Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 февраля 2020 г. N 50-АПА19-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Омскэлектро" о признании недействующим в части приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 27 декабря 2018 г. N 669/95 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2019 год" по апелляционной жалобе Региональной энергетической комиссии Омской области на решение Омского областного суда от 02 сентября 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей акционерного общества "Омскэлектро" Черкасовой Ю.В., Гусевой М.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
акционерное общество "Омскэлектро" (далее - АО "Омскэнерго", общество) обратилось в Омский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 27 декабря 2018 г. N 669/95 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2019 год" в части установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Омской области на 2019 год (раздел 1 приложения N 1) для АО "Омскэлектро" необходимой валовой выручки в размере 1 040 723,79 тыс. руб. (пункт 21 Таблицы N 1 к приказу)), ссылаясь на их экономическую необоснованность.
Общество указало, что при установлении оспариваемых тарифов Региональная энергетическая комиссия Омской области необоснованно исключила из необходимой валовой выручки расходы по налогу на прибыль за 2017 год в сумме 19 730 тыс. руб., а также плановые расходы АО "Омскэлектро" по налогу на прибыль в 2019 году, всего на 39 460 тыс. руб.
Решением Омского областного суда от 02 сентября 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Региональная энергетическая комиссия Омской области обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит принятый по делу судебный акт отменить, ссылаясь на допущенные нарушения норм материального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом и прокуратурой Омской области, представлены отзыв и возражения.
В судебное заседание представители административного ответчика, не явились, о времени и месте его проведения извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного истца и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
АО "Омскэлектро" является сетевой организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии на территории Омской области.
Общество 27 апреля 2018 г. обратилось с заявлением об открытии дела об установлении платы за услуги по передаче электрической энергии по сетям АО "Омскэлектро" на 2019 г., к заявлению прилагались документы, обосновывающие размер необходимой валовой выручки.
05 декабря 2018 г. в адрес регулирующего органа обществом направлены дополнительно следующие документы: регистр раздельного учета статьи "Налог на прибыль" за 2017 год (в соответствии с отчетом о финансовых результатах за 2017 год) и приказ от 30 декабря 2016 г. N 298 "Об утверждении первичной учетной документации и форм регистров бухгалтерского и налогового учета на 2017 год".
По результатам экспертизы представленных материалов орган регулирования уменьшил величину необходимой валовой выручки АО "Омскэлектро" на 2019 год.
Согласно экспертному заключению акту проверки 26 октября 2018 г. органом регулирования не учтены представленные обществом сведения о размере налога на прибыль, как экономически необоснованные. Регулирующим органом учтены в расчете необходимой валовой выручки АО "Омскэлектро" на 2019 год в составе неподконтрольных расходов налог на прибыль в размере 0 руб., в связи с отсутствием в организации раздельного учета расходов по налогу на прибыль, субсчетов по номенклатурным группам.
Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - служба по тарифам) от 27 декабря 2018 г. N 669/95 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Омской области на 2019 год.
Пунктом 21 таблицы 1 Приложения 1 к данному приказу необходимая валовая выручка, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, АО "Омскэлектро" на 2019 год установлена в размере 1 040 723,94 тыс. руб.
Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 29 декабря 2018 г. в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 30 марта 2004 г. N 74 "О порядке опубликования и вступления в силу правовых актов Губернатора Омской области, Правительства Омской области, других органов исполнительной власти Омской области".
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что регулирующим органом не включены в необходимую валовую выручку затраты, необходимые для осуществления регулируемой деятельности.
Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
Основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике определяют Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.
При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.
Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом их деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 43 Закона об электроэнергетики Методические указания по ведению раздельного учета по видам деятельности в сфере электроэнергетики устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 декабря 2011 г. N 585 (далее - Приказ N 585) утвержден Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно - диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
В соответствии с пунктом 7, указанного приказа раздельный учет расходов ведется субъектами естественных монополий по элементам и видам затрат, а также иным показателям, необходимым для ведения раздельного учета доходов и расходов, в том числе, и по расходам на уплату налогов (пункт 7.2.10 Приказа N 585).
Согласно пункту 14 Приказа N 585 принципы раздельного учета показателей, применяемые субъектом естественных монополий, детализированный порядок раздельного учета, а также состав прямых и косвенных расходов субъекта естественных монополий закрепляются в учетной политике (в приложениях к учетной политике) субъекта естественных монополий либо в ином организационно-распорядительном документе.
Пунктом 6 Порядка ведения раздельного учета предусмотрено, что показатели раздельного учета по перечню согласно таблице 1 Приложения N 1 должны соответствовать показателям, содержащимся в формах бухгалтерской и статистической отчетности.
Как следует из материалов дела, на основании представленных обществом документов, регулирующим органом установлено, что Рабочим планом счетов бухгалтерского учета АО "Омскэлектро" на 2017 год по счету 68.04 "Налог на прибыль" не предусмотрено ведение раздельного учета в разрезе регулируемых и нерегулируемых видов деятельности. В представленных регистрах бухгалтерского учета субсчета по номенклатурным группам отсутствуют, что послужило основанием для отказа во включении в необходимую валовую выручку АО "Омскэлектро" расходов по оплате налога на прибыль.
Между тем факт ведения обществом раздельного учета по указанной статье расходов "Налог на прибыль" подтверждается материалами дела.
В обществе имеется приказ от 30 декабря 2016 г. N 298, которым утверждена форма регистра раздельного учета статьи "Налог на прибыль" (т. 2, л.д. 71 оборот, 72-74, 75-92). Утвержденный на предприятии регистр раздельного учета по указанной статье соответствует Порядку ведения раздельного учета утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 декабря 2011 г. N 585 и позволяет проверить механизм расчета (распределения) налога на прибыль по видам деятельности, который предоставлялся в тарифный орган до принятия оспариваемого решения.
Согласно материалам дела в регулирующий орган обществом представлены следующие документы: таблица расходов по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования на 2019 год; таблица "необходимая валовая выручка за 2017 год АО "Омскэнерго" (расчет выпадающих доходов за 2017 год); таблица "Расчет балансовой прибыли, принимаемой при установлении тарифов на передачу электрической энергии АО "Омскэнерго" N П 1.21.3; Бухгалтерский баланс Ф-1 за 2017 год; отчет о финансовых результатах Ф-2 за 2017 год; налоговая декларация по налогу на прибыль; анализ счета 68.04.2 за 2017 год; оборотно-сальдовая ведомость по счету 99.01 за 2017 год; отчеты по проводкам за 2017 год, которые содержали информацию о расходах общества по налогу на прибыль по регулируемому виду деятельности за 2017 год в размере 19 730 тыс. руб.
Таким образом, документы, представленные в составе тарифной заявки, позволяли регулирующему органу проверить порядок и правильность расчета налога на прибыль по регулируемому виду деятельности.
В подтверждение о том, что предприятие ведет раздельный учет доходов, расходов и прибыли по регулируемым видам деятельности в соответствии с приказом от 29 декабря 2017 г. N 392 "Об утверждении Положения об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета на 2018 год" подтверждается пунктом 4.12.4 Учетной политики предприятия, согласно которому, аналитический учет постоянных, временных разниц и отложенных налогов ведется в регистрах бухгалтерского учета.
Также ведение раздельного учета на предприятии установлено Арбитражным судом Омской области в решении от 02 апреля 2019 г., которое вступило в законную силу.
Кроме того в апреле 2018 года на сайте АО "Омскэлектро" опубликована информация о расходах сетевой организации по налогу на прибыль по регулируемым видам деятельности за 2017 год в размере 19 730 тыс. руб., а также 02 апреля 2019 г. опубликованы показатели раздельного учета доходов и расходов, что подтверждает наличие раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности организации.
Следовательно, фактически понесенные обществом расходы по оплате налога на прибыль по регулируемому виду деятельности, как документально подтвержденные, подлежали включению в тариф.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
определила:
решение Омского областного суда от 02 сентября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 февраля 2020 г. N 50-АПА19-18
Текст определения опубликован не был