Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к приказу
министерства образования и
науки Амурской области
от 23.01.2020 N 66
Методика
идентификации школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях
1. Общие положения
Одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации в сфере образования является обеспечение доступности качественного общего образования для всех категорий обучающихся независимо от места жительства и социального положения. Тем не менее, на сегодняшний день в большинстве регионов страны сохраняется разрыв в качестве обучения в школах, функционирующих в неоднородных социальных условиях. Не является исключением и система образования Амурской области, где на протяжении ряда лет осуществляется целенаправленная работа по преодолению этого противоречия.
Как показывает международный и отечественный опыт, важным условием предоставления каждому обучающемуся возможности успешно учиться является наличие системы оценки качества образования и организация мониторинговых исследований. Поскольку образовательный результат - это показатель, определяемый комплексом внешних и внутренних факторов, важным этапом в разработке региональных программ повышения качества обучения в школах с низкими результатами обучения является этап разработки диагностических средств, позволяющих выявить и охарактеризовать эти школы. Это позволит выработать механизмы адресной поддержки школ, ввести их в "зону роста", разработать инструменты по оценке и самооценке результативности программ повышения качества образования в общеобразовательных организациях.
Методика идентификации школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (далее - Методика), разработана в 2019 году в рамках мероприятий по повышению качества образования путём реализации региональных проектов и распространения их результатов в Амурской области.
Методика концептуально основывается на утверждении о том, что на успешность работы школы оказывает значительное влияние внешний и внутренний "контекст" среды ее функционирования. Внешний контекст определяется факторами, на которые школа не может оказать воздействие (экономические, географические, социальные факторы). Внутренний - во многом спроецированный внешними факторами, такими, как уровень жизни населения, социальный состав семьи, - тем не менее потенциально обладает возможностью через образовательные и воспитательные ресурсы повысить шансы учащихся добиться высоких результатов в обучении.
2. Цели и задачи
Идентификация школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (далее - Идентификация), позволит оценить реальное состояние образовательного процесса в общеобразовательных организациях, выявить тенденции и динамику изменений, выявить факторы, оказывающие существенное влияние на качество образования, проанализировать кластеры (группы) школ, различающиеся по качеству процессов и результатах обучения. Используя результаты Идентификации, возможно исследовать структуру ограничений и барьеров, определяющих неравенство стартовых возможностей обучающихся в разных общеобразовательных организациях, что является необходимым условием принятия управленческих решений, направленных на повышение качества образования в этих школах.
Методика основана на следующих положениях:
1. Эффективное управление может быть основано только на актуальных, конкретных, объективных данных, в основе которых должен лежать комплекс показателей и индикаторов, отражающих существенные характеристики изучаемых объектов.
2. Под качеством результатов обучения понимается соответствие этих результатов требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
3. Система Идентификации должна включать оценку параметров образовательного процесса и оценку результатов, полученных в ходе этого процесса.
4. При интерпретации результатов Идентификации необходимо иметь в виду сложность определения вклада различных факторов в результат и делать выводы лишь с определённой степенью допущения о взаимосвязи характеристик процесса и полученного результата.
5. При разработке комплекса индикаторов учитываются количественные и качественные характеристики, связанные с объектом изучения.
Методологический подход идентификации выражается в региональном мониторинге, который проводится в два этапа.
Цель первого этапа - мониторинг социальных условий и мониторинг образовательных результатов.
Цель второго этапа - мониторинг управленческих, кадровых, материально-технических, психолого-педагогических барьеров и дефицитов в деятельности общеобразовательных организаций с целью разработки комплекса мер по повышению качества обучения в школах с низкими результатами обучения.
3. Формирование модели регионального мониторинга
Методика проведения мониторинга предполагает следующие виды работ:
- организация сбора социологических данных;
- оценка и системный анализ полученной информации, выявление тенденций и динамики происходящих в сфере образования процессов;
- создание информационной базы данных;
- оценка полученной информации, выявление тенденций и динамики происходящих процессов;
- представление результатов исследования всем заинтересованным пользователям (органам управления образованием, местному и профессиональному сообществу).
Методы, используемые в мониторинге - статистические методы контроля и управления качеством, электронная обработка данных.
Модель регионального мониторинга с целью идентификации школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, предполагает учёт следующих принципов:
1. Осуществление кластерного подхода при выявлении и анализе результатов мониторинга;
2. Разделение процедуры мониторинга на два этапа:
- мониторинг с целью идентификации школ с низкими результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях,
- мониторинг содержания основных образовательных программ и условий их реализации в школах с низкими результатами обучения с целью планирования мер по преодолению барьеров, определяющих их отставание;
3. Присвоение рейтинговой оценки образовательным организациям Амурской области в рамках каждого кластера на основе расчёта значений индекса социального благополучия и индекса качества результатов обучения;
4. Участие на первом этапе мониторинга 100% школ области, на втором - только тех школ, которые вошли в перечень школ с низкими результатами.
Модель регионального мониторинга складывается из ряда последовательных шагов-мероприятий.
I этап:
1. Кластеризация школ, то есть разделение всех общеобразовательных организаций Амурской области на кластеры (группы), отражающие исходные условия, не зависящие от педагогического воздействия: статус школы, географическое расположение и количество обучающихся.
В дальнейшем анализ данных, полученных в ходе мониторинга, производится внутри каждого кластера.
2. Определение индекса социального благополучия 100% школ по формуле, используемой Национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики". Завершается расчёт индекса социального благополучия школ составлением рейтинга и выборкой из каждого кластера 25% школ с наиболее низким индексом социального благополучия и 25% школ с наиболее высоким индексом социального благополучия.
3. Анализ образовательных результатов в 100%) школ на основе итогов ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, расчёт индекса качества обучения, составление рейтинга по каждому кластеру, выборка 25% школ с наиболее низким индексом качества обучения за истекший год. Сопоставление полученного списка со списком школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Дифференциация школ по соотношению индекса социального благополучия и индекса качества результатов обучения.
II этап (организуется только для группы школ с низкими результатами обучения):
1. Анализ содержания основных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования, в ходе которого делается вывод о содержании вариативной части учебного плана, формах организации учебного процесса, подходах к формированию и оцениванию личностных, метапредметных и предметных результатов.
2. Выявление и анализ условий реализации образовательных программ: кадровых, материально-технических, информационно-методических, психолого-педагогических, финансовых. Выводы об управленческих и педагогических дефицитах в деятельности каждой конкретной общеобразовательной организации, разработка комплекса конкретных адресных мер по преодолению барьеров, препятствующих повышению качества образования.
В реализации шагов второго этапа мониторинга участвуют лишь те образовательные организации, которые будут идентифицированы как школы с низкими результатами обучения в ходе мероприятий первого этапа.
4. Организация Идентификации
Идентификация подразумевает создание и последующее использование электронной программы "Идентификация и мониторинг школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях". Программа предназначена для сбора информации о качестве обучения в школах Амурской области с целью идентификации школ с низкими результатами обучения и школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях, и выявления причин низкого качества обучения в данных школах.
Пользователями программы будут участники образовательных отношений: министерство образования и науки Амурской области, ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования", общеобразовательные организации Амурской области.
Программа должна обеспечивать возможность выполнения функций:
1. Формирование базы данных специалистами ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования", представителями общеобразовательных организаций;
2. Подключение независимых модулей для импорта из внешних источников данных в текущую базу;
3. Разделение пользователей на группы (кластеры): по статусу школы, по количеству обучающихся;
4. Поиск (фильтрация) информации по ряду параметров: общая информация о школах, индекс социального благополучия, индекс качества результатов обучения, качество кадрового состава;
5. Ранжирование пользователей по ряду параметров: по индексу социального благополучия, по индексу качества результатов обучения, по качеству кадрового состава;
6. Сопоставление ранжированных списков с целью деления пользователей на группы:
- высокий индекс социального благополучия - высокие результаты образования;
- высокий индекс социального благополучия - низкие результаты образования;
- низкий индекс социального благополучия - высокие результаты образования;
- низкий индекс социального благополучия - низкие результаты образования;
7. Анализ динамики изменения параметров по годам.
Кластеризация общеобразовательных организаций.
Во всём мире существует дифференциация возможностей получения качественного образования для сельских и городских жителей, для лиц с разным уровнем доходов или выходцев из семей, принадлежащих к различным социальным группам. Именно поэтому от педагогических коллективов требуются разные психолого-педагогические и методические подходы для обеспечения качества образования, соответствующего возможностям контингента обучающихся школы. Известно, что в школах, имеющих статус гимназии, лицея, школы с углублённым изучением отдельных предметов, образовательные результаты выше, чем в других общеобразовательных организациях. В городских школах зачастую обучающиеся имеют больше возможностей для выбора образовательной траектории, чем в сельских. Большое количество школ области осуществляют образовательную деятельность с контингентом обучающихся из социально уязвимых групп населения. К числу таких уязвимых групп относятся дети в ОВЗ, дети, оставшиеся без попечения родителей, семьи с низкими доходами, дети мигрантов. Доля таких детей в малокомплектных школах выше, чем в школах с большим количеством обучающихся. Следовательно, недопустимо подходить к оценке качества обучения в конкретных общеобразовательных организациях без учёта внешних условий реализации образовательного процесса.
Вышеперечисленными факторами продиктована необходимость применения методики кластеризации в ходе идентификации школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Под кластеризацией следует понимать процедуру выделения нескольких наиболее распространенных (типичных) групп общеобразовательных организаций, обладающих определённым сочетанием признаков (качеств), выраженных в высокой степени. Такие группы общеобразовательных организаций называются кластерами. В основу кластеризации в Амурской области положены три критерия: учёт статуса школ, их географического расположения и количества обучающихся. В отдельный кластер выделяются основные общеобразовательные школы, которые завершают обучение по основным образовательным программам, так как в результатах данных школ возможен учёт только данных ВПР и ОГЭ без учёта данных ЕГЭ.
Такой подход позволяет разделить все общеобразовательные организации области на 6 кластеров:
1. Школы, имеющие статус гимназий, лицеев, школ с углублённым изучением отдельных предметов;
2. Основные общеобразовательные школы;
3. Городские школы, имеющие контингент обучающихся более 1000 человек;
4. Школы малых городов и посёлков городского типа, имеющие контингент обучающихся от 500 до 1000 человек;
5. Школы посёлков городского типа и крупных сёл, имеющие контингент обучающихся от 100 до 500 человек;
6. Сельские школы, имеющие контингент обучающихся менее 100 человек.
Анализ результатов мониторинга должен осуществляться отдельно в рамках каждого кластера. Общий список школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, складывается из списков, определённых внутри кластера.
На первом этапе мониторинга, в апреле каждого года общеобразовательные организации вносят в программу Идентификации общие контекстные данные об образовательной организации, данные о контингенте обучающихся, о содержании вариативной части учебного плана, условиях реализации образовательной программы.
Определение индекса социального благополучия школ.
Индекс социального благополучия школы (далее ИСБШ) - это показатель, позволяющий выделить общеобразовательные организации, которые работают в сложном социальном контексте. Этот контекст определяется, прежде всего, особенностями контингента обучающихся и их семей. С целью выявления школ, функционирующих в наиболее сложных социальных условиях, в модели регионального мониторинга используется методика, разработанная Национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики".
В соответствии с данной методикой с целью расчета индекса социального благополучия анализируются данные общеобразовательных организаций по социальному составу обучающихся:
- доля обучающихся, оба родителя которых имеют высшее образование;
- доля обучающихся из семей, проживающих в благоустроенных квартирах;
- доля обучающихся, единственный родитель или оба родителя которых являются безработными;
- доля обучающихся "группы риска", состоящих на различного вида учётах;
- доля обучающихся, для которых русский язык не является родным;
- доля обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- доля обучающихся, которых подвозят в основную базовую школу из близлежащих населённых пунктов.
Доля обучающихся названных категорий вычисляется по схеме:
- определяется общее по школе число учащихся, оба родителя которых имеют высшее образование. Это число делится на общее число учащихся в школе. Получается доля учащихся, оба родителя которых имеют высшее образование;
- определяется общее по школе число учащихся из семей, проживающих в благоустроенных квартирах (водопровод, канализация, подведен газ, центральное или индивидуальное отопление). Это число делится на общее число учащихся. Получается доля учащихся из семей, проживающих в благоустроенных квартирах;
- определяется общее по школе число учащихся из неполных семей. Это число делится на общее число учащихся по школе. Получается доля учащихся из неполных семей;
- определяется общее по школе число учащихся, состоящих на различных видах учёта. Это число делится на общее число учащихся по школе. Получается доля учащихся, состоящих на различного вида учёта;
- определяется общее по школе число учащихся, для которых русский язык не является родным. Это число делится на общее число учащихся по школе. Получается доля учащихся, для которых русский язык не является родным;
- определяется общее по школе число учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированным программам. Это число делится на общее число учащихся по школе. Получается доля учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
определяется общее по школе число учащихся, которых подвозят из близлежащих населённых пунктов. Это число делится на общее число учащихся по школе. Получается доля учащихся, которых подвозят в основную базовую школу из близлежащих населённых пунктов.
Указанные выше категории детей отражены в социальном паспорте общеобразовательной организации.
Первые два показателя являются факторами, оказывающими положительное влияние на результаты школьников, последующие представляют собой серьёзные риски и барьеры для обеспечения школой высоких показателей.
Индекс социального благополучия школы вычисляется по формуле.
х - доля учащихся, оба родителя которых имеют высшее образование;
у - доля учащихся из семей, проживающих в благоустроенных квартирах;
с - доля учащихся из неполных семей;
к - доля учащихся, состоящих на различного вида учёта;
f - доля учащихся, для которых русский язык не является родным;
d - доля учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
b - доля учащихся, которых подвозят в базовую школу из близлежащих населённых пунктов;
65 - это установочный коэффициент, который является постоянным и неизменяемым для всех общеобразовательных организаций;
15, 20, 10, 25, - это весовые коэффициенты, общая сумма которых составляет 100.
Пример вычисления коэффициента социального благополучия школы из 100 обучающихся:
1. 10 обучающихся, у которых оба родителя имеют высшее образование:
х= 10/100=0,10;
2. 15 обучающихся, семьи которых проживают в благоустроенных квартирах:
у = 15/100 = 0,15;
3. 30 обучающихся из неполных семей:
с = 30/100 = 0,30;
4. 5 обучающихся состоят на учете:
k = 5/100 = 0,05;
5. для 12 обучающихся русский язык не родной:
f = 12/100 = 0,12;
6. 5 обучающихся по адаптированным образовательным программам:
d = 5/100 = 0,05;
7. 25 обучающихся подвозят из других населенных пунктов:
Ь = 25/100 = 0,25;
ИСБШ = 65 + 15 * 0,1 + 20*0,15 - 10 * 0,30 - 25 * 0,05 - 10 * 0,12 - 10 *0,05 0,5 - 10 * 0,25 = 61,5
Данные для расчёта индекса социального благополучия вносятся в программу общеобразовательными организациями в апреле каждого года.
Индекс социального благополучия позволяет дифференцировать общеобразовательные организации, схожие по социально-экономическим характеристикам состава семей обучающихся, определить школы, функционирующие в благоприятных социальных условиях, и школы, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях, работающие со сложным контингентом обучающихся.
Программа формирует рейтинг школ в рамках каждого кластера, на основе рейтинга в кластере выделяются 25% школ с самым низким показателем индекса социального благополучия, которые будут идентифицированы как школы, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях.
Анализ образовательных результатов за истекший учебный год. Определение индекса качества результатов обучения.
С целью выявления школ, показывающих стабильно низкие результаты, производится сравнение и анализ данных ВПР (по математике и русскому языку в 4, 5-х классах), ОГЭ и ЕГЭ (по русскому языку и математике).
Именно ЕГЭ, ОГЭ и ВПР традиционно являются основными показателями качества обучения в общеобразовательной организации. Выбор предметов для мониторинга продиктован тем, что диагностика уровня обучения по русскому языку и математике осуществляется с участием 100% обучающихся начального, основного и среднего образования.
По аналогии с методикой расчёта индекса социального благополучия производится расчёт индекса качества результатов обучения (далее ИКРО). В расчёт берутся следующие показатели:
- доля выпускников начальной школы, получивших "4" и "5" по итогам ВПР по русскому языку;
- доля выпускников начальной школы, получивших "4" и "5" по итогам ВПР по математике;
- доля выпускников основной школы, получивших "4" и "5" по итогам ОГЭ по русскому языку;
- доля выпускников основной школы, получивших "4" и "5" по итогам ОГЭ по математике;
- доля выпускников средней школы, получивших "4" и "5" по итогам ЕГЭ по базовой математике;
- доля выпускников средней школы, получивших более 60 баллов по итогам ЕГЭ по профильной математике;
- доля выпускников средней школы, получивших более 60 баллов по итогам ЕГЭ по русскому языку;
- доля выпускников начальной школы, получивших "2" по итогам ВПР по русскому языку;
- доля выпускников начальной школы, получивших "2" по итогам ВПР по математике;
- доля выпускников основной школы, получивших "2" по итогам ОГЭ по русскому языку;
- доля выпускников основной школы, получивших "2" по итогам ОГЭ по математике;
- доля выпускников средней школы, получивших "2" по итогам ЕГЭ по базовой математике;
- доля выпускников средней школы, не преодолевших минимальный порог баллов по итогам ЕГЭ по профильной математике;
- доля выпускников средней школы, не преодолевших минимальный порог баллов по итогам ЕГЭ по русскому языку.
Из 14 показателей первые 7 являются результатами, отражающими высокое качество результатов обучения, а оставшиеся 7 отражают низкое качество обучения.
Индекс качества результатов обучения вычисляется по формуле:
ИКРО = 65 + 5*x-10*x/ + 5*y-10*y/+5*f-10*f/ + 5*b-10*b/ + 5*c-5*с/+5*d-10*d/+5*k-10*k/
х - доля выпускников начальной школы, получивших "4" и "5" по итогам ВПР по русскому языку;
x/ - доля выпускников начальной школы, получивших "2" по итогам ВПР по русскому языку;
у - доля выпускников начальной школы, получивших "4" и "5" по итогам ВПР по математике;
y/ - доля выпускников начальной школы, получивших "2" по итогам ВПР по математике;
f - доля выпускников основной школы, получивших "4" и "5" по итогам ОГЭ по русскому языку;
f/ - доля выпускников основной школы, получивших "2" по итогам ОГЭ по русскому языку;
b - доля выпускников основной школы, получивших "4" и "5" по итогам ОГЭ по математике;
b/ - доля выпускников основной школы, получивших "2" по итогам ОГЭ по математике;
с - доля выпускников средней школы, получивших "4" и "5" по итогам > ЕГЭ по базовой математике;
с/ - доля выпускников средней школы, получивших "2" по итогам ЕГЭ по базовой математике;
d - доля выпускников средней школы, получивших более 60 баллов по итогам ЕГЭ по профильной математике;
d/ - доля выпускников средней школы, не преодолевших минимальный порог баллов по итогам ЕГЭ по профильной математике;
k - доля выпускников средней школы, получивших более 60 баллов по итогам ЕГЭ по русскому языку;
k/ - доля выпускников средней школы, не преодолевших минимальный порог баллов по итогам ЕГЭ по русскому языку.
65 - это установочный коэффициент, который является постоянным и неизменяемым для всех общеобразовательных организаций;
5, 10 - это весовые коэффициенты, которые умножаются на долю обучающихся школы, показавших по итогам мониторинга качеств обучения те или иные результаты.
Пример вычисления коэффициента качества результатов обучения школы из 100 обучающихся на каждом уровне обучения.
1. 95 выпускников начальной школы, получивших "4" и "5" по итогам ВПР по русскому языку:
х = 95/100 = 0,95;
2. 5 выпускников начальной школы, получивших "2" по итогам ВПР по русскому языку:
x/ = 5/100 = 0,05;
3. 87 выпускников начальной школы, получивших "4" и "5" по итогам ВПР по математике:
у = 87/100 = 0,87
4. 13 выпускников начальной школы, получивших "2" по итогам ВПР по математике:
y/ = 13/100 = 0,13;
5. 100 выпускников основной школы, получивших "4" и "5" по итогам ОГЭ по русскому языку:
f= 100/100= 1;
6. 0 выпускников основной школы, получивших "2" по итогам ОГЭ по русскому языку:
f/ = 0/100 = 0;
7. 95 выпускников основной школы, получивших "4" и "5" по итогам ОГЭ по математике:
b = 95/100 = 0,95;
8. 5 выпускников основной школы, получивших "2" по итогам ОГЭ по математике:
b/ = 5/100 = 0,05;
9. 92 выпускника средней школы, получивших "4" и "5" по итогам ЕГЭ по базовой математике:
с = 92/100 = 0,92;
10. 8 выпускников средней школы, получивших "2" по итогам ЕГЭ по базовой математике:
c/ = 8/100 = 0,08;
11. 15 выпускников средней школы, получивших более 60 баллов по итогам ЕГЭ по профильной математике:
d = 15/100 = 0,15;
12. 10 выпускников средней школы, не преодолевших минимальный порог баллов по итогам ЕГЭ по профильной математике:
d/ = 10/100 = ОД;
13. 38 выпускников средней школы, получивших более 60 баллов по итогам ЕГЭ по русскому языку:
k = 38/100 = 0,38;
14. 2 выпускника средней школы, не преодолевших минимальный порог баллов по итогам ЕГЭ по профильной математике:
k/ = 2/100 = 0,02;
ИКРО = 65+ 5 * 0,95 - 10 * 0,05 + 5 * 0,87 - 10 * 0,13 + 5*1 - 10 *0 + 5 * 0,95 - 10 * 0,05 + 5 * 0,92 - 10 * 0,08 + 5 * 0,15 - 5 * 0,1 + 5 * 0,38 - 10 * 0,02 = 89,7
Указанные выше параметры отражены в банке результатов внешних оценочных процедур качества обучения Региональной информационной системы обработки данных и по мере проведения оценочных процедур импортируются из данной программы в программу идентификации, которая производит названные расчёты. Последние данные поступают в Программу в сентябре. По итогам расчёта ИКРО в каждой школе составляется рейтинг в рамках каждого кластера и выявляются 25% школ с низким показателем ИКРО.
2. Помимо индекса качества результатов обучения при анализе образовательных результатов учитываются дополнительные показатели:
- расхождение между средним баллом ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по региону и средним баллом по школе. Группа школ, где расхождение составляет более 20 баллов, определяется как "группа риска";
- доля выпускников основной школы, продолживших обучение на уровне среднего общего образования. Выделяется группа школ, где этот показатель составляет менее 60%. Этот список сопоставляется со списком школ по результатам расчёта ИКРО и является индикатором качества, так как отток большого количества выпускников основной школы из образовательной организации свидетельствует о неуверенности обучающихся и их родителей в качестве образовательных услуг, предоставляемых школой;
- доля обучающихся, принявших участие за истекший год в региональных и всероссийских олимпиадах и конкурсах. Данный показатель также является индикатором качества предоставляемых школой образовательных услуг. По результатам мониторинга участия обучающихся школ выделяется группа общеобразовательных организаций, где этот показатель составляет менее 0,5%, что свидетельствует об отсутствии системной работы с мотивированными, одарёнными обучающимися.
Каждый из этих показателей разбивается на индикаторы. Информацию по названным показателям в программу вносят представители общеобразовательных организаций, ответственные за реализацию мониторинга, по окончании учебного года. По итогам сбора данных на основе информации, полученной в Региональном центре обработки информации о результатах ГИА за истекший год, производится корреляция полученного списка со списком школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, и дифференциация школ по соотношению индекса социального благополучия и индекса качества результатов обучения:
1. Школы, функционирующие в благоприятных социальных условиях и показывающие высокие результаты обучения;
2. Школы, функционирующие в благоприятных социальных условиях и показывающие низкие результаты обучения (стагнация при отсутствии сдерживающих факторов);
3. Школы, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях и показывающие высокие результаты обучения (резильентные школы);
4. Школы, функционирующие в неблагоприятных социальных условиях и показывающие низкие результаты обучения (критическое состояние, депривированные школы).
Если первая группа - это благополучные школы с адекватной системой управления образовательным процессом, опыт школ третьей группы (резильентные школы) заслуживает изучения и тиражирования, то школы второй и четвёртой групп (депривированные школы) должны быть идентифицированы как школы с низкими результатами обучения.
Анализ содержания основных образовательных программ.
Оценку управленческих и педагогических усилий общеобразовательной организации, направленных на преодоление внешних барьеров, невозможно дать без анализа содержания обучения и организации образовательного процесса, реализуемого в школе.
Модель регионального мониторинга предполагает анализ вариативной части учебного плана, содержания внеурочной деятельности, видов и форм учебной деятельности, системы оценки личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов обучающихся.
Такой анализ осуществляется на основе информации, предоставляемой общеобразовательными организациями в октябре.
Критерии и показатели |
Результат |
Источник информации |
Примечание |
I. Общая информация об общеобразовательной организации | |||
Общеобразовательные организации (сельская; городская) |
|
Данные вносятся представителем общеобразовательной |
Информация является фоновой для |
Статус школы (гимназия; лицей; школа с углублённым изучением отдельных предметов; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа) |
|
организации, ответственным за реализацию мониторинга, ежегодно в октябре |
Выявления условий функционирования общеобразовательной организации |
Наличие филиалов (да; нет) |
|
||
Количество обучающихся (более 1000; от 500 до 1000; от 100 до 500; менее 100) |
|
||
1. Режим работы школы (пятидневный; шестидневный) |
|
||
2. Сменность работы школы (одна смена; две смены) |
|
||
3. Подвоз обучающихся в образовательную организацию (да; нет) |
|
||
4. Наличие в населённом пункте учреждения(й) дополнительного образования детей (центры дополнительного образования; спортивные школы; школы иностранных языков; музыкальные школы; Художественные школы) |
" |
||
5. Наличие в населённом пункте учреждения(й) культуры (театры; библиотеки; музеи; клубы) |
|
||
II. Контингент обучающихся школ | |||
1. Количество обучающихся в текущем учебном году в том числе: |
|
Данные вносятся представителем общеобразовательной организации, ответственным за реализацию мониторинга, ежегодно в октябре |
|
а) общее количество обучающихся на уровне начального общего образования |
|
||
б) количество выпускников начального общего образования в прошедшем учебном году |
|
||
в) общее количество обучающихся на уровне основного общего образования (число) |
|
||
г) количество выпускников основного общего образования в прошедшем учебном году |
|
||
д) общее количество обучающихся на уровне среднего общего образования |
|
||
е) количество выпускников среднего общего образования в прошедшем учебном году |
|
||
2. Количество обучающихся, для которых проводится подвоз в образовательную организацию |
|
||
3. Количество обучающихся с задержкой психологического развития и лёгкой умственной отсталостью |
|
||
III. Индекс социального благополучия школ | |||
1. Количество обучающихся, воспитывающихся в семьях, где оба родителя имеют высшее образование |
|
Данные вносятся представителем общеобразовательной организации, ответственным за реализацию мониторинга, ежегодно в октябре |
Необходимо вычисление доли обучающихся по названным параметрам от общего числа обучающихся. Необходимо внести формулу вычисления индекса социального благополучия школы (далее - ИСБШ). |
2. Количество обучающихся, проживающих в благоустроенных квартирах |
|
||
3. Количество учащихся, единственный родитель или оба родителя которых являются безработными |
|
||
4. Количество обучающихся, состоящих на различных видах внешнего учета (в отделе по делам Несовершеннолетних УМВД) |
|
||
5. Количество обучающихся, для которых русский язык не является родным |
|
||
6. Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; |
|
||
7. Количество обучающихся, которых подвозят в основную базовую школу из близлежащих населённых пунктов. |
|
||
IV. Образовательные результаты обучающихся | |||
1. Количество выпускников начальной школы, получивших "4" и "5" по итогам ВПР по русскому языку; 2. Количество выпускников начальной школы, получивших "2" по итогам ВПР по русскому языку; 3. Количество выпускников начальной школы, получивших "4" и "5" по итогам ВПР по математике; 4. Количество выпускников начальной школы, получивших "2" по итогам ВПР по математике; |
|
Данные выгружаются из базы данных РЦОИ по мере проведения ВПР. Данные представлены в программе Microsoft Excel. |
Необходимо вычисление доли обучающихся по названным параметрам от общего числа выпускников начальной школы и внесение в формулу расчёта индекса качества результатов обучения (далее - ИКРО) |
5. Количество выпускников основной школы, получивших "4" и "5" по итогам ОГЭ по русскому языку; 6. Количество выпускников основной школы, получивших "2" по итогам ОГЭ по русскому языку; 7. Количество выпускников основной школы. получивших "4" и "5" по итогам ОГЭ по математике; 8. Количество выпускников основной школы, получивших "2" по итогам ОГЭ по математике; |
|
Данные выгружаются из региональной системы данных РЦОИ в сентябре за прошедший год |
Необходимо вычисление доли обучающихся по названным параметрам от общего числа выпускников основной школы и внесение в формулу расчёта ИКРО. |
9. Количество выпускников средней школы, получивших "4" и "5" по итогам ЕГЭ по базовой математике; 10. Количество выпускников средней школы, получивших "2" по итогам ЕГЭ по базовой математике; 11. Количество выпускников средней школы, полупивших более 60 баллов по итогам ЕГЭ по профильной математике; 12. Количество выпускников средней школы, не преодолевших минимальный порог баллов по итогам ЕГЭ по профильной математике; 13. Количество выпускников средней школы, получивших более 60 баллов по итогам ЕГЭ по русскому языку; 14. Количество выпускников средней школы, не преодолевших минимальный порог баллов по итогам ЕГЭ по русскому языку; |
|
Данные выгружаются из региональной системы данных РЦОИ в сентябре за прошедший год |
Необходимо вычисление доли обучающихся по названным параметрам от общего числа выпускников средней школы и внесение в формулу расчёта индекса качества результатов обучения. Необходимо сопоставить рейтинги ИСБШ и ИКРО. |
15. Средний балл ВПР по русскому языку по региону; 16. Средний балл ВПР по русскому языку по школе; 17. Средний балл ВПР по математике по региону; 18. Средний балл ВПР по математике по школе; |
|
|
Необходимо вычисление разницы между средним баллом по региону и средним баллом по каждой школе. |
19. Средний балл ОГЭ по русскому языку за прошедший год по региону; 20. Средний балл ОГЭ по русскому языку за прошедший год по школе; 21. Средний балл ОГЭ по математике за прошедший год по региону; 22. Средний балл ОГЭ по математике за прошедший год по школе; |
|
||
23. Средний балл ЕГЭ по базовой математике за прошедший год по региону; |
|
||
24. Средний балл ЕГЭ по базовой математике за прошедший год по школе; 25. Средний балл ЕГЭ по профильной математике за прошедший год по региону; 26. Средний балл ЕГЭ по профильной математике за прошедший год по школе; 27. Средний балл ЕГЭ по русскому языку за прошедший год по региону; 28. Средний балл ЕГЭ по русскому языку за прошедший год по школе. |
|
||
29. Количество участников региональных и всероссийских олимпиад, конференций и конкурсов |
|
|
Необходимо вычисление доли обучающихся. |
30. Количество выпускников основной школы, продолживших обучение на уровне среднего общего образования |
|
|
Необходимо вычисление доли обучающихся. |
V. Содержание образовательной программы | |||
Предметы, преподаваемые на базовом уровне на уровне среднего общего образования |
|
|
|
Предметы, преподаваемые на углублённом уровне на уровне среднего общего образования |
|
|
|
VI. Условия реализации образовательной программы | |||
Общее количество учителей в школе, Из них: |
|
Данные вносятся представителями общеобразовательных организаций, ответственными за реализацию мониторинга, ежегодно в октябре |
|
Доля обеспеченности школы педагогическими кадрами (%) |
|
|
|
Наличие в штате школы педагога-психолога (да; нет) |
|
||
Наличие в штате школы учителя-дефектолога (да; нет) |
|
||
Наличие в штате школы учителя-логопеда (да; нет) |
|
||
Количество учителей, имеющих первую квалификационную категорию |
|
||
Количество учителей, имеющих первую квалификационную категорию |
|
||
Количество учителей, участвовавших в профессиональных конкурсах, конференциях, семинарах муниципального и регионального уровня, других формах инновационной деятельности за прошедший учебный год |
|
||
Количество учителей, участвовавших в добровольной сертификации уровня профессиональной квалификации за прошедший год |
|
||
Обеспеченность учебных кабинетов компьютерами, мультимедийными проекторами, оргтехникой (%) |
|
||
Наличие в школе локальной сети (да; нет) |
|
||
Обеспеченность школы спортивным инвентарём (%) |
|
||
Обеспеченность уроков технологии современным оборудованием (%) |
|
||
Наличие школьной столовой (да; нет) |
|
||
Наличие благоустроенных санузлов (да; нет) |
|
||
Наличие информационно-библиотечного центра на базе школьной библиотеки (да; нет) |
|
||
Обеспеченность обучающихся учебниками (%) |
|
||
Объём библиотечного фонда |
|
||
Наличие в школе программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса (да; нет) |
|
||
Доля внебюджетного финансирования (%) |
|
||
Наличие стимулирующих выплат педагогическим работникам (да; нет) |
|
||
Переход школы на оценку профессиональной деятельности педагога по показателям эффективности (да; нет) |
|
Анализ условий реализации основных образовательных программ.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к условиям реализации основной образовательной программы относятся:
- кадровые условия (укомплектованность школы педагогическими кадрами, доля учителей высшей и первой категории, доля учителей, прошедших повышение квалификации за три последних года, доля учителей, принимающих участие в инновационной деятельности);
- материально-технические условия (степень обеспеченности школы компьютерной и оргтехникой, спортивным инвентарём, лабораторным оборудованием, качество Интернета);
- информационно-методические условия (степень обеспеченности обучающихся и учителей учебной, справочной, методической, художественной литературой);
- психолого-педагогические условия (наличие программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса);
- финансовые условия (рациональность использования бюджетных и внебюджетных средств).
Сбор информации по комплексу критериев и показателей позволит оценить эффективность работы школы по повышению качества образования и разработать комплекс мер по преодолению барьеров и повышению качества обучения в каждой конкретной школе.
5. Система сбора информации
В основе системы сбора информации с целью идентификации групп школ с низкими результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, лежит электронная обработка данных, представляемая общеобразовательными организациями, и
федеральные базы данных о результатах ГИА и ВПР. Обработка информации производится региональной программой "Идентификация и мониторинг школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях".
График внесения информации в региональную программу "Идентификация и мониторинг школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях"
Сроки проведения |
Показатели |
Источники информации |
Лица, представляющие информацию |
Апрель |
Общая информация о школе, контингент обучающихся |
Социальный паспорт Общеобразовательной организации |
Представитель общеобразовательной организации, ответственный за реализацию мониторинга |
Апрель - май |
Информация о результатах ВПР по русскому языку и математике в 4, 5-х классах |
Выгрузка данных Региональной системы обработки данных |
ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" |
Июнь |
Информация об участии обучающихся в олимпиадах и конкурсах |
Материалы самообследования Общеобразовательной организации |
Представитель общеобразовательной организации, ответственный за реализацию мониторинга |
Сентябрь |
Информация об обучающихся, продолживших обучение на старшей ступени |
Материалы самообследования общеобразовательной организации |
Представитель общеобразовательной организации, ответственный за реализацию мониторинга |
Май сентябрь |
Информация о результатах ЕГЭ, ОГЭ, ВПР |
Выгрузка данных Региональной системы обработки данных |
ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" |
Сентябрь |
Информация о расхождении между средним баллом ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по региону и средним баллом по школе |
Выгрузка данных Региональной системы обработки данных |
ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" |
Октябрь |
Информация о содержании и об условиях реализации образовательных программ |
Материалы самообследования общеобразовательной организации |
Представитель общеобразовательной организации, ответственный за реализацию мониторинга |
Информация о расхождение между средним баллом ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по региону и средним баллом по школе вносится в Программу в сентябре, после чего формируется список школ с низкими результатами обучения, и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, на следующий учебный год. В октябре вносится информация об условиях реализации образовательных программ теми школами, которые войдут в список ТТТНОР и ШФНСУ.
На основании полученных результатов ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" составляет программу организационно-методической поддержки школ и их перехода в эффективный режим работы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.