Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Министерства
образования, науки и высшего
образования Республики
Крым от 09.01.2020 г. N 02
Примерное
положение о порядке организации обучения студентов в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров
I. Общие положения
1.1. Положение о порядке организации обучения студентов в условиях Практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров (наименование образовательной организации) (далее - Положение) разработано в целях:
- достижения сбалансированности спроса и предложения в кадрах и специалистах на региональном рынке труда с учетом текущих и перспективных потребностей работодателей;
развития социального партнерства и механизмов сетевого взаимодействия между (наименование образовательной организации) (далее - 00) И организациями/предприятиями региона (далее - организации-партнеры);
- повышения качества подготовки конкурентоспособного выпускника в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) и соответствующих профессиональных стандартов, а также на основании Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
1.2. Настоящее Положение определяет порядок подготовки кадров в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы реализации основных профессиональных образовательных программ (далее - ОПОП, образовательная программа) в очной форме совместно в 00 и профильных организациях-партнерах, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных ОПОП, с которыми заключены договоры о порядке организации обучения студентов в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров (прилагается).
1.3. Дуальное обучение - это форма реализации ОПОП с сетевым взаимодействием, построенная на условиях социального партнерства, максимально нацеленная на формирование новой модели профессиональной подготовки кадров в соответствии с реальными требованиями работодателей, основанная на взаимодействии 00 и организаций-партнеров.
1.4. Образовательная программа разрабатывается ОО, согласовывается с организациями-партнерами в соответствии с действующим законодательством и предусматривает:
освоение студентами общих и профессиональных компетенций по специальности (профессии) в соответствии с ФГОС и рабочими программами учебных дисциплин;
приобретение студентами практического опыта с учетом содержания дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с ФГОС;
возможность совмещения обучения в 00 и на базе организаций- партнеров согласно графику учебного процесса при условии обеспечения выполнения ФГОС.
1.5. Целью организации образовательного процесса в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров является качественное освоение студентами общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС.
1.6. Ответственность за организацию и проведение дуального обучения студентов несет 00.
II. Организация-партнер в практико-ориентированной (дуальной) системе подготовки кадров
2.1. Организация-партнер в своей деятельности в рамках практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров руководствуется настоящим Положением и договором о порядке организации обучения студентов в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров.
2.2. Организацией-партнером может быть предприятие (или организация):
2.2.1. обладающее:
необходимыми кадровыми ресурсами;
оборудованием, необходимым для осуществления практического обучения и иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой;
2.2.2. заключившее
с 00 договор о порядке организации обучения студентов в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров;
2.2.3. готовое:
создавать и развивать институт наставничества на рабочем месте и развивать корпоративные стимулы для наставников (материальное, нематериальное вознаграждение);
формировать единую нормативно-правовую основу функционирования производственно-образовательной среды;
принимать участие в переподготовке педагогических работников ПОО, в том числе обеспечивать стажировку преподавателей профессиональных дисциплин и мастеров производственного обучения 00 в установленном порядке;
осуществлять практическое обучение студентов и оказывать всестороннюю практическую помощь 00 в создании необходимых условий для формирования личностных качеств будущего специалиста;
участвовать в модернизации материально-технической базы 00 и оказывать помощь в обеспечении 00 методической литературой, участвовать в разработке рабочих программ учебных дисциплин и междисциплинарных курсов, программ учебной и производственной практики студентов;
осуществлять меры поддержки студентов от предприятия: предоставлять на бесплатной основе студенту средства обучения, оборудование, специальную одежду (форму) по действующим нормативам, расходные материалы, необходимые для освоения программы практики, на период прохождения обучения и проведения промежуточной и итоговой аттестации.
2.3. Организация-партнер имеет право:
осуществлять материальное стимулирование студентов при прохождении длительной производственной практики, за успехи в конкурсах профессионального мастерства и за работу по реализации проектов;
зачислять при наличии вакантных должностей практиканта в штат работников, по окончании обучения в 00 зачислять в штат на постоянной основе;
трудоустраивать выпускников, успешно завершившим образование в рамках практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров; осуществлять доставку своим транспортом до места обучения; организовывать питание студентов в период нахождения на предприятии; принимать участие в педагогическом аудите качества теоретического обучения в соответствии с требованиями ФГОС и профессиональными стандартами, контролировать максимальное использование на занятиях учебно-материальной базы мастерских, лабораторий, кабинетов;
совместно с ОО разрабатывать и осуществлять планы совместной работы по проведению конкурсов профессионального мастерства, профессиональных праздников, научно-практических конференций и других мероприятий, имеющих воспитательный характер и направленных на формирование компетентной, социально ответственной личности;
совместно с 00 принимать участие в профориентации молодежи, предоставляя актуальную информацию об организации-партнере; знакомить обучающихся образовательных организаций с основами востребованных профессий, перспективами трудоустройства; проводить на своей базе профориентационные экскурсии.
2.4. Руководитель организации-партнера несет ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий труда студентов ОО, соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности в период их обучения на своей базе.
III. Организация образовательного процесса в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров
3.1. Организация образовательного процесса в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров в организациях-партнерах регламентируется:
настоящим Положением;
образовательной программой, рабочим учебным планом по программе, соответствующими приказами;
договорами о порядке организации обучения студентов в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров между ОО и организациями-партнерами.
3.2. В договоре о порядке организации обучения студентов в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров указывается:
вид, уровень и (или) направленность ОПОП, реализуемой с использованием сетевой формы;
статус студентов, направляемых на дуальное образование в организации-партнеры, порядок организации академической мобильности студентов;
условия и порядок осуществления образовательной деятельности по программе дуального образования, в том числе распределение обязанностей между колледжем и организациями-партнерами, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей программы дуального образования;
выдаваемые документы об образовании и (или) о квалификации (в случае, если ФГОС СПО в рамках одного из видов профессиональной деятельности по результатам освоения модуля ОПОП предусмотрено освоение рабочей профессии);
срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
3.3. Для организации образовательного процесса в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров:
3.3.1. Образовательная организация:
разрабатывает и утверждает Положение о практико-ориентированной (дуальной) системе подготовки кадров (наименование образовательной организации);
обеспечивает информирование студентов о практико-ориентированной (дуальной) форме реализации образовательной программы;
организует заключение договоров о порядке организации обучения студентов в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров между ОО и организациями-партнерами, а также договоров об обучении в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров между студентами и организациями-партнерами;
издает приказы об организации образовательного процесса, о направлении студентов в организации-партнеры, закреплении за каждой группой обучающихся кураторов (мастеров производственного обучения или преподавателей);
несёт ответственность за получение студентами в полном объеме образования в соответствии с ФГОС и ОПОП, выдачу документа об образовании и (или) квалификации в случае успешной сдачи квалификационного экзамена студентами;
обеспечивает выполнение студентами указаний мастера производственного обучения, преподавателя, наставника, касающихся процесса обучения и производственной практики;
обеспечивает выполнение куратором (мастером производственного обучения, преподавателем) ФГОС, ОПОП, рабочих программ учебных дисциплин, должностной инструкции и обязанностей (в том числе по заполнению журнала учета проводимых занятий, контролю за ведением дневника студентами, систематическому внесению данных об успеваемости студентов в групповой журнал и дневник производственной практики);
3.3.2. ОО совместно с организациями-партнерами:
согласовывает образовательную программу, в том числе рабочий учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей и учебно-методические комплексы к ним, включая программы практик на базе организаций-партнеров и оценочные средства;
организует и контролирует самостоятельную работу студентов; согласовывает с организациями-партнерами сроки реализации образовательной программы и списочный состав студентов, направляемых на обучение;
организует процедуру оценки общих и профессиональных компетенций студентов по ОПОП в соответствии с ФГОС и рабочими программами учебных дисциплин и профессиональных модулей;
обеспечивает учет результатов освоения студентами видов профессиональной деятельности на предприятии;
3.3.3. Организация-партнер:
заключает договор о порядке организации обучения студентов в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров с ОО в срок до 1 сентября текущего года;
согласовывает разработанные ОО ОПОП, в том числе рабочий учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей и учебно-методические комплексы к ним, включая программы практик на базе организаций-партнеров и оценочные средства;
согласовывает сроки реализации образовательной программы и списочный состав студентов, направляемых на обучение;
принимает студентов на обучение в количестве и в сроки, согласованные с ОО;
издает приказ о зачислении студентов на производственное обучение и производственную практику с указанием специальностей/профессий, конкретных рабочих мест, видов выполняемых работ;
заключает со студентами договоры об обучении в условиях практико-ориентированной (дуальной) системы подготовки кадров;
знакомит студентов с правилами внутреннего распорядка и иными общеобязательными нормами и правилами;
закрепляет за студентами наставников из числа наиболее квалифицированных специалистов для обучения их практическим знаниям и приемам в работе по каждому направлению ОПОП;
предоставляет студентам рабочие места, соответствующие требованиям учебных программ и квалификационных характеристик, на время, отводимое учебным планом;
не допускает перевод студентов на работы, не предусмотренные программой производственной практики;
знакомит студентов с формами организации и стимулирования труда в рыночных экономических условиях, с новым оборудованием и технологиями, с передовыми методами труда, с возможностями трудоустройства;
обеспечивает студентов на период реализации ОПОП методической литературой, технической документацией, материалами, инструментами, приспособлениями, оборудованием, расходными материалами;
в соответствии с целями и задачами образовательной программы обеспечивает студентам доступ к практическим материалам и процессам за исключением информации, составляющей охраняемую законом тайну;
обеспечивает безопасные условия реализации ОПОП для студентов на своей базе, отвечающие санитарным правилам, требованиям охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности;
обеспечивает выполнение наставником ОПОП в части освоения программы производственной практики и обязанностей по организации участия студентов в производственном процессе, проведению инструктажа студентов;
совместно с ПОО организует процедуру оценки общих и профессиональных компетенций студентов, освоенных им на предприятии в соответствии с ФГОС;
участвует в работе комиссии по присвоению студентам квалификации по рабочей профессии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.