Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(рекомендуемое)
Пример инструкции
оператора теледиагностического комплекса по проведению обследования водопропускных и водоотводных сооружений на автомобильных дорогах
А.1 Общие положения
А.1.1 Настоящая Инструкция распространяется на применение мобильных теледиагностических комплексов для проведения обследования водопропускных и водоотводных сооружений (дренажей, штолен, закрытых лотков, систем канализации ливневых стоков и др.).
А.1.2 Теледиагностический метод обследования сооружений заключается в прохождении по обследуемому сооружению управляемого транспортного модуля, оснащенного специализированной цифровой видеокамерой. В процессе прохождения модуля по обследуемому объекту осуществляется видеозапись изображения его внутренней поверхности на цифровой носитель (жесткий диск, CD или DVD-диск), синхронизированная с записью местоположения транспортного модуля и другой технологической информацией. Помимо видеозаписи, возможно получение цифровых фотоснимков внутренней поверхности объекта с различным увеличением, а также проведение измерений обнаруженных повреждений и дефектов. Специализированные программные средства обработки и анализа видеозаписей, фотографий и иной информации, записанной в процессе обследования, позволяют получать данные о размерах обнаруженных дефектов и повреждений, эллипсности труб, а также восстанавливать продольный профиль обследуемого объекта.
А.1.3 Теледиагностические обследования водопропускных и водоотводных сооружений проводятся для выявления их состояния. Теледиагностические обследования могут проводиться как в составе работ по ремонту и реконструкции данных сооружений, так и в качестве самостоятельного вида работ.
А.1.4 К выполнению работ по теледиагностическому обследованию водопропускных и водоотводных сооружений могут привлекаться организации, располагающие парком необходимого теледиагностического оборудования и проводящие обследования в соответствии с методиками и программами, утвержденными предприятиями-заказчиками.
А.1.5 Теледиагностический метод обследования сооружений с использованием мобильного теледиагностического комплекса, применяется для проведения обследования водопропускных труб, а также других водоотводных и дренажных сооружений с любым профилем сечения с размером отверстия по меньшей стороне (диаметром) не менее 100 мм и уклоном относительно горизонта не более 30 градусов. Длина обследуемого с одной стоянки участка - до 400 м в одну сторону.
А.1.6 Теледиагностические обследования допускается проводить при температуре окружающей среды от минус 5 до плюс 40°С, а также в трубах, заполненных водой. Не рекомендуется проводить теледиагностические обследования при наличии на обследуемых объектах значительного заиливания, наледи, а также при наличии в водопропускных трубах воды во время ледостава и ледохода.
А.1.7 Работы по теледиагностическому обследованию водопропускных и водоотводных сооружений необходимо выполнять с соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, изложенных в СНиП 12-03, правил, приведенных в разделе 9 к СП 79.13330, правил техники безопасности в соответствии с инструкцией на применяемый теледиагностический комплекс, а также настоящей инструкции.
А.2 Последовательность действий оператора теледиагностического комплекса при выполнении обследования объекта
А.2.1 Последовательность действий оператора теледиагностического комплекса в процессе обследования объекта дается на примере условного мобильного теледиагностического комплекса. При использовании конкретных теледиагностических комплексов последовательность действий оператора определяется в соответствии с инструкцией по эксплуатации на применяемый комплекс.
А.2.2 Оператор проводит обследования объекта в соответствии с разработанной и утвержденной программой обследования.
А.2.3 В процессе подготовки комплекса к эксплуатации оператором совместно с механиком-водителем производятся следующие операции:
А.2.3.1 В зависимости от состояния и габаритов обследуемого объекта на транспортном модуле устанавливаются колеса различных диаметров. Порядок установки колес следующий:
- отвернуть шестигранные винты от каждого колеса и снять колеса;
- установить новые колеса и закрепить их шестигранными винтами.
А.2.3.2 Перед началом работы следует извлечь телекамеру из защитного контейнера и установить ее на транспортный модуль. Для этого необходимо:
- повернуть винт замка на блоке телекамеры из положения "закрыто" ("Lock") против направления указанного стрелкой (Рисунок А.1);
Рисунок А.1 - Поворот винта замка на блоке телекамеры
- установить камеру на транспортный модуль таким образом, чтобы винт смотрел вверх и нажать, преодолевая сопротивление двух уплотнительных колец;
- повернуть винт в позицию "закрыть" "Lock".
А.2.3.3 При необходимости спуска транспортного модуля в колодцы или шахты следует использовать мультисекционную направляющую, с тем чтобы предотвратить механические повреждения кабеля камеры при заходе в трубу на дне колодца или шахты (рисунок 2).
Подготовку мультисекционной направляющей к работе следует осуществлять в следующей последовательности:
- размотать несколько метров кабеля с барабана;
- пропустить конец кабеля через направляющую, как показано на рисунке А.2;
Рисунок А.2 - Роликовая направляющая для предотвращения трения кабеля об острые грани сооружения
- присоединить разъем кабеля к задней части транспортного модуля, ввинчивая, пока фиксатор не закрепиться в пазу (рисунок А.3).
Рисунок А.3 - присоединение разъема кабеля к задней части транспортного модуля
А.2.3.4 При сборке системы перед началом эксплуатации подключение отдельных узлов осуществлять в следующем порядке:
- соединить кабельный барабан и блок управления (разъём CABLE REEL);
- соединить пульт дистанционного управления с блоком управления (разъём PENDANT CONTROLLER);
- при необходимости, присоединить другие компоненты, такие как внешний монитор, видеозаписывающее устройство, клавиатуру.
А.2.3.5 По окончании сборки комплекса и коммутации его узлов и агрегатов, перед началом эксплуатации оператором должно быть проведено тестирование комплекса. Оно проводится в следующем порядке:
- установить транспортный модуль в сборе с видеокамерой на ровную поверхность;
- подключить дистанционный пульт управления к кабельному барабану;
- включить систему с помощью клавиши включения на блоке управления и зеленой кнопки на пульте дистанционного управления, убедившись перед этим, что кнопка аварийного выключения на кабельном барабане не нажата;
- при включении системы обнулить установки скорости и освещения.
Протестировать следующие функции системы:
А) Функции управления транспортным модулем:
Используя джойстик справа, проверить движения модуля вперед и назад, а также сброс скорости нажатием кнопки в верхней части джойстика (транспортный модуль немедленно остановится).
Б) Функции управления камерой:
Используя джойстик слева, проверить наклоны и повороты камеры.
Также, при необходимости, проверить функции приближения, удаления изображения камеры и возврат камеры в исходное нулевое положение, нажав кнопку в верхней части джойстика (камера вернется в позицию 0°).
В) Освещение:
С помощью регулятора LIGHT проверить контроль интенсивности освещения камеры и, при необходимости, проверить дополнительное освещение.
Г) Внутреннее давление транспортного модуля и камеры:
Контроль внутреннего давления транспортного модуля и камеры производится после установки камеры на транспортный модуль и подключения кабеля.
Контроль производится посредством проверки значений в строке "давление" для транспортного модуля и камеры на дисплее блока управления (рисунок А.4).
Внутренне давление должно находиться в значениях между 1000 и 1500 мбар. Слишком низкое давление выводится на дисплей в виде знака "L" (низко), слишком высокое - как символ "H" (высокое).
Если давление слишком низкое, следует поднять его при помощи закачки азотом (рисунок А.5).
Для этого необходимо:
- отвернуть защитный колпачок клапана закачки на транспортном модуле;
Рисунок А.4 - Строка "давление" для транспортного модуля и камеры на дисплее блока управления
- ввернуть адаптер с золотником, подсоединить баллон и открыть подачу азота;
Примечание: следует всегда использовать баллон с системой редукторов для уменьшения давления.
- следить за изменением давления на дисплее блока управления и остановить подачу азота, когда уровень будет достаточным;
- проверить уплотнительное кольцо защитной заглушки на наличие повреждений, и, при необходимости, заменить его новым;
- отсоединить адаптер и закрыть заправочный узел защитной заглушкой;
- повторить перечисленные этапы для камеры - область закачки расположена снизу камеры.
Рисунок А.5 - Клапан закачки азота на транспортном модуле
А.2.4 Осмотр обследуемого объекта.
А.2.4.1 Установить транспортный модуль на стартовую позицию.
Стартовая позиция определяется, как расстояние от объектива камеры до устья трубы или начала зоны обследования объекта (рисунок А.6) и вычисляется перед началом обследования по формуле:
(А.1)
где D - диаметр обследуемого объекта, мм;
h - высота подъема камеры, мм;
- половинное значение угла апертуры камеры (при заданной кратности увеличения), град.
Рисунок А.6
А.2.4.2 Включить систему с помощью клавиши включения на блоке управления и зеленой кнопки на пульте дистанционного управления, убедившись перед этим, что кнопка аварийного выключения на кабельном барабане не нажата.
А.2.4.3 Обнулить установки скорости и освещения.
А.2.4.4 Включить основное освещение. Одновременно с ним автоматически будет включено дополнительное ксеноновое освещение на устройстве подъема камеры (рисунок А.7).
Рисунок А.7 - Подъем камеры в рабочем положении транспортного модуля
Дополнительное ксеноновое освещение управляется регулятором 9 пульта управления. При включении на 30%, загорится первая лампа. При включении на 60% и более, загорится вторая лампа. При использовании ксенонового дополнительного освещения, основное освещение автоматически отключается.
А.2.4.5 При проведении обследования труб большого диаметра (800 мм и более) поднять подъемное устройство камеры с помощью кнопки в правой группе кнопок на пульте управления. Возврат подъемного устройства в исходное положение осуществляется с помощью кнопки
.
А.2.4.6 Установить счетчик метража в начальное значение. Для этого:
- перейти с помощью регулятора у правого дисплея к разделу "Счетчик метража 1 - Меню" ("Metercounter 1 - Menu").
Примечание - Меню "Счетчик метража 1" "Metercounter 1 - Menu" относится к счетчику метража дополнительной, большой направляющей, а "Счетчик метража 2" к счетчику метража направляющей, встроенной в кабельный барабан. Если большая направляющая не используется, следует устанавливать начальное положение в меню "Счетчик метража 2" "Metercounter 2 - Menu".
- установить значение счетчика на ноль с помощью кнопки Reset или установить начальное значение x с помощью кнопок вверх и вниз Up Down (рисунок А.8).
Рисунок А.8 - Панель меню "Счетчик метража"
- при необходимости, уточнить запрограммированное фиксированное значение x с помощью кнопки Set.
А.2.4.7 Организовать вывод на монитор служебной информации:
А) Дата осмотра
Вывод на монитор даты осмотра осуществляется с помощью клавиши [F9]. Изменение положения даты на экране - с помощью нажатия сочетания клавиш [Ctrl] [F9] и последующего перемещения положения даты по экрану с помощью стрелок. Подтверждение местоположения даты на экране - с помощью нажатия клавиши [Enter].
Б) Время осмотра
Вывод на монитор времени осмотра осуществляется с помощью клавиши [F8]. Изменение положения времени на экране - с помощью нажатия сочетания клавиш [Ctrl] [F8] и последующего перемещения положения времени по экрану с помощью стрелок. Подтверждение местоположения времени на экране - с помощью нажатия клавиши [Enter].
В) Счетчик видео
Вывод на монитор счетчика видео осуществляется с помощью клавиши [F6]. Изменение положения счетчика видео на экране - с помощью нажатия сочетания клавиш [Ctrl] [F6] и последующего перемещения положения счетчика видео по экрану с помощью стрелок. Подтверждение местоположения счетчика видео на экране - с помощью нажатия клавиши [Enter]. Запуск и остановка счетчика осуществляется нажатием сочетания клавиш [Ctrl] [V].
Г) Счетчик метража
Вывод на монитор счетчика метража осуществляется с помощью клавиши [F7]. Изменение положения счетчика метража на экране - с помощью нажатия сочетания клавиш [Ctrl] [F7] и последующего перемещения положения счетчика метража по экрану с помощью стрелок. Подтверждение местоположения счетчика метража на экране - с помощью нажатия клавиши [Enter].
А.2.4.8 Получить изображение точного местонахождения транспортного модуля с помощью левого джойстика на мониторе. Для начала осмотра необходимо привести камеру в нулевое положение, то есть 0° наклона и 0° поворота. Для этого:
- нажать кнопку сверху на ручке джойстика;
- направлять джойстик в желаемом направлении для получения изображения: перемещение джойстика вперед и назад, управляет наклоном камеры вниз и вверх, перемещение джойстика влево и вправо, управляет поворотом камеры относительно продольной оси транспортного модуля.
Степень наклона джойстика задает скорость движения головки камеры в выбранном направлении. При возвращении джойстика в исходное положение, головка камеры остается в выбранном положении.
А.2.4.9 Запустить видеозапись с помощью нажатия сочетания клавиш [Ctrl] [V].
А.2.4.10 Начать движение транспортного модуля.
Управление направлением движения транспортного модуля осуществляется с помощью правого джойстика или с помощью регулятора "скорость" SPEED, расположенного под джойстиком. При необходимости прохождения большого расстояния, рекомендуется использовать регулятор скорости.
После того, как регулятор скорости установлен, он остается в выбранном положении, а транспортный модуль продолжает движение с заданной скоростью. Панель светодиодных индикаторов показывает величину скорости и тип движения (вперед-назад).
Поворот транспортного модуля осуществляется наклоном правого джойстика вправо или влево.
Для остановки транспортного модуля следует:
а) Нажать на верхнюю кнопку на ручке джойстика;
б) Поворачивать регулятор скорости вперед или назад до тех пор, пока светодиодный индикатор не погаснет.
Особенности управления транспортным модулем с помощью джойстика:
Рекомендуется использовать джойстик при управлении на коротких дистанциях и при необходимости подвести транспортный модуль к четко определенному месту, так как совершение поворотов осуществляется только при помощи джойстика.
При этом следует отклонять джойстик в выбранном для транспортного модуля направлении. Степень наклона джойстика определяет скорость перемещения транспортного модуля. Для остановки транспортного модуля следует вернуть джойстик в начальное положение.
А.2.4.11 Для улучшения качества съемки при работе в темных условиях следует применять следующие операции:
А) Увеличение освещения камеры.
Повернуть регулятор света LIGHT под левым джойстиком вперед. Встроенное светодиодное кольцо при этом поэтапно становится ярче и качество изображения улучшается. Если изображение все же остается слишком темным, следует применить дополнительное освещение.
Б) Увеличение освещения с помощью применения дополнительного освещения.
Повернуть регулятор света LIGHT под правым джойстиком вперед. При этом включатся дополнительные лампы и качество изображения улучшится. Если изображение остается слишком темным, следует изменить установки затвора.
В) Установка скорости затвора.
В случае плохой освещенности в области осмотра или обследования можно улучшить качество изображения за счет продления времени экспозиции. Для этого, используя регулятор на левом жидкокристаллическом дисплее, ввести изменения в меню затвора "Shutter - Menu" (рисунок А.9).
Базовые установки (рекомендовано) включаются по нажатию кнопки Auto. При этом камера автоматически регулирует время экспозиции.
Рисунок А.9 - Панель меню управления временем выдержки затвора
Для увеличения времени экспозиции нажать кнопку "вниз" Down. Для сокращения времени экспозиции нажать кнопку "вверх" Up. Время экспозиции поддается регулировке в диапазоне от 1/50 сек до 1/3 сек для очень темной области и до 1/1000 сек для очень яркой области инспекции.
Для возвращения к стандартному времени экспозиции 1/50 сек нажать кнопку "переустановить" Reset .
А.2.4.12 По завершении сквозного прохода транспортным модулем по обследуемому объекту остановить модуль, остановить видеозапись нажатием сочетания клавиш [Ctrl] [V], переключить обзор на видеокамеру заднего вида нажатием кнопки 7 на пульте управления и начать движение к стартовой позиции задним ходом. Кабельный барабан при этом автоматически поддерживает кабель управления в натянутом состоянии и постепенно осуществляет его подмотку.
А.2.5 Разработка плана детального обследования объекта
А.2.5.1 План детального обследования объекта разрабатывается оператором на основании анализа видеозаписи, полученной в результате осмотра объекта с учетом положений программы обследования объекта.
А.2.5.2 Оператор осуществляет просмотр видеозаписи (а при необходимости и ее обработку с помощью специализированного программного комплекса WinCan ), фиксируя при этом местоположение обнаруженных повреждений и дефектов с помощью показаний датчика метража.
Полученная информация заносится в таблицу А.1. Данная таблица является основанием для проведения детального обследования.
Таблица А.1 - Примерная форма фиксации обнаруженных повреждений и дефектов
N пп |
Показания датчика метража |
Краткое описание предполагаемого повреждения или дефекта |
|
|
|
|
|
|
А.2.6 Проведение детального обследования
А.2.6.1 Провести подготовительные операции согласно пп. А.2.4.1 - А.2.4.7
А.2.6.2 Операции п. А.2.4.7 расширить за счет вывода на монитор показаний датчика крена и тангажа.
- показания датчика тангажа выводятся на монитор нажатием сочетания клавиш [Shift][Ctrl][1];
- показания датчика крена выводятся на монитор нажатием сочетания клавиш [Shift][Ctrl][8];
А.2.6.3 Не включая функции видеозаписи, начать движение транспортного модуля до показаний метража, соответствующего текущей позиции таблицы оперативного плана обследования (рисунок А.10).
А.2.6.4 Включить видеозапись и произвести детальную съемку выявленного повреждения или дефекта. В журнал проведения обследования занести показания датчика метража, а также показания счетчика видео в начале и окончании съемки, и, при необходимости, номера полученных цифровых фотоснимков.
А.2.6.5 Установить транспортный модуль в положение с нулевым креном в направлении продольной оси объекта и зафиксировать показания датчика тангажа. Занести показания датчика тангажа в журнал.
А.2.6.6 Определение ширины выявленной трещины или линейных размеров выявленного дефекта или повреждения осуществлять в следующем порядке:
- при помощи регулятора на левом дисплее перейти к меню "лазерные устройства наведения" "Laser Pointer Menu" (рисунок А.10). На мониторе при этом появятся две яркие точки. В зависимости от условий освещения, можно изменить интенсивность лазерных указателей в процентах нажатием соответствующей кнопки;
Рисунок А.10 - Панель меню "лазерные устройства наведения"
- установить головку камеры в необходимое положение с помощью левого джойстика таким образом, чтобы лазерные указатели находились в области дефекта или повреждения;
- произвести фотографирование полученного изображения с отметками лазерных указателей и занести номера фотографий в журнал.
Полученное изображение является основой для последующего определения размеров обследуемого дефекта. Размеры дефекта определяются при последующей обработке данных обследования соотнесением их с расстоянием между точками лазерного указателя.
Расстояние между точками лазерного указателя принимается:
а) для камеры SVC75: 34 мм,
б) для камеры SVC100 с функцией приближения: 45 мм.
- по завершении измерений отключить лазерные указатели посредством нажатия кнопки выключения OFF (рисунок А.10).
А.2.6.7 Получение первичных данных для определения эллипсности трубы.
При необходимости измерения эллипсности трубы на заданной отметке следует:
- подвести транспортный модуль к заданной отметке в соответствии с показаниями датчика метража, учитывая рекомендации п. А.2.4.1;
- установить транспортный модуль вдоль продольной оси обследуемого объекта с нулевым креном;
- при необходимости скомпенсировать тангаж транспортного модуля соответствующим наклоном головки камеры относительно продольной оси модуля;
- произвести фотографирование профиля трубы и занести номер фото в журнал;
Величина эллипсности трубы на заданной отметке определяется посредством обработки полученной фотографии с помощью программного комплекса WinCan.
А.2.6.8 Выполнять последовательность действий, определенную п А.2.6.2 - А.2.6.6 до тех пор, пока пункты таблицы А.1 плана детального обследования не будут исчерпаны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.