Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект направлен на уточнение механизма синдицированного кредитования при реализации прав залогодержателей - участников синдицированного кредита (займа) и создание правовых условий для привлечения кредиторами внешних участников посредством заключения соглашения о финансировании участия в кредите (займе).
Законопроектом установлена возможность участия в процедуре банкротства как кредитного управляющего от имени участников синдиката кредиторов, так и самих участников, что может привести к правовой неопределенности принимаемых ими решений.
Необходимо также урегулировать вопрос удовлетворения требований участника синдиката кредиторов, заявившего о самостоятельном участии в деле о банкротстве и утратившего в связи с этим права залогодержателя, в случае реализации предмета залога и поступления денежных средств на открытый кредитным управляющим счет.
Учитывая предусмотренную в подпунктах "г" и "д" пункта 3 статьи 1 законопроекта возможность включения в договор синдицированного кредита (займа) условий, отсутствие которых по умолчанию существенным образом влияет на положение участника синдиката кредиторов, а также принимая во внимание положения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", предусматривающие право участника синдиката кредиторов осуществлять соответствующие права в деле о банкротстве только в случае, если об этом указывается в договоре синдицированного кредита (займа), распространение предлагаемых изменений на заключенные до вступления в силу норм законопроекта договоры и дела о банкротстве требует дополнительного обоснования.
Положение законопроекта, позволяющее передавать внешнему участнику, предоставившему участнику синдиката кредиторов денежные средства, права требования, принадлежащие признанному банкротом участнику синдиката кредиторов, может привести к изъятию из конкурсной массы должника имущественных прав в пользу такого лица и нарушению прав и законных интересов иных кредиторов признанного банкротом лица, в том числе кредиторов первой и второй очереди, а также кредиторов по обязательным платежам. Предлагаемый подход нуждается в проработке.
В законопроекте целесообразно закрепить положения, в соответствии с которыми регистрационные действия в случае заключения договора управления залогом при наличии в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведений об ином договоре управления залогом и (или) об ином управляющем залогом либо в случае перехода прав и обязанностей управляющего залогом к другому лицу должны выполняться на основании нотариально удостоверенной доверенности, выданной залогодержателем, а в ЕГРН в качестве залогодержателя следует указывать управляющего залогом. При этом исключение необходимости предоставления договора управления залогом при наличии управляющего залогом при осуществлении государственной регистрации ипотеки представляется нецелесообразным.
Кроме того, в законопроекте необходимо определить правовой статус "третьих лиц", а также ограничить возможность использования механизма привлечения кредиторами внешних участников посредством заключения соглашения о финансировании участия в кредите (займе) с целью привлечения денежных средств физических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
В части внесения изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в редакции законопроекта необходимо уточнить виды реестров, в которых регистрируется ипотека судна или строящегося судна, принимая во внимание, что ипотека судна регистрируется в том же реестре, в котором зарегистрировано судно. При этом необходимо учитывать, что ипотека иностранного судна, которому временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, не может быть зарегистрирована в Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом высказанных замечаний.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 26 февраля 2020 г. N 1519п-П13 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 808189-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, О.А. Николаевым и другими"
Текст письма опубликован не был