В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации администрация Ардатовского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Развитие образования Ардатовского муниципального района" на 2020 - 2025 годы".
2. Признать утратившими силу:
Постановление администрации Ардатовского муниципального района N 1297 от 31.12.2015 г. "Об утверждении программы "Развитие образования Ардатовского муниципального района" на 2016 - 2020 годы;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "N 1297" следует читать "N 1237"
Постановление администрации Ардатовского муниципального района N 951 от 28.09.2017 г. "О внесении изменений в программу "Развитие образования Ардатовского муниципального района" на 2016 - 2020 годы";
Постановление администрации Ардатовского муниципального района N 395 от 07.05.2018 г. "О внесении изменений в программу "Развитие образования Ардатовского муниципального района" на 2016 - 2020 годы;
Постановление администрации Ардатовского муниципального района N 854 от 14.08.2019 г. "О внесении изменений в программу "Развитие образования Ардатовского муниципального района" на 2016 - 2021 годы.
3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на Еремину Н.В. - заместителя Главы Ардатовского муниципального района.
4. Настоящее постановление вступает в силу после официального опубликования.
Глава Ардатовского муниципального района |
А.Н. Антипов |
Паспорт
муниципальной программы "Развитие образования Ардатовского муниципального района" на 2020 - 2025 годы
Наименование программы |
Муниципальная программа "Развитие образования Ардатовского муниципального района" на 2020 - 2025 годы (далее - Программа) |
Государственный заказчик программы |
Администрация Ардатовского муниципального района |
Основные разработчики программы |
Управление образования администрации Ардатовского муниципального района, муниципальные образовательные учреждения |
Цели и задачи программы |
Целью программы является обеспечение высокого качества образования муниципального района в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. Задачи программы: - формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития муниципального района; - развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования; - модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; - обновление современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия; - консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в воспитании детей и молодежи |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
удельный вес численности населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного дошкольным и общим образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет; охват детей дошкольными образовательными организациями (отношение численности детей в возрасте от 1 до 3 лет, посещающих дошкольные образовательные организации, к общей численности детей в возрасте от 1 до 3 лет); доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования); обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях (количество мест на 1000 детей); охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет); отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с худшими результатами единого государственного экзамена; удовлетворенность населения качеством дошкольного, общего и дополнительного образования; удельный вес численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов), в общей численности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций; доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов; доля численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в районе; доля образовательных организаций района, реализующих программы духовно-нравственной направленности, от их общего количества. |
Сроки и этапы реализации программы |
Программа рассчитана на 2020 - 2025 годы и реализуется в три этапа. первый этап - 2020 - 2021 годы; второй этап - 2022 - 2023 годы; третий этап - 2024 - 2025 годы. |
Перечень подпрограмм |
подпрограмма "Развитие системы дошкольного образования Ардатовского муниципального района" на 2020 - 2025 годы; подпрограмма "Развитие общего образования Ардатовского муниципального района" на 2020 - 2025 годы; подпрограмма "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Ардатовском муниципальном районе" на 2020 - 2025 годы. |
Объемы и источники финансирования |
Прогнозируемый объем финансирования мероприятий Программы в ценах соответствующих лет составит: общий объем средств федерального, республиканского, местных бюджетов на реализацию Программы составляет 2587123,62 тыс. руб., в том числе: РМ - 1933911,6 тыс. руб.; местный бюджет - 351360,02 тыс. руб. в том числе по годам: 2020 год - 396859,62 тыс. руб. 2021 год - 437966,8 тыс. руб. 2022 год - 676332,3 тыс. руб. 2023 год - 414716,8 тыс. руб. 2024 год - 330616,3 тыс. руб. 2025 год - 330631,8 тыс. руб. Указанный объем носит прогнозный характер и подлежит уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов всех уровней. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
реализация мероприятий Программы позволит обеспечить достижение следующих социально-экономических эффектов: обеспечение охвата общим образованием 100% населения в возрасте 5 - 17 лет; обеспечение доступности дошкольного образования для 100% детей в возрасте от 3 до 7 лет; обеспечение охвата 90% детей в возрасте от 1 до 3 лет дошкольными образовательными организациями; обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях (750 места на 1000 детей); увеличение доли детей 5 - 18 лет, охваченных программами дополнительного образования, до 80%; доведение отношения среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с худшими результатами единого государственного экзамена до 1,7; предоставление возможности обучаться в соответствии с основными современными требованиями для 100% обучающихся общеобразовательных организаций; увеличение доли детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов до 88%; увеличение численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в районе до 66,5%; увеличение доли образовательных организаций района, реализующих программы духовно-нравственной направленности до 100%. |
Система организации управления и контроль за исполнением программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация Ардатовского муниципального района |
Муниципальная программа "Развитие образования Ардатовского муниципального района" на 2020 - 2025 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Государственной программой Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия на 2014 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия N 451 от 4 октября 2013 г. (изложена в новой редакции постановлением Правительства N 50 от 5 февраля 2019 г.).
В настоящее время в районе создана оптимальная сеть муниципальных образовательных учреждений различных типов и видов. Имеются предпосылки для дальнейшего развития системы образования в районе.
Основное назначение Программы заключается в том, чтобы сформировать основные направления дальнейшего развития муниципальной системы образования и стратегию ее перехода на новый уровень.
Программа станет основой и ориентиром для разработки и корректировки программ развития образовательных учреждений района, определит направления и формы взаимодействия с Министерством образования Республики Мордовия, администрацией муниципального района, ее службами и ведомствами в процессе ее реализации.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Ардатовский муниципальный район входит в состав Республики Мордовия Приволжского Федерального округа Российской Федерации, расположен в северо-восточной части Республики Мордовия. На севере граничит с Нижегородской областью, на северо-востоке и востоке - с Республикой Чувашия, на юго-востоке - Ульяновской областью, на юге и юго-западе - Атяшевским муниципальным районом, на западе - с Ичалковским и Большеигнатовским муниципальными районами.
Общая численность населения 24,617 тыс. человек, в том числе детей в возрасте от 0 до 17 лет - 3,913 тыс. чел. плотность населения составляет 20,6 чел./кв. м., в том числе сельского - 10,8 чел./кв. м.
Из общей численности населения, число трудоспособных составляет 12,646 тыс. человек. Уровень безработицы - 0,9%. Общая занятость - 8,260 тыс. человек, в том числе по отраслям:
- Сельское хозяйство - 553 чел.;
- Промышленное производство - 617 чел.;
- Социальная сфера - 2123 чел.;
- Другие отрасли производства - 3984 чел.;
- Сезонные работы за пределами района - 3500 чел.;
- Официально признанных безработными - 114 чел.
В состав Ардатовского муниципального района входят два городских и 16 сельских поселений.
Отраслевая структура экономики района характеризуется наличием трех ведущих отраслей: сельское хозяйство, промышленность, строительство. Развита сеть медицинских, общеобразовательных, культурно-спортивных учреждений, в том числе Районный Дом культуры, в структуру которого входят кинотеатр "Прогресс", клуб ОАО "Совхоза "Мордовский", шахматный клуб, Центр культуры и отдыха в пгт. Тургенево, 16 сельских Дома досуга и творчества (сельские библиотеки являются структурными подразделениями), центральная библиотека им. Н.К. Крупской (детская библиотека - структурное подразделение), 1 детская школа искусств (г. Ардатов), 3 сельских киноустановки, филиал республиканского краеведческого музея и 55 объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности.
В районе реализуются мероприятия, направленные на стабилизацию ситуации на рынке труда, в сельском хозяйстве, промышленности, социальной сфере.
Образовательная сеть района представлена 7 средними, 4 основными общеобразовательными школами, 9 дошкольными образовательными учреждениями, 2 учреждениями дополнительного образования детей, 2 учреждениями среднего профессионального образования.
Ключевые позиции стратегической и бюджетной политики развития образования базируются на общей стратегии развития государства (инвестиции в человека, повышение качества жизни населения на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы), на проводимой в республике и районе бюджетной политике (применение механизмов, стимулирующих организацию к повышению качества оказания услуг, снижение объемов неэффективных расходов, концентрация ресурсов в программной части бюджета образования).
В настоящее время в муниципальном районе обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки ее дальнейшего развития.
В целях повышения эффективности функционирования образовательных организаций в новых социально-экономических и демографических условиях за счет эффективного использования материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов продолжается работа по оптимизации сети общеобразовательных организаций.
В результате социально-экономического развития района и реализации мероприятий Программы будет выполнен прогноз развития системы образования Ардатовского муниципального района, представленный в подпрограммах Программы.
Реализация Программы позволит расширить возможности для получения качественного образования на всех уровнях, независимо от места жительства, с учетом потребностей разных групп населения, рынка труда, индивидуальных запросов.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
Раздел 1. Дошкольное образование Ардатовского муниципального района
Важнейшим приоритетом образовательной политики в сфере дошкольного образования Ардатовского муниципального района Республики Мордовия является реализация комплексных мер по обеспечению доступности и повышения качества дошкольного образования на основе обязательных требований федерального государственного стандарта дошкольного образования.
На 2019 г. в районе функционирует 12 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 888 детей. С 1 октября 2015 г в рамках муниципального проекта "Выездной воспитатель" (постановление Главы администрации Ардатовского муниципального района N 735 от 21.08.2015 г.) открыты дошкольные разновозрастные группы при 6-ти общеобразовательных учреждениях: МБОУ "Чукальская основная общеобразовательная школа" МБОУ "Куракинская основная общеобразовательная школа", МБОУ "Кученяевская основная общеобразовательная программа", МБОУ Кечушевская средняя общеобразовательная программа", МБОУ "Лесозаводская основная общеобразовательная школа", в целях обеспечении 100% доступности детей в возрасте от 3 до 7 лет, проживающих в населенных пунктах Ардатовского муниципального проекта. В рамках вышеуказанного проекта на охвачено 49 детей. Охват детей услугами от 1 г до 7 лет дошкольным образованием составляет 937 детей (68% от общего числа детей, 2016 г. - 62,4%).
Анализ очередности за последние 3 года показал рост потребности семей в дошкольном образовании с раннего возраста от 1 г до 3 лет. Социальные запросы населения требуют развития гибкой многомодельной системы дошкольного образования, отвечающей их интересам и потребностям.
К сожалению, получила распространение практика сохранения охвата детей от 1 года до 3 лет дошкольным образованием за счет переуплотнения групп раннего возраста действующей сети учреждений. Переуплотнение детских садов снижает качество образования и ухудшает условия пребывания детей.
Между тем потребность родителей (законных представителей) в услугах дошкольного образования имеется. В связи с этим возникает необходимость разработки системы мер по созданию условий для социализации детей: открытие дополнительных групп для детей раннего возраста в городской местности и расширение сети учреждений дошкольного образования в сельской местности.
Остается актуальной и проблема укрепления материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений Ардатовского муниципального района.
Учитывая то, что детский сад посещает ребенок, не читающий и познающий мир через взаимодействие с предметным окружением, крайне важна содержательная развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Но практически во всех дошкольных учреждениях она не соответствует современным требованиям. Поэтому одной из важнейших является задача укрепления материально-технической базы и ресурсного обеспечения учреждений дошкольного образования.
Процесс обновления и создания гибкой системы дошкольного образования, удовлетворяющей запросы населения, требует совершенствования непрерывной подготовки педагогических кадров, способных к инновационной деятельности. Всего в системе дошкольного образования Ардатовского муниципального района занято 112 педагогических работника, в том числе 74,6% от их общего количества - воспитатели, музыкальных работников - 5,6% инструкторов физической культуры - 2,8%, учителей-логопедов - 3,6%, педагогов-психологов - 3,7.
Повышается образовательный уровень педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений: в 2015 г. количество педагогов с высшим образованием составляло 78,3% (2019 г. - 86,4%).
Квалификационные категории имеют 97,3% педагогов, 100% прохождения курсовой переподготовки педагогами учреждений дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Задача повышения значимости и качества работы специалистов в области дошкольного образования в существенной степени будет решена при реализации ряда мероприятий программы. Поощрение лучших педагогов, вовлечение педагогов в систему профессиональных конкурсов повысит престижность профессии.
Вместе с тем проблемным остается создание системы переподготовки и стимулирования педагогов в области информационно-коммуникационных технологий, а также развитие материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений, чтобы Интернет, компьютеры, электронные ресурсы широко и качественно использовались во всем образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений.
В условиях изменений в образовании, расширения самостоятельности учреждений возрастает роль руководителей образовательных учреждений. Начата подготовка руководящих кадров системы дошкольного образования в области менеджмента. 100% руководителей учреждений дошкольного возраста прошли курсы по программе "Менеджер образования"
Совершенствование системы непрерывной подготовки кадров опережающего типа обеспечит потребность дошкольных образовательных учреждений в педагогах, способных к решению актуальных проблем образования.
Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, введение в действие Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г N 1155) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, к организации образования детей дошкольного возраста, ориентируют на воспитание у детей новых качеств и ценностей. Эти обстоятельства обусловливают необходимость обновления содержания дошкольного образования, разработку и реализацию основной образовательной программы дошкольных образовательных учреждений.
Система дошкольного образования рассматривается сегодня как фактор укрепления и сохранения здоровья детей. Проведена работа по созданию условий для улучшения медицинского обслуживания воспитанников дошкольных учреждений. В дошкольных учреждениях района были приняты меры по оснащению медицинских кабинетов оборудованием и инструментарием в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
На 01.09.2019 г. 6 дошкольных образовательных учреждений района имеют лицензированные медицинские кабинеты, остальные учреждения работают по договору с ГБУЗ РМ "Ардатовская районная больница".
В настоящее время оснащенность физкультурных залов дошкольных образовательных учреждений составляет в среднем по району 70%. Необходимо продолжение работы по оснащенности физкультурных залов спортивным оборудованием.
Одним из важнейших направлений дошкольного образования района является реализация этнокультурного образования. Одно из дошкольных учреждений (МБДОУ детский сад "Теремок" комбинированного вида) является республиканской экспериментальной площадкой по воспитанию дошкольников в условиях соприкосновения трех мировых культур: славянской, тюркской, финно-угорской.
Исходя из анализа состояния дошкольного образования района, обозначены проблемы, определены цель и задачи развития дошкольного образования на 2020 - 2025 гг.
Раздел 2. Развитие общего и дополнительного образования детей на 2020 - 2025 годы
Развитие образования в период с 2020 - 2025 годы в Ардатовском муниципальном районе будет осуществляться в соответствии с государственной программой Республики Мордовия "Развитие образования Республики Мордовия" на 2014 - 2025 годы.
Количество муниципальных общеобразовательных учреждений, функционирующих в 2019 году - 11, в том числе средних - 7, основных - 4, из них в городской местности находятся 3 общеобразовательных учреждения (2 средние общеобразовательные школы и 1 основная общеобразовательная школа), в сельской местности - 8.
Среднегодовой контингент учащихся в 2019 учебном году по району составил - 1835 человек, в том числе в городской местности - 1206 человек, в сельской местности - 629 человек.
За последние 3 года оптимизация сети общеобразовательных учреждений (ликвидация МБОУ "Луньгинско-Майданская ООШ", МБОУ "Пиксясинская ООШ", реорганизация МБОУ "Низовская СОШ" в форме присоединения МБОУ "Каласевская СОШ" и МБОУ "Кечушевская СОШ", реорганизация МБОУ "Октябрьская СОШ" в форме присоединения МБОУ "Силинская ООШ" (2016 г.) и МБОУ "Куракинская ООШ" (2019 г.) позволила увеличить среднюю наполняемость классов в городской местности до 20,3 человек.
Число малокомплектных школ в районе составляет 6 (50% от общего числа школ).
В связи с переходом ЕГЭ с 2009 года в обязательный штатный режим все учащиеся 11 классов сдают экзамены по русскому языку и математике, т.к. они являются обязательными для прохождения итоговой аттестации. В 2019 году все выпускники сдали единый государственный экзамен по русскому языку и математике.
В прогнозируемом периоде все выпускники муниципальных общеобразовательных учреждений должны получать аттестаты о среднем общем образовании.
Наряду с введением ЕГЭ, проведением государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших программы основного общего образования с участием территориальной экзаменационной комиссии (далее - ГИА) предстоит развивать современные механизмы оценки учебных и внеучебных достижений, обучающихся как основы перехода к следующему уровню образования.
Анализ итоговой успеваемости показывает, что качество обучения в последние годы имеет тенденцию к росту. Уровень обученности учащихся в течение двух последних лет остается стабильным и составляет 99, 5%.
Показатели качества общего образования свидетельствуют о значительных различиях в темпах развития муниципальных образовательных учреждений, о недостаточной ориентированности существующей модели школьного образования на использование компетентностного подхода.
В районе выстроена многоуровневая система поддержки талантливой молодежи, направленная на формирование и реализацию государственной политики в области образования, связанную с выявлением и поддержкой одаренных детей, на развитие различных видов детской одаренности, создание условий для получения качественного и современного образования через оптимальную структуру школьного образования. За последние годы сложилась определенная система работы с одаренными детьми (олимпиады, конкурсы, научные общества учащихся, конференции, выставки), а также созданы условия для личностно-ориентированного образования.
Особое внимание всеми участниками образовательного процесса уделяется олимпиадному движению.
В первую очередь это касается утверждения стандартов качества предоставления бюджетных услуг в сфере образования. Утвержденные нормативы финансирования учреждений системы образования Республики Мордовия, система оплаты труда учитывают качество и результаты работы учителя.
Заработная плата педагогических работников в 2019 году составила 24661,4 рублей (2018 г. - 23344,3 рублей). Данное повышение коснулось как базовых окладов, так и стимулирующей части заработной платы.
Реализация задачи по повышению заработной платы учителей через повышение стимулирующей части фондов оплаты труда позволила развить эффекты по стимулированию повышения качества труда педагогов.
Особое значение уделяется обновлению содержания образования через развитие сети экспериментальных площадок.
В 2019 году это направление реализовано в создании кадетского класса по военно-морскому профилю на базе МБОУ "Ардатовская ООШ".
Также на базе МБОУ "Ардатовская ООШ" продолжает работу 1 экспериментальная площадка по апробации УМК "Начальная школа XXI века", районной экспериментальной площадки по внедрению здоровьесберегающих технологий на базе Ардатовской средней общеобразовательной школы.
Обеспечение вариативности предоставляемых образовательных услуг для детей с отклонениями в развитии - еще одно из главных направлений работы. В этом году организовано обучение по индивидуальной образовательной программе 10-ти учащихся муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений "Чукальская ООШ", "Ардатовская станционная ООШ", "Ардатовская СОШ", "Ардатовская ООШ", "Октябрьская СОШ", "Редкодубская СОШ".
Создается в районе и комплексная модель развития образовательной сети с использованием технологий дистанционного обучения и отлаженным механизмом сетевого взаимодействия. Внедрение этой модели образования позволяет максимально использовать экономические, финансовые и частично инфраструктурные возможности сельских поселений. Благодаря национальному проекту "Образование" и Комплексному проекту модернизации общего образования происходит обновление материально-технической и учебно-методической базы, налажена качественная работа Интернет ресурсов. Все это позволило в школах района внедрить систему "Сетевой город. Образование".
В 2019 году доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений составляет 91,7%. Данный показатель удалось увеличить за счет того, что за последние 3 года в рамках модернизации системы общего образования были построены теплые туалеты, а в МБОУ "Баевская СОШ", МБОУ "Редкодубская СОШ", МБОУ "Октябрьская СОШ", МБОУ "Низовская СОШ" капитально отремонтированы спортивные залы.
Доля детей, отнесенных к основной группе здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях составляет 90%. Это происходит за счет большей полноты охвата профилактическими осмотрами детского населения в соответствии с приказом МЗ РФ N 1346Н от 21.12.2012 года, за счет раннего выявления патологии и работы с диспансерной группой населения.
Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся во вторую смену, в общей численности обучающихся составила 2%. В 2018 году эта доля составляла 12%. К концу прогнозируемого периода вторая смена будет отменена.
Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2019 году составили 72,7 тыс. рублей. Это связано с ростом субвенции на реализацию государственных полномочий по выполнению основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений.
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Доступность качественного дополнительного образования района является гарантией успешности, как отдельного человека, так и региона в целом. Именно здесь возможно обеспечение индивидуального темпа продвижения по образовательному маршруту для любого уровня интеллектуального развития детей.
В Ардатовском муниципальном районе в настоящее время действует 2 учреждения дополнительного образования детей. Численность обучающихся и воспитанников дошкольного и школьного возраста в них составляет 2461 человек.
В период реализации Программы продолжится рост численности детей, что потребует создания дополнительных мест в образовательных организациях дополнительного образования детей.
Система дополнительного образования детей Ардатовского муниципального района за последние годы достигла определенных положительных результатов по целому ряду системообразующих направлений:
- 73% детей в возрасте 5 - 18 лет охвачены образовательными программами дополнительного образования;
- обновляется учебно-материальная база организаций дополнительного образования спортивно-оздоровительной направленности;
- сформирована система выявления и поддержки талантливых детей и молодежи.
Однако имеются и острые проблемы, требующие решения:
- недостаточный объем предложения услуг по сопровождению раннего развития детей;
- низкие темпы обновления состава и компетенций педагогических кадров;
- несоответствие темпов обновления учебно-материальной базы и номенклатуры услуг учреждений дополнительного образования детей и изменяющихся потребностей населения.
Отсутствие эффективных мер по решению этих проблем может вести к ограничению доступа к качественным услугам дополнительного образования детей в районе; недостаточному уровню сформированности социальных компетенций и гражданских установок обучающихся, росту числа правонарушений и асоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде; повышению неудовлетворенности населения качеством образовательных услуг.
Одной из приоритетных задач муниципальной системы дополнительного образования остается работа с одаренными учащимися. Сегодня востребовано дальнейшее стимулирование раннего выявления и поддержки детской одаренности, развитие опыта участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, построение разветвленной системы их поиска и поддержки, а также сопровождения в течение всего периода становления личности, что невозможно без использования программно-целевого метода.
В рамках Программы будет реализовано мероприятие по распространению на территории Ардатовского муниципального района современных моделей успешной социализации детей, интегрированных моделей общего и дополнительного образования, которые станут основой для дальнейшего развития дополнительного образования детей в Ардатовском муниципальном районе.
Особого внимания требует ситуация в сфере реализации права на дополнительное образование детей и молодежи из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, других категорий детей и молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Начата работа по реализации направления "Дистанционное образование детей-инвалидов" в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Обеспечение доступа детей-инвалидов к дистанционному обучению предполагает техническую оснащенность лицензионным программным обеспечением, высокое качество оказываемых Интернет-услуг, подготовку педагогов дополнительного образования к осуществлению дистанционного обучения.
Дополнительное образование должно являться сферой наименьшего проявления нетерпимости и должно, соответственно, быть одним из ведущих факторов формирования толерантности и профилактики ксенофобии, а также профилактики других асоциальных проявлений в образовательной среде (ВИЧ-инфекция, наркомания, алкоголизм, табакокурение, правонарушения, безнадзорность и беспризорность и т.д.).
В целях развития исследовательской и конструкторской деятельности детей и подростков, в районе планируется создание кружков технической направленности: роботехника, радиотехника, конструирование и механика.
В целях развития художественного творчества детей и подростков будут создаваться организационные формы занятий с детьми и подростками, позволяющие в короткое время осваивать навыки музыкальной и художественной деятельности (в том числе с использованием новых технологий), пробовать себя в творчестве.
Для развития системы самодеятельного художественного творчества на базе организаций общего образования на районном уровне будут проводиться конкурсы школьных коллективов.
Будет реализован комплекс мер по эффективному использованию потенциала каникулярного времени для образования и социализации детей.
Основными индикаторами эффективности Программы выступает социальное здоровье общества, которое определяется устойчивыми тенденциями снижения таких проявлений социального благополучия, как преступность, наркомания, агрессивность, социальное сиротство, психические заболевания. При этом предполагается, что социальное оздоровление осуществляется не за счет усиления карательных мер, а путем профессиональной помощи, оказываемой всем нуждающимся членам общества и ориентированной на актуализацию и самореализацию внутренних возможностей и личного потенциала каждого индивида.
Важным приоритетом Программы остается профилактика правонарушений несовершеннолетних. В прогнозируемый период классными руководителями и администрацией школы будет вестись постоянный контроль за данной категорией детей, а также за семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Также будет продолжаться организация работы Совета отцов в образовательных учреждениях (Постановление главы Ардатовского муниципального района N 387 от 09.07.2010 г.), которую внедрили в практику все образовательные учреждения. На заседаниях Совета рассматриваются вопросы по профилактике жестокого отношения к детям, причины правонарушений и преступлений и т.д.
Необходимо дальнейшее совершенствование форм и технологий работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Данная работа должна быть направлена на оказание адресной помощи такому ребенку.
Согласно ст. 14 ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" органы управления образования в пределах своей компетенции участвуют в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних. Так, в летний период 2019 г. традиционно функционировали лагеря с дневным пребыванием детей, лагеря труда и отдыха, профильный лагерь для одаренных детей, лагерь актива сельских школьников, лагерь для несовершеннолетних, лагерь патриотической направленности "Школа выживания", лагерь с дневным пребыванием "Юнармейский" (проходили на базе общеобразовательных учреждений), лагерь состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних ОВД и лагерь активистов дополнительного образования детей (на базе загородного лагеря "Орленок"). Всего отдохнуло 531 человек. С детьми работали педагоги дополнительного образования МБУ ДО Дом детского творчества и тренеры-преподаватели МБУ ДО "Ардатовская ДЮСШ", студенты-практиканты МГПИ им. М.Е. Евсевьева и Ичалковского педагогического училища, а также учителя-предметники общеобразовательных учреждений. Основной целью работы лагерей было создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей, создание условий для развития, приобретение социального опыта в условиях лагеря. В качестве наиболее реализованного направления в работе лагеря следует отметить общеобразовательную деятельность по пропаганде культуры здоровья и здоровьесбережения: изучение правил дорожного движения, правил пожарной безопасности и экологических знаний. В целях реализации творческого потенциала детей систематически проводились игры, конкурсы, викторины, во время прогулок проводились экскурсии, развивающие фантазию и креативность каждого ребенка.
В прогнозируемом периоде данная работа со школьниками будет продолжена.
Актуальной остается проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для решения проблемы социального и психолого-педагогического характера создана профессиональная служба сопровождения замещающих семей (ГБОУ РМ "Ардатовский детский дом - школа"), задачей которой является психодиагностика, подготовка и консультирование замещающих родителей. В 2020 - 2025 году работа данной службы будет продолжена.
Планируется реализация мероприятий, направленных на деинституциализацию учреждений для детей-сирот, включая развитие семейных форм устройства, сокращение числа детей-сирот, воспитывающихся в учреждения.
Одной из наиболее остро стоящих проблем является обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. В настоящее время в рамках закона Республики Мордовия предусмотрена замена безвозмездной субсидии на строительство и приобретение жилья для данной категории граждан внеочередным предоставлением жилых помещений.
Не менее актуальной остается проблема эффективного развития школ с преобладающим контингентом учащихся мордовской национальности, для решения которой необходима реализация комплекса мер, в том числе:
сохранение и развитие эрзянского языка как языка воспитания и обучения в системе общего образования;
формирование этнокультурного и языкового самосознания учащихся;
развитие олимпиадного движения по эрзянскому языку, мордовской литературе, истории и культуры мордовского народа;
укрепление учебно-материальной базы национальной школы для совершенствования образовательного процесса;
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих в школах с родным (нерусским) и русским (неродным) языками обучения.
В целях обеспечения сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактики заболеваний в школах необходимо создать условия для обеспечения всех обучающихся доступным, качественным, полезным питанием. Недостаточный охват обучающихся горячим питанием (92%) во всех возрастных категориях обусловлен в основном низкими технологическими возможностями школьных пищеблоков, которые не всегда позволяют обеспечить горячим питанием всех школьников, отсутствием заинтересованности детей и родителей в получении питания в образовательном учреждении в связи с низким качеством пищи и ограниченным ассортиментом. В дальнейшем будет продолжена работа по 100% 2-х разовому охвату обучающихся горячим питанием.
Под особым контролем продолжают оставаться вопросы, связанные с обеспечением безопасности перевозок, обучающихся и воспитанников за счет поэтапной замены имеющегося автотранспорта и приобретения новых автобусов, соответствующих ГОСТ Р-51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические условия.
В целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма необходимо оборудование искусственными неровностями дорожных покрытий на подъездах к образовательным учреждениям, установка специальных дорожных знаков.
Также необходимо реализовать комплекс мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности: снижение теплоотдачи зданий, снижение потребления энергоносителей и др.
Реализация программы рассчитана сроком на 5 лет, что обусловлено целями и задачами долгосрочной государственной программой "Развитие образования Республики Мордовия на 2014 - 2025 годы", а также повсеместного введения федеральных государственных образовательных стандартов.
Основным риском, связанным с решением проблем при реализации Программы, может стать недостаточное бюджетное финансирование, различные темпы реализации программных мероприятий и изменения законодательства, в т.ч. изменение нормативно-правовой базы в части введения новых требований, не обеспеченных финансовыми ресурсами в рамках программных мероприятий.
Раздел 3. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи.
Одной из главных задач, стоящих в настоящее время перед Ардатовским муниципальным районом, является формирование духовно-нравственных качеств личности, способной не только противостоять негативным факторам современного общества, но и учитывать специфику современного сочетания глобального, национального и регионального в развитии социальной сферы и управления, культуры, а также общественной, государственной и личной жизни.
Целесообразность решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обусловлена распространением негативных явлений в молодежной среде, в числе которых алкоголизм, употребление наркотических и психоактивных веществ, подростковая преступность, распространение ксенофобских и экстремистских идей, вызванных социальным расслоением населения, разрушением семейных и общественных устоев, снижением общей культуры. Поэтому развитие этой сферы в районе должно стать неотъемлемой частью единого образовательного процесса, входящего в систему отечественного образования.
В настоящее время в Ардатовском муниципальном районе созданы все необходимые условия для целостного и системного развития системы воспитания детей и молодежи, ее успешного функционирования на основе традиционных ценностей.
Вместе с тем остаются нерешенными проблемы в сфере воспитания подрастающего поколения: отсутствует единое воспитательное пространство, включающее в себя принципы гражданственности, толерантности, любви к природе, здорового образа жизни и т. д. При этом опыт реализации воспитательных программ показал их жизненность и востребованность в учреждениях системы образования, а также позитивное влияние на развитие учеников.
Цели и задачи данного раздела Программы направлена на создание единой образовательной концепции духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в Ардатовском муниципальном районе на 2020 - 2025 годы, на духовно-нравственное воспитание детей и религиозное просвещение молодежи (именно в этом ее главная социально-конструктивная задача в контексте современных рисков и вызовов на межнациональной и межрелигиозной основах), приобщение ее к традициям и культуре православия посредством развития новых форм и методов повышения взаимодействия органов государственной власти, Русской Православной Церкви, педагогического сообщества.
Создание и реализация данного раздела Программы необходимы, прежде всего, для устранения обстоятельств и факторов, препятствующих эффективной деятельности системы духовно-нравственного воспитания и отрицательно влияющих на здоровье семьи, детей и молодежи.
Раздел 4. Мероприятия Программы
Решение задач Программы обеспечивается путем проведения соответствующих мероприятий по направлениям Программы.
С учетом анализа проблем, стоящих перед системой образования республики, и в соответствии с направлениями, обозначенными в Концепции Программы, объемы финансирования рассчитаны с учетом этапов реализации Программы по следующим основным направлениям:
реализация Государственной программы "Развитие образования в Республике Мордовия на 2014 - 2025 годы";
распространение на всей территории муниципалитета моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей;
обеспечение современного качества образования за счет внедрения с участием профессионально-педагогических сообществ электронных образовательных ресурсов, адекватных механизмов оценки и стимулирования деятельности учителей и преподавателей;
поддержка современных территориально-отраслевых кластеров профессионального образования;
формирование системы взаимодействия учреждений высшего профессионального образования и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, создание организационно-правового поля для программ, ориентированных на поддержку талантливой молодежи;
создание и внедрение независимой системы измерений качества образования, позволяющей оценить на всех ступенях и уровнях образования результаты деятельности образовательной системы и учреждений, индивидуальных образовательных достижений;
создание основанной на информационных и коммуникационных технологиях системы управления качеством в системе образования;
осуществление централизованного капитального и текущего ремонта муниципальных образовательных учреждений;
проведение реконструкции и ремонта муниципальных образовательных учреждений;
создание условий для повышения объективности, независимости и прозрачности государственной аккредитации образовательных учреждений.
Все мероприятия Программы реализуются в процессе реализации подпрограмм Программы: "Развитие системы дошкольного образования Ардатовского муниципального района на 2020 - 2025 годы", "Развитие общего и дополнительного образования на 2020 - 2025 годы", "Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Ардатовском муниципальном районе на 2020 - 2025 годы".
Раздел 5. Обоснование ресурсного обеспечения программы
Финансовое обеспечение программы осуществляется за счет средств федерального, республиканского и муниципального бюджетов.
Вопросы обеспечения материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми для выполнения программы, решаются самостоятельно исполнителями соответствующих мероприятий.
Общий объем необходимых финансовых средств для реализации программы в 2020 - 2025 годах составляет оценочно 2587123,62 тыс. руб. Расходы в 2020 - 2025 годах рассчитаны исходя из предусмотренных расходов в районном бюджете на реализацию долгосрочной целевой программы, проведение оздоровительных мероприятий.
Раздел 6. Механизм реализации, организация управления и контроль за ходом реализации программы
Управление образованием администрации является основным исполнителем программы, обеспечивает целенаправленное и эффективное использование финансовых средств и осуществляет координацию действий ее исполнителей.
В ходе реализации программы ежегодно анализируется и корректируется объем финансирования по каждому направлению программы.
Выполнение мероприятий программы осуществляется в рамках годовых и перспективных планов исполнителей программы.
Раздел 7. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы
Для оценки эффективности и результативности решения целей и задач, определенных Программой, разработана следующая система основных целевых индикаторов и показателей.
N п/п |
Наименование показателя |
единица измерения |
Планируемый период |
|||||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|||
1. |
Удельный вес численности населения в возрасте 5 - 17 лет, охваченного дошкольным и общим образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 17 лет; |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2. |
Охват детей дошкольными образовательными организациями (отношение численности детей в возрасте от 1 до 3 лет, посещающих дошкольные образовательные организации, к общей численности детей в возрасте от 1 до 3 лет) |
% |
75 |
80 |
83 |
87 |
88 |
90 |
3. |
Доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
4. |
Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях (количество мест на 1000 детей) |
кол-во мест на 1000 детей в возрасте от 0 до 7 лет |
888 |
890 |
893 |
893 |
898 |
903 |
5. |
Охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет) |
% |
74,5 |
75,5 |
76,5 |
78,3 |
79,5 |
80 |
6. |
Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10% школ с худшими результатами единого государственного экзамена |
раз |
1,3 |
1,4 |
1,5 |
1,6 |
1,7 |
1,7 |
7. |
Удовлетворенность населения качеством дошкольного, общего и дополнительного образования |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
8. |
Удельный вес численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов), в общей численности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций |
% |
88 |
88 |
90 |
95 |
100 |
100 |
9. |
Предоставление возможности обучаться в соответствии с основными современными требованиями для обучающихся общеобразовательных организаций |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
10. |
Доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в семейные детские дома и патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов |
% |
82 |
85 |
87 |
87 |
88 |
88 |
11. |
Доля численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в районе |
% |
62,5 |
63 |
64 |
65 |
66 |
66,5 |
12. |
Доля образовательных организаций района, реализующих программы духовно-нравственной направленности, от их общего количества |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ардатовского муниципального района Республики Мордовия от 27 декабря 2019 г. N 1017 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования Ардатовского муниципального района" на 2020 - 2025 годы"
Вступает в силу с 1 января 2020 г.
Текст постановления опубликован в газете "Муниципальный вестник" от 31 декабря 2019 г. N 51