Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Владимирской области
от 4 марта 2020 г. N 135
Региональная программа
"Поддержка и развитие системы распространения печатной продукции во Владимирской области на 2020 - 2021 годы"
Паспорт региональной программы
Наименование региональной программы |
Поддержка и развитие системы распространения печатной продукции во Владимирской области на 2020 - 2021 годы (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы |
Департамент развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации области (далее - ДРПТ) |
Соисполнители Программы |
Органы местного самоуправления (далее - ОМСУ) (по согласованию) |
Цель Программы |
Развитие системы распространения печатной продукции с использованием нестационарных торговых объектов (далее - НТО) |
Задачи Программы |
- повышение рентабельности действующих НТО распространения печатной продукции; - обеспечение инфраструктурной доступности печатной продукции для населения; - организация оперативного взаимодействия между органами власти, ОМСУ и хозяйствующими субъектами в целях дальнейшего развития системы распространения печатной продукции с использованием НТО |
Целевые показатели и индикаторы Программы |
- достижение показателя норматива минимальной обеспеченности населения площадью НТО по продаже печатной продукции |
Этапы и сроки реализации Программы |
2020 - 2021 годы без деления на этапы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансового обеспечения Программы составляет 0,0 тыс. рублей, в том числе: 2020 год - 0 тыс. руб.; 2021 год - 0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Развитие системы распространения печатной продукции во Владимирской области, оцениваемой через достижение показателя норматива минимальной обеспеченности населения площадью НТО по продаже печатной продукции |
1. Общая характеристика сферы реализации программы, формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пунктом 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25.09.2019 N Пр-1983 по итогам встречи с руководителями российских печатных средств массовой информации (далее - СМИ) 20.02.2019.
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.
В системе СМИ, которая включает периодические печатные СМИ, радиопередачи, телевидение, цифровые СМИ и иные формы распространения массовой информации, важное место принадлежит прессе. Печатные издания выполняют социально значимую и культурную функцию, прежде всего, за счет максимально полного и компетентного информирования граждан обо всех наиболее важных событиях и явлениях, происходящих в обществе. С помощью печатных СМИ государство формирует представления граждан об общественных процессах, побуждает к политическим и социальным действиям, осуществляет приобщение населения к общественно-политическим ценностям, нормам и образцам поведения.
Кроме этого, печатные СМИ являются одним из важнейших средств сохранения и развития государственного языка.
К общим тенденциям развития российского рынка распространения печатной продукции на современном этапе можно отнести:
- отток читательской аудитории печатных СМИ в интернет (особенно существенно это отражается на газетной продукции). Стремительный рост пользователей интернета, дигитализация СМИ, развитие IT-технологий и мобильных устройств для чтения контента значительно влияет на перспективы развития печатных СМИ;
- резкое увеличение числа каналов, по которым распространяется содержание СМИ. Данный процесс может полностью изменить систему СМИ и коммуникации;
- снижение рентабельности всех форматов распространения периодической печати;
- рост розничных цен во всех форматах торговли прессой, причинами которого является рост затрат издателей на изготовление печатного продукта и сокращение доходов от рекламы;
- сокращение количества проданных тиражей на один торговый объект прессы из-за сокращения читательского спроса большинства периодических изданий;
- сложность определения ценовой политики распространения прессы. С одной стороны, низкие цены делают прессу доступным информационным продуктом для широких масс населения. С другой стороны, распространитель получает низкий доход, не способный покрыть издержки на организацию продаж. Рост цен на периодическую продукцию снижает ее уровень доступности для населения, приводит к дальнейшим потерям читательской аудитории и уходу части потребителей к бесплатной информации в интернете или бесплатной прессе.
Указанные негативные тенденции приводят к сокращению количества специализированных объектов по продаже прессы, в частности, киосков прессы. По расчетам экономистов отрасли, положительный финансовый результат наступает у сети, имеющей не менее 100 киосков прессы. Радикальное сокращение количества киосков прессы приведет к сокращению рынка периодической печати до сотни наименований глянцевых журналов, продающихся в сетях розничной торговли.
В связи с ростом постоянных затрат распространителя на фоне сокращения продаж периодической печати на один торговый объект ежегодно увеличивается составляющая фонда оплаты труда продавцов, затрат на аренду и коммунальные платежи, затраты на логистику по причине роста цен на горюче-смазочные материалы.
Усугубляет ситуацию ограничение перечня товаров, реализуемых в киосках (павильонах) прессы, в том числе запрет на продажу табачных изделий и других траффикообразующих товаров в киосках. Продажа печатной продукции не позволяет получать минимальный уровень дохода для обеспечения положительного уровня рентабельности. Только 30-40% периодической печати рентабельны в распространении. Повышение дохода за счет роста цен на прессу приводит к потерям читательской аудитории и дальнейшему ухудшению показателя рентабельности. Расширенный список доходообразующих товаров и услуг может обеспечить киоскам (павильонам) печатной продукции необходимый уровень рентабельности бизнеса, а населению региона широкий выбор печатной продукции.
В связи с тем, что сам бизнес распространения печатной продукции является низкорентабельным, компании не могут формировать фонды для модернизации и развития современных форматов торговли, повышения технологического оснащения пунктов продаж.
Вместе с тем реализация печатной продукции через киоски и иные малые форматы торговли - павильоны, пресс-стенды, продажа прессы с рук или лотков является ключевым и безальтернативным каналом реализации периодических, прежде всего, ежедневных печатных СМИ. Без этих каналов сбыта не может существовать газетно-журнальный издательский бизнес. Кроме этого развитие такого формата торговли положительно влияет на социально экономическое положение региона. Например, в крупнейшем розничном распространителе печатных СМИ во Владимирской области - АО Владимирская торговая фирма "Печать" работает более 400 сотрудников.
Постановлением ДРПТ от 29.08.2018 N 16 утвержден ассортимент сопутствующих товаров, реализуемых в газетно-журнальных киосках без применения контрольно-кассовой техники на территории региона. Данным постановлением разрешается реализация 17 видов товаров, в том числе отдельных видов продовольственных товаров. Вместе с тем данный перечень может быть расширен по согласованию с Управлением Роспотребнадзора во Владимирской области.
Норматив минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции утвержден постановлением ДРПТ от 05.12.2016 N 11 и составляет 1,3 торговых объекта на 10 тысяч человек. В настоящее время на территории области фактическая обеспеченность составляет 1,4 торговых объекта, что превышает норматив на 11%. В пересчете на общую численность населения региона необходимое количество НТО по продаже печатной продукции по нормативу составляет 178 единиц, а фактическое количество - 197 единиц. Тем не менее динамика обеспечения населения указанными площадями показывает негативную тенденцию. Общее количество киосков и павильонов по продаже печатной продукции по сравнению с 2018 годом уменьшилось на 10 единиц и при непринятии мер данная тенденция может продолжиться.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) их достижения; основные ожидаемые конечные результаты программы, сроки и этапы ее реализации
Система распространения печатной продукции является региональным ресурсом, формой реализации конституционного права граждан на получение информации, инструментом обеспечения свободы слова и формирования единого информационного пространства, укрепления информационной безопасности.
Для многих граждан печатные СМИ являются авторитетным источником новостной, аналитической и развлекательной информации.
В ряде случаев получение печатных СМИ может быть наиболее доступным способом получения информации (например, в небольших удаленных поселках).
Возможность приобретать печатные СМИ в удобных для населения местах является индикатором качества жизни населения области.
Учитывая, что основная задача системы НТО по продаже печатной продукции - это своевременное доведение до жителей региона различного рода информации с целью обеспечения конституционного права всех граждан на получение информации, - приоритетами государственной политики в сфере обеспечения граждан путем доступа к печатной продукции являются:
- обеспечение соблюдения прав граждан на доступ к компетентной новостной, аналитической и развлекательной информации;
- улучшение инфраструктурной обеспеченности населения торговыми объектами розничного распространения печатной продукции;
- обеспечение стабильного и эффективного розничного распространения печатной продукции, повышения качества оказания услуг населению;
- создание условий для развития и модернизации системы розничного распространения прессы путем внедрения инновационных форматов торговых объектов розничного распространения печатной продукции, имеющих расширенный ассортимент товаров и услуг населению.
Исходя из приоритетов государственной политики, сформулирована цель Программы - развитие системы распространения печатной продукции с использованием НТО, которая характеризуется индикатором "Достижение показателя норматива минимальной обеспеченности населения площадью НТО по продаже печатной продукции".
Достижение цели предполагается посредством решения трех задач:
- повышение рентабельности действующих НТО распространения печатной продукции;
- обеспечение инфраструктурной доступности печатной продукции для населения;
- организация оперативного взаимодействия между органами власти, ОМСУ и хозяйствующими субъектами в целях дальнейшего развития системы распространения печатной продукции с использованием НТО.
Осуществляя комплексную реализацию поставленных задач для достижения значимых результатов, Программа является наиболее целесообразной формой достижения поставленной цели по дальнейшему развитию системы распространения печатной продукции с использованием НТО, направленной на обеспечение жителей области компетентной новостной, аналитической и развлекательной информацией.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы и их значениях приведены в таблице 1.
Программа реализуется в один этап. Срок реализации Программы: 2020 - 2021 годы.
3. Обобщенная характеристика основных мероприятий программы
В рамках реализации Программы планируется выполнение основных мероприятий, исходя из необходимости достижения ее цели и задач:
Для решения задачи "повышение рентабельности действующих НТО распространения печатной продукции" реализуются мероприятия:
- основное мероприятие 1. Актуализация ассортимента сопутствующих товаров, реализуемых в газетно-журнальных киосках (павильонах) без применения контрольно-кассовой техники на территории Владимирской области.
- основное мероприятие 2. Предоставление льготных условий для размещения НТО по продаже печатной продукции.
Для решения задачи "обеспечение инфраструктурной доступности печатной продукции для населения" реализуются мероприятия:
- основное мероприятие 3. Разработка и принятие нормативных правовых актов Владимирской области в сфере размещения НТО в соответствии с федеральным законодательством.
- основное мероприятие 4. Разработка и принятие муниципальных правовых актов в сфере размещения НТО в соответствии с федеральным и областным законодательством.
- основное мероприятие 5. Актуализация норматива минимальной обеспеченности населения площадью НТО по продаже печатной продукции.
Для решения задачи "организация оперативного взаимодействия между органами власти, ОМСУ и хозяйствующими субъектами в целях дальнейшего развития системы распространения печатной продукции с использованием НТО" реализуются мероприятия:
- основное мероприятие 6. Мониторинг достижения норматива минимальной обеспеченности населения площадью НТО по продаже печатной продукции.
- основное мероприятие 7. Разработка и доведение до органов местного самоуправления рекомендаций о мерах, направленных на развитие системы распространения печатной продукции с использованием НТО.
- основное мероприятие 8. Организация взаимодействия с органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, осуществляющими реализацию печатной продукции в целях определения тенденций и выработки дополнительных мер по развитию системы торговли печатной продукцией.
Муниципальные образования Владимирской области осуществляют мероприятия в рамках Программы по согласованию, без финансового участия.
Перечень основных мероприятий Программы представлен в таблице 2.
4. Ресурсное обеспечение программы
Общий объем финансового обеспечения Программы составляет 0,0 тыс. руб., в том числе:
2020 год - 0,0 тыс. руб.;
2021 год - 0,0 тыс. руб.
5. Прогноз конечных результатов реализации программы
Реализация Программы позволит обеспечить развитие региональной системы распространения печатной продукции за счет взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов. Это позволит в результате обеспечить население торговыми объектами розничного распространения печатной продукции, своевременное доведение до жителей региона различного рода информации с целью соблюдения конституционного права всех граждан на ее получение.
Основными ожидаемыми результатами реализации Программы будет дальнейшее развитие эффективной региональной системы распространения печатной продукции с использованием НТО, оцениваемой через целевой показатель: достижение норматива минимальной обеспеченности населения площадью НТО по продаже печатной продукции.
Значения целевого показателя Программы по годам ее реализации представлены в таблице 1.
6. Порядок и методика оценки эффективности программы
Эффективность Программы определяется на основании степени выполнения целевых показателей Программы и основных мероприятий Программы.
7. Анализ рисков реализации программы и описание мер управления рисками реализации программы
В рамках реализации Программы могут быть выделены следующие риски ее реализации.
Правовые риски:
Правовые риски связаны с изменением федерального законодательства в части изменений правил торговли в НТО, что может привести к пересмотру отдельных мероприятий программы. Кроме того, отдельные риски в части предоставления поддержки НТО связаны с реализацией органами местного самоуправления своих полномочий. В целях эффективной реализации Программы необходимо внесение изменений в отдельные муниципальные правовые акты.
Для минимизации воздействия данной группы рисков планируется проведение мониторинга планируемых изменений в федеральном законодательстве и организация взаимодействия с органами местного самоуправления.
Социально-экономические риски:
Рост цен на периодическую продукцию снижает уровень ее доступности для населения, приводит к дальнейшим потерям читательской аудитории и уходу части потребителей к бесплатной информации в интернете или бесплатной прессе. Рост постоянных затрат при сокращении продаж периодической печати на один торговый объект на фоне низкой покупательной способности населения может привести к отрицательной рентабельности НТО и их закрытию, несмотря на предлагаемые меры поддержки.
Меры управления рисками:
При реализации Программы предусматриваются меры, направленные на снижение указанных рисков и достижение предусмотренных в ней конечных результатов.
Меры по управлению рисками реализации Программы основаны на:
- годовом периоде проведения мероприятий Программы, что позволяет приостановить реализацию отдельных мероприятий в случае наступления указанных негативных сценариев развития;
- регулярном анализе результатов реализации Программы, возможности корректировки мероприятий Программы по результатам проведенного мониторинга и анализа.
В целях минимизации рисков в процессе реализации Программы предусматриваются:
- осуществление эффективного контроля;
- мониторинг выполнения Программы, регулярный анализ реализации мероприятий Программы;
- осуществление своевременных корректировок мероприятий и показателей (индикаторов) Программы в зависимости от промежуточных результатов реализации Программы;
- применение мер по координации деятельности участников Программы, таких как правовое регулирование, организация взаимодействия между заинтересованными органами государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, методическое сопровождение.
Принятие мер по управлению рисками осуществляется ответственным исполнителем Программы в процессе мониторинга реализации Программы и оценки ее эффективности и результативности.
Таблица 1
Сведения
об индикаторах и показателях региональной программы "Поддержка и развитие системы распространения печатной продукции во Владимирской области на 2020 - 2021 годы" и их значениях
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значения показателей |
|||
текущий год |
первый год реализации |
второй год реализации |
Всего за время реализации |
||
2019 |
2020 |
2021 |
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Региональная программа "Поддержка и развитие системы распространения печатной продукции во Владимирской области на 2020 - 2021 годы" | |||||
Достижение показателя норматива минимальной обеспеченности населения площадью НТО по продаже печатной продукции |
Норматив достигнут да/нет |
да |
да |
да |
- |
Таблица 2
Перечень
основных мероприятий региональной программы "Поддержка и развитие системы распространения печатной продукции во Владимирской области на 2020 - 2021 годы"
N п/п |
Номер и наименование основного мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок |
Ожидаемый непосредственный результат |
Связь мероприятия с показателями программы |
|
начала реализации |
окончания реализации |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Основное мероприятие 1. Актуализация ассортимента сопутствующих товаров, реализуемых в газетно-журнальных киосках (павильонах) без применения контрольно-кассовой техники на территории Владимирской области |
ДРПТ |
2020 |
2020 |
Принятие нормативного правового акта ДРПТ |
Достижение показателя норматива минимальной обеспеченности населения площадью НТО по продаже печатной продукции |
2. |
Основное мероприятие 2. Предоставление льготных условий для размещения НТО по продаже печатной продукции. |
ОМСУ (по согласованию) |
2020 |
2021 |
Принятие муниципальных правовых актов |
Достижение показателя норматива минимальной обеспеченности населения площадью НТО по продаже печатной продукции. |
3. |
Основное мероприятие 3. Разработка и принятие нормативных правовых актов Владимирской области в сфере размещения НТО в соответствии с федеральным законодательством |
ДРПТ |
2020 |
2021 |
Принятие нормативных правовых актов ДРПТ |
Достижение показателя норматива минимальной обеспеченности населения площадью НТО по продаже печатной продукции |
4. |
Основное мероприятие 4. Разработка и принятие муниципальных правовых актов в сфере размещения НТО в соответствии с федеральным и областным законодательством |
ОМСУ (по согласованию) |
2020 |
2021 |
Принятие муниципальных правовых актов |
Достижение показателя норматива минимальной обеспеченности населения площадью НТО по продаже печатной продукции |
5. |
Основное мероприятие 5. Актуализация норматива минимальной обеспеченности населения площадью НТО по продаже печатной продукции |
ДРПТ |
2020 |
2020 |
Принятие нормативного правового акта ДРПТ |
Достижение показателя норматива минимальной обеспеченности населения площадью НТО по продаже печатной продукции |
6. |
Основное мероприятие 6. Мониторинг достижения норматива минимальной обеспеченности населения площадью НТО по продаже печатной продукции |
ДРПТ, ОМСУ (по согласованию) |
2020 |
2021 |
Отчет (ежеквартально) |
Достижение показателя норматива минимальной обеспеченности населения площадью НТО по продаже печатной продукции |
7. |
Основное мероприятие 7. Разработка и доведение до органов местного самоуправления рекомендаций о мерах, направленных на развитие системы распространения печатной продукции с использованием НТО |
ДРПТ |
2020 |
2021 |
Направлено рекомендаций (ед.) 2020 - 1 2021 - 1 |
Достижение показателя норматива минимальной обеспеченности населения площадью НТО по продаже печатной продукции |
8. |
Основное мероприятие 8. Организация взаимодействия с органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, осуществляющими реализацию печатной продукции в целях определения тенденций и выработки дополнительных мер по развитию системы торговли печатной продукцией. |
ДРПТ |
2020 |
2021 |
Проведено мероприятий (ед.) 2020 - 1 2021 - 1 |
Достижение показателя норматива минимальной обеспеченности населения площадью НТО по продаже печатной продукции. |
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Владимирской области от 4 марта 2020 г. N 135 "Об утверждении региональной программы "Поддержка... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.