Постановление Верховного Суда РФ от 3 февраля 2020 г. N 18-АД20-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Нижегородская Логистическая Компания" Почкалина Игоря Юрьевича на вступившие в законную силу постановление судьи Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 апреля 2018 г., решение судьи Краснодарского краевого суда от 15 августа 2018 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 13 августа 2019 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Нижегородская Логистическая Компания" (далее - ООО "Нижегородская Логистическая Компания", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 апреля 2018 г., оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 15 августа 2018 г. и постановлением заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 13 августа 2019 г., ООО "Нижегородская Логистическая Компания" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей без конфискации орудий совершения административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, директор ООО "Нижегородская Логистическая Компания" Почкалин И.Ю. просит отменить постановления, вынесенные в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
В силу пункта 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.
Частью 2 статьи 66 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что статус, режим особой охраны и границы территорий, в пределах которых расположены водные объекты, указанные в части 1 данной статьи, устанавливаются в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях и законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия.
Согласно абзацу первому преамбулы Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются перечисленные в пункте 2 статьи 2 Закона N 33-ФЗ категории указанных территорий, к числу которых относятся государственные природные заказники.
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (пункт 1 статьи 22 Закона N 33-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 названного Закона создание государственных природных заказников федерального значения осуществляется решениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
В силу пунктов 1-3 статьи 24 Закона N 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 11 апреля 1958 г. N 336 "О мерах по улучшению состояния охотничьего хозяйства РСФСР" образован республиканский государственный природный заказник "Приазовский" без изъятия земельных участков у пользователей и собственников.
Решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся от 24 июля 1958 г. N 467 "Об определении границ Приазовского республиканского заказника на водоплавающую и болотную дичь" установлены границы территории Приазовского республиканского заказника.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2055-р государственный природный заказник "Приазовский" приобрел статус заказника федерального значения и передан в ведение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 201 утверждено Положение о государственном природном заказнике федерального значения "Приазовский" (далее - также Положение).
Согласно пунктам 1.3, 1.7 Положения заказник имеет профиль биологического (зоологического) и предназначен для охраны и воспроизводства объектов животного мира и сохранения среды его обитания. Заказник расположен в Славянском районе Краснодарского края, общая площадь его территории составляет 42 200 га.
Территория заказника входит в состав Ахтаро-Гривенской системы лиманов Восточного Приазовья, включенной в Список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. N 1050 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г." (пункт 1.8 Положения).
Согласно пункту 1.6 Положения до изменений, внесенных в данный акт приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. N 265, охрану территории заказника, а также мероприятия по сохранению биологического разнообразия и поддержанию в естественном состоянии природных комплексов и объектов на территории заказника осуществляло Федеральное государственное учреждение "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Подпунктом 17 пункта 3.1 раздела III Положения установлен запрет на проезд и стоянку на территории заказника автомототранспортных средств вне дорог общего пользования и специально предусмотренных для этого мест, проход и стоянку моторных плавучих средств (кроме случаев, связанных с проведением мероприятий по выполнению задач, предусмотренных разделом II данного Положения, проездом автотранспортных средств землевладельцев, землепользователей и собственников земель к участкам, находящимся в их владении, пользовании или собственности и расположенных в границах заказника, а также с осуществлением производственной деятельности в соответствии с данным Положением).
Из материалов дела следует, что на основании обращения директора ООО "Нижегородская Логистическая Компания" Почкалина И.Ю. от 1 августа 2017 г. N 001 Федеральным государственным бюджетным учреждением "Сочинский национальный парк" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - ФГБУ "Сочинский национальный парк") письмом от 10 августа 2017 г. N 08-05/1683 согласована перевозка водным транспортом крупногабаритных грузов по реке Протока в пределах государственного природного заказника федерального значения "Приазовский" в период с 2 августа 2017 г. по 30 сентября 2017 г. с соблюдением требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 997 "Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи", а также норм, установленных природоохранным и водным законодательством.
11 октября 2017 г. в 15 часов 15 минут по реке Протока с Азовского моря до села Ачуево Славянского района Краснодарского края в границах территории государственного природного заказника федерального значения "Приазовский" осуществлялся незаконный проход принадлежащих ООО "Нижегородская Логистическая Компания" моторных плавучих средств - теплоходов БТ-237 и БТ-226 с прицепной баржей "Марвенна-1", а также их стоянка на указанном водном объекте у береговой линии села в районе земельного участка по адресу: Краснодарский край, Славянский район, село Ачуево, ул. Ленина, д. 6, что повлекло за собой причинение вреда охраняемым объектам животного мира и среде их обитания на особо охраняемой природной территории.
19 октября 2017 г. должностным лицом ФГБУ "Сочинский национальный парк" по данному факту в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принято решение о проведении административного расследования.
23 января 2018 г. по результатам административного расследования в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном указанной нормой.
Факт совершения обществом административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 3-5), сведениями, представленными федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Азовский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства" Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) (л.д. 37), определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 58-59), докладной должностного лица ФГБУ "Сочинский национальный парк" (л.д. 62), актом натурного обследования и приложенной к нему фототаблицей (л.д. 65-68), согласованием ФГБУ "Сочинский национальный парк" прохода судов с 2 августа 2017 г. по 30 сентября 2017 г. и соответствующим обращением директора ООО "Нижегородская Логистическая Компания" (л.д. 69, 70) и иными доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Довод жалобы о том, что на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, территория государственного природного заказника федерального значения "Приазовский" не была зарегистрирована и поставлена на кадастровый учет, не имела границ, определенных в установленном порядке, не ставит под сомнение выводы судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не влечет отмену состоявшихся по делу судебных актов.
Названным выше решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся от 24 июля 1958 г. N 467 "Об определении границ Приазовского республиканского заказника на водоплавающую и болотную дичь" территория Приазовского республиканского заказника установлена в следующих границах: от устья реки Протока, что севернее поселка Ачуев, на юг по берегу Азовского моря до поселка Кочегуры, от поселка Кочегуры на юго-восток до ст. Черноерковской, от ст. Черноерковской на север до лимана Мечетный, далее по восточному берегу лимана до канала и по каналу на лиман Долгий, далее по восточному берегу лимана Долгий через пролив на лиман Глубокий, далее по восточному берегу лимана Глубокий до канала и по каналу на лиман Лозоватый, далее по восточному берегу лимана Лозоватый до его северной границы и далее по прямой на лиман Мусициевский, по южному и восточному берегу лимана Мусициевский на север до реки Протока и далее по реке Протока до ее устья (исходная точка) (пункт 1) (л.д. 83, 84).
Впоследствии государственный природный заказник "Приазовский" включен в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. N 2055-р Перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения и передан в ведение Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В названном выше Положении о государственном природном заказнике федерального значения "Приазовский", утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 201, границы заказника описаны в пункте 1.9:
северная - от точки пересечения восточной границы заказника с р. Протока (аншлаг заказника) по правому берегу р. Протока до ее устья;
восточная - от точки пересечения шоссе с водосбросным каналом Черноерковской рисовой системы, по этому же водосбросному каналу на север до 4-х мостов, далее на север по р. Протока;
южная - по грунтовой дороге от поселка Кучегуры до хутора Верхний, далее по шоссе до станицы Черноерковская в направлении на Краснодар до пересечения с водосбросным каналом Черноерковской рисовой системы в районе совхозной заправки;
западная - от устья р. Протока по побережью Азовского моря до Горьковского гирла, впадающего в море, далее по гирлу до канала В-2, по каналу В-2 до дороги, идущей с хутора Верхний до поселка Кучегуры.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 485 в пункт 1.9 Положения внесены изменения с установлением границ заказника в системе координат МСК-23 и представлением их в приложении к Положению (координаты поворотных точек границы государственного природного заказника федерального значения "Приазовский").
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 марта 2017 г. N АКПИ16-818, оставленным без изменения апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20 июля 2017 г. N АПЛ17-193, пункт 1.9 Положения в редакции приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 485, устанавливающий границы государственного природного заказника федерального значения "Приазовский", определенные в системе координат МСК-23 и представленные в приложении к Положению, признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Таким образом, следует руководствоваться приведенными выше положениями, которыми были определены границы указанного природного заказника до изменений, внесенных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 485.
Участок реки Протока от Азовского моря до села Ачуево Славянского района Краснодарского края в районе земельного участка по адресу: Краснодарский край, Славянский район, село Ачуево, ул. Ленина, д. 6, по которому при описанных выше обстоятельствах осуществлялся проход принадлежащих обществу моторных плавучих средств, находится в границах государственного природного заказника федерального значения "Приазовский". Судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о нарушении обществом установленного режима охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемой территории.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что общество не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции статьи 8.39 названного Кодекса.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 апреля 2018 г., решение судьи Краснодарского краевого суда от 15 августа 2018 г. и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 13 августа 2019 г., вынесенные в отношении ООО "Нижегородская Логистическая Компания" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора ООО "Нижегородская Логистическая Компания" Почкалина И.Ю. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 3 февраля 2020 г. N 18-АД20-1
Текст постановления опубликован не был