Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2020 г. N 53-АПА19-52
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Виноградовой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Матеченкова Дениса Витальевича о признании не действующим в части Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребёнка" по апелляционным жалобам Законодательного Собрания Красноярского края, Губернатора Красноярского края и Министерства образования Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 17 сентября 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя Законодательного Собрания Красноярского края Колотеевой О.В., представителя Губернатора Красноярского края и Министерства образования Красноярского края Бородавкина С.В., поддержавших доводы жалоб, возражения Матеченкова Д.В. и его представителя Матеченковой Н.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Закон Красноярского края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребёнка" (далее - Закон края N 12-961), официально опубликованный 8 декабря 2000 года в печатном издании "Красноярский рабочий" N 228, устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребёнка в целях создания правовых и социально-экономических условий для их реализации, а также меры социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, определяет в главе IV гарантии прав ребёнка, в том числе на образование, предусматривая право на бесплатное питание за счёт краевого бюджета для следующих категорий:
- обучающиеся, осваивающие образовательные программы основного общего и среднего общего образования в краевых государственных общеобразовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы с углублённым изучением отдельных учебных предметов в рамках предметных областей "математика и информатика", "естественные науки";
- студенты, слушатели краевых государственных профессиональных образовательных организаций, обучающиеся за счёт средств краевого бюджета (пункты 7.1 и 8 статьи 11);
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся на полном государственном обеспечении в краевых государственных организациях (пункт 5 статьи 11-1);
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в интернатах или общежитиях, проживающие в интернатах краевых государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и оказывающих таким обучающимся психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь, а также по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования краевых государственных общеобразовательных организаций, не проживающие в интернатах указанных организаций, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам дошкольного образования краевых государственных образовательных организаций (пункты 1-4 статьи 14).
Согласно статье 13 Закона края N 12-961 в целях обеспечения питанием в соответствии с изложенными выше пунктами 7.1, 8 статьи 11, пунктом 5 статьи 11-1, пунктами 1-4 статьи 14 этого закона, пунктом 1 статьи 5 Закона края от 26 мая 2016 года N 10-4565 "О кадетских корпусах и Мариинских женских гимназиях" обучающихся, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в краевых государственных организациях, перечень которых определяется Правительством края, выполнение государственных работ по производству и транспортировке питания осуществляется краевым учреждением, основной целью деятельности которого является производство и транспортировка продукции общественного питания.
Матеченков Д.В., индивидуальный предприниматель, обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приведённой статьи, ссылаясь на несоответствие её положений пункту 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), статье 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статье 37 Федерального закона от 9 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской федерации" (далее - Федеральный закон об образовании), считая, что оспариваемая региональная норма влечёт ограничение доступа иных лиц, претендующих на заключение контрактов на оказание услуг по питанию в образовательных организациях.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Федерального закона N 273-ФЗ следует читать как "от 29 декабря 2012 г."
Решением Красноярского краевого суда от 17 сентября 2019 года административное исковое заявление Матеченкова Д.В. удовлетворено, оспариваемая региональная норма признана не действующей со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционных жалобах Законодательного Собрания Красноярского края, Губернатора Красноярского края, Министерства образования Красноярского края поставлен вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения норм материального права и о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Прокурором, участвующим в деле, представлен отзыв, согласно которому доводы апелляционных жалоб являются обоснованными, обжалуемое решение суда - незаконным.
Проверив законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, Судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения исходя из следующего.
Отношения в сфере закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, урегулированы Федеральным законом N 44-ФЗ, целью правового регулирования которого согласно статье 1 является повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Одним из основных принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип обеспечения конкуренции, то есть создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, предоставление возможности любому заинтересованному лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать исполнителем (часть 1 статьи 8 данного федерального закона).
В части 1 статьи 24 названного закона закреплено два способа определения исполнителей: конкурентный и осуществление закупки у единственного исполнителя.
По смыслу приведённых законоположений в их системном единстве закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, следовательно, может осуществляться исключительно в случаях, установленных Федеральным законом N 44-ФЗ.
Перечень оснований, при наличии которых допускается закупка у единственного исполнителя, является исчерпывающим, установлен в части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, содержащей на сегодняшний день 55 пунктов.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 93 указанного закона закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Исходя из содержания приведённой нормы закупка работы или услуги в сфере государственного управления в субъекте Российской Федерации может осуществляться у единственного исполнителя, если подведомственные органу исполнительной власти учреждения, предприятия обладают исключительными полномочиями в определённой сфере деятельности, которые не могут быть выполнены иными субъектами в силу прямого указания об этом в нормативных правовых актах, принимаемых законодательным органом субъекта Российской Федерации.
В силу предписаний Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 5 поименованного закона).
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) также относит к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3).
В соответствии с частью 4 статьи 37 Федерального закона об образовании обеспечение питанием обучающихся за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приведённые федеральные и региональные законоположения свидетельствуют о том, что осуществление полномочий, перечисленных в статье 13 Закона края N 12-961, является обязанностью органов государственной власти Красноярского края, то есть применительно к Федеральному закону N 44-ФЗ услугой, оказание которой является прерогативой органов исполнительной власти в целях обеспечения права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, на социальную поддержку.
С учётом изложенного Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что закрепление в оспариваемой норме права краевого учреждения производить и транспортировать питание для определённой категории обучающихся в краевых образовательных учреждений в целях предоставления бесплатного питания противоречит законодательству о конкурентных процедурах.
Такое право прямо закреплено в пункте 6 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, а также статьёй 26.11 Федерального закона N 184-ФЗ, согласно пункту 3 которой в целях осуществления отдельных государственных полномочий могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации, функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункте 6 статьи 93" имеется в виду "пункте 6 части 1 статьи 93"
Между тем это обстоятельство не может повлечь отмену судебного акта, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, в статье 13 Закона края N 12-961 в нарушение требований пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ не определено конкретное учреждение, осуществляющее функции единственного поставщика.
Ссылка административного ответчика, что таким предприятием является КГБУ "Центр Питания", созданное распоряжением Правительства Красноярского края от 14 сентября 2018 года N 701-р, не имеет правового значения, так как полномочия должны устанавливаться законодательными актами субъекта Российской Федерации.
Однако нормативного правового акта такого уровня в Красноярском крае не принималось, что не отрицалось представителем административного ответчика в судебном заседании Судебной коллегии, следовательно, оспариваемая региональная норма не соответствует требованиям пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
При таком положении по существу правильное решение суда не может быть отменено.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Красноярского краевого суда от 17 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Законодательного Собрания Красноярского края, Губернатора Красноярского края и Министерства образования Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 февраля 2020 г. N 53-АПА19-52
Текст определения опубликован не был