Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия от 06.11.2019 N 6388-2-4-4 на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.01.2019 по делу N А39-5947/2018, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2019 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.09.2019 по тому же делу
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мордовия девелопмент" (далее - общество) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия (далее - управление) о признании частично недействительным предписания от 27.06.2018 N 2/1/1,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Мадагаскарпарк Саранск" (далее - общество
"Мадагаскарпарк Саранск"), общества с ограниченной ответственностью "Ананас",
установила:
как следует из материалов дела, здание пятиэтажного торгово-развлекательного центра "Сити Парк", принадлежащее обществу "Мордовия девелопмент", проектировалось как общественное и по функциональной пожарной опасности относится к классу Ф3.1 - объект торговли, а также включает в себя посещения различных классов функциональной пожарной опасности: Ф2.1 - кинотеатры, Ф3.2 - общественного питания, Ф5.2 - стоянка автомобилей.
Здание введено в эксплуатацию на основании разрешения от 15.09.2015 N 13-ru13301000-166-2015. Строительство осуществлялось по проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы от 30.11.2012 N 13-1-4-0812-12, подготовленное государственным автономным учреждением "Управление Государственной экспертизы Республики Мордовия".
Планировочными решениями здания торгово-развлекательного центра предусматривалось размещение на пятом этаже 9 кинотеатров на 1445 посадочных мест, обеденной зоны фудкорта, разгрузочных помещений, служебных помещений, технических помещений, санузлов, лестничных клеток, эскалаторов, лифтов, мола, коридоров, тамбуров.
По договору аренды от 26.10.2015 общество "Мордовия девелопмент" передало обществу с ограниченной ответственностью "Ананас" расположенные на пятом этаже здания торгово-развлекательного центра помещения площадью 1553,2 кв.м для организации ресторана и 2631,4 кв.м для организации развлекательного парка.
В свою очередь общество "Ананас" по договору субаренды от 26.10.2015 передало обществу с ограниченной ответственностью "Мадагаскарпарк Саранск" во временное пользование и владение помещение пятого этажа общей площадью 2631,4 кв.м для организации развлекательного центра.
Управлением в период с 09.06.2018 по 27.06.2018 в отношении общества "Мордовия девелопмент" проведена внеплановая проверка.
При проведении проверки управлением установлено, что в процессе эксплуатации здания торгово-развлекательного центра "Сити Парк) (далее - торговый центр) была произведена перепланировка части пятого этажа, в ходе которой вместо всей зоны фудкорта размещен детский развлекательный парк площадью 2 631,4 кв.м, тем самым изменены объемно-планировочные решения и функциональное назначение части пятого этажа.
По результатам проверки составлен акт от 27.06.2018 N 2 и выдано предписание от 27.06.2018 N 2/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Согласно пункту 7 оспариваемого предписания, на пятом этаже торгового центра в отступление от проектных решений устроены детские игровые зоны с массовым пребыванием детей (развлекательный парк "Мадагаскар"), без проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации, что является нарушением подпункта "о" пункта 23 Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила противопожарного режима), статьи 78, части 3 статьи 80 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон о требованиях пожарной безопасности), пункта 5.42 Свода правил 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009 "Детские игровые зоны" (далее - СП 118.13330.2012).
Общество "Мордовия девелопмент", полагая, что пункт 7 полностью, а также пункты 9, 10, 11, 16, 17 указанного предписания в части установленных в них сроков исполнения, не соответствуют требованиям законодательства и нарушают его права, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.01.2019 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2019, оставленным без изменения Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.09.2019, решение суда первой инстанции от 10.01.2019 отменено в части признания недействительными сроков устранения нарушений, установленных в пунктах 9, 10, 11, 16, 17 предписания. В указанной части в удовлетворении заявленных требований отказано. В части признании недействительным пункта 7 оспоренного предписания, решение оставлено без изменения.
Признавая недействительным пункт 7 предписания, суды исходили из того, что вменяя в вину обществу нарушение подпункта "о" пункта 23 Правил противопожарного режима, введенных в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 N 947, то есть после строительства и ввода в эксплуатацию торгового центра, а также произведенной для размещения развлекательного парка "Мадагаскар" перепланировки, управление обязано было представить доказательства изменения класса функциональной пожарной опасности, проведения капитального ремонта или реконструкции принадлежащего обществу объекта защиты после введения нового правового регулирования. Таких доказательств управлением не представлено.
СП 118.133330.12 "Общественные здания и сооружения" распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий и сооружений, в том числе при изменении их функционального назначения, с подземными этажами глубиной не более 15 метров от уровня земли, а также на помещения общественного назначения, встраиваемые в жилые здания и в другие объекты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к общественным зданиям.
По мнению судов, функциональное назначение здания торгово-развлекательного центра с момента ввода в эксплуатацию в 2015 году не изменилось, капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение не производились; проектная документация торгового центра, прошедшая государственную экспертизу, предусматривает размещение на пятом этаже зоны фудкорта общей площадью 1606 квадратных метров, а также детской игровой зоны площадью 325,3 квадратных метра; согласно пункту 4.2.5. заключения государственной экспертизы проектные решения обеспечивают пожарную безопасность здания.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу об отсутствии у общества обязанности по разработке проектной документации в отношении помещения развлекательного парка "Мадагаскар", находящегося на пятом этаже торгового центра, и проведении ее экспертизы в соответствии с Градостроительном кодексом Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, управлением ставится вопрос об отмене судебных актов в части признания незаконным и отмене пункта 7 предписания от 27.06.2018 N 2/1/1, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В обоснование своих доводов управление указывает следующее.
Обществом "Мадагаскарпарк Саранск" произведена перепланировка 5-го этажа спорного здания, в результате которой зона фудкорта, относящаяся к классу функциональной пожарной опасности Ф3.2 была заменена на детскую игровую зону классом Ф3.6 с изменением объемно-планировочных решений, что привело к нарушению подпункта "о" пункта 23 Правил противопожарного режима, пункта 4.6 Свода правил СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", пункта 5.42 СП 118.13330.2012 "Общественные здания и сооружения", Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании).
В силу статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением), а также в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и нормативных правовых актов Российской Федерации.
Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Законом о техническом регулировании.
СП 118.13330.2012 является обязательным для исполнения нормативным документом, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 (пункт 66 утвержденного Перечня стандартов). Основной контингент детских помещений (дети) не способен самостоятельно эвакуироваться, что делает невозможной их быструю эвакуацию при пожаре, создавая угрозу жизни и здоровью. Поэтому пунктом 5.42 СП 118.13330.2012 запрещено размещение детских игровых зон выше второго этажа. Данный пункт Свода правил вступил в силу с 1 июля 2015 года, то есть до момента принятия решения о перепланировке части пятого этажа торгового центра (договор субаренды от 26.10.2015).
При этом частью 3 статьи 80 Закона о требованиях пожарной безопасности установлено, что при изменении функционального назначения зданий, сооружений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, применительно к новому назначению этих зданий, сооружений или помещений.
В соответствии с требованиями подпункта "о" пункта 23 Правил противопожарного режима запрещено изменять класс функционального назначения помещений без учета, в том числе требований пожарной безопасности.
Эксплуатация торгово-развлекательного центра с нарушениями требований пожарной безопасности, в том числе влияющими на безопасную эвакуацию людей из здания в случае пожара, грубо нарушает права и законные интересы граждан (детей) являющихся посетителями развлекательного парка.
Приведенные управлением доводы заслуживают внимания, в связи с чем кассационную жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.9-291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судья Верховного Суда Российской Федерации
определила:
передать кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Мордовия с делом на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 6 марта 2020 г. N 301-ЭС19-24611 по делу N А39-5947/2018
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
01.09.2020 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 231-ПЭК20
24.09.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4383/19
14.06.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2049/19
11.03.2019 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2049/19
10.01.2019 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-5947/18