Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2. Характеристика проблемы доступности среды для инвалидов и обоснование необходимости ее решения
3. В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года (далее - Конвенция), что является показателем готовности Российской Федерации к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
4. Согласно Конвенции государства - ее участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы; на социальные программы и услуги, включая реабилитацию, способствующие эффективной социальной адаптации инвалидов в обществе.
5. С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации ограничений жизнедеятельности и здоровья доступная среда может определяться как физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.
6. Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", от 07 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 04 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определены требования к органам власти и организациям, независимо от их организационно-правовой формы, по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
7. Одной из основных проблем для большинства инвалидов, в первую очередь с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, является неприспособленность окружающей среды для доступа данной категории граждан к объектам социальной инфраструктуры.
8. Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает серьезные социально-экономические последствия, такие как высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации; равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании, их социальная разобщенность с лицами, которые не относятся к данной категории (отношенческие барьеры), что предопределяет необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний.
9. Важнейшим условием и средством обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями участия в жизни общества является формирование доступной среды жизнедеятельности: беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, пользования транспортом, средствами связи и информации.
10. Особая значимость решения указанной проблемы для повышения эффективности социально-экономического развития Калининградской области состоит в том, что формирование среды жизнедеятельности с учетом требований доступности для инвалидов повысит социальные гарантии этой категории граждан, снизит бюджетную нагрузку на социальные службы, позволит инвалидам получать профессиональное образование и трудоустраиваться, что, в свою очередь, снизит нагрузку на финансовое обеспечение государственных гарантий инвалидам.
11. В Калининградской области в основном создана законодательная база, ориентированная на охрану прав и законных интересов инвалидов и других МГН. Вместе с тем Правительством Калининградской области особое внимание уделяется совершенствованию нормативной правовой и организационной основы формирования в Калининградской области доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
12. Действующими строительными нормами и правилами учитываются потребности инвалидов и МГН. Однако главной причиной того, что до сих пор в эксплуатацию иногда вводятся объекты, не приспособленные для данных категорий граждан, является недостаток государственного и общественного контроля.
13. В этой связи для обеспечения доступности городской среды для инвалидов и других МГН и для обеспечения дополнительного контроля на стадии согласования проектов и сдачи в эксплуатацию готовых объектов капитального строительства, а также при проведении мероприятий по благоустройству территорий во всех муниципальных образованиях Калининградской области созданы общественные комиссии, в состав которых включены представители общественных организаций инвалидов.
14. В целях определения степени соответствия требованиям доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, услуг образования и культуры, здравоохранения, спорта и отдыха ежегодно на территории Калининградской области проводится паспортизация социально значимых объектов на предмет их доступности для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и других МГН.
15. В ходе паспортизации комиссии, в состав которых входят представители органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области и общественных организаций инвалидов, руководствуются методикой, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других МГН, с учетом региональной специфики, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 627.
16. Информация о доступности для инвалидов и других МГН объектов социальной инфраструктуры в электронном виде размещается на общедоступном информационном ресурсе - в разделе "Карта доступности" федерального интернет-портала государственной программы "Доступная среда" (http://zhit-vmeste.ru) в информационно-коммуникационной сети "Интернет". С целью объективной оценки состояния доступности для указанных категорий граждан и в соответствии с методикой формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 626, сведения о доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры регулярно обновляются.
17. Принимая во внимание, что на территории Калининградской области большинство социально значимых учреждений и организаций располагаются в зданиях довоенной постройки (в том числе относящихся к памятникам архитектуры), не подлежащих реконструкции, в целях обеспечения их доступности наиболее оптимальным является применение мобильных устройств и приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН.
18. Для достижения улучшения демографических характеристик и состояния здоровья населения Калининградской области постановлением Правительства Калининградской области от 30 апреля 2013 года N 273 на 2013-2020 годы утверждена государственная программа Калининградской области "Развитие здравоохранения", в рамках которой реализуются мероприятия, направленные на оптимизацию сети и структуры медицинских учреждений Калининградской области, дальнейшее повышение доступности и качества медицинской помощи, приведение материально-технической базы лечебных учреждений, их оснащения медицинским оборудованием в соответствие с требованиями стандартов и порядков оказания медицинской помощи, включая проведение текущего и капитального ремонтов. Вместе с тем не все учреждения здравоохранения в полном объеме оборудованы приспособлениями, облегчающими в них доступ инвалидов и других МГН.
19. Также остается актуальным решение проблемы с оснащением учреждений здравоохранения адаптированным для инвалидов реабилитационным оборудованием. С целью повышения доступности и качества предоставления услуг в сфере здравоохранения дальнейшее оснащение учреждений реабилитационным оборудованием, адаптированным для инвалидов, и приспособлениями, облегчающими доступ в здания инвалидов и других МГН, будет осуществляться в рамках текущего финансирования учреждений.
Пункт 20 изменен с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
20. В целях соблюдения статьи 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с 2007 года реализуется проект дистанционной поддержки образования детей с особыми образовательными потребностями, направленный на создание в Калининградской области условий для дополнительного образования детей с особыми образовательными потребностями путем интеграции традиционного и дистанционного обучения.
Пункт 21 изменен с 26 февраля 2020 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 26 февраля 2020 г. N 34-рп
21. В период с 2011 по 2015 год в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы в Калининградской области проводились мероприятия, направленные на формирование сети базовых образовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. Указанные мероприятия позволили создать универсальную безбарьерную среду и обеспечить оснащение специальным оборудованием и автотранспортом (в целях обеспечения физической доступности образовательных организаций) для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
С 2016 года в Калининградской области проводятся мероприятия "Доступная среда" на 2011-2020 годы по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования в дошкольных образовательных организациях и организациях дополнительного образования детей.
По состоянию на начало 2019 года доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста составляет 98%, доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов такого возраста составляет 90%. Доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов такого возраста увеличивается ежегодно на 5%.
Пункт 22 изменен с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
22. В системе профессионального образования на территории Калининградской области осуществляют образовательную деятельность 36 организаций, в том числе 18 профессиональных образовательных организаций (из них 15 - в ведении Министерства образования Калининградской области) и 18 организаций высшего образования. Всего в организациях профессионального образования обучается 483 человека с различными особенностями здоровья и особыми образовательными потребностями, из них обучаются по программам среднего профессионального образования 186 человек, по программам высшего образования - 70 человек.
23. В Калининградской области в городе Советске есть специализированный профессиональный техникум-интернат для инвалидов, где люди с ограниченными возможностями в возрасте от 16 до 40 лет не только получают профессиональное образование, но и проходят полный курс реабилитации. Здание, в котором располагается техникум, полностью приспособлено для граждан с ограниченными возможностями, в том числе передвигающихся на колясках.
24. В рамках государственной программы Калининградской области "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 31 декабря 2013 года N 1023, реализуются мероприятия, направленные на обеспечение жителям Калининградской области, независимо от их места жительства, социального, имущественного статуса и состояния здоровья, доступности профессионального образования, соответствующего современным образовательным стандартам.
25. Вместе с тем анализ работы в сфере образования инвалидов позволил выявить проблемы в этой области: отсутствие системы переподготовки педагогических кадров специальных (коррекционных) образовательных организаций; недостаток специального оборудования для обучения инвалидов, в том числе детей-инвалидов; инфраструктура образовательных организаций не в полной мере адаптирована для инвалидов.
26. Учитывая, что физическая культура и спорт являются одним из важнейших направлений реабилитации и интеграции инвалидов в обществе, в Калининградской области значительное внимание уделяется вопросам адаптивного спорта, а также популяризации среди инвалидов регулярных занятий физкультурой и спортом.
27. Утратил силу с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
28. Утратил силу с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
29. Утратил силу с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
Пункт 30 изменен с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
30. Деятельность по развитию адаптивной физической культуры и спорта среди жителей с ограниченными физическими возможностями осуществляет государственное бюджетное учреждение Калининградской области "Спортивно-адаптивная школа по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта".
Пункт 31 изменен с 26 февраля 2020 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 26 февраля 2020 г. N 34-рп
31. Государственное бюджетное учреждение Калининградской области "Спортивно-адаптивная школа по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта" организует и проводит спортивно-оздоровительную работу по развитию физической культуры и спорта среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также осуществляет спортивную подготовку по видам спорта: "спорт слепых", "спорт глухих", "спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата", "спорт лиц с интеллектуальными нарушениями". Отделения спортивно-адаптивной школы функционируют в муниципальных образованиях Калининградской области.
Пункт 32 изменен с 26 февраля 2020 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 26 февраля 2020 г. N 34-рп
32. При организации физкультурно-спортивной работы и спортивной подготовки используются спортивные объекты государственной, муниципальной и частной форм собственности.
Ведется работа по максимальному привлечению к занятиям адаптивной физической культурой и спортом учащихся специализированных школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Отделения государственного бюджетного учреждения Калининградской области "Спортивно-адаптивная школа по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта" открыты в значительной части школ-интернатов, располагающихся на территории Калининградской области.
Пункт 33 изменен с 26 февраля 2020 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 26 февраля 2020 г. N 34-рп
33. Ежегодно проводятся областные спортивные фестивали адаптивных видов спорта (для детей и взрослых) Калининградской области, в которых принимают участие спортсмены муниципальных образований Калининградской области.
Пункт 34 изменен с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
34. Что касается вопроса доступности спортивных объектов для проведения занятий с инвалидами, то в настоящее время на территории Калининградской области функционируют 6 физкультурно-оздоровительных комплексов, доступных для инвалидов и других МГН. Кроме того, для занятий инвалидов физкультурой и спортом на территории Калининградской области доступны 1076 объектов из категории плоскостных спортивных сооружений (спортивные стадионы и площадки).
35. Вместе с тем развитие спорта среди инвалидов имеет ряд проблем: инфраструктура спортивных объектов не в полной мере адаптирована для инвалидов; необходимо специализированное оборудование для занятий с инвалидами, имеющими различные виды ограничений.
36. Общественный транспорт, являющийся важной составляющей активной социальной и трудовой жизни, в основном не приспособлен для пользования инвалидами, что создает серьезную проблему для инвалидов и МГН при передвижении по улицам и пользовании транспортом.
37. В целях решения вопросов доступности общественного транспорта для инвалидов и МГН при заключении органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области муниципальных контрактов на право пассажирских перевозок устанавливается обязательное требование о наличии у автоперевозчика транспортных средств, оборудованных для инвалидов. Согласно данным договорам на каждом маршруте должно работать как минимум одно транспортное средство, имеющее технические возможности для посадки и высадки инвалидов и МГН. Предусмотренное договорами обновление транспортного парка также проходит с учетом интересов данной категории граждан.
38. Для расширения доступности городской среды для людей с ограниченными физическими возможностями ежедневно на городские маршруты города Калининграда выходит более 50 транспортных средств, оборудованных аппарелью (пандусом) для перевозки людей с ограниченными возможностями. Информацию о маршрутах общественного транспорта, приспособленного для пользования инвалидами и МГН, количестве указанных транспортных средств и порядке их выхода на линию граждане могут получить как непосредственно у самих автоперевозчиков, так и в средствах массовой информации, а также в администрациях муниципальных образований Калининградской области.
39. При проведении мероприятий, направленных на изменение организации работы общественного транспорта, в том числе железнодорожного, на этапе обсуждения привлекаются представители региональных общественных организаций инвалидов. Информация о предстоящих изменениях организации работы общественного транспорта размещается на сайтах Правительства Калининградской области и Министерства развития инфраструктуры Калининградской области, публикуется в средствах массовой информации.
Пункт 40 изменен с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
40. Мероприятия Министерства развития инфраструктуры Калининградской области реализуются в том числе в собственных программах и мероприятиях: повышение доступности подвижного состава пассажирского транспорта для инвалидов и других МГН с учетом их особых потребностей, в том числе модернизация подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта, транспортных средств общего пользования специальным оборудованием; оборудование подвижного пассажирского состава светодиодным табло и специальным звуковым сигналом для слабослышащих инвалидов; приобретение транспортных средств со специальным оборудованием и конструктивными особенностями, обеспечивающими их доступность для инвалидов и других МГН; оборудование пешеходных и транспортных коммуникаций, переходов, остановок общественного пассажирского транспорта пандусами, тактильными и контрастными поверхностями, понижение бортового камня для удобства съезда (выезда) на пешеходных переходах, установка звуковых светофоров.
41. В рамках реализации государственной программы Калининградской области "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 17 февраля 2014 года N 65, проводятся работы по обустройству дорожной сети Калининградской области для удобства передвижения инвалидов, в том числе по ремонту, строительству внутриквартальных проездов и тротуаров. При этом во всех зонах размещения учреждений массового посещения предусматривается система тротуаров, пешеходных дорожек с возможностью проезда механических инвалидных колясок. Работы выполняются с понижением бордюрного камня и установкой пандусов с предельно допустимыми уклонами.
Пункт 42 изменен с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
42. В целях обеспечения доступности транспортных услуг для инвалидов в Калининградской области создана и развивается Социальная служба перевозок ("социальное такси"), подразделения которой действуют во всех муниципальных образованиях Калининградской области. Автопарк службы состоит из 38 микроавтобусов, 34 из которых приспособлены для перевозки инвалидов-колясочников. В течение года услугами Социальной службы перевозок пользуется более 5 тыс. человек. В 2017 году парк Социальной службы перевозок пополнился еще одним специализированным микроавтобусом.
Пункт 43 изменен с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
43. В настоящее время из 616 автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки по маршрутам внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети, 198 оборудованы специальными устройствами для посадки и высадки из них людей с ограниченными возможностями.
Для улучшения транспортного обслуживания пассажиров руководителям автотранспортных организаций рекомендовано на каждом маршруте иметь автобусы для перевозки инвалидов-колясочников.
В Калининграде перевозка пассажиров по городской маршрутной сети осуществляется:
1) 14 троллейбусами, оборудованными специальными устройствами для посадки и высадки из них людей с ограниченными возможностями здоровья - аппарелью (пандусом);
2) 12 трамваями (1 оборудован специальными устройствами для посадки и высадки из них людей с ограниченными возможностями здоровья - аппарелью (пандусом);
3) 285 автобусами большого класса (43 оборудованы специальными устройствами для посадки и высадки из них людей с ограниченными возможностями здоровья - аппарелью (пандусом), 301 автобусом малого класса).
44. Сегодня во всех 60 учреждениях социального обслуживания населения проведены мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов и других МГН.
45. Кроме того, за счет внебюджетных средств в течение трех последних лет были приобретены ступенькоходы для комплексных центров социального обслуживания населения для всех комплексных центров во всех муниципальных образованиях Калининградской области, а также для реабилитационных центров и домов-интернатов для престарелых и инвалидов.
46. Обеспечение доступности учреждений культуры и информационного пространства имеет важное значение для социокультурной реабилитации инвалидов. Сеть учреждений культуры и искусства Калининградской области в настоящее время включает более 500 объектов, в том числе театры, концертные организации, библиотеки, музеи, парки культуры и отдыха.
47. Одной из основных проблем формирования доступности для инвалидов и других МГН объектов и услуг в сфере культуры на территории Калининградской области является то, что значительная часть учреждений культуры располагается в зданиях на правах аренды, в том числе в зданиях, относящихся к памятникам архитектуры. Так, в отреставрированной кирхе Святого Семейства находится Концертный зал областной филармонии, в реконструированной кирхе Королевы Луизы работает театр кукол, в помещении Торговой биржи - Областной центр культуры молодежи, в здании бывшего городского зала (Штадтхалле) открыт Областной историко-художественный музей.
48. Вопросы обеспечения доступности для инвалидов и других МГН культурных ценностей на территории Калининградской области и создание условий для участия жителей в культурной жизни Калининградской области решаются в рамках реализации государственной программы Калининградской области "Развитие культуры", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 24 января 2014 года N 23. Мероприятия данной программы направлены на повышение доступности предоставляемых населению государственных услуг в сфере культуры, развитие материально-технической базы учреждений, оснащение специализированным оборудованием, применение инновационных технологий.
Пункт 49 изменен с 24 апреля 2018 г. - Распоряжение Правительства Калининградской области от 24 апреля 2018 г. N 76-рп
49. В целях обеспечения доступности для граждан с ограниченными возможностями здоровья в Музее янтаря устранены препятствия и барьеры на пути передвижения, приобретены сенсорные инфокиоски, жидкокристаллические экраны, DVD-проигрыватели, позволяющие таким посетителям получить визуальную и текстовую информацию. В 2014 году в музее появилось специализированное оборудование: подъемная платформа на второй этаж экспозиции (для инвалидов-колясочников), индукционные петли (оборудование по поглощению шума для людей с ослабленным слухом и со слуховыми аппаратами) в гардеробе и кассе, экскурсионное оборудование для слабослышащих инвалидов. Также переоборудован санузел с учетом возможностей МГН.
В 2016 году проведены мероприятия по адаптации санитарно-гигиенического помещения, установлены деревянные поручни и нанесена контрастная полоса на лестничных маршах, установлена автоматическая система открывания входной двери и двери в санитарно-гигиеническое помещение.
50. Поскольку в Областной детской библиотеке им. А.П. Гайдара обеспечен доступ инвалидам и другим МГН только на первый этаж здания, специалистами разработана и применяется методика мобильного обслуживания читателей данной категории непосредственно на первом этаже в помещении отдела искусств (используя фонды всех отделов библиотеки). Библиотека обладает фондом аудиокниг с соответствующим оборудованием для их прослушивания.
51. Региональные учреждения культуры оказывают методическую и творческую поддержку инвалидам, организационное и финансовое содействие их участию в фестивалях и конкурсах творчества инвалидов за пределами Калининградской области.
52. Важное значение для социокультурной реабилитации инвалидов и других МГН имеет также обеспечение доступности для них объектов туристской индустрии.
53. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" в перечне прав туриста на первом месте стоит право на обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий.
54. Среди путешествующих могут быть разные категории граждан, в том числе люди пожилого возраста, лица, имеющие постоянные или временные ограничения по здоровью (инвалиды, находящиеся на лечении или реабилитации после травм, медицинского вмешательства, в случае рецидива хронических заболеваний), а также беременные женщины и семьи с детьми до 3-летнего возраста, использующие детские коляски. В связи с чем любые элементы городской, транспортной, туристской инфраструктуры, включая лестницы, подъемы и спуски, пешеходные переходы, проходы в здания, высокие бордюры, узкие двери, отсутствие достаточной площадки перед дверью и тому подобное могут стать непреодолимым барьером для данной категории лиц.
55. Особая актуальность вопросов доступного туризма обусловлена ростом количества потенциальных потребителей данного сегмента рынка за счет старения населения, прироста числа инвалидов, роста заболеваемости населения и увеличения рождаемости в последние годы.
56. Доступный туризм - это прежде всего безопасность предоставляемых услуг. Для развития туризма, доступного для всех, должна быть доступной вся цепочка услуг. Для путешественников с особыми потребностями должны быть доступны транспорт, средства размещения, объекты питания, общественные учреждения, объекты культуры, памятники, музеи, театры, объекты туристского показа.
Сайты туристических компаний, гостиниц и иных организаций, в том числе транспортного сектора, должны быть доступны для слепых и слабовидящих пользователей.
57. Основные особенности доступного туризма: нацеленность на решение социальных задач, безбарьерная среда, индивидуальный характер туризма, малочисленности туристской группы, ориентация на различные, в том числе малообеспеченные группы населения, сниженная норма прибыли, сглаживание противоречий в обществе, специфика требований к квалификации персонала.
58. Туризм оказывает большое влияние на оздоровление людей с ограниченными возможностями. Благодаря туризму осуществляется терапия и профилактика психосоматических заболеваний, поддержание физической формы и здоровья, развитие личности.
59. Туристская индустрия Калининградской области представлена совокупностью гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников.
60. Услуги в сфере туризма предоставляются как ведомственными учреждениями (учреждениями культуры, физкультуры и спорта, транспорта, здравоохранения, образования, общественного питания), так и хозяйствующими субъектами с частной формой собственности.
61. В Калининградской области порядка 200 гостиниц и иных средств размещения, более 400 объектов общественного питания, 97 туристических фирм, а также 709 хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта. Из них более 95% являются организациями с частной формой собственности.
62. Министерство по туризму Калининградской области имеет 1 подведомственное учреждение - государственное бюджетное учреждение Калининградской области "Региональный информационный центр туризма" (далее - РИЦТ), офис которого на условиях аренды расположен в помещении, не соответствующем требованиям, предъявляемым к учреждениям подобного рода по площади и доступности.
63. В настоящее время государственным статистическим наблюдением не охвачены объекты туристской индустрии на предмет доступности и адаптивности к нуждам МГН. Отсутствует опыт и мероприятия по распространению технологий "разумного приспособления" в решении проблем обеспечения доступа МГН к действующим объектам и услугам.
64. Принимая во внимание количественную составляющую хозяйствующих субъектов туристской индустрии Калининградской области, в целях эффективного использования трудовых, временных и финансовых ресурсов необходимо ввести в "дорожную карту" критерии отнесения объектов и услуг для МГН к приоритетным (социально значимым).
65. Также имеет место проблема отсутствия соответствующей подготовки специалистов для работы с МГН как в целом сфере услуг, так и в индустрии туризма в частности.
Зачастую российским инвалидам с организационной точки зрения проще подобрать зарубежный отель, принимающий инвалидов, и заказать специальный трансфер у принимающего туроператора, чем отправиться на лечение в отечественные здравницы.
66. Чтобы исключить формальный подход при формировании доступной среды на частных объектах, максимально использовать имеющийся опыт в рамках законодательства Российской Федерации, необходимо привлечь общественные организаций инвалидов к паспортизации и приоритетных (социально значимых) частных объектов.
67. Министерство по туризму Калининградской области в рамках государственной программы Калининградской области "Туризм", утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 24 декабря 2013 года N 993 (далее - государственная программа "Туризм"), реализует мероприятия, направленные на формирование комфортной туристской среды. Одним из них является ежегодный конкурс "Создание условий для рекреации, обустройство мест массового отдыха для жителей муниципальных образований Калининградской области" (далее - конкурс).
68. В настоящее время в рамках конкурса реализованы проекты по созданию доступного пляжа для людей с ограниченными возможностями здоровья в городах Зеленоградске и Пионерский и поселке Янтарный.
Пляжи имеют все необходимые приспособления, чтобы люди с ограниченными возможностями могли принимать солнечные и морс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.