Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Д
(справочное)
Способы выявления эксплуатационных дефектов и методы измерения их параметров
Выявление эксплуатационных дефектов (повреждений) полимерно- композитных конструкций транспортного назначения является обязательной и неотъемлемой частью мероприятий по поддержанию их в работоспособном состоянии.
Существует два основных способа выявления эксплуатационных дефектов ПКК - визуальный (визуально-оптический) и инструментальный.
Визуальный способ контроля осуществляется непосредственно органами зрения оператора с применением измерительных инструментов трафаретов, линеек, щупов, глубиномеров и др. Визуально-оптический способ предусматривает применение оптических приборов лупы, линз, микроскопов, эндоскопов и телевизионных устройств.
Для определения параметров эксплуатационных дефектов ПКК транспортных сооружений наиболее рациональными являются следующие методы измерений параметров дефектов:
- механический неразрушающий метод ударного импульса ГОСТ 22690 для определения прочности полимерного композита;
- механические разрушающие методы испытаний физико-механических свойств ПКМ, в том числе указанных в Приложении Б, и, которые связаны с прямыми испытаниями образцов ПКМ, изъятых из эксплуатируемых конструкций;
- различные виды акустические методов ГОСТ 20415 (в т.ч. магнитный, вихретоковый, импендансный метод), применяемых также для определения толщины защитных покрытий с использованием приборов, приведенных в ГОСТ 33146-2014 (п. 4.4.2.5) для магнитного контроля;
- компьютерная томография ГОСТ Р 56787;
- радиоскопия ГОСТ Р 56787;
- ультразвуковой контроль ГОСТ Р 56542.
К современным методам используемым для диагностики напряжённо-деформированного состояния ПКК следует отнести различные автоматизированные системы измерения, работающие в режиме непрерывной записи показаний.
В частности, компьютерно-измерительные системы используются для вибродиагностики пролётных строений, осуществляемой с целью определения периода собственных колебаний автодорожных и пешеходных мостов, диапазон которых ограничен по СП 35.13330.
Из приведённых в таблице Д.1 методов измерений параметров дефектов наиболее универсальными, охватывающими большинство дефектов конструкций, являются метод компьютерной томографии (рентген) и ультразвуковой метод. Вместе с тем, в силу удобства использования, акустический и визуально-инструментальные методы также следует применять для диагностики ПКК.
На практике для определения дефектов конструкций транспортных сооружений, выполненных из полимерно-композитных материалов, могут быть использованы различные дефектоскопы, описанные в Приложении Е.
Таблица Д.1 - Области рационального применения методов неразрушающего контроля для ПКК транспортного назначения
Метод \ Дефект |
Акустическая эмиссия |
Компьютерная томография (рентген) |
Рентгенография Радиоскопия |
Термографический |
Ультразвуковой |
Визуально-измерительный |
Загрязнение |
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
Повреждение наполнителя |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Расслоение |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
Изменение плотности |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Нарушение связей между волокнами |
+ |
+ |
|
+ |
|
|
Разрывы |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Включения |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Микротрещины |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
Влага |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Пористость |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Изменение толщины |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Недоотверждение |
|
|
|
|
+ |
|
Пустоты |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
При назначении метода измерений и выбора марки прибора при диагностике технического состояния конкретного элемента ПКК с учётом особенностей его работы следует руководствоваться требованиями, установленными в СП 79.13330, ГОСТ 33146 рекомендациях ОДМ 218.2.044-2014 Ошибка! Источник ссылки не найден..
В таблице Д.2 представлены некоторые виды приборных измерений неразрушающими методами, которые составлены с учётом Приложения Б ОДМ 218.2.044-2014 Ошибка! Источник ссылки не найден..
Разрушающие методы определения физико-механических свойств полимерных композитов путём прямых испытаний образцов, изъятых из эксплуатируемых конструкций, следует применять при оценке технического состояния элементов с целью определения степени их фактического износа и назначения срока остаточной эксплуатации или ремонта.
Таблица Д.2 - Неразрушающие методы, применяемые при исследовании и контроле свойств полимерно-композитных конструкций
Исследуемые параметры |
Методы контроля |
Нормативные и методические документы |
Прочность полимерного композита в конструкциях с использованием градировочной зависимости |
Метод ударного импульса Ультразвуковой метод |
|
Наличия и параметры трещин, расслоений, обнажения армирующих волокон |
Акустический, ультразвуковой, радиоскопия, компьютерная томография. Визуально-оптический. |
|
Толщина пояса (ламели) цельнокомпозитной балки. Толщина стенки водопропускной трубы. |
Ультразвуковой метод |
|
Толщина защитного покрытия конструктивных элементов |
Акустические методы. Ультразвуковой. Магнитоиндукционный, магнитоотрывной, вихретоковый. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.