Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства области
от 05.03.2020 N 142-пп
Бюджетный прогноз
Оренбургской области на долгосрочный период до 2036 года
Бюджетный прогноз Оренбургской области на долгосрочный период до 2036 года (далее - долгосрочный бюджетный прогноз) разработан в соответствии со статьями 11, 34 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и постановлением Правительства Оренбургской области от 26 мая 2015 года N 417-п "Об утверждении порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза Оренбургской области на долгосрочный период".
При подготовке долгосрочного бюджетного прогноза учтены стратегические цели, сформулированные в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года, от 15 января 2020 года, Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", прогнозе социально-экономического развития Оренбургской области на период до 2024 года, государственных программах Оренбургской области, а также основных направлениях бюджетной и налоговой политики Оренбургской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов и основных направлениях долговой политики Оренбургской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Одним из инструментов достижения целей государственной социально-экономической политики на современном этапе должна стать бюджетная политика области, основные черты которой при различных вариантах развития российской и мировой экономик будут зафиксированы в долгосрочном бюджетном прогнозе.
Основная задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения.
Долгосрочный бюджетный прогноз сформирован в соответствии с базовым вариантом прогноза социально-экономического развития Оренбургской области на период 2020 - 2024 годов. Базовый вариант характеризует основные тенденции и параметры развития экономики Оренбургской области. Вариант долгосрочного бюджетного прогноза, сформированный на этой основе, в среднесрочной перспективе соответствует основным показателям областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Важным средством обеспечения долгосрочной бюджетной сбалансированности должно служить реформирование отдельных секторов бюджетной сферы, включая изменение используемых в них механизмов финансирования.
Долгосрочное бюджетное прогнозирование подразумевает, что параметры налоговой, бюджетной и долговой политики, включаемые в краткосрочные бюджеты, будут базироваться на ориентирах, выработанных в рамках долгосрочного планирования. В свою очередь, долгосрочные планы будут регулярно актуализироваться с учетом фактических условий развития экономики, возможной переоценки списка приоритетных задач и изменений внешних условий.
Долгосрочное планирование должно позволить уйти от инерционного подхода, когда бюджетные ассигнования распределяются на основе индексирования тенденций предыдущих лет.
Долгосрочное планирование может стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов областного бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для необоснованного роста расходов.
Таким образом, долгосрочное бюджетное планирование должно сыграть важную роль в повышении сбалансированности консолидированного бюджета Оренбургской области и качества бюджетной политики на областном и муниципальном уровнях в целом.
I. Цель, задачи и принципы долгосрочной бюджетной политики
Целью долгосрочной бюджетной политики является обеспечение предсказуемости реакции бюджетной системы области на внешние и внутренние макроэкономические вызовы и возможности, которые могут возникать вследствие реализации различных сценариев развития российской и мировой экономик, в том числе за счет определения превентивного применения необходимых мер при негативном воздействии внешних экономических факторов, а также обеспечения связи между долгосрочными целями государственных программ Оренбургской области (далее - государственные программы), показателями (индикаторами) их выполнения, целями, задачами и показателями национальных, федеральных, региональных и приоритетных проектов Оренбургской области и бюджетными проектировками на среднесрочный период.
Достижение цели долгосрочной бюджетной политики может быть обеспечено при наличии эффективной и сбалансированной экономики, эффективной деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области, что требует обоснованной оценки ресурсного потенциала области.
Конечная цель долгосрочной бюджетной политики состоит в повышении уровня и качества жизни населения в условиях сбалансированного областного бюджета. Это подразумевает создание условий для устойчивого повышения уровня жизни граждан, их всестороннего развития, защиту их безопасности, в том числе продовольственную, обеспечение социальных гарантий.
При формировании и реализации долгосрочной бюджетной политики на долгосрочный период необходимо исходить из решения следующих основных задач:
1. Осуществление мероприятий, направленных на повышение эффективности государственной социально-экономической политики.
Направления и мероприятия государственной социально-экономической политики, реализуемые в рамках государственных программ, должны иметь надежное и просчитанное финансовое обеспечение, должны быть определены объемы финансовых ресурсов, необходимые для достижения конкретных целей и количественно определенных результатов, при обеспечении сбалансированности областного бюджета в долгосрочном периоде. Это потребует применения системного механизма приведения объемов финансового обеспечения государственных программ на весь период их действия к реальным возможностям областного бюджета с учетом финансового положения областного бюджета в целом.
Особое внимание будет уделено формированию и реализации мероприятий и показателей (индикаторов) подпрограмм государственных программ, направленных на реализацию национальных и федеральных проектов, сформированных в целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Внедренную в 2018 году систему оценки программных мероприятий по реализации приоритетных проектов Оренбургской области, использованию федеральных субсидий и предоставлению субсидий местным бюджетам необходимо совершенствовать с учетом результатов ее применения. Одновременно предстоит дополнить систему оценки положениями по оценке мероприятий, по выполнению региональных проектов, направленных на реализацию национальных и федеральных проектов.
Необходимо совершенствовать работу по четкой приоритизации расходных обязательств Оренбургской области. Внедрение инструментов проектного управления позволит мобилизовать ресурсы на наиболее востребованных направлениях развития и инноваций. Приоритетные проекты, осуществляемые за счет бюджетных средств, должны быть направлены на реализацию мероприятий государственных программ.
2. Обеспечение бюджетной устойчивости и общей макроэкономической стабильности.
Эта общая задача включает в себя:
поддержание безопасного уровня дефицита и государственного долга Оренбургской области в целях предотвращения условий для возникновения финансовых кризисов;
сохранение относительно постоянного уровня государственных расходов в условиях "взлетов и падений" бюджетных доходов при сокращении государственных расходов, не имеющих первоочередного характера;
ограничение роста расходов бюджетной системы, не обеспеченных стабильными доходными источниками. Принятие новых расходных обязательств должно в обязательном порядке основываться на оценке прогнозируемых доходов областного бюджета.
3. Повышение качества предоставляемых населению государственных (муниципальных) услуг. Прежде всего, это относится к таким значимым для общества сферам, как образование, здравоохранение, социальное обслуживание, культура, физическая культура и спорт.
Расходы государственных (муниципальных) учреждений на предоставление государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) должны планироваться исходя из потребности в соответствующих услугах (работах), оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг (работ), уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг (результатов работ) и возможностей государственных (муниципальных) учреждений по оказанию услуг (выполнению работ).
Необходимо продолжить совершенствование механизма финансирования оказания услуг (выполнения работ) государственными (муниципальными) учреждениями на основании норматива затрат на оказание (выполнение) единицы услуги (работы), выраженного в натуральных показателях, с учетом соблюдения установленных требований и стандартов по оказанию (выполнению) услуг (работ).
Необходимо также повысить ответственность работников государственных (муниципальных) учреждений за качество оказываемых услуг (выполняемых работ) посредством "эффективных контрактов", определяющих условия оплаты труда таких работников в зависимости от результатов оказываемых ими услуг (выполняемых ими работ).
4. Органы государственной власти Оренбургской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области должны иметь стимулы для расширения собственной доходной базы, что может быть реализовано только при стабильных условиях и правилах формирования доходов бюджетов бюджетной системы Оренбургской области.
Необходимо повысить предсказуемость и прозрачность принципов и механизмов формирования и распределения межбюджетных трансфертов, обеспечить предсказуемость санкций за нарушение органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области условий соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов.
Следует обеспечить создание нормативно-правовой базы для обеспечения долгосрочного бюджетного планирования в муниципальных образованиях Оренбургской области, разработки и реализации бюджетных прогнозов на долгосрочный период муниципальных образований Оренбургской области.
Расходы областного бюджета включают значительную долю межбюджетных трансфертов местным бюджетам, что обусловливает необходимость:
создания условий для повышения эффективности расходов местных бюджетов и разработки комплекса мер по укреплению финансовой дисциплины, соблюдению органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области требований бюджетного законодательства, в том числе путем предоставления стимулирующих межбюджетных трансфертов местным бюджетам;
совершенствования структуры межбюджетных трансфертов и порядка (методик) их предоставления, отказа от предоставления иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета (за исключением межбюджетных трансфертов, источником которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета);
минимизации (исключения) неиспользованных остатков целевых средств в местных бюджетах;
укрупнения межбюджетных трансфертов с расширением направлений их использования. Следует предоставить больше прав муниципальным образованиям Оренбургской области по определению приоритетов их социально-экономического развития в рамках софинансируемых отраслей;
распределения максимального количества межбюджетных трансфертов, предоставляемых муниципальным образованиям Оренбургской области из областного бюджета, до начала очередного финансового года;
формирования и представления отчетности об использовании межбюджетных субсидий в рамках государственных программ, использование результатов оценки эффективности их реализации в методике оценки эффективности реализации государственных программ;
применения механизма перечисления целевых межбюджетных трансфертов под фактическую потребность, позволяющего практически полностью исключить наличие неиспользованного остатка целевых средств в бюджетах муниципальных образований Оренбургской области, обеспечивающего повышение эффективности и прозрачности расходов местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются целевые межбюджетные трансферты;
предоставления субсидий на софинансирование расходных обязательств поселений непосредственно в бюджеты поселений.
5. Прозрачность и открытость областного бюджета и бюджетного процесса для общества.
Бюджетная политика осуществляется в интересах общества. Успех ее реализации зависит не только от действий тех или иных органов власти, но и от того, в какой мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее реализации.
Этот подход будет реализован за счет формирования областного бюджета в "программном" формате, что подразумевает "привязку" финансовых ресурсов к конкретным целевым параметрам и результатам, прогнозируемым показателям социально-экономического развития, публичное обсуждение проектов, хода и итога реализации государственных программ.
На постоянной основе должны применяться механизмы обеспечения публичности и доступности планов и отчетов по реализации бюджетной политики за счет разработки "Бюджетов для граждан" для бюджетов бюджетной системы Оренбургской области.
6. Осуществление мероприятий по совершенствованию бюджетного процесса, развитию системы управления государственным долгом Оренбургской области, имуществом, финансовыми активами, интеграции процедур в рамках комплексной контрактной системы Оренбургской области в бюджетный процесс, повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти Оренбургской области, включая оптимизацию их полномочий и численности, специализации функций, формированию интегрированной системы управления государственными финансами ("электронного бюджета").
7. Усиление государственного внешнего и внутреннего финансового контроля за деятельностью органов исполнительной власти Оренбургской области и других главных администраторов бюджетных средств по обеспечению целевого и результативного использования бюджетных средств.
Основанная на высоких темпах экономического развития и растущих ценах на ресурсы модель постоянного роста бюджетных расходов к настоящему моменту исчерпала свои возможности. В этих условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики.
Реализация этих мер будет являться необходимым условием повышения эффективности системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами и, как следствие, минимизации рисков несбалансированности бюджетов бюджетной системы Оренбургской области в долгосрочном периоде.
Для достижения цели и решения задач долгосрочной бюджетной политики необходимо соблюдение следующих основных принципов:
надежность (достоверность) и консервативность оценок и прогнозов, положенных в основу долгосрочной бюджетной политики;
долгосрочная устойчивость и сбалансированность бюджетов бюджетной системы Оренбургской области;
сохранение объема государственного долга Оренбургской области и муниципального долга на экономически безопасном уровне, позволяющем обеспечивать привлечение заемных средств на условиях реальной возможности обслуживания и погашения данных обязательств;
полнота прогнозирования (учета) финансовых и нефинансовых ресурсов (активов), обязательств и регулятивных инструментов, используемых для достижения целей государственной политики;
формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом возможности их оптимизации и повышения эффективности исполнения;
принятие новых расходных обязательств на основе сравнительной оценки их эффективности и разных способов достижения поставленной цели;
обеспечение гибкости объемов и структуры бюджетных расходов, в том числе наличие нераспределенных ресурсов на будущие периоды и критериев для их использования в соответствии с уточнением приоритетных задач либо сокращения (в пределах условно-утвержденных расходов) при неблагоприятной динамике бюджетных доходов;
создание постоянно действующих механизмов повышения эффективности бюджетных расходов, стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых (установленных) результатов;
регулярность анализа и оценки рисков для бюджетной системы Оренбургской области и использование полученных результатов в бюджетном планировании;
установление и исполнение расходных обязательств Оренбургской области, которые обусловлены полномочиями, закрепленными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации за субъектами Российской Федерации;
совершенствование механизмов обоснования бюджетных ассигнований.
Реализация долгосрочного бюджетного прогноза направлена на повышение темпов роста экономики Оренбургской области, развитие малого и среднего предпринимательства, рост инвестиционной активности, повышение доступности банковского кредитования, улучшение делового климата, развитие реального сектора экономики.
II. Характеристика экономики Оренбургской области
Оренбургская область - одна из крупнейших областей Российской Федерации площадью 124 тыс. кв. километров, является географическим мостом между Европой и Азией. Оренбургская область граничит с республиками Башкортостан и Татарстан, Самарской и Челябинской областями, Республикой Казахстан. Протяженность общей границы с Республикой Казахстан - 1876 километров.
В недрах Оренбургской области разведаны более 2500 месторождений 75 видов полезных ископаемых. По объемам запасов и добыче полезных ископаемых Оренбургская область входит в ведущую группу регионов России.
Основой экономики Оренбургской области является промышленность. Оренбуржье - один из ведущих нефтегазодобывающих регионов европейской части России, что обусловлено наличием в недрах значительных по запасам месторождений углеводородного сырья.
В структуре промышленного производства Оренбургской области более 50,0 процента приходится на долю предприятий топливно-энергетического комплекса. Ежегодно в Оренбургской области добывается более 20,0 млн. тонн нефти, 16,0 млрд. куб. метров природного газа.
Значительными ресурсами обладает сельское хозяйство Оренбургской области. На территории Оренбургской области находится 4,9 процента всех сельскохозяйственных угодий страны. Оренбуржье по праву является одной из ведущих житниц России, где ежегодно намолачивается более 2,0 млн. тонн зерна.
В Оренбургской области выращивают крупный рогатый скот, свиней, овец, коз, птицу. Ежегодно в Оренбуржье производится свыше 660,0 тыс. тонн молока, 215,0 тыс. тонн мяса, более 1,0 млрд. штук яиц, около 500,0 тонны шерсти.
Оренбургская область располагает развитой транспортной инфраструктурой, которая включает в себя предприятия железнодорожного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта.
Оренбургская область обеспечивает основные грузовые и пассажирские перевозки регионов европейской части Российской Федерации и центрально-азиатских государств Содружества Независимых Государств.
В развитие транзитного потенциала Оренбуржья на федеральном уровне принято решение о строительстве автомагистрали международного транспортного коридора "Китай - Казахстан - Россия - Западная Европа", маршрут которого пройдет через Актюбинскую область Республики Казахстан и Оренбургскую область в районе автомобильного пункта пропуска "Сагарчин".
В Оренбургской области размещены два аэропорта для международных сообщений - в городе Оренбурге и городе Орске. Отсюда выполняются регулярные и чартерные рейсы в европейские и азиатские страны. Организованы региональные авиаперевозки в Приволжском, Уральском федеральных округах, осуществляются перевозки на местных авиалиниях в границах Оренбургской области.
Социально-экономическое развитие Оренбургской области характеризуется стабильным ростом. С 2000 по 2017 годы объем валового регионального продукта (далее - ВРП) вырос в текущих ценах в 10,8 раза. В общероссийском производстве на долю области приходится почти 7,0 процента выпуска кузнечно-прессовых машин, около 6,0 процента производства чугуна, почти 4,0 процента нефтедобычи, свыше 2,0 процента добычи природного газа, более 2,0 процента производства готового проката.
С 2000 года в сопоставимой оценке объемы промышленного производства возросли в 1,6 раза, сельскохозяйственного - в 1,6 раза, объем инвестиций в основной капитал (по оценке) - в 2,9 раза. На развитие экономики Оренбургской области направлено около 2,0 трлн. рублей инвестиций.
Одним из факторов, способствующих активизации инвестиционной деятельности, является налоговое стимулирование.
Инвесторам оказываются следующие меры государственной поддержки:
1. Предоставление в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной собственности Оренбургской области или муниципальной собственности.
2. Предоставление пониженной ставки по налогу на прибыль организаций.
3. Освобождение от уплаты налога на имущество организаций.
Необходимым условием предоставления инвесторам мер государственной поддержки является включение реализуемого инвестиционного проекта в реестр приоритетных инвестиционных проектов Оренбургской области (далее - реестр). В настоящее время в реестре состоит 41 проект общим объемом инвестиций более 245,0 млрд. рублей.
Правовая база инвестиционной деятельности Оренбургской области продолжает совершенствоваться, расширяются инструменты государственной поддержки.
С целью повышения инвестиционной привлекательности Оренбургской области, формирования благоприятных условий для деятельности внешних инвесторов в области создано акционерное общество "Корпорация развития Оренбургской области". Его задача - обеспечить потенциальным инвесторам максимально комфортные условия для реализации инвестиционных проектов на территории Оренбургской области.
Для организации системной работы по привлечению инвестиций, в том числе в инновационный сегмент экономики, разработана концепция улучшения инвестиционного климата в Оренбургской области, утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 29 сентября 2011 года N 929-п.
Учитывая значимость инновационной сферы в экономике, Правительство Оренбургской области особое внимание уделяет созданию благоприятных условий для реализации инновационных проектов в Оренбургской области.
Одной из главных задач деятельности Правительства Оренбургской области является повышение уровня жизни и социальной защищенности граждан, обеспечение стабильности экономики.
В 2019 году по сравнению с 2018 годом социально-экономическое развитие области характеризуется следующими показателями:
индекс промышленного производства - 100,4 процента;
индекс производства продукции сельского хозяйства - 102,2 процента;
объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "строительство", - 119,7 процента;
ввод в действие жилых домов - 108,9 процента;
оборот розничной торговли - 102,3 процента;
объем платных услуг населению - 100,0 процента.
Основные направления деятельности Правительства Оренбургской области сосредоточены на следующих приоритетах:
повышение качества жизни населения;
экономическое развитие области;
повышение эффективности и открытости власти.
На развитие экономики и социальной сферы области в январе - сентябре 2019 года направлено 136,35 млрд. рублей инвестиций в основной капитал (по полному кругу организаций, включая досчеты на инвестиции, не наблюдаемые прямыми статистическими методами), что составило 97,1 процента в сопоставимых ценах к объему инвестиций, направленных в январе - сентябре 2018 года.
Крупными и средними предприятиями и организациями направлено при этом 104,18 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, или 94,6 процента в сопоставимых ценах к объему инвестиций, направленных в январе - сентябре 2018 года.
В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности основную долю занимают:
добыча полезных ископаемых - 56,6 процента в общем объеме инвестиций по крупным и средним предприятиям и организациям;
обрабатывающие производства - 10,6 процента;
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - 7,0 процента;
строительство - 4,3 процента;
деятельность профессиональная, научная и техническая - 3,8 процента;
транспортировка и хранение - 3,7 процента.
В 2020 году инвестиционная активность предприятий области по базовому варианту прогнозируется на уровне 2019 года (104,2 процента). Вместе с тем, в абсолютной величине ожидается прирост инвестиций в сумме 18 735,0 млн. рублей. Темпы роста инвестиций по сравнению с 2019 годом будут осуществляться в основном за счет средств предприятий с привлечением внебюджетных источников. По консервативному варианту темп роста составит 102,1 процента, что в абсолютной величине составит прирост в сумме 14 302,0 млн. рублей.
С 2021 года темп роста инвестиций останется на уровне 2020 года (104,3 процента). Прирост инвестиций в основной капитал прогнозируется в 2021 году на уровне 0,1 процента повариантно. Динамика в период до 2024 года в части прироста инвестиций будет стабильно незначительной.
В прогнозируемом периоде основными источниками финансирования будут оставаться собственные средства (78,0 процента), кроме того большую долю составят внебюджетные (прочие) источники финансирования, доля которых оставит 50,2 процента в общем объеме привлеченных средств в основной капитал.
В условиях предполагаемого незначительного увеличения бюджетного финансирования капитальных вложений структурных изменений источников финансирования инвестиций не ожидается.
В 2019 - 2024 годах рост инвестиций в области будет в большей степени обусловлен расходами собственных средств организаций, доля которых составит более 78,0 процента в общем объеме инвестиций крупных и средних организаций. Такое высокое значение показателя связано со снижением государственных капитальных вложений. Доля кредитов банков и заемных средств других организаций в структуре источников финансирования составит около 8,6 процента.
В Оренбургской области динамично развивается малый и средний бизнес. Сегодня его представляют около 63,9 тыс. субъектов предпринимательства. Среди них - 19,1 тыс. малых предприятий, 174 - средних предприятия и около 44,6 тыс. - индивидуальных предпринимателей.
Доля произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства продукции в общем объеме ВРП составляет, по оценке, около 18,0 процента.
Сумма уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в январе - сентябре 2019 года составила 16,0 млрд. рублей (123,0 процента к уровню поступлений в январе - сентябре 2018 года).
В малом и среднем бизнесе Оренбургской области, по сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, работают около 200,0 тыс. человек (включая индивидуальных предпринимателей), что говорит о том, что каждый пятый занятый в экономике области - это представитель бизнеса.
Инфраструктура поддержки бизнеса Оренбургской области представлена государственным бюджетным учреждением "Оренбургский областной бизнес-инкубатор", муниципальным бюджетным учреждением "Бизнес-инкубатор "Орский", некоммерческой организацией "Гарантийный фонд для субъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской области (микрокредитная компания)", некоммерческой микрокредитной компанией "Оренбургский областной фонд поддержки малого предпринимательства", микрокредитной компанией "Фонд поддержки предпринимательства города Новотроицка", центром поддержки предпринимательства Оренбургской области, центром координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской области.
Потребительский рынок Оренбургской области характеризуется устойчивым развитием. Доля отрасли в структуре ВРП составляет 6,6 процента.
III. Итоги бюджетной политики Оренбургской области за отчетный год и текущий период
Доходы областного бюджета
Основные параметры областного бюджета по доходам в 2018 - 2036 годах приведены в приложении N 1 к долгосрочному бюджетному прогнозу.
Общий объем поступлений доходов в областной бюджет в 2019 году составил 99,7 млрд. рублей.
В 2019 году основную часть доходов областного бюджета обеспечили поступления от налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций и акцизов по подакцизным товарам.
Высокий уровень исполнения областного бюджета по доходам достигнут за счет увеличения поступлений по налогу на прибыль организаций, занимающих лидирующие позиции в структуре налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.
Основной прирост поступлений налога на прибыль организаций в 2019 году обеспечен предприятиями топливно-энергетического комплекса, в том числе консолидированной группой налогоплательщиков.
Увеличились поступления налога на прибыль в таких "несырьевых" отраслях экономики области, как электроэнергетика и обрабатывающие производства.
Отмечается рост поступлений налога на доходы физических лиц, который объясняется, в первую очередь, увеличением фонда начисленной заработной платы, а также увеличением прочих доходов физических лиц (сумм, полученных от продажи имущества и имущественных прав, сумм вознаграждения).
На увеличение поступлений акцизов по подакцизным товарам существенное влияние оказало изменение структуры распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.
Увеличились поступления налога на имущество организаций, что обусловлено:
изменением федерального законодательства в части отмены льгот в отношении движимого имущества;
поэтапным увеличением ставок по отдельным видам имущества, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации;
проведением инвентаризации налоговых льгот, установленных на региональном уровне;
увеличением налогооблагаемой базы за счет инвестиционной политики, проводимой Правительством Оренбургской области.
По оценке, в 2020 году объем поступлений доходов в областной бюджет составит 102,4 млрд. рублей.
Для обеспечения стабильного социально-экономического развития Оренбургской области путем привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест на территории Оренбургской области планируется установить специальные налоговые условия для специальных инвестиционных контрактов.
В Оренбургской области будет продолжена реализация положения Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", предусматривающего особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности и особенности налогообложения резидентов территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР).
Для создания комфортных налоговых условий для осуществления новых инвестиционных проектов в Оренбургской области в законодательство Оренбургской области интегрируется механизм инвестиционного налогового вычета (право уменьшать исчисленную сумму налога на прибыль на сумму расходов, связанных с реконструкцией или модернизацией существующих производств в части имущества, входящего в 3-7 амортизационные группы).
Планируется продолжить работу по переходу к налогообложению объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости.
В соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области от 28 сентября 2017 года N 693-п "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Оренбургской области" в 2019 году проводилась государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения, результаты которой могут оказать существенное влияние на изменение налоговой базы в отношении указанной категории земель и, как следствие, на уровень поступлений земельного налога в местные бюджеты.
Сохраняют актуальность следующие задачи:
1. Внедрение системы управления налоговыми расходами (выпадающими доходами бюджета, обусловленными налоговыми льготами, преференциями по налогам и сборам, предусмотренным в качестве мер государственной поддержки в соответствии с целями государственных программ и (или) целями социально-экономической политики, не относящимися к государственным программам) и обеспечение ее интеграции в бюджетный процесс.
2. Распределение действующих налоговых льгот по местным налогам по муниципальным программам.
3. Приведение методики оценки эффективности налоговых льгот, в том числе предоставляемых физическим лицам, в соответствие с общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 года N 796.
4. Определение конечных сроков действия льготных режимов и целевых индикаторов, механизмов регулярной оценки эффективности льготы с точки зрения поставленных целей и механизмов корректировки или отмены в случае, если цели не достигаются.
В 2020 - 2022 годах продолжится работа по реализации комплекса мер, направленных на улучшение администрирования доходов консолидированного бюджета, в том числе за счет дальнейшей цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации и потоков данных в единое информационное пространство с последующей автоматизацией ее анализа на основе внедрения современных технологий обработки больших массивов. При этом особое внимание будет уделяться повышению собираемости налога на доходы физических лиц, а также созданию единой информационной среды налоговых органов.
В целях улучшения условий исполнения физическими лицами обязанности по уплате платежей, регулируемых Налоговым кодексом Российской Федерации, с 2019 года им предоставлено право добровольного перечисления в бюджетную систему Российской Федерации единого платежа в счет предстоящей уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц, которое дополняется правом перечисления налога на доходы физических лиц на основании налогового уведомления.
Результатами проводимой работы должно стать дальнейшее увеличение платежей в бюджеты всех уровней, обеление соответствующих секторов экономики.
Структура налоговых доходов областного бюджета представлена в приложении N 3 к бюджетному прогнозу Оренбургской области на долгосрочный период до 2036 года.
Безвозмездные поступления в областной бюджет за 2019 год составили 25,4 млрд. рублей. По оценке, в 2020 году объем безвозмездных поступлений в областной бюджет составит 25,9 млрд. рублей.
Оренбургская область активно участвует во всех возможных проектах и программах, реализуемых на федеральном уровне и обеспечивает привлечение дополнительных поступлений из федерального бюджета.
Расходы областного бюджета
Основные параметры областного бюджета по расходам в 2018 - 2036 годах приведены в приложении N 1 к долгосрочному бюджетному прогнозу.
В 2019 году Оренбургская область приступила к реализации национальных проектов, рассчитанных на период до 2024 года, согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". В рамках 11 национальных проектов в области реализуется 51 региональный проект. На эти цели в 2019 году из областного бюджета направлено 12,8 млрд. рублей. На 2020 год в областном бюджете на эти цели предусмотрено 16,6 млрд. рублей.
В целях обеспечения решения поставленных задач осуществляется политика ограничения расходов по таким направлениям, как содержание органов государственной власти Оренбургской области, обслуживание государственного долга Оренбургской области, проводится комплекс мероприятий по эффективному использованию энергоресурсов, потребляемых коммунальных услуг, применяются механизмы предоставления средств под фактическую потребность.
Проведение данных мероприятий позволило в 2019 году своевременно выплачивать заработную плату, предоставлять межбюджетные трансферты муниципальным образованиям Оренбургской области в соответствии с графиками, производить социальные выплаты. По итогам 2019 года показатели средней заработной платы работников бюджетной сферы, поименованных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, достигнуты по всем категориям.
В 2019 году основу расходной части областного бюджета составляли бюджетные ассигнования, направляемые в социальную сферу: на образование, здравоохранение, спорт, культуру и социальную политику. Объем таких средств составил 62,4 млрд. рублей, или 62,6 процента в общем объеме расходов областного бюджета.
Исполнение областного бюджета по расходам в целом в 2020 году прогнозируется в объеме 106,2 млрд. рублей.
В Оренбургской области разработана нормативно-правовая база, позволяющая начиная с 2014 года формировать областной бюджет в "программном формате".
Ежегодно доля программных расходов областного бюджета увеличивалась. В 2019 году уровень программных расходов областного бюджета достиг 99,0 процента.
Мероприятия по формированию программных бюджетов выполнялись и в муниципальных образованиях Оренбургской области. Доля расходов на реализацию муниципальных программ в общей сумме расходов местных бюджетов по итогам 2019 года составила более 95,0 процента.
Принятие национальных и федеральных проектов, разработанных с целью реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", потребовало разработки и утверждения 51 регионального проекта.
С целью реализации региональных проектов в порядок формирования и реализации государственных программ в конце 2018 года внесены изменения, закрепившие возможность включать в государственные программы региональные проекты наряду с приоритетными проектами области.
В декабре 2018 года утверждены 24 государственные программы на период действия, соответствующий периоду действия национальных проектов, - 2019 - 2024 годы, в которые были включены утвержденные региональные проекты с показателями результативности их реализации.
Еще 2 государственные программы продолжили свое действие в 2019 году и плановом периоде. В 2019 году перечень государственных программ Оренбургской области дополнен государственной программой "Комплексное развитие сельских территорий Оренбургской области".
Деятельность Правительства Оренбургской области направлена на развитие различных форм участия и вовлечения населения области в решение вопросов местного значения. Одно из перспективных направлений деятельности Правительства Оренбургской области - инициативное бюджетирование. Это областной проект по финансовой поддержке инициатив населения, направленных на улучшение условий жизни в населенных пунктах, реализующийся в целях повышения эффективности бюджетных расходов и обеспечения открытости и прозрачности бюджетного процесса.
С целью обеспечения вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений в Оренбургской области обеспечено развитие механизма инициативного бюджетирования. На каждую инициативу сельского населения, отобранную на конкурсной основе, направлено до 1,0 млн. рублей средств из областного бюджета.
Осенью 2018 года был проведен конкурсный отбор инициативных проектов на 2019 год. Была подана 121 заявка. Победителями признаны 110 проектов, общая стоимость которых составила 112,4 млн. рублей. При этом вклад областного бюджета составлял большую часть - 77,5 млн. рублей, или 69,0 процента.
Отмечается рост интереса граждан к механизму инициативного бюджетирования: в 2019 году в процесс выбора инициативных проектов вовлечено 29,0 тыс. человек (в 3,2 раза больше, чем в 2018 году).
Межбюджетные отношения
По состоянию на 1 января 2020 года на территории Оренбургской области находятся 487 муниципальных образований, в том числе 12 городских округов, 1 закрытое административно-территориальное образование, 29 муниципальных районов и 445 поселений.
В соответствии с законодательством Российской Федерации финансовую основу местного самоуправления в каждом муниципальном образовании Оренбургской области составляет местный бюджет. Источниками формирования доходов местных бюджетов являются налоговые и неналоговые доходы, аккумулируемые на территории муниципальных образований Оренбургской области, а также безвозмездные поступления.
Согласно бюджетному законодательству налоговые доходы бюджетов городских округов и сельских поселений области формируются за счет земельного налога и налога на имущество физических лиц, бюджетов муниципальных районов области - за счет земельного налога и налога на имущество физических лиц, взимаемых на межселенных территориях.
По соответствующим нормативам в местные бюджеты зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе:
налога на доходы физических лиц;
единого сельскохозяйственного налога;
единого налога на вмененный доход и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения;
отдельных видов государственных пошлин.
Перечисленные доходные источники по сравнению с прочими доходными источниками бюджетов бюджетной системы Российской Федерации характеризуются невысокими объемами, ограниченностью темпов их наращивания, в связи с чем Оренбургской областью реализуются мероприятия по обеспечению устойчивости местных бюджетов, повышению их финансовой самостоятельности.
В соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных доходных источников, являющихся источниками формирования региональных бюджетов. Дополнительно к вышеперечисленным мерам межбюджетного регулирования в Оренбургской области установлены дифференцированные нормативы отчислений в бюджеты городских округов и муниципальных районов области от налога на доходы физических лиц, замещающие часть дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Объем доходов, передаваемых таким образом местным бюджетам, составляет 12,0 процента доходов консолидированного бюджета Оренбургской области от налога на доходы физических лиц вместо 10,0 процента, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с решениями, принятыми на областном уровне, в местные бюджеты зачисляются налоговые доходы, которые согласно бюджетному законодательству закреплены за бюджетами субъектов Российской Федерации:
с 1 января 2010 года - по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100,0 процента;
с 1 января 2017 года - по минимальному налогу, взимаемому при применении упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 100,0 процента;
с 1 января 2018 года - по государственной пошлине за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий при подаче документов через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, - по нормативу 100,0 процента в бюджеты муниципальных районов области, по нормативу 60,0 процента в бюджеты городских округов области (с 1 января 2020 года увеличен до 100,0 процента).
В условиях ограниченности дальнейшего расширения круга передаваемых региональных налогов и сборов возрастает регулирующая функция межбюджетных трансфертов при обеспечении равных условий для финансовой самостоятельности муниципальных образований.
Объем средств, выделенных из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Оренбургской области, в 2019 году составил 10 518,0 млн. рублей (более чем в 1,5 раза больше, чем в 2018 году):
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов и муниципальных районов области - 8 994,4 млн. рублей;
субвенции бюджетам муниципальных районов области на осуществление переданных полномочий по предоставлению дотаций бюджетам входящих в их состав поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности - 1 523,6 млн. рублей.
В целях дополнительной финансовой поддержки муниципальных образований Оренбургской области из областного бюджета предоставлялись дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов - 784,0 млн. рублей в 2019 году.
В целом, объем межбюджетных трансфертов местным бюджетам в 2019 году составил 36,0 млрд. рублей (36,4 процента в общем объеме расходов областного бюджета). При этом объем межбюджетных трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности и поступлений по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц, частично замещающих дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности, в 2019 году в 2,0 раза превышает объем субсидий местным бюджетам (без учета субсидий, предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств федерального бюджета, а также поступивших от государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства). Данный факт свидетельствует о том, что в межбюджетных отношениях в Оренбургской области упор делается на оказание, в первую очередь, нецелевой финансовой поддержки местных бюджетов для повышения их финансовой самостоятельности.
В то же время повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов сопровождается и ростом требований к результатам деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области.
С городскими округами и муниципальными районами области были заключены соглашения о мерах по обеспечению устойчивого социально-экономического развития и оздоровлению муниципальных финансов. Данные соглашения предусматривают в том числе обязательства по достижению показателей социально-экономического развития (рост налоговых и неналоговых доходов, рост объема инвестиций, сокращение муниципального долга и другое), реализации мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов (проведение оценки эффективности налоговых льгот, утверждение плана по отмене налоговых льгот, признанных неэффективными, неустановление обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Оренбургской области к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований и другое).
Предсказуемость и прозрачность бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений является одним из ее приоритетов. Начиная с 2016 года максимальный объем межбюджетных трансфертов, передаваемых из областного бюджета в бюджеты городских округов и муниципальных районов Оренбургской области, распределяется между муниципальными образованиями до начала финансового года. Доля межбюджетных трансфертов местным бюджетам на 2019 год, распределенных Законом Оренбургской области от 20 декабря 2018 года N 1417/367-VI-ОЗ "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", составила 98,5 процента. На таком же уровне сохранена доля распределенных Законом Оренбургской области от 20 декабря 2019 года N 2010/527-VI-ОЗ "Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" межбюджетных трансфертов местным бюджетам на 2020 год.
В целях повышения эффективности межбюджетного субсидирования проведены следующие мероприятия:
включение показателей результативности расходования субсидий из федерального бюджета в соответствующие государственные программы;
установление для органов исполнительной власти Оренбургской области обязанности представления отчетов об использовании субсидий за 9 месяцев текущего года;
сокращение срока представления годовой отчетности об использовании субсидий;
организация в IV квартале ежемесячного анализа использования субсидий из федерального бюджета;
установление сроков распределения субсидий муниципальным образованиям Оренбургской области, сроков заключения соглашений о предоставлении субсидий, мер ответственности за нарушение таких сроков;
установление формул расчета средств, подлежащих возврату в случае недостижения значений показателей результативности использования субсидий и в случае нарушения установленного уровня софинансирования расходов;
разработка типовой формы соглашения о предоставлении субсидий муниципальным образованиям Оренбургской области;
значительная детализация формы отчетности об использовании межбюджетных субсидий;
предоставление субсидий из областного бюджета местным бюджетам в рамках реализации основных мероприятий государственных программ;
предоставление субсидий на софинансирование расходных обязательств поселений непосредственно в бюджеты поселений;
внедрение автоматизированной системы заключения соглашений и сбора отчетности о предоставлении субсидий из областного бюджета.
Сбалансированность областного бюджета и долговая политика
Управление государственным долгом Оренбургской области также является одним из важных компонентов системы управления финансовыми средствами Оренбургской области. Эффективное управление государственным долгом Оренбургской области означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но и, прежде всего, создание прозрачной системы управления государственным долгом Оренбургской области с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долговой политике Оренбургской области.
Основной целью управления государственным долгом Оренбургской области является обеспечение исполнения расходных обязательств Оренбургской области в полном объеме по более низкой стоимости заимствований на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Основными задачами управления государственным долгом Оренбургской области являются:
повышение эффективности государственных заимствований Оренбургской области;
сокращение рисков, связанных с осуществлением государственных заимствований Оренбургской области;
развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления государственным долгом Оренбургской области;
совершенствование учета и отчетности по обслуживанию государственного долга Оренбургской области и обеспечение раскрытия информации о государственном долге Оренбургской области;
соблюдение сроков исполнения долговых обязательств Оренбургской области;
привлечение государственных заимствований Оренбургской области в объемах, дополняющих доходы областного бюджета до размеров, необходимых и достаточных для обеспечения исполнения принятых расходных обязательств Оренбургской области;
минимизация расходов на обслуживание государственного долга Оренбургской области;
сохранение репутации Оренбургской области как надежного заемщика, безупречно и своевременно выполняющего свои финансовые обязательства;
повышение эффективности операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств областного бюджета;
выполнение условий соглашений о реструктуризации обязательств (задолженности) Оренбургской области по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета.
Основные направления долговой политики Оренбургской области на очередной финансовой год и на плановый период на системной основе ежегодно разрабатываются и утверждаются при формировании проекта областной бюджета.
В соответствии с общепризнанными критериями оценки кредитного риска кредитная история заемщика является одним из важных индикаторов способности и намерения заемщика погашать свои долговые обязательства.
В июле 2019 года национальным рейтинговым агентством АКРА кредитный рейтинг Оренбургской области повышен до уровня "А + (RU)", прогноз "Стабильный", что обусловлено увеличением уровня собственной ликвидности Оренбургской области на фоне роста доходной части бюджета, а также высоким уровнем самодостаточности бюджета при значительной доле обязательных расходов.
Повышение уровней рейтингов отражает консолидацию бюджетных показателей Оренбургской области, поддерживаемых сильной налоговой базой и эффективным контролем над расходами, а также устойчивые показатели государственного долга Оренбургской области, которые в среднесрочной перспективе будут соответствовать установленном рейтингу.
В декабре 2019 года кредитный рейтинг Оренбургской области подтвержден на уровне "А + (RU)", прогноз "Стабильный".
Положительная кредитная история Оренбургской области, присвоение кредитных рейтингов авторитетных международных и национальных рейтинговых агентств являются независимой оценкой качества осуществляемой долговой политики, обеспечивают улучшение условий привлечения заемных средств на финансовых рынках как в части процентной ставки, так и в части увеличения интереса со стороны инвесторов к государственным ценным бумагам Оренбургской области.
Государственный долг Оренбургской области в 2019 году уменьшился на 2,4 млрд. рублей и по состоянию на 1 января 2020 года составил 22,1 млрд. рублей, в том числе по бюджетным кредитам, - 12,4 млрд. рублей, по облигациям, - 9,7 млрд. рублей. Долг перед кредитными организациями отсутствует.
В последние годы в результате проводимой жесткой бюджетной политики наметилась устойчивая тенденция по сокращению государственного долга Оренбургской области. За два последних года размер государственного долга Оренбургской области сократился на 4,9 млрд. рублей.
В предстоящие годы размер долговых обязательств Оренбургской области прогнозируется исходя из планируемого дефицита областного бюджета.
IV. Условия развития экономики Оренбургской области на долгосрочный период
Экономическое развитие Оренбургской области на долгосрочную перспективу будет осуществляться в соответствии с приоритетами, установленными стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп (далее - стратегия развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года).
Основными приоритетами деятельности Правительства Оренбургской области, направленными на развитие экономики на долгосрочную перспективу, являются:
формирование структуры экономики, обеспечивающей занятость населения преимущественно в секторах с высоким потенциалом роста и уровнем производительности и в значительной степени устойчивых к конъюнктурным колебаниям на сырьевых рынках. Для этого необходимо стимулирование создания новых производств в секторах экономики с высоким уровнем производительности, содействие повышению производительности на существующих предприятиях и обеспечение экономики Оренбургской области требуемыми трудовыми ресурсами;
создание условий для предпринимательской инициативы и развития малого бизнеса;
повышение инвестиционной привлекательности;
обеспечение развития базовых инфраструктур;
содействие повышению конкурентоспособности предприятий области на российских и международных рынках.
Основные приоритеты государственной политики в направлении повышения инвестиционной привлекательности Оренбургской области до 2030 года направлены на:
формирование нового инвестиционного облика Оренбургской области;
привлечение инвестиций в основной капитал;
привлечение прямых иностранных инвестиций;
стимулирование роста спроса на инновации.
Основными приоритетами государственной политики в сфере развития обрабатывающих отраслей промышленности Оренбургской области являются:
устойчивый рост промышленного производства и повышение его социально-экономической эффективности;
диверсификация структуры экономики в направлении опережающего развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей;
формирование эффективной инновационной и производственной инфраструктуры развития промышленности производства.
Задачами, определенными стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, являются:
реализация целевого сценария развития Оренбургской области и достижение заданных значений, а также формирование инновационного сегмента промышленности;
стимулирование малого и среднего предпринимательства в сферах агропромышленного комплекса и наукоемких производств;
изготовление продукции для сферы жилищно-коммунального хозяйства, строительства, сельскохозяйственного машиностроения, бытовой техники;
поддержка малых и средних предприятий, специализирующихся на оказании дизайнерских услуг по разработке готовых промышленных изделий;
доработка нефтяных месторождений силами малых и средних предприятий.
Решение данных задач создаст условия для обеспечения устойчивого роста экономики и повышения эффективности государственного управления в Оренбургской области.
Основными ожидаемыми результатами развития экономики области к 2036 году должны стать:
рост физического объема ВРП до 2036 года к оценке 2019 года в 1,5 раза;
опережающий по отношению к динамике ВРП рост заработной платы населения в 2,8 раза;
рост физического объема инвестиций в основной капитал в среднем 2,9 процента ежегодно;
улучшение условий ведения бизнеса в Оренбургской области - снижение инвестиционных и предпринимательских рисков;
снижение избыточных административных и иных ограничений, обязанностей, необоснованных расходов у субъектов предпринимательской и иной деятельности;
обеспечение интенсивного технологического обновления традиционных производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих экологически безопасных технологий;
повышение гарантии защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
повышение качества действующей системы государственного планирования и создание практических механизмов по ее реализации.
В социальной сфере решение задач, определенных стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, позволит достичь результатов, указанных в таблице 1.
Таблица 1
Основные целевые интегральные индикаторы,
характеризующие качество жизни и развитие социальной сферы
N |
Наименование показателя |
Значение показателя |
|
2020 год |
2036 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
73,1 |
77,69 |
2. |
Численность населения области, млн. человек |
1,98 |
1,79 |
3. |
Миграционный прирост ежегодно, тыс. человек |
+2,227 |
-2,46 |
4. |
Численность граждан, имеющих доход ниже прожиточного минимума, процентов |
12,7 |
6,2 |
5. |
Безработица (согласно методике Международной организации труда), процентов |
4,3 |
4,3 |
6. |
Доля граждан, получающих услуги непрерывного образования, процентов |
30,0 - 40,0 |
50,0 |
7. |
Обеспеченность детей дошкольными образовательными организациями, процентов от численности детей соответствующего возраста |
85,0 - 90,0 |
100,0 |
8. |
Доля жителей области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения, процентов |
30,0 |
45,0 |
V. Направления бюджетной политики на долгосрочный период
При формировании долгосрочного бюджетного прогноза использовались основные показатели прогноза социально-экономического развития Оренбургской области. Согласно прогнозным данным, объем ВРП в физическом выражении увеличится к 2036 году в 1,5 раза, в абсолютном выражении - в 2,5 раза.
Таблица 2
Основные параметры
консолидированного бюджета Оренбургской области
|
|
(в процентах к ВРП) |
||||
N |
Наименование показателя |
Значение показателя |
||||
2018 год |
2020 год |
2025 год |
2030 год |
2036 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Доходы, консолидированный бюджет Оренбургской области, |
11,7 |
12,0 |
10,7 |
9,1 |
7,1 |
в том числе областной бюджет |
9,8 |
10,1 |
8,8 |
7,4 |
5,7 |
|
2. |
Расходы, консолидированный бюджет Оренбургской области, |
10,4 |
10,8 |
10,7 |
9,1 |
7,1 |
в том числе областной бюджет |
8,5 |
10,5 |
8,8 |
7,4 |
5,7 |
В реальном выражении доходы и расходы консолидированного и областного бюджетов существенно возрастут.
Таблица 3
Основные параметры
консолидированного бюджета Оренбургской области
|
|
(млрд. рублей) |
||||
N |
Наименование показателя |
Значение показателя |
||||
2018 год |
2020 год |
2025 год |
2030 год |
2036 год |
||
1. |
Доходы, консолидированный бюджет Оренбургской области, |
108,9 |
121,0 |
132,2 |
147,8 |
170,5 |
в том числе областной бюджет |
90,8 |
102,4 |
109,2 |
120,5 |
136,9 |
|
2. |
Расходы, консолидированный бюджет Оренбургской области, |
96,6 |
124,9 |
132,2 |
147,8 |
170,5 |
в том числе областной бюджет |
79,0 |
106,2 |
109,2 |
120,5 |
136,9 |
|
3. |
Дефицит (профицит), консолидированный бюджет Оренбургской области |
12,3 |
-3,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
в том числе областной бюджет |
11,8 |
-3,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Динамика основных показателей бюджета в 2018 - 2036 годах представлена в приложении N 1 к долгосрочному бюджетному прогнозу, структура основных налоговых доходов консолидированного бюджета Оренбургской области в 2018 - 2036 годах - в приложении N 2 к долгосрочному бюджетному прогнозу, структура основных налоговых доходов областного бюджета в 2018 - 2036 годах - в приложении N 3 к долгосрочному бюджетному прогнозу, структура расходов консолидированного бюджета Оренбургской области в 2018 - 2036 годах - в приложении N 4 к долгосрочному бюджетному прогнозу и структура расходов областного бюджета в 2018 - 2036 годах - в приложении N 5 к долгосрочному бюджетному прогнозу.
Направления бюджетной политики на долгосрочный период по доходам
Основным критерием эффективности налоговой политики является возможность финансового обеспечения расходных обязательств публично-правовых образований при максимально благоприятной инвестиционной активности, развитии человеческого капитала, преимущественном положении добросовестных налогоплательщиков перед субъектами хозяйственной деятельности, уклоняющимися от уплаты налогов и сборов.
Прогнозируются изменения в структуре бюджетных доходов, обусловленные структурными изменениями в экономике (налоговых базах) и реформами в рамках налоговой политики.
В целом политика по формированию доходов областного бюджета будет основана на следующих подходах:
оптимизация налоговых льгот по результатам оценки их эффективности, повышение адресности их предоставления, а также их соответствие целям и задачам государственных программ;
совершенствование законодательства о налогах и сборах в целях недопущения снижения доходов областного бюджета;
актуализация кадастровой стоимости объектов недвижимости для исчисления налогов на имущество в целях оптимизации налоговой нагрузки на налогоплательщиков и увеличения доходной части областного и местных бюджетов;
сокращение возможностей уклонения от уплаты налогов и сборов за счет формирования максимально благоприятных условий для добросовестных налогоплательщиков, совершенствования порядка урегулирования задолженности по налогам и сборам;
повышение доходов и эффективности использования государственного и муниципального имущества.
Налоговая система, а также доходы от управления государственным имуществом должны обеспечить достижение основной цели по формированию доходов областного бюджета, необходимых для исполнения расходных обязательств Оренбургской области, а также поддержать благоприятные условия для экономического роста и притока инвестиций в Оренбургскую область.
Направления бюджетной политики на долгосрочный период по расходам
Основной целью долгосрочного бюджетного прогноза является обеспечение сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета Оренбургской области.
Главная задача, которая стоит перед органами исполнительной власти Оренбургской области, - обеспечить принятие реалистичных обязательств, не нарушая устойчивость бюджетной системы.
Формирование и исполнение "программного бюджета", а также функционирование системы межбюджетного субсидирования будут сопровождаться внедрением современных информационных систем.
Соблюдение принципа единства бюджетной системы Российской Федерации в среднесрочном периоде будет обеспечиваться в том числе за счет применения единой классификации, общероссийских базовых (отраслевых) перечней (классификаторов) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, а также регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые перечни (классификаторы), и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Оренбургской области (муниципальными правовыми актами). Соблюдение принципа единства бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочном периоде будет обеспечиваться в том числе за счет привлечения средств федерального бюджета для софинансирования расходных обязательств субъекта и выполнения условий софинансирования. При этом запрашиваемые бюджетные ресурсы должны иметь реальную потребность, оценимый эффект от использования средств, не создавая дополнительной нагрузки на областной бюджет.
Бюджетная политика направлена на:
безусловное исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и принятых в целях его реализации национальных, федеральных проектов;
реализацию региональных проектов;
определение четких направлений расходования бюджетных средств с учетом реализации мероприятий, нацеленных на структурные изменения в отраслях социальной сферы в части создания условий и повышения роли некоммерческого сектора в предоставлении государственных социальных услуг;
расширение спектра услуг в сферах дошкольного и дополнительного образования, социального обслуживания населения, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта;
достижение показателей региональных проектов, установленных государственными (муниципальными) программами;
достижение показателей, установленных соглашениями о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
совершенствование мер, направленных на обеспечение достижения муниципальными образованиями Оренбургской области показателей результативности использования межбюджетных субсидий;
достижение показателей государственных и муниципальных заданий на оказание услуг (выполнение работ), установленных государственными (муниципальными) программами;
совершенствование расчета норматива затрат на оказание работ исходя из подходов, разработанных министерством финансов Оренбургской области;
развитие учреждений социальной сферы и обеспечение населения услугами таких учреждений в соответствии с методическими рекомендациями по их развитию;
сокращение неэффективных расходов государственных учреждений Оренбургской области, отчуждение их непрофильного имущества, а также прекращение реализации ими функций, не обусловленных полномочиями Оренбургской области;
применение общероссийских базовых (отраслевых) перечней (классификаторов) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, а также регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые перечни (классификаторы), и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами Оренбургской области (муниципальными правовыми актами);
реализацию мероприятий, направленных на совершенствование системы социальных льгот и выплат гражданам по принципу адресности и нуждаемости в социальной поддержке.
Обеспечение расходных обязательств источниками финансирования является необходимым условием реализации государственной политики. Для этого будет подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут ограничиваться, их рассмотрение будет возможно исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства, и учитываться только при условии адекватной оптимизации расходов в заданных бюджетных ограничениях.
Принцип прозрачности и открытости будет подкреплен новыми практиками его реализации, в полном объеме будут проведены процессы по обеспечению открытости бюджетных процедур.
В долгосрочном периоде будут реализовываться следующие мероприятия:
1. Совершенствование механизмов формирования и реализации государственных программ.
В целях создания условий для дальнейшей реализации программных документов продолжится работа по совершенствованию нормативной и методологической базы, необходимой для программно-целевого планирования и реализации областного бюджета в программном формате.
Внедренные механизмы проектного управления в государственные программы, механизмы управления налоговыми и неналоговыми расходами, механизмы оценки использования субсидий из федерального бюджета и субсидий местным бюджетам будут совершенствоваться.
В полной мере будет обеспечено соответствие показателей (индикаторов) государственных программ (подпрограмм) показателям, содержащимся в соглашениях о предоставлении федеральных субсидий и субсидий местным бюджетам, показателям приоритетных проектов Оренбургской области и региональных проектов, направленных на реализацию национальных и федеральных проектов.
В структуре основных мероприятий государственных программ (подпрограмм) приоритетные проекты и региональные проекты, направленные на реализацию национальных и федеральных проектов, получили обособленную кодировку.
2. Повышение эффективности оказания государственных услуг.
В рамках реализации данного мероприятия будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств), сокращению доли неэффективных бюджетных расходов.
3. Обеспечение в полном объеме публичных нормативных обязательств.
4. Совершенствование системы мер социальной поддержки, направленной на предоставление таких мер с учетом принципов адресности и нуждаемости, в целях комплексного решения финансовых проблем семьи (гражданина) для выхода из трудной жизненной ситуации и черты бедности.
5. Интенсивное внедрение новых механизмов управления финансами:
введение методики оценки эффективности социальных выплат и мер социальной поддержки населения, установленных нормативными правовыми актами Оренбургской области;
совершенствование механизмов обоснования бюджетных ассигнований путем введения прогнозной оценки результатов выделения средств, социального и (или) экономического эффекта, а также путем внедрения увязки результатов выделения средств с показателями (индикаторами) государственных (муниципальных) программ;
совершенствование механизмов нормирования материальных затрат в натуральном выражении и нормирования труда;
принятие проектных методов управления бюджетными ресурсами.
6. Мониторинг деятельности государственных учреждений Оренбургской области в целях оптимизации их количества, а также функций, структуры и численности работников таких учреждений.
7. Необходимость достижения целей, определенных документами стратегического планирования, в условиях ограниченности бюджетных ресурсов увеличивает актуальность разработки и реализации мер по увеличению доходного потенциала консолидированного бюджета Оренбургской области, повышению эффективности использования бюджетных средств.
При исполнении областного и местных бюджетов должны быть предприняты меры по минимизации дебиторской задолженности по расходам, в том числе образующейся в связи с авансированием договоров (государственных и муниципальных контрактов). Достижению данной цели будет способствовать реализация следующих мероприятий по повышению операционной эффективности управления средствами областного бюджета:
повышение качества прогнозирования кассового плана;
применение казначейского сопровождения договоров (соглашений) при предоставлении из областного бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий, предоставляемых в порядке возмещения фактически произведенных затрат);
предоставление межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в бюджеты муниципальных образований под фактическую потребность;
ограничение авансовых платежей при заключении государственными учреждениями Оренбургской области договоров о поставке товаров, работ, услуг.
Направления долгосрочной бюджетной политики в сфере государственных программ
В 2020 году и плановом периоде 2021 и 2022 годов участие Оренбургской области в государственных программах Российской Федерации будет осуществляться исходя из единого предельного уровня софинансирования расходных обязательств Оренбургской области за счет средств федерального бюджета, установленного на 2020 и 2021 годы, - 75,0 процента, на 2022 год - 82,0 процента, уровня софинансирования расходных обязательств Оренбургской области, возникающих при реализации национальных проектов, - в размере 96,0 процента и уровней софинансирования, установленных соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.
Работа по совершенствованию программно-целевого механизма планирования расходов и государственного управления будет продолжена по следующим направлениям:
1) своевременная актуализация программных мероприятий в связи с изменениями параметров национальных, федеральных, региональных проектов;
2) развитие в составе государственных программ механизма управления налоговыми и неналоговыми расходами;
3) проработка вопросов возможности консолидации расходов областного бюджета.
Предельные расходы областного бюджета на финансовое обеспечение реализации государственных программ и на осуществление непрограммных направлений деятельности на 2019 - 2024 годы представлены в приложении N 6 к долгосрочному бюджетному прогнозу.
Направления долгосрочной бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений
В 2019 году в Бюджетный кодекс Российской Федерации были внесены значительные изменения, затрагивающие межбюджетные отношения.
С 2020 года введен новый вид межбюджетных трансфертов - "горизонтальные субсидии" - субсидии между бюджетами субъектов Российской Федерации, между бюджетами муниципальных образований.
Стало обязательным заключение между муниципальным районом и главами администраций сельских поселений, входящих в его состав, соглашений, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов поселений.
В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов приняты решения:
об увеличении с 1 января 2020 года до 100,0 процента норматива отчислений в бюджеты городских округов от государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (ранее - 60,0 процента - в бюджеты городских округов, 100,0 процента - в бюджеты муниципальных районов);
о зачислении с 1 января 2020 года в бюджеты городских округов и муниципальных районов по нормативу 100,0 процента (в части, подлежащей зачислению в областной бюджет) государственной пошлина за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Уточняются подходы к расчету уровней дотационности муниципальных образований Оренбургской области, согласно которым из общего объема доходов местных бюджетов исключаются не только субвенции, но и иные межбюджетные трансферты между муниципальными районами и поселениями, предоставляемые в рамках заключаемых между ними соглашений о передаче полномочий по решению вопросов местного значения.
Устанавливается особый порядок расчета уровня дотационности для преобразованных муниципальных образований Оренбургской области, что не будет ограничивать органы местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области при принятии решений, связанных с преобразованием (объединением) муниципальных образований Оренбургской области.
В предстоящем бюджетном цикле новый импульс получит работа по преобразованию муниципальных образований Оренбургской области.
Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" введен новый вид муниципального образования - муниципальный округ. В Оренбургской области имеется успешный опыт преобразования муниципальных образований в городские округа, поэтому новый вид муниципального образования - муниципальный округ - представляется перспективным.
В 2020 - 2022 годах будет продолжена работа по передаче полномочий между муниципальными районами и сельскими поселениями, а также по преобразованию муниципальных образований в муниципальные округа.
Сбалансированность и долговая политика областного бюджета на долгосрочный период
Обеспечение сбалансированности областного бюджета в долгосрочном периоде является одной из основных задач бюджетной политики Оренбургской области. Под сбалансированностью областного бюджета понимается соответствие расходных обязательств доходам областного бюджета. Основным критерием оценки сбалансированности областного бюджета является его устойчивость, то есть способность решать задачи, установленные расходными обязательствами.
Для повышения устойчивости областного бюджета законодательством Российской Федерации и Оренбургской области предусмотрен ряд ограничений (условий). В Бюджетном кодексе Российской Федерации введены ограничения на размер дефицита областного бюджета, а также на размер государственного долга Оренбургской области и объем расходов на обслуживание государственного долга Оренбургской области.
В настоящее время актуальными являются задачи по недопущению роста размера государственного долга Оренбургской области выше 33,0 процента доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, а также государственного долга Оренбургской области по рыночным обязательствам выше 27,0 процента доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, по установлению максимальной доли расходов на обслуживание государственного долга Оренбургской области на уровне 5,0 процента объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций.
Новым показателем эффективности долговой политики является обеспечение в каждом финансовом году отношения общего годового объема погашения и обслуживания долговых обязательств Оренбургской области, не погашенных на 1 января отчетного года, к общему годовому объему налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на уровне не более 13,0 процента.
Стратегическая задача в области управления государственным долгом Оренбургской области на долгосрочный период будет заключаться в осуществлении взвешенной долговой политики, сохранении высокого уровня долговой устойчивости, совершенствовании системы управления долговыми обязательствами и достижении значений показателей (индикаторов) государственной программы "Управление государственными финансами и государственным долгом Оренбургской области".
В условиях экономии бюджетных средств одним из важных направлений бюджетной политики является ограничение дефицита областного бюджета.
В целях минимизации имеющихся рисков несбалансированности областного бюджета органы государственной власти Оренбургской области должны обеспечить направление дополнительных поступлений по доходам на снижение бюджетного дефицита, а не на увеличение расходных обязательств.
Политика по управлению государственным долгом Оренбургской области на долгосрочную перспективу будет направлена на:
обеспечение сбалансированности областного бюджета;
обеспечение постоянного доступа Оренбургской области к источникам заемных средств на приемлемых условиях;
развитие рыночных инструментов государственных заимствований;
поддержание достигнутого уровня долгосрочного кредитного рейтинга Оренбургской области;
обеспечение своевременного и полного исполнения долговых обязательств Оренбургской области;
совершенствование учета и отчетности по обслуживанию государственного долга Оренбургской области и обеспечение раскрытия информации о государственном долге Оренбургской области.
Долговая нагрузка на областной бюджет до 2036 года будет оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять обязательства по государственному долгу Оренбургской области.
Государственная долговая политика будет направлена на обеспечение платежеспособности Оренбургской области, сохранение уровня государственного долга Оренбургской области на экономически безопасном уровне, при этом должна быть обеспечена способность Оренбургской области осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач на комфортных для Оренбургской области условиях.
Мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов
При осуществлении бюджетных инвестиций предполагается использование механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения государственных задач.
Одной из важных задач повышения эффективности бюджетных расходов является обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.
В целях обеспечения прозрачности и открытости государственных финансов, повышения доступности и понятности информации об областном бюджете будет продолжена регулярная практика публикации интернет-брошюр "Бюджет для граждан" к законам Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также об исполнении областного бюджета за отчетный год и наполнение актуальным контентом интернет-портала "Бюджет для граждан".
Действенными инструментами вовлечения граждан в бюджетный процесс являются:
инициативное бюджетирование, позволяющее решать вопросы местного значения путем финансирования из бюджета проектов, прошедших конкурсный отбор с участием самих граждан;
реализация государственной программы и муниципальных программ формирования комфортной городской среды в Оренбургской области, предусматривающих учет мнения жителей и организаций при реализации проектов по благоустройству общественных и (или) дворовых территорий.
Данные инструменты в Оренбургской области внедрены и реализуются с 2017 года, позволяя охватить не только городское, но и сельское население области.
Основные бюджетные риски
Основными бюджетными рисками, возникающими в процессе реализации долгосрочного бюджетного прогноза, являются:
1) невыполнение планируемых показателей по доходам областного бюджета в результате:
принятия на федеральном уровне решений, приводящих к снижению доходной базы консолидированного бюджета Оренбургской области или к возникновению выпадающих доходов областного бюджета;
сокращения финансовой поддержки субъектов Российской Федерации из федерального бюджета;
замедления темпов экономического развития области;
убыточности предприятий и организаций;
2) неисполнение принятых на себя Оренбургской областью расходных обязательств в результате невыполнения планируемых показателей по доходам областного бюджета;
3) увеличение долговой нагрузки Оренбургской области (увеличение привлечения заимствований на выполнение Оренбургской областью расходных обязательств) в результате невыполнения планируемых показателей по доходам областного бюджета.
Механизмы управления рисками, возникающими при реализации долгосрочного бюджетного прогноза
Правительство Оренбургской области обеспечивает сбалансированность областного бюджета, предпринимает меры по максимальному сокращению дефицита областного бюджета.
Принят план мероприятий по оздоровлению государственных финансов Оренбургской области на 2017 - 2024 годы, утвержденный постановлением Правительства Оренбургской области от 31 марта 2017 года N 224-п.
Согласно плану мероприятий по оздоровлению государственных финансов Оренбургской области на 2017 - 2024 годы в целях минимизации бюджетных рисков приняты меры:
1) направленные на увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов, в том числе:
проведение оценки эффективности налоговых льгот (налоговых расходов), распределенных по государственным программам Оренбургской области;
инвентаризация имущества (в том числе земельных участков), являющегося государственной собственностью Оренбургской области, а также собственностью иной формы, занимаемой государственными учреждениями Оренбургской области, подведомственными органам исполнительной власти Оренбургской области, а также занимаемой государственными унитарными предприятиями;
проведение мероприятий по легализации теневой занятости;
2) по повышению эффективности бюджетных расходов, в том числе:
проведение реструктуризации бюджетной сети;
передача несвязанных функций учреждений на аутсорсинг (организация теплоснабжения, организация питания школьников, уборка помещений, транспортное обеспечение);
повышение эффективности использования государственного имущества, находящегося в собственности Оренбургской области и в муниципальной собственности;
3) по сокращению государственного и муниципального долга, в том числе:
мониторинг процентных ставок по кредитам кредитных организаций в целях оптимизации расходов на обслуживание государственного долга Оренбургской области по вновь привлеченным кредитам и привлечение кредитов от кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;
недопущение планирования предоставления государственных гарантий Оренбургской области;
своевременное и в полном объеме погашение долговых обязательств Оренбургской области перед федеральным бюджетом, кредитными организациями, а также по государственным ценным бумагам Оренбургской области;
обеспечение равномерного распределения долговой нагрузки по годам;
осуществление мониторинга соответствия параметров государственного долга Оренбургской области и расходов на его обслуживание безопасному уровню и ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;
мониторинг долговых обязательств муниципальных образований Оренбургской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.