Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации г. Радужный
от 2 марта 2020 г. N 279
Положение
об организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях муниципального характера на территории города Радужный
1. Общие положения
Аварийно-спасательные работы на объектах (территориях), подвергшихся воздействию аварий, катастроф или стихийных бедствий, осуществляются в целях спасения жизни и сохранения здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также для локализации зон чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) муниципального характера, прекращения действия характерных для них опасных факторов.
Ликвидация ЧС включает следующие основные мероприятия:
- разведку с целью выявления вида ЧС, обнаружения источника опасности, определения масштаба и границы зоны ЧС, непрерывного наблюдения и контроля изменения обстановки в зоне ЧС;
- анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценка обстановки в зоне ЧС;
- принятие решения на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- обеспечение процесса ликвидации ЧС;
- жизнеобеспечение населения и сил ликвидации ЧС.
Аварийно-спасательные работы включают в себя следующие этапы:
- ввод сил и средств, необходимых для выполнения работ, в зону ЧС;
- рекогносцировка объектов (территорий), где планируется проведение аварийно-спасательных работ;
- проведение поисково-спасательных работ по обнаружению пострадавших людей, оказание первой медицинской помощи и вывод (вынос) их в безопасное место;
- вывод сил и средств по завершению работ и возвращение их к месту постоянной дислокации.
2. Основные понятия, используемые в настоящем Положении
ЧС - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. ЧС подразделяются по масштабу - на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные федеральные и трансграничные; по характеру источника - на природные, техногенные, биолого-социальные и военные.
Зона ЧС - территория или акватория, на которой сложилась ЧС.
Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Аварийно-спасательные работы при ликвидации ЧС - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Неотложные работы при ликвидации ЧС - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Разведка в зоне ЧС - вид обеспечения действий аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, заключающийся в сборе и передаче органам повседневного управления и силам достоверных данных об обстановке в зоне ЧС, необходимых для эффективного проведения неотложных работ и организации жизнеобеспечения населения. Выделяют следующие виды разведки: биологическая, инженерная, медицинская, радиационная, санитарно-эпидемиологическая, химическая.
Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
3. Руководство организацией и проведением аварийно-спасательных
и других неотложных работ
3.1. Сбор и обмен информацией о возникновении ЧС на территории города Радужный (объекте) осуществляется в соответствии с Порядком сбора и обмена информацией в области защиты населения и территории города Радужный от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением администрации города Радужный от 24.03.2016 N 383.
3.2. Руководство силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации ЧС.
3.3. Руководители аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зону ЧС первыми, принимают на себя полномочия руководителей работ по ликвидации ЧС (далее - руководитель работ по ЧС) и исполняют их до прибытия руководителей работ по ЧС, определенных Федеральным законом от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 22.08.95 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.09.2006 N 215-п "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" или назначенных органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данной ЧС.
3.4. Руководитель работ по ЧС муниципального характера назначается главой города в зависимости от характера и поражающих факторов источника ЧС. Руководитель работ по ЧС локального характера назначается руководителем организации, на территории которой произошла ЧС.
3.5. Руководитель работ по ЧС в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 21.12.94 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 22.08.95 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.09.2006 N 215-п "Об организации и проведении аварийно-спасательных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", постановлением администрации города Радужный от 12.12.2019 N 2367 "О Радужнинском городском звене Территориальной подсистемы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также настоящим Положением.
3.6. Руководитель работ по ЧС несет ответственность за организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС, безопасность людей, участвующих в ликвидации последствий ЧС.
3.7. Руководителю работ по ЧС подчиняются все силы и средства, участвующие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителя работ по ЧС, иначе как отстранив его в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
3.8. Задачи и решения руководителя работ по ЧС, направленные на ликвидацию ЧС, доводятся в форме письменных приказов и распоряжений (в безотлагательных случаях - в устной форме с последующим письменным подтверждением) и являются обязательными для исполнения всеми гражданами и организациями, находящимися в зоне ЧС, а также подразделениями аварийно-спасательных служб, участвующими в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
3.9. Для управления и осуществления координации действий всех сил и средств, привлеченных к ликвидации ЧС, при руководителе работ по ЧС может создаваться оперативный штаб (оперативная группа), который формируется из числа членов комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при администрации города Радужный, представителей управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и профилактике правонарушений администрации города Радужный, аварийно-спасательных служб города и взаимодействующих органов. К работе оперативного штаба (оперативной группы) могут привлекаться необходимые специалисты.
3.10. Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при администрации города Радужный, оперативный штаб (оперативная группа) на период проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ оснащаются необходимыми средствами связи, транспортом, средствами индивидуальной защиты. В зоне ЧС разворачивается (создается) подвижный пункт управления.
3.11. Для руководства аварийно-спасательными и другими неотложными работами на отдельных участках (секторах) решением руководителя работ по ЧС могут назначаться руководители из числа должностных лиц аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений), которые несут ответственность за организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, безопасность людей, работающих на участке (секторе).
3.12. В случаях технологической невозможности проведения полного объема аварийно-спасательных и других неотложных работ руководитель работ по ЧС может принять решение о приостановке работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению людей, находящихся в зоне ЧС.
4. Организация и проведение аварийно-спасательных и других
неотложных работ
4.1. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС и финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий ЧС осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.2. При возникновении ЧС на территории города единая дежурно-диспетчерская служба 112 МКУ "УМТО" города Радужный оповещает органы управления сил, привлекаемых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, в соответствии с Положением и должностными инструкциями работников единой дежурно-диспетчерской службы 112 МКУ "УМТО" города Радужный, утвержденными приказом Муниципального казенного учреждения "Управление материально-технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления города Радужный" от 28.01.2019 N 08.
4.3. На период проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на границе зоны ЧС разворачивается подвижный пункт управления, обеспечивающий устойчивую двухстороннюю связь руководителя работ по ЧС с председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при администрации города Радужный, руководителями аварийно-спасательных и других неотложных работ на участках (секторах) с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими органами управления.
4.4. До ввода основных сил аварийно-спасательных формирований в зону ЧС силами первого прибывшего к месту ЧС аварийно-спасательного формирования и взаимодействующих органов управления проводится комплексная разведка (далее - разведка).
Разведка проводится с целью получения данных об обстановке, которая сложилась в результате ЧС.
Основными задачами разведки являются:
- определение состояния маршрутов выдвижения аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) в район проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и на объекты (места) работ;
- определение характера и объема аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- выявление мест нахождения и состояния пострадавших, их количества, характера и степени поражения, характера блокирования;
- определение общего характера и возможного объема аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- выявление наличия, характера и масштаба вторичных поражающих факторов, препятствующих ведению аварийно-спасательных работ, характера и объема других неотложных работ;
- определение мест, удобных для развертывания пунктов управления, медицинских пунктов, пункта санитарной обработки, подразделений, служб, обеспечивающих проведение аварийно-спасательных работ в зоне ЧС;
- уточнение обстановки в ходе ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- своевременная передача достоверной информации руководителю работ по ЧС.
4.5. На основании данных разведки руководитель работ по ЧС принимает соответствующее решение, разрабатывает и утверждает план проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ с отражением в нем способов действий, очередности проведения работ, расстановки сил и средств, требований соблюдения мер безопасности.
Силы и средства аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) в соответствии с решением руководителя работ по ЧС приступают к ликвидации ЧС согласно утвержденному плану проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
4.6. Привлечение сил и средств к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ осуществляется исходя из принципа необходимой достаточности для ликвидации конкретной ЧС (муниципальная, локальная).
В первоочередном порядке к аварийно-спасательным и другим неотложным работам привлекаются подразделения сил постоянной готовности муниципального уровня и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих свои полномочия на территории города Радужный.
4.7. При наличии сведений о нахождении под завалами или в уцелевших помещениях (зданиях) людей основной задачей аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) является их поиск и спасение. Поиск мест нахождения людей в завалах производится с использованием информации свидетелей, специально подготовленных поисковых собак, специальных поисковых приборов, инструментов прослушивания завалов и т.д.
4.8. Вывод сил и средств из зоны ЧС после выполнения аварийно-спасательных работ на участке (секторе) проводится по распоряжению руководителя работ по ЧС поэтапно и организованно.
5. Функциональные обязанности руководителя работ по ЧС
5.1. При подготовке и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС руководитель работ по ЧС обязан:
- организовать, провести разведку и обследование территории (объекта), подвергшейся ЧС, оценить обстановку на месте проведения предстоящих аварийно-спасательных и других неотложных работ, привлечь к обследованию руководителей аварийно-спасательных формирований (служб), специалистов других служб и ведомств (при необходимости);
- на основе данных разведки и обследования разработать и утвердить план проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- определить участки (сектора), объемы, виды и способы ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- поставить задачи руководителям аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений), организовать их взаимодействие, обеспечить выполнение задач;
- развернуть подвижный пункт управления, пункты связи, определить порядок связи с вышестоящими органами государственной власти и управления, руководителями аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) и работ на участках (секторах) с соседними населенными пунктами и их органами управления;
- непрерывно следить за изменениями обстановки в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, принимать соответствующие решения;
- при необходимости привлекать дополнительные силы и средства, организовать их встречу, размещение и расстановку;
- организовать посменную работу аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений), создать резерв сил и средств, организовать питание и отдых личного состава;
- назначить ответственное должностное лицо за соблюдением безопасности при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- организовать пункты сбора пострадавших и оказания им доврачебной помощи;
- организовать своевременное доведение информации об обстановке и ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ до главы администрации города, председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Радужный, а также населения;
- по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ заслушать руководителей аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений), при необходимости лично убедиться в завершении указанных работ;
- определить порядок убытия с места проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ сил и средств, участвовавших в ликвидации ЧС, и взаимодействующих служб.
5.2. При разработке плана проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ руководитель работ по ЧС должен предусмотреть:
- поиск, деблокирование и спасение людей, при необходимости обеспечение их средствами индивидуальной защиты;
- оказание пострадавшим медицинской помощи и их эвакуацию в лечебные учреждения;
- проведение первоочередных мероприятий (тушение пожаров, локализация заражений аварийно химически опасными веществами, радиационного загрязнения и т.д.);
- локализацию аварий в коммунально-энергетических сетях, препятствующих ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- устройство проездов и проходов, разборку завалов, вскрытие разрушенных (заваленных) укрытий, подачу в них воздуха;
- обрушение неустойчивых конструкций, демонтаж сохранившегося оборудования, которому угрожает опасность;
- развертывание временных пунктов питания и проживания населения, пострадавшего и эвакуированного в результате ЧС;
- спасение материальных и культурных ценностей;
- охрану общественного порядка и организацию комендантской службы;
- другие мероприятия в зависимости от местных условий и сложившейся обстановки.
5.3. При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководителем работ по ЧС учитываются:
- состояние окружающей среды и метеоусловия;
- динамику развития и воздействия поражающих факторов ЧС до начала проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- требуемое количество сил и средств для проведения работ по спасению, эвакуации людей и имущества, вскрытию и разборке конструкций зданий.
5.4. При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, руководитель работ по ЧС принимает решение о их перегруппировке и доводит решение до руководителей аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений), указав порядок перегруппировки.
5.5. Руководитель работ по ЧС в любых условиях обстановки обязан организовать ежедневный учет личного состава и населения, находящегося в зоне ЧС, иметь при себе средства связи, поддерживать постоянную связь со всеми участниками ликвидации ЧС, а также с вышестоящими органами управления.
5.6. Руководитель работ по ЧС незамедлительно информирует о принятых им, в случае крайней необходимости, мероприятиях главу города Радужный, главу города Радужный - председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при администрации города Радужный, руководителя организации.
6. Технология проведения аварийно-спасательных и других
неотложных работ
6.1. Технологические приемы и способы ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ зависят от состояния объекта, подвергшегося разрушению, и наличия сведений о количестве и местах нахождения в нем пострадавших.
6.2. Руководителем работ по ЧС территория разбивается на участки (сектора) с назначением руководителей работ на участках.
6.3. Между руководителями работ на участках и руководителем работ по ЧС на территории устанавливается радиосвязь.
6.4. Поиск мест нахождения людей в завалах производится с использованием:
- информации непосредственных свидетелей;
- специально подготовленных поисковых собак;
- специальных поисковых приборов и инструментов;
- простукивания и прослушивания завалов.
6.5. Установленные места нахождения людей обозначаются и об этом извещаются все спасатели, работающие на данном участке.
6.6. Как правило, на одном участке спасательные работы производятся от их начала до полного завершения одним составом спасателей. В случае невозможности выполнить это условие при сменной работе вся информация о ходе спасательных работ передается при смене. Смены спасателей, по возможности, организуются поэтапно.
6.7. Инженерная техника для разборки завала над установленным местом нахождения людей применяется в исключительных случаях с обеспечением страховки от возможного падения поднимаемых и перемещаемых конструкций.
6.8. Для подъема и перемещения конструкций максимально используются электрический, гидравлический и пневматический аварийно-спасательные инструменты.
6.9. При наличии возможности с самого начала спасательной операции с пострадавшими устанавливается и постоянно поддерживается связь (голосом, стуком и т.д.).
6.10. Руководитель работ по ЧС одновременно со спасательными работами организует первоочередные аварийные работы по ликвидации очагов горения, недопущению взрыва паров газовоздушных смесей, разлива (выброса) аварийно химически опасных веществ.
6.11. Руководитель работ по ЧС имеет право прекратить аварийно-спасательные работы. Прекращение работ может носить временный или окончательный характер.
6.12. Основными причинами для временного прекращения аварийно-спасательных работ являются:
- возникновение угрозы получения травмы и гибели спасателей;
- невозможность проведения аварийно-спасательных работ имеющимися в наличии силами и средствами;
- невозможность проведения аварийно-спасательных работ из-за стабильно плохих метеоусловий;
- необходимость дополнительного изучения обстановки, разбора выполненных работ, уточнения ранее намеченных планов.
6.13. Основными причинами для окончательного прекращения аварийно-спасательных работ являются:
- выполнение всех поставленных задач;
- отсутствие после многодневной работы положительных результатов;
- невозможность обеспечить безопасность спасателей.
6.14. После принятия решения об окончании аварийно-спасательных работ задействованные в них поисково-спасательные силы и средства должны быть немедленно переведены в места их дислокации и приведены в соответствующие степени готовности.
7. Обеспечение аварийно-спасательных и других неотложных работ
7.1. Необходимые виды обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ организует руководитель работ по ЧС на основании оценки обстановки, сложившейся в зоне ЧС.
7.2. Транспортное и дорожное обеспечение организуется в целях перевозки сил и средств, привлекаемых к проведению работ по ликвидации ЧС, к участкам (секторам) работ, подвоза продовольствия, воды, медикаментов, вещевого имущества и других средств в район проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также для вывоза эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей из зоны ЧС.
7.3. Материальное обеспечение заключается в своевременном снабжении сил и средств, привлекаемых к проведению работ по ликвидации ЧС, техникой и имуществом для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
7.4. Техническое обеспечение включает мероприятия по использованию, техническому обслуживанию и ремонту техники аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений), а также обеспечению ее запасными частями и ремонтными материалами.
7.5. Гидрометеорологическое обеспечение осуществляется в целях всестороннего учета состояния погоды, оповещения и предупреждения об опасных метеорологических явлениях, которые могут повлечь резкое осложнение обстановки в зоне ЧС.
7.6. Инженерное обеспечение включает инженерную разведку территорий (объектов) в зоне ЧС, инженерное оборудование районов, занимаемых силами, привлекаемыми к проведению работ по ликвидации ЧС, и пунктами управления, устройство и содержание путей движения, оборудование пунктов водоснабжения.
7.7. Химическое обеспечение включает радиационную и химическую разведку, обеспечение участвующих в аварийно-спасательных и других неотложных работах в зонах радиационной и химической опасности индивидуальными средствами защиты, поставку техники и материальных средств для дозиметрического и радиационного контроля, санитарную обработку людей, специальную обработку техники, оборудования и местности.
7.8. Медицинское обеспечение включает мероприятия по сохранению здоровья и работоспособности личного состава, привлекаемого для ликвидации ЧС, разворачиванию медицинских пунктов, оказанию медицинской помощи заболевшим или получившим травмы, а также по прекращению эпидемических заболеваний, обеспечению этих мероприятий необходимым оборудованием, медикаментами и другими средствами.
7.9. Организация охраны общественного порядка осуществляется в соответствии с Положением о поддержании общественного порядка при чрезвычайных ситуациях на территории города Радужный, утвержденным постановлением администрации города Радужный от 26.02.2019 N 451.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации г. Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 марта 2020 г. N 279 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.