Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Министерства образования
Республики Мордовия
от 31 января 2020 г. N 98
Порядок
формирования предметных комиссий Республики Мордовия при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020 году
1. Общие положения
1.1. Порядок формирования предметных комиссий Республики Мордовия при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020 году (далее - Порядок) разработан в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - Порядок ГИА), утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 190/1512 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10.12.2018, регистрационный N 52952), Методическими рекомендациями по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020 году (письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор) от 16 декабря 2019 г. N 10-1059).
1.2. Предметные комиссии Республики Мордовия при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - предметные комиссии) создаются по соответствующим учебным предметам (русский язык, математика, физика, химия, информатика и ИКТ, биология, история, география, обществознание, литература, иностранный (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) язык) в целях осуществления проверки развернутых ответов участников экзаменов в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), выполненные на бланках ответов N 2 (в том числе и на дополнительных бланках ответов N 2); развернутых письменных ответов участников экзаменов в форме государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ), выполненных на бланках ответов (в том числе на дополнительных бланках ответов); устных ответов участников экзаменов в форме ЕГЭ по иностранным языкам; устных ответов участников экзаменов в форме ГВЭ.
1.3. Порядок регламентирует процедуру формирования предметных комиссий.
В Порядке отражены:
порядок проведения подготовки экспертов предметных комиссий;
требования к опыту экспертов предметных комиссий по проверке развернутых ответов участников экзаменов с учетом положений п. 38 Порядка ГИА;
порядок допуска лиц, претендующих на включение в предметную комиссию, к прохождению квалификационного испытания;
описание формата проведения квалификационного испытания для лиц, претендующих на включение в предметную комиссию;
показатели согласованности оценивания по результатам квалификационного испытания и их значения.
Порядок проведения анализа работы предметной комиссии устанавливается Положением о предметных комиссиях Республики Мордовия при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Республики Мордовия.
1.4. Количественный состав предметной комиссии определяется исходя из числа выпускников общеобразовательных организаций Республики Мордовия, которые вправе сдавать ЕГЭ или ГВЭ по соответствующему учебному предмету в текущем году, а также с учетом сроков и нормативов проверки экзаменационных работ.
1.5. Формирование персонального состава предметной комиссии по каждому учебному предмету организуется председателем Государственной экзаменационной комиссии Республики Мордовия по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена (далее - ГЭК) по представлению председателей предметных комиссий и утверждается приказом Министерства образования Республики Мордовия не позднее чем за один месяц до начала проведения ГИА.
В состав предметной комиссии входят председатель предметной комиссии, осуществляющий общее руководство и координацию деятельности предметной комиссии, заместитель председателя предметной комиссии, эксперты предметной комиссии.
Кандидатуры председателей каждой предметной комиссии согласовываются Рособрнадзором.
1.6. Предметная комиссия прекращает свою деятельность с момента создания предметной комиссии по соответствующему учебному предмету для проведения ГИА в Республике Мордовия в следующем году.
1.7. Мероприятия по подготовке экспертов и формированию предметных комиссий проводятся согласно плану-графику, приведенному в Приложении 2 к настоящему Порядку.
2. Статусы экспертов предметной комиссии
2.1. По результатам прохождения квалификационных испытаний эксперту предметной комиссии может быть присвоен один из следующих статусов: ведущий эксперт предметной комиссии, старший эксперт предметной комиссии, основной эксперт предметной комиссии.
Ведущий эксперт предметной комиссии - статус, присваиваемый председателю предметной комиссии и, по усмотрению председателя предметной комиссии (при наличии соответствующих результатов квалификационного испытания), заместителю(-ям) председателя предметной комиссии, позволяющий:
а) осуществлять руководство подготовкой и (или) подготовку экспертов предметной комиссии на региональном уровне;
б) консультировать экспертов предметной комиссии по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по поручению председателя предметной комиссии);
в) привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленными баллами (по поручению председателя предметной комиссии);
г) осуществлять первую, вторую, третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе предметной комиссии;
д) участвовать в межрегиональных перекрестных проверках;
е) осуществлять межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами;
ж) осуществлять отбор изображений незаполненных участниками экзаменов бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
Старший эксперт предметной комиссии - статус, позволяющий:
а) консультировать экспертов предметной комиссии по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по назначению председателя предметной комиссии);
б) осуществлять первую, вторую и третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе предметной комиссии;
в) привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленными баллами (по поручению председателя предметной комиссии);
г) участвовать в проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами;
д) участвовать в межрегиональных перекрестных проверках.
Основной эксперт предметной комиссии - статус, позволяющий:
а) осуществлять первую, вторую проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе предметной комиссии;
б) участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе предметной комиссии, осуществляя первую и вторую проверки развернутых ответов участников экзаменов;
в) осуществлять отбор изображений незаполненных участниками экзаменов бланков ответов N 2, дополнительных бланков ответов N 2.
2.2. Для присвоения эксперту предметной комиссии того или иного статуса устанавливается соответствие его квалификации:
требованиям к экспертам предметной комиссии, определенным п. 38 Порядка ГИА;
требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников экзаменов;
требованиям к результатам квалификационного испытания;
требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций (кроме экспертов предметной комиссии, включаемых в предметной комиссии в первый раз).
3. Согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов на федеральном и региональном уровнях
3.1. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
1) На федеральном уровне система согласования включает мероприятия для экспертов предметной комиссии, имеющих статус ведущих экспертов предметной комиссии в рамках очных мероприятий с участием членов комиссий по разработке контрольных измерительных материалов (далее - КИМ):
обсуждение и выработка подходов к оцениванию типичных случаев, вызывающих затруднения у экспертов предметной комиссии при проверке и оценивании;
проверка и оценивание образцов экзаменационных работ в удаленном режиме;
анализ результатов проверки и оценивания.
2) На региональном уровне система согласования включает следующие мероприятия:
внедрение согласованных на федеральном уровне подходов к проверке и оцениванию в процессе подготовки экспертов предметной комиссии. Подготовка экспертов предметной комиссии должна осуществляться под руководством экспертов предметной комиссии, имеющих статус "ведущий эксперт предметной комиссии", и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников экзаменов предыдущих лет в ходе
курсовой подготовки, проводимой в соответствии с образовательными программами и с использованием учебно-методических материалов для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на официальном сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный институт педагогических измерений" (далее - ФИПИ) www.fipi.ruV. а также образцов развернутых ответов участников экзаменов прошлых лет, предоставленных РЦОИ;
семинаров, групповых и индивидуальных консультаций для экспертов предметной комиссии;
вебинаров для экспертов предметных комиссий, проводимых ФИПИ;
обязательное проведение в течение не менее чем 60 минут оперативного согласования подходов к оцениванию ответов на каждое задание с развернутым ответом между экспертами предметной комиссии непосредственно перед проверкой работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников экзаменов или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ.
3.2. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов на федеральном уровне организуются ФИПИ.
3.3. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов на региональном уровне организуются Министерством образования Республики Мордовия.
4. Квалификационные требования для присвоения статуса экспертам предметной комиссии
4.1. Статусы ведущего, старшего или основного эксперта предметной комиссии присваиваются всем экспертам, включаемым в предметную комиссию (кроме председателя предметной комиссии), в зависимости от уровня квалификации эксперта.
Председателю предметной комиссии присваивается статус ведущего эксперта предметной комиссии без участия в квалификационных испытаниях.
4.2. Для присвоения экспертам предметной комиссии того или иного статуса устанавливаются определенные квалификационные требования.
Требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях:
наличие высшего образования;
соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету (обучение по программе дополнительного профессионального образования "Подготовка председателей и экспертов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ЕГЭ/ГВЭ) по наименование предмета" (36 часов, в том числе практические занятия не менее 26 часов);
отсутствие случаев регулярного (более, чем 5% проверяемых работ) значительного расхождения в баллах, выставленных при оценивании другими экспертами и отрицательной статистики удовлетворенных апелляций в предыдущем году (для специалистов, имеющих опыт работы в предметной комиссии).
При выполнении всех вышеперечисленных требований эксперт допускается к участию в квалификационных испытаниях.
4.3. Статусы "ведущий эксперт предметной комиссии" и "старший эксперт предметной комиссии" могут присваиваться только экспертам предметной комиссии, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников экзаменов.
4.4. Для присвоения статуса "ведущий эксперт предметной комиссии" необходимо:
соответствовать требованиям, изложенным в пункте 4.2. настоящего Порядка;
иметь опыт организационной работы в предметной комиссии или ГЭК (отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав предметной комиссии входит менее 10 человек);
иметь опыт оценивания экзаменационных работ участников экзаменов - не менее 3-х лет,
принимать участие в семинарах для ведущих экспертов на федеральном уровне,
иметь положительные результаты мероприятий по проверке и оцениванию образцов экзаменационных работ, проводимых на федеральном уровне.
4.5. Экспертам предметной комиссии, не назначенным заместителем председателя или председателем предметной комиссии и прошедшим квалификационные испытания с результатом, соответствующим статусу "ведущий эксперт предметной комиссии", присваивается статус "старший эксперт предметной комиссии".
4.6. Для присвоения статуса "старший эксперт предметной комиссии" необходимо:
соответствовать требованиям, изложенным в пункте 4.2. настоящего Порядка;
иметь опыт оценивания экзаменационных работ участников экзаменов - не менее 2-х лет,
иметь положительные результаты квалификационных испытаний, проводимых на региональном уровне по единым измерительным материалам, согласованным с ведущими экспертами, и единым требованиям к процедуре проверки и оценивания экзаменационных работ.
4.7. Для присвоения статуса "основной эксперт предметной комиссии" необходимо:
соответствовать требованиям, изложенным в пункте 4.2. настоящего Порядка;
иметь положительные результаты квалификационных испытаний, проводимых на региональном уровне по единым измерительным материалам, согласованным с ведущими экспертами, и единым требованиям к процедуре проверки и оценивания экзаменационных работ.
4.8. Значения показателей согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать значениям показателей согласованности оценивания для присвоения статуса экспертам предметной комиссии, указанным в Приложении 1 к настоящему Порядку.
5. Организация и проведение квалификационного испытания
5.1. Квалификационное испытание - процедура, проводимая с целью присвоения эксперту предметной комиссии определенного статуса для его последующего участия в проверке и о
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.