Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
Нолинского района
от 12.02.2020 N 103
Муниципальная программа
Нолинского района Кировской области "Развитие культуры"
22 апреля, 17 июля 2020 г.
Паспорт изменен. - Постановление Администрации Нолинского муниципального района Кировской области от 17 июля 2020 г. N 598
Паспорт
муниципальной программы Нолинского района Кировской области "Развитие культуры"
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Администрация Нолинского района |
Соисполнители муниципальной программы |
отсутствуют |
Наименование подпрограмм |
отсутствуют |
Наименование проектов |
отсутствуют |
Цели муниципальной программы |
Реализация роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности и общества в целом |
Задачи муниципальной программы |
- создание условий для удовлетворения населения качеством и доступностью культурно-массовых мероприятий; - развитие библиотечного дела и организация библиотечного обслуживания населения библиотеками ЦБС; - организация и поддержка народного творчества; - создание условий для организации предоставления дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства; - меры социальной поддержки работников учреждений культуры и образования в сфере культуры и искусства; - обеспечение развития творческого потенциала населения (организация работы учреждений клубного типа); - повышение квалификации работников учреждений культуры и образования в сфере культуры и искусства (в т.ч. обучение в высших и среднеспециальных образовательных учреждениях, участие в семинарах, тренингах, мастер-классах) ; - приобретение музыкальных инструментов, оборудования и материалов для детских школ искусств (по видам искусств) |
Сроки реализации муниципальной программы |
2020 - 2024 годы |
Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы |
- количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года; - количество выданных библиотечных документов; - увеличение численности посетителей культурно-досуговых мероприятий; - доля выпускников Нолинской школы искусств получивших по результатам аттестации оценки "хорошо" и "отлично" ; - количество творческих работников, получивших социальную выплату; - средняя численность участников клубных формирований (в муниципальных домах культуры) в расчете на 1 тыс. человек; - количество работников поступивших в государственные профессиональные образовательные организации сферы культуры и повысивших свою квалификацию; - доля детей, обучающихся в детской школе искусств по видам искусств, в общей численности обучающихся детей соответствующего муниципального образования. |
Ресурсное обеспечение муниципальной программы |
Общий объем финансирования муниципальной программы составит - 218309,404 тыс. руб., в том числе: федеральный бюджет - 6392,584 тыс. руб. областного бюджета - 41636,7 тыс. руб. бюджета Нолинского муниципального района: 170280,12 тыс. руб. |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В современном обществе культура играет основополагающую роль в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства, приобщении граждан к созданию и сохранению культурных ценностей.
Спад в развитии культуры в первом десятилетии двухтысячных годов был приостановлен, удалось расширить формы и увеличить объемы участия государства и общества в поддержке культуры.
Необходимо дальнейшее укрепление сети существующих учреждений культуры, учреждений образования в сфере культуры, поскольку именно они обеспечивают историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры и духовно-нравственных ценностей. В настоящее время культурно-досуговая система Нолинского района представляет собой крупную сеть учреждений культуры, в которую включены, в том числе:
1) МКУК "Нолинская ЦБС", учреждение подведомственное администрации Нолинского района, объединяет 20 библиотек-филиалов, в т.ч. городская детская и городская взрослая.
2) МОУ ДО Школа искусств имени Н.П. Жуйкова, учреждение подведомственное администрации Нолинского района, с филиалом в п. Аркуль.
3) МКУК "ЦКС" Нолинского района, учреждение подведомственное администрации Нолинского района, объединяет 12 культурно-досуговых учреждений - филиалов, в т.ч. районный дом культуры.
В 2019 году в Нолинском муниципальном районе работало 20 общедоступных библиотек, в которых трудились 47 человек. Ежедневно они открывали свои двери для читателей, постоянно расширяясь и совершенствуясь, предлагая новые формы библиотечно-библиографического и информационного обслуживания, внедряя в свою деятельность автоматизацию и информатизацию.
По количеству экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек в Нолинском районе составило 205,8 тыс. экземпляров. По объему электронного каталога - показатель16644 единиц записей.
Процент библиотек Нолинского района имеющих доступ в Интернет, составляет - 90%. По охвату населения Нолинского района библиотечным обслуживанием показатель107% .
Для повышения интереса к литературе и пропаганды чтения среди жителей области библиотеки проводят большое количество литературных, краеведческих и других мероприятий. Особой популярностью у населения пользуется Всероссийская акция "Библионочь", которая проходит ежегодно, начиная с 2012 года, с целью развития библиотечного и книжного дела, популяризации чтения, организации новых форматов культурного отдыха.
Наиболее актуальные проблемы в библиотеках Нолинского района - изношенность основных книжных фондов, остро стоит вопрос их комплектования; требуется модернизация материально-технической базы в соответствии с требованиями модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки.
12 учреждений культурно-досугового типа с общей численностью сотрудников 52 человека работают на удовлетворение общественных потребностей в сохранении и развитии традиционной народной культуры Нолинского района, поддержку любительского художественного творчества, декоративно-прикладного искусства.3 коллектива самодеятельного народного творчества в районном Доме культуры имеют звания "народный". Все они достойно представляют культуру Нолинского района на всероссийских, межрегиональных и областных фестивалях, конкурсах.
Нолинский район стал местом проведения всероссийского и межрегионального фестиваля-конкурса актерской песни имени народного артиста СССР Бориса Петровича Чиркова "Шар голубой".
В Нолинской школе искусств, в том числе в 1 филиале, находящемся в пгт. Аркуль преподают 12 преподавателей и обучается более 300 детей. В 2018 году Нолинская школа искусств стала победителем Проекта поддержки местных инициатив и получила свыше 500 тыс. рублей на ремонтные работы здания школы. 9 выпускников школы в 2018 - 2019 году продолжили обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Воспитанники школы неоднократные участники и победители областных и всероссийских музыкальных конкурсов.
К сожалению, учреждения культуры и учреждения образования в сфере культуры испытывают серьезные проблемы, которые в ближайшем будущем могут привести к их сокращению. Так библиотекам, музеям, учреждениям культурно-досугового типа, школам искусств требуются модернизация материально-технической базы, а также капитальный ремонт зданий вследствие недостаточного финансирования.
Серьезной проблемой остается старение кадров. В связи с отсутствием жилья, молодым и талантливым специалистам приходится уезжать в другие регионы, а выпускники, продолжившие обучение в образовательных организациях высшего образования, не спешат искать работу по специальности в Нолинском районе. По этой же причине учреждения культуры и образовательные организации в сфере культуры не имеют возможности привлечь для работы высококвалифицированных специалистов, что приводит к недостаточной укомплектованности кадрами.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
1. Приоритеты политики органов местного самоуправления в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, сроки реализации муниципальной программы
Приоритеты политики органов местного самоуправления в сфере развития культуры сформированы на основе положений:
Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле";
Указа Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р;
Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р;
закона Кировской области от 28.12.2005 N 395-ЗО "О культуре";
закона Кировской области от 28.08.1997 N 11-ЗО "О библиотечном деле Кировской области";
закона Кировской области от 14.10.2013 N 320-ЗО "Об образовании в Кировской области";
Стратегии социально-экономического развития Кировской области;
Программой социально-экономического развития муниципального образования Нолинский муниципальный район.
Целью муниципальной программы является реализация роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности и общества в целом.
Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:
1. Создание условий для удовлетворения населения качеством и доступностью культурно-массовых мероприятий.
2. Развитие библиотечного дела и организация библиотечного обслуживания населения библиотеками ЦБС;
3. Организация и поддержка народного творчества;
4. Создание условий для организации предоставления дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства;
5. Меры социальной поддержки работников учреждений культуры и образования в сфере культуры и искусства
6. Обеспечение развития творческого потенциала населения (организация работы учреждений клубного типа)
7. Повышение квалификации работников учреждений культуры и образования в сфере культуры и искусства (в т.ч.обучение в высших и средне -специальных образовательных учреждениях, участие в семинарах, тренингах, мастер-классах).
8. Приобретение музыкальных инструментов, оборудования и материалов для детских школ искусств (по видам искусств)
Целевыми показателями эффективности реализации муниципальной программы будут являться:
- количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года;
- количество выданных библиотечных документов;
- увеличение численности посетителей культурно-досуговых мероприятий;
- доля выпускников Нолинской школы искусств получивших по результатам аттестации оценки "хорошо" и "отлично";
- количество творческих работников, получивших социальную выплату;
- средняя численность участников клубных формирований (в муниципальных домах культуры) в расчете на одну тысячу человек;
- количество поступивших в государственные профессиональные образовательные организации сферы культуры и повысивших свою квалификацию;
- доля детей, обучающихся в детской школе искусств по видам искусств Кировской области, в общей численности обучающихся детей соответствующего муниципального образования.
Сведения о целевых показателях эффективности реализации муниципальной программы приведены в приложении N 1.
Методика расчета значений целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы приведена в приложении N 2.
Срок реализации муниципальной программы: 2020 - 2024 годы.
3. Обобщенная характеристика отдельных мероприятий, проектов муниципальной программы
3.1. Решение задачи "Создание условий для удовлетворения населения качеством и доступностью культурно-массовых мероприятий" будет осуществляться путем реализации следующих отдельных мероприятий:
3.1.1. "Комплектование книжных фондов муниципальных общедоступных библиотек и государственных центральных библиотек субъектов Российской Федерации";
3.1.2. "Подключение муниципальных общедоступных библиотек и государственных центральных библиотек Российской Федерации к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и развитие библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки"
3.1.3. "Развитие и укрепление материально-технической базы муниципальных Домов культуры, расположенных в малых городах с числом жителей до 50 тыс. человек и (или) сельской местности"
3.2. Решение задачи "Развитие библиотечного дела и организация библиотечного обслуживания населения библиотеками ЦБС" будет осуществляться путем проведения отдельного мероприятия "Организация библиотечного обслуживания населения Нолинского района библиотеками ЦБС" , которое предполагает реализацию следующих мероприятий:
"Совершенствование материально-технической базы и организация информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей";
"Качественное формирование и обеспечение сохранности библиотечных фондов, в т.ч. редких и особо ценных документов";
"Сохранение и развитие кадрового потенциала ЦБС повышение профессионального уровня сотрудников библиотек";
"Создание безопасных и комфортных условий для организации библиотечного обслуживания и проведения культурно-просветительских и интеллектуально - досуговых мероприятий".
3.3. Решение задачи "Организация и поддержка народного творчества" будет осуществляться путем проведения отдельного мероприятия "Развитие культуры Нолинского района" которое предполагает реализацию следующих мероприятий:
"Информационно-консультативная работа с кадрами";
"Организация и проведение социально-значимых районных и другого уровня мероприятий";
"Поддержка деятельности учреждений культуры по внедрению новых технологий в работе и техническому оснащению";
3.4. Решение задачи "Создание условий для организации предоставления дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства" будет осуществляться путем проведения двух отдельных мероприятий: "Организация дополнительного образования детей в сфере культуры в Нолинском районе" и "Приобретение путем реализации следующих мероприятий:
"Выявление одаренных детей и подростков, их образование и творческое развитие";
"Создание комфортных и безопасных условий для проведения образовательного процесса";
"Совершенствование материально-технической базы и методического обеспечения Школы искусств";
"Обеспечение подготовки и повышения квалификации кадров для педагогических работников дополнительного образования в сфере культуры и искусства";
"Приобретение музыкальных инструментов, оборудования и материалов для детских школ искусств (по видам искусств" в МОУ ДО Нолинского района Кировской области "Школа искусств имени Н.П. Жуйкова".
3.5. Решение задачи "Меры социальной поддержки работников учреждений культуры и образования в сфере культуры и искусства" будет осуществляться путем реализации отдельного мероприятия "Социальная поддержка граждан", которое предполагает реализацию следующего мероприятия
"Возмещение расходов работникам учреждений культуры связанных с коммунальными платежами".
3.6. Решение задачи "Обеспечение развития творческого потенциала населения" будет осуществляться путем проведения отдельного мероприятия "Создание условий для организации досуга и обеспечение жителей муниципального образования Нолинский муниципальный район услугами культурно-досуговых учреждений", которое предполагает реализацию следующих мероприятий:
"Укрепление материально-технической базы";
"Кадровое обеспечение";
"Создание безопасных и комфортных условий для организации культурно - массовых мероприятий" и занятий клубных формирований";
"Развитие сферы культурно - досуговой деятельности".
3.7. Решение задачи "Повышение квалификации работников учреждений культуры и образования в сфере культуры и искусства" будет осуществляться путем реализации отдельного мероприятия "Обеспечение подготовки и повышения квалификации кадров для учреждений сферы культуры"
3.8. Решение задачи Приобретение музыкальных инструментов, оборудования и материалов для детских школ искусств (по видам искусств) будет осуществляться путем реализации отдельного мероприятия "Приобретение музыкальных инструментов, оборудования и материалов для детских школ искусств (по видам искусств) в МОУ ДО Нолинского района Кировской области "Школа искусств имени Н.П. Жуйкова"
Раздел 4 изменен. - Постановление Администрации Нолинского муниципального района Кировской области от 17 июля 2020 г. N 598
4. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Общая сумма бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы за счет всех источников финансирования составит 218309,404 тыс. рублей, в том числе:
Средства федерального бюджета - 6392,584 рубля;
средства областного бюджета - 41636,7 тыс. рублей;
средства бюджета Нолинского района - 170280,12 тыс. рублей.
Объемы финансирования муниципальной программы по основным направлениям финансирования приведены в таблице 1.
Таблица 1
Объемы финансирования муниципальной программы по основным направлениям финансирования (тыс. рублей)
Основные направления финансирования |
Объемы финансирования муниципальной программы в 2020 - 2024 годах |
|||||
всего |
в том числе |
|||||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||
всего по муниципальной программе |
218309,404 |
52129,604 |
41533,1 |
41548,9 |
41548,9 |
41548,9 |
том числе: |
|
|
|
|
|
|
Федеральный бюджет |
6392,584 |
6392,584 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Областной бюджет |
41636,7 |
12386,7 |
7311 |
7313 |
7313 |
7313 |
Бюджет Нолинского района |
170280,12 |
33350,32 |
34222,1 |
34235,9 |
34235,9 |
34235,9 |
Ресурсное обеспечение муниципальной программы представлено в приложении N 3.
5. Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками
Для успешной реализации поставленных задач муниципальной программы был проведен анализ рисков, которые могут повлиять на ее выполнение.
К рискам реализации муниципальной программы следует отнести следующие:
5.1. Финансовые риски.
Финансовые риски относятся к наиболее важным. Любое сокращение финансирования со стороны федерального и областного и местного бюджетов повлечет неисполнение мероприятий муниципальной программы и, как следствие, ее невыполнение.
К финансовым рискам также относятся неэффективное и нерациональное использование ресурсов муниципальной программы.
5.2. Законодательные риски.
В период реализации муниципальной программы на федеральном уровне планируется принятие федерального закона о культуре, внесение изменений в нормативные правовые акты как на федеральном уровне, в частности в Основы законодательства Российской Федерации о культуре, так и на областном уровне. Это, возможно, повлечет за собой корректировку поставленных целей.
В целях снижения законодательных рисков планируется своевременное внесение изменений в действующую муниципальную нормативную базу, а при необходимости - и возможных изменений в финансирование муниципальной программы.
Для всех видов рисков главными мерами по управлению ими являются своевременно принятые управленческие решения на основании проведения мониторинга реализации муниципальной программы и корректировка мероприятий муниципальной программы с учетом выделенного на их реализацию ресурсного обеспечения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.