Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 5. Аграрная политика, землепользование, природные ресурсы, экология и потребительский рынок
В сфере землепользования и природных ресурсов в 2019 году изменения законодательства Московской области были направлены на:
приведение областного законодательства в соответствие с положениями Лесного кодекса Российской Федерации в части изменения терминологии: термин "временные постройки" заменен на термин "некапитальные строения, сооружения" (Закон Московской области N 22/2019-ОЗ);
приведение Закона Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" в соответствие с земельным законодательством: с 1 марта 2015 года субъекты Российской Федерации не устанавливают законами предельные размеры земельных участков для садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства (Закон Московской области N 27/2019-ОЗ);
установление полномочий Правительства Московской области по утверждению методик расчета расходов на оплату труда и материальных затрат на одного работника в целях определения размера субвенций (Закон Московской области N 114/2019-ОЗ);
приведение законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий (Закон Московской области N 144/2019-ОЗ);
уточнение оснований для снятия многодетной семьи с учета на получение земельного участка (Законом Московской области N 244/2019-ОЗ).
В соответствии с Основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, разработанными Министерством экономического развития Российской Федерации, индекс потребительских цен в среднем за 2020 год составит 3,7 процента. В связи с этим в 2020 году базовый размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, Законом Московской области N 220/2019-ОЗ "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, на территории Московской области, на 2020 год" увеличен на 3,7 процента.
Законом Московской области N 221/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" установлен размер арендной платы 0,3 процента от кадастровой стоимости в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных.
В целях уточнения наименований муниципальных образований, на территориях которых казачьим обществам предоставляются земельные участки в аренду без проведения торгов для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования принят Закон Московской области N 224/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Законом Московской области N 222/2019-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений" органы местного самоуправления городских округов Московской области наделены отдельными государственными полномочиями в области земельных отношений сроком на 1 год - до 31 декабря 2020 года.
В целях упорядочения процедуры предоставления земельных участков, оптимизации учета нуждающихся и определения потребности в образовании (приобретении) новых земельных участков, а также с целью исключения возможных злоупотреблений со стороны органов местного самоуправления при предоставлении земельных участков многодетным семьям, Законом Московской области N 244/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" статья 3 Закона дополнена положением о предоставлении земельных участков многодетным семьям также в порядке очередности. Порядок ведения очереди многодетных семей будет утверждаться органами местного самоуправления.
Также данным Законом предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков в соответствии со статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Форма и требования к содержанию заявления о предоставлении земельного участка многодетной семье будут утверждаться органами местного самоуправления.
Кроме этого, уточнено положение о том, что многодетная семья должна не только соответствовать определенным Законом Московской области N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" условиям в целях предоставления земельного участка только на момент подачи заявления о постановки ее на учет, но и не быть снятой с данного учета. Также предусмотрена возможность отказа многодетной семьи от предлагаемого им органом местного самоуправления земельного участка (такой земельный участок будет предложен следующей в очереди многодетной семье).
Законом Московской области N 269/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, на территории Московской области, на 2020 год" из действующей редакции Закона исключена норма, позволяющая применять двукратный базовый размер арендной платы за земельные участки, неиспользуемые по целевому назначению или используемые с нарушением законодательства Российской Федерации.
Законом Московской области N 270/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" и Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений" органы местного самоуправления городских округов Московской области наделены в 2020 году полномочиями на выдачу разрешений на использование земель, собственность на которые не разграничена, в том числе для размещения на территории Московской области объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута.
Законом Московской области N 271/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об установлении полномочия государственного унитарного предприятия Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации" изменена организационно-правовая форма указанного государственного унитарного предприятия Московской области "МОБТИ" на государственное бюджетное учреждение Московской области "МОБТИ", а также продлен срок его полномочий в качестве единственного поставщика оценочных услуг до конца 2025 года.
Также в отчетный период в данной сфере приняты следующие законы Московской области:
N 6/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области государственными полномочиями Московской области в области обращения с безнадзорными животными".
Данным Законом Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области наделено полномочиями по определению общего количества безнадзорных животных, находящихся на территории муниципальных образований Московской области на основании сведений, предоставленных муниципальными образованиями по итогам проведенного мониторинга за год, предшествующий текущему финансовому году. Также Законом установлен срок предоставления муниципальными образованиями Московской области в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области результатов мониторинга численности безнадзорных животных - до 1 июня года, предшествующего очередному финансовому году;
N 14/2019-ОЗ "О признании утратившими силу некоторых законов Московской области по вопросам регионального государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, аттракционов в Московской области".
Указанным Законом исключено региональное регулирование надзора за техническим состоянием самоходных машин в связи с тем, что по новым федеральным правилам порядок организации и осуществления регионального государственного контроля в области технического состояния самоходных машин и других видов техники устанавливается не напрямую субъектом Российской Федерации, а с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля, определенных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
N 47/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О погребении и похоронном деле в Московской области", которым уточнено понятие "члены семьи" с целью единообразного применения критерия отнесения к лицам, связанных родством и (или) свойством, а также исключена услуга по эксгумации из перечня услуг по погребению;
N 117/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О Правительстве Московской области", которым из действующей редакции Закона исключено понятие спортивного рыболовства в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством;
N 118/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О ветеринарии в Московской области". Данным Законом установлена обязанность уполномоченного органа исполнительной власти в области ветеринарии осуществлять регистрацию и контроль деятельности специалистов в области ветеринарии, которые не являются представителями Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
В целях регулирования вопросов в сфере погребения и похоронного дела принят Закон Московской области N 148/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О погребении и похоронном деле в Московской области", котор28841430.0ым конкретизированы полномочия Главного управления региональной безопасности Московской области, в части:
осуществления мониторинга соответствия общественных кладбищ, расположенных на территории Московской области, требованиям, установленным законодательством Московской области;
установления норм об осуществлении ведения учета и проведения инвентаризации всех захоронений, произведенных на территории кладбищ в Московской области, в электронном виде.
Законами Московской области N 192/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О Правительстве Московской области" и N 193/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О погребении и похоронном деле в Московской области" к полномочиям Правительства Московской области в сфере погребения и похоронного дела отнесена организация транспортировки умерших в морг, включая погрузо-разгрузочные работы, с мест обнаружения или происшествия для производства судебно-медицинской экспертизы.
Законом Московской области N 194/2019-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, наделены отдельными государственными полномочиями Московской области по транспортировке умерших в морг, включая погрузо-разгрузочные работы, с мест обнаружения или происшествия для производства судебно-медицинской экспертизы.
Законом Московской области N 251/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" установлена административная ответственность за несоблюдение требований, как по оформлению, так и по выдаче удостоверений о захоронениях. Также актуализированы нормы за несоблюдение порядка проведения инвентаризации кладбищ.
В целях признания утратившими силу положений о требованиях к содержанию домашних животных, в том числе требований к их выгулу, которые частично дублируют нормы федерального законодательства, принят Закон Московской области N 143/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О благоустройстве в Московской области".
Законом Московской области N 153/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О нормативах стоимости предоставления муниципальных услуг, оказываемых за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, применяемых при расчетах межбюджетных трансфертов" в целях установления возможности проведения мероприятий по удалению борщевика Сосновского за счет средств дотации, уточнен состав земель, на которых осуществляется комплекс мероприятий, и установлен норматив расходов на реализацию указанных мероприятий на один гектар площади земель, пораженных борщевиком Сосновского.
Законом Московской области N 155/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О развитии предпринимательской деятельности в Московской области" введено понятие "сельскохозяйственный потребительский кооператив", государственная поддержка которого возможна в форме предоставления субсидий в рамках федеральных и региональных государственных программ.
В связи с проведенным мониторингом численности безнадзорных животных на территории городских округов Московской области Законом Московской области N 157/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области государственными полномочиями Московской области в области обращения с безнадзорными животными" изменена методика расчета объема субвенций на мероприятия в области обращения с безнадзорными животными в части предоставления возможности корректировки размера субвенций в текущем финансовом году.
В сфере организации деятельности розничных рынков на территории области принят Закон Московской области N 174/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об организации и деятельности розничных рынков на территории Московской области", которым установлена отсрочка срока перевода сельскохозяйственных и сельскохозяйственных кооперативных рынков в капитальные здания, строения, сооружения до 1 января 2025 года.
Законом Московской области N 179/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" скорректированы случаи привлечения к административной ответственности за нарушения организатором ярмарки требований порядка организации ярмарок на территории Московской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них.
В целях уточнения требований к организации и осуществлению деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке в части установления возможности для продавца иметь в наличии на торговом месте как оригинала договора о предоставлении торгового места, так и его копии принят Закон Московской области N 232/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об организации и деятельности розничных рынков на территории Московской области".
Законом Московской области N 280/2019-ОЗ О внесении изменений в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области государственными полномочиями Московской области в области обращения с безнадзорными животными" установлена новая методика расчета объема субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления на реализацию отдельных государственных полномочий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, новый норматив расходов на содержание и ветеринарные услуги одного животного, установлен коэффициент, регулирующий количество животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания и подлежат содержанию в приютах для животных до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Законом Московской области N 288/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области по оформлению в собственность Московской области сибиреязвенных скотомогильников, по обустройству и содержанию сибиреязвенных скотомогильников, находящихся в собственности Московской области" усовершенствована действующая методика расчета субвенций и нормативов расходов на оформление в собственность сибиреязвенных скотомогильников в части установления возможности компенсировать за счет субвенций расходы на осуществление мероприятий по подготовке документации на перевод земель лесного фонда в земли промышленности и иного специального назначения (расходы на разработку проектной документации по изменению границ лесопарковых зон).
Законом Московской области N 289/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции в Московской области" установлены дополнительные ограничения розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в торговых объектах (за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания), расположенных в нежилых, во встроенных, в пристроенных, во встроенно-пристроенных помещениях в многоквартирных жилых домах, вход для покупателей в которые организован со стороны двора и (или) торца данных жилых домов, в том числе в розлив.
В сфере экологии и охраны окружающей среды приняты законы Московской области:
N 70/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О собственности Московской области". Закон принят в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством в связи с принятием Федерального закона от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В соответствии с указанным Федеральным законом понятие "государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль)" изменено на "региональный государственный экологический надзор";
N 102/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об отходах производства и потребления в Московской области". Закон принят в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством.
Пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
Принятыми изменениями уполномоченный центральный исполнительный орган государственной власти Московской области наделен полномочием по приему отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, предоставляемой в уведомительном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
N 204/2019-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами". Закон разработан в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части внесения изменений в законы Московской области: N 171/2001-ОЗ "Об отходах производства и потребления в Московской области" в целях уточнения полномочий органов местного самоуправления, в том числе дополнения полномочием по информированию жителей о развитии инфраструктуры по накоплению твердых коммунальных отходов; N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" в части установления порядка уборки органами местного самоуправления земельных участков, принадлежащих физическим или юридическим лицам, находящихся в ненадлежащем состоянии и прилегающих к этим участкам территорий, а также установления процедуры согласования схем санитарной очистки территорий;
N 141/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об охране окружающей среды в Московской области". Данный Закон принят в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством в части наделения уполномоченного центрального исполнительного органа государственной власти Московской области полномочием по ведению Красной книги почв Московской области, полномочиями по выявлению, оценке объектов накопленного вреда, а также проведению работ по ликвидации объектов накопленного вреда.
Кроме того, данным Законом предусмотрено, что Красная книга почв Московской области ведется для учета и охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения почв. Порядок отнесения почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения, порядок установления режимов использования земельных участков определяется Правительством Московской области;
N 197/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О регулировании водных отношений на территории Московской области". Данный Закон принят в связи с принятием Федерального закона от 6 июня 2019 года N 139-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации в части введения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования".
Согласно указанному выше Федеральному закону заключение договора водопользования, в том числе по результатам аукциона, допускается с физическими лицами и юридическими лицами в случае отсутствия сведений о них в реестре недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования.
Также данным Федеральным законом предусмотрено ведение реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования (далее - реестр). В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона исполнительные органы государственной власти направляют информацию для включения в реестр в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра.
Законом Московской области N 197/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О регулировании водных отношений на территории Московской области" полномочия исполнительных органов государственной власти Московской области в сфере водных отношений дополнены полномочием по направлению информации для включения в реестр недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на ведение реестра, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Законом Московской области N 202/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Кодекс Московской области об административных правонарушениях" в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также повышения эффективности деятельности на территории Московской области региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами внесены следующие изменения:
исключены составы правонарушений, предусматривающих административную ответственность за нарушения в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
установлена административная ответственность за нарушение норм и правил содержания контейнеров и бункеров;
уточнены положения статей 16.3 и 16.5 в части наделения административных комиссий полномочием по рассмотрению дел об административных правонарушениях, а членов административных комиссий - полномочием по составлению протоколов об административных правонарушениях.
В связи с принятием Федерального закона от 6 июня 2019 года N 139-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации в части введения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования", направленного на устранение случаев недобросовестного использования водных объектов, а также совершенствование процедуры проведения аукциона на право заключения договора водопользования путем введения института реестра недобросовестных водопользователей, Законом Московской области N 228/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О регулировании водных отношений на территории Московской области" предусмотрены положения, исключающие возможность заключения договора водопользования и возможность предоставления водного объекта в пользование, в случае, если сведения о физических или юридических лицах включены в реестр недобросовестных водопользователей.
Законом Московской области N 227/2019-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О Правительстве Московской области" в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством и законодательством Московской области Правительство Московской области наделено полномочием по организации ведения Красной книги почв Московской области.
Закон Московской области N 274/2019-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об отходах производства и потребления в Московской области" принят в целях приведения законодательства Московской области в соответствие с федеральным законодательством в связи с принятием Федерального закона от 26 июля 2019 года N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Данным Законом уточнено наименование территориальной схемы обращения с отходами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.