательства" |
2020-2024 годы |
УПР, АФМСП, ОМС |
18698,8 |
9349,4 |
14959,0 |
19446,7 |
19633,7 |
82087,6 |
всего, в том числе: |
187,0 |
93,5 |
149,6 |
194,5 |
196,3 |
820,9 |
КБ |
||||
18511,8 |
9255,9 |
14809,4 |
19252,2 |
19437,4 |
81266,7 |
ФБ |
||||
23 |
Мероприятие 1.4.2. Проведение обучающих мероприятий по вопросам обеспечения доступности для инвалидов объектов торговли и услуг |
2020-2024 годы |
УПР, АФМСП |
200 |
200 |
200 |
200 |
200 |
1000 |
КБ |
24 |
Мероприятие 1.4.3. Проведение мероприятий, конференций, круглых столов, форумов, семинаров, включая краевой конкурс "Лучший предприниматель года" |
2020-2024 годы |
УПР, АФМСП |
1300 |
1300 |
1300 |
1300 |
1300 |
6500 |
КБ |
25 |
Мероприятие 1.4.4. Проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, в том числе направленных на популяризацию продукции местных производителей |
2020-2024 годы |
УПР, АФМСП |
1200 |
600 |
600 |
600 |
600 |
3600 |
КБ |
26 |
Мероприятие 1.4.5. Проведение краевых конкурсов, выставок-ярмарок ремесленных (сувенирных) изделий, семинаров и других мероприятий для СМСП, осуществляющих деятельность в области народных художественных промыслов и ремесел |
2020-2024 годы |
УРП, ОМС, АФМСП |
750 |
750 |
750 |
750 |
750 |
3750 |
КБ |
27 |
Мероприятие 1.4.6. Издание и размещение специализированных материалов, направленных на популяризацию предпринимательства |
2020-2024 годы |
УРП, АФМСП |
900 |
900 |
900 |
900 |
900 |
4500 |
КБ |
28 |
Задача 1.5. Создание условий для выхода СМСП на международные рынки |
2020-2024 годы |
УРП, МЭРАК, АФМСП, ДАКВСП |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
КБ |
29 |
Мероприятие 1.5.1. Реализация регионального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" |
2020-2024 годы |
УРП, МЭРАК, АФМСП, ДАКВСП |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
КБ |
Подпрограмма "Губернаторская программа подготовки профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края" | ||||||||||
30 |
Цель 2. Повышение образовательного уровня и правовой культуры предпринимателей |
2020-2024 годы |
УРП |
7400 |
7400 |
7400 |
7400 |
7400 |
37000 |
КБ |
31 |
Задача 2.1. Подготовка профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края |
2020-2024 годы |
УРП, АФМСП |
7400 |
7400 |
7400 |
7400 |
7400 |
37000 |
КБ |
32 |
Мероприятие 2.1.1. Обучение и стажировка руководителей и специалистов СМСП |
2020- 2024 годы |
УРП, АФМСП |
7400 |
7400 |
7400 |
7400 |
7400 |
37000 |
КБ |
Приложение 3
к государственной программе Алтайского края
"Развитие малого и среднего предпринимательства
в Алтайском крае"
Объем
финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае"
Источники и направления расходов |
Сумма расходов (тыс. рублей) |
|||||
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
всего |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего финансовых затрат |
479945,8 |
152761,8 |
728420,2 |
316479,2 |
179973,3 |
1857580,3 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
из федерального бюджета (на условиях софинансирования) |
416142,8 |
102358,8 |
673317,2 |
266076,2 |
129570,3 |
1587465,3 |
из краевого бюджета |
63803 |
50403 |
55103 |
50403 |
50403 |
270115 |
из местных бюджетов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
из внебюджетных источников |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Капитальные вложения |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
из федерального бюджета (на условиях софинансирования) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
из краевого бюджета |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
из местных бюджетов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
из внебюджетных источников |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
НИОКР * |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
из федерального бюджета (на условиях софинансирования) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
из краевого бюджета |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
из местных бюджетов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
из внебюджетных источников |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прочие расходы |
479945,8 |
152761,8 |
728420,2 |
316479,2 |
179973,3 |
1857580,3 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
из федерального бюджета (на условиях софинансирования) |
416142,8 |
102358,8 |
673317,2 |
266076,2 |
129570,3 |
1587465,3 |
из краевого бюджета |
63803 |
50403 |
55103 |
50403 |
50403 |
270115 |
из местных бюджетов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
из внебюджетных источников |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Приложение 4
к государственной программе Алтайского края
"Развитие малого и среднего предпринимательства
в Алтайском крае"
Подпрограмма 1
"Развитие предпринимательских инициатив в Алтайском крае"
Паспорт
подпрограммы 1 "Развитие предпринимательских инициатив в Алтайском крае"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры |
Участники подпрограммы |
Министерство экономического развития Алтайского края; управление имущественных отношений Алтайского края; краевое автономное учреждение "Алтайский центр кластерного развития; некоммерческая организация "Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства"; некоммерческая организация микрокредитная компания "Алтайский фонд микрозаймов"; органы местного самоуправления (по согласованию) |
Цель подпрограммы |
создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также - СМСП) на территории Алтайского края |
Задачи подпрограммы |
улучшение условий ведения предпринимательской деятельности; расширение доступа СМСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию; создание условий для акселерации СМСП; популяризация предпринимательской деятельности; создание условий для выхода СМСП на международные рынки |
Перечень мероприятий подпрограммы |
обеспечение льготного доступа СМСП к производственным площадям и помещениям в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний, в том числе для целей участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках крупнейших заказчиков, путем создания в Алтайском крае промышленных парков, технопарков, в том числе в сфере высоких технологий и агропромышленного производства, с применением механизмов государственно-частного партнерства; предоставление грантов СМСП на реализацию проектов в приоритетных сферах экономики; предоставление субсидий СМСП на поддержку бизнес-инициатив; предоставление СМСП гарантийной поддержки центра предоставления гарантий НО "Алтайский фонд МСП"; предоставление СМСП микрозаймов АФМ; предоставление субсидий на возмещение части затрат, связанных с участием СМСП в межрегиональных и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях; обеспечение деятельности НО "Алтайский фонд МСП"; организация и проведение публичных и образовательных мероприятий в интересах СМСП, в том числе: проведение мероприятий, конференций, круглых столов, форумов, семинаров, включая краевой конкурс "Лучший предприниматель года"; организация и проведение выставочно-ярмарочных мероприятий, в том числе направленных на популяризацию продукции местных производителей; реализация комплексной программы по вовлечению в предпринимательскую деятельность и содействию созданию собственного бизнеса для каждой целевой группы, а также информационной кампании по популяризации предпринимательства |
Показатели подпрограммы |
количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус, с учетом введения налогового режима для самозанятых граждан (нарастающим итогом); количество выдаваемых (действующих) региональной микрофинансовой организацией СМСП микрозаймов (нарастающим итогом); объем предоставленных из федерального бюджета органам государственной власти Алтайского края субсидий на исполнение расходных обязательств, предусматривающих создание и (или) развитие государственных МФО, а также субсидий государственным МФО на субсидирование ставки вознаграждения по микрозаймам СМСП; объем финансовой поддержки, оказанной СМСП, при гарантийной поддержке региональных гарантийных организаций; количество СМСП и самозанятых граждан, получивших поддержку в рамках федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" (нарастающим итогом); количество СМСП, выведенных на экспорт при поддержке центров (агентств) координации поддержки экспортно ориентированных СМСП (нарастающим итогом); доля СМСП, охваченных услугами Центра "Мой бизнес"; количество получивших поддержку СМСП в моногородах; доля закупок у субъектов малого предпринимательства, осуществленных на основании ст. 30 Федерального закона от 05.05.2013 N 44-ФЗ, в совокупной годовой стоимости контрактов, заключенных по результатам конкурентных процедур; доля закупок у СМСП, осуществленных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, в годовой стоимости договоров, заключенных заказчиками всеми способами, предусмотренными утвержденными Положениями о закупках; количество физических лиц - участников федерального проекта "Популяризация предпринимательства", занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, по итогам участия в федеральном проекте (нарастающим итогом) количество вновь созданных участниками федерального проекта "Популяризация предпринимательства" СМСП (нарастающим итогом); количество обученных основам ведения бизнеса, финансовой грамотности и иным навыкам предпринимательской деятельности (нарастающим итогом); количество физических лиц - участников федерального проекта "Популяризация предпринимательства" (нарастающим итогом); наличие в Алтайском крае внедренного регионального экспортного стандарта 2.0; прирост количества компаний-экспортеров из числа СМСП по итогам внедрения регионального экспортного стандарта 2.0, по отношению к уровню 2018 года; объем инвестиций в основной капитал субъектов МСП, получивших доступ к производственным площадям и помещениям в рамках промышленных парков, технопарков; |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2020-2024 годы без деления на этапы |
Объемы финансирования подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы "Развитие предпринимательских инициатив в Алтайском крае" в 2020-2024 годах за счет всех источников финансирования составит 1820580,3 тыс. рублей, в том числе: в 2020 году - 472545,8 тыс. рублей; в 2021 году - 145361,8 тыс. рублей; в 2022 году - 721020,2 тыс. рублей; в 2023 году - 309079,2 тыс. рублей; в 2024 году - 172573,3 тыс. рублей. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
к концу 2024 года: количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус, с учетом введения налогового режима для самозанятых граждан составит 35 тыс. человек; количество выдаваемых (действующих) региональной микрофинансовой организацией СМСП микрозаймов составит 615 единиц; объем предоставленных из федерального бюджета органам государственной власти Алтайского края субсидий на исполнение расходных обязательств, предусматривающих создание и (или) развитие государственных МФО, а также субсидий государственным МФО на субсидирование ставки вознаграждения по микрозаймам СМСП, составит 199,3 млн. рублей; объем финансовой поддержки, оказанной СМСП, при гарантийной поддержке региональных гарантийных организаций составит 5 810,5 млн. рублей (нарастающим итогом); количество СМСП и самозанятых граждан, получивших поддержку в рамках федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", составит 10,908 тыс. единиц; количество СМСП, выведенных на экспорт при поддержке центров (агентств) координации поддержки экспортно ориентированных СМСП, составит 232 единицы; доля СМСП, охваченных услугами Центра "Мой бизнес", составит 10%; количество получивших поддержку СМСП в моногородах составит не менее 30 единиц; доля закупок у субъектов малого предпринимательства, осуществленных на основании ст. 30 Федерального закона от 05.05.2013 N 44-ФЗ, в совокупной годовой стоимости контрактов, заключенных по результатам конкурентных процедур, составит 32%; доля закупок у СМСП, осуществленных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, в годовой стоимости договоров, заключенных заказчиками всеми способами, предусмотренными утвержденными Положениями о закупках, составит 18%; количество физических лиц - участников федерального проекта "Популяризация предпринимательства", занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, по итогам участия в федеральном проекте составит 8,104 тыс. человек; количество вновь созданных участниками федерального проекта "Популяризация предпринимательства" СМСП составит 954 единицы; количество обученных основам ведения бизнеса, финансовой грамотности и иным навыкам предпринимательской деятельности составит 6,968 тыс. человек; количество физических лиц - участников федерального проекта "Популяризация предпринимательства" составит 45,364 тыс. человек; внедрение и реализация регионального экспортного стандарта 2.0; обеспечение 100% прироста количества компаний-экспортеров из числа СМСП по итогам внедрения регионального экспортного стандарта 2.0, по отношению к уровню 2018 года; объем инвестиций в основной капитал субъектов МСП, получивших доступ к производственным площадям и помещениям в рамках промышленных парков, технопарков, составит 130 млн. рублей. |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1
В целях стимулирования предпринимательских инициатив в Алтайском крае выстроена комплексная система государственной поддержки бизнеса на каждом этапе его развития. В регионе приняты и действуют нормативные правовые документы, регламентирующие ведение предпринимательской деятельности и определяющие роль малого и среднего бизнеса в социально-экономическом развитии края, а также меры финансовой и нефинансовой поддержки хозяйствующих субъектов, занятых в этом секторе.
Ведущая роль в развитии предпринимательства и бизнес-инициатив в регионе отводится деятельности объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, координирование деятельности которых осуществляет некоммерческая организация "Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства" - структура, подведомственная управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.
С 2018 года на площадке фонда осуществляет деятельность региональный Центр "Мой бизнес", который объединяет центр инноваций социальной сферы, центр поддержки предпринимательства (включающий центр компетенции в сфере сельскохозяйственной кооперации), центр предоставления гарантий, центр поддержки экспорта, центр кластерного развития, региональный центр инжиниринга. Благодаря сети информационно-консультационных центров все услуги системы государственной поддержки доступны субъектам бизнеса в любом из городов и районов региона.
Для повышения доступности услуг открыты специализированные "окна для бизнеса" на базе филиалов КАУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края", кредитных организаций.
Алтайский фонд микрозаймов, который также размещен на площадке Центра "Мой бизнес", обеспечивает льготными кредитными ресурсами заинтересованных предпринимателей. Для инвестиционных проектов, приоритетных видов деятельности предусмотрены кредитные продукты с выгодной процентной ставкой. Наряду с этим предприниматели региона пользуются финансовой поддержкой в соответствии с федеральными программами льготного кредитования, администрируемыми АО "Корпорация "МСП", Минэкономразвития России и Банком России.
В рамках улучшения условий ведения предпринимательской деятельности отдельное внимание уделяется совершенствованию регионального законодательства, регулирующего применение СМСП различных систем налогообложения, в том числе специальных режимов налогообложения.
Все инициативы, направленные на решение в регионе актуальных для СМСП вопросов, обсуждаются с представителями бизнес-сообщества края, в том числе с вовлечением отраслевых и бизнес-объединений. Успешно функционирует созданный одним из первых в стране институт регионального Уполномоченного по защите прав предпринимателей с сетью общественных помощников.
По всем основным направлениям работы по поддержке малого и среднего предпринимательства в регионе выстроено эффективное взаимодействие с федеральными институтами развития, в том числе с АО "Корпорация "МСП" и АО "Российский экспортный центр". Совместно реализуемые меры по кредитно-гарантийной, имущественной, правовой, информационной, образовательной, маркетинговой поддержке и развитию субъектов бизнеса в качестве потенциальных поставщиков ежегодно совершенствуются, переходя на новый качественный уровень.
2. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи, мероприятия и показатели достижения целей и решения задач, ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки и этапы реализации подпрограммы 1
2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 1
Приоритетные направления подпрограммы сформированы на основе положений Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 N 1083-р; национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", паспорт которого утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16); целевой модели "Поддержка малого и среднего предпринимательства", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 N 147-р.
Реализация приоритетных задач будет осуществляться путем совершенствования созданной в регионе комплексной системы оказания финансовой, инфраструктурной, имущественной, информационной, методологической и иной поддержки СМСП.
2.2. Цели, задачи и мероприятия подпрограммы 1
Цель подпрограммы - создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Алтайского края.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
улучшение условий ведения предпринимательской деятельности;
расширение доступа СМСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию;
создание условий для акселерации СМСП;
популяризация предпринимательской деятельности;
создание условий для выхода СМСП на международные рынки. Мероприятия подпрограммы 1 и объемы финансирования приведены в приложении 2 к государственной программе.
2.3. Показатели и ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы 1
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы и их значениях по годам приведены в приложении 1 к государственной программе.
К 2024 году ожидается достижение следующих результатов подпрограммы:
количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус, с учетом введения налогового режима для самозанятых граждан составит 35 тыс. человек;
количество выдаваемых (действующих) региональной микрофинансовой организацией СМСП микрозаймов составит 615 единиц;
объем предоставленных из федерального бюджета органам государственной власти Алтайского края субсидий на исполнение расходных обязательств, предусматривающих создание и (или) развитие государственных МФО, а также субсидий государственным МФО на субсидирование ставки вознаграждения по микрозаймам СМСП, составит 199,3 млн. рублей;
объем финансовой поддержки, оказанной СМСП, при гарантийной поддержке региональных гарантийных организаций составит 5 810,5 млн. рублей (нарастающим итогом);
количество СМСП и самозанятых граждан, получивших поддержку в рамках федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", составит 10,908 тыс. единиц;
количество СМСП, выведенных на экспорт при поддержке центров (агентств) координации поддержки экспортно ориентированных СМСП, составит 232 единицы;
доля СМСП, охваченных услугами Центра "Мой бизнес", составит 10%;
количество получивших поддержку СМСП в моногородах составит не менее 30 единиц;
доля закупок у субъектов малого предпринимательства, осуществленных на основании ст. 30 Федерального закона от 05.05.2013 N 44-ФЗ, в совокупной годовой стоимости контрактов, заключенных по результатам конкурентных процедур, составит 32%;
доля закупок у СМСП, осуществленных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, в годовой стоимости договоров, заключенных заказчиками всеми способами, предусмотренными утвержденными Положениями о закупках, составит 18%;
количество физических лиц - участников федерального проекта "Популяризация предпринимательства", занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, по итогам участия в федеральном проекте составит 8,104 тыс. человек;
количество вновь созданных участниками федерального проекта "Популяризация предпринимательства" СМСП составит 954 единицы;
количество обученных основам ведения бизнеса, финансовой грамотности и иным навыкам предпринимательской деятельности составит 6,968 тыс. человек;
количество физических лиц - участников федерального проекта "Популяризация предпринимательства" составит 45,364 тыс. человек;
внедрение в Алтайском крае регионального экспортного стандарта 2.0;
обеспечение 100% прироста количества компаний-экспортеров из числа СМСП по итогам внедрения регионального экспортного стандарта 2.0, по отношению к уровню 2018 года;
объем инвестиций в основной капитал СМСП, получивших доступ к производственным площадям и помещениям в рамках промышленных парков, технопарков, составит 130 млн. рублей.
2.4. Сроки и этапы реализации подпрограммы 1
Реализация подпрограммы осуществляется в 2020-2024 годах (без разделения на этапы).
3. Объем финансирования подпрограммы 1
Реализация подпрограммы будет осуществляться за счет средств федерального и краевого бюджетов.
Общий объем финансирования подпрограммы "Развитие предпринимательских инициатив в Алтайском крае" в 2020-2024 годах за счет всех источников финансирования составит 1820580,3 тыс. рублей, в том числе:
в 2020 году - 472545,8 тыс. рублей;
в 2021 году - 145361,8 тыс. рублей;
в 2022 году - 721020,2 тыс. рублей;
в 2023 году - 309079,2 тыс. рублей;
в 2024 году - 172573,3 тыс. рублей.
Приложение 5
к государственной программе Алтайского края
"Развитие малого и среднего предпринимательства
в Алтайском крае"
Подпрограмма 2
"Губернаторская программа подготовки профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края"
Паспорт
подпрограммы 2 "Губернаторская программа подготовки профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры |
Участники подпрограммы |
НО "Алтайский фонд МСП" |
Цель подпрограммы |
повышение образовательного уровня и правовой культуры предпринимателей |
Задача подпрограммы |
подготовка профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края; |
Мероприятия подпрограммы |
обучение и стажировка руководителей и специалистов СМСП |
Показатели подпрограммы |
количество руководителей и специалистов СМСП, прошедших обучение в рамках подпрограммы и направленных на стажировку на экономически устойчивые предприятия |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2020-2024 годы без деления на этапы |
Объемы финансирования подпрограммы |
общий объем финансирования подпрограммы в 2020-2024 годах (за счет средств краевого бюджета) составит 37000 тыс. рублей, в том числе: в 2020 году - 7400,0 тыс. рублей; в 2021 году - 7400,0 тыс. рублей; в 2022 году - 7400,0 тыс. рублей; в 2023 году - 7400,0 тыс. рублей; в 2024 году - 7400,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
к концу 2024 года количество руководителей и специалистов СМСП, прошедших обучение в рамках подпрограммы и направленных на стажировку на экономически устойчивые предприятия, составит 250 человек. |
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2
В Алтайском крае численность занятых в секторе малого и среднего предпринимательства по итогам 2024 года должна составить 331 тыс. человек, то есть возрасти на 62 тыс. человек.
Мероприятия подпрограммы направлены на достижение целей государственной политики в сфере развития предпринимательства в Алтайском крае и являются уникальными в сфере дополнительного образования, направленного на развитие деловых компетенций СМСП. Данная практика отмечена Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства как одна из лучших региональных практик.
За время реализации подпрограммы с 2009 по 2019 год обучение прошли более 1300 руководителей и специалистов малых предприятий края, число прошедших стажировку составило более 300 человек. Совершенствование профессиональных знаний СМСП сохраняет востребованность и актуальность для повышения эффективности работы предприятий края.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит укрепить позиции алтайского бизнеса, обеспечить рост его конкурентоспособности, участие в значимых для социально-экономического развития края проектах.
II. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и мероприятия, показатели достижения целей и решения задач, ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки и этапы реализации подпрограммы 2
2.1. Приоритеты региональной политики в сфере реализации подпрограммы 2
Приоритетами региональной политики в сфере реализации подпрограммы являются внедрение новых форм интенсивного краткосрочного обучения СМСП, подготовка профессиональных кадров на принципе адаптивности образовательных курсов к региональным условиям с возможностью получения квалифицированных консультаций и финансовой поддержки в ходе ведения предпринимательской инновационной деятельности.
2.2. Цели, задачи и мероприятия подпрограммы 2
Целью подпрограммы 2 является повышение образовательного уровня и правовой культуры предпринимателей.
Достижение цели возможно путем решения задач по подготовке профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края.
Мероприятие подпрограммы 2 и объемы финансирования приведены в приложении 2 к государственной программе.
2.3. Показатели и ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы 2
Показатели подпрограммы 2 представлены в приложении 1 к государственной программе.
В результате реализации подпрограммы 2 планируется обеспечить выполнение следующего показателя: количество руководителей и специалистов СМСП, прошедших обучение в рамках подпрограммы и направленных на стажировку на экономически устойчивые предприятия, составит 250 человек.
Кроме того, выполнение программного мероприятия продолжит формирование положительного опыта предоставления СМСП Алтайского края образовательных услуг и обеспечит кадровую поддержку мероприятий государственной программы.
2.4. Сроки и этапы реализации подпрограммы 2
Реализация подпрограммы планируется в период с 2020 по 2024 годы без деления на этапы.
III. Объем финансирования подпрограммы 2
Общий объем финансирования подпрограммы за счет средств краевого бюджета составляет 37000,0 тыс. рублей, из них:
в 2020 году - 7400,0 тыс. рублей;
в 2021 году - 7400,0 тыс. рублей;
в 2022 году - 7400,0 тыс. рублей;
в 2023 году - 7400,0 тыс. рублей
в 2024 году - 7400,0 тыс. рублей.
Реализация подпрограммы осуществляется в пределах средств, выделенных УРП в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственная программа разработана в целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе повышению инновационности. Задачами программы являются создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение образовательного уровня и правовой культуры предпринимателей. Объем финансирования программы в 2020-2024 гг. за счет средств федерального и краевого бюджетов составит 1 857 580,3 тыс. рублей. Реализация мероприятий программы будет осуществляться в рамках подпрограмм "Развитие предпринимательских инициатив в Алтайском крае" и "Губернаторская программа подготовки профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края". К концу 2024 г. численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая ИП, составит 331 тыс. человек.
Постановление вступает в силу с даты официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
Постановление Правительства Алтайского края от 2 марта 2020 г. N 90 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае"
Вступает в силу с 4 марта 2020 г. и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 4 марта 2020 г.
Постановлением Правительства Алтайского края от 8 декабря 2023 г. N 470 настоящий документ признан утратившим силу с 1 января 2024 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Алтайского края от 8 февраля 2023 г. N 40
Изменения вступают в силу с 9 февраля 2023 г.
Постановление Правительства Алтайского края от 1 августа 2022 г. N 276
Изменения вступают в силу с 2 августа 2022 г.
Постановление Правительства Алтайского края от 22 февраля 2022 г. N 53
Изменения вступают в силу с 24 февраля 2022 г.
Постановление Правительства Алтайского края от 1 декабря 2021 г. N 443
Изменения вступают в силу с 2 декабря 2021 г.
Постановление Правительства Алтайского края от 9 сентября 2021 г. N 334
Изменения вступают в силу с 10 сентября 2021 г.
Постановление Правительства Алтайского края от 7 июля 2021 г. N 246
Изменения вступают в силу с 7 июля 2021 г.
Постановление Правительства Алтайского края от 5 марта 2021 г. N 64
Изменения вступают в силу с 5 марта 2021 г.
Постановление Правительства Алтайского края от 29 декабря 2020 г. N 569
Изменения вступают в силу с 29 декабря 2020 г.
Постановление Правительства Алтайского края от 12 августа 2020 г. N 343
Изменения вступают в силу с 12 августа 2020 г.