Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
образования и науки
Челябинской области
от 13.12.2019 г. N 01/4544
Программа
профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в Челябинской области на 2020 год
I. Общие положения
Программа профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в Челябинской области на 2020 год разработана в соответствии с частью 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 года N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", с учетом Методических рекомендаций по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, одобренных подкомиссией по совершенствованию контрольно-надзорных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 20.01.2017 N 1, в целях предупреждения нарушений организациями, осуществляющими образовательную деятельность, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (далее - подконтрольные субъекты), обязательных требований, устранения причин, способствующих нарушению таких обязательных требований.
Программа профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в Челябинской области на 2019 год, утвержденная приказом Министерства образования и науки Челябинской области (далее - Министерство) от 15.03.2019 N 905, была реализована в полном объеме и в ходе ее реализации отрабатывались механизмы взаимодействия с подконтрольными субъектами по предупреждению нарушений законодательства в сфере образования.
Программа профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в Челябинской области на 2020 год является логическим продолжением деятельности Министерства по созданию системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и предотвращение нарушений обязательных требований.
II. Цели и задачи Программы
Цели программы
1. Предупреждение нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Челябинской области.
2. Создание системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований.
3. Снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
Задачи программы
1. Определение способов устранения или снижения рисков возникновения нарушения обязательных требований.
2. Оценка состояния подконтрольной среды и особенностей подконтрольных субъектов (объектов), установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов).
3. Выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по их профилактике.
4. Повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов.
5. Совершенствование механизмов аналитического обеспечения профилактической деятельности с целью качественного улучшения профилактической деятельности.
6. Снижение количества нарушений обязательных требований, выявляемых в ходе осуществления Министерством контрольно-надзорных мероприятий в сфере образования.
III. Виды государственного контроля (надзора), осуществляемые Министерством образования и науки Челябинской области. Виды подконтрольных субъектов
В Министерстве образования и науки Челябинской области исполнение полномочий Российской Федерации в сфере образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством, возложено на Управление по надзору и контролю в сфере образования (далее - Управление).
Управление в рамках полномочий по государственному контролю (надзору) в сфере образования осуществляет следующие виды государственного контроля (надзора):
1) федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на территории Челябинской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");
2) федеральный государственный контроль качества образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябинской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам;
3) лицензионный контроль за образовательной деятельностью (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
В целях предупреждения нарушений в сфере образования Управление проводит профилактические мероприятия в отношении подконтрольных субъектов, расположенных на территории Челябинской области:
1. образовательные организации:
дошкольные образовательные организации;
общеобразовательные организации;
профессиональные образовательные организации;
организации дополнительного образования;
организации дополнительного профессионального образования;
2. образовательные организации, осуществляющие обучение:
организации для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей;
организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых;
организации, осуществляющие социальное обслуживание;
иные юридические лица;
3. органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;
4. индивидуальные предприниматели.
IV. Обзор текущего состояния подконтрольной сферы
Общее количество подконтрольных субъектов составляет 3098 организаций, из них дошкольные образовательные организации - 1239, общеобразовательные организации - 829, профессиональные образовательные организации - 79, организации дополнительного образования - 346, организации дополнительного профессионального образования - 260, организации, осуществляющие обучение, - 277, индивидуальные предприниматели - 68.
Основным направлением деятельности Управления является осуществление контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с Планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - План проверок). На 2019 год в План проверок включены 882 организации, что составляет 28 процентов от общего количества подконтрольных субъектов. Запланировано 355 выездных проверок (40 процентов) и 527 документарных проверок (60 процентов).
Продолжается практика проведения комплексных проверок по видам контроля: государственный надзор в сфере образования и лицензионный контроль - 304 проверки (34 процента от общего количества плановых проверок, в 2018 году - 12 процентов), федеральный государственный контроль качества образования и государственный надзор в сфере образования - 10 проверок (1 процент от общего количества плановых проверок, в 2018 году - 5 процентов), государственный надзор в сфере образования, федеральный государственный контроль качества образования и лицензионный контроль - 138 проверок (16 процентов от общего количества плановых проверок, в 2018 году - 4 процента), лицензионный контроль и федеральный государственный контроль качества образования - 33 проверки (4 процента от общего количества плановых проверок, в 2018 году такие проверки не проводились).
В ходе комплексных проверок, включая федеральный государственный контроль качества образования, осуществлялось установление соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования федеральным государственным образовательным стандартам посредством проведения оценочных процедур.
Обобщение результатов контрольно-надзорных мероприятий в отношении образовательных учреждений позволило определить типичные нарушения обязательных требований:
- к содержанию локальных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения;
- к созданию условий для охраны здоровья обучающихся образовательной организацией при реализации образовательных программ;
- к содержанию уставов образовательных организаций (на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации об образовании);
- к порядку приема в образовательную организацию, установленному законодательством Российской Федерации в сфере образования;
- оказания платных образовательных услуг;
- обеспечения открытости и доступности информации об образовательном учреждении на официальном сайте в сети Интернет;
нарушения требований и условий, предусмотренных лицензией:
- отсутствие документа, подтверждающего наличие на праве собственности или ином законном основании у организации, осуществляющей образовательную деятельность, зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности;
- отсутствие документов, подтверждающих наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных программ;
- отсутствие утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательной программы;
- назначение педагогического работника, не соответствующего квалификационным требованиям, на педагогическую должность без рекомендации аттестационной комиссии о назначении педагогического работника;
- отсутствие документов, подтверждающих наличие профессионального образования и соответствия соответствующим квалификационным требованиям, необходимых для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, у отдельных педагогических работников;
- нарушение норм обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями (менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме на каждого обучающегося по отдельному учебному предмету);
- использование организацией, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, учебников, не входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества;
- отсутствие у образовательной организации заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности;
- отсутствие документов и материалов, подтверждающих наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
- отсутствие условий для беспрепятственного подхода (подъезда) к образовательным организациям, а также размещенный в доступном месте информационный стенд с перечнем реализуемых программ, расписанием, иной информацией, адаптированный официальный сайт в сети Интернет (для инвалидов по зрению);
- отсутствие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств;
нарушение требований федеральных государственных образовательных стандартов:
- отсутствие в образовательных программах обязательных разделов "Календарный учебный график", "Оценочные материалы", "Методические материалы";
- отсутствие в образовательных программах рабочих программ по всем учебным предметам и курсам внеурочной деятельности, заявленным в учебном плане и плане внеурочной деятельности;
- несоответствие в учебном плане наименования предметных областей наименованиям, утвержденным федеральными государственными образовательными стандартами начального общего и основного общего образования;
- отсутствие в учебном плане обязательной предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России", обязательного учебного предмета "Астрономия";
- составление учебного плана, плана внеурочной деятельности, календарного учебного графика не на полный срок реализации образовательной программы;
- отсутствие в разделе "Система оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы" описания организации и содержания промежуточной аттестации в рамках внеурочной деятельности;
- несоответствие структуры и содержания раздела "Система условий реализации образовательной программы" требованиям федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования.
Нарушения в части соответствия и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, федеральным государственным образовательным стандартам выявлены в 7 общеобразовательных организациях, в связи с чем было приостановлено действие государственной аккредитации образовательной деятельности на 6 месяцев.
В целях профилактики нарушений обязательных требований в 2019 году специалистами Управления выдано 202 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований, законодательства Российской Федерации в сфере образования в связи:
- с несоблюдением обязательных требований, установленных пунктом 5 Правил формирования и ведения федеральной информационной системы "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 729;
- с несоблюдением лицензионных требований.
При проведении государственного контроля (надзора) и лицензионного контроля в сфере образования продолжилась практика правоприменительной деятельности и формирование на ее основе правового опыта по применению КоАП РФ. В 2019 году увеличилось общее количество составленных протоколов об административных правонарушениях по сравнению с 2016-2018 годами (2016 год - 74, 2017 год - 106, 2018 год - 55) и составило 98 протоколов.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в 2019 году наложено штрафов на сумму 602 502,0 рублей.
С целью осуществления федерального государственного надзора в сфере образования в соответствии с Планом проведения плановых проверок деятельности органов местного самоуправления на 2019 год, утвержденным приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 26 сентября 2017 года N 02/2778 и согласованным с прокуратурой Челябинской области за 2019 год, проведено 13 проверок органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
Итоги надзорных мероприятий в отношении муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, свидетельствуют о следующих типичных нарушениях законодательства Российской Федерации:
- осуществление не в полной мере организации учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- ненадлежащее исполнение функции назначения компенсации затрат родителей (законных представителей) детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому;
- отсутствие организации проведения аттестации кандидатов на должность руководителей муниципальных образовательных организаций, а также в части назначения на должность руководителя образовательной организации лица, не имеющего высшего образования.
V. Текущий уровень развития профилактических мероприятий
В целях предупреждения нарушений обязательных требований в сфере образования Министерством была разработана и реализована Программа профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации об образовании, в Челябинской области на 2019 год (утверждена приказом Минис
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.