Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Б
(обязательное)
Метод определения прочности элементов и функциональной работоспособности кресла при воздействии нагрузок (5.2.10)
Б.1 Испытания проводят в помещении при нормальных значениях климатических факторов внешней среды по ГОСТ 15150 и уровне освещенности не менее 200 лк.
Б.2 Определение координат приложения нагрузок проводят измерительной линейкой по ГОСТ 427 или другими средствами измерений линейных размеров с точностью измерений 1 мм.
Для измерений нагрузок применяют динамометры по ГОСТ 9500 с диапазоном измерений от 0 до 4000 Н с погрешностью не более 2 %.
Испытания проводят с помощью оборудования с погрешностью задаваемой нагрузки не более 10 %.
Б.3 Кресло (блок кресел) жестко закрепляют к испытательному стенду с помощью штатных узлов крепления.
Б.4 Испытания на соответствие требованиям 5.2.10 перечисления а) - г) проводят нагружением:
- сиденья вертикальной нагрузкой РY = 2450 Н на расстоянии 270 мм от заднего края сиденья;
- подлокотника вертикальной нагрузкой РY = 1000 Н, а затем горизонтальной PZ = 200 Н на расстоянии 150 мм от края подлокотника;
- столика вертикальной нагрузкой РY = 300 Н в геометрическом центре его поверхности;
- подножки вертикальной нагрузкой РY = 1000 Н в геометрическом центре ее поверхности.
Б.5 Испытания кресла (блока кресел) на соответствие 5.2.10 (д) проводят одновременным нагружением каждого посадочного места по схеме, приведенной на рисунке Б.1, прикладывая нагрузки к макету пассажира (манекена), значения нагрузок вычисляют по формулам (Б.1), (Б.2) и (Б.3).
,
(Б.1)
где - масса пассажира, кг;
- масса кресла (масса одного посадочного места блока), кг;
- коэффициент перегрузки в продольном направлении (для пассажирских вагонов локомотивной тяги равный 4,0 g, для моторвагонного подвижного состава равный 3,0 g).
,
(Б.2)
где - коэффициент перегрузки в вертикальном направлении, равный 1,0 g.
,
(Б.3)
где - коэффициент перегрузки в боковом направлении, равный 1,0 g.
Массу пассажира принимают равной 70 кг, центр тяжести сидящего пассажира (центр приложения нагрузок РХ, РY, PZ) - на высоте 660 мм от пола и на расстоянии 270 мм от заднего края сиденья. Манекен устанавливают и закрепляют в каждом посадочном месте.
Рисунок Б.1 - Схема нагружения
Допускается применять схему нагружения, при которой нагрузки РX, РY, РZ распределяются между несущими элементами кресла следующим образом: к спинке прикладывают , , , к сиденью - , , . При этом величина указанных нагрузок, прикладываемых одновременно непосредственно к креслу (без манекена), определяется в соответствии с формулами (Б.4) - (Б.9).
,
(Б.4)
где - масса спинки кресла (для блока кресел - масса спинки одного посадочного места), кг;
,
(Б.5)
где - масса сиденья кресла (для блока кресел - масса сиденья одного посадочного места), кг.
,
(Б.6)
,
(Б.7)
,
(Б.8)
.
(Б.9)
Примечания
1 В формулах (Б.4), (Б.6), (Б.8) 0,47Gпас - масса пассажира, приходящаяся на спинку кресла.
2 В формулах (Б.5), (Б.7), (Б.9) 0,53Gпас - масса пассажира, приходящаяся на сиденье кресла.
Центр приложения нагрузок , , - на высоте от пола (X, мм), определяемой в соответствии с рисунком Б.2, нагрузок , - на расстоянии 270 мм от заднего края сиденья. Нагрузка прикладывается в соответствии с рисунком Б.2.
Уравнение равновесия - РХ 660 = h1 + X + [270 + (X - h1) tg( - 90)°].
- угол наклона спинки относительно опорной поверхности сиденья (см. приложение А),
- высота от пола центра приложения нагрузки к переднему краю сиденья (каркасу), мм
Рисунок Б.2 - Схема вариантов нагружения кресла (центральный профиль) (РX, PY, PZ) и (, , + , , )
Б.6 Нагрузки, действующие на кресло, прикладывают плавно по 10 % от указанных значений. Время выдержки нагрузок 2 мин.
Б.7 После снятия каждой нагрузки проводят визуальный осмотр кресла и фиксируют разрушение и остаточную деформацию (вмятины, прогибы) элементов кресла, проверяют функциональную работоспособность регулируемых элементов кресла.
Б.8 При проверке функциональной работоспособности фиксируют самопроизвольное перемещение регулируемых элементов кресла, заедания при их перемещении, нарушение их фиксации в крайних положениях, а также определяют показатели силы сопротивления на органах управления механизмами регулировок.
Б.9 При определении показателей силы сопротивления на органах управления механизмами регулировок (5.2.8) измеряют:
- максимальную силу, необходимую для полного перемещения рукояток с линейным ходом;
- силу (момент) страгивания органов управления с вращательным ходом.
Для измерения силы применяют динамометр по ГОСТ 9500.
Нагрузку плавно увеличивают:
- для вращательных движений - до момента страгивания;
- для поступательных движений - до перемещения на всю протяженность рабочего хода.
Показания динамометра регистрируют визуально в течение всего периода увеличения нагрузки.
Б.10 Кресло считают выдержавшим испытания на прочность и функциональную работоспособность при воздействии нагрузок при отсутствии видимых остаточных деформаций и сохранении функциональной работоспособности кресла [отсутствие самопроизвольных перемещений регулируемых элементов и соответствие регулировок элементов кресла (каждого места в блоке) требованиям 5.2.8].
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.